Бессмертие души или воскресение мертвых? Во что верили христиане первых веков?

20-05-2013, комментариев 48

Каждый христианин, читая Символ веры, составленный на двух Вселенских Соборах 325 и 381 годах в частности, исповедует веру во Христа, пострадавшего, погребенного, воскресшего в третий день согласно Писаниям, вознесшегося на небеса и «снова грядущего со славой судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца».

А также заканчивается это исповедание словами «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь». Такова была изначальная вера, такой она остается поныне, среди христиан доверяющих Священному Писанию.
С уверенностью можно утверждать, что апостол Павел, автор самых ранних дошедших до нас текстов, включенных в Новый Завет, верил в непосредственную и скорую близость второго пришествия Христа. Как верили в это и первые христиане.

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 13-17).

Разъяснения апостола возникли в том числе и потому, что уже в первом поколении христиан случались смерти по разным причинам, что было несколько озадачивающим моментом для них – ведь уверовавшие во Христа надеялись не увидеть смерти! «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51).

В таком случае апостол утешает христиан Фессалоники тем, что судьба усопших принципиально не будет отличаться от судьбы живых, кого Христос застанет в Своем следующем пришествии. В другом послании, позднее адресованном к христианам Коринфа, он пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновении ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51-52).

Другой вопрос – о сроках этого пришествия, которые останутся неизвестными ни для кого. Поэтому, говоря о наступлении дня Господня, апостол прибегает к образу вора, крадущегося ночью (1 Фес. 5, 2), имея в виду, что день этот придет внезапно, когда его никто не ждет, и, следовательно, необходимо бодрствовать и быть трезвыми (1 Фес. 5, 6-8).

Ранние христианские писатели также не делали акцент на «бессмертии души», но только на ожидаемом воскресении мертвых, воссоздании человеческой личности в ее обновленном, искупленном теле по аналогии с одухотворенным телом Христа Воскресшего.

Так Климент Римский (ум.101г), в своем первом послании пишет: «Итак, почтем ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресить тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему? Ибо говорится где–то: и Ты воскресишь меня и восхвалю Тебя (Пс. 27:7). И еще: я уснул, и спал, но восстал, потому что Ты со мною (Пс. 3:6). Так же Иов говорит: и Ты воскресишь эту плоть мою, которая терпит все это (Иов. 19:25-26)»

А во втором продолжают ту же мысль: «мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти; чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться

Такие же настроения мы видим и в трудах Игнатия Антиохийского (ум.107г): «Христос истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни»

Далее мы видим, что также твердо стоит на библейской истине Поликарп Смирнский (ум.156г): «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист” (1 Ин.4:3). Кто не признает свидетельства крестной смерти Его, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения ни суда, тот первенец Сатаны.» Продолжая, он пишет та: «Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любил.»

Еще, Афинагор Афинский (II в. по Р.Х.) пишет: «Если ни природе души самой по себе, ни природе тела отдельно не даровал Бог самостоятельного бытия и жизни, но только людям состоящим из души и тела, чтобы, с теми же частями, из которых они состоят, когда рождаются и живут, по окончании сей жизни они достигали одного общего конца: то душа и тело в человеке составляют одно живое существо, которое испытывает и свойственное душе и свойственное телу».

Отсюда вывод: «Существо же, получившее ум и рассудок, есть человек, а — не душа сама по себе; следовательно, человеку должно оставаться всегда и состоять из души и тела; а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет. Ибо если нет воскресения, то не останется природа человеков, как человеков» («О воскресении мёртвых», 15).

У  Иустина Мученика (ум.165г), жившего в то же время, что и Афинагор, в «Диалоге с Трифоном иудеем» вообще присутствует мысль, что душа не может быть бессмертной сама по себе, поскольку бессмертен только один Бог, даровавший ей жизнь: «Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более. Ибо душе не свойственно жить так, как Богу; но как человек существует не всегда, и тело его не всегда соединено с душою, во когда нужно разрушиться этому союзу, душа оставляет тело и человек уже не существует, так и от души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует, а идет опять туда же, откуда она взята» (гл. 6-я).

Более того, отрицающим воскресение мертвых св. Иустин вообще отказывает в праве называться христианами: «Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами» (гл. 80-я).

А если мы обратимся к более поздним источникам, то можно вспомнить житие пустынника Антония (ум.356г), который так же протестовал против поклонения мощам,  записанное Афанасием Великим:
«Тогда, призвав бывших при нем, сказал им: «аз, как написано, отхожду в путь отцев (Нав. 23, 14). Ибо вижу, что зовет меня Господь… и если имеете попечение о мне, и помните, как об отце, то не попустите, чтобы кто-либо взял тело мое в Египет и положил у себя в доме; во избежание сего удалился я в гору и пришел сюда. Знаете, как всегда порицал я делающих это, и убеждал оставить такой обычай. Предайте тело мое погребению и скройте под землею. Да соблюдено будет вами cиe мое слово, чтобы никто не знал места погребения тела моего, кроме вас одних; потому что в воскресение мертвых прииму оное от Спасителя нетленным».

