Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №11 «Второзаконие в последующих Писаниях»

06-12-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №11 "Второзаконие в последующих Писаниях"Мир вам, дорогие мои братья и сестры. Перед нами одиннадцатый урок, который имеет название: ВТОРОЗАКОНИЕ В ПОСЛЕДУЮЩИХ ПИСАНИЯХ. То есть, мысль здесь такая, что более поздние авторы ссылаются на Писания ранних авторов, в данном случае, на книгу Второзаконие. Эта тенденция очень распространена в Библии. Поздние авторы ссылаются не только на книгу Второзаконие, но и на всю Тору, то есть, на все пять книг Моисея. Книга Бытие – с ее повествованием о событиях сотворения неба и земли, историей о вавилонской башне, историей об Иосифе – останется живой в памяти народа израильского, в Пророках и Псалмах.

Подобным же образом другие книги Пятикнижия – Исход, Левит, Числа – будут присутствовать в богослужении и вдохновлять духовные размышления священников, царей и пророков.

В этом уроке мы сосредоточим внимание на книге Второзаконие, которая больше любой другой книги повлияла на духовную жизнь народа израильского. Поэтому многие поздние авторы обращаются именно к этой книге. И нам предстоит сейчас рассмотреть некоторые моменты, чтобы освежить в памяти уже знакомые темы, которые поздние авторы брали в книге Второзаконие.

I Книга закона

Прочитаем текст Писания:

14 Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея.

15 И начал Хелкия, и сказал Шафану писцу: книгу закона нашел я в доме Господнем. И подал Хелкия ту книгу Шафану.

16 И понес Шафан книгу к царю, и принес при этом царю известие: все, что поручено рабам твоим, они делают;

17 И высыпали серебро, найденное в доме Господнем, и передали его в руки приставникам и в руки производителям работ.

18 И также донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан перед царем.

19 Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои.

20 И дал царь повеление Хелкии и Ахикаму, сыну Шафанову, и Авдону, сыну Михея, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:

21 Пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей (2Пар.34:14-21).

Что это была за книга, которую нашел священник Хелкия? Это была именно книга Второзаконие, которая затерялась в израильских кулуарах, и только спустя многие годы она была найдена священником; и внесла она в реформу свой значительный вклад. Царь Иосия был тронут до глубины сердца такими словами, как, например,

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор.30:19).

В 4 книге Царств мы читаем, как царь серьезно загорелся соблюдать заповеди Божьи, он проникся стремлением реформировать народ, который Бог вверил его управлению. Реформы царя включали очищение от всех мерзостей, которые появились в земле Иудейской и ее столице. Книга Второзакония полна предостережениями и увещаниями относительно обычаев народов, которые будут их окружать. Принятые Иосией меры, включая казнь священников-идолопоклонников в Самарии, показали, насколько народ Божий отклонился от вверенной ему истины. Вместо того, чтобы оставаться святым народом, служить примером язычникам, приводить их к истинному Богу, они сами пошли на компромисс с миром. И что само опасно, они считали, что у них все в полной норме во взаимоотношениях с Богом. Это весьма опасное заблуждение.

Благодаря реформам Иосии, израильский народ, как никогда в их истории, был близок к идеалу Торы. Все идолы, накопленные их предшественниками, были истреблены. Оказывается, как много значит, кто управляет народом. Царь решил – народ сделал. Царь приблизился к Богу – народ служит Всевышнему. Царь нечестивый – и народ идет за ним. Как мало тех, кто, подобно Седраху, Мисаху и Авденаго, да и Даниилу, остаются верными Богу вопреки всеобщему настрою, и даже угрозам со стороны власть имущих.

Иосия совершил радикальные перемены. На двенадцатом году своего правления он принял официальное решение, оно касается восстановления храма в Иерусалиме – предмета особой заботы, который, несомненно, находится в самом центре книги Второзаконие. Иосия утверждается при чтении книги в централизации поклонения в Иерусалиме, и его реформы простираются за пределы Иудеи и земель северного Израиля. Иосия отправляется на север, в Вефиль. Благодаря книге Второзаконие Иосия смог посодействовать духовному единству народа – достижения которого со времени разделения царства еще не удавалось реализовать ни одному царю.

Бог благословил правление этого царя, продолжавшееся более тридцати лет. Как много значит верность лидера.

