Субботняя школа «Книги Ездры и Неемии» с Владимиром Ярошем. Урок № 6. «Чтение Слова»
Исследование 8 главы книги Неемии
Неем.8:1-2.
Инициатива чтения Закона исходит от народа, однако к ней должен был подвести народ кто-то, вероятнее всего этим человеком был Ездра. И для этого были все предпосылки: Ездра был законником и духовным лидером израильтян. Возможно, обращение к Ездре народа с просьбой вынести книгу Закона было своего рода церемонией-литургией, в которой участвуют как священники, так и народ. Народ был собран для обновления завета с Богом, что мы видим в начале 10 главы. Все было подготовлено и спланированно, и никак не было спонтанной случайностью. Чтобы собрать весь народ как один, нужно было провести большую предварительную работу по организации подобного мероприятия. Все шло последовательно: все собрались на праздник труб в Иерусалиме, затем – праздник кущей, а потом – заключение завета. Такие вещи спонтанно не происходят. Поэтому наверняка просьба народа была частью литургии и в то же время выражала желание их сердец.
То, что весь народ собрался как один человек, свидетельствует об их единодушии, сплоченности вокруг Бога, они увидели Его крепкую руку во время возведения Храма и стен Иерусалима.
Втор.31:9-13. Этот отрывок является основанием для того, что весь народ пришел читать Закон, поскольку именно в этом отрывке дается повеление это делать. Но в ст. 10 говорится, что делать это нужно «по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей», т.е. не на каждый праздник кущей, а именно в субботний год. Из этого мы можем сделать вывод, что сейчас в книге Неемии мы читаем о праздновании кущей в субботний год. Об этом также говорится в Неем.10:31, где народ дает обещание, вступая в завет с Богом, «в седьмой год оставлять долги всякого рода».
Неем.8:2 говорит, что началось это в первый день седьмого месяца, т.е. до Дня искупления израильтяне исследовали свое сердце, слушая Закон, что сопровождалось покаянием. Это служение проходило каждый день в первой половине дня (Неем.8:3). Служение народа состояло в том, что они внимательно слушали чтение книги Закона, это было их поклонением. Неплохо такую практику иметь и в наших церквях, когда читается Слово Божье, слушание и размышление над ним, чтобы Слово Божье было в центре. В некоторых церквях я наблюдал, как перед проповедью зачитывалась глава из библейской книги. Это было красиво, торжественно, благоговейно.
Неем.8:4. «Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали» — в этом тексте содержится еще один намек на то, что к этому мероприятию готовились заранее. Я представляю себе это как сцену, возвышенность. Одновременно это указывает на то, что Слово Божье стоит высоко, оно возвышается над всеми. С другой стороны, это было сделано для того, чтобы слышимость Слова была далекой и доступной для большего количества людей.
Неем.8:5 говорит о том, что при начале чтения книги «народ встал», видимо до этого люди или сидели, или возлежали. Сегодня мы это наблюдаем и в наших общинах, где при чтении Слова Божьего адвентистский народ встает, подчеркивая этим благоговение перед ним.
Неем.8:6 показывает, что чтение предваряет молитва: «И благословил Ездра Господа Бога великого». А весь народ «поклонялся и повергался перед Господом лицом до земли». Т.о., мы видим, что была общая молитва и поклонение Господу.
Неем.8:4,7 перечисляют помощников Ездры при чтении и толковании Закона. Всего 26 человек (наверняка это были священники), не считая левитов.
Неем.8:8. Слово читалось внятно, толковалось, чтобы народ его понял. Из этого делаем вывод, что Слово Божье необходимо читать внятно, четко. Толкование можно понимать двояко: или это истолкование самого Слова, как мы это понимаем, или же это перевод для народа, который утратил знание иврита. Основная цель толкования, какого рода бы оно ни было, — это чтобы народ понимал прочитанное. Толкование помогает нам перенести также и в современную жизнь Божьи Законы, произнесенные в древности. Протестантизм учит принципу «Только Писание», т.е. самый главный комментатор Писания – само Писание. Исходя из этого, каждый христианин обязан самостоятельно читать, анализировать и истолковывать Слово Божье. Никакие человеческие авторитеты не должны над ним в этом господствовать. Однако, это не отвергает слушание других толкователей, где мы можем друг друга обогатить в понимании Слова Божия. Но также мы должны подходить к этому критически и фильтровать услышанное толкование (Деян.17:11). Учение Божьей Церкви формируется истинным толкованием Писания.