После приведенного выше исследования, возникает закономерный вопрос: так на чем же основывается убеждение многих христиан в том, что душа бессмертна, и в момент смерти, сохраняя сознание, отделяется от тела и переносится в загробный мир? На весьма сомнительных поздних апокрифах явного языческого происхождения – в основном, апокалипсисах Петра, Павла, богородицы — последний вообще целиком посвящен описанию адских мучений.

Эти описания весьма непохожи на свидетельства Библии как по смыслу, так и по своей направленности (у их автора было не иррациональное мышление авторов Библии, а логическое, философское). Но тот, кто все это сочинил, и не склонен был подражать Слову Божьему. Он подражал известным языческим мифам, произведениям античной классической литературы – Одиссее, Энеиде, мифам Платона, пифагорейским сказаниям.

Пожалуй, следует отметить, что все истории о загробном воздаянии имеют явную генетическую связь. Их сочинители помещали в ад ненавистных им людей. В греческих историях это герои мифов, в образах которых видны намеки на современников сочинителя. В позднем «аде», описанном Данте, автор уже не прибегает к образам, а напрямую расправляется со неприятными ему личностями.

Все истории об вечных адских муках, якобы ждущих грешников в вечности, преследуют чисто утилитарные цели – воздействие на людей, с целью ограничить внешние проявления греха. Каждый грешник в них найдет описание того, что ждет его после смерти, если он не исправится. Библия не разделяет такой подход, так как Бог желает не внешнего приличия людей, а их глубокого и основательного обращения, «рождения свыше». Поэтому Христос не обращал людей в страх примерами загробного воздаяния, а явил им пример собственной любви: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.» (Иоан.15:9)

Поэтому, я думаю, нет никакого смысла забыть свидетельство Библии и ранних христиан о воскресении мертвых и заменить его языческим учением о бессмертии души, которое истоками уходит к древним мифам, легендам и неканоническим писаниям, в которых искажается суть характера Бога.

Список литературы:
1) Писания мужей апостольских /[предислов.Р.Светлова]. – Спб.: Амфора. 2007. – 474с. (Серия «Александрийская библиотека»).
2) Сочинения Св. Иустина, Философа и мученика. М.: «Университетский типограф», 1892. с. 132-362.
3) Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Том III.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С. 178–251.

Константин Буд-Гусаим


Рубрика: Библейские исследования, История Церкви

Комментарии (48):

  • Михаил

    |

    Почему вы не говорите людям что на этих соборах,вместе с изменением субботы на день солнца воскресенье,также была принята доктрина о троице,которая не находит себе подтверждение в Библии,и нарушает первую заповедь.


  • Константин Буд-Гусаим

    |

    Здравствуйте Михаил.
    Спасибо что читаете мои статьи.
    Теперь по сути вашего замечания.
    Если говорить об указе изменяющего день поклонения из субботы на воскресение, то это было не соборное решение пресвитеров и епископов, а личный государственный указ Константина Великого как императора, а это отнюдь не одно тоже.
    Если же говорить о троице, то она стоит отдельной статьи и даже не одной.


  • Михаил

    |

    Здравствуйте,а по троице это присвитеры и епископы решали,так чтоли.Бог Один Есть,Его не льзя делить,надо правильно 1-заповедь соблюдать.Возьмите слово логос (греч.) и переведите как замысел,через который всё начало быть,и вы здесь не увидете не каких других богов.Если в Боге был Замысел(Христос),и через этот замысел всё начало быть,и для него и им.Вы тоже в замысле у Бога были в начале,он нас всех знал от вечности.И здесь выше Бога или равных Ему нету.Всё живёт Богом.Также вы,мы все ,Христос,и т.д.всё находится в Боге,а Бог Один Есть.


  • Александр

    |

    Михаил,
    Вот я взял Слово-Логос, а там написано:
    «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть…» (Втор.6:4)
    «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.» (Иак.2:19)

    А «един» и «один» в Библии — это разные понятия. Штудируйте матчасть, т.е языки оригиналов.

    Так что не нужно демагогией заниматься, уважаемый. Лучше Логос больше изучать и меньше философствовать.


  • Михаил

    |

    Да язычество не искоренимо,,вот как раз поклонение многим богам это и есть бесовская,вера.Я вам ,говорю за первую главу Иоана,где говориться о Слове,подставте Замысел,и смысл сразу другой получается,и не надо перекручивать и запутывать людей,я же вам логично объясняю.


