Кто такие капелланы
Рассказывает Сергей Луцкий, руководитель Ассоциации капелланского служения Украинского униона Адвентистской церкви.
Капелланство – это служение в лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, детских домах, студенческих городках, воинских частях, учебных заведениях, армии, местах лишения свободы. Служение всем ? независимо от их политической направленности, религиозной, национальной принадлежности. Капеллан помогает человеку прийти к Богу, способствует пониманию и принятию Его воли, возвращению к плодотворной жизни в обществе.
Армейский капеллан не принимает участия в боевых действиях, не носит оружие, не благословляет солдат на войну. Его предназначение – призывать воюющих оставаться людьми, рассказать раненому о Христе хотя бы в последнюю минуту его жизни.
В христианском лечебном заведении капеллан уделяет внимание физическому, умственному, социальному и духовному аспектам личности больного. Когда человек примиряется с Богом, приобретает прощение и мир в сердце, это отражается и на его физических показателях, благоприятствует скорому выздоровлению.
Капелланский отдел организовывает встречи, на которых проводят курсы, обучают и готовят желающих совершать служение в колониях, больницах, интернатах и других социальных институтах. По окончанию обучения выдают удостоверение.
Ассоциация капелланского служения Украинского униона в 2014 году развивала тюремное служение, служение в больницах, детских домах, интернатах и домах престарелых.
С этой целью капелланы девяти территориальных конференций Украинского униона совершали:
— объезд областных встреч служителей конференции с проповедями, презентациями и семинарами, чтобы разъяснить суть служения и заинтересовать им;
— регулярное служение в четырех пенитенциарных учреждениях Западной конференции (Маневичи, Цумань, Екатериновка, Полки), четырнадцати колониях Южной конференции, семи «зонах» Подольской конференции. Это еженедельное богослужение заключенным, праздничные концерты, свершения обряда Вечери Господней для осужденных, которые заключили завет с Господом через водное крещение, а также в двух исправительных колониях (Львов, Сокаль) проводили индивидуальное служение с заключенными. Организовали переписку осужденных с Заочной библейской школой;
— провели три акции в программе «Винница – город надежды». В марте российская певица Светлана Малова выступала в Винницкой исправительной колонии (ИК)– 86. Подольская конференция на женский праздник провела акцию для осуждённых женщин: посетили их в камерах и вручили 40 подарочных пакетов. В мае и июне команда подольских медиков и врачей провела в Винницкой колонии две «Выставки здоровья» для офицеров и их жен, а также для условно осужденных;
— в Хмельницкой области проводят служения среди осужденных ИК «Райковцы», в Житомирской области — в Бердичевской ИК-70 и ИК «Райки». Привозят гуманитарную помощь — одежду;
— еженедельные посещения городских больниц, нарко- и тубдиспансеров, СПИД-центров, территориальных центров с миссией милосердия и евангелизации;
— служение в 23 лечебных учреждениях Западной конференции для поддержки пациентов, свершения молитвы об их здоровье, распространение среди пациентов и медперсонала христианских газет и журналов;
— завозили гуманитарную помощь (медикаменты) в винницкую больницу ИК?81;
— служение в двух интернатах, спецшколе, детском приюте и реабилитационном центре Южной конференции – три раза в год;
— служение в пяти учреждениях Западной конференции ? интернатах, тубдиспансерах, приютах;
— служение в семнадцати детдомах и интернатах: проводили праздничные встречи с детьми, предоставляли необходимую материальную помощь, привлекали детей к участию в жизни церкви (богослужениях, и других мероприятиях);
— волонтеры Западной конференции посещали одиннадцати домов престарелых;
— служение пострадавшим после вооруженных столкновений на киевском Майдане весной 2014 года: организовали консультирование для людей с посттравматическим стрессовым расстройством, делали антистрессовый массаж.
Подготовила Ольга Леонидова
Фото: http://logosinfo.org
Комментарии (41):
Николай
| Ссылка на комментарий
Происхождение термина «капеллан» связано с именем св. Мартина Турского. По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа» (доныне капа — часть облачения католических священников). Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан, то есть «хранитель капы».
Капеланны — это чисто католическое происхождение и в основном военное.
— Как церковь АСД, которая считает католическую церковь зверем, приняла эту должность и имя должности… вопрос.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Николай,
спасибо за справку
это точно должность — священник в тюрьме или больнице? и что тут звериного?
