Десятина. Ее цель и предназначение

08-04-2020, комментариев 28

Десятина. Ее цель и предназначениеПервое упоминание об отделении десятой части мы находим в первой книге Пятикнижия  Моисеева – Бытие. Согласно 14 главе, Авраам дал десятую часть из всего, что у него было Салимскому царю Мелхиседеку.  Такой жест благодарности был ответом на благословения как непосредственно самого Авраама, так и Всевышнего Бога, который предал врагов Авраама в его руки.

Второе упоминание о десятой части мы также находим в книге Бытие 28 глава. Иаков, сын Исаака, убегая в Месопотамию от гнева своего брата Исава, заключает обет с Господом, в котором обещает давать десятую часть из всего, что ему будет даровано свыше. Но при условии, если Бог сохранит его на пути, даст хлеб и одежду, в мире возвратит его в дом своего отца и будет его Богом. Если в случае с Авраамом, отделение десятой части является разовым приношением, то в случае с Иаковом, приношение десятин приобретает постоянный характер.

Кому принадлежит десятина?

Нередко верующие люди сталкиваются с такими вопросами, как: «А кому идет моя десятина?», «Почему я должен/(-на) приносить ее именно в церковь?», «Зачем Богу нужны мои деньги?» и т.д. Действительно, если рассматривать приношение десятин как способ загладить свою вину или грех, это приобретает форму индульгенции, с которой так яро боролся М.Лютер. Еще в древнем Израиле жертва за грех и десятина имели разное предназначение и употреблялись разной группой служителей. Жертва за грех умирала за грех Израильтянина, и ее мясо могли есть только сыны Аароновы, священники. Если рассматривать исключительно контингент служителей, то десятины были предназначены для левитов. Но кому же они принадлежат? «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Левит 27:30;32). Данные тексты Священного Писания показывают, что десятина принадлежит Господу. Тогда почему ей пользуются левиты? «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числа 18:21). Все десятины принадлежат Богу и Он, как проявление высшего разума и независимости, в праве распоряжаться своим имуществом и распределять его для удовлетворения различных потребностей и нужд.

Кто такие левиты?

Левиты – это отдельные представители общества сынов Израилевых, по колену Левия, сына Иакова, в обязанности которых входило обеспечение перемещения, чистоты и охраны скинии откровения, всех принадлежностей и всего что в ней находилось.  Левиты должны были располагать свой стан около скинии собрания. Это обеспечивало быструю реакцию на происходящие события и давало возможность эффективно реализовывать их трудовой потенциал. В случае если кто посторонний приступал к обязанностям левитов, подобного рода действие каралось смертью. Также, левиты были избраны на служение Господу вместо всех первенцев, которые по закону должны были быть посвященными. На службу принимали строго с 25 лет для работ в скинии собрания, и свою деятельность они прекращали в 50 лет. После отстранения от работы левиты имели право помогать своим братьям содержать стражу. Для посвящения левиты проходили определенный обряд очищения.

Виды десятины. Их предназначение

Читая страницы Торы, а именно книгу Второзаконие, глава 14, мы имеем дело с Божьим постановлением об отделении десятин. В данной главе, основной базой для отделения десятины является произведение семян, которые были выращены на собственном поле. Но следует понимать, что это был не единственный источник дохода в израильском обществе. Кроме земледелия источниками дохода могли быть такие сферы как: скотоводство, фермерство, сдача в аренду недвижимости и плодородных земель, торговля. Поэтому за базу отделения десятины следует принимать совокупность всех сфер хозяйственной деятельности, которые не являются убыточными. Земледелие, в данной ситуации, выступает как наглядный пример, по которому мог легко ориентироваться любой древний человек. Как часто должна была отделяться десятина? Существует два вида десятин, которые отличаются своим целевым предназначением и субъектами их потребления.

Первая десятина – ежегодная. «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которые приходят с поля твоего каждогодно.. » ( Втор. 14:22). Эта десятина предназначалась для собственного потребления пред лицом Господним, на угодном Ему месте. «И ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет  Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор.14:23). Эту десятину никому отдавать ненужно. Все что требовалось, это установить ее размер и отнести на указанное место. В случае если она была слишком тяжела, и путь был долгим, допускался ее перевод в денежный эквивалент. После прибытия в конечную точку, за приобретенные деньги приобреталось  продовольствие, которое было угодно путникам. Вкушая купленные за серебро продукты, семья веселилась и с радостью проводила свое время. Сейчас, такого места уже нет. Согласно 1 Коринфянам 6:19, место обитания и присутствия нашего Бога есть не что иное, как наше тело.