II Второзаконие в книге Иеремии

Прочитаем текст Писания:

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:

2 Стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.

3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень».

5 Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его,

6 Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, —

7 То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.

8 Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы (Иер.7:1-8)

Эти главы (7-9) часто называют «храмовой речью» Иеремии. Центральная мысль ее в грядущем наказании народа за отступничество и поклонение лжебогам. Возникает впечатление, что обстановка, в которой «храмовая речь» была произнесена, и сопутствовавшие этому события воссозданы в 26-ой главе; она и по содержанию записанного в ней пророческого обращения весьма схожа с главами 7-9. В главе 26 прямо сказано, что это произошло «в начале царствования Иоакима, сына Иосии» (26:1).

Давайте вспомним исторические обстоятельства того времени. В битве с египетским фараоном (при Мегиддо) погиб благочестивый царь Иосия. Закончился короткий период независимости, которой Иудея пользовалась при нем после свержения ассирийского ига. Крушению политических надежд сопутствовало обострение болезненных националистических настроений. Иудеи тешили себя мыслью о своем национальном превосходстве над языческими народами и уповали на свою святыню – храм, который рассматривали как своего рода талисман, гарантирующий им безопасность.

Божье наказание, полагали они, не постигнет город, потому что в нем воздвигнут дом Господа, в котором они исправно приносят Ему жертвы (6:20). Эту ложную надежду и предстояло разрушить Иеремии, которого голос, звучавший в сердце его, побуждал объявить войну двум остававшимся у иерусалимлян «кумирам» – их горделивым хвастовством своим национальным превосходством и их слепой вере в храм как в таковой.

Да, они исправно совершали ритуалы, думая «задобрить» ими Господа, но, суеверно опасаясь гнева «ваала» и «астарты», одновременно старались умилостивить и их (7:17-19) – чтобы не случилось засухи или другой какой беды. Вы только вслушайтесь в эти слова:

17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?

18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.

19 Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? (Иер.7:17-19)

Гнойная болячка идолопоклонства, которая до конца не заживала у иудеев никогда, все более угрожала им духовной гангреной, от которой ни исполненный святой таинственности храм, ни тем более совершение культа, в котором сердце не участвовало, спасти их не могли. И вот Иеремия, непонятый, гонимый, ненавидимый, приходит к храму, чтобы возвещать чисто духовную религию, не отвергающую внешних форм, но стоящую выше их. Он был одним из первых учителей человечества, который возвещал, что спасение – лишь в истинном богопознании, что подменять его внешними формами – не только бесполезно, но и преступно в глазах Божьих.

Бог повелел ему: «Стань во вратах дома Господня». Имеются в виду ворота, которые вели во внешний двор храма, где собирался народ; стоит лишь напомнить, что во внутренний двор допускались только священнослужители. Устами Своего пророка Господь вновь и вновь напоминает иудеям, что только «исправление путей их и деяний», как следствие искреннего покаяния и возвращения к Нему, способно отвратить от них грядущее наказание. Только в таком случае оставил бы Господь их жить на том месте.

Иеремия напоминает соплеменникам о положении древнего закона, который через Моисея дал им Бог. По всей видимости, он напомнил им и эти слова, записанные в книге Второзаконие. Я их прочитаю:

23 Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой;

24 Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поедающий, Бог ревнитель.

25 Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его,

26 То свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете;

27 И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь;

28 И будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят, и не обоняют.

29 Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею (Втор.4:23-29).

Снова и снова во Второзаконии Моисей подчеркивал, что пребывание израильтян в земле ханаанской будет условным: если они не будут повиноваться, то не останутся на избранном для них Богом месте. Взгляните на особое предостережение, которое сделал Иеремия:

4 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер.7:4).

Да, у них был храм Господень и они были избранным народом, но все это не имело значения, если они не проявляли послушания. А послушание включало в себя не только соблюдение внешних ритуалов, они должны были быть пронизаны любовью к людям, особенно к незащищенным слоям общества, таким, как пришельцы, вдовы, сироты. Это все входило в положение завета.

III «Чего требует Господь»?