а то как бы мы с водой и ребенка не выплеснули. ведь католики и евангелизировали десятки стран, и библейский канон утвердили…
Др.
| Ссылка на комментарий
М.Балаклицкий —
Библейский канон существовал еще до того, как появились католики. Да и утверждали его не католики. И по поводу евангелизации.. тоже очень спорно это так называть.
По поводу каппеланов — сложный вопрос..
С одной стороны, это чисто экуменистическое служение — каппелан по своей должности обязан справлять религиозные нужды для любых верующих, начиная от христиан и кончая язычниками.
С другой стороны, хорошо когда есть выбор, например у умирающего в больнице, он имеет возможность призвать любого священника, то же самое и в тюрьмах..но совсем другое дело в воюющей армии. Там выбора никто не предлагает.
С третьей стороны.. что это за служение. когда тебе, христианину, запрещено в молитвах упоминать имя Иисуса Христа, чтобы не оскорбить иноверующих? Например, в тех же сенатах в разных штатах, капелланы совершают молитву каждый день, но при этом упоминать Христа им запрещено.
Это вообще сложно назвать христианством.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Др.,
не думаю, что в Украине кто-то воспримет молитву не к библейскому Богу
давайте отменим институт капелланства? я правильно понял?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
может, им что-то там и запрещено
но по сравнению с постсоветским блоком положению ЛЮБЫХ верующих в странах первого мира остается лучшим
там размещаются все офисы, СМИ и учебные заведения, оттуда идут основные пожертвования
и НИКАКИХ признаков изменения ситуации не предвидится
так что жалеть американских капелланов, думаю, рано
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
назидание «христианским» нытикам и нигилистам:
Мф.25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
пока я вижу только один процесс: все едут на Запад — учиться и обрести политический вес (Болотников, например. тот же Даниил Дуда не посмел бы в Москве и Киеве учить в таком стиле https://www.youtube.com/watch?v=9DIlGM0pOIU&list=PLi92kfIlOtzYqUoG39OyKdjXNwWjsqUXJ если бы работал на ЕАД. а если бы посмел, его бы быстро утихомирили), на повышение (Артур Штеле) и за финансированием (давайте подумаем, сколько молитвенных домов построено исключительно на деньги украинских адвентистов-пенсионеров). едут признанные и не нашедшие достаточной поддержки (этот массажист Фахреддин http://www.asd.in.ua/archives/1188302712 уже в США. а он автор уникальной методики массажа и вытяжения позвоночника, и пытался развернуться на постсоветском пространстве)
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
кстати, а когда появились католики? ведь церковь себя и православной (правоверной), и католической (всемирной) задолго до раскола XI века называла
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
хорошо. если Вавилон плохо евангелизировал, тогда как было бы лучше сейчас? скажем, Вы бы хотели жить в какой-то стране Африки с доминирующим язычеством? или с государственным исламом?
никаких сомнений, что те же адвентисты преимущественно растут на — хотя бы и номинально — христианизированных территориях
если Вас не устраивает равнодушие Ваших соседей к Евангелию, езжайте в Саудовскую Аравию, Нигерию (с 1500 убитыми христианами за прошлый год) либо в ИГИЛ
а потом вернемся к нашей беседе. если выживете, конечно
Др.
| Ссылка на комментарий
Не правильно.
Это дело сугубо личное, быть кому-то капелланом или нет. И отменить тут ничего не получится. Просто нужно до конца понимать, в чем смысл этого, и только после этого решать, а нужно ли оно тебе.
Но то, что моей знакомой лютеранке, работающей помошницей капеллана в госпитале, приходится исповедывать и мусульман, и иудеев, и даже масонов, это факт. При этом ей действительно нельзя упоминать имя Иисуса (разве только попадется христианин), а молиться какому-то аморфному богу. И в каждом учреждении,.где имеется должность капелана, имеется также и пятиугольная молитвенная комната, по форме напоминающая то ли гроб, то ли склеп, и в ней справляют все нужды такого рода. Имеется она даже в ООН, и везде она почему-то одинаковой формы…Ну это детали..
На всякий случай — в тексте имеются в виду праведники, названные благословенными, а не ВСЕ МАЛЫЕ СИИ, кто сидит в тюрьмах и голоден.
