Субботняя Школа «Как толковать Писание» С Валентином Загребой. Урок 2 «Происхождение и природа Библии»
Представьте себе, что вам необходимо дать полную, развернутую, исчерпывающую информацию о предмете или человеке кому-то, кто никогда не видел и не слышал об этом предмете или человеке. Задача не из лёгких, потому что ваш опыт или описание не всегда будет понятно другому человеку, не имеющему этого опыта.
К тому же, ваш запас знаний не всегда будет достаточен для передачи информации, которую вы воспринимаете с помощью нескольких органов чувств, а передать должны лишь словами.
В связи с этим вспоминается история про незрячих людей, которые описывают слона, никогда его до этого не видев. При этом каждый из них притрагивается к ноге, хоботу либо хвосту животного и претендует на то, что его описание самое точное и правильное.
Человек – существо ограниченное. Мы ограничены в познании окружающего мира. Некоторые процессы для нас невидимы, другие мы не можем объяснить. И если это касается того, что происходит на Земле, то тем более это применимо к Вселенной.
В этом уроке мы поразмышляем о том, каким образом всемогущий Бог открывает Свой характер, Свои деяния и личность нам, ограниченным людям. Какие инструменты Он будет задействовать, какие слова, образы, или наглядные иллюстрации? Что необходимо сделать с нашей стороны, чтобы понять то, что Он сказал, учитывая, что это было сказано в определенном историческом и культурном контексте?
Исследуя тему, посвященную происхождению и природе Библии мы можем найти ответы на вопросы о принципах Божественного откровения и подходу, который необходим для правильного толкования божественных истин.
- Текст Ам.3:7 сообщает, что Господь открывает Свои планы людям через пророков. В связи с этим, возникает вопрос, есть ли ограничения на то, что нам необходимо знать? Как понять, является ли какая-то область знаний, в частности, о Боге, для нас необходимой или нет, исходя из того, что Господь нечто открыл о Себе, а что-то, наоборот, сокрыл?
- Учитывая, что Слово Божье в письменной форме появилось не сразу после грехопадения или потопа, как вы думаете, почему Господь в течение этого времени не давал повеления записать то, что было записано позднее? Каким образом передавалось знание о Боге все это время? Почему первые Писания появились только спустя примерно 2400 лет после сотворения мира?
- Слова, переданные Богом человеку, были даны в разное время и в разных культурных контекстах. Что объединяет их все, и при этом какие есть отличия? Какими дополнительными источниками информации мы можем пользоваться, чтобы лучше понять библейское повествование, происходящее во время Авраама, за две тысячи лет до Рождества Христова, или во времена Моисея, Соломона или Даниила, которые жили соответственно спустя 500, 1000 и 1500 лет после Авраама?
- Нам известно, что Божественные Писания – это литературные произведения, авторы которых получили особое божественное откровение. Прочитайте 2Тим.3:16,17. Кроме этого, они были вдохновлены Господом, чтобы передать это откровение своим современникам и последующим поколениям. При этом, некоторые из авторов тщательно подходили к сбору информации. Например, автор книг Паралипоменон собирает информацию о родословных и делает обзор правления царей, акцентируя внимание на одних фактах из их жизни и упуская из виду другие. Евангелист Лука также тщательно собирает информацию (Лк.1:1-4), беседует с участниками событий, анализирует воспоминания действующих лиц и записывает повествование о жизни Иисуса и историю ранней церкви. Каким образом Божий Дух действует на этих авторов в таком случае? Является ли вдохновение тем важным фактором, который определяет не только их действия, но и слова опрошенных людей или исторические источники, с которыми авторы имеют дело во время написания своих произведений? В таком случае, богодухновенность это гораздо более всеобъемлющий процесс, чем просто сотрудничество Бога с библейскими авторами?
- Некоторые исследователи пытаются получить из Библии информацию, которая в ней не содержится. Главный принцип, необходимый для нашего понимания Божьего Слова – смирение. Мы, ограниченные существа. И хотя созданы по образу Бога, но соприкасаясь с божественным, должны признать свою ограниченную природу. Если Господь нечто открыл нам, имея определенную цель, то наша задача – понимать Его цели, а не пытаться достигать свои, отыскивая в Писании ответы на вопросы, о которых Библия умалчивает. Есть ли у вас библейские вопросы, над которыми долго размышляя, вы не можете дать однозначный ответ? Каким образом мы можем научиться уважать мнение друг друга по второстепенным вопросам, при этом дополняя понимание друг друга, если имеем разные взгляды на определенные темы?