Обратимся к пророкам и их призывным речам. Из каких слов состояли они в основном? Бог посылал пророков не из-за благочестивой жизни народа израильского. Именно целью Бога было вернуть народ к соблюдению условий их завета с Ним. Вот с этой целью Он и посылал пророков. А из какой книги пророки брали слова для призыва? Да, из Второзакония. Именно в книге Второзаконие содержится подтверждение Божьего завета с Израилем. Теперь, после сорокалетнего блуждания по пустыне Господь собирался начать выполнять обетования завета, Свои обязательства по договору. Поэтому Моисей увещевал израильтян исполнить также свои обязательства. Фактически большая часть Писаний пророков была основана на призыве к народу соблюдать свои обязательства завета. Возьмем для примера несколько пророков.

Пророк Михей

Прочитаем текст Писания:

1 Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой!

2 Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется.

3 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне.

4 Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам.

5 Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.

6 «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?

7 Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчётными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (Мих.6:1-7).

Глава шестая начинается с аллегории суда, в котором обвинителем выступает Сам Господь, а обвиняемый – народ Его, Израиль. «Встань, судись», – обращается к нему Господь. Или, другими словами, Бог возбуждает дело против Своего народа за нарушение завета. Он призывает и свидетелей на этот суд. Аллегория свидетелей основана на том, что изначально Бог хранил и благословлял народ Свой, с которым связал Себя узами завета, и жители земли, прообразом коих являются горы и долины, были сему свидетелями.

Пророк, говорящий в судебном состязании от имени Бога, начинает его с обвинения Израиля в неблагодарности. Народ Божий имел обыкновение роптать на Своего небесного Благодетеля и жаловаться на Него, но оснований для ропота и жалоб у него не было. И нечего ответить ему на вопрос Господа, звучащий в стихе третьем как вопрос риторический: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне». Ничего плохого (несправедливого) Господь ему не сделал, никаких незаслуженных тягот не налагал на него. Следует, напротив, перечисление благодеяний, совершенных Богом в отношении Израиля, начиная от освобождения его из Египта, из земли рабства.

Слова об «искуплении» находим мы во Втор. 7:8; 9:26; 13:5; 15:15; 24:18). Они должны были напомнить слушателям Михея о заклании пасхальных агнцев – с тем, чтобы в еврейских семьях не погиб ни один из первенцев (Исх. 12:3,7,12-13). Имя Моисея, вероятно, должно было напомнить им о законе, данном через него, имя Аарона – о системе священства, игравшего такую важную роль в жизни Израиля.

Мариам, возможно, упомянута как пророчица (Исх. 15:20), и с тем, чтобы привести на память евреям ее хвалебную и благодарственную песнь Господу (Исх. 15:21 и далее). Кроме того, имена Моисея, который представил Бога людям, и Аарона, который представлял народ перед Богом, должны были напомнить Израилю об исключительности его взаимоотношений с Господом.

А далее Михей напоминает своим соплеменникам о знаменательных событиях и фактах, которые пережили их праотцы в пустыне. Он говорит о том, как Валак, царь Моавитский, пытался уговорить Валаама проклясть народ израильский (Чис. 22-24), но тот, как бы помимо своей воли, благословил его и прославил. Не было ли и это свидетельством Божьей милости к Израилю! И то, что происходило от Ситтима до Галгала, было в этом смысле знаменательно.

В речи пророка две эти местности в Палестине послужили кратким напоминанием о завоевании евреями земли Ханаанской. Дело в том, что в Ситтиме была последняя стоянка Израиля на восточной стороне Иордана (Иис. Н. 3:1), первый же стан свой после чудесного перехода через Иордан (Иис. Н. 4:18-19) они раскинули у Галгал. Ни в одном из этих случаев, меч Господа «не отягощал» (стих 3) Израиля, а, напротив, был его Защитником и Благодетелем.

И дальше, разыгрывая по ролям свое обращение к народу, пророк от имени народа отвечает Господу на Его обвинение. Он ставит вопросы, в которых мы можем увидеть желание пророка, и он высказывает слова покаяния и желания уяснить для себя путь истинного Богопознания.

«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчётными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?»

Конечно же, Михей сознавал, что и самыми щедрыми приношениями нельзя угодить Господу, тем более отвратительным в Его глазах принесением в жертву детей, запрещенным законом. В сущности, он задает Богу риторические вопросы, чтобы подвести Израиль к тому единственному, чем он действительно может угодить Господу.

Из сказанного не следует, что пророк принижал значение системы жертвоприношений. Она была установлена Господом, чтобы, среди прочего, донести до человеческого сознания и укоренить в нем мысль о возможности искупления греха. Как праведный член сообщества Завета Михей несомненно принимал всю левитскую систему как угодную Господу.

