Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Благословения праведника
Праведность – это не цель, а образ жизни для Бога и для ближних и служение им всем своим существом. И этот образ жизни, словно украшение на голове христианина, и является он благословением для него. Вы желаете облечься в это украшение? Хотите иметь успех в духовной жизни? Тогда вам сюда. Здесь мы узнаем также, что Божье определение успеха может полностью отличаться от нашего. Этот урок как раз об этом.
Мы имеем памятный стих:
«Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Притч.10:6).
Теперь об этом более подробно:
Воскресенье. Цельная праведность
Базируется эта мысль на тексте: Притчи 10:1-7
Прежде всего, что понимал иудей под словом, которое мы имеем на русском языке как «праведность»?
Праведность (цедек) и прилагательное «праведный – цадик) часто переводится как справедливый, правый. Вот некоторые Библейские примеры:
«Ной был человек праведный (- ??????? — цадик) и непорочный в роде своем» (Быт.6:9).
«Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав (- ????????- цадик) в глазах своих (Иов. 32:1).
«Иосиф же муж Ее, будучи праведен…» (Матф. 1:19) Здесь уже стоит греческое слово ??????? – дикайос, которое имеет то же самое значение.
Первый стих десятой главы Притчей раскрывает контраст двух сыновей: мудрого и глупого. Вообще-то, это форма параллелизма, наиболее распространенная в Притчах. Это антитетическое высказывание. Вторая строка контрастирует с первой, обычно рассматривая вещи с обратной перспективы. Приведу еще примеры этой формы параллелизма:
(а) «Мудрая жена устроит дом свой,
(б) а глупая разрушит его своими руками» (Прит.14:1)
(а) «У терпеливого человека много разума,
(б) а раздражительный выказывает глупость» (Прит.14:29).
На протяжении всей Книги Притчей изречения противопоставляют мудрость глупости. Между прочим, глупцы в данном контексте не являются умственно неполноценными. Они могут быть весьма сообразительны. Скорее, им недостает самоконтроля, и они проявляют свою «дефективность» в гневе, высокомерии, эгоцентризме, неспособности контролировать свои эмоции, в пагубном поведении, непокорности и проявлении других отрицательных свойств характера.
Напротив, «мудрые» могут и не иметь большей сообразительности, но они «боятся Господа и удаляются от зла» (Прит. 3:7). А богобоязненность («страх Божий») это подобающая реакция человечества по отношению к Богу и подразумевает благоговение, почитание, доверие, послушание, и наконец, служение.
Здесь в первом стихе переплетаются два параллелизма. Один – это антитетический параллелизм, мы о нем поговорили; и другой, это параллелизм синонимический. Что такое синонимический параллелизм? Давайте разберем:
В синонимическом параллелизме вторая строка или второе предложение повторяет первую, но другими словами. Приведу пример:
(а) «Преклонятся злые пред добрыми
(б) и нечестивые – у ворот праведника» (Прит. 14:19)
(а) «Погибели предшествует гордость,
(б) а падению – надменность» (Прит. 16:18).
Что мы видим в нашем тексте: Прит.10:1? Цитирую его:
«Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери».
Антитетический параллелизм здесь:
(а) мудрый радует
(б) глупый — огорчение
Синонимический параллелизм:
(а) отец (один из родителей и наставников)
(б) мать (другой из родителей, тоже как воспитатель и наставник).
Соломон продолжает наставлять, и во втором стихе строит снова антитетический параллелизм. Он фактически говорит:
Сокровища, неправедно нажитые, если и будут на протяжении какого-то времени радовать владеющего ими, то в конечном счете пользы они ему не принесут. Это первая мысль краткого изречения-притчи; вторая же как бы определяет обратную сторону медали: правда (в значении праведных намерений и поступков), напротив, избавляет от смерти.
