Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 1. Конец
В начале этого века на уроках субботней школы мы целый квартал изучали книгу Иова. И вот шестнадцать лет спустя мы снова приступаем к изучению этой же книги. Чем она актуальна? Что она дает поучительное человеку, живущему в XXI – веке? Неисчерпаемо извечный вопрос, который волнует не только атеистов, но и нас верующих: «Откуда возникло зло?» Эволюционисты строят свою концепцию на «естественном отборе». А на чем базируется наша позиция? Мы, креационисты, имея на своей стороне логику и твердые основания, всегда ли можем дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос о проблеме зла? Нам в упор ставят конкретный вопрос: «Если благой, любящий и всемогущий Бог существует, тогда почему в мире так много страданий?»
В этом квартале нам предстоит рассмотреть литературный шедевр одной из древнейших исторических книг. В этой книге приоткрывается занавес и в некоторых деталях мы узнаем причину той извечной проблемы, которая волнует человечество на протяжении долгих тысячелетий существования человека на земле. В ней переплетаются два измерения, наше земное и небесное. Сюжет книги погружает нас в сферу, с одной стороны, далекую от нас, и для нас не видимую; а с другой стороны, может не в такой степени, но все же видим мы и наши проблемы: страдания, переживания, болезни, потерю близких, банкротство.
Изучая эту книгу, давайте постараемся увидеть себя в каком-то из действующих в этой книге персонажей. Мы, обычно, чуть что, пытаемся сравнивать себя с Иовом. А может мы в числе четырех друзей Иова, которые пришли наставлять его? Или может наши советы чем-то похожи на советы жены Иова? Во всяком случае, в этой книге раскрыта великая борьба между Христом и сатаной, которая от идеологической и информационной порой перерастает, что ни есть, в самую настоящую буквальную борьбу за души человеческие.
Наш первый урок имеет интригующее название: «Конец». Странно звучит, не правда ли? Первый урок и сразу на тему «Конец». Что ж, иногда надо начинать с конца. Этот метод исследования называется дедукцией, дедуктивный метод расследования. Если индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам, то дедукция – это способ рассуждения от общих положений к частным выводам. Вот этот материал, который мы имеем на целый квартал, по методу дедуктивного исследования и построен. В первой теме мы рассмотрим общее положение или констатацию того, что конец истории Иова, ну, прямо-таки, как в сказке, имеет самую радужную окраску. Мало того, перед нами раскрывается картина будущего, где не будет уже никаких страданий. Изучив первый урок и зная конец этой истории, нам гораздо легче будет воспринимать печальные моменты жизни этого мученика. Хотя в этом уроке мы затронем судьбы и тех праведных людей, которые имели печальный конец, если измерять их судьбу земными мерками благополучия. Но памятный стих, который предложен нам к этому уроку, тоже имеет дедуктивный оттенок. Он дает общий итог праведной жизни во Христе, а остальные детали достижения этого мы будем изучать в следующих уроках. Вот он памятный текст:
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).
Итак, давайте подойдем к рассмотрению этого урока в двух аспектах:
I Счастливый конец жизни Иова
Прочитаем текст Писания:
10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
13 И было у него семь сыновей и три дочери.
14 И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух.
15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.
16 После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода;
17 и умер Иов в старости, насыщенный днями (Иов.42:10-17).
Справка по 11 стиху: что такое кесита? ????????? – кэсийтаh денежная единица, род монеты (плитка серебра с изображением овцы).
Прочитав этот утешительный текст, и кажется, что на этом закрыть бы уже этот урочник и не заглядывать в то, что было до этих долгих и счастливых дней нашего героя. Но в том-то и суть этого шедевра, увидеть, как дается это благоденствие. Мы должны увидеть в Иове какую-то аллюзию на жизнь Христа. Памятный стих окрыляет нас, он утешает умирающих в Господе. Но для того, чтобы умершие ожили, Христос претерпел несправедливые Голгофские муки и смерть.
Вам знакома такая поговорка: Конец дело красит? Да, на фоне страданий Иов прожил умиротворенно еще сто сорок лет. Оценивая благосостояние Иова в конце жизни, можно прийти к выводу, что он получил щедрую компенсацию за свои страдания. Было семь тысяч овец – стало четырнадцать тысяч. Поголовье волов и ослов увеличилось с пятисот до тысячи. Фактически, Бог удвоил его состояние. А как обстоит дело с сыновьями и дочерями? Их было десять, а стало? Если рассматривать этот вопрос исключительно материалистическим пониманием последней главы книги Иова, то Бог удвоил его состояние во всем, кроме сыновей и дочерей, количество которых осталось прежним. Но если рассматривать жизнь Иова во свете памятного стиха, который дан к этому уроку, и учесть, что верующий в Искупителя, если и умрет, то оживет, в таком случае и детей у Иова тоже увеличилось вдвое, десять детей были с ним, а десять погибших присоединятся к этим десяти в вечности.
А как насчет жены? Его первая жена родила ему еще десятерых, или она умерла, и он взял другую жену? Автор об этом умалчивает, а значит и мы ничего об этом сказать не можем. Но кое-какие предпосылки для догадки у нас могут быть. Стоит заметить, что после всего, что произошло с Иовом, он прожил еще сто сорок лет. А сколько ему было, когда случилась беда? Библейский текст об этом не свидетельствует, но по еврейскому преданию ему было примерно семьдесят лет. Тогда получается, что сто сорок лет, это тоже удвоенный срок его жизни по сравнению с тем, который он прожил до бедствия. Если учесть предание (70 лет до бедствия) и Библейский текст (140 лет после случившегося), то всех дней жизни Иова было двести десять лет. Могла ли его жена родить двадцать детей? А может она действительно умерла, и Иов женился вторично, как Авраам? Не знаю, как в те времена, но сегодня женщина (в семьях, которые считают грехом предохранение) до двенадцати детей может родить в свою плодотворную жизнь. Может Бог вмешался и дал жене Иова родить двадцать детей, а может Иов женился вторично, и вторая жена родила ему еще десятерых? Мы это не знаем, и у нас могут быть лишь догадки. А о чем говорит факт о его трех дочерях-красавицах (Иов.42:13-15)? Мы даже не знаем имена сыновей, родившихся после, но автор не мог не упомянуть о дочерях-красавицах, и даже их имена описывает. Может они были похожи на свою мать – вторую жену Иова?! Может. Но я не знаю, но о первых дочерях почему-то таких подробностей не было.