При этом он, однако, понимал, что сами по себе жертвоприношения предназначены были служить лишь внешним выражением глубоко внутреннего чувства зависимости от Бога и доверия Ему – Источнику милости и благодати. А посему понимал пророк, что от Бога откупиться невозможно. Человек может угодить Ему только изменением сердца и вытекающим из этого изменением своего отношения к окружающим и всему происходящему в мире, а значит и повседневного своего поведения.

И наконец, в стихе восьмом, наиболее известном из этих трех, Михей сам, от имени Господа, дает ответы на вопросы, заданные им в стихах 6-7.

8 О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

О, человек! – это обращение к каждому члену израильского сообщества. Каждому из них следует жить по законам справедливости, любить дела милосердия, усмирять чувства свои и страсти, желания и похоти. Только тогда жертвы приносящих их не будут отвергнуты. Мысли Михея об этом весьма созвучны мыслям его предшественников – Амоса, Осии, Исаии (Ам. 4:4; Ос. 5:6; Ис. 1:11, 16-18). Но все они берут эти мысли из книги Второзаконие 10:12. В продолжение сказанного можно добавить: Михей утверждает здесь, что Бог не хочет лишь ритуальных контактов с человеком, Он ждет от него внутреннего отклика. Да не будет связь с Ним бременем или тягостью для человека.

Неемия

Как реформы Иосии, так и реформы Неемии вызваны чтением Слова Божьего. Мы читаем:

3 И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему (Неемии 9:3).

Видите, читали из той же книги закона, в том же духовном контексте сильной нужды в покаянии. Мы читаем:

1 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.

2 И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих (Неемии 9:1-2).

Они собрали особое собрание, постились, молились, читали из книги закона и каялись в своих грехах. Читая дальше молитву Неемии, мы видим, что она пропитана ссылками на книгу Второзаконие. Далее в молитве упоминается завет – основная тема, вокруг которой построена книга Второзаконие. И завершил Неемия свою молитву мыслью о тайне завета, он поражен невероятностью этого завета, заключенного, несмотря на беззакония царей, князей и священников.

IV Молитва Даниила

 Подобно Иосии и Неемии пророк Даниил, пребывающий в таком же состоянии молений и скорби, читает закон Моисея и молится о прекращении бедствий, постигших народ Божий в результате их неверности. И он, ссылаясь на книгу Второзаконие, молится:

13 Как написано в законе Моисея, так все и произошло с нами; мы не обращались к Тебе, Господи, за милостью, чтобы обратиться нам от порочной нашей жизни и размышлять о правде Твоей (Дан.9:13 ПС).

Молитва Даниила – это краткое изложение предостережений из Второзакония относительно плодов несоблюдения народом обязательств завета. Как и было сказано во Второзаконии, израильтяне лишились земли. Из-за неповиновений произошло именно то, о чем было сказано Моисею. А сказал он вот что:

29 Ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих (Втор.31:29).

Как все трагично! Вместо того, чтобы окружающие народы говорили: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор.4:6), Израиль стал «поруганием» (Дан.9:16) у тех же самых народов.

Молясь, Даниил не задает Богу вопрос, какой обычно люди задают, когда постигает их горе: «Почему, Господи, это произошло со мной или с нами?» Причину он знает, и он исповедует грехи свои и грехи всего народа. Но главное в том, что в молитве Даниила звучит обнадеживающая нотка: он знает Бога, и уверен, что Он не оставит народ Свой в таком бедственном состоянии. А книга Второзаконие как раз предоставляла не только контекст для понимания их ситуации, но и указывало на обетование восстановления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот в этом для нас из книги Второзаконие как раз не только предостережение, но и утешение, дающее надежду, что и у нас не все потеряно, и мы имеем возможность исправить наши жизненные ошибки, которые порочили перед нашими соседями, коллегами по работе не только церковь, как тело Христа, но и самого Бога. И все это вместо того, чтобы люди мира этого говорили бы о нас: «Только этот великий народ является народом мудрым и разумным».

Давайте жить так, чтобы о нас говорили именно так. И имя Божье будет через нас прославляемо. Аминь? Аминь. Желаю вам Божьего благословения, дорогие мои читатели и слушатели.

Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"