Читая дальше, мы видим, как Господь заботится о праведном человеке, и как Он поступит с нечестивыми, Он помешает осуществить им их разрушительные стяжательства. Конечно, в Притчах формулируется некое общее правило или конечный результат возмездия за те или иные поступки; или вообще Притча выдает Божье отношение к добрым поступкам и делам праведным. Здесь не имеется в виду, что угодные Богу люди не страдают от голода, и далеко не все зловещие планы нечестивых осуществляются.
4 и 5 стихи – это тот же антитетический параллелизм. Здесь контрастируют усердие и лень. Первое — это свойство разумного, праведного человека, вторая — беспутного. Любовь прилежных к труду, их умение все делать в свое время обогащает их, тогда как лень нерадивых ведет к бедности.
Стихи 6 и 7 раскрывают жребий праведных и нечестивых, но их жребии противопоставляются. Здесь тот же антитетический параллелизм.
Читая эти стихи, невольно вспоминаются слова Иисуса Христа:
«Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45).
Память о добрых делах праведника будет вдохновлять на них потомков, станет для них источником духовных благословений; что же касается нечестивых, то большинству людей поскорее захочется забыть о них, потому что даже имя их будет вызывать у них омерзение.
Понедельник. Орган речи праведника
Базируется эта мысль на тексте: Прит.10:11-14
«Уста праведника — источник жизни» (стих 11а), потому что то, что сходит с уст его, вселяет в слушающих утешение и бодрость. Эта мысль, только чуть-чуть другими словами, фигурирует в других текстах. Например:
«Учение мудрого – источник жизни» (Прит.13:14).
«Страх Господень – источник жизни» (Прит.14:27).
«Сладкая речь прибавит к учению. Разум для имеющих его – источник жизни» (Прит.16:21-22).
Вторая часть 11 стиха противопоставляется первой: «Уста же беззаконных заградит насилие».
Еще один ракурс противопоставления разумного и глупого находится в 13-14 стихах. Первый говорит мудрые вещи, второй же подвергается неприятностям. Тут может подразумеваться и следующее: разумный легко усваивает знания, они у него всегда наготове, они на устах у него тогда, когда их надо преподать другим; глупого же приходится сечь розгой в процессе обучения. В стихе 14 мысль еще та, что и попусту мудрые люди своими знаниями не разбрасываются («не мечут бисера перед свиньями»), но знают, когда, как и в каком обществе воспользоваться ими, то есть, они сберегают свои знания для самого необходимого момента. Глупый же человек навлекает на себя беду (погибель) тем, что говорит не то и не к месту.
Вторник. Надежда праведника
Мысль за этот день базируется на 11 главе Притчей. Давайте сделаем краткий обзор. Вообще-то эта глава затрагивает много разных тем. Мы рассмотрим лишь некоторые, чтобы уяснить: каковы благословения, которые получает верующий; и увидим: а что же происходит с нечестивыми?
Предостережение против нечестных приемов в бизнесе неоднократно повторяется в Притчах, потому что это весьма распространенный грех. Соломон пишет, что пользование неправильными весами с тем, чтобы обмануть покупателя, это мерзость перед Господом. В древности торговцы пользовались каменными гирями; с целью увеличить свой прибыток, многие из них употребляли два комплекта таких гирь: те, что полегче, клались на весы, когда товар продавался, чтобы за условленную цену отпустить покупателю поменьше; а к тем, что потяжелее, прибегали, когда покупали сами, чтобы за ту же цену купить побольше.
Недаром сегодня ходит на слуху такой жизненный пример: Приходит как-то некий человек на рынок и подходит к торговцу обработанными курами. «Почем этот цыпленок?» — спрашивает потенциальный покупатель. Продавца это разозлило, и ударил он этой курицей ему по лицу. И вот они оба на суде. Пострадавшего спрашивают: «Расскажи, как это было». «Да вот, — начал он свое свидетельство, — подошел я за покупкой, спросил цену, а он меня как ошарашит, да таким огромным петушищем!»
