Варавва — бытовой преступник или революционер?
«Сын отца» — так с иврита переводится имя (или, как полагает ряд комментаторов, кличка) «Варавва». Кто этот человек, вместо которого был распят Иисус?
«Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мар.15:7).
Он не бытовой преступник, а политический экстремист, радикал, революционер. Он с сообщниками не ювелирный магазин ограбил, а провоцировал восстание против римлян. Таковых в Иудее было немало в то кровавое время (Деян.21:38). И то, что Варавву по предложению первосвященников (!) просят отпустить, его свобода «угодна» (Мар.15:15) народу, говорит о том, что иерусалимляне не считали его деятельность каким-то нестерпимым злом. А, возможно, и одобряли его поступки. Он «известный узник» (Матф.27:16). Хотелось бы знать, чем именно известный. Его имя в столице было на слуху.
Варавву отпустили, а его сообщников распяли с Иисусом.
Праведники от Авраама до Неемии воюют политическими, военными и духовными средствами. Ездра и Неемия в своих реформах использовали для противников штрафы, изгнание, избиение, развод, проклятия, угрозы. Есфирь получила от царя разрешение иудеям прибегнуть к самозащите от врагов. Наконец, современники Иисуса восхищались мужеством героев Маккавейских войн, а Сам Иисус посещал Храм на Хануку (Иоан.10:22) — праздник Освящения (или Обновления) Храма после осквернения Антиохом Эпифаном.
Почему воюют? Потому что народ Божий от Моисея до Иисуса представляет собой государственное образование, опирающееся на силовые структуры. У него есть законодательство, суды, полиция, армия, тюрьмы (города-убежища), система правовых, имущественных и физических наказаний от штрафов до смертной казни.
Иисус — плоть от плоти еврейского народа. Он учит Торе, почитает Моисея, посещает Храм, учит в синагогах и подчеркивает, что «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15:24; см. Матф.10:5-6, Мар.7:27). Весь ход Его жизни от рождения до смерти — исключительно еврейский. Иудейские националисты должны были видеть в Нем своего союзника. По Вт.28, чтобы Бог исполнил Свои обещания для Израиля, Его народ должен вернуться к Творцу и исполнять Его заповеди. А тут без учителей Закона не обойтись.
Однако распятый с Иисусом разбойник не сочувствует Ему.
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лук.23:39).
Почему один из распятых проклинает Иисуса? Чем Иисус его обидел? А тем, что не поддерживает войну против Рима. Это была важнейшая претензия иудеев к их собратьям, верующим в Иисуса. Христиане были политическими предателями иудейского государства. Они отказались проливать кровь за освобождение земли обетованной от власти язычников.
«Спаси Себя и нас» — опять игра с именем. Имя Йешуа означает «Господь спасает» и созвучно с призывом «осанна» (хошиа-на: «спаси, мы молим»). Это призыв к царю взять власть в свои руки, навести порядок.
Почему такая фраза — злословие, если к Иисусу при недавнем Его въезде в Иерусалим так взывали толпы паломников? Ведь это они (и среди них, возможно, и сам Варавва с сообщниками) такими словами приветствовали Иисуса из Назарета как сына (потомка) царя Давида, которому это родство давало право на израильский трон. Однако царское приветствие к лицу победителю, с триумфом въезжающему в столицу. Но, обращенное к распятому преступнику (т.е. политическому неудачнику), оно превращается в жгучее оскорбление. Возможно, Варавва с сообщниками, поднимая мятеж, как раз на поддержку Иисуса и надеялись? Ведь была Пасха — важнейший иудейский национальный праздник, память о политическом освобождении Израиля от поработителей. Такие условия при скоплении наэлектризованного народа — идеальное время и место для восстания.
Двое распятых — это тогдашний Израиль в своем политическом споре с христианами. Воевать ли с Римом?
Почему Иисус не воевал с Римом?
Не потому что Он считал Рим вечным. Он сказал Пилату в глаза, что тот не имел бы над Ним никакой власти, если бы эта власть не была дана Пилату (и Римской империи, которую тот представлял) свыше, то есть Богом.
Не потому что боялся. Он публично назвал галилейского царя Ирода — римского ставленника — лисой, т.е. разорителем Божьего виноградника. К тому же человек, готовящийся к распятию на кресте, остальными опасностями жизни может пренебречь.
Не потому что одобрял образ жизни язычников. В Нагорной проповеди язычники представляют низший духовный уровень, а фарисеи и книжники — высший. И ученики Иисуса должны равняться не на язычников, а на фарисеев — и праведность учеников Иисуса должна была праведность фарисеев превзойти.
А потому что Он в то время — при своем первом пришествии — воевал (а Он воевал) не с земными врагами (а они у Него были и есть) и не за часть земной территории, а за всю. И не за один народ против других. А за всё человечество.
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Дан.7:13, 14, 18).
Иисус сокрушил дела дьявола. Он изгнал его с Неба (Откр.12). Он стал Царем царей и Первосвященником Небесного святилища.
