Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 9

19-08-2017, комментариев 7

Цель этого урока – понять аргументы, которые приводит Павел из личного опыта, которые пришлось применить ему после доводов Священного Писания. Нам предстоит также оценить эмоциональный накал пасторского призыва Павла, выражающего свое беспокойство и напоминающего галатам об их совместном опыте.

I Сердце Павла

Прочитаем текст Писания:

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:

13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,

14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас (Гал 4:12-20).

Это более обширный текст, в течение урока мы будем возвращаться к некоторым его деталям. В этом тексте Павел раскрывает межличностные отношения, в данном случае, его отношения к галатам. Хотя большая часть послания посвящена проблеме веры и дел, Павел также незаметно подчеркивает, что беспокоится о своих отношениях с верующими Галатии. «Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (Гал. 4:13-14). Выше, в первой главе, Павел заявляет, что благовествует, стремясь угодить Христу, а не людям, и что научился проповеди Евангелия через откровение Иисуса Христа. Поэтому крайне важно, чтобы члены церкви не только выслушали его весть, но и были послушны наставлениям, звучащим в ней. Они доверяли Павлу, даже когда он был немощен. Они приняли его всем своим сердцем.

Теперь же, не сомневаясь в вере галатийских верующих во Христа, Павел упрекает их. Верующих это, кажется, смущает до глубины сердца (Гал. 4:16). Ошибаться или отказываться от того, что нам так нравится, не всегда приятно. Поверив, мы отказываемся от своего ветхого «я» и облекаемся во Христа. Наша новая личность обретает праведность благодаря отношениям со Христом, благодаря прославлению Того, Кто излил на нас Свою благодать, чтобы мы могли быть спасены. Попытки достичь праведности через дела закона означают, что смерть Иисуса была напрасной. Закон должен был приводить нас ко Христу до того момента, пока Он Сам не войдет в нас. Теперь же нас призывают поверить в невидимое и исполниться Духом. Только тогда мы сможем обрести праведность по вере и стать сильнее, чтобы переносить те испытания, которые нас ждут. Но при этом один принцип закона мы призваны соблюдать всегда: «Ибо весь закон в одном слове заключается: „люби ближнего твоего, как самого себя“» (Гал. 5:14). Мы должны исполниться Духом, а затем идти и, благовествуя Евангелие, наполнять Духом все пустые сосуды, пока они не закончатся. И кто знает, может мы сами являемся теми сосудами, которые ждут, когда их наполнят.

В Послании галатам Павел упрекает единоверцев в том, что они оставили Божью Благую весть. Апостол призывает их больше стремиться к послушанию истине и любви, а не закону Моисееву. С фарисеями порой трудно было договориться, когда дело касалось отказа от каких-либо толкований закона и добавлений к нему, созданных рукой человека, потому что они считали, что наделены правом истолковывать и добавлять что-то по своему усмотрению. В результате многие из упомянутых выше верующих все свое внимание обращали на спасение по делам, или — хуже того — они возвращались к своему прежнему языческому образу жизни. Поэтому Павел называет себя отцом этих непослушных галатов подобно тому, как Бог заботится о Своих непослушных детях — народе Израиля. Как женщина, переживающая муки материнства, Павел упорно увещевает своих братьев, доколе в них «не изобразится… Христос!» (Гал. 4:19).

Спасение от гибели, которое предлагает им Павел, заключается в вере. Авраам верил, и в нем благословились все народы, а потомки Исаака, сына свободной женщины Сарры, стали детьми завета, заключенного между Богом и Авраамом. Те же, кто родился от сына служанки Измаила, стали рабами закона — завета, заключенного с Моисеем на горе Синай (обратите внимание на использование здесь параллелизма). Да, закон Моисеев был дан Богом, но непременным условием его соблюдения была вера. Весь смысл заключается именно в том, чтобы иметь веру, тогда верующий исполнится Духом, Который будет помогать ему соблюдать закон из любви, а не из страха лишиться спасения. Верой можно передвигать горы. В конце концов язычники, по словам Павла, приняли духовное обрезание, проведенное, так сказать, Самим Духом, поэтому необходимости в физическом обрезании, несмотря на закон, не было. Язычники так же легко могут прийти ко Христу, как и ветка — отломиться от ствола. Вопрос заключается в следующем — готовы ли мы стать ветвью на лозе Христа или находимся на грани падения?

II «Будьте, как я»

Прочитаем текст Писания:

12 Прошу вас, братия, будьте, как я… (Гал 4:12 часть — 1).

Имея благородное желание приводить других к Иисусу, Павел серьезно относился к выполнению своей задачи, особенно когда дело касалось его понимания Божьего закона и свода гражданских законов. Именно поэтому Павел строго придерживался личного кодекса поведения, не давая ни малейшего повода для упреков. Пока Павел и Варнава с успехом служили в Иконии, «неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников» (Деян.14:2). Многочисленное население города разделилось настолько, что «одни были на стороне Иудеев, а другие — на стороне Апостолов» (Деян. 14:4). Вот такова историческая обстановка.

