Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 7
Цель этого урока понять, как честность в отношениях с Богом помогает нам быть добросовестными людьми; и как она способствует жить жизнью веры. А также нам предстоит увидеть эмоциональную свободу, которую приносит честность. И мы должны увидеть, как честность наша проявляется в возвращении десятины.
I Вопрос честности
Прочитаем два текста Писания:
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лук.16:10).
8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями (Мал.3:8).
Как вы уже поняли, речь идет о возвращении десятины. Честность с Богом в возвращении десятин свидетельствует о вере в Него и предполагает неограниченные возможности для развития отношений человека с Богом. О верности мы читали притчу Христа. Такая черта характера, как честность, имеет огромное, можно сказать, вечное значение. В Лк. 16:10 Иисус сказал, что проявляемая нами честность многое может сказать о том, насколько наша жизнь праведна. «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). И наоборот, духовный упадок производит тот же эффект, только со знаком минус: «А неверный в малом неверен и во многом».
Трудно более метко сказать, что мы пожинаем именно то, что сеем. В итоге честность (или ее отсутствие) в нашей жизни каким-то образом становится очевидной для всех. Так как отношение к деньгам тесно связано с духовным состоянием, результат нашей честности в большинстве случаев можно увидеть в финансовом аспекте нашей жизни. Почему? Потому что в этом вопросе проверяется человек на верность Богу.
В Мал. 3:8 нам людям предъявлено обвинение: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями». Слово «десятина» означает одну десятую часть от урожая или денежного заработка. Если вы когда-либо удерживали десятину, часть, принадлежащую Богу, ради большего дохода, Библия осуждает ваш грех (и мой). Для того чтобы осудить кажущееся невинным пренебрежение десятиной, Бог относит ее к нравственному аспекту закона, приравнивая к Своим наиболее важным заповедям. Текст Малахии 3:7 и 9 помогает понять контекст восьмого стиха. В седьмом стихе верующих умоляют обратиться к Богу, потому что в таком случае и Он обратится к ним. Но как же нам обратиться к Нему, спросите вы? В Мал. 3:10 речь заходит о милости и благодати, которые нам обещаны при одном условии: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища». Далее следует обетование Божье: «Не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:7, 8, 10).
Вопросу десятины сегодня в интернете посвящено не мало выступлений, как положительных, так и отрицательных. Человек ищет оправдание своему воровству. Оправдывая себя, он заявляет: «А где сегодня левиты?» «Левиты не были священнослужителями, они были дровосеками в храме»; «А где в Новом Завете сказано о десятине»? «Ап. Павел сам работал, делая палатки» и тому подобное. Мы еще к этому вопросу в этой теме вернемся.
II Жизнь веры
Вспомните веру Авраама, если забыли, прочитайте Быт.22:1-12. Но прежде всего, давайте уясним, что означает в Новом Завете слово вера. Греческое слово «пистис» иногда рассматривается с точки зрения верности или доверия.
В сущности, оба понятия — доверие (вера) и верность — важны для отношений между Богом и человеком. Иногда слово «вера» приобретает значение «согласие со свидетельством», а слово «доверие» означает «полагаться на свидетельство».
Следующая история иллюстрирует различие между понятиями веры и доверия. Известный канатоходец протянул канат над Ниагарским водопадом. Собралось множество людей посмотреть на это необыкновенное представление. Канатоходец спросил у толпы, кто из них верит, что он сможет пройти по канату над водопадом. Многие подняли руки. Это была вера, то есть согласие со свидетельством. Далее канатоходец поинтересовался, кто из присутствующих хотел бы, чтобы он перенес его на руках над водопадом. Если бы кто-то согласился, то проявил бы доверие к канатоходцу, то есть положился бы на его свидетельство.
Для нас недостаточно только верить в Бога, необходимо и доверять Ему. Ведь в Священном Писании говорится, что даже бесы веруют и трепещут (см. Иак.2.19). Поэтому вера в Бога и доверие Ему (являющееся проявлением веры) должны рассматриваться как две стороны одной медали.
Можем ли мы доверять Господу? Может ли Бог доверять нам? В вопросе десятины Бог становится Инициатором отношений, «полагаясь» на нас. Он дает нам 100% дохода, ожидая, что мы вернем Ему 10%. Возвращая десятину, мы верим, что Господь будет заботиться о нас, и мы сможем прожить на 90% дохода так же хорошо или даже лучше, чем на 100% без Божьей помощи.
