Субботняя школа «Книга Даниила» с Владимиром Ярошем. Урок №11 «От битвы к победе»
Дан.10:1 «Слово то было о великой борьбе» (ИПБ)
Звучит по-новому, по-адвентистски, родное и понятное словосочетание «великая борьба». В синодальном читаем «откровение великой силы». Я пользуюсь словарем Стронга и значением слова, переведённого по-разному предлагается «армия», «служба». Это слово действительно используется в Библии не раз в значении «война» (напр. Чис.1:20,22), «ополчение» (в Числ.1:3 два раза используется это слово с двумя этими значениями). В основном мы видим использование этого слова как военного термина. Поэтому, почему бы и нет. Тем более, что очень хорошо этот перевод вписывается в контекст главы, в которой приоткрывается завеса духовного, невидимого для нас мира, в котором происходит жесточайшая схватка между силами добра и зла.
Историки и богословы показывают нам земной исторический контекст этой борьбы. В 536 году до н.э. дается это видение. Уже почти три года, как около 50 тыс. евреев во главе с Зоровавелем, воспользовавшись указом Кира, вышли из Вавилона и пытаются обустроиться на руинах своей родины (Ездр.2). Это уже само по себе является тяжелейшей задачей, но им всячески мешают соседние народы, заселившиеся на этих территориях. Самаряне пишут письма царю Киру, изображая евреев мятежным народом, и убеждают царя прекратить строительные работы (Ездр.4:5-16,23,24). Из приведенного отрывка мы видим, что враги это делают через советников царя – ближайшее его окружение, которые являются его глазами и ушами в империи. Советники формируют видение царя, а, значит, косвенно управляют делами государства. Как и везде, «коррупция бессмертна», они могут за хорошие подарки сформировать видение царя и в отношении евреев.
Даниил – не последнее лицо в государстве. У евреев свой человек в правительстве. Но мы видим, что он пользуется прежде всего (а, возможно, исключительно) не земными возможностями в борьбе с врагами, а духовными. Он молится. Как видим, это для него основное занятие в решении всех земных проблем. Он видит «другое измерение» и молитву как великое оружие против сил зла. Он «муж желаний» (Дан.9:23; 10:11), что возможно перевести как: желанный, любимый, (а потому) избранный. Почему? Потому что все время на связи с Богом. И Бог ему (и нам через него) открывает закулисье духовного мира.
Он молится и постится 21 день, столько же и ведется битва ангела Божия с «князем персидским», который оказывается «крепким орешком» для ангела, и только когда приходит Михаил, силы зла отступают. Обычно Михаил появляется там, где нужно сразиться с самим сатаной. Михаил – князь народа Божия, а сатана князь этого падшего мира. Поэтому, когда мы молимся за правителей своих, мы должны понимать, что также участвуем в великой борьбе за их разум. Видение правителя ограничено, и коррумпированные «советники» формируют его. Он в плену у своего окружения и может наделать много беды, думая, что делает все правильно. Но мы не видим, сколько бесов ополчается вокруг головы правителя. Пока человек в стороне, ему видится, что все можно сделать быстро и легко. Как только садится на трон, полчища нечистых ангелов погружают его во тьму, и он теряется. Поэтому молитвенники – это воины света и добра. Когда они молятся, они становятся мужами желанными для Бога, все небо может быть вовлечено в схватку, если этого захочет само человечество. И небо ждет таких молитв. Небо и без нас многое делает и может сделать, но ждет и нашего желания. Если нам это не надо, значит мы еще не созрели. Надо еще пострадать, чтобы созреть и осознать свою полную зависимость от нашего Господа и Спасителя.
Пастор Владимир Ярош.
Комментарии (9):
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Из описания поста Даниила видно, что вегетарианство не было нормой его жизни. И вполне вероятно, что он пил временами алкогольное вино. Но адвентисты правильно делают, что полностью воздерживаются от употребления алкоголя в любой его форме и пропагандируют здоровый образ жизни. За этим стоит и богословская позиция и научная
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Владимиру Ярошу:
Здесь два момента, на которые стоит обратить внимание:
1. «временами он пил» По конструкции предложения больше выглядит, что не временами, иначе он это не подчеркивал бы, а всегда он пил вино во время еды, а вот теперь во время поста он его не стал пить.
2. Почему именно «алкогольное вино»? Вином называли и вино алкогольное и просто виноградный сок. Я сторонник того, что он всегда пил виноградный сок, а теперь не стал его пить, и вообще не употреблял он всю деликатесную пищу. Вот этот текст в моем переводе:
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Трезвенность либо умеренное употребление вина библейскими праведниками — это тот вопрос, который не имеет достойного применения в современной ситуации. Лично мне гораздо легче увидеть, что в русле иудейского понимания, алкоголизм почитался недостойной и даже греховной практикой, однако алкогольные напитки являлись неотъемлемой частью всех сфер жизни. С ними «веселились пред Господом», принося мирные (благодарственные) жертвы, они были частью повседневных трапез, не говоря уже о мало-мальски важных жизненных событиях.