Итак, книга Иова, возможно, старейшая из включенных в Библию книг, и ставит она самые животрепещущие для человечества вопросы: вопрос о смысле страдания и вопрос о взаимоотношениях человека с Богом. Духовный опыт Иова свидетельствует: богопоклонение не может быть основано на некоем «деловом контракте», предусматривающем для людей непременное материальное вознаграждение. Господь не несет обязательства «поощрять» человека за каждое его доброе дело.
В основе богопоклонения, которое не может и не должно зависеть от обстоятельств, — доверие людей Богу, Его совершенству; доверие, несмотря на то, что пути Его далеко не всегда понятны людям. Несчастье в жизни верующего не означает, что Бог оставил дитя свое. Оно означает лишь то, что Отец имеет в отношении него какие-то планы, тому неизвестные. Так что пусть он продолжает уповать на то, что судьба его — в надежных руках, что Создатель любит его и заботится о нем. Это-то и постиг из своего духовного опыта Иов.
Четыре оппонента считали, что страдание не имеет никакой другой цели, кроме наказания за злые дела. Сам Иов полагал, что в отношении него у Бога была лишь одна цель – «разрушить» жизнь его. Елиуй, напротив, подчеркивал, что намерением Господа было уберечь Иова от пути, ведущего к погибели. На самом же деле Бог преследовал в этой ситуации две цели: посрамить сатану, доказав несостоятельность его утверждений относительно Иова, и углубить духовное видение Своего праведника.
Вот почему неприемлемы любые попытки обвинять Творца, пытаться «сразиться» с Ним, понуждая Его к ответу, другими словами — бросать Ему вызов (все то, что поначалу совершал Иов). Верующим в Бога необходимо всегда помнить о несоразмеримости Божьего величия, с одной стороны, и ограниченных познаний, и возможностей человека — с другой, в условиях которых протекает его земная жизнь. Помнить об этом, значит сохранить себя от искушения гордыней и чувством самодостаточности.
Бог не дал Иову объяснений, которых тот от Него ожидал, но, вместо этого, он обрел гораздо более глубокое, чем было ему присуще прежде, сознание величия Бога и веру в то, что Он любит его и заботится о нем. И в этом урок на все времена для тех, кто уповают на Бога: планы Его, нередко необъяснимые и таинственные для людей, направлены на благо человечества и вселенной.
Хотя у Иова были счастливые дни земной жизни, благословенные его сто сорок лет, но что это по сравнению с вечностью? Это ничто, в конце концов, он все равно умер. Но, заглядывая в конец Библии, нам рисуется картина действительно долгой и счастливой жизни. Эти последние главы книги Откровение нам дают стимул переносить наши страдания в надежде на ту жизнь в вечности, которая нам обещана.
II Печальные концовки жизни
Да, земная жизнь Иова сложилась так, что он мог видеть детей, внуков, правнуков, и прожил он долгую и спокойную жизнь. Но не у всех все именно так заканчивается, несмотря на их благочестивый образ жизни. О чем это говорит? Поставлено ли земное благополучие в зависимость от благочестивой жизни; и страдания – от бесчинства? Несколько примеров, которые мы рассмотрим, я думаю, ответят нам на возникающие у нас вопросы.
Авель. «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4:8).
Анализируя эту историю, мы видим, что, совершив убийство брата, Каин отвергает попытки Бога пробудить в нем чувство раскаяния и не выражает намерения принять на себя ответственность за содеянное. Божие наказание (грядущее бесплодие земли и предстоящие ему скитания, стихи 10-12) — слишком сурово в его глазах (стих 13). Характерно, что убийца боится, что с ним поступят так же, как он поступил со своим братом (стих 14).
Но милостивый Бог отметил его неким знамением, которое должно было удержать потенциального мстителя от возмездия (стих 15). Что это был за знак, нигде не уточняется. Бог, однако, обрек Каина на постоянные скитания (стих 12). От лица Бога ему предстояло быть изгнанным (стих 14), и пошел Каин и поселился в земле Нод (буквально значит «странствия»), на восток от Едема (стих 16).
Да, интересный, казалось бы, парадокс вырисовывается в этой истории. Бог допустил праведнику умереть, а беззаконнику даровал гарантию неприкосновенности. Этот пример разбивает теорию о том, что праведники имеют на земле благоденствие, а нечестивые страдают. Нет, в масштабах вечности, все на своих местах. Для чего дана нам эта временная жизнь? Для того, чтобы сформировать характер, достойный жизни вечной. Авель ушел в благочестии своем в мир ожидания Второго пришествия Христа. А для чего Каину Бог дал неприкосновенность и дни жизни? Для того, чтобы он исправил свое отношение с Богом и тоже получил жизнь вечную. Видите, как все становится на свои места, когда мы мыслим не земными, а небесными мерками о проблеме долгоденствия и преждевременной смерти.
Урия. «И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин» (2Цар.11:17).
Эта история нам хорошо известна. Действия, предпринятые Давидом после того, как он узнал о беременности Вирсавии, по всей видимости, были продиктованы желанием придать ее положению «легитимный характер». Царь призвал Урию из военного лагеря, желая, чтобы тот провел какое-то время наедине с женою. Но ни первая, ни вторая уловки Давида (стих 8, 13) не возымели действия.
Благородный хеттеянин отказался от домашних и семейных радостей на основании того, что его боевые товарищи, стоящие под стенами Раввы, лишены их. Из истории мы знаем, что конец Хеттской империи относят к 1200 г. до Р. Х., отдельные «этнические вкрапления» этого народа продолжали существовать в Сирии и в самом Израиле; Урия был из числа таких хеттеев и один из героев Давидова воинства. Нам стоит лишь удивляться: Давид остается жить, берет себе Вирсавию в жены, а благочестивый Урия погибает, будучи поставленным в самое опасное место сражения. Это справедливо? В масштабах земного благополучия – нет, но в перспективе вечности Бог желал увидеть покаяние Давида, и Он его увидел. Смотрите 50 Псалом, он как раз посвящен покаянию Давида именно в этом грехе.
