Вопрос служителю, отвечает Александр Серков
Сколько жён было у Моисея?
Что случилось на первой стоянке Моисея с семьей по дороге из Мадиама в Египет (Исх. 4)?
Что произошло с Сепфорой и сыновьями Моисея дальше?
Почему, когда Иофор приводит из Мадиама Сепфору к Моисею, она названа возвращенной (то есть такой, с которой Моисей развелся — Исх.18:2)?
В Чис. 12 сказано, что Моисей-таки взял себе эфиоплянку. О ком речь?
Кто эта женщина? Почему она вызвала нарекания Мариами и Аарона?
Почему эта ситуация происходит именно в тот момент (а именно после молитвы Моисея о смерти и до избрания 70-ти старейшин, которые получили от его духа и также (как Мариам) стали пророчествовать)?
Почему далее в родословиях упоминаются только те же самые Гирсам и Элиезер от Сепфоры, и никто из его других детей, и не упоминается эта эфиоплянка?
Почему сказано, что «Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину» (1 Пар. 23:14)? Разве Моисей и так не был потомком Левия?
Заранее спасибо.
Ответ: Да, здесь целых девять вопросов, хотя они тесно связаны между собой. Давайте обратим особое внимание на каждый вопрос в отдельности:
Сколько жён было у Моисея?
У Моисея, согласно Библии, была одна жена по имени Сепфора צִפֹּרָה (Циппора), дочь Иофора (также называемого Рагуилом), священника Мадиамского (Исх. 2:16–22).
Однако в Числах 12:1 упоминается, что Моисей взял жену из Эфиопии (Куша):
«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену эфиоплянку, которую он взял, ибо он взял жену эфиоплянку» (Числа 12:1).
Этот текст привёл исследователей Библии к двум разным толкованиям:
- Сепфора и эфиоплянка — одна и та же женщина, а Куш (Эфиопия) — другое название или образное обозначение Мадиама.
- Моисей имел двух жён: сначала Сепфору, а потом мог жениться на второй женщине из Куша (древняя Нубия/Эфиопия). Библия не называет её имени. И вообще, не даёт прямого ответа, были ли это две разные женщины, но большинство толкователей считают, что речь идёт о двух разных жёнах, особенно если воспринимать текст буквально.
Таким образом по тексту и по первому вопросу можно сделать вывод:
- Минимум одна (Сепфора).
- Возможно, две, если эфиоплянка — другая женщина.
Что случилось на первой стоянке Моисея по дороге из Мадиама в Египет (Исх. 4)?
На первой стоянке Моисея с семьей по дороге из Мадиама в Египет произошло загадочное и драматическое событие.
Мы читаем:
24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
26 И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию (Исх. 4:24–26).
- Нападение Господа: Во время ночлега Бог внезапно напал на Моисея и, судя по всему, собирался лишить его жизни. Причина этого нападения прямо не указана, но контекст последующих действий Сепфоры указывает на невыполнение Моисеем заповеди об обрезании его младшего сына.
- Действие Сепфоры: Сепфора, жена Моисея, быстро поняла причину опасности. Она взяла острый камень и совершила обрезание крайней плоти своего сына (вероятно, младшего, так как старший, Гирсам, скорее всего, уже был обрезан).
- Слова Сепфоры: Бросив крайнюю плоть к ногам Моисея, она произнесла загадочные слова: «Ты жених крови у меня». Это выражение, вероятно, означает, что кровь обрезания её сына искупила вину Моисея перед Богом, сделав его «женихом крови» через это кровавое действие.
- Отступление Господа: После этого действия Господь отступил от Моисея, то есть перестал угрожать его жизни.
- Повторные слова Сепфоры: Затем Сепфора снова произнесла: «Жених крови — по обрезанию», подчеркивая, что именно обрезание стало причиной спасения Моисея.