Неем.8:9 – «весь народ плакал, слушая слова Закона», что указывает на исследование сердца и покаяние под воздействием Слова Божьего. Обращение к израильтянам левитов, чтобы те перестали плакать и начали радоваться перед Господом (Неем.8:10-12), вероятно, говорит о том, что День искупления уже прошел и есть повод для радости, потому что дальше мы видим, что главы поколений, священники и левиты обращаются к Ездре с инициативой о празднике кущей, что еще раз указывает на окончание Дня искупления и поэтому надо радоваться. Праздник Кущей начинается 15 дня седьмого месяца, т.е. через пять дней после дня искупления. Совершая Вечерю Господню, мы тоже последовательно испытывает чувство печали, размышляя о страданиях и смерти Иисуса Христа и сокрушаясь в покаянии о своих грехах, а потом – радости от того, что наши грехи прощены и мы чисты и всегда имеем эту надежду. Чтение Слова Божьего может вести и к печали, и к радости. Есть печаль, которая ведет к покаянию (2Кор.7:9-11) через обличение во грехах и изменению. Дальше, будучи уверенными в том, что покаяние ведет к прощению грехов по благодати Божьей, мы обретаем радость через это прощение. И эта радость подкрепляет нас не уклоняться от нашей веры и следовать Слову и Закону Божьему и с надеждой смотреть в будущее, где нас ждет встреча с нашим Господом.
Пастор Владимир Ярош.
Комментарии (5):
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
не упоминается день искупления. А только кущи, и первый день седьмого месяца. Почему ? Неужели не праздновались праздники Труб и Йом Киппур?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Первый день — Праздник труб. Я склонен думать, что День очищения упомянут либо во фрагменте о плаче народа при чтении Закона, либо в Неем.9, где есть пост и покаянная молитва и обновление завета в заботе о Храме.
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Я тоже склонен считать, что отсутствие прямого упоминания двух праздников не является достаточным аргументом для отрицания их празднования, как я столкнулся с подобными предположениями в одном из разборов, о якобы возможном запрете входить во Святое Святых первосвященнику Елиашиву с не совсем хорошей репутацией. Он состоял в близких родственных отношениях с Товией аммонитянином (Неем. 13:4; 4:3), который был противником возведения стен, неприятелем (с 6:1 и далее). в 13 гл. описывается, что Елиашив устроил комнату во дворах дома Божия (7) для этого Товии. Неемия очищает опороченное священство и восстанавливает службу левитов и священников позже13:29,30.
Я же думаю, что описанный плач в 8 гл. это 10 трубных дней, когда народ должен был смирять души свои перед Господом. А призыв радоваться в день святой — , это день исскупления, когда Священник выходит из Святилища и объявляет очищение и прощение народа
Владимир Ярош
| Ссылка на комментарий
Вт. 31:9-14 (особенно 10 ст.) говорится, что публичное чтение на праздник Кущей нужно делать в субботний год. Т.е. раз в семь лет. Это значит, вероятно, что описанное собрание выпадает на субботний год. Почему я обращаю на это внимание? 2 Пар 36:21 открывает смысл 70 лет вавилонского плена. Земля не отпраздновала суббот своих. т.е. субботние годы не соблюдались на протяжении 490 лет до Вавилонского плена. 70 лет теперь земля отдыхает, пока «эксплуататоры» в плену. В субботние годы должно восстанавливаться социальное равновесие, являться милость отпущения долгов и освобождение из рабства. С подобной проблемой столкнулся Неемия (5 гл.). Но на что я обратил внимание. В пророчестве Даниила о седьминах (490 лет) есть точка отсчета — 457 год -указ Артаксеркса, когда Ездра выходит из Вавилона. ПОчему 490 лет снова? Не является ли это зеркальным ожиданием Бога от освобожденного народа показать, что он извлек урок с субботними годами на такой же срок до плена? 490 нарушения — 70 лет пленения — 490 лет (пусть и не сразу) после пленения Бог дает шанс народу показать что он исправился. Через 490 лет Придет Христос, объявит юбилей, освобождение. Это начало времени для язычников
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Есть основания полагать, что перевод также требовался:
Неем.13:23 Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;
24 и от того сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.