И во время Второго пришествия Он явится как Царь, как политический властелин. И сокрушит уже и земные силы, противящиеся Ему.
Во свете этого надо нам по-другому посмотреть на невероятный прыжок веры, который совершил другой политический экстремист, распятый с Иисусом.
«Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук.23:40-42).
Иисус придет в царство Свое, иное царство. И там с Ним хочет теперь оказаться второй распятый экстремист.
«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).
Со Мною и в раю. Иисус обещает этому человеку участие в грядущем мире, в воскресении праведных. Двери этого царства, кроме Него, не может ни затворить, ни отворить ни один земной властелин.
Эллен Уайт изображает личность Вараввы весьма непривлекательной:
«Как раз в то время римляне содержали под стражей Варавву, приговоренного к смерти. Этот человек объявил себя Мессией. Он утверждал, что имеет власть устанавливать другой порядок вещей, чтобы исправить этот мир. Одержимый сатаной, он утверждал, что все награбленное им принадлежит ему по праву. Он творил чудеса силой сатаны, приобрел последователей и подстрекал народ к восстанию против римского правления. Под маской религиозного рвения в нем скрывался закоснелый и отчаянный разбойник, склонный к жестокости и мятежу» («Желание веков», 733.1).
«Лик Спасителя не омрачился в присутствии Его врагов. Каждая черта выражала благородство, покорность и бесконечное сострадание к жестоким врагам… Как резко отличался от Него Варавва, стоявший рядом! Каждая черта его лица говорила о том, что он — ожесточенный головорез. Эта разница бросалась в глаза каждому, кто смотрел на них» («Желание веков», 735.1).
Евангелисты также не набавляют очков Варавве и его сообщникам: для апостолов они «разбойники», «злодеи», «мятежники», «убийцы».
Если Варавва искал в своей политической деятельности лишь власти и обогащения, делает ли его фигура негодяями патриотов всех времен? Ответ риторический: конечно, нет. Ведь и библейский Израиль до него защищали с оружием в руках тоже не рыцари без страха и упрека: идолопоклонник Гедеон, трусоватый Варак, поспешно клянущийся Иеффай, бабник Самсон, кровожадный и властный многоженец Саул, прелюбодей и убийца Давид, немудрый Ровоам, деспотичный Манассия, свирепый Ииуй и множество других столь же противоречивых и несовершенных политиков и военачальников.
Делают ли их грехи их правление нелегитимным? Конечно, нет. Всякое государство не существует без законно применяемой силы. Правы ли были современники Иисуса, одобрявшие борьбу за независимость Израиля? У них как минимум были основания одобрять эту борьбу. Причем основания библейские (Исх.17, Вт.28).
Иисус ни осуждал, ни поддерживал националистов в их борьбе с Римом. У Него были другие цели и критерии подбора кадров. В числе апостолов были как римский коллаборант — мытарь Левий Матфей, так и иудейский радикал — Симон Зилот. Несмотря на Свою приверженность Израилю, Он исцелил и слугу римского сотника, и дочь сирофиникиянки, и именно этим двоим Он сказал: «велика вера твоя».
Есть в Новом завете и пример иудейского патриота, широко прибегающего к насилию из самых искренних побуждений. Это молодой фарисей Савл. Воспитанник умеренного Гамалиила, он превзошел учителя в стремлении к чистоте иудейской веры, осуществляя репрессии против христиан после казни Стефана. В чем Савл-Павел кается после уверования в Иисуса? Я «был хулитель и гонитель и обидчик», пишет он, но «поступал так по неведению, в неверии» (1Тим.1:13). Он сокрушается, что хулил имя Иисуса, гнал Церковь Божью и обижал христиан. А что Иисус ставит в вину фарисеям в Матф.23? Лицемерие, формализм и властолюбие. Ничего из этого Савл-Павел никогда за собой не признавал. Он был целостен и в своей ненависти к Иисусу до уверования, и в своей любви к Нему после. Другое дело, что следование за Иисусом убедило Савла-Павла, что Царство Галилеянина — не от мира сего. И воевать за него надлежит не плотскими орудиями, но силой Божьего Слова.
За кого голосуем сегодня, не в марте 2019 года? За сына своего отца, сына земной отчизны, или за Сына Человеческого, которому Ветхий днями дал власть над всяким племенем, языком и народом?
За Того, Который не обещает накормить хлебом из собранных у нас же налогов либо одолженных у МВФ кредитов, но Который не был обузой для своих подданных. Он для въезда в столицу чужого осла одолжил, ночевал и под открытым небом и не брал денег в руки. Он не только исцелял и сам кормил, но назвал хлебом Самого Себя, Свое ломимое за Своих подданных тело.
Чей хлеб хотим есть? Какого царя избираем? Какую отчизну ищем и защищаем? Выбор за каждым из нас.
Максим Балаклицкий
Комментарии (1):
Богдан
| Ссылка на комментарий
Хороший текст. Сложно наверное было стремиться к чему-то небесному, если весь народ и священство совсем на другой волне.