Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 6

09-05-2018, комментария 2

Субботняя школа с пастором Александром СерковымЗадачей этого урока является: подчеркнуть важность Божьего Закона и выявить центральную роль субботы в этом Законе. Во свете Закона ощутить Божью любовь, выраженную в нем; и наша задача предостеречь от крайностей в отношении Закона.

К этому уроку мы имеем памятный стих.

«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан.7:25).

Церковная литература насыщена высокопарными самоуверенными выражениями папства. Типичным примером могут служить извлечения из энциклопедии, посвященной трудам римо-католической церкви. Я цитирую некоторые из них:

«Папа настолько велик и возвышен, что это не человек, но Бог, наместник Бога…»

«Папа увенчан тройной короной, как царь неба, земли и преисподней… Папа является Богом на земле, единственно верховной властью, дарованной ему Христом и которому Всесильный Бог передал правление не только на земле, но и в небесном царстве…».

«Папа настолько велик в своем авторитете и силе, что он может изменять, объяснять даже Божественные законы… Папа может изменить Божественный закон, так как власть его не от человека, но от Бога, и он действует как наместник Бога на земле с полной властью над вверенными ему овцами…То, что делает Сам Господь Бог и Искупитель, то делает и их наместник, и он ничего не делает вопреки вере» (Перевод с Луция Феррари, «Папа II», Церковная библиотека, Том. VI, стр. 25, 29).

Об этом мы еще поговорим, а сейчас приступим к разбору этого урока.

I Обетование

Прочитаем текст Писания:

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:1-2).

Вы слышите здесь радостную весть с обетованием? Радостная весть Евангелия состоит в том, что Христос пришёл осудить грех, а не грешников (см. Ин. 3:17; Рим. 8:3). Тем, кто верит в спасительную силу Евангелия и готов проводить свою жизнь в послушании, основанном на любви, Христос предлагает оправдание и свободу. В характере верующего не могут не оставаться те или иные недостатки, но когда в его сердце есть желание повиноваться Богу, когда все его усилия направлены к этой цели, тогда Иисус рассматривает его стремление и усердие, как наилучшее служение, а недостатки его характера восполняет Своими собственными заслугами. Для таковых нет никакого осуждения (Ин. 3:18).

Но текст дает нам интересное понятие: «тем, которые во Христе Иисусе». Это выражение часто встречается в Новом Завете, и указывает оно на тесную, личную связь между последователем Христа и самим Христом. Эта связь означает более, нежели быть только зависимым от Него и считаться Его учеником. Она означает ежедневный союз со Христом (см. Ин. 14:20; 15:47). Этот союз состоит, по словам Иоанна, в том, что мы находимся в Нём (см.1Ин. 2:5, 6, 28; 3:24; 5:20). Петр также говорит о нашем пребывании во Христе (1 Пет. 3:16; 5:14). Неразрывность такого союза Иисус отразил в Своей притче о виноградной лозе и ветвях (см. Ин. 15:17). Пока человек не вступает в этот преобразующий союз со Христом, он не может рассчитывать на свободу от осуждения. Спасительная вера, приносящая примирение, включает в себя опыт, который Павел называет пребыванием во Христе.

Второй стих сам по себе тоже интересен и даже загадочен: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Помимо Закона Божьего здесь фигурируют еще два закона: закон жизни и закон смерти. Слово «закон» (греч. номос») имеет не одно значение. В данном случае это некий принцип или закономерность. Будешь пребывать во Христе – по закономерности ты живешь; без Христа принцип один – смерть. Павел здесь, несомненно, ссылается на свой опыт возрождения и крещения, когда он стал ходить в обновленной жизни (гл. 6:4) и служить в обновлении духа (гл. 7:6). Тем, кто со Христом, над ними грех не является более той силой, которая контролирует и направляет его жизнь. Пребывающий внутри его Дух жизни пробуждает в нём послушание и даёт ему силу умерщвлять дела плотские (13 ст.). Таким образом, закон Духа жизни действует в наших членах прямо противоположно закону греха и смерти, давая нам силу преодолеть влияние греха и освободиться от его рабства и осуждения. Вот такое чудесное обетование мы имеем.

II Закон и благодать

Прочитаем текст Писания:

13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди (Рим.7:13).