Не то, чтобы другие не были достойны сочувствия и помощи, но все-же разница между «всеми» и «праведниками» довольно существенная.
Когда церковь снюхалась с мирской властью и стала государственной религией, то бишь блудницей. Как минимум.
Или когда начала физически преследовать «еретиков» — тогда чуть позже.
А если уж совсем формально, то тогда, когда появились православные, тогда же появились и католики. Но тогда это уже совсем поздно.
Дело не в лучше и не в хуже. Дело в евангелизации и в не-евангелизации.
Католики обращали людей в подчиненных папы. Никакого отношения к евангельской свободе во Христе это не имеет, иначе не появились бы реформаторы.
И то, что многие узнали или услышали о Христе после папской «евангелизации», еще не значит, что все они стали истиными христианами.
Пророчество говорит — «вышел конь белый», чтобы покорять вере все народы.
Но который потом вдруг обратился в «смерть, за которой следовал ад».
О ком это, интересно?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
не понял фразы. благословенны те, кто идут к голодным и заключенным
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
капеллан — это дистанционный уполномоченный религиозной организации
капеллан работает на периферии. я не одобряю запрета на Имя. но Иисус, кстати, следовал еврейской традиции избегать имени Господа, заменяя его синонимами (Сила, Благословенный, Небо…)
и когда человек в больнице видит капеллана, он понимает, что перед ним «поп». и этот «поп» будет употреблять все имена, когда будет на своей территории — в церкви. а сейчас он легальный, официальный миссионер, эмиссар своей церкви. с точки зрения светского государства, не важно, какой церкви / синагоги / культового помещения — важно, что «поп» имеет возможность служить нуждающимся в его услугах
эта ситуация 100% лучше воинствующего атеизма.
Др.
| Ссылка на комментарий
«..так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»
Др.
| Ссылка на комментарий
..и на 100% это не то христианство, о котором говорил Павел — «а мы проповедуем Христа распятого..»
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
когда в католическом и православном богословии не было Христа распятого?
как я понял, Вы толкуете фразу из Мф.25 как такую, что члены церкви призваны заботиться исключительно о единоверцах?
а кого исцелял Иисус? ведь, например, из десяти очищенных Им прокаженных вернулся Его благодарить лишь один — самарянин. и где этот принцип (забота только о своих) в служении Павла?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
что к ней обращаются за исповедью представители разных вероисповеданий — плохо или хорошо? когда к Иисусу — еврейскому раввину — пришли греки, Он обрадовался. оказывается, при христианах ей можно Иисуса упоминать? а разве не такую стратегию избрал Павел в своей проповеди в Ареопаге?
и кто придумал пятиугольную комнату — христианские капелланы? а если у них выбора нет, может, будем с этим мириться, как с адвентистскими служениями в возведенных атеистами и посвященных своему идолу Ленину домах культуры? почему она такой формы? по чьей инициативе она такова? и главное — как по-другому: отозвать капелланов вообще? пусть «исповедуют» психоаналитики — атеисты или приверженца движения New Age?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
имена типа Всевышний, Творец, Вседержитель, Господь — это не «аморфный бог», а легитимные имена библейского Бога
Вы их произнесите при атеисте. они для него яснее ясного
в современном мире доминирует авраамическая традиция. когда говорим «Бог», абсолютное большинство подумает о Боге Авраама, Исаака и Иакова
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
еще раз: капеллан — церковь на периферии. никто не ожидает, что капелланы заменят регулярные служения, крещение, церковное членство и прочие компоненты новозаветной веры
это «церковь лайт». он говорит слово Бог. с большой буквы. и если исповедуемый захочет знать, Кто имеется в виду, он получит ответ. но ясно, что путь у клиента капеллана один — идти в церковь, где все имена называются прямым текстом
может ли здоровый человек ограничить свою веру чтением Библии дома? только личной молитвой, без посещения церковных служений? отдавать десятину на благотворительность? или чтобы всю жизнь миссионер / капеллан / пастор изучал с ним Писание у него дома? ясно дело, нет. это временные меры. и если человек на следующие шаги просто не согласен, никто не будет считать его верующим на 100%. с капелланом то же самое
Др.
| Ссылка на комментарий
Нет, не ис ключительно.