Апостол Павел не мог позволить себе беспечно относиться к своей жизни по вере. Его враги пристально следили за ним, ища повод уличить его. Но в первую очередь Павел желал угодить Богу. Горячо желая донести до них свое увещание, Павел просит галат: «будьте, как я, потому что и я, как вы». Другими словами, «освободитесь от закона, как я освободился от него, потому что после моего обращения я стал, как язычник, потому что не живу более под законом». Ирония, однако, заключалась в том, что недавние язычники, галаты именно после своего обращения пытались поставить себя под закон.

В своё время Павел был Иудеем, преданный узаконенной системе, каким только мог быть стойкий фанатичный фарисей (Деян. 26:5). Но он отказался от этой системы, которая однажды была такой любимой для него и ради практических намерений стал как бы язычником, чтобы привести язычников ко Христу. Почему должны были галаты — язычники теперь принять Иудаизм? Если он отказался от него ради их интересов, почему они не отказались от Иудаизма ради него? Вот такая здесь мысль.

Ненавидеть и обличать грех, выказывая в то же время сострадание и любовь к грешнику, — это трудная задача. Чем ревностнее стремление достичь святости сердца и жизни, тем острее наше восприятие греха и решительнее осуждение при виде любого отступления от истины. Мы должны остерегаться чрезмерной суровости по отношению к грешнику и стремиться поддержать каждое его усилие, направленное на исправление ошибок. Но нам нужно также проявлять осторожность, чтобы не упустить из виду нарастающую греховность греха. Нужно проявлять христианское терпение и любовь к заблуждающемуся. Существует также опасность того, что терпимость к заблуждениям окажется столь велика, что грешник будет смотреть на себя как на не заслуживающего обличения и отвергнет его как непрошенное и несправедливое. Видите, какая сбалансированность должна быть в этом вопросе.

Павел посеял в Галатии чистые семена Евангелия. Он проповедовал учение праведности через веру, и его труд был вознагражден, апостол увидел в Галатии церковь, обращенную к Евангелию. Но вскоре сатана начал свою деятельность, используя ложных учителей для смущения умов отдельных верующих. Самовозвышение новоявленных учителей, проявление ими магических чудотворных сил затуманило духовное зрение многих новообращенных и ввело их в заблуждение. На какое-то время Павел утратил влияние на умы обманутых, однако, полагаясь на слово и силу Бога и отвергая толкования отступивших учителей, он сумел привести обращенных к осознанию того, что их обманули, и разрушил намерения сатаны. Новообращенные возвратились к вере, готовые отныне во всеоружии отстаивать истину.

III «И я, как вы»

Прочитаем текст Писания:

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы (Гал. 4:12 часть — 2).

19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал 4:19).

Апостол продолжал наставлять церковь в Галатии, потому что хотел, чтобы Христос занял центральное место в жизни этих людей. Из контекста всей мысли становится ясно: для того, чтобы выполнить эту задачу, Павел проповедовал им, несмотря на свой недуг. Он использует метафору мучительных родов, желая показать, чего ему стоило привести этих людей ко Христу. Но поскольку они намеревались вернуться к законничеству, опыт рождения должен был повториться. Павел, без сомнения, повторяет слова Иисуса, сказанные Никодиму.

И все же, давайте до конца поймем, что побуждало Павла писать такие слова? В Послании к галатам Павел упрекает единоверцев в том, что они оставили Божью Благую весть. Апостол призывает их больше стремиться к послушанию истине и любви, а не закону Моисееву. Да, действительно, с фарисеями порой трудно было договориться, когда дело касалось отказа от каких-либо толкований закона и добавлений к нему, созданных рукой человека, потому что они считали, что наделены правом истолковывать и добавлять что-то по своему усмотрению. В результате многие из упомянутых выше верующих все свое внимание обращали на спасение по делам, или — хуже того — они возвращались к своему прежнему языческому образу жизни. Поэтому Павел называет себя отцом этих непослушных галатов подобно тому, как Бог заботится о Своих непослушных детях — народе Израиля. Как женщина, переживающая муки материнства, Павел упорно увещевает своих братьев, доколе в них «не изобразится… Христос!» (Гал.4:19).