Однако, похоже, вино не было таким крепким, как в христианскую эру (возгонку спирта из вина (!) изобрели арабы в 6-7 веках), было недешевым напитком, вино в силу калорийности было частью пищи, а не только напитком, алкоголизм был не карману беднякам и угрожал семье голодной смертью.
Что Даниил мог быть аскетом в силу специфических условий своего пророческого положения как мудрец, судья и предстоятель иудейского народа, — не исключено. Мало кто из библейских персонажей ТаНаХа (т.н. Ветхого завета) постится так регулярно, как он. Вопрос, однако, в том, что всегда пост в Библии — это как «остановка (маршрутки) по требованию». За одним исключением — единственный день в году, День очищения, содержит заповедь «смирять душу свою». Здесь иудеи и христиане относительно единогласно усматривают требование поститься в виду особой ситуации — оглашения Божьего приговора по твоему делу. Но уже следующий храмовый праздник — День кущей (шалашей) — это радостное недельное пиршество.
Так вот всякий пост Даниила объяснен. Если Даниил постится, то мы всегда знаем, почему.
А всякий беспричинный отказ от жизненных радостей «пред Господом» рассматривается в Библии как отрицание Богом созданного мира.
Втор.20:5 Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его;
6 и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им;
7 и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее.
Еккл.6:3 Если бы какой человек родил сто [детей], и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его…
Поэтому не так сложно показать, что библейские праведники и вино пьют, и лгут, и танцуют, и воюют, и многих жен имеют, и рабовладением занимаются. И не всегда все эти поступки и формы образа жизни одинаково греховны и неприемлемы для праведных.
Другое дело, это выводы из такой экзегезы. Ну ок, убедили мы, что Даниил пил не один виноградный сок. Что теперь? А рациональных выводов здесь не будет.
Разве это теперь — в современных условиях — повод адвентистам пить вино? Я так не думаю, в немалой степени исходя, таки да, из НЕБИБЛЕЙСКИХ аргументов. Здесь принцип Sola Scriptura не всегда нам помогает.
Потому что ситуация таки изменилась. И сейчас и алкоголь другой, и функции его в обществе другие, и многие его задачи теперь мы решаем другим образом, без чаши в руке.
Больше об этом см. мой текст «Алкоголь и Библия» asd.in.ua/archives/1188337251
Подытожу одной мыслью: крайне важно не называть черное белым. Потому что когда адвентистский молодой пастор пишет в ответе на сайте «Твоя Библия» фразу типа «Иисус никогда (именно так! — М.Б.) не употреблял алкоголь», а читатель его ответа уже вдумался в слова Самого Иисуса, который противопоставлял Себя аскетичному Иоанну настолько, что Его РЕГУЛЯРНО ПОСТЯЩИЕСЯ (вспомните притчу о фарисее и мытаре) оппоненты дразнили Иисуса обжорой и пьяницей (Матф.11:19, Лук.7:34), то, конечно, вопросов такая экзегеза вызывает море.
гость
| Ссылка на комментарий
Приехали. Приплыли. С ересью. Мол Даниил пил якобы алкогольное вино. И это пастор утверждает. Прошу совать братский совет. И дать выговор. 🙂
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Что такое ересь? Кто ее определяет? Когда Иакова привели / принесли после свадебного пира в таком состоянии, что он до утра не смог понять, с кем находится в одной комнате — это его от компота так развезло? Неужели в Библии мало историй, прямо показывающих алкогольное опьянение как израильтян, так и язычников?
Или смайл в конце коммента — это ирония, мол, «пастор, а такое смог признать»?
юра
| Ссылка на комментарий
Максим Балаклицкий
11/03/2020 в 10:13 | Ссылка на комментарий
Что такое ересь? Кто ее определяет?
Ересь последних дней, когда не ищут Царства, а ерунду разбирают.
Ожидайте явления Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца
юра
| Ссылка на комментарий
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Юра,
слово «вино» упомянуто в Библии сотни раз, а Вы о нем — «ерунда». Вы спросите у родственников алкоголика, ерунда это или нет.
Гость
| Ссылка на комментарий
я отстаиваю точку зрения воздерживаться от алкогольных напитков. Кроме зависимости, от них столько проблем что мало не покажется. И не стоит оправдывать порок пьянства, ссылаясь на умеренность или контроль дозы алкоголя в стакане. Зеленого змея еще никто не победил.