- Вт.18:18,19 открывает принцип божественной инспирации. Этот принцип с одной стороны касается прихода Мессии, с другой – появления после Моисея других пророков. Также этот принцип говорит об устной форме передачи вести пророками. Можем ли мы использовать эти тексты по отношению к формированию Божественных Писаний после Моисея? Каковы главные критерии для их формирования?
- Перечитывая Евангелия, Послания и Деяния, а также книгу Откровение, мы обнаруживаем что авторы книг Нового завета дают толкование Торы, Писаний и Пророков. Например, апостол Петр, проповедуя в день Пятидесятницы, ссылается на пророчество Иоиля (Деян.2:17-21). Подобные толкования пророчеств, не всегда понятны нам, живущим спустя две тысячи лет и применяющим эти тексты к более отдаленным событиям. К тому же, современные христиане не всегда мыслят теми категориями, которыми мыслили первые христиане и апостолы. Что необходимо нам, чтобы лучше понимать связь между Писаниями Ветхого и Нового завета? Какое главное связующее звено в откровении, данном до и после прихода Мессии, помогает нам видеть характер, волю и замысел Всевышнего относительно человечества и каждого из нас?
Завершая размышления о происхождении, характере и назначении Священного Писания, можно подвести итог, сравнив Слово Божье, передаваемое в устной форме до Моисея, записанное Моисеем и последующими пророками, воплощенное в жизни Иисуса и переданное новым поколениям теми, кто был свидетелями Его жизни, смерти и воскресения.
Какой главный принцип толкования необходим для неискаженного понимания Слова Божьего на всех этапах его взаимодействия с людьми на протяжении истории? Что общего у Слова написанного и Слова воплощенного, и каково его назначение?
И до и после прихода Спасителя, Господь давал откровение о Себе в разной форме, используя различные подходы Евр.1:1,2. При этом, Его ожидание от соприкосновения человека с Божьим Словом всегда неизменно.
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин.20:31)
Пастор Валентин Загреба
Комментарии (17):
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Пастор Олег Гниденко
Урок 2 «Происхождение и природа Библии».
Цель урока: Понять природу Библии, а именно, каким образом в Ней сочетается Божественное с человеческим.
Ледокол: В каком смысле происхождение Священного Писания подобно происхождению первого человека?
План урока:
I. Священные Сказания и Священные Писания.
Прочтем: Исх.34:27; 1Фес.2:13.
1. Что Господь повелел Моисею?
2. Что Бог делает посредством слов?
3. За что Павел непрестанно благодарил Бога и почему?
4. Какое слово было в начале: «сказанное или написанное»?
5. Почему и для чего появилось «слово написанное»?
6. Перечислите преимущества и недостатки «слова написанного» по отношению к «слову сказанному»?
Вывод: Священные Писания берут начало из услышанных пророками Слов Бога ими лично или через других людей. Создание Писаний обусловлено несовершенством человека, со свойственной ему забывчивостью и смертностью. Преимуществом Священных Писаний является их долговечность, возможность перечитывания, копирования и размышления над написанным. Недостатком написанного слова является ограниченность человеческого языка при передаче Божьей истины, его способность устаревать или выходить из современного лексикона, а так же неспособность передачи интонации слов сказанных Богом.
II. Непогрешимость и безошибочность Священных Писаний.
Прочтем: Пс.118:89, 96, 138, 140; Иак.3:2.
1. Какая характеристика дается Слову Божьему в следующих текстах 118 Псалма?
2. Что конкретно имеет ввиду Давид, говоря о «Слове Божьем, Его откровениях и заповедях» в 118 Псалме?
3. Что Иаков сказал о словах человеческих и может ли это, каким либо образом, относится к Священным Писаниям, ведь они написаны людьми?
4. Являются ли Писания непогрешимыми и безошибочными, поясните свой ответ?
Вывод: Священные Писания передают непогрешимую Божественную истину несовершенным человеческим языком. Авторы Писаний не могли обладать абсолютными познаниями во всех сферах жизни, не могли досконально точно передавать те или иные детали исторических событий, они могли пользоваться общеизвестными данными и не писали под Божественную диктовку каждое слово. При этом Бог является источником вдохновения Писаний. Содержащиеся в Библии истории, законы, пророчества и идеи являются абсолютной Правдой и Истиной.
III. Особенности переводов Священных Писаний.
Прочтем: Авв.2:1,2
1. С какой целью на страже стоял пророк?
2. Что Господь повелел пророку и для чего?