Слово «итак» является в этом стихе резюмирующим, основная мысль начинается еще в шестой главе. Здесь Павел говорит о результатах всего сказанного из его утверждений по отношению к истине и того, что мы должны быть мертвыми для греха (гл. 6:11). Это означает, что мы больше не находимся под законом (гл. 6:14), в противном случае мы являемся еще неосведомлёнными в понятии самой природы закона, о которой он упоминает.

И вот, он приводит новый пример, с тем чтобы показать, как происходит переход от закона к благодати и каковы результаты этой перемены. В основе 7 главы лежат сказанные им выше слова «ибо вы не под законом, но под благодатью» (6:14). Для пояснения этих слов он брал пример крещения и отношений между рабами и их господами. Теперь же он берёт в пример закон о браке.

Быть под властью закона в глазах Павла равносильно тому, что быть под властью греха. Это объясняется тем, что закон является мерилом праведности. Он не может удалить вину или же влияние греха. Он требует от грешника только повиновения своим заповедям, но не даёт ему силы повиноваться им. Благодать же, напротив, делает то, что не способен совершить закон. Она, с одной стороны, отменяет вину греха, с другой же стороны, даёт силу побеждать его. Таким образом, Павел рассматривает состоящих под законом как находящихся под грехом, а умирающих для закона, как умирающих для греха. Его цель в данной главе, подчеркнуть, что, вследствие греха и немощи греховной плоти (гл. 8:3), закон совершенно не способен дать грешнику спасение.

В его сравнении с замужеством представлено определение, что положение женщины, как жены, освобождается после смерти мужа. После смерти мужа жена освобождается от закона замужества, привязывающего её к нему и запрещающего выходить ей замуж за другого. Словами «так и вы» Павел старается пояснить некоторые моменты жизни христианина. Он доказывает, что смерть освобождает от требований закона. Следовательно, как смерть мужа освобождает жену так, что она может выйти замуж за другого, так и распятие христианина вместе со Христом освобождает его от власти греха и закона так, что он может заключить новый духовный союз с воскресшим Спасителем.

Верующие, умершие для греха и воскресшие для обновленной жизни, отныне проявляют новый дух служения. Их послушание Закону Божьему не является более механическим, основанным на праведности, состоящей в исполнении некоторых внешних форм поведения и не имеющих никакого отношения к состоянию сердца. Посредством своего союза с воскресшим Спасителем верующие познали новый путь истинного, сердечного и духовного послушания. Такое служение возможно только для тех, кто возрождён от Духа Святого и живёт под Его влиянием.

Исследуемый нами текст ещё более поясняет отношение между Евангелием и Законом. Постоянная и неизменная функция заповедей открывать грешнику мерило праведности и убедить его в том, что он грешен и нуждается в Спасителе. Если бы не было Закона, открывающего грех, то Евангелие не имело бы никакой силы, потому что, пока грешник не видит своего греха, он не чувствует необходимости в своём покаянии и вере во Христа. Таким образом, утверждать, что Евангелие упраздняет Закон, значит не только не признавать важное значение Закона, но и изображать совершенно в ложном свете цель Евангелия и плана спасения.

Главная цель Павла в данном тексте состоит в том, чтобы показать взаимоотношение Закона, Евангелия и грешника, пробудившегося для серьёзной борьбы с грехом, чтобы получить спасение. Павел свидетельствует, что, несмотря на то, что Закон может ускорить и усилить борьбу, однако только Евангелие Иисуса Христа способно принести борющемуся полную победу. У каждого человека, приведённого посредством Закона к сознанию своего греха, борьба протекает по-разному и не в одно время. Каждый христианин может сказать на основе своего опыта с уверенностью, что в нём, после его обращения и возрождения, продолжает происходить сильная борьба.

Жизнь самого Павла была непрерывной борьбой с самим собой, его собственная воля и желания ежедневно сталкивались с сознанием своего долга и волей Божьей. Сущность борьбы Павла выражена в его словах: «Я усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27). Точно так же и процесс освящения каждого христианина, получившего оправдание, представляет собой постоянную и упорную борьбу с самим собой. Чем ближе мы будем подходить ко Христу, тем яснее мы будем видеть чрезвычайную греховность греха, и тем искреннее мы будем сознавать греховность нашей человеческой природы.