Илий. «Когда упомянул он о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет» (1Цар.4:18).
Илий был судьей Израиля, а судьи были на стороне Бога и поддерживали порядок в народе. И, казалось бы, живи себе, Божий человек, и умри спокойно на ложе своем. Когда Илий, без малого столетний старик, услышал от вестника, что ковчег попал в руки язычников-филистимлян, а оба его сына погибли, то упал с сидения своего и, сломав позвоночник, умер. Вслед за тем невестка Илия, жена Финеесова, умерла при родах. Но сына, которого родила, она успела назвать — соответственно обстоятельствам — Ихаводом (что значит «бесславие»). Она рассудила, раз присутствие ковчега среди евреев означает присутствие Самого Бога в их среде, то пленение ковчега филистимлянами показывает, что и Бог со всею славою Его теперь в их руках. В сознание идолопоклонников вполне вмещалось, что боги могут попадать в плен и даже подвергаться изгнанию, но евреям следовало бы знать, что их вездесущий Бог не может быть отнят от них. Насколько же языческим сделалось восприятие Бога израильтянами! Мы видим и из этого примера, что Бог, если что-то допускает, то не без причины. Что-то нам уже здесь на земле раскрывается, а то, что мы здесь не понимаем, откроется нам вполне в вечности.
Царь Иосия. «Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил на сражение на равнину Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Иосию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея, и Иерусалим оплакали Иосию (2Пар.35:22-24).
Проанализируем эту историю. Нехао, армия которого шла территорией Иудеи, попытался предотвратить столкновение с Иосией. Его слова в начале двадцать первого стиха следует понимать примерно так: «что у нас за счеты с тобой, царь Иудейский?» Он даже сослался на то, что, выступая теперь против Ассирии, исполняет волю Божию, и Иосии не следует противиться ей, чтобы Бог не погубил его.
Тон летописца в стихе 22 свидетельствует о том, что Нехао действительно получил некое повеление свыше, но Иосия — увы! — не отступил от своего намерения. Из стиха 22 в других переводах следует, что «приготовление» иудейского царя к битве выразилось в том, что царское одеяние он сменил на одежду обычного воина, в целях маскировки (так же в свое время поступил царь Ахав; 2Пар. 18:29). Несмотря на это он был тяжело ранен; произошло это на равнине Мегиддо. На протяжении веков это место служило полем битвы. Битва Христа с Его врагами, в свое время, тоже разыграется в Мегиддо: Армагеддон буквально означает «гора Мегиддо». Я не говорю о буквальном месте, но война будет глобальной.
В Иерусалим Иосию доставили еще живым, но там он умер и был похоронен в гробницах отцов своих. Смерть этого благочестивого царя явилась горестным потрясением для всего народа. Сказано, что даже пророк Иеремия оплакал его кончину в сложенной им песне. И много плачевных песен, которые долго жили в еврейском народе, было сложено в те дни (стих 25). Рассказ о царствовании Иосии завершается сообщением о том, что подробно деяния его описаны в книге царей Израильских и Иудейских. Вот так и благочестивые цари умирали, а нечестивые – праздновали победу. Что поделаешь? Тайное, сокрытое от нас сегодня, сделается явным в свое время.
Иоанн Креститель. «И послал отсечь Иоанну голову в темнице» (Мф.14:10).
Это уже новозаветная история. Молва об Иисусе и чудных делах Его, распространяясь все шире, достигла царя Ирода. Речь тут идет об Ироде Антипе, поставленном римлянами над четвертою частью Палестины (отсюда его титул — четвертовластник); в земли, которыми он управлял, входила и Галилея. Правление Ирода Антипы было долгим: с 4 г. до Р. Х. по 39 г. от Р. Х. Это его отец — Ирод Великий приказал «избить» младенцев в Вифлееме. К Ироду Антипе был позднее приведен на суд Сам Иисус (Лк. 23:7-12).
Ирод пришел к выводу, что Иисус — это воскресший Иоанн Креститель (сравните (Лук. 9:7). Матфей в последний раз упоминал о Крестителе в связи с тем, что тот послал своих учеников к Иисусу с вопросом о Нем (Мф. 11:2-14). И только теперь завершает Матфей рассказ о том, что случилось с Иоанном. Ирод, взяв его, посадил в темницу за Иродиаду. Сделал он это потому, что Иоанн принародно обличал его за сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Ирод хотел расправиться с Иоанном, однако боялся, потому что в народе его почитали за пророка.
И властитель ограничился тем, что «изолировал» Иоанна от народа, посадив его в темницу. Но вот во время празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломея) плясала пред собранием. Она настолько угодила Ироду, что тот неразумно пообещал ей исполнить любое ее желание. Она же, по совету матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И хотя царь сильно опечалился (14:9), выбраться из ловушки, в которую попал, дав клятву, он не сумел. И пришлось ему приказать, чтоб Иоанна обезглавили.
Ученики Крестителя взяли тело его и погребли, а затем сообщили о происшедшем Иисусу. Поступок Ирода тоже обернулся отвержением Самого Господа, и это видно из того, в какую тесную взаимосвязь между собой ставит Матфей служение Христа и служение Его Предтечи: первое не могло не сказаться на втором. Так что Ирод, «отвергши» Предтечу Мессии, тем отверг и Самого Мессию.
Но нас волнует главный вопрос: почему Бог допустил смерть этого праведника? Вас это интересует? Меня тоже. Пусть этот вопрос будет одним из первых, которые мы зададим Иисусу, оказавшись с Ним рядом в вечности.
Стефан. «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян.7:59-60).