3. Что этот текст говорит о важности письменного изложения вести от Господа?
4. Перечислите случаи, описанные в Библии, связанные с переписыванием или истолкованием Писаний?
5. Для чего и каким образом делались переводы Священных Писаний?
6. Назовите возможные плюсы и минусы при создании переводов Библии на современные языки?
Вывод: Хотя мы верим в богодухновенность и непогрешимость Священных Писаний, стоит признать, что на земле нет ни одного оригинального текста Писаний Ветхого и Нового Заветов, а только их копии, имеющие разную датировку. При копировании текстов оригинала и при создании их переводов на современные языки, так или иначе, в определенной степени теряется первоначальное содержание. Задача богословов экзегетов, герменевтов и систематов помочь современному читателю максимально приблизиться к первоначальному смыслу написанного текста. При этом нельзя умолять роль Святого Духа, Который помогает искреннему и смиренному читателю Библии понимать Божественную истину, при чтении того перевода, который доступен ему в данных обстоятельствах.
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Написаны ли книги Библии в соавторстве Бога и человека? Если да, то возникают следующие вопросы.
1. Какое значение имел ввиду автор-человек?
2. Какое значение имел ввиду Автор- БОГ?
3. Присутствует ли разное соотношение соавторства Бог- человек в разных местах Писания? Т.е. где-то больше Божьего, а где-то человеческого?
гость
| Ссылка на комментарий
отвечая на вопрос о соавторств написания книг, смею заметить тот факт что присутствуют разночтения манускриптов и(или) поздний вставки в текст. таких вполне достаточно, но на общий смысл бытия и спасения они мало влияют. Ежели человек признает Авторитет Всевышнего и живет по Его Закону и верует в Отца Яхве и Сына Его Машиаха Иегошуа бен Давида , то надеясь на Его милость имеет 100% шансы на спасение.
Юра
| Ссылка на комментарий
Рим.2:29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце,
, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Рим.8:1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти,
Рим.8:15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли
Которым взываем: «Авва, Отче!»
«Авва, Отче!», в переводе обозначает ласкательное Папочка.
Бог ждет от вас родственных отношений, а не авторитета Вседержителя, ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ.
по делу
| Ссылка на комментарий
К чему этот вопрос?
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Мне интересно. Ведь мы обсуждаем природу Святого Писания. Если в нем присутствует человеческое, то где, сколько и в каких местах и вместе с этим осмыслить, слова «все Писание богодухновенно». напр. 1Кор.7:12, 25
по делу
| Ссылка на комментарий
Там всё полезно , даже слова дивала , только если правильно применять.
по делу
| Ссылка на комментарий
Ну так что там насчёт обоснованности веры в догмы?
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Слово «Догма» греческое редкое слово в Писании, используется в пяти местах. Просмотрим их, чтобы понять как использовалось это слово.
Лк. 2:1; Деян.17:7 — повеление кесаря
Еф. 2:15; Кол.2:14 — учение (Христа в синодальном переводе), (предписания, которые отменил Христос, в переводах Кулакова, Касьяна, Одинцова и др.)
Деян. 16:4 — определения, решения Иерусалимского собора.
Скорее всего, только один, последний пример применения термина самой церковью, а не Императорами и не раввинами.
Т.о. Это постановление, которое предписывалось исполнять.
Доктрина — это другое слово, латинское, и переводится на русский как «учение». В Новом Завете словом «учение» переводится слово ДИДАХЕ с греческого, которое использовалось 29 раз. Применялось оно как «хорошее» или «плохое» учение. Напр. учение Христа, учение фарисейское, учение апостолов, чуждые, истинное, нисколаитов, сатанинское и др.
Т.о. учение (доктрина) — это свод толкований, в данном случае, Писания. Истинное или ложное. Это вероучение. А «догмы» — это авторитетные постановления, решения. В случае церковного собора догма внесла ясность в спорном вопросе, о котором учение раннее было неопределенным. Догма является меньшей (составляющей) частью учения (доктрины). Догма возможно является конкретным применением учения в конкретной ситуации. И поэтому не обязательно может быть универсальной
по делу
| Ссылка на комментарий
У вас есть определение догмы ?в вашем понимании это то же что говорит википедия или это что то другое.Я из ваших записей мало что могу понять .Возьмите так же во внимание что апостолы могли и ошибаться как например избрав двенадцатого вместо Иуды или как например организовывая «коммуны».