III Какой день соблюдали первые христиане?

Прочитаем текст Писания:

11 Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь,
12 Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
13 В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами (Деян.16:11-13).

Если вы когда-нибудь разговаривали с христианами, соблюдающими воскресный день, о том, почему они поклоняются Богу именно в воскресенье, а не в седьмой день — субботу, возможно, они отвечали вам, что Иисус изменил день поклонения с субботы на воскресенье. Они также могли говорить, что Закон был пригвожден ко кресту и, таким образом, соблюдать субботу сегодня нет необходимости.

Давайте обратимся к Библии и посмотрим, что она говорит о связи между христианами и Писанием и о их дне поклонения Богу.

Евангелист Лука в своем Евангелии, и он же в книге Деяний апостолов, упоминает несколько случаев соблюдения Иисусом и членами христианской общины субботнего дня. Чтобы официально обозначить начало Своего земного служения в субботний (седьмой) день, Иисус по обыкновению отправился в синагогу. Лука пишет о том, что для Иисуса было привычным каждую субботу ходить в синагогу для поклонения.

«Да, но это же было до смерти Христа», — заявляют антисубботники.

Когда Иисуса распяли, человек по имени Иосиф из Аримафеи пришел забрать Его тело и положить в гробнице (см. Лук.23:50-53). Это произошло в день приготовления к субботе, то есть в пятницу (см. Лук.23:54). Иисус покоился в гробе до первого дня недели – воскресенья (см. Лук.24:1-3). Но они тут тоже заявляют, что Иосиф не знал еще нового постановления. Да, он его не знал, а было ли оно вообще? Я имею в виду со стороны Законодателя. Нет, такого повеления не было. Ученики и после вознесения Христа продолжали соблюдать день субботний. Но и здесь мы наталкиваемся на сопротивление со стороны противников субботы. Опираясь на текст: Деян.13:14-15, где говорится, что апостол Павел и Варнава, придя в Антиохию, в день субботний отправились в синагогу, они заявляют, что здесь речи нет о соблюдении Павлом и Варнавой субботы, они просто в субботу пошли с миссионерской деятельностью в синагогу.

Да, но нигде нет и такого описания, что они в день субботний ходили в синагогу с миссионерской проповедью, а первый день недели соблюдали по новой заповеди. Это было бы настолько радикальным изменением, что о нем не умолчали бы ни Христос, ни апостолы; но никаких новых постановлений после смерти Христа не последовало, и апостолы продолжали соблюдать субботу согласно четвертой заповеди. И, тем более, в 16 главе, 13 стих мы читали, что был у них уже молитвенный дом и собирались они в нем по субботам.

Наше преимущество и наш долг как христиан — во всем следовать примеру Иисуса (см. 1Петр.2:21). Поэтому, если наш Спаситель и Его последователи, члены ранней христианской церкви, соблюдали субботу, то и мы, верующие в Него, тоже должны чтить этот день.

Есть, правда, некоторые тексты Писания, в которых упоминается, что собирались ученики в первый день недели, но здесь особый нюанс, и с ним надо разобраться. Текст Иоанна 20:19-22. Здесь описано, что ученики собрались в первый день вечером. Для чего и почему? Неужели, не видя еще Христа после воскресения, они уже стали соблюдать день воскресный вместо субботы? Кто-то в это верит, но они собрались не для поклонения, а прячась из страха перед иудеями.

Лука повествует о путешествиях Павла в Грецию и Македонию. Апостол пробыл в Троаде семь дней, а в первый день недели ученики собрались для преломления хлеба (см. Деян.20:6-7). Преломление хлеба, по мнению некоторых, означает, что ученики собрались вместе для поклонения Богу. Однако это преломление было обычным, повседневным событием в жизни христиан того времени и не указывало на особый, святой день (см. Деян.2:42-47).

На протяжении многих лет после возвращения Иисуса на небо христиане неукоснительно следовали примеру Христа и апостолов в том, что касалось соблюдения седьмого, субботнего дня. Как видите, единственный день поклонения, упоминаемый в Новом Завете, это седьмой день — суббота.