Это история еще одного праведника, который ушел из жизни преждевременно. Почему? Тот же открытый вопрос. Мы можем то же самое сказать и об ап. Павле, да и о всех учениках Христа (кроме Иоанна), которые ушли из жизни раньше времени и при том, закончили ее мученической смертью. Но главное – они ушли из жизни в надежде на воскресение. Вас это утешает? Меня тоже. Иова тоже эта мысль утешала. Он ставит извечно волнующий человека вопрос:
14 Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? (Иов.14:14).
И на этот вопрос он сам же отвечает:
25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию (Иов.19:25).
Это счастливый конец для всех искупленных. Эта же мысль прослеживается и в Новом Завете. Вспомним еще раз наш памятный текст:
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:25).
Это было еще одним из «Я есмь», которое высказал Иисус. Иисус представляет Себя здесь как Жизнедатель. Принявший Его, принял жизнь и имеет гарантию на будущее воскресение для вечной жизни. Утешительные слова для темы «Конец»? Во свете этих слов со следующего урока начнем рассматривать великую борьбу, которая идет за спасение душ человеческих.
Пастор Александр Серков
Комментарии (23):
Петров А
| Ссылка на комментарий
Когда то в пятницу вечером мы изучали кн.Иова.Помнится в начале говорилось,что Иов приносил жертвы за себя и своих сынов.Мы сделали вывод ,что сыны Иова будучи самостоятельными людьми пренебрегали жертвоприношением…т.е. вели не очень правильный образ жизни..А Иов пытался сделать за них то ,что они должны были сами делать (Из лучших побуждений конечно)
В одной статье в АВ говорилось,что сатана не случайно не отнял жену у Иова ,чтобы она капала ему на мозги склоняя к богохульству.Затем была проповедь,что наличие жены во время страдания Иова наоборот способствовало ,чтобы Иов обратился к Богу.»Похули и умри» .То есть обратись к богу в молитве даже если ты умрешь от этого даже ,если ты рассматриваешь молитву в данных обстоятельствах как богохульство..То что дочери Иова получили наследство …Когда то в сШ мы изучали,что при завоевании Ханаана ктото из вождей(возможно Навин) не имел сынов и дал наследство дочерям вопреки традиции. Не помню уже.
Что касается страданий ,то какое то время назад в утренних чтениях была мысль:»не спрашивай почему случилось то или другое,а лучше размышляй для чего это случилось?»
Что было бы если б Иов размышлял для чего сним случились все эти катастрофы?Ведь какой то смысл ДЛЯ НЕГО должен же был быть во всем ,а не просто быть наглядным материалом в споре где то там на небесах?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову А:
Это был патриархальный строй, при котором патриарх приносит жертвы. Иов был патриархом своей семьи.
Да, сатана оставил жену, чтобы она «капала». Третий урок уже оформляю, сегодня, если Богу будет угодно, выставлю на ютуб, там целая мысль посвящена жене Иова. Слово «похули» с молитвой сравнивать никак нельзя, это антонимы.
Да, о споре на небесах Иов ничего не знал, но нельзя сказать, что он не размышлял. Он со всех сторон проверял свою жизнь, ну, не находил ее столь греховной, чтобы получать адекватное возмездие, потому то считалось в то время – чем больше нагрешил, тем большее наказание получай от Бога.
Петров А.
| Ссылка на комментарий
Была проповедь адвентистского пастора где он говорил,что похулить в представлении Иова это было всего навсего обратиться к Богу с молитвой.Именно поэтому он молчал несколько дней,а жена говорила ему -обратись ,мот, может ты от того и умрешь,но успокоишься от страданий..Богохульство в его представлении состояло в том,чтобы обратиться к Небесам без приглашения так сказать.
Патриарх патриархом,но и Авель с Каином должны были приносить жертвы за себя несмотря на то ,что Адам тоже был патриархом.
Петров А.
| Ссылка на комментарий
Кроме того дети его были совершеннолетние и любили попировать.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову А.:
Да, в какой-то степени прав этот адвентистский проповедник. Это место буквально переводится так:
«Скажи Богу некое слово (изречение, речь)» (буквальный перевод из LXX).
Сказать Богу речь, это в нашем понимании и есть молитва Богу. Но что имела в виду жена Иова, давая это наставление? Молитва может быть благословенной, и в молитве слова Богу могут сопровождаться проклятием – это тоже молитва (некая речь Богу). Теперь надо выяснить, какую молитву предлагала жена Иова. Если бы она предложила Иову произнести благословенную молитву, он не сказал бы: «ты как одна из безумных». Из контекста вырисовывается, что она посоветовала Иову произнести проклятие в адрес Бога. Вот другие переводы этого текста:
«Уж лучше прокляни Бога и умри» (перевод Кулакова).
«Прокляни Бога и умри!» (перевод РБО).
Через женщину, по всей видимости, действовал сатана (хотя она не сознавала этого), ведь это он дважды (1:11 и 2:5) предсказывал, что Иов проклянет имя Божие. Итак, вместо утешения, жена усугубляет боль Иова тем, что дает ему понять: сама она больше не верит Богу и, если думает о Нем, то с чувством горечи.
Как Вы пришли к такому выводу, что обращаться к небесам без приглашения нельзя, и что это является богохульством? И где, в таком случае, человек должен получать санкцию на обращение к «Небесам», чтобы молитва без приглашения не оказалась не легитимной и даже богохульной? «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Каин и Авель принесли дар Господу:
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел (Быт.4:3-5).
А о жертве всесожжения впервые в Писании сказано в связи с Ноем, а потом с Авраамом:
«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20).
Сим, Хам и Иафет жертвы всесожжения не приносили.
«И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12:7).
Об Исааке мы читаем:
«Исаак был удостоен особенной чести от Бога, став наследником обетовании, которые несли благословение миру. И хотя ему было уже сорок лет, он покорился воле своего отца, доверившего выбор жены для него опытному и богобоязненному слуге. Результат этого брака, как свидетельствует Священное Писание, — трогательная и прекрасная картина семейного счастья. «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей»» (Патриархи и пророки, с. 175).
За то боролись Иаков и Исав? За первородство, чтобы быть патриархом рода.