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Определение догмата в википедии, вообщем, разделяю, кроме словосочетания «неизменяемая истина». Многое в определении зависит от того, кто автор догмы (указа, постановления). Если это Бог, тогда в определении больше полномочий, чем у человеческого. Церковь, естественно, может ошибаться, поэтому полномочия у ее догмы меньше. Но Церковь, хоть и не защищена от ошибок, все же, уполномочена принимать различные решения касающиеся ее жизни и вероучения. При этом спустя время она имеет право (и обязана) пересматривать свою позицию по каким либо вопросам, в соответствии с новым светом.
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Например, канон Библии определяла церковь. И мы пользуемся им.
по делу
| Ссылка на комментарий
Тогда это уже не догма а доктрина
И так если мы уже решили что все наши взгляды могут при необходимости быть пересмотрены нужно выяснить почему одни доводы превосходят другие .Божьему человеку чуждо то что вредит обществу .Поэтому на мой взгляд цель любого божьего человека жить всегда общественно полезной жизнью соответственно и доктрина должна вписываться в эту цель.
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Согласен. Но ведь каждый человек, создавая доктрину, верит, что она служит во благо обществу.
А в отношении «это уже не догма, а доктрина», не согласен. Доктрина может состоять из догм, а не догма из доктрин. Доктрина — это вероучение, а догма — постановление собора церкви, по конкретному вопросу. Если церковь вчера приняла, какое-то решение на съезде своих представителей со всего мира, это не значит, что это постановление не может потерять свою актуальность сегодня или завтра. Жизнь меняется, и постановления могут приниматься разные в соответствии с контекстом. Например, решение Иерусалимского собора. В то время — это что то новое. И те и другие любили Бога и Священное Писание. Долго рассуждали и молились, и приняли верное, на тот момент решение,которому, все призывались подчиниться, чтобы не раскололась церковь. Догма и доктрина, принятые церковью не являются не являются абсолютно истинными, но принятые в свое время, оберегают ее от ложных учений, сохраняют церковь единой. И если кто-то прорвался вперед и понимает что-то лучше чем вся церковь, что вполне вероятно, но при этом любит ее, он понимает, что церковь не сможет сразу принять какие-то изменения. Ведь людей много в церкви, разного духовного возраста, знания и опыта. Изменения в обществе происходят медленнее, чем в голове у одного человека.
Так вот, если он любит, свое общество, то не будет ее раскалывать, расшатывать, смущать. Он будет говорить свое мнение, но при этом признавать власть церкви, ради единства. В свое время слова сказанные им, если они от Бога, принесут свои добрые изменения. И Догма поменяется, и доктрина, природа которых, такая, чтобы не происходило это быстро и резко, дабы временем испытать новый свет, и не нахвататься ересей.
по делу
| Ссылка на комментарий
Всё равно не понял чем по вашему отличается догма от доктрины .Ну да ладно , это в данном случае не важно .Важно что в вашем понимании и догмы и доктрины могут при необходимости меняться .И так вернёмся к тому что :
Ну конечно же не каждый , но нас интересуют те кто всё же по каким то причинам всё же пытается сделать то что в его представлении будет полезным людям.Из них нужно отсеять тех кто частично делает это из-за тщеславия.Вы можете определить в первую очередь у себя когда вы поддерживаете какое то мнение из-за тщеславия?Это не так сложно .Когда мы держимся за какую то версию в толковании из-за того что бы не показаться не совсем осведомлённым или когда печёмся об авторитете церкви или какого то человека.Очень важно вовремя выявлять у себя и у оппонента тщеславие и фанатизм , что бы исследование тем не превратилось в разговор со стеной.Ну с мы и это умеем и делаем .По каким правилам мы будем определять что больше похоже на правду , а что меньше?
по делу
| Ссылка на комментарий
Для примера можно рассмотреть почему мы считаем Библию авторитетной книгой ?Я нашёл 3 причины когда люди могут выбрать что то доброе .1 .Очевидность .Библия обширная книга и в ней много всего , но вполне очевидно что пророчество Дан 9: 24-27 сбылось а это уже существенная заявка на авторитетность.Да мы не видели это событие , но о нём свидетельствуют иудаисты которым это совсем не по душе.2 .Это логика .Исследуя Библию мы видим что она учит добру 3.Авторитетное мнение.Знакомые нам личности которые имеют превосходные результаты в добродетели свидетельствуют что им в этом помогает Библия.
Как видим первые два есть более вескими исходя из изложенной информации .Или нет?
гость
| Ссылка на комментарий
Библия есть источником информации о Всевышнем, Его Воле для нас (Закон), исторических и пророческим путеводителем. Это если вкратце.