Вот это тоже неверные весы: цыпленок вдруг превратился в путушище, ну, когда как это выгодно, так и было оно сказано.
Но Соломон не оставляет читателя на рынке, он торговые операции как бы переводит здесь в сферу духовной ответственности, поскольку ссылается на авторитет Господа. А в этой сфере у нас порой также немало и приуменьшений и преувеличений, тоже, когда как нам это выгодно.
В стихах 3-8 праведность рассматривается как начало, руководящее и хранящее от жизненных невзгод. Непорочность, как атрибут праведности, подразумевающая прежде всего нравственную целостность, выступает здесь как пастырь; ей противопоставляется лукавство, которое в конечном счете приведет руководствующихся им коварных людей к гибели.
Прочитаем 10-11 стихи:
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
Древние евреи верили, что если в городе живут праведные, то они являются благословением для него, ими он возвышается (Иер. 22:2-5). Потому и радовались они благоденствию праведников, как радовались и погибели нечестивых, ибо последние не только делами своими, но и словами, т. е. распространением лжи, сплетен, раздоров, содействовали разрушению общественных, экономических связей, нравственного климата — всего того, что вмещается в понятие город.
Стих 19 непосредственно раскрывает надежду праведника:
«Праведность ведет к жизни» и тут же его антоним: «А стремящийся к злу стремится к смерти своей».
Мы вправе выбрать, что нам больше по нраву: праведность или зло. Но итог того и другого забывать не следует: либо жизнь, либо смерть.
Тут есть кое-что для женщин:
«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (22 стих).
Кольцо в носу было обычным украшением древней израильтянки. Но могло ли украсить золотое кольцо свинью, животное уродливое и традиционно нечистое! Смысл этого образа в том, что внешняя красота лишь подчеркивает нравственное уродство. Напомню, что понятие «безрассудства» в Притчах в общем синонимично понятию нечестия, развращенности. Первое слово «Что», с которого начинается стих 22, соответствует «как». Это первый в книге случай употребления сравнения, или так называемого эмблематичного или эпитетного параллелизма.
Что ж, красота — это хорошо, но не было бы это поводом понравиться большему кругу желающих, чем только своему мужу. Ну, во всяком случае, не подавать к этому никакого повода.
А вот такой текст:
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
Бог хочет, чтобы мы делились с ближними тем, чем Он нас благословил. Но как мы это будем делать – это только наш выбор. Мы можем давать с радостью, а можем и неохотно. В земле, где мало рек, ограниченное количество источников и колодцев, поделиться водой значит гораздо больше, чем мы можем представить, имея водопроводы в каждом доме. Что бы мы ни давали, Бог совершает странное дело с точки зрения человека. Чем больше воды мы даем другим, тем больше воды обнаруживаем в своем колодце.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
Фундаментальной концепцией бизнеса является удерживание товара до тех пор, пока цена не возрастет максимально и не будет обеспечена максимально возможная прибыль. Те, кто отказывается продавать зерно по причине голода или другого обстоятельства, ожидает выгоды от будущего роста цены; и бедственное положение, которое они усугубляют, навлекает на них проклятие. И наоборот, щедрый человек, который откажется от прибыли ради блага других, получит благословение от Бога, которое будет более ощутимо, чем популярность или добрая память.
Давайте возьмем еще один текст из этой главы:
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
Стремящийся делать добро для других обретает благоволение (доброе отношение) с их стороны; тот же, кто творит зло другому, сам попадает в ловушку зла. В богатстве как таковом нет греха, но надеющийся только на него упадет, потому что богатство преходяще, а человек смертен. Праведники же, надеющиеся на Господа, словно лист будут зеленеть.
Среда. Правда праведников
Рассмотрим всю 12 главу. Здесь мы постараемся увидеть, что сказано о правде, о лжи или о честности и лживости.