IV Попытка изменить субботу

Прочитаем текст Писания:

23 Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей,
25 И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:23-25).

Во-первых, о ком идет здесь речь? Кто поднял руку на Закон, и когда это было?

На протяжении всей земной истории Иисус неоднократно посылал Своему народу дар пророчества, чтобы дать людям надежду и указать путь в ожидавшем их сложном и неопределенном будущем. В книге пророка Даниила записано пророчество о религиозно-политической власти, которая попытается изменить времена и законы Божьи. В Oткp.13 Иоанн произносит пророчество о той же власти. Используя при этом другие слова и выражения.

Эта сила возникнет в четвертой из самых крупных империй мира — Риме. (Я выражаюсь будущим временем, имея в виду со дня, когда это пророчество было дано). Она продержится до конца последнего времени, бросив вызов власти Бога и преследуя народ Божий, который будет соблюдать Его заповеди. Эта власть угрожает закону в отношении субботы, потому что седьмой день является знаком власти Бога как Творца и Правителя земли. Однако народ Остатка, понимая красоту и важность заповеди о субботе, провозглашает в это последнее время весть, которая предостерегает людей, призывая их убояться Бога и поклониться Ему как Создателю всей Вселенной (см. Откр.14:6-7). Основой последней вести Евангелия спасения в Иисусе Христе является призыв соблюдать субботу, что указывает на Бога как Творца всего существующего.

Теперь рассмотрим основной 25 стих, который мы имеем в этом уроке как памятный. Рассмотрим три основных нюанса, которые надо разобрать в этом тексте, потому что от них зависит правильное понимание этого текста.

«Возмечтает». Заметьте, здесь не сказано, что он что-то изменит, он только «возмечтает изменить». Почему я говорю «изменить», а не «отменить», как сказано в тексте, это уже второй нюанс в этом тексте. И третий нюанс, в оригинальном тексте нет вообще слова «праздничные». Переводчики Синодальной Библии добавили это слово, но написано оно курсивом или заключено в квадратные скобки. Теперь об этих нюансах подробно.

«Возмечтает». Арамейское слово «себар», означает – будет пытаться, бороться, действовать. Имеется в виду планомерная преднамеренность. Теперь давайте посмотрим, что было планомерной преднамеренностью малого рога? Что он возмечтал сделать? И почему он только возмечтал, но не сделал? Или все же сделал? Это интересные вопросы.

Давайте посмотрим, что имел в виду автор, говоря о каких-то временах? Здесь стоит в оригинале (древнееврейский текст) арамейское слово «зимнин». Это множественное число, а единственное число будет «земан». И вот значение этого слова. Оно имеет значение не только «время», «период времени», но и «сезон». Даниил говорит, что только Бог может изменять времена. Что Он держит в Своих руках участь народов. Это Он, Который «устраняет царей и ставит других» (2:21). Это Бог, который определяет время, когда святые будут владеть царством (7:22). Попытки маленького рога изменить времена указывают на преднамеренное действие папства внести свои изменения в предначертанный и определенный Богом курс в течение человеческой истории.

Вот теперь рассмотрим слово «Закон». Арамейское слово «dath» имеет значение «закон», как гражданский, так и Божий. Разумеется, в данном тексте речь идет об изменении только Божественного закона, поскольку пророчество вряд ли стало бы говорить о гражданских человеческих законах и постановлениях. Вопрос заключается в том, не стремилось ли папство внести свои коррективы в Божественный Закон. Ответ мы находим в большом отступлении современной церкви от раннехристианской. Были введены многочисленные доктрины и обычаи, противоречащие воле Божией, как об этом и предупреждает Писание.

Одним из самых дерзких поползновений, предпринятых против Закона, было введение воскресного дня покоя, вместо субботы. Падшая церковь смело заявила о своих полномочиях совершить такое. В одном из катехизисов говорится: «Церковь Божия в своей мудрости решила празднование субботы перенести на «день Господень» (Катехизис Тридентского собора, стр. 358). Этот катехизис был издан по решению Святейшего Совета и опубликован под контролем папы Пия V.

На протяжении всех новозаветных времен христиане соблюдали седьмой день недели – субботу. Переход от субботы — к воскресенью был постепенным и начался спустя 150 лет после смерти Христа и продолжался около 300 лет.

