Границы повиновения
Всю библейскую историю, начиная с Авраама, народ Божий оставался меньшинством в языческом окружении. И когда Божий народ попадал в зависимость от языческих царей, те пытались его уничтожить: Египет — рекой с крокодилами (Исх.1), Вавилон — раскаленной печью (Дан.3), Мидо-Персия — ямой со львами (Дан.6) и указом Амана (Есф.3). Становись таким, как «все», или исчезни.
Книга Даниила описывает, как иудейские пленники сопротивлялись попыткам языческой власти «растворить» единобожное меньшинство.
Глава |
Богоборческая инициатива царя |
Ответ Даниила и/или его друзей |
Божье действие |
Итог |
1 |
НАВУХОДОНОСОР Пища с царского стола: монарх как творец и законодатель |
Отказ от царской пищи и сговор с начальником евнухов |
Расположение начальника евнухов, успех юношей в обучении, способность Даниила толковать сны |
Высший балл на царском экзамене, должности царских чиновников |
2 |
Приказ казнить вавилонских мудрецов (в том числе Даниила и его друзей) |
Отсрочка приговора, молитва о разгадке сна |
Сон и видение с разгадкой сна |
Царь прославил Бога, а Даниила и друзей повысил в должности |
3 |
Приказ под угрозой смерти поклониться золотому идолу |
Отказ поклониться идолу, готовность погибнуть |
Спасение в раскаленной печи |
Царь прославил Всевышнего, издал указ о почтении к Богу четырех юношей и повысил их в должности |
4 |
Пренебрежение к пророчеству |
Обличение царя |
Сон, его толкование и исполнение — болезнь царя |
В своем указе царь прославил Бога |
5 |
ВАЛТАСАР Использование сосудов Иерусалимского Храма в идолопоклоннической попойке |
Обличение царя |
Пишущая рука, толкование надписи и ее исполнение — царь убит, царство перешло к мидо-персам |
Почести Даниилу |
6 |
ДАРИЙ Указ о временном обожествлении царя |
Открытая верность Божьему Закону |
Спасение в яме со львами |
Злоумышленники казнены, в своем указе царь прославил Бога |
Границы повиновения верующего земной власти возникают в случае конфликта царских и Божьих интересов. В остальное время Даниил и его друзья получали дипломатическое образование и служили империи, хотя больше всего на свете им хотелось вернуться к свободной жизни на родине (Дан.9).
Сопротивление может иметь тайные и публичные формы: уговор, просьба, обличение, молчаливая стойкость. Трое юношей на поле Деир «легализовали» сопротивление, открыто оппонировали воле царя.
Лишь Божье сверхъестественное вмешательство сменяло царский гнев к ослушникам на милость. Еврейские пленники были спасены не до раскаленной печи и ямы со львами, не от них, а в них. Сопротивление — это действие личной веры, решение самого человека. Готовность оставаться верным Господу, невзирая на обстоятельства. Сопротивление начинается до Божьего чуда, знака и в идеале обходится без него: «И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа» (Дан.11:33). В книге Даниила Творец спасал и прославлял тех, кто решил прославить Его. Если потребуется, ценой своей жизни.
В рассмотренных главах Божье вмешательство исправляло земную власть. Каждая глава начиналась с неприемлемого применения земной власти, а оканчивалась ее идеальным использованием.
Седьмая глава книги показывает, что власти последующих веков не выучат уроки первых шести глав. Более того: «малый рог» сделает святых Всевышнего объектом беспрецедентных по продолжительности и коварству репрессий (Дан.7:25). И тогда останется главная надежда верующих в библейского Бога — на воскресение мертвых: «спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:1-3).
Границы повиновения верующего земным властям возникают, когда (высокопоставленные) люди претендуют на аспекты жизни, принадлежащие одному Творцу.
Максим Балаклицкий
Иллюстрация: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Пир Валтасара» (1636—1638).