Суть происшедшего:
Этот эпизод подчёркивает важность соблюдения завета об обрезании, установленного Богом с Авраамом. Вероятно, Моисей по какой-то причине пренебрёг обрезанием своего младшего сына, что вызвало гнев Божий. Быстрое и решительное действие Сепфоры, выполнившей обряд обрезания, предотвратило смерть Моисея и восстановило его перед Богом, позволив ему продолжить свою миссию по освобождению Израиля из Египта.
Таким образом, на первой стоянке Моисея с семьей по дороге в Египет произошла критическая ситуация, в которой Бог едва не умертвил Моисея из-за необрезанного сына, и Моисея спасло своевременное действие его жены Сепфоры, совершившей обрезание.
Что произошло с Сепфорой и сыновьями Моисея дальше?
Основываясь на имеющейся информации, вот что произошло с Сепфорой и сыновьями Моисея после события в Исходе 4:
- Отправление в Мадиам: Вероятно, после инцидента в Исходе 4 Сепфора и её двое сыновей, Гирсам и Елиезер, были отправлены обратно к её отцу Иофору в Мадиам. Они не сопровождали Моисея в Египет изначально.
- Воссоединение с Моисеем: После исхода израильтян из Египта и их победы над амаликитянами, Иофор привёл Сепфору и их двоих сыновей к Моисею в пустыню к горе Синай (См. Исх. 18:1–6).
- Ограниченное дальнейшее упоминание: После этого воссоединения в Исходе 18 Библия не предоставляет дальнейшей явной информации о жизни или смерти Сепфоры.
- Потомки: Сыновья Моисея, Гирсам и Елиезер, упоминаются позже в Книге Паралипоменон, что указывает на наличие у них потомков. Один из сыновей Гирсама, Шевуил, упоминается как ответственный за сокровищницы при царе Давиде (См. 1 Пар. 26:24).
Вывод:
После инцидента в пути Сепфора с сыновьями, скорее всего, вернулась к отцу — Иофору — в Мадиам, пока Моисей исполнял миссию в Египте. Позже, уже после исхода, она была воссоединена с Моисеем в пустыне, у горы Божией.
Почему, когда Иофор приводит из Мадиама Сепфору к Моисею, она названа возвращенной (то есть такой, с которой Моисей развелся — Исх. 18:2)?
Формулировка в Исход 18:2 действительно вызывает вопросы:
«И привёл Иофор, тесть Моисея, Сепфору, жену Моисея, после возвращения её» (в синодальном переводе).
На иврите:
וַיִּקַּח יִתְרוֹ חֹתֵן מֹשֶׁה אֶת־צִפֹּרָה אֵשֶׁת מֹשֶׁה אַחַר שִׁלּוּחֶיהָ
Ключевое слово здесь — שִׁלּוּחֶיהָ (шиллухея), которое буквально означает «после её отпущения», «после того, как он отпустил её».
Вот нюансы:
- Слово не указывает на развод
- Это не термин для развода. В иврите для развода используется слово גֵּט (гет) или глагол גרשׁ (гараш) — «изгнал», «развёлся».
- Слово шиллуах (שִׁלּוּחַ) используется, например, для временной отправки, «отпускания» кого-то, часто по необходимости.
- Контекст — не развод, а временное расставание
- В Исходе 4:24–26 был конфликт с обрезанием. Вероятно, после этого Моисей отправил Сепфору и сыновей обратно в Мадиам.
- Иофор теперь возвращает их Моисею как семью, не как бывшую жену.
- Как это перевести точнее
Более точный современный перевод звучал бы так:
«И привёл Иофор, тесть Моисея, его жену Сепфору после того, как она была им отправлена».
То есть: она была временно отослана, а не отвергнута или разведена.
Вывод:
Фраза «после возвращения её» не означает развод. В оригинале речь идёт о временном расставании, скорее всего по причине миссии Моисея в Египте. Это подтверждается тем, что она по-прежнему названа его женой и воссоединяется с ним в присутствии отца и сыновей.