Соломон продолжает наставлять. Он призывает быть внимательными к наставлениям старших, потому что, делая это, человек обретает мудрость. Внимающему наставлениям противопоставляется невежда. Употребленное здесь слово «баар» имеет значение «глупца», «тупицы», который не откликается на призыв направить его на путь истинный.
В стихе втором слово «добрый» — это один из многочисленных в Притчах синонимов «праведного» и «мудрого». Повторяется часто встречающаяся мысль о том, что праведник будет благословляем Господом, Который не оставит без наказания человека злого, лживого и коварного. Посредством зла ему не утвердиться в жизни, тогда как в праведности – надежная опора.
В 4 стихе вновь противопоставление жены добродетельной — жене позорной. Жена добродетельная делает честь своему мужу, украшает его жизнь. Ну, и другая жена только позорит мужа своим поведением, и она причиняет ему постоянную душевную боль.
Тема за этот день предлагает рассмотреть еще правду праведников. Вот 10 стих мы читаем:
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Мы видим, что милосердие праведного простирается не только на близких людей, но и на животных.
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
По второй части этого стиха можно сказать так: Эти скудоумные, в оригинале «хасарлеб» — «несмысленные» считают свою жизнь в глупости большой радостью и забавой.
12 стих свидетельствует о праведном:
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Быть уловленным, значит пострадать. Это такой здесь в Притчах речевой прием. Праведному, человеку разумному и сдержанному, не грозит запутаться в том, что было им сказано. Праведники находятся под Господней защитой, нечестивые же отданы во власть многих зол, которыми они преисполнены. Лишь правдивое, искреннее сердце и такие же слова и дела угодны Господу; ложь ненавистна Ему.
И последний стих 12 главы заключает:
28 На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Праведное поведение (пути правды) ведут к жизни; и обещана им жизнь вечная. Вот что мы читаем в книге Иова. Иов надеялся:
25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
26 и я во плоти моей узрю Бога.
27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19 глава).
Четверг. Награда для праведника
Базируется эта мысль на 13 главе Притчей.
Как мы видели, в книге Притчей большая часть указаний и наставлений дана в форме противопоставления двух типов людей:
«Мудрый человек поступает так, а глупый так»,
«Благочестивый человек делает это, а нечестивый — то».
Конечно, на самом деле в каждом из нас есть немного и мудрости, и глупости. Но у нас есть возможность приблизиться к той или к иной категории людей. Вот поэтому мы и читаем, и изучаем эти притчи, и делаем соответствующие выводы. В этой главе мы увидим, что ожидает тех и других в конце концов. Вот несколько стихов:
2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
14 Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Вот здесь можно приложить некоторые размышления. Найти источник воды в засушливой земле – то же, что принять совет мудрых. Это по первой части стиха.
А по второй части: Мы знаем, что древние пользовались силками и сетями для ловли диких птиц и малой охоты. Охотники размещали их вдоль излюбленных животными троп, и ничего не подозревающие животные или птицы попадали в эти сети.
Теперь по всему стиху: Но те, кто следует советам мудрых, не будут обмануты никакой хитростью. Они будут в состоянии распознать ловушку и опасности, подстерегающие их на пути жизни.
Вывод: Жизнь, которую предлагает мудрость, — это не просто защита от смерти, но жизнь высокого качества, которую может дать только Бог.
Притч.13:21 представляет две альтернативы:
«Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром».
Здесь зло является динамичной, активной силой, которая преследует тех, кто нарушает Божий закон любви, а праведники наверняка насладятся результатом своего выбора.
В Псал. 23:6, милосердие также является активной силой:
«Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей».
Еврейский глагол, переведенный как «сопровождают» означает «преследовать». Это то же самое слово, которое появляется в Притч.13:21. Итак, к тем, кто стремится к добру, само добро стремится навстречу! Им не нужно беспокоиться о награде, которую они получат; она непременно будет (Матф.6:33). Эта динамика объясняет Притч.13:7:
«Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много».