Вторая десятина отделялась раз в три года. Она была предназначена для левитов, потому что им не было удела с израильтянами, пришельцев, сирот и вдов. Таким образом, она обеспечивала социальную защиту малоимущим и нуждающимся в пропитании социальным группам людей. Как раз в данном виде десятины заложено благословение обещанное Творцом. «…и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать» (Втор. 14:29).

Церковь и десятины

Церковь – это то место, куда обычно приносят все пожертвования и десятины, рассчитывая на чистую совесть тех, кто в дальнейшем будет ими распоряжаться. В этом нет ничего плохого, что мы доверяем свои финансы не коммерческой организации,  целью которой не является получение прибыли и материальных выгод. Церковь не является Божьим домом, хранилищем или храмом где обитает Божья слава. Пророк Малахия поднимает проблему десятин и приношений, говоря: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф… ». Как мы видим не отделение и не приношение десятин равноценно краже. А кража это прямое нарушение восьмой заповеди. Да, безусловно, современная церковь не отождествляется с домом хранилища, но она выполняет сугубо распределительную функцию, которой занимается казначейство.

Вывод:

Десятина не является способом очищения от греха или своевольным приношением. Она лишь только отображает ваши личные взаимоотношения с Богом. Десятина выступает как целенаправленное приношение, для обеспечения малоимущих слоев населения. Церковь использует данный принцип для обеспечения богослужения и распределяет полученные средства по целевым назначениям. Отделяя десятую часть, мы возвращаем ее, прежде всего Богу. Служители и церковь занимают второстепенную роль.

Освящайтесь и будьте святы. Стройте свои личные взаимоотношения с Богом и получайте благословения! Всего наилучшего и всех благ.

Богдан Нсенгимана


Рубрика: Библейские исследования, Экономика

Комментарии (28):

  • гость Максиму

    |

    Максим , 1). когда речь о Шауэле (ап.Павле) то речь о фарисее из фарисеев, которые славились своей начитанностью и скромностью, призывали к благодетели и порой аскетизму, делали огромный акцент на духовном, без наживы и без гонитвы за материальным и плотским. 2). А где Иисус призывал финансировать Его «евангельскую компанию» ? Насколько помню призвал богатого юношу продать имение и раздать нищим и следовать за Ним. А «всем общем» у первых христиан надеюсь читали. А то что кто то служил своим имение то это значит (на мой взгляд) так: принять в гости, накормить, предоставить ночлег или временное место проживание . Такие благодетели во все времена были — такие люди сердцем чуют кому помочь (им приводит Всевышний нуждающихся, а не проходимцев и тунеядцев).


  • Максим Балаклицкий

    |

    1.

    когда речь о Шауэле (ап.Павле) то речь о фарисее из фарисеев, которые славились своей начитанностью и скромностью, призывали к благодетели и порой аскетизму, делали огромный акцент на духовном, без наживы и без гонитвы за материальным и плотским.

    Совершенно верно. И раввины из фарисеев стремились иметь содержание со стороны наставляемых. А так как их ученики сами оставляли семейный бизнес, то в основном раввинистические школы жили за счет пожертвований.

    2. Все притчи Иисуса вращаются вокруг денег и власти. Здесь asd.in.ua/archives/1188339771 я показываю, как Иисус в притче о блудном сыне объясняет, что собирается спасать младшего сына за счет имения старшего сына.

    И вот несколько цитат:

    Лук.12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

    Лук.14:33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

    Матф.13:44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
    45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
    46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

    Такие благодетели во все времена были — такие люди сердцем чуют кому помочь

    Что-то я не вижу в Библии Вашего (светского по своей сути) акцента на «врожденную доброту хороших людей». Писание дает заповеди. И ими судит поступки людей.


  • гость Максиму

    |

    В Лук.12:33 наоборот о раздачи имения нуждающимся (милостыня). И при чем здесь содержание пасторов и Евангелизация? — разве что добрые дела. А два другие тексты никак не относятся к финансированию церкви. Ну а последняя ваша ремарка к моей цитате мне вовсе неясна. Ну да ладно. Хорошего благословенно вам дня.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"