В Чис. 12 сказано, что Моисей-таки взял себе эфиоплянку. О ком речь?
Кто эта женщина? Почему она вызвала нарекания Мариами и Аарона? Почему эта ситуация происходит именно в тот момент (а именно после молитвы Моисея о смерти и до избрания 70-ти старейшин, которые получили от его духа и также (как Мариам) стали пророчествовать)?
- Кто такая «эфиоплянка», которую взял Моисей?
В Числа 12:1 сказано:
«И говорили Мариам и Аарон против Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял; ибо он взял за себя Ефиоплянку».
На иврите:
כִּי־אִשָּׁה כֻשִׁית לָקָח — «жену кушитку он взял».
Кто такая «Кушитка»?
- Куш (כּוּשׁ) — это древнее название Нубии / Эфиопии, южнее Египта.
- Женщина, о которой говорится, в тексте не называется по имени, и никаких дополнительных сведений не даётся.
- Это Сепфора или другая женщина?
Здесь есть два главных толкования:
Версия 1: Это Сепфора, жена Моисея
- Возможно, Сепфора была темнокожей женщиной, что могло вызывать пренебрежение у Мариам.
- Кушитка тогда — восприятие, а не происхождение. В древности термином могли обзывать всякого «иностранца» с отличной внешностью.
- В пользу этой версии говорит то, что в другом месте (Исх. 2–4) ничего не сказано о второй жене Моисея.
Версия 2: Это другая жена, помимо Сепфоры
- Некоторые комментаторы предполагают, что Моисей мог взять вторую жену после смерти или удаления Сепфоры.
- Но никаких данных о второй жене в тексте нет — она бы нарушила канон Моисеева образа, если бы это было важно для повествования.
- Почему Мариам и Аарон ропщут?
Формальный повод:
- «За жену Кушитку» — возможно, из-за презрения к её национальности, внешности или культурным отличиям.
Истинный мотив (по тексту):
«Разве говорил Господь только с Моисеем? Разве не говорил и с нами?» (Чис. 12:2)
Здесь видно, что речь не столько о жене, сколько о претензии на равное пророческое положение. Мариам и Аарон используют этнический вопрос как повод для атаки на духовное лидерство Моисея.
- Почему именно в этот момент?
Этот эпизод следует сразу после кризиса в Чис. 11, где:
- Моисей в отчаянии просит Бога о смерти (Чис. 11:15).
- Бог выбирает семьдесят старейшин, на которых сходит дух Моисея, и они начинают пророчествовать.
- Это размножение пророческого дара, ранее уникального для Моисея, создаёт новую духовную иерархию.
В этом контексте:
- Мариам (названа первой, следовательно — зачинщица) и Аарон могли почувствовать угрозу своему положению.
- Они могли считать, что если даже другие теперь пророчествуют, то Моисей не единственный носитель откровения.
- Почему Мариам поражена проказой?
- Только Мариам, а не Аарон, поражается (См. Чис. 12:10).
- Это подчёркивает её роль зачинщика, и возможно, связано с её осуждением внешности жены Моисея — и теперь её кожа становится белой как снег.
- Это Божий ответ: Ты осуждала за внешность? Вот тебе изъян на собственной коже.
Выводы:
- «Кушитка» — это, скорее всего, Сепфора, названная так презрительно или метафорически.
- Конфликт связан не столько с женой Моисея, сколько с духовным соперничеством.
- Происходит смена структуры пророческой власти, и претензии Мариам — попытка сохранить влияние.
- Сама реакция Бога ясно показывает: Моисей остаётся уникальным пророком, с которым Бог говорит «устами к устам», а не в видениях, как с другими.
Почему в родословиях упоминаются только Гирсам и Элиезер?
Они — единственные поимённо упомянутые сыновья Моисея:
- Гирсам — Исх. 2:22:
«Он назвал сына Гирсам, потому что сказал: Я стал пришельцем в чужой земле».