Но суд будет произведен не по тому, сколько тюрем ты посетил, а по другому критерию. Поэтому не знаю, что там насчет нытиков и нигилистов, но Христовы меньшие братья — это люди, ничего не имеющие в этом мире, отделенные от мира, святые в полном смысле этого слова.
Так следует из слов Христа.
А при чем тут католическое и православное богословие, если мы говорим о капелланах? Которые должны по должности молиться любому богу?
Принцип «забота только о своих» — я о таком не упоминал. А Павла есть полно высказываний об участии в нуждах святых, вот к примеру 1 Кор.6:15, 2 Кор.8:4, 2 Кор.9:1 и т.д.
С язычниками как язычник? или все-таки как христианин?
Интрересная церковь на периферии..
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
нет, следует, что они — всякий нуждающийся в твоей милости (Лк.10)
это откуда инфа?
1Кор.9:20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
кстати, выходит, что святость — это само по себе тюремное заключение, бедность и голод? но ведь именно католицизм и предложил такое понимание «святости»
результаты известны
Др.
| Ссылка на комментарий
Нет, святость это не тюремное заключение. По крайней мере, не для этого люди от всего отказываются. Но это то же, что и
«есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.»
Предупреждаю ваш вопрос — Так что, всем нужно делать кастрацию?
Конечно нет. Но есть люди, посвятившие себя служению Богу полностью, без остатка. О них сказано —
2 Кор. 9:9 «как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.»
Вот о таких людях Христос и говорил, как о своих меньших братьях, поскольку и сам Он «не имел где голову приклонить».
Почему Иоанна-Крестителя считали пророком, а не придурком? Потому что он жил в пустыне, совершенно добровольно отказавшись от всег человеческих благ. И был он из рода священников и с головой у него было все в порядке, поэтому люди и шли к нему креститься толпами, и не только простой народ, но и храмовые служители тоже.
Богатому юноше Христос что сказал? раздай все и следуй за Мной, не имея, как и я, где приклонить голову. На небесах тебе воздастся, но не на земле.
И католицизм к этому ни грамма не добавил, все это было известно еще во времена апостолов и даже до них.
Читайте job description. 🙂
Если мусульманин просит совершить с ним молитву, то какому Богу он молится, Иегове или аллаху? Христу-то он точно не молится. Вот вам и ответ.
Не знаю, для меня это экуменизм чистой воды. И если это не экуменизм, то что тогда экуменизм вообще?
Валерий
| Ссылка на комментарий
Молитва христианина рядом с мусульманином и о мусульманине вовсе не значит, что христианин тоже стал приверженцем ислама, уверовал в пророка Мухаммеда и совершает намаз. Мы все дети одного Отца, все мы Его творение и должны помогать и любить друг друга. И пример в том оставил нам Христос словом — в притче о добром самарянине, и делом — исцелив прокажённого, который, в отличие от «правоверных» иудеев, вернулся, чтобы воздать хвалу Богу.
Если такую молитву считать экуменизмом, то тогда и Христос — экуменист…
Как же легко мы порой переходим от христианства и желания быть последователем Христа к религиозной нетерпимости, совершенно несовместимой с христианством!
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
самоограничение само по себе ничего не дает. это хорошо понял иудаизм.
если человек уклоняется от брака, причиной может быть его эгоизм, а не желание угодить Богу (Матф.19:10). таким же образом отказ от установленной Библией диеты может быть грехом (1Тим.4:3). это же относится и к остальным заповедям.
я вижу у Вас один и тот же прием — произвольное смещение предмета обсуждения. похоже, как только Вас оканчиваются контраргументы, Вы изменяете угол спора:
— якобы капелланство — это не христианство,
— «Просто нужно до конца понимать, в чем смысл этого, и только после этого решать, а нужно ли оно тебе» — целью опубликованной статьи не являлась реклама капелланства. уверен, мало кто из постсоветских верующих видел живого капеллана или знал, что стоящий перед ним человек — капеллан. лично мне и, думаю, большинству читателей сайта капеллан, надеюсь, не нужен — мы уже являемся активными членами местных общин. у меня ощущение, что Вы за деревьями не видите леса — у Вас столько возражений, что кого угодно собьете с толку
Др.
| Ссылка на комментарий
А вы не переходите, и переживать не прийдется.