Можно ли сравнить это обетование о благословении с действием простой причинно-следственной связи, с падающими костяшками домино или со спичкой, вспыхивающей, если ею чиркнуть о коробок?
Без жизни веры — нет, если следовать тому, что написано в Быт. 22. Первые двенадцать стихов этой главы посвящены истории великой веры Авраама в Бога, которую он сохранил, даже не найдя агнца на горе, где должен был принести в жертву своего сына Исаака. «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:8), — сказал Авраам Исааку, заверяя его, что жертва появится.
Огромное состояние Авраама позволяло ему предложить Богу любое количество подходящих для жертвоприношения агнцев. Однако он проявил великую веру, отказавшись от них и отправившись совершать это странное приношение, требовавшее жизни сына его Исаака.
Движимый своей собственной верой, Исаак стал добровольной жертвой, позволив себя связать и положить на жертвенник. Авраам занес нож и, остановленный голосом Господа, замер. Неподалеку он обнаружил овна, запутавшегося рогами в зарослях. Это и была жертва, которую предусмотрел Бог.
Он обещал обеспечить нас всем необходимым, и Авраам продемонстрировал свою веру в обетование, всем сердцем отдаваясь в руки Божьи, доверяя Его словам, которые люди неверующие назвали бы эксцентричными указаниями. Может, нам и необязательно иметь веру Авраама для того, чтобы продолжать (или начать) отдавать свою десятину Господу. Однако, если только мы воспользуемся данным обетованием, львиная доля такой веры может стать и нашей.
Величайшее испытание в жизни Авраама пришло после того, как по долгом ожидании он получил «семя обетованное». Испытание это было вполне конкретным: патриарху следовало возвратить Исаака Богу, целью Которого было узнать, насколько крепка вера Авраама. Нелогичный (с точки зрения патриарха) характер испытания увеличивал для него трудность его, но оно и должно было быть чем-то таким, что вызывало бы чувство протеста.
Бог велел Аврааму отослать Измаила (21:12-13), а теперь требовал от него принести в жертву Исаака. Пока вы ожидаете (того или иного) от Бога, не трудно уверять себя и других, что вы уповаете на слово Его, и совсем другое дело — уповать и быть послушным Слову после того, как ожидаемое получено. Предпочтет ли Авраам «удержать при себе» долгожданного сына, или послушается и возвратит его Господу? Иными словами, действительно ли верил он, что Бог так или иначе слово Свое исполнит и, значит, не отнимет у него обещанного наследника?
Тут просматривается явная связь с давним повелением Аврааму «выйти из дома» и пойти в землю, которую Он укажет ему (12:1-3). Итак: возьми сына твоего, сказал Бог, единственного твоего, которого ты любишь, и принеси его в жертву всесожжения. Жертвоприношения детей известны были в Ханаане, и все-таки Аврааму трудно было обнаружить смысл в этом повелении свыше. Как же сможет Господь исполнить Свои обетования (12:1-3), не говоря уже о страдании, ожидающем его, Авраама, если он потеряет сына, так поздно появившегося в его жизни?
Реакция патриарха — его безоговорочное повиновение — впечатляет до глубины души! Он даже поднялся утром пораньше, чтобы, не откладывая, приступить к исполнению Божьего повеления. Мучительным был этот трехдневный путь, мучительным и безмолвным. Расстояние от Вирсавии до горы Мориа составляло километров семьдесят. Увидев издалека то место, куда они направлялись (стих 2; возвышенное место, получившее позднее название Храмовой горы, — 2-Пар. 3:1), Авраам оставил позади двух сопровождавших их отроков (слуг), а с собой взял только Исаака.
Произнесенная им фраза: «мы поклонимся и возвратимся назад» (Быт. 22:5) — удивительна. Ведь все, что Авраам знал, это а) что будущее, «запланированное Богом», не может осуществиться без сына его Исаака, и б) что Бог, тем не менее, хочет, чтобы Исаак был принесен в жертву. И патриарх повиновался — несмотря на то, что совместить одно с другим он не умел. Это и есть вера. Она звучит и в ответе Авраама на вопрос Исаака: где же агнец? — Бог усмотрит Себе агнца.
