Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 13
Цель этого заключительного урока в этом квартале — увидеть кульминацию всей борьбы, которая происходила на земле. Кульминацией является второе пришествие Христа. Это не фантазия, это реальное и решающее событие, которое мы ожидаем.
Памятный стих к этому уроку мы имеем из Евангелия от Матфея:
27 Потому что, как сверкнувшую молнию видно от востока до запада, так и появление Сына Человеческого будет видимо всеми (Матф. 24:27 ПС).
Нет никакой тайны или таинственности относительно возращения Христа. Никто не сообщит это другому, как какую-то новость, будто Он возвратился на землю, поскольку все будут видеть Его. Слова Христа не оставляют никакого места для тайного вознесения, для мистического пришествия или для любой другой ложной теории, изобретенной набожными и чрезмерно фанатичными «пророками». Люди «увидят» Иисуса, «грядущего на облаках небесных». Никакой ошибки не произойдет в этом событии. Когда Иисус придет, все люди увидят это и не будет никакой надобности говорить об этом друг другу.
I День Господний
Прочитаем текст Писания:
30 Тогда явится на небе знамение Сына Человеческого; и когда увидят сходящим Сына Человеческого на облаках небесных с силой и славой великой, тогда все народы земли зарыдают и будут в отчаянии бить себя в грудь.
31 И пошлет ангелов Своих, и соберут они под громкий трубный зов избранных отовсюду, от горизонта до горизонта (Матф.24:30-31 ПС).
Вера во Второе пришествие Христа подразумевает нечто большее, чем повторение догматической истины во время нашего исповедания веры. Это краеугольный камень нашей духовной жизни. Просьба Иисуса «Да наступит Царство Твое! (Матф. 6:10 ПС) — это кульминация Его молитвы «Отец наш». Древние израильтяне молились, обратившись в сторону Иерусалима (Дан. 6:10), потому что молитва выражала их надежду. Вера во Второе пришествие Христа содержит в себе все остальные аспекты вероучения. И взор свой духовный мы должны также направить именно к этому событию.
Что несет в себе название нашей церкви? Адвентист седьмого дня. Что это означает? Наше название состоит из двух противоположных по характеру компонентов. В то время как словосочетание «седьмой день» связывает нас с земным существованием и человеческой историей, слово «адвентист» направляет нас к будущему, которое наступит после завершения человеческой истории, и относится к пророческой сфере, указывающей на небесный порядок. В то время как фраза «седьмой день» обращает наше внимание на нынешнюю земную реальность и побуждает нас жить во временном ритме «под небом» (Еккл. 3:1), слово «адвентист» направляет наш взгляд ввысь и побуждает мечтать, молиться и ожидать наступления Небесного Царства, а также утверждает в нашем сердце ощущение вечности (Еккл. 3:11).
II Даниил и Второе пришествие Иисуса
Мы привыкли считать учение о Втором пришествии Христа исключительно новозаветным, но это не так. Безусловно, только после Первого пришествия Иисуса, Его смерти, воскресения и вознесения нам было даровано более полное откровение истины о Втором пришествии. Однако, как и в случае со многими другими новозаветными понятиями, Ветхий Завет указывает на эту важную истину задолго до ее исполнения. Вот, например, что пишет Даниил о Втором пришествии Иисуса. Прочитаем текст из Даниила:
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан.2:34-35).
В пророчествах Даниила ясно говорится, что Царство Бога будет отличаться от всех земных царств. В пророчествах земная история описывается как постоянная смена царств, когда новое царство утверждается на фундаменте предыдущих. В отличие от земных царств Божье Царство имеет небесное происхождение и никак не связано с предшествующими земными царствами. В действительности учреждение Божьего Царства подразумевает полное и радикальное разрушение всех других царств: «И следа не осталось от них» (Дан. 2:35). Заметьте, что это действие не является результатом человеческих войн или даже экологической катастрофы. Подобно тому, как творение мира было уникальным Божьим действием, так и разрушение мира произойдет «без содействия рук человеческих» (Дан. 2:45). С другой стороны, «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (Дан. 2:44). Существование земных царств близится к завершению, тогда как будущее — за Царством Божьим. В этой будущей перспективе Божьего Царства содержится секрет библейской мудрости. Мудрость мира ориентирована на настоящее время, тогда как мудрость Божьего Царства нацелена на будущее. Все наши инициативы должны оцениваться согласно этому принципу.