  • Михаил

    |

    И если Замысел был в Боге,значит до этого Замысла никого кроме Бога не было,а замыслом был Иисус через которого всё начало быть,и для которого.Я здесь не вижу многобожия .Всё началось в Отце и только Им Отцом,а потом уже мы все появились по Его Замыслу,включая и Христа.


  • Михаил

    |

    ’?????, ?????? ??????? ? ???? ???? ?????? ??? ??????
    Слушай,Израиль; Господь Бог наш Господь ОДИН есть


  • Александр

    |

    В приведенном Вами тексте Втор.6:4 в оригинале стоит слово «эхад», а не «яхид».

    Слово «эхад» в основном имеет значение чего-то одного, составленного из нескольких компонентов: «И был, вечер, и было утро: день один» — йом эхад.
    «И будут одна плоть» — басар эхад.
    «Ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл (эц эхад) и напиши на нем «Иуде и сынам Исраэливым» и сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно (эхад)…» (Из.37:16-17)

    Вы приводите греческий перевод, но это не язык оригинала. Это перевод из Септуагинты. Исследуйте значение слов на иврите.

    А этот текст как объясните?

    «И пролил Господь (Эхйе) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Эхйе) с неба…»(Быт.19:24)


  • Михаил

    |

    Так день был ОДИН,или ЕДИН.Это сказать что был ОДИН час,но в часе 60 минут,так получается,значит час не ОДИН а ЕДИН,Я вам правильно написал,вот о чём вы пишите,сами хоть понимаете.


  • Александр

    |

    Я то понимаю, а вот Вы не совсем.

    «И был, вечер, и было утро: день один» — здесь слово эхад показывает, что первый день (т.е. сутки) состоял из двух частей: из ночи и из дня, которые вместе образуют одно целое.

    Впрочем, я не писал что эхад ВСЕГДА означает составное единство. Иногда это слово использовалось с другими значениями.


  • Михаил

    |

    Мне кажется так перекатать что угодно можно,Быт.11:1
    И БЫЛА ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ РЕЧЬ ОДНА (эхад) И ОДНИ (эхадим) СЛОВА.


  • Михаил

    |

    А какая связь между вами и вашим замыслом,он вам равен.Или пока замысла у вас не было вы были один,потом вы замысел начали приводить в действие,и решили сделать себе (робота) и вас стало двое,Видите,Бог умнее вас намного и творит всё живое,хотя вы в замысле у Него были с самого начала.Тоесть он вас знал от начала вечности,вы были в его мыслях,как и мы все.Есть сихи в Библии,я точно не помню,кого он знал от вечности тех и выбрал,примерно такой смысл.


  • Др.

    |

    Михаил, вы можете дать простой ответ на простой вопрос? Если нет, так и напишите, я пойму.


  • Аркадий

    |

    Чего вы спорите. В библии по этому поводу всё ясно изложено.Надо только принять!!!
    ИИсус Христос -это есть Господь Саваоф -Вседержитель!!! Слава ЕМУ -АЛЛИЛУЯ,АМИНЬ!!!


  • Михаил

    |

    Я правильно исполняю первую заповедь.Я не верю что есть кто-то равный Богу Отцу.Все начала исходят из Отца,Христос ,вы ,мы все живём Отцом.Прежде был Отец,у Бога нет начала.Спорить я не собираюсь,я хочу чтобы вы думать начили.Вы учите людей соблюдать субботу,а Творца не почитаете нарушая 1-заповедь,из-за этого заблуждаетесь.Вам сами католики пишут. «Формулировка «один Бог в трёх лицах» утвердилась лишь к концу IV века и к тому времени ещё не вполне вписалась в христианскую жизнь и христианское учение…АПОСТОЛЬСКИМ ОТЦАМ ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БЫЛО СОВЕРШЕННО ЧУЖДО.. (Новая католическая энциклопедия. стр.299, 1967 г.) Они вам сами говорят,что это ЧУЖДАЯ ДОКТРИНА,ОНИ ЭТОГО НЕ СКРЫВАЮТ.


  • Михаил

    |

    А теперь католикам объясните что они заблуждаются.И скажите что это не их доктрина,а апостолов.И это не они троицу ввели,а апостолы.


  • Др.

    |

    Да, Михаил, судя по тому, что вы молчите, вы поняли суть вопроса.
    Между вами и вашим словом не должно быть никакой разницы.
    И если бы вы имели мужество признать это, то вы бы легко поняли и отношение между Богом и Его Словом, Иисусом Христом.
    А всё остальное, что вы грузите, не имеет никакого принципиального значения.


  • Др.

    |

    ИИсус Христос -это есть Господь Саваоф -Вседержитель!!!

    Иезуитская пантеистическая ересь. Есть Отец, и есть Сын. Отец отделен, Свят, а Сын дан нам.

