Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Русланом Чиженко. Урок 7. Наш прощающий Бог
Памятный стих: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).
Неемия, с Божьей помощью решив проблему с врагами, стеной и городом, обращает свое внимание на религиозный аспект, стремясь привести народ к духовному возрождению. Следует обратить внимание на хиастическую структуру книги Неемии.
Начинается с темы молитвы в первой главе, о возрождении говорится во второй, об организации – в третьей и о сопротивлении – в четвертой. В пятой главе мы подходим к кульминации, когда речь заходит о характере и служении Неемии, как прообраза Христа.
В шестой главе мы снова возвращаемся к теме сопротивления, в седьмой говорится об организации, в восьмой главе, снова поднимается тема возрождения, а теперь в девятой, как и в первой, повторяется тема молитвы.
Если в молитве первой главы нам показали, как будет складываться служение Неемии, то в молитве параллельной ей главы говорится о пути, пройденном народом Божьим. Тогда как первая молитва была произнесена одним Неемией за общество израильское, молитву в девятой главе возносит весь собравшийся народ, и Неемия – лишь один из молящихся. Хотя обе молитвы отличаются по содержанию и объему, каждая содержит элементы поклонения и исповедания, обетования и видения. В обеих главах упоминается пост, что указывает на искренность в стремлении познать Божью волю. И первая, и девятая главы ссылаются на Слово Божье. Так, в первой главе Неемия обратился к известным ему обетованиям, в девятой же главе люди «четверть дня читали из книги закона Господа, Бога своего» (стих 3). Обе молитвы раскрывают перед нами важность изучения действий Бога в истории человечества. «Нам нечего бояться будущего, если только мы не забудем путь, которым Господь вел нас, и те уроки, которые Он преподал нам в прошлом» (Избранные вести, т. 3, с. 162).
«Израильтяне могли винить своих предшественников, которые стали причиной изгнания всего народа, либо они могли жаловаться на выбор своих руководителей и отсутствие благочестия в жизни предыдущих поколений… Однако вместо того, чтобы лелеять ненависть и обиды, они смиренно исповедовались перед Богом» (Урок СШ).
Что является причиной настоящего раскаяния перед Богом?
«Чтение Торы стало побудительной причиной для раскаяния, которое должно основываться на истине, исходящей от Бога. Благодаря чтению Библии Бог приближается к нам, и Святой Дух может говорить с нами и наставлять нас» (Урок СШ).
Достаточно ли только признать свой грех?
Неем 9:33: «Во всем, что нас постигло, видна Твоя праведность, ибо дела Твои истинны, а мы творили зло.»
Какие важные мысли мы находим в молитве народа?
Молитва начинается с обращения к Богу — «Ты» (Неем. 9:5, 6) — и оканчивается местоимением «мы», когда народ взывает к Богу в своем отчаянии и немощи (см. Неем. 9:37, 38). Значение этого противопоставления между благостью и верностью Божьей и человеческой греховностью очень важно для нас. Исповедание грехов меняет сердце и жизнь. Отождествив себя со своими согрешившими предками, они наконец заявили: «Мы виновны» (Неем. 9:33)
Какой характер настоящего покаяния?
- Ответственность. Человек, испытавший истинное покаяние, возьмет на себя всю полноту ответственности за свой грех и признает свою вину без всякого лукавства и лицемерия (Путь ко Христу, с.40).
- Искренность. Как бы ни совершалось признание своего греха — в обществе или наедине с Богом — это нужно делать искренно, от всего сердца (Путь ко Христу, с.37).
- Решительность. Признание своего греха без искреннего раскаяния и исправления не может быть принято Богом. В жизни должны произойти решительные перемены (Путь ко Христу, с.38).
- Покорность. Если он (грешник) не покорится убеждающей силе Святого Духа, то не сознает до конца своего греха (Путь ко Христу, с. 39).
- Христоцентричность. Смиренное и сокрушенное сердце, покоренное истинным покаянием, сможет хотя бы отчасти постичь любовь Бога и жертву, принесенную на Голгофе (Путь ко Христу, с.41).
Всеобщее признание прошлых грехов показало, что возвратившиеся пленники поняли, как легко они могут впасть в такое же непослушание и неверие Богу, как и их предшественники. Смирив свои сердца в молитве, они хотели разорвать этот порочный круг.
Какие качества характера Бога вы цените больше всего?
Неем 9:32: «И теперь, Боже наш, Боже великий, могучий и благоговение внушающий, верно хранящий Завет Свой и любящий любовью неизменной…».
Какую надежду мы находим в словах памятного стиха? Притч. 28:13.
«Когда через покаяние и веру мы принимаем Христа как своего Спасителя, Господь прощает наши грехи и отменяет наказание, предписанное за нарушение закона. Тогда грешник предстает перед Богом как праведный человек; он принят Небесами, и через Духа общается с Отцом и Сыном» (Э. Уайт. Избранные вести, кн. 3, с. 191).
Настало время для подлинного возрождения и преобразования в Божьей Церкви. Есть работа, которую нужно завершить, потому что есть мир, нуждающийся в предупреждении о грядущем конце… Это поручение можно исполнить только силой Святого Духа, однако Божий Дух не может быть дан тем, кто называет себя Его народом, но не узнал на собственном опыте, что такое покаяние и изменение. Елена Уайт писала: «Дух и сила Божья изольются на Его детей» (Истинное возрождение с.7,19).
Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19) вспомнили многие из присутствующих там. Когда люди увидели свои сердца, как видит их Сам Бог, они поняли свое истинное состояние, у них появилось желание перемен в своей жизни (Советы для Церкви, с.24).
Какую пользу может принести молитва-размышление о прошлом?
Почему человек часто не желает вспоминать и размышлять о прошлом?
Чему мы можем научиться, размышляя о прошлом с духовной точки зрения как индивидуально, так и в составе группы людей, народа и церкви?
Каким образом размышление о характере Бога может помочь нам в грядущих испытаниях? Что особенного мы узнаем о Нем?
Как нам признать свою греховность и в то же время не позволить сатане ее использовать, чтобы обескуражить нас и побудить полностью отказаться от своей веры?
Это событие было хорошо организовано: левиты читали из Писания четверть дня, а затем еще несколько часов народ исповедовал свои грехи и проступки и поклонялся Богу.
Возможно, тем, что побуждало людей с упорством искать Бога, было желание увидеть, как Он действует. Они были обеспокоены. О тревоге свидетельствуют просьбы в их молитве: «Да не будет малым пред лицом Твоим все страдание, которое постигало нас» (Неем. 9:32).
Они просят Бога вмешаться, действовать, видеть, слышать и отвечать. В конце проведенного вместе времени левиты приглашают все собрание подняться. Весь народ начинает взывать к Господу и молиться молитвой, записанной для нас в Неем. 9:5–38, которая относится к числу лучших молитв в Библии. Последние слова этой молитвы отражают готовность народа посвятить всю свою жизнь Богу.
Пастор Руслан Чиженко.