Сердца учеников, по всей видимости, забились быстрее, когда Иисус произнес: «Пойду», хотя до этого Он предупредил: «Да не смущается сердце ваше» (Иоан.14:3). Пришло время Иисусу возвращаться к Своему Отцу, и Он подготовил учеников к этому расставанию, пообещав вернуться к ним позже. Он заверил их, сказав: «Я приду опять». Иисус рассказал им о признаках Своего возвращения: о войнах, голоде, землетрясениях, знамениях небесных, гонениях, предательстве и обмане. Обещание Христа вернуться стало для Его последователей еще более ценным, когда они столкнулись с беспорядками, о которых Он предупреждал: «Смотрите, Я предупредил вас заранее» (Матф.24:25 ПС). Иисус позволил ученикам узнать, что случится, для того, чтобы и среди бедствий, и среди скорбей они могли продолжать доверять Ему.
Первые ученики, возможно, верили, что живут в самые последние дни земной истории, как описывал Даниил. Однако загадочный Камень еще не ударился о землю, а всем верующим за эти две тысячи лет приходится мириться с тем, что Иисус так долго не возвращается. Петр объясняет это промедление, указывая на иное восприятие Богом времени и Его огромное долготерпение (см. 2Петр.3.9).
Иисус рассказал Своим последователям о признаках Второго пришествия не для того, чтобы все это время они пребывали в беспокойстве. Наоборот, Он сделал так с целью укрепить нашу веру в Него и побудить приготовиться к этому событию. Некоторые адвентисты полагают, что процесс приготовления подразумевает непрерывное размышление о самих признаках пришествия. Возможно, мы настолько сосредоточиваем свое внимание на том, что предшествует приходу Иисуса — природных катаклизмах и политических событиях, что совершенно не готовимся к встрече возвращающегося Иисуса, забывая о созидании наших с Ним отношений.
Другие адвентисты пытаются подготовиться, сосредоточиваясь на послушании – качестве тех, кто соблюдает заповеди Иисуса, и пренебрегают другим важным аспектом, описанным в Откр.14:12, — верой Иисуса. Основой этой веры является изучение Слова Божьего и применение его в повседневной жизни.
Иисус сказал, что нам нужно делать, чтобы приготовиться к Его пришествию, — бодрствовать и молиться. Однако, бодрствуя, на чем мы сосредоточиваем свой взгляд? Никогда еще за всю историю человечества реалии нашего мира не привлекали людей настолько сильно, как в эти дни, требуя нашего времени и внимания. Окруженные компьютерами со всех сторон, мы получаем круглосуточный доступ к информации, развлечениям и прямому общению. Нам необходимо оценить влияние этих гаджетов на нашу готовность встретить Господа.
Невозможно иметь настоящие, глубокие отношения с Иисусом, не поддерживая с Ним постоянную связь через молитву, не подчиняя себя каждое утро снова и снова Его водительству. Эта связь зависит от нашей веры в Него, а не от веры в себя, в свою собственность или в других людей. Подобная связь улучшает нашу способность слышать Его тихий и спокойный голос, который ведет нас к праведной жизни и служению самопожертвования. Она рождает в нас горячую любовь к Иисусу и Его заблудшим детям. Она помогает нам не только лучше узнавать Христа, но и становиться более похожими на Него. Эта связь готовит нас к событиям последнего времени.
Одно из самых пугающих предостережений мы находим в Матф.7. Группа людей ошибочно считает себя последователями Иисуса. Они заявляют о своем праве войти в Царство Небесное, мотивируя это «добрыми делами», намекая, что именно Бог наделил их силой совершать чудеса, которые сами по себе являются довольно веским аргументом. Однако Иисус отказывает им. Он называет этих людей нарушителями закона. А самое главное, Христос говорит: «Вас Я никогда не знал». Более того, в Послании Титу Павел дает описание ненастоящих верующих, своими делами отрекающихся от Бога. Которого, по их словам, они знают (см. Тит.1:16). Апостол также описывает и истинного верующего, который отвергает все, что ему предлагает мир, и в ожидании явления Иисуса учится обуздывать свои желания.
Пришло время измерить свою духовную температуру и попросить Иисуса преобразовать нас обновлением нашего ума (см. Рим.12:2). Тогда Христос сможет помочь нам приготовиться к встрече с Ним, когда Он придет выполнить обещание. которое было дано много лет назад, но исполнения которого мы до сих пор так жаждем в своем сердце.
III Долгосрочные перспективы
Прочитаем два текста Писания:
13 Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Титу 2:13).
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:6-8).