    «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»


  • Михаил

    |

    Др.Вы заблуждаетесь.Вы наверно говорите о Слове.Иоана 1гл.Так вот гр.логос имеет много смыслов.Более подходит по смыслу,это Замысел.Да Бог явился во плоти.Да Бога ни кто не видел,притом мы сразу бы погибли если бы увидели..А в Иисусе Он нам открылся,тоесть Бог явился во плоти.и мы имеем с ним общение через Сына.Сын нас как бы нас людей покрывает и Бог может жить в человеке,не принося вреда человеку,потому что слава Бога бы его убила.Это был план бога ещё для Адама,прийти Адаму в подобие Божье,но он согрешил,Зато во Христе этот план осуществился,Бог явился во плоти,во Христе Бог соединил земное и небесное.Поэтому Иисус и назван вторым Адамом.В этом и благая весть.Я не знаю поймёте вы или нет,вам просто надо ещё знания,молитесь Бог вам откроет.


  • Михаил

    |

    Потомучто без Бога мы просто прах,животные, про это, Писание говорит.Так вот если Ешуа в нас не откроется мы все погибнем,когда Бог откроет своё Имя.Если Ешуа в нас не будет жить,и не покроет нас перед славой Отца нам всем будет хана,и изменяться будет некому.Всё что не будет соответствовать характеру Отца,который Он открыл людям через Христа, погибнет.


  • Др.

    |

    Др.Вы заблуждаетесь

    Ну ещё бы..задавать такие вопросы, на которые почему-то не хочется отвечать прямо..
    Казалось бы, простой вопрос — что связывает человека с его словом? Ну понятно что — или всё или ничего. Или человек отвечает за свои слова, или он пустозвон, балабол.
    Денег ему одалживать ни-ни, потому что он на голубом глазу отречётся, что занимал что-то под честное слово.
    Или наоборот — человек готов умереть за своё слово, потому что в этом он сам весь, и между ним самим и его словом стоит знак равентства.
    Но разве ж так прямо ответишь! если отвечать по писанию «да-да, нет-нет», то тогда надо признать подобную связь и у Бога, чье слово неизменно и не возвращается к Нему неисполненным.
    Куда проще отвернуть вентиль словоблудия и начать заливать эфир религиозной демагогией про то, как кто-то там чего-то не понимает, и что ему надо молиться, и тогда Бог типа откроет.
    Но знаете, это всё хорошо.. только похоже на то, что не тому вы молитесь, Михаил, ой не тому. И вашему богу, который заморочил вам голову и низвёл Христа в вашем разуме, я молиться не буду, вы уж извините за прямоту.


  • Михаил

    |

    Я вам всё по поводу Слова написал,а там вы сами думайте ,помоги вам Бог.


  • Др.

    |

    То, что вы написали, просто пустое, и никому от того никакой пользы, ни вам в том числе.
    И своим ответом вы просто показали, что сознательно пытаетесь запудрить людям мозги.
    Вы не можете не понимать, что слово, данное вами, вам уже не принадлежит (ну пусть не вами, пусть кем-то). И вместе с тем связь между вами и вашим словом остаётся неразрывной.
    Так как же можете разделять Бога и Его Слово? Которое жило с нами, полное благодати и истины?
    Или вы не читали «Я в Отце, и Отец во Мне?»
    А ведь это ТО ЖЕ САМОЕ СЛОВО, ДАННОЕ ИЗРАИЛЮ — «Слушай Израиль». Это в точности то же самое Слово, которое вы стараетесь противопоставить Ему же Самому.
    Трудно вам идти против рожна.

    ЗЫ
    (И написанное вами, кстати сказать, красиво ложится в в известную схему СИ — в ответ на неудобные вопросы начить лить воду, а в конце незаметно перевести разговор на что-то не относящееся к заданному вопросу, — например, какое отношение вот это — «Потому что без Бога мы просто прах,животные, про это..» имеет к заданному вопросу? Да никакого! с таким же успехом вы могли бы начать цитировать Пушкина, к примеру..ну это так, к слову)


  • Михаил

    |

    Др.И вы тоже в Отце,Богом всё живёт движется и сущёствует,все силы которые находятся во вселенной ,исходят от Бога,и подчинены Богу,Только есть одна разница,между вами и Иешуа,в вас есть только начаток Духа.Вот текст из Писания: и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.А в Иешуа была вся полнота Божества телесно,тоесть Бог в нём полностью открылся.В этом и Благая весть,Адам согрешил,Бог ушёл от человека,но план Бога к нам к людям остался,и в Ешуа он осуществился.Потом Иешуа,пришёл вместе с Отцом в пятидесятницу(Утешитель),и Они обитель в людях сотворили.Вы храм Бога живого.И не надо меня со свидетялями сравнивать,я соблюдаю все 10-заповедей.И я против не кого не иду.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"