Они праздновали свои дни рождения. А Иов, как патриарх, возносил жертвы всесожжения.
Петров а.
| Ссылка на комментарий
В той проповди пастор говорил что по некоторым данным женой Иова была Дина за которую Симеон и Левий отомстили.Он(Иов) назвал её «одной из безумных»потому что у неё были не такие представления о Боге как у него.У Иова представления были более языческие.Были ведь семьи типа Иофора которые были праведны по своему хоть и не пренадлежали к израильскому народу и не знали всей полноты истины.Я ни к какому выводу не приходил(насчет того что обращаться к небесам было богохульством).Я слышал в ПРОПОВЕДИ ,что у язычников,скажем во временаМидоПерсии войти к царю без приглашения считалось серьезным нарушением и даже оскорблением.именно поэтому Эсфирь рисковала жизнью идя к царю без приглашения или хотя бы без доклада секретаря.Проповедующий говорил,что если у Иова были представления как у язычников,то он опасался сразу обратиться не только к земному правителю ,но и небесному,вот почему он молчал несколько дней.Дина же была из другой семьи и знала ,что кнебесному царю можно обращаться всегда.Т.е. смысл проповеди был и в том,что она пыталась донести до мужа ту мысль которая для него была непривычна и богохульна хотя богохульной на самом деле мысль не была .Или была только в представлении Иова.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову а.:
Да, такие данные есть. Таргум (древнееврейские пересказы или толкования библейских книг) на Книгу Иова называет жену Иова Диной. Существует также древняя раввинская традиция, утверждающая, что Иов был женат на Дине, дочери Иакова.
Иов (он же по переводу в книге Бытие Иовав) был потомок Исава. Разве Исав был язычником? Он был просто секуляризованным потомком Авраама и Исаака. Бывает же, в семьях адвентистов какой-то сын или дочь ведут мирской образ жизни. Но это же не значит, то они не знают истину или же, что они стали атеистами. А сын такого секуляризованного христианина разве не может быть праведным и отдавшим свою жизнь на служение Богу? Как было с царями Израильтян, да и Иудеев тоже, отец был идолопоклонник, а его сын, становясь царем, совершал реформы в пользу поклонения Богу. Я не сказал бы, что Иов был прямо-таки язычником и приносил жертвы языческим богам за своих детей. Он был реформированный поклонник живому Богу. Если бы у него не было склонности к служению Богу, он не взял бы себе жену из дочерей Иакова. Мы дальше будем изучать книгу Иова и увидим, то он не с языческими богами желал иметь диалог, и не языческий бог задавал ему вопросы, он имел дело с живым Богом. Поэтому я не сказал бы, что у Иова «представления были более языческие».
И еще прочитайте текст Писания об Иове и сделайте вывод:
3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности (2 глава).
«на раба Моего Иова» — чьим рабом был Иов, какого Бога, языческого или живого? «богобоязненный» — богобоязненный или идолобоязненный?
Да, по отношению к Мидо-Персидским царям было так, но было ли так даже по отношению к языческим богам? Где там у языческих богов секретари, чтобы им докладывать, что язычник хочет помолиться языческому богу? На горе Кармил языческие жрецы никакой санкции на молитву языческим богам ни у каких секретарей не испрашивали. Поэтому слова того проповедующего о том, что Иов «опасался обратиться к небесному правителю, вот почему он молчал несколько дней» — не приемлемы, потому что, во-первых, где сказано, что Иов молчал несколько дней; во-вторых, каким способом он мог добиться разрешение на молитву Богу? Через каких секретарей? И вообще, молчали семь дней друзья Иова, и то это было после того, как жена Иова предложила ему похулить Бога. Вот весь текст с советом жены Иова:
6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими (2 глава).
Где здесь сказано, то Иов несколько дней молчал? Такого здесь нет. А вот текст о том, то друзья Иова молчали семь дней:
11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
12 И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (2 глава).
Тогда как понять эти слова Писания:
«Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни» (Иов. 1:5).
За что приносил Иов всесожжения, за то, что сыновья согрешили вдруг тем, что без разрешения от секретаря вознесли молитву Богу? Заметьте, он переживает, чтобы они чем-либо не похулили Бога, а не какого-то языческого бога. Так что не надо Иову приписывать то, чего на самом деле не было. Так что, никаким язычником Иов не был, он был рабом Бога, Бог Сам об этом засвидетельствовал, и он переживал за детей своих, чтобы вдруг они чем-то не похулили Бога (своим поведением, а не тем, то они вдруг без спроса помолились Богу); и он приносил жертвы за каждого своего сына, чтобы загладить их потенциальные грехи и хуления.
а
| Ссылка на комментарий
по стандартной иудейской традиции Дина была женой Иосифа. а не Иова.
А Иов жил до Авраама. приблизительно в век Фарры.
Иовав и Иов это разные имена.
Др.
| Ссылка на комментарий
Да, иудейская традиция — это сильная вещь..
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Не уверен, что нам надо так уж хвататься за Иовава. Либо надо тогда уж говорить, что Иов — это переименнованный (Богом?) Иовав (или наоборот). Потому что значительных различий в звучании имен в Библии почти не бывает.
Есть куда более веское свидетельство для датировки книги — имя «Елифаз Феманитянин».
Имена «Елифаз» и «Феман» мы находим в Быт.36 и 1Пар1. И количество этих упоминаний так велико, что пренебрегать ими в пользу предполагаемого тождества Иова и Иовава будет неразумно.
В обоих книгах имеются в виду одни и те же люди.
По Быт.36, Елифаз — это первенец Исава, Феман — его сын. По аналогии с тем, как Каин назвал построенный им город именем первенца (Быт.4:17), «Феманитянин» может означать: 1) потомок Исава, 2) кто-то из детей Фемана, сына Елифаза, внука Исава, 3) житель земли феманитян (Быт.36:34).
Может ли Елифаз Феманитянин из книги Иова быть именно сыном Исава? На первый взгляд, нет. Исав и его потомки представляются некой черной массой безбожников.
