Рецензия на книгу Василия Скворцова «Деяния третьего Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани по вопросам внутренней миссии и расколосектантства». Киев, 1897.
Васи́лий Миха́йлович Скворцо́в (12 [24] января 1859 — 3 мая 1932) — русский публицист, издатель, православный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения; издатель газеты «Колоколъ» и журнала «Миссіонерское Обозрѣніе»; тайный советник. Получил широкую известность по издании составленной им книги «По поводу отпаденія отъ православной Церкви графа Льва Николаевича Толстого». Сборник статей «Миссіонерскаго Обозрѣнія». (СПб., 1903 — 1-е издание) — сборника материалов, обличающих графа Льва Толстого как еретика, которая выдержала три издания.
Данное издание является сборником докладов, сделанных на третьем Всероссийском Миссионерском Съезде в Казани.
Целью данного миссионерского съезда являлось противодействие расколу, привносимому в Русскую Православную церковь сектантскими группами. Поэтому материал, представленный в этом сборнике, представляет собой собрание различных отчетов и предложений высказанных по итогам докладов и совещаний, по выработке Русской Православной церковью определенной позиции и стратегии поведения по отношению к этим группам и ликвидации ситуации раскола в самой церкви. Начинается сборник с правовых документов, регламентирующих организацию съезда и постановки проблемных вопросов, формирующих его повестку. Таковыми документами является указ Священного Синода от 3-11 апреля 1897 г. об открытии Третьего Миссионерского противораскольнического и противосектантского Съезда в г. Казани, в этот же раздел включены телеграммы и архипастырские приветствия Съезду, поминки о почивших, советы и пожелания нынешним деятелям миссии Церкви, поставлены общие задачи и определен характер деятельности миссионерского съезда, а потом установлены рамки церковно-общественного и государственного значения миссионерства и другие.
Сборник, на наш взгляд, удачен тем, что однозначно и объективно выражает богословские и межконфессиональные взгляды православной церкви. Сборник объединяет очень большой объем материалов, составители включили в него многие материалы полезные для понимания контекста этого съезда и принимаемых на нем решений. Благодаря таким сведениям, освещение вопросов происходит более ёмко и глубоко. Достаточно точно можно проследить причинно-следственные связи между представленными на съезде материалами и докладами и следующими за ними решениями. Также, сборник хорош тем, что представляет разноплановое освещение вопросов и охватывает достаточно большой круг сект и проблем, связанных с ними, отразившихся на православной церкви.
Негативную оценку можно дать уровню осведомленности докладчиков в освещаемых ими вопросах, в глубине их погружения в учение сектантов, зачастую достаточно поверхностно представлены данные, например, об адвентистах седьмого дня, сказано, что кроме учения о втором пришествии и субботы, они больше ничем не отличаются от баптистов. Это неверная информация. Такие же неточности, допускаются и при освещении учения других сектантов. Таким образом, доклады съезда в основном выражают воинственную и враждебную критицистскую позицию, которая, впрочем, характерна для православной церкви, ввиду ее понимания России, как своей канонической территории, которую необходимо защищать по мнению православных от ересей и сект. Далее, принятые съездом решения являются продолжением такой, враждебной по отношению к инакомыслящим, позиции, а не отражают желание наладить диалог или взаимовыгодное сотрудничество между конфессиями. Само же изложение материала порой имеет очень субъективный характер, не принимаются во внимание историческое влияние и позитивный вклад таких сектантских групп в общество России.
Виталий Марингос, бакалаврант богословия