Человек, который стремится, прежде всего, быть богатым в этой жизни, заканчивает ее ни с чем, но тот, кто отдает все, чтобы служить другим, как это делал Иисус, будет иметь вечную награду.
Эти выборочные стихи, я думаю раскрывают в полной мере преимущество быть на стороне правды. И хотя люди, идущие путем правды, здесь на земле порой терпят притеснения и гонения, но они с Богом, и идущие этим верным путем, не будут обмануты, Бог их вознаградит жизнью вечной. Иоанн предлагает альтернативу каждому человеку:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16).
Что избрали мы? Этим путем и продолжим идти.
Пятница. Выбор истинного пути
Люди Библейской эпохи, включая Израиль, верили, что мир был создан для того, чтобы функционировать в определенном порядке, и те, кто следует этому Божественному порядку, преуспеет в жизни. Те же, кто игнорирует или отвергает эти принципы, будет всегда оказываться в беде. Традиция мудрости предназначалась для того, чтобы научить этим принципам, и для того, чтобы побудить всех следовать им.
Слово «наставление», которое фигурирует в Притчах, это еврейское слово «тора», оно переводится как «закон». Авторы призывают слушать наставление мудрости. На реальном языке это означает: придерживаться наставлений Божиих, данных в Законе. Закон в данном случае, это гораздо шире, чем Декалог, это вся воля Божия, открытая как в Пятикнижии, так и через пророков, которые наставления свои основывали также на Слове Божьем.
Те, кто ищет мудрости, должны оставаться верными и преданными тому, чему они научились от мудрецов Израиля. Учителя мудрости говорили, что такие учения нужно навязывать на шею и написать на скрижалях сердца, или, как мы выразились бы сегодня: «вписать в разум». Читателям следовало встроить их в свой характер и включить их в практику своей жизни. Это принесет им честь как в глазах Бога, так и в глазах других членов общества.
Каков наш ответ на призыв мудрости? Ну, если уж мудрость – это взаимоотношения с Богом, послушание будет являться отражением таких взаимоотношений. Изберем этот путь? Пусть Господь в этом нас благословит.
Пастор Александр Серков
Комментарии (13):
Руслан
| Ссылка на комментарий
Странно , праведность для вас не цель , по сути как раз и есть не достижимая в этой жизни цель.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Руслан, праведность или нравственная чистота – это не конечный пункт следования, но само путешествие. Ищущие мудрости не смогут однажды объявить, что они достигли высшего совершенства и праведности. Сам факт такого заявления показал бы, насколько мало они выросли в этом отношении. Вы в чем-то правы, говоря, что праведность недостижима в этой жизни, хотя праведность дискретна и имеет свои фазы. Например: Ной был праведным, но в своем роде, то есть, про сравнению с тем родом, который его окружал, он был праведным. Но праведность в любом случае это не цель. Цель — это то, что достижимо. Мы никогда не ставим перед собой цель, к примеру, достать луну с неба, но сфотографироваться на ее фоне мы можем. Есть Библейские призывы: «Пребывайте во Мне»; «Научитесь от Меня». Вот это – цель.
Позвольте привести Вам несколько Библейских текстов. Поразмыслите над ними на досуге. Вы, я вижу, любите Библейские размышления:
«И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки» (Пс. 105:31) (ключевое слово «вменено»).
«И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность» (Иез. 33:12) (ключевое словосочетание «не спасет»).
«А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5) (ключевое слово «вменяется»).
«А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10) (ключевое словосочетание «в вас»).
«Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4) (к праведности).
«Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21) (была бы) (не по делам праведности).
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу 3:5) (Святым Духом).
«И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:8) (облечься в виссон).
