О каком храме идет речь?
Вопрос: Спасибо, Александр Фёдорович, что откликнулись. Аргументация этих людей строится на послании Павла 2 Фесс. 2:4 «… Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.» Что можно противопоставить и как правильно объяснить этот стих? О каком храме идёт речь, где и когда воссядет антихрист? Ещё эти люди утверждают, что это будет время 3,5 года- великая скорбь, когда антихрист сядет в восстановленном храме в Иерусалиме.
Ответ: Дело в том, что эти люди опираются на русский перевод, не вникая в оригинальный-греческий. На русском языке мы имеем слово «храм» во всех вариантах, но на греческом храмовое сооружение называется «гиэрон», а образное храмовое поклонение или место поклонения обозначено словом «наос». Вот, например, текст о храме, как сооружении, буквальном здании:
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм (гиэрон), просил у них милостыни (Деян.3:3).
А вот некоторые тексты о храме (не строительном буквальном сооружении):
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм (наос) живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор.6:19).
16 Разве не знаете, что вы храм (наос) Божий, и Дух Божий живет в вас?
16 Какая совместность храма (наос) Божия с идолами? (2Кор.6:16).
21 На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм (наос) в Господе (Ефес.2:21).
15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме (наос) Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них (Откр.7:15).
О каком храме идет речь в тексте 2Фесс.2:4, о буквальном сооружении или о чем-то другом? Цитирую текст:
4 Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме (наос) Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фесс.2:4).
Видите, речь в этом тексте не идет о храмовом здании вообще, тем более о том, которое будет построено в Иерусалиме. Речь идет об антихристе, который сядет в храме (наос). Но о каком тогда храме идет речь в этом тексте? Ведь должен же он сесть в каком-то храме, Писание же не зря об этом говорит.
В данном случае Павел говорит не о здании, он употребил выражение «храм» именно образно, не «гиэрон», а «наос»; он представил здесь храм, как центр религиозного поклонения. То есть, в церкви, в истинной Божьей церкви, которая посвящена для истинного поклонения Богу, этот антихрист поставит или учредит поклонение самому себе. Это исполнилось, когда средневековое папство три с половиной года (1260 лет из расчета день за год), с 538 года до 1798 года, церковь Божию (храм «наос») превратило в культ поклонения человеку, который выдавал себя за бога. Это и есть великий грех, он и есть «человек греха», о котором ап. Павел пишет:
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (2Фесс.2:3).
Вообще-то, изучая такие глубокие богословские темы, не следует опираться на один какой-то текст Писания. В данном случае надо изучить и пророчество Даниила, а там дано описание в хронологическом порядке. Поэтому, Даниил, Павел и Иоанн говорят об одной и той же власти, а именно о средневековом папстве, а не о каком-то Иерусалимском буквальном храме, который будет построен, и там, в нем, якобы, кто-то сядет на три с половиной буквальных года.
Пастор Александр Серков
Комментарии (5):
Гость
| Ссылка на комментарий
Александр, а в книге откровение о каком речь храме на небе?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Интересный комментарий.
Где в Библии Церковь названа образным храмом-наосом? Я как будто читаю, что храм Святого Духа — это тело верующего.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Максиму Балаклицкому:
В комментарии нет ни одного слова: «Церковь». Речь идет о храме в двух вариантах: храмовое сооружение (гиэрон) и храм образный (наос), в число которого входит и «тело верующего», о котором Вы пишите. Этот текст у меня в ответе на основной вопрос есть: 1Кор.6:19. И не останавливайтесь только на одном тексте, ищите в Писании весь спектр, освещающий образный храм; иначе кто-нибудь Вам скажет: А я как будто читаю, что «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме (наос) Его» (Откр.7:15). Видите, пред престолом Бога тоже храм, и он тоже (наос).
Лев Гринфельд
| Ссылка на комментарий
Немного странная лингвистика. Все-же, надо признать, что в большинстве случаев слово наос использовалось для обозначения земного храма-строения находящегося в центре Иерусалима. Вожди клянутся храмом (наос) (Мф.23:16), Иуда бросил серебрянники в храме (наос) (Мф.27:5), завеса разодралась в храме (наос) Мф.27:51, «храм (наом) сей строился сорок шесть лет» (Ин.2:20).