За все время своего длительного служения Павел ни разу не поколебался в верности Спасителю. Где бы он ни находился: перед разгневанными иудеями или перед римскими властями, перед разъяренной чернью в Листре или рядом с закоренелыми преступниками в македонской тюрьме, рядом с матросами, охваченными паникой на потерпевшем крушение корабле или перед Нероном, в одиночку отстаивая свою невиновность. Он никогда не стыдился дела, которому служил. Единственная великая цель его христианской жизни заключалась в служении Тому, Чье имя когда-то вызывало у него презрение; и никакое противодействие или гонения не могли отвлечь его от стремления к ней. Его вера, закаленная постоянными усилиями и очищенная жертвенным посвящением, подкрепляла и поддерживала его.
Несмотря на перенесенные испытания, свои мысли и чувства Павел сосредоточил лишь на Спасителе. Он сознавал, что все земные скорби ничего не значат в сравнении с теми небесными обетованиями, которые он получил от Христа. Те, кто заявляет о своем послушании Христу, будут испытаны подобно Павлу, но та же благословенная надежда, которая помогла апостолу выдержать насмешки, кораблекрушение и тюремное заключение, будет дарована и нам.
Да, в духовной жизни каждого, кто в конце концов одержит победу, могут наступать периоды ужасного мрака, недоумения и борения, но благодаря своему знанию Писаний такой человек будет вспоминать воодушевляющие Божьи обетования, и они утешат его сердце и укрепят его веру в силу Всемогущего. Он читает: «… Испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» Да, действительно, испытание веры драгоценней золота.
Дьявол обманом заставил многих людей поверить в то, что времена скорби являются признаком того, что Бог оставил их. Однако мы должны помнить, что Христос предупреждал Своих последователей — ради Него они будут терпеть страдания, но страдания эти должны быть предметом их радости. Когда в испытаниях мы не отрываем своего взгляда от Христа, покой и мир поселяются в нашем сердце.
Вспоминая жизнь Павла и Тимофея, мы видим, что в противоположность Тимофею, Павел уже не имел более благоприятных возможностей, чтобы исполнить самые разнообразные служения, обычно совершаемые служителем. Тимофей должен был продолжать дело, а Павел умереть. Поэтому он и пишет: «становлюсь жертвой». Представленные здесь слова, наполнены нравственной красотой и благородством. Здесь раскрыта не жалость к себе, но печаль из-за неослабевающих трудностей.
Послание Павла стало его волей и свидетельством для Тимофея и всей христианской церкви. Поручение Павла быть посланником Христа включало в себя жизнь непрерывной борьбы с силами зла, или людей, или демонов. Апостол прекрасно «облёкся во всеоружие Божие», чтобы ему храбро стоять «против козней диавольских» (Ефес. 6:11).
Подвизавшись добрым подвигом и проходя «течение» жизни, которое Бог определил ему, Павел имел удовлетворение, зная, что хотя он часто встречал великие затруднения и искушения, он не потерпел неудачи в сохранении веры, врученной ему. Пример верности Павла должен быть вызовом для Тимофея и каждого последующего служителя Евангелия. Личная вера зависит от строгого соблюдения Слова Божьего. Каждый христианин «сохранит веру» посредством своего личного утверждения в её принципах. Искренность личной веры христианина измеряется мерой, в какой степени он отражает эти принципы.
Павел не надеялся получить «венец» победы при смерти; он готовится и будет дан ему «в день оный», то есть, в день «явления» Христа.
План спасения был предназначен, чтобы спасти грешников и оправдать характер и мудрость Бога. Когда последнее решение Бога против греха и грешника будет окончательно объявлено, план спасения и характер Бога будут подтверждены, как «справедливые», «праведные». Хотя Павел был несправедливо осуждён земными судьями, он был уверен, что Бог не сделает ошибки.
Словами «в день оный» он направляет свой взор в день Второго пришествия Христа, в день «Его явления». Умершие праведники тогда воскреснут для вечной жизни. Павел не знал о немедленном входе в небеса сразу после смерти; Второе пришествие представляет «день оный», когда искупленные получат в награду вечную жизнь.
IV «Среди облаков»
Прочитаем два текста Писания:
64 И ответил Иисус: «Ты сказал; однако сегодня Я заявляю всем вам: “Вы увидите Сына Человеческого сидящим справа, рядом со Всемогущим, и среди облаков увидите Его Пришествие”» (Матф.26:64 ПС).
7 Вот как произойдет пришествие Его: всякий, имеющий глаза, увидит Его среди облаков небесных, а также те, которые пронзили Его; и будут рыдать о Нем все племена земли. Да, так оно и будет (Откр.1:7 ПС).
В этих обоих текстах мы встречаемся с совершенно новым пониманием христианской жизни. Спаситель, Которого мы знаем, как своего Создателя, вдруг предстает перед нами в качестве нашего Искупителя. К чему бы ни привела наша способность видеть — к спасению или уничтожению, Господь Иисус, вернувшись, представит всем людям доказательство, окончательное подтверждение того, что Он вернулся забрать всех верных Ему домой. Иисус с самого начала указывал нам путь, и в конце концов мы все увидим Его своими глазами, а Он исцелит нашу духовную слепоту.