Однако нам есть подсказка: Бог говорит Елифазу, что Его гнев горит на них из-за их слов (Иов42:7). Что такого сказали друзья Иова, что вызвало такую реакцию Господа? Ведь они везде показаны как искренне озабоченные страданием праведника и поставленной под удар репутацией Творца.
«горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву» (Иов42:7-8). Весьма напоминает жертву за грех по ошибке. Они могли искренне заблуждаться, пытаясь вменить Иову в вину то, чего он не совершал? Вполне могли.
Т.е. могло быть так: они подошли к ситуации Иова с позиций жизненного опыта и здравого смысла, а Господь в Своем ответе из бури дал понять, что тут нечто большее, чем отказывающийся от раскания скрытый грешник. И велел друзьям Иова перенести свою вину на жертвенных животных.
Однако (хотя этого в тексте и нет) Елифаз и друзья могли обвинять Иова в том, чему не следовали сами (Мф.23). Их лицемерие могло разгневать Господа. Но это — только предположение.
Что ж такого нехорошего говорил Елифаз?
Иов4:12 И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.
13 Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей,
14 объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
15 И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне.
16 Он стал, — но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние, — и я слышу голос:
17 человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?
18 Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки:
19 тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли.
20 Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут.
21 Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости.
Что это за мистический опыт, на который ссылается Елифаз? Что за дух говорил с ним? Реакция его на видение обычна — ужас охватывал древних семитов в случае контакта и с Господом, и с демонами (вспомним Саула в доме у Аэндорской ведьмы).
Скрытый облик духа может быть ссылкой и на невидимого Господа, и на вызванного для Саула духа «Самуила». «Тихое веяние» как будто отсылает к видению Илии на Синае.
А вот слова этого духа вселяют тревогу. Сначала, как в случае с Евой в раю, идет некий вопрос, сбивающий с толку. Затем — провоцирующее утверждение: «Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Какой ангел был особо обижен за Господа? Какому ангелу и в чем Господь не оказал доверия, на которое тот претендовал? В какой совет «в сонме богов на краю севера» хотел входить некий ангел, который когда-то был для Бога своим, служил Ему? Я вижу здесь злость и обиду херувима Денницы (Иез.28) на Бога за то, что при творении Земли (а именно к этому событию отсылает Иова эпицентр книги — откровение из бури) одни «сыны Божьи» пели, а другие силы злобно бушевали, как вырвавшиеся из пут воды потопа.
Как толкует Елифаз это видение? Этот дух ему говорит: святых нет даже на Небе, не то что на Земле. Никто не свят, «все одним миром мазаны». Нет разницы между праведным и нечестивым. Будем есть и пить, ибо завтра умрем! Раз Господь не допустил Денницу к творению Земли и человека, а вместо него стал советоваться («сотворим«) с архангелом Михаилом, значит, Творец не доверяет никому, «у Него всё не так и все не такие, как надо». Поэтому, заключает Елифаз, Иову нечего выпячивать свою невиновность. Бог капризен и непредсказуем, угодить Ему невозможно, надо лишь покорно нести свою «карму».
Видение Елифаза тотально пессимистично и напоминает «откровение» духа, выведенного Аэндорской ведьмой, который пророчествовал, что Саул завтра же будет «с ним» — в аду, т.е. в могильном мраке. Оно полностью противоположно свидетельству Иова о его вере в телесное воскресение праведных (Иов.19:25-27).
Если всё это правда, тогда неудивительно, что перед нами утонченный философ и лицемер. Он визионер темной силы, но при этом берется убеждать Иова, что тот непременно согрешил и незаслуженно никак не может страдать.
Мог ли сын Исава находиться на такой «легкой», «начальной» стадии ухода от Бога и Его слова? Мог вполне.
а
| Ссылка на комментарий
не могупонять на какомосновании жизнь Иова относитмя к временисуществовагия израиля?!
оснований нет.
Получается, что Бог указывпя сатане на Иова, ставит его выше Иакова, Иосифп ит.п. и что такого как Иов больше нет иэто при жиаых патриархах.
жизнь Иова может относитмя только к до израилеву воемени.
фемманитянин и не значит сын феммана.
назвать сына могли по имени назвагия той земли.
Это как еслибы лесю Украинку толковать как родоначальницу Украины
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Вы правильно ревнуете об авторитете еврейских патриархов. А то часто создается впечатление, что у христиан все библейские герои в духовном отношении от горшка два вершка были. А это не так.
Где в Библии еврейские праведники ставятся во главу угла всей земли? Очень часто было наоборот.
Для начала Сим, сын Ноя, немного пережил даже Авраама. Читайте изящное эссе пастора Серкова с предположением о том, что это Сим предстает в книге Бытие как Мелхиседек, царь Салима.
Авраам дал ему десятину из своих трофеев. Вот как этот случай комментирует автор Послания евреям (7:4):
И вообще в этом послании Мелхиседеку уделяется особое внимание.
Далее, до исхода из Египта язычники нередко (хотя бы в теории) были моральнее патриархов: Аврааму за его сутенерство читают морали фараон и царь Герара, Исааку — царь Герара, Иакова упрекает Лаван за воровство (тем более, его идолов), Иаков в шоке от резни, которую коварно устроили в Сихеме его сыновья, Иуда оскандалился из-за сожительства с невесткой, мадиамский священник Иофор поучает Моисея, как руководить Израилем.
Затем мы видим, что в эпоху Судей Израиль в целом почти или ничем не отличался от окружающих язычников. В этом плане удивительно отличается книга Руфь. Моральные качества Руфи неожиданно выделяют ее даже среди евреек. Вооз — это анти-Самсон. Тот искал у филистимлянок «огня» и «экзотики», которой не находил (возможно), у соотечественниц, а Вооз женился на моавитянке, праведность которой превзошла то, что Вооз видел в характере молодых евреек своего времени. Самсон умирает в позоре, бесславии и фактически как самоубийца, а Руфь от Вооза (а Матфей называет Вооза сыном Раав — иерихонской блудницы? Матф.1:5) родила предка царя Давида.