Разница в использовании этих двух слов в том, что наом — это храм вообще, любой. Так храм Артемиды Эфесской и его серебрянные копии — это наом (Деян.19:24). А вот иерон — это храм конкретный, храм в Иерусалиме.
В данном же случае, есть указание, что это храм Божий, и в это время у слушателей могла возникнуть только одна ассоциация, что речь идет о храме в Иерусалиме.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Пробуя рассуждать духовно… И принимая все замечания лингвистов…
Возможный греческий перевод: «Пусть никто вас не обманет никоим образом, ибо (потому что) пока еще не пришло отступление и (не) открыто (явлено) беззаконие людей – сын погибели, противящееся/противостоящее (всему) и превозносящееся над всем сказанным Богом – или (т.е.) святыней (другими словами – над Духом Истины Бога), чтобы самому (т.е. беззаконию) в храме Бога (в святилище храма?) пребывать, провозглашая самого себя, что оно есть Бог» (2Фес.2:3,4).
Данный вариант перевода предполагает понимание слова «храм», как собирательный образ, представляющий храмовое служение Небесному Отцу.
Чем можно подтвердить такое предположение перевода?
Откровения Нового Завета свидетельствуют, что перед тем, как судить мир, Бог призывает грешников к покаянию: Он демонстрирует Свою любовь, Свое отношение к созданным Им творениям, демонстрирует плоды Своего труда, … И только после того, как все возможное Им открыто для ясного понимания Его Личностной сути и Его Божьей воли, Он принимает волеизъявление Своих творений относительно предложенного им выбора: жить в созданном Богом мире по установленным Им святым законам или уйти в вечность небытия на вечный покой.
Пророчествуя о будущих временах, Господь наставлял учеников проповедовать весть Евангелия, включающую и Закон живого Бога, по всему миру. И они разнесли ее по ближайшим странам, откуда их последователи и ученики распространяли слово Христа дальше. Уайт, Джоунс и Ваггонер возобновили громким призывом к покаянию и следованию ЗА Христом (а не впереди или сбоку) движение очищения от лжеучений – догматов и мистерий, – приводящих мир в состояние Вавилона. И ныне, имея, в том числе, и опыт пионеров адвентизма, мы своей жизнью – нашими делами и отношениями, словами и поступками – также свидетельствуем о Господе, Чье имя носим.
1260-летний период – это период царствования беззакония, «противящегося/противостоящего (всему) и превозносящегося над всем сказанным Богом». В 13-й главе Откровения есть аналог этого образа – образ зверя, который скоро уже, видимо, приобретет способность уничтожать всякое инакомыслие (Откр.13:15), требуя к себе безоговорочного поклонения.
Действия беззакония – посредством декретов, указов, постановлений и т.п., противоречащих Закону Бога, – открывали (и ныне активно открывают), как сторонников, так и противников беззаконных действий. И через малое время, когда полное число язычников войдет в народ Божий (Откр.6:11, Рим.11:25), Господь придет во славе Своего Отца, чтобы воздать по делам каждому человеку (Матф.16:27).
«5 Не помните (ли), что еще находясь у вас, (об) этом говорил вам? 6 И нынешняя задержка показывает на явление (раскрытие, обнажение) его в свое время. 7 Потому, что беззаконие уже тайно действует, только удерживается ныне до тех пор, пока рождается/совершается (т.е. пока, распространяясь, проходит свое становление) от (своего) центра (т.е. источника). 8 И тогда откроется (всякий) чуждый закона (беззаконник, нечестивый, злодей), которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и уничтожит явлением пришествия Своего, 9 (И) которого присутствие (т.е. вся жизнь), через деяние сатаны, (проходит) во всякой силе (мощи, крепости, могуществе, способности, возможности, чуде, чудотворении) и (в) знамениях, и (в) ложных чудесах; 10 (и) которые (т.е. чуждые закона) гибнут во всяком обольщающем беззаконии, из-за которого истинную любовь не приняли к своему спасению». (греч. 2Фес.2:5-10)