Каждый день, общаясь со Христом, мы порой падаем духом, потому что физически не можем увидеть Его. Однако в этом мире, объятом тьмой, наш Творец Сам ведет нас, пораженных духовной слепотой. Он помогает нам самыми разными способами — это и тихий голос Духа, и наши собственные убеждения, подкрепленные Библией, незначительные и великие чудеса, а самое главное — Слово Божье. С нашей стороны было бы безответственно отказаться от веры в Того, Кто так заботится о нас.
И пусть в глазах этого мира мы будем выглядеть глупо, стремясь жить верой! Когда христиане, спотыкаясь и падая, пытаются сами пройти свой путь в этом объятом тьмой греховном мире, они начинают осознавать, что вера им просто необходима. Вскоре наша преданность Богу получит подтверждение, и обещание Христа явить Себя миру, наконец исполнится. Не останется больше никаких сомнений, и наша жизнь в вере будет вознаграждена обновленным, стопроцентным духовным зрением. До этого момента давайте каждый день держаться за руку Того, Кто обещал указать нам верный путь. Только Он может помочь нам увидеть дорогу, пролегающую сквозь этот погруженный во тьму мир к земле, где царит вечный свет.
V Новое небо и новая земля
Что произойдет с теми праведниками, в день Пришествия Христа, кто мертв? Читаем текст Писания:
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
16 Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Фесс.4:16).
И тут же следующий стих говорит о судьбе праведных, которые к моменту Пришествия Христа будут среди живых. Цитирую:
17 Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фесс.4:17).
Что их ожидает? «Так всегда с Господом будем». Прочитаем, что пишет пророк Исаия о новом небе и новой земле:
17 Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.
19 И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.
20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
21 И будут строить дома и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.
22 Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.
23 Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.
24 И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.
25 Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис.65:17-25).
Чудесное обетование мы прочитали. Бог не просто вызволит нас из рабства сатаны. Он даст все новое. Царство Вавилона разрушится, а его место займет Новый Иерусалим. Смерть будет заменена вечной жизнью. Воскресение мертвых будет первым проявлением Второго пришествия. Книга Даниила больше остальных ветхозаветных книг делится этой надеждой (Дан. 12:2, 3, 13). В вечной жизни мы будем жить в обновленных телах. Божье Царство будет выходить за рамки нашего воображения (1 Кор. 2:7–9). Тот факт, что Божье Царство превзойдет наши представления, не означает, что этот новый порядок не поддается осмыслению. Скорее, это значит, что Божье обетование непременно исполнится, даже если мы не в состоянии представить, каким образом это произойдет. Небеса — это реальное место, которое Господь приготовил для нас (Ин. 14:2). Мы будем жить в этом Царстве реальной жизнью, в корне отличной от земной жизни, потому что впервые с момента грехопадения — это будет жизнь без тени смерти.
Заключение
Итак, в Первом послании фессалоникийцам Павел хвалит преданность верующих этой церкви Христу. Христиане Фессалоник переживали страдания и гонения от рук и иудеев, и язычников. Кроме того, их сильно теснили лжепророки. Но, несмотря на множество препятствий, верующие отказывались идти на компромисс и ставить под угрозу свою преданность Христу. Они оставляли без внимания проповеди лжепророков и продолжали следовать наставлениям Павла, относясь к ним как к Слову Божьему. Их вера говорила громче слов. Образ жизни этих людей стал ярким примером любви Божьей, и весть об этом распространилась даже до пределов Македонии и Ахаии. Однако в четвертой и пятой главах Павел решает напомнить верующим о том, что они должны жить настоящим, ожидая при этом скорого возвращения Христа.
Пример верующих фессалоникийской церкви может многому научить нас. Мы тоже живем в мире, полном страданий, окруженные лжепророками и ожидающие гонений. Но, как и в случае с фессалоникийцами, наша посвященность Христу должна побудить нас быть примером любви, стойкости и веры для окружающих людей. Наша вера должна говорить громче слов и проявляться в повседневной жизни, чтобы мы могли показать другим, что Христос сделал для нас и что в будущем мы с надеждой ожидаем при Его Втором пришествии. Однако, готовясь к возвращению Иисуса, нам нельзя терять интерес к своей жизни на земле и к выполнению той задачи, которую поставил перед нами наш Господь.
До встречи в следующем квартале с новыми уроками, в которых нам предстоит рассмотреть жизнь и деятельность апостолов Христовых.
Пастор Александр Серков