В эпоху Давида с разных концов земли в Израиль сходятся представители разных наций. Соломон превращает Израиль в субъекта международной политики, культуры и торговли. И здесь в библейском каноне появляются нееврейские (?) субъекты: авторы ряда Псалмов, авторы последних глав книги Притчей.
И так далее. Поэтому никогда Израиль не исчерпывал современный ему Божий Остаток. Скажем, Иофор — явно Божий человек — почему-то не остался с Израилем, идущим в Ханаан, а вернулся в Мадиам. Зачем, почему?
Наконец, после вавилонского плена большинство евреев (и так продолжается по сей день) жили за пределами Израиля. Храм Зоровавеля-Ирода становится центром международного паломнического движения (Деян.2). Многие из этих людей, принявших обрезание, не были этническими евреями.
Иов был знаменитостью для многих поколений:
Это пишет священник Иезекииль в вавилонском плену. Здесь Иов поставлен на один уровень с Ноем (это понятно) и современником Иезекиииля Даниилом.
Израиль — это видимая часть Божьего народа. А есть и невидимая (до поры). Так и с Церковью: к ней надо принадлежать, однако Иисус говорит о Его овцах «не сего двора, и тех надлежит Мне привести… и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан.10:16).
Оценка Бога не унижает еврейских патриархов, а сбрасывает спесь уникальности и исключительности с Божьего народа и вселяет надежду, что у них есть (до поры скрытые) единомышленники в каждом народе и местности.
Могли или нет — это надо доказать. Я привел библейский аргумент о том, как Каин что называл. Леся Украинка и Каин — что ближе к контексту книги Иова?
Но если и о послебиблейском контексте… Рим (Roma на латыни) основал (легендарный?) Ромул (Romulus), брат Рема. Киев, по «Повести временных лет», назван в честь князя Кия. Мой родной Харьков как будто был основан то ли атаманом Иваном Каркачо?м (явно фамилия происходит от казацкого прозвища Харкач — Плюющийся), то ли казаком Харко?м (т.е. Захарком, Захаркой, Захаром. Украинское произношение делает Р твердым: Харків). Причем те земли могли быть десятки раз называемы по-другому прежними их обитателями, но — пришел, увидел, победил — и назвал. И почему бы не по имени первенца? Врага победил, город поставил, сына родил…
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
А(у):
Какого Иосифа? Надеюсь, не Иосифа Флавия и уж точно не Иосифа Виссарионовича. Ну, если Вы имеете в виду Иосифа Яковлевича, который попал в Египет, то давайте поговорим. Во-первых, не забывайте, что Дина тоже была Яковлевна, а значит, Вы хотите сказать, что Дина была замужем за своим братом? Допустим, Дину каким-то образом тоже «сплавили» братья в Египет. То, что она стала Асенефой, не проблема, Иосиф в Египте тоже стал Цафнаф-панеахом. Но вот как она стала дочерью Потифера, жреца Илиопольского, это уже вопрос Вам.
«И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской» (Быт 41:45).
И еще Вам вопрос по тексту:
8 Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим.
9 Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми.
10 Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки.
11 Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари.
12 Сыны Иуды: Ир и Онан, и Шела, и Фарес, и Зара; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской. Сыны Фареса были: Есром и Хамул.
13 Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон.
14 Сыны Завулона: Серед и Елон, и Иахлеил.
15 Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его. Всех душ сынов его и дочерей его — тридцать три (Бытие 46 глава).
Обратите внимание: «Всех душ сынов его и дочерей его – тридцать три. Можете по тексту всех пересчитать. Значит и Дина входит в то число пришедших в Египет вместе с отцом Иаковом. Теперь ответьте, Дина что ли снова превратилась из дочери жреца Илиопольского в дочь Иакова и пришла с Иаковом в Египет?
Но изучая это место Писания, отпадает и версия, что Дина была женой Иова. Мысль эту в ответах выше я привел, но об этом я прочитал в книге Василия Юнака «Откровение из бури» (вот адрес: http://jesuslove.ru/12474-vasiliy-yunak-otkrovenie-iz-buri.html). Вот прямая выдержка из этой книги:
«6 Таргум (древнееврейские пересказы или толкования библейских книг) на Книгу Иова называет жену Иова Диной. Существует также древняя раввинская традиция, утверждающая, что Иов был женат на Дине, дочери Иакова.» (Откровение из бури комментарий ко второй главе).
Вот что значит доверять комментаторам и талмудистам без собственной проверки и тщательного анализа.
На каком основании Вы это пишите? Есть одна зацепка за эту гипотезу, но она всего одна и очень слабая. Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак — в возрасте 180 лет и Иаков — в возрасте 147 лет, Иосиф прожил уже всего 110 лет. А Иов умер в возрасте 210 лет. Вот тут-то и версия, раз Иов прожил дольше, чем Авраам, значит жил он раньше, когда и жили по двести и больше лет. Но надо учитывать всегда не один аргумент, а все аргументы, имеющиеся у нас в наличии.
Денежная монета «кесит» была в обращении в период от Иакова до Иисуса Навина (Иов. 42:11, Быт. 33:19, И. Нав. 24:32).
В книге Иова названы музыкальные инструменты времени патриархов (Иов. 21:12; 30:31; Быт. 4:21; 31:27).
В книге Иова обращает на себя внимание несколько собственных имен и географических названий, которые ассоциируются с патриархальным веком. Вот несколько примеров:
Шева, внук Авраама (Быт. 25:3) и «савеяне», «савейские», производные от этого имени (Иов. 1:15; 6:19).
Фема, другой внук Авраама (Быт. 25:15) и «дороги Фемайские» в Аравии (Иов. 6:19).
Уц, племянник Авраама (Быт. 22:21) и Уц — место где жил Иов (1:1).
Иовав – это полное имя, а Иов – сокращенное. Как Максим и Макс, Иегошуа и Иешуа. Именно Иешуа, а не Иегошуа в транслитерации на греческий язык приобрело имя Иисус, заметьте, не Иигосус, а просто Иисус от неполного имени Иешуа. Так что имена Иовав и Иов – это одно имя, но мы не уверены в том, одна ли это личность, потому что людей с именами, как Иегошуа (Иешуа), так и Иовав (Иов), было в то время больше, чем один человек.