Божие вмешательство, столь драматичное и одновременно назидательное, показало, что доведение Авраамом до конца этого страшного жертвоприношения ни на минуту не входило в Его цели. Это действительно было испытанием. Ангел Господень остановил патриарха в тот момент, когда он «взял нож, чтобы заколоть сына своего»! Теперь Бог знал, что Авраам ничего не стремится «удержать для себя», и что он на самом деле боится Бога. То есть, благоговеет перед Ним как перед державным Владыкой, доверяет Ему беззаветно и готов беспрекословно слушаться Его.
Боящийся Бога верит, что Он усмотрит. Ключевая мысль этого текста кроется в названии, которое Авраам дал этому месту: Иегова-ире – «Господь усмотрит» (стих 14).
Заключительная фраза стих 14 – «Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» — отражает истину, неоднократно повторенную в Ветхом Завете: народу надлежало поклоняться Господу на Его Святой горе. «Три раза в году должен был являться весь мужской пол (Израиля) пред лице Владыки, Господа» — чтобы поклониться Ему и принести жертвы (Исх. 23:17). Господь увидит («усмотрит») нужды тех, кто предстал перед Ним, и исполнит их. Овен, запутавшийся в чаще рогами (стих 13) был предусмотрен Богом в благодати Его как замена отроку. Впоследствии весь Израиль будет «приносить» животных Господу.
Богопоклонение избранного народа включало предложение Богу заместительной жертвы и принятие Им ее. В Новом Завете Бог Сам совершает замену: вместо животных, в совершенную жертву был принесен Им Его единственный Сын. Несомненно, Иоанн имел в виду именно это, когда представил Иисуса как «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).
И все же не учение о заместительной жертве является главным в Быт. 22:9-14. На первом плане здесь патриарх, явивший себя послушным слугою, который поклоняется Господу потому, что верит Ему в любой ситуации. Авраам не стал «удерживать» своего сына. В этом видится параллель с тем, что было сделано Богом Отцом, Который, по словам апостола Павла, «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32).
Величие веры, которое продемонстрировал Авраам, было явлено и Исааком: он имел все, ради чего стоило жить, но подчинился слову своего отца и пошел за ним, уповая на то, что «Бог усмотрит» для Себя жертву.
III Подтверждение веры
Прочитайте текст Писания: Бытие 28:14-22. Эта история всем нам очень хорошо известна.
Однажды внуку Авраама Иакову, остановившемуся на ночлег в месте, которое названо в Библии Вефилем, приснился сон, в котором он видел ангелов, поднимающихся и спускающихся по лестнице. Смысл этого видения в том, что Бог везде сопровождал Иакова, куда бы он ни пошел. Господь снова повторил для него обетование Авраама о потомстве, которое будет, «как песок земной». Обещая также быть с Иаковом везде, куда бы он ни пошел, и вернуть его в землю отцов, Господь укрепил Свою с ним связь.
Поставив в Вефиле памятник Господу, Иаков поклялся, что, если Бог вернет его в дом отца, он отдаст Ему «десятую часть» (Быт. 28:12—22) из всего, что у него будет. Десятина не стала решением всех проблем, и Иакову пришлось пройти через испытания, но из них он вышел с новым именем Израиль, став отцом родоначальников колен Израилевых. Обетование, которое он принял верой, принесло благословение его сыновьям, у которых тоже было много сыновей, и так далее, а сын его Иосиф стал Божьим орудием для спасения мира того времени от страшного голода, продлившегося семь лет.
Слова завета, заключенного с Авраамом и Исааком, Бог повторяет Иакову, обещая ему землю и многочисленное потомство, а также, что в нем, Иакове, благословятся все племена земные. Бог, кроме того, обещал Иакову защищать его за пределами земли и возвратить его в нее.
Читая текст Быт. 28:16-22, мы видим, как Иаков, совершив поклонение Богу,
а) выразил свой страх перед Ним;
б) камень, который послужил ему в ту ночь изголовьем, он поставил памятником Господу;
в) он освятил этот камень, возлив на него елей;
г) памятное это место Иаков назвал Вефилем, что значит Дом Божий;
д) он произнес обет (впервые) на основании веры (и будет Господь моим Богом) и
е) пообещал Богу отдавать Ему десятую часть из всего, что Бог дарует ему.
