Субботняя школа «Книга Даниила» с Русланом Чиженко. Урок №7 «Из львиного рва в прибежище ангела»
Памятный стих: «Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем» (Дан.6:4).
Вступление.
Охваченные суетой жизни, мы зачастую пропускаем или торопимся завершить время общения с Богом. Из-за множества повседневных дел и занятий наша христианская жизнь может показаться не слишком важной. Необходимость и срочность выполнения разных обязанностей, тяготы и заботы могут ослабить нашу молитвенную жизнь и привести к прекращению духовных размышлений и изучения Библии. Из-за стресса или во время кризиса стремление проводить время с Богом может даже совсем исчезнуть. И если мы не задумываемся об этом, общение с Господом в списке дел легко может быть отложено нами на потом.
В шестой главе книги исключительная посвященность в общении с Богом, проявленная Даниилом, оказала влияние на его карьеру и в пожилом возрасте. Престарелый государственный деятель был не только известен своей мудростью, способностью понимать пророчества, верностью и честностью. Его посвященность была очевидной для всех на протяжении многих лет. Даниил настолько ценил время, проводимое с Богом, что готов был за это умереть.
Благодаря примеру Даниила у нас есть практическое руководство для молитвенной жизни. Во-первых, посвященность Даниила была абсолютной. Общение с Богом всегда стояло для него на первом месте. Все остальное было вторичным. В течение всей своей жизни он развивал эту крайне важную привычку, благодаря которой смог преуспеть на профессиональном и духовном поприщах. Во-вторых, Даниил общался с Богом в определенное время и в определенном месте. Это регулярное действие стало основой его повседневной жизни, его силой и страстью, движущей силой и компасом.
- 1. Истинное величие
«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:37, 38). Иисус здесь говорит, что, если вы хотите, чтобы ваша жизнь оказывала влияние на людей, нужно в первую очередь питать ее из правильного источника. Когда в своей внутренней жизни вы руководствуетесь повелениями Господа, ваша общественная жизнь сложится сама. Иисус уверяет нас в том, что, если мы связаны с Ним, видимое влияние нашей жизни, каким бы малым оно ни было, станет благословением для мира. Как же нам тогда следить за внутренней жизнью, за работой по формированию своего характера? В первую очередь, она зависит от того, что мы делаем в минуты покоя — в то время, которое мы отводим для духовного питания и размышления. В те моменты, когда мы задумываемся над вопросами огромной значимости: каким человеком я хочу быть? Для чего я живу? На кого я равняюсь? Каковы ценности в моей жизни? Эллен Уайт предупреждала и наставляла руководителей: «Успех вам обеспечат не ваши способности. Все это может
сделать для вас Господь. Следует меньше полагаться на то, что может сам человек, и больше уповать на то, что Бог может сделать для каждой верующей души. Он желает дать вам понимание не только в духовных вопросах, но и в земных делах. Он может расширить ваш интеллект. Он может дать вам чувство такта и мастерство. Приложите ваши способности к работе, просите мудрости у Бога, и дано будет вам (Э. Уайт, Наглядные уроки Христа, с. 146).
Формирование внутренней жизни — наиболее важная работа, которую может выполнять любой руководитель. Ставить себя в присутствие Бога, слушать Его Слово и искать Его совета — все это наполнит жизнь руководителя стабильностью и силой. Псалмопевец пишет: «Направляет [Господь] кротких к правде и научает кротких путям Своим» (Пс. 24:9).
Истинное величие – это то, что человек представляет собой на самом деле: его характер, цельность, настоящие мотивации и желания. Ложное величие – это популярность, титулы, положение в обществе, слава, состояние и почести. Истинное величие уже само по себе является наградой, поскольку дарует мир в душе, ощущение собственной значимости и глубокие, полные смысла взаимоотношения. Эта награда значительно перевешивает те блага, которые приносит ложное величие, – деньги, известность и то эгоистичное, наполненное сиюминутными удовольствиями существование, которое мы так часто называем «успехом» (С.Кови. Быть, а не казаться).
- Верность
Молитвенная жизнь Даниила оказалась основополагающим принципом его верности. Так и для детей Божьих, живущих в последние дни земной истории, время общения с Богом станет основанием их верности и преданности Богу.
Шестая глава напоминает ситуацию третьей главы. Там тоже испытанию евреев предшествовало сообщение в конце второй главы об их повышении в должности. Даниил и трое других евреев прошли сквозь одинаковые испытания. Отсутствие Даниила в третьей главе, а трех его друзей в шестой вовсе не говорит об их трусости; оказавшись в сходных обстоятельствах, они поступили одинаково.