Др.
| Ссылка на комментарий
Таки да 🙂
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Максиму Балаклицкому:
Говоря об именах, надо учесть еще тот факт, что имена в Библии повторяются, то есть, с одним именем может быть несколько человек. Пример. Енох:
«И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4:17).
«Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха» (Быт. 5:18).
Так и имя Иовав (Иов):
«Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана» (Быт. 10:29).
«И умер Бела, и воцарился по нем Иовав, сын Зераха, из Восоры» (Быт. 36:33).
«Услышав сие, Иавин, царь Асорский, послал к Иоваву, царю Мадонскому, и к царю Шимронскому, и к царю Ахсафскому» (Иисус Навин 11:1).
«И родил он от Ходеши, жены своей, Иовава, Цивию, Мешу, Малхама» (1 Паралипоменон 8:9).
«Ишмерай, Излия и Иовав — сыновья Елпаала» (1 Паралипоменон 8:18).
«Сыны Иссахара: Фола и Фува, Иов и Шимрон» (Быт. 46:13).
Видите, Иовавов было больше, чем один, и имя Иов имел сын Иссахара. Но жил ли сын Иссахара в земле Уц? Если нет, то имен Иов больше, чем одно. Поэтому, даже если Иов и Иовав – разные имена, то по именам, упомянутым в других местах, можно Иова из книги Иова не найти или запутаться точно так, как говоря о Максиме, это не обязательно должен быть муж Аллы Пугачевой, это может быть и Максим Балаклицкий или еще другой, пятый и десятый Максим.
Надо еще учесть и землю Уц, в которой жил наш герой. Да, эта земля могла называться по какому-то имени Уц, а может и наоборот, женщина, родившая ребенка в земле Уц, назвала его Уцом, потому что Уц означает «песчанная земля», и женщина могла в любой песчаной земле родить сына и назвать его Уцом. Но где же жил Иов, вот это вопрос? Именно об этом нам первым делом в самом начале и рассказывает книга Иова. В самой первой главе, в первом же стихе говорится: «Был человек в земле Уц, имя его Иов». Что не менее примечательно, земля Уц упоминается в некоторых других местах Писания. В частности — в Плаче Иеремии, где Бог говорит: «Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц!» (Плач 4:21). Следовательно, земля Уц располагалась неподалеку от Едома, что к юго-востоку от Мёртвого моря. Согласно книге Иеремии (25:20), земля Уц была обширна: в ней царствовало одновременно несколько правителей. Кроме того, в Писании упоминаются несколько человек с именем Уц. Об одном из них идёт речь в книге Бытия 22. Там написано, что один из сыновей Нахора (брата Авраама) звался Уц, а второй — Вуз. Были ли они близнецами, сказать трудно; но, как бы то ни было, один из них носил имя Уц. Там же, в книге Бытия, в 36 главе, когда перечисляются жители Едомской земли до того, как туда переселились потомки Исава, упомянут ещё один человек по имени Уц; его именем, возможно, и была названа эта земля. Земля Уц, несомненно, была богата обширными пастбищами: ведь для того, чтобы выпасать семь тысяч овец и три тысячи верблюдов, огромные и обильные пастбища были совершенно необходимы. Очевидно, этот край прекрасно подходил для земледелия: пятьсот волов нужны были Иову, чтобы одновременно вспахивать землю.
Так что, Иовав или просто Иов, это одно имя или это разные имена, мы сейчас не сможем до конца уяснить; и земля Уц – тоже у нас примерная. Но это и не важно, главное в этой книге суть великой борьбы раскрывается, и это мы будем изучать в течение этого квартала.
Др.
| Ссылка на комментарий
Это два разных имени 🙂
Но по русски они пишутся одинаково (также и по английски).
Таки да 😀
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Саул и Савл — одинаковое имя (Шауль), Симеон и Симон — одинаковое имя (Шимон).
Да, знание языка библейского оригинала еще никто не отменял…
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
Это не два разных имени, а имя одно, но два носителя одного имени: Енох Каинович и Енох Иаредович. И в древнееврейском, и в древнегреческом, в обоих случаях это имя пишется одинаково.
??????? – Ханок (на древнееврейском).
???? – Энох (на древнегреческом).
Др.
| Ссылка на комментарий
Проверьте еще раз.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Максиму Балаклицкому:
Да, Вы правы.
???????? — Ша`ул (иврит)
?????? — С`аулос (греч.)
?????????? — Шимэаион (иврит).
?????? — Симэ`он (греч) — (по-русски Симеон).
????? — С`имон (греч) — (по-русски Симон).
Петров А.
| Ссылка на комментарий
В конце мы не читаем,что Иов принес жертву за жену .Если она была виновна в богохульстве ,она бы нуждалась в жертве.Трудно представить ,что Иов был женат на женщине которая потеряв детей сразу отреклась от Бога. если она конечно была не душевнобольной как ..Олег.Ж.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову А.:
Мы и в начале не читаем, чтобы Иов приносил жертву за жену:
А где Вы читали, чтобы, например, Авраам принес жертву за Агарь или за Сарру? Или они не грешили? О женщинах в Писании в основном описывается тогда, когда они либо что-то напакостят, либо отличатся весьма хорошим поступком. Если бы жена Иова не предложила мужу похулить Бога, о ней автор вообще не упомянул бы ни одной буквой. Вот и приходится нам только представлять то, что было и чего не было. А Жиганкова лучше не трогайте, на личности современные не желательно переходить; у него своя история.
петров А.
| Ссылка на комментарий
В данном случае обстоятельства исключительные.И кроме того если принять во внимание точку зрения ,что жена Иова играла на руку сатане и только поэтому была оставлена в живых……Вообщем эта история не только об Иове…ОЖ я не трогаю.Как доступный пример привел обьясняющий действие жены по вопросу «похули и умри».Да у него своя история ,много раз пересказаннная…..