До восстания иудеев под предводительством Бар-Кочеба (132-135г. по р. Хр.) римская империя признала иудаизм законной религией, а христианство – иудейской сектой. Но в результате последовавшего мятежа иудеи и иудаизм были дискредитированы. Чтобы избежать гонений и преследований, христиане всеми средствами старались доказать, что они не были иудеями. Они стали дистанцироваться от иудеев, следовательно, и от их законов.

Соблюдение воскресенья, тем не менее, не сразу заняло место субботы, но сопровождало и дополняло этот новый день. В течение нескольких столетий христиане соблюдали два дня. В начале третьего столетия, к примеру, Тертуллиан отмечал, что Христос не отменил субботы. Немного позже апокрифическая «Апостольская конституция» наставляла христиан соблюдать субботу и праздновать «день Господень».

Но к началу четвертого столетия воскресенье взяло официальный перевес над субботой. В своем комментарии на 91-й псалом Евсевий, известный церковный историк того времени, писал: «Все то, что должно быть сделано в субботу, мы должны перенести на Господень день, как более подходящий для того, как соответствующий и более предпочтительный и чтимый, чем иудейская суббота».

Первый официальный шаг, предпринятый католической церковью в отдаче преимущества воскресенью, вместо субботы, был предпринят на Лаодикийском Совете в четвертом веке. Канон 29 этого совета провозглашает, что христиане не являются иудеями и не должны отдыхать в субботу, но работать в этот день, а день Господень они должны особенным образом почитать, и как христиане, по возможности, не работать в этот день. Если же кто-то будет найден иудействующим, тот будет отлучен от Христа.

Из всего вышесказанного проистекает следующее:

1) Понятие о святости воскресенья среди христиан впервые появилось при их старании избежать всего того, что делало их похожими на иудеев и, следовательно, влекло за собой преследования и гонения.

2) Церковь в Риме первой начала отдавать предпочтение воскресному дню. Она стала инициатором в увеличении важности и значения воскресенья, ценой умаления значения субботы, создала самые благоприятные условия для постепенного, но верного роста могущества Рима.

3) Наконец, влияние Рима сделало соблюдение воскресенья вопросом церковного закона, как это было и с многими другими обрядами, как поклонение деве Марии, почитание святых и ангелов, молитвы за умерших и т.д… Святость воскресного дня основывается на тех же принципах, что и остальные небиблейские обычаи, введенные понтификом Рима.

Пророческий период «малого рога» начался в 538 году по р. Хр., когда остготы сняли осаду с Рима, и епископ Рима освободился из-под опеки арианского господства и стал осуществлять эдикт Юстиниана 533 года, чтобы повысить авторитет Святейшего Престола.

Ровно через 1260 лет (1798 г.) победоносная армия Наполеона в Италии захватила папу и отдала на милость правительства Французской революции, которая и объявила папе, что римская религия всегда была непримиримым врагом Республики. По приказу Наполеона, генерал Бертье с французской армией вошел в Рим и объявил конец политической власти папства и взял папу в плен, отвез его во Францию, где он и умер в изгнании.

С ниспровержением папства в 1798 году завершается длинная цепь событий, связанных с его неуклонным падением, а также завершением пророческого периода 1260 лет.

Заключение

Итак, Божий закон является наиболее видимым и конкретным элементом библейской религии. И, тем не менее, это самый спорный и обсуждаемый аспект. Таким образом, религиозная верность всегда испытывалась и будет испытываться отношением человека к Закону и, в частности, к заповеди о субботе.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (2):

  • Дмитрий

    |

    Александр, в Деян.20:6-7 употреблен тот же оборот, что и в Лук.20:1.
    «В один из дней» (Лук.) и «в одну из суббот» (Деян.)
    То же касается и Иоанна 20:19-22.
    1Коринф.16:2
    В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
    Здесь также некорректный перевод. Должно быть «по субботам…».
    Вообще, нет такого выражения «первый день недели» в Н.З.
    Этот ложный перевод был сделан для того, что бы легче было «изменить времена и закон».

    Обоснуйте, пожалуйста, начальную точку отсчета «прекращения ежедневной и поставления мерзости запустения».
    Спасибо.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"