Всем этим подчеркнута главная мысль раздела — о подающем защиту Божием присутствии. Здесь слышатся «мотивы» позднейших обычаев израильского народа, основание которым было положено Иаковом. Особо примечательно установление «мемориала» в Вефиле. В годы завоевания земли израильтяне будут рассматривать Вефиль как святое место, где можно «увидеть» Бога.
Другим «мотивом» является обещание десятины. Он следовал примеру Авраама, когда тот отдал десятину Мелхиседеку. В этом отражено признание, что все, что человек имеет, принадлежит Богу.
Важное значение имеет и обет, данный Иаковом, особенно в свете того, какую впоследствии серьезную роль будут играть обеты в жизни Израиля. Тут Иаков поклялся, что если Бог станет защищать его и заботиться о нем и возвратит его в Обетованную землю, то Вефиль станет центром поклонения Ему.
Заметим, что установление «священных камней» — не то же самое, что установление жертвенника. Назначение первых было в напоминании о «посещениях свыше» людям будущих поколений, чтобы, если возникнет у них вопрос: «Что значат эти камни?» — не остаться ему без ответа (Ис. Н. 4:6).
Обещание Бога быть со Своим народом «красной нитью» проходит через все Писание (Исааку Бог, к примеру, говорит: «Не бойся, ибо Я с тобою», 26:24). Уверенность в Божием присутствии должна у каждого верующего вызывать такой же отклик, как у Иакова, — преклонение перед Богом, боязнь Его и доверие Ему.
IV Десятина – святыня Господня
Прочитаем текст Писания:
30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня;
31 Если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу;
33 Не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено (Лев. 27:30-33).
Первое упоминание о десятине в Библии мы находим в истории о том, как Авраам принес десятую часть своих военных трофеев в дар священнику Мелхиседеку. Однако лишь во времена Моисея Бог повелел Своему народу последовать этому примеру. Согласно закону Моисееву, израильтяне должны были отдавать десятую часть всего урожая и приплода скота. Никакие замены или исключения предусмотрены не были.
В книге Левит возделывающим землю израильтянам тоже было дано указание соблюдать седьмой, субботний год, когда земля временно не использовалась, а все долги прощались. В Своем Божественном провидении Господь обещал, что шестой год будет особенно урожайным, чтобы можно было заготовить запасы на год отдыха.
Это повеление предшествует детальному объяснению четвертой заповеди о субботе в конце каждой недели. Большую часть этого времени мы работаем, а в шестой день готовимся к субботе, чтобы она стала полноценным днем отдыха. Но мы люди испытываем искушение внести изменения в соблюдение субботнего дня или возвращение десятины. Может быть, мы смотрим на имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы и переживаем, что они близки к тому, чтобы «уйти в минус». Появляются неожиданные траты или вдруг приходит счет за что-то. Мы внезапно обнаруживаем то, что, по нашему мнению, нам нужно купить. И тогда мы начинаем искать лазейки.
Наше человеческое желание все контролировать может заставить нас спрятать свой кошелек, вместо того чтобы открыто и щедро жертвовать. Мы думаем, что можем обмануть Бога. Однако разве повеление жертвовать так необычно? Подумайте об этом. Как христиане мы призваны быть управителями — земными служащими под руководством небесного начальника. Божьи указания о постоянном повторении субботы и десятины согласуются друг с другом. Он просит нас о честной жертве — что с точки зрения земной жизни не имеет смысла — для того, чтобы мы продемонстрировали свою веру в Его заботу о каждой мелочи в нашей жизни. Наша честность является показателем того, насколько мы доверяем своему работодателю в ответ на Его доверие к нам.
Израильтяне хорошо управляли землей. Оставляя поля под паром, мы позволяем земле отдохнуть и стать более плодородной на следующие несколько лет. Следуя Божьим указаниям и доверяя Ему, в награду за доверие мы получаем от Бога богатый урожай. Десятина — это обмен, но помните, что Бог всегда дает больше просимого.