Даниил молится, несмотря на обстоятельства, благоприятные или неблагоприятные. Даниил не ждет, пока у него возникнут проблемы, чтобы тогда обратиться к Богу в молитве. Молитва не является для него крайним средством в случае болезни или в случае каких-либо серьезных трудностей. Молитва является неотъемлемой частью его жизни.
Многие думают, что Даниил зря подвергает риску свою жизнь из-за какого-то коленопреклонения. Он мог бы спрятаться и молиться в таком месте, где бы его никто не видел. Скромность в отношении набожности, конечно, является похвальной. Сам Иисус советовал: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись…» (Мф. 6:6). Когда молиться — модно, то лучше совершать молитву втайне; но когда молиться запрещено, тайная молитва означала бы, что человек боится царя сильнее, чем Бога.
Даниил устремляет свою молитву в будущее: он думает о восстановлении храма и о возвращении из плена. Даниил молится лицом к Иерусалиму не потому, что считает это направление магическим. Он знает, что ответ от Бога приходит из другого места — «с неба», как говорил Соломон. Даниил молится лицом к Иерусалиму, потому что надеется на будущее.
Даниил благодарит («славословит» — 6; 10) и просит милости (6:11). Это речь нищего, живущего за счет милостыни. В этой молитве выражается сознание собственной пустоты, а после того как она заполнена, — признательность за дар. Молитва человека — это его признание, что сам по себе он ничего не представляет и что он полностью зависит от неба. Молитва — это прежде всего смирение. В тексте говорится, что Даниил становится на колени: в древности это делал раб, просящий пощады у господина, или воин, просящий пощады у победителя.
- Оправдание
Снова, как и в третьей главе, происходит вмешательство свыше. Посылается ангел, который спасает. Человек получает жизнь и спасение не своими собственными усилиями, но из внешнего источника. Если Даниил спасен, то это не результат его собственной мудрости или личных заслуг, но это произошло, «потому что он веровал в Бога своего» (6:23). Даниил спасен через веру. Даниил «чист» (6:22), но не это качество делает его достойным спасения. Богу все равно приходится посылать Своего ангела. Даже праведности Даниила оказывается недостаточно. Именно вера принесла Даниилу спасение. Однако вера Даниила не исключает его праведности; наоборот, она предполагает ее. Вера является составной частью отношений с Богом. Религия заключается не столько в том, чтобы верить, что Бог спасет по вере, сколько в том, чтобы в настоящее время жить и бороться вместе с Богом. К сожалению, христиане слишком часто понимают свою религию как умственный и бесплотный процесс, состоящий из абстрактных верований и доктрин и облеченный в прекрасные чувства. Опыт Даниила дает нам пример религии, воплощенной в повседневной жизни и в стремлении к праведности.
Через молитву мы осознаем жизнь лучше всего. Будучи в состоянии безысходности, молящийся человек обретает представление о жизни и вечном счастье. Вот почему молитва — это, по сути дела, восстание против страданий и жалкого существования в этом мире. Молясь, человек выражает свое убеждение, что он не создан для несчастий и смерти, выражает свою надежду на другую жизнь.
Заключение.
Практические рекомендации для молитвенной жизни:
- Попросите Господа зажечь в вашем сердце горячее желание общаться с Ним.
- Выберите определенное время и место для молитвенного общения с Богом.
- Прежде чем начать подготовку, помолитесь и попросите Святого Духа направлять вас.
- Выберите отрывок из Священного Писания. Можно начать с таких книг, как Первое послание к фессалоникийцам или Послание Иакова.
- Перескажите отрывок своими собственными словами, записав его в дневнике или на листе бумаги.
- Спросите Бога: «Господь, что Ты хочешь сказать мне через этот отрывок?»
- Запишите, как вы откликнулись в молитве на действия Бога.
- Размышляйте в течение дня над выбранным вами библейским отрывком.
Не торопитесь. Пусть вначале общение с Богом будет длиться всего лишь несколько минут в день. Постепенно уделяйте этому все больше времени. Не падайте духом, если пропустите день или два. Ваша цель заключается не в том, чтобы достичь наилучших показателей. Главное — сам путь. Молитесь, чтобы Бог зажег в вашем сердце горячее желание общаться с Ним.
Пастор Руслан Чиженко