- Элиезер — Исх. 18:4:
«Имя другого — Элиезер, потому что: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараона».
Оба названы в контексте брака с Сепфорой, дочерью Иофора (священника Мадиама).
Даже в 1 Пар. 23:15–17, где упоминается потомство Моисея, фигурируют только Гирсам и Элиезер и их потомки. Никакой «другой линии» не существует.
Почему больше не упоминается эфиоплянка (кушитка)?
Есть три вероятные причины:
А. У Моисея не было других детей — это самый прямой ответ
- Нет ни одного библейского указания на детей от другой жены.
- Чис. 12 — не обязательно говорит о новой жене, а скорее о Сепфоре, названной «Кушиткой» (см. предыдущий разбор).
Б. Даже если была другая жена — она не сыграла роли в истории Израиля
- Родословия в Библии избирательны: в них включаются только те, кто имеет значение для завета, управления народом или мессианской линии.
- Потомки Моисея не унаследовали лидерство — вождём стал Иисус Навин, а не сын Моисея.
В. Сам Моисей — образец смиренного лидера, а не династического
- В отличие от патриархов (Авраам, Исаак, Иаков), он не строил личной династии.
- Его потомки не стали священниками (эта честь — у рода Аарона), не стали царями и не возглавили колена.
Вывод:
- Гирсам и Элиезер — единственные известные сыновья Моисея, от брака с Сепфорой.
- «Эфиоплянка» (скорее всего, та же Сепфора) больше не упоминается, потому что роль жены и семьи Моисея не была центральной.
- Писание концентрируется не на династии, а на миссии Моисея как пророка и законодателя.
- Бог сознательно отделяет Моисея от наследия власти — вождь и пророк уходят, не передавая свою силу по крови.
Почему сказано, что «Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину» (1 Пар. 23:14)? Разве Моисей и так не был потомком Левия?
Отличный вопрос! Действительно, Моисей по происхождению уже был левитом, ведь он — сын Амрама, сына Каафа, сына Левия (см. Исх. 6:16–20). Тогда зачем 1 Пар. 23:14 уточняет, что его сыновья были «причтены к колену Левия»?
Вот подробный разбор:
Текст: 1 Пар. 23:14
«А Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину».
Зачем подчеркивать «причтены к колену Левиину», если Моисей уже был левит?
- Подчёркивается служебный статус, а не просто родословный
Хотя сыновья Моисея по крови были левитами, их служебное положение должно было быть подтверждено официально.
- В эпоху Давида происходила организация левитского служения (в Иерусалиме при Храме), и 1 Пар. 23 описывает распределение обязанностей.
- Потомки Моисея (Гирсам и Элиезер) не автоматически получали культовую функцию.
- Поэтому сказано, что они причтены — то есть внесены в число служителей колена Левия, уполномочены на служение.
Это не про происхождение, а про включение в храмовую и левитскую структуру.
- Противопоставление Моисея и Аарона
- Аарон и его потомки стали священниками, а потомки Моисея — обычными левитами.
- Чтобы никто не подумал, что у потомков Моисея был особый статус, текст 1 Пар. подчёркивает: они — просто левиты, как и другие.
- В этом проявляется смирение линии Моисея, и богословская идея: вся слава — Богу, а не династии Моисея.
- «Причтены» = официально назначены
Слово «причтены» в оригинале (ивр. הִתְיַחְשׂוּ, «были записаны по родословию, внесены в список») указывает на то, что потомки Моисея официально записаны в разряд левитов, исполняющих определённую роль.
Вывод:
- Моисей по крови — левит, но его сыновья официально были причтены к левитскому служению.
- Это подчёркивает, что служение у скинии/храма не передавалось автоматически, даже для потомков такого человека, как Моисей.
- Таким образом, не происхождение, а призвание и распределение Богом через установленные порядки определяло роль в народе Божьем.
С уважением, пастор Александр Серков