Достижение праведности сравнимо еще с ребенком, который сказал: «Буду стремиться расти», но, как он ни пыжился, его рост от этого не зависел. Ему надо просто есть, двигаться и делать все полезное, и рост ему будет сам собой обеспечен. Заботьтесь жить в тесном союзе со Христом, и Ваш духовный рост будет реален, но не зацикливайтесь на праведности, а возложите упование на Христа.
руслан
| Ссылка на комментарий
В том то и фокус что я не зацикливаюсь на тех вопросах что от нас не зависят,а вы что бы выгородить свою расхлябаность постоянно стараетесь уйти именно в такие темы .Обидеть не хотел, но таковы факты уже достаточно многих наших бессед.
Петров А.
| Ссылка на комментарий
Некоторые любят спросить у христиан:»Ты праведен?»Один пастор в таком случае советовал отвечать:»Праведен,благодаря праведности Христа».
Руслан
| Ссылка на комментарий
Многие не по делу цитируют , что нет праведного ни одного.А что , для них Христос не праведный или они считают что всегда будут грешить?
Валерий
| Ссылка на комментарий
Хорошая беседа. Но есть некоторые вопросы к учителю.
Цитата: «Напротив, мудрые могут и не иметь большой сообразительности, но они боятся Господа и удаляются от зла». Это сказано в понедельник, а во вторник: «разумный легко усваивает знания». Нечто похожее и в среду. Нет ли здесь противоречия? И разве страх Божий и удаление от зла не есть высшая мудрость даже в обычном смысле этого слова? А то в беседе получается, что и тупой может быть мудрым!)))
Цитата: «Здесь не имеется в виду, что угодные Богу люди не страдают от голода…» Согласен. Но мне тут же вспоминаются слова из Пс.36:25 «Я был молод и состарелся, и не видел праведника оставленным, а потомков его просящими хлеба». Неплохо было бы объяснить это кажущееся противоречие.
Неплохо было бы также показать, чем «антитетический параллелизм» отличается от просто параллелизма. Например, в Лук.6:45 никакой антитезы нет, а есть парафраз, то есть уточнение.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Валерию:
Хорошие вопросы человека, вникающего в суть дела. Давайте разберем их:
Скажу я вам сразу, Валерий: Это не полная цитата и не за понедельник. Это за воскресенье. А цитату надо брать полной, тогда она будет цитатой. Вот она полная цитата:
«Большая сообразительность» — в данном случае его интеллектуальные способности. Это может быть (возьму крайний вариант) какая-нибудь старенькая безграмотная бабушка в отличие от грамотного, может быть даже доктора богословия. Но эта безграмотная бабушка, не имеющая интеллектуальных навыков к быстрой сообразительности в каких-то богословских вопросах, может быть в числе мудрых, потому что она боится Бога и удаляется от зла (не сплетничает, не клевещет, невестку или зятя не осуждает и т.д.). Эта мысль приведена не к тому, что так обязательно должно быть, но, заметьте: «Мудрые могут и не
иметь…», то есть, может быть и такой вариант.
Это не за вторник, а за понедельник (будьте внимательны). Вот она вся цитата:
Здесь речь идет уже не о безграмотной бабушке, а о том, кто усвоил знания, и они у него всегда наготове, они на устах у него тогда, когда их надо преподать другим.
Нет никакого противоречия ни за воскресенье, ни за вторник, ни за среду (а может и не за среду, Вы же не привели даже хотя бы фрагмент из цитаты). Все на своем месте; и бабушку за воскресенье не смешивайте с ученым за понедельник.
В Вашем вопросе уже противоречие. В беседе все нормально: Да, тупой с 4 классами может быть мудрым, если он имеет страх Божий и удаляется от зла. А доктор богословия, если будет строить ближнему ковы, выказывает свою тупость.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Но это не говорит, что праведник всегда и во всяком случае ест хлеб досыта. У меня в уроке мысль:
«Здесь не имеется в виду, что угодные Богу люди не страдают от голода».