Все мы слышали выражение «Честность—лучшая политика», но задумывались ли мы когда-нибудь о том, какое отношение это имеет к Богу? Нет, к сожалению, мы склонны не замечать того факта, что быть честными с Богом так же важно, как быть честными по отношению друг к другу, а может, даже и важнее. Задумайтесь. Бог есть источник всего, что мы называем своим, —нашей работы, семьи и жизни. Он сотворил все вокруг. Благодаря Ему мы живем. Разве Он не заслуживает в ответ честности с нашей стороны? Чтобы стать успешным христианином-управителем, необходимо быть честным во всех своих делах, включая финансы. Вопреки распространенному убеждению, мы не можем распоряжаться своей зарплатой как нам вздумается, потому что часть ее, а именно десятая ее доля, принадлежит Богу (см. Лев. 27:30).
Возвращая Богу десятину, мы признаем Его присутствие в своей жизни и благодарим за заботу о наших нуждах. В свете всего вышесказанного, с чего нам начать благодарить Бога?
Молитесь о Божьем руководстве в вопросе десятины. Если вы еще ни разу не возвращали десятину, подобное проявление честности может оказаться очень трудным, особенно когда дело касается денег. Мы так усердно трудимся, чтобы заработать на жизнь, что расстаться даже с малой частью зарплаты кажется нам невозможным. Но Бог больше наших страхов, просите Его помочь вам убедить себя в том, что в конце концов все получится.
Вспоминайте об Аврааме и испытании его веры. Авраам следовал Божьим указаниям, хотя это означало, что он может навсегда потерять Исаака. Но он знал, что Бог каким-то образом убережет его от этого испытания. Как сказал Авраам своему сыну: «Бог усмотрит» (Быт. 22:8). Он, вероятно, говорил о жертвенном агнце, но его слова, произнесенные с такой уверенностью, применимы и к вопросу о десятине. Бог действительно приготовил агнца, и Он совершенно точно вернет нам те деньги, которые мы отдали Ему.
Подражая Аврааму, проявите веру и сами испытайте себя. Авраам поверил Богу, и вы тоже сможете это сделать. Будьте верны в возвращении десятой части всего, что вы заработали за месяц или два. Отпустите свои страхи и держитесь за обетование о том, что Бог все усмотрит. Выразите уважение Богу, принося Ему свою десятину, ожидайте Его ответа. Он удивит вас, совершив то, что вы и представить себе не могли. Вы обретете благословение, в этом я ни капли не сомневаюсь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение урока приведу пример: Однажды владелец фермы клеймил скот вместе со своим помощником. Они работали в той части поля, которое принадлежало соседу. Согласно договоренности, бычок с этой части поля должен был получить тавро соседа. Однако работник приготовился использовать клеймо хозяина фермы. Скотовод остановил его и спросил, почему он так поступает. Тот ответил: «Да все нормально, хозяин». И тогда владелец фермы произнес: «Брось эту железку и уходи. Человек, который крадет для меня, украдет и у меня».
Какие логические доводы в оправдание своей нечестности по отношению к Богу мы бы ни приводили, наше доверие к Нему в финансовых вопросах будет определять количество и разнообразность благословений, которые Он обещал излить на нас.
Пастор Александр Серков
Комментарии (7):
Самуил Вениаминыч
| Ссылка на комментарий
Жить верою значит доказать/подтвердить это делами, добрыми поступками. Имеется ввиду честность, благодетель, искренность, нелукавость, терпение, милосердие, …. и наконец — любовь.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Самуилу Вениаминычу:
Аминь, все верно. Хотя можно было бы «любовь» вынести во главу всех добродетелей, потому что она — основа всего.
Дмитрий
| Ссылка на комментарий
Подскажите, пожалуйста, когда и как выполнил обет о десятой части Иаков?Спасибо
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Дмитрию:
Об этом в Библии ничего не сказано.
Петров А.
| Ссылка на комментарий
Александр Федорович,смотрите ли вы уроки СШ из Лос Анджелеса?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову А:
Нет.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Взял и послушал 7 урок из Лос-Анджелеса. Во-первых, в 7 уроке десятине посвящена в урочнике только одна часть. Он посвятил весь урок десятине. Я по регламенту урочника посвятил 8 урок полностью десятине. Сегодня планирую его выставить. Не хотелось о коллегах говорить что-то отрицательное, я просто промолчу, делайте вывод сами: и в отношении десятины, и в отношении Вечери Господней, и в отношении Вечери любви, которая не является Вечерей Господней. Об этом всем из Лос-Анджелеса прозвучало.