Вот Вы – угодный Богу, и всегда ели хлеб досыта? В тюрьме Вы не сидели? В армии, если служили, все подряд ели или приходилось голодать? Под артобстрел вы никогда не попадали, оставаясь без куска хлеба, не говоря уже о крыше над головой и морозом на улице? Люди это испытывали и испытывают, и праведные — не исключение. А то, что пишет Давид, это относится к тому народу, в котором по Божьему изволению был учрежден закон взаимопомощи друг другу. Но и сегодня, страдая иногда от голода, праведный Богом оставлен не будет; и если надо будет, то и ворону Он пошлет с куском хлеба. Но мысль моя из урока остается на своем месте: «Здесь не имеется в виду, что угодные Богу люди не страдают от голода…». Да, и праведным приходится иногда страдать.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Валерию:
Вы знаете, что в еврейской поэзии существовали в основном четыре основные формы параллелизма?
1) Синонимический параллелизм, в котором одна и та же мысль повторяется почти дословно, например, в 1 стихе 48 Псалма:
Слушайте сие, все народы;
внимайте сему, все живущие во вселенной.
2) Антитетический параллелизм, в котором какая-либо мысль выражается за счет противопоставления другой мысли. Этот параллелизм особенно часто встречается в книге Притчей, например, в 15:1:
Кроткий ответ отвращает гнев:
а оскорбительное слово возбуждает ярость.
3) Синтетический параллелизм, в котором второй член дополняет или завершает мысль первого, например, Прит. 4:23:
Больше всего хранимого храни сердце твое:
потому что из него источники жизни.
4) Хиастический параллелизм или называемый просто Хиазм. Это структурированный по принципу АББА, например, Пс. 50:1:
А. Помилуй меня, Боже,
Б. по великой милости твоей:
Б. и по множеству щедрот Твоих
А. изгладь беззакония мои.
Первый и четвертый члены перекликаются между собой, и то же самое происходит между вторым и третьим членами, в результате чего отрывок приобретает особую выразительную силу.
Есть еще и другие формы параллелизма. Но этим пока ограничусь. Теперь снова прочитайте за воскресенье из моего урока, и Вы до конца поймете, чем отличается антитетический параллелизм от синонимического.
Валерий
| Ссылка на комментарий
1.Извините великодушно, дни перепутал и процитировал Вас не в полном объёме.
Благодарю за ответ, столь обстоятельный и подробный. В наше время это большая редкость.
Теперь по существу. Я и не подумал, что под «сообразительными» вы имеете в виду доктора богословия(кстати, вы не доктор?), а под «менее сообразительными» — безграмотную старушку. Я же имел в виду «мудрых» и «глупых» не только с точки зрения Божьей премудрости, но и просто житейской рассудительности. И тут уж если человек туп, то он туп с любой точки зрения, как на него ни смотри (нет, нет, это я про себя!)
Невольно вспомнишь Владимира Высоцкого:
А если туп, как дерево, родишься баобабом,
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
2. Из Вашего размышления всё же получается, что Давид был не прав: праведник и его потомки не оставлены Творцом, но, несмотря на ворону, иногда голодают… И тут я вспомнил своё голодное детство и бедных родителей, которым нечем было накормить детей.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Валерию:
Читайте внимательней. Я же писал, что беру крайний вариант для лучшего понимания. С одной стороны, я взял безграмотную старушку, а с другой – доктора богословия. Но все люди находятся между старушкой и доктором. Да, Вы спрашиваете еще: не доктор ли я? Нет, я не доктор, где-то между доктором и ближе к старушке, ну, примерно — нянечка.
Мой Вам совет: имейте в виду всегда то, что соответствует контексту предмета обсуждения.
Валерий
| Ссылка на комментарий
Комментарий удален — бездоказательные обвинения в адрес церковного руководства. Админ.
Руслан
| Ссылка на комментарий
Хватит умничать.Говорите о практичном!!!