Читая Послание галатам, порой трудно представить, что верующие, к которым обращается Павел, однажды горели желанием быть с Богом. Апостол, кажется, снова и снова повторяет одну и ту же мысль, несмотря на то, что раньше он лично посещал эту церковь! Но первые христиане не были застрахованы от непослушания. Они пали жертвой ложного учения других миссионеров о соблюдении закона как способа обрести спасение. Из-за того, что члены церкви придавали закону настолько большое значение, Павлу пришлось постоянно повторять истину о том, что спасение по благодати никак не связано с его соблюдением. Его такое яркое пасторское обращение в Гал. 4:12–20 фактически объединило в себе призыв помнить о главном, твердые принципы и историческое свидетельство. Павел таким образом пытался убедить галатов вернуться к тем временам, когда вера в спасение, возможное только через Христа, была для них источником силы и послушания. Его речь отличается такой пылкостью, потому что он знал, каково это — быть законником и превозносить свое «я», отталкивая от себя Христа. В свете этого опыта весть Павла приобретает еще более глубокий смысл: как далеко мы ни отошли бы от Бога, у каждого из нас есть шанс вернуться и «родиться» заново.

В минуты слабости, не своими усилиями, конечно, но благодаря работе Христа в нас, мы можем стать сильнее. Павел не позволил своей немощи встать между ним и Благой вестью. Апостола поддерживала только благодать Божья. И, несмотря на это, галаты приняли его и обрели благословение благодаря проповедуемой им вести (см. Гал.4:14-15). Однако в этом послании Павел говорит не о своем недомогании. Перед ним стоит гораздо более серьезная проблема — гордость членов церкви. Слова апостола являются идеальным примером того, что мы должны приложить все усилия для благовествования и положиться на Божье провидение именно тогда, когда нам кажется, что все двери закрыты. Павел не опустил руки. Он знал, что верующие в Галатии рассердятся. Он говорил им правду, даже когда она причиняла боль (см. Гал.4:16). Но Павел знал, насколько законничество мешает формированию в человеке характера Христа, и что способствовать духовному росту может только благодать (см. Гал.4:17–19).

IV Немощь Павла

Прочитаем текст Писания:

13 Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз (Гал. 4:13)

Последняя фраза 12-го стиха логически связана с тем, о чем говорится в этих и последующих стихах, где Павел напоминает галатам о том, как они приняли его в первый его приход к ним. В то время апостол страдал от какой-то болезни и благовествовал им в немощи плоти. Но несмотря на это, галаты, как пишет Павел, не презрели больного проповедника и не возгнушались им, т. е. не сочли его недостойным внимания, но приняли его, как Ангела Божия, или даже как Самого Христа Иисуса. Очевидно, Павел не имел намерения распространять Евангелие в Галатии в это время, но был принуждён оставаться там в это время, по причине слабого здоровья. Некоторые намекают, что он заболел малярией или какой-либо другой болезнью, и во внутренних областях страны в низменной береговой местности имел надежду получить облегчение. Возможно, что эта «немощь» была «жало в плоти», о которой он говорил в своём послании к Коринфянам и о котором он так серьёзно молился.

Почему Бог позволил Павлу страдать? Как апостол мог служить другим, если страдал сам? Вы не задумывались над этими вопросами? Ап. Павел изложил эту проблему Богу. Мы читаем:

8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2Кор.12:8-10).

Что бы это чувство никогда не покидало Павла, Бог вложил в него нечто, служившее ему постоянным напоминанием о его немощи. Неисчислимые объяснения предлагались относительно того, что означало это жало в плоть. Начиная от некоего постоянного искушения, мучившего апостола; от упорного отвержения его противниками и хронических заболеваний Павла (таких, как воспаление глаз, малярия, мигрень и эпилепсия) до косноязычия его.

С уверенностью никто не может судить об этом, но представляется вероятным, что апостол страдал каким-то хроническим заболеванием, может у него была мужская болезнь – затруднительное мочеиспускание. Но это все гипотезы. Понятно лишь то, что Павел воспринимал это «жало» как препятствие к своему более широкомасштабному и плодотворному служению, а потому трижды просил Господа удалить его.

Но из этого горестного своего переживания он извлек урок, который неустанно старается преподать и читателям этого послания: Божия сила (сила Моя и сила Христова — стих 9) наилучшим образом действует в условиях человеческой немощи, чтобы вся слава была воздаваема Богу (10:17). Вместо того, чтобы избавить его от мучившего его «жала», Бог дал Павлу Свою благодать, которой, по определению Господа, апостолу было достаточно.

Божия благодать дала апостолу Павлу способность видеть вещи в ином, истинном, свете. То, что по человеческой его природе должно было бы вызывать в нем страх и отвращение, он сверхъестественным образом полюбил, потому что явление силы Христовой во всем том, что заставляло страдать его, Павла, приносило славу не ему, а Богу. Когда Павел пришел к концу своей «самонадеянности», в нем виден стал лишь Христос. Когда он был немощен, тогда Христос силою Своею мог сделать Павла сильным духовно. Он напишет римским верующим:

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим.8:29).

И коринфянам он написал:

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2Кор 12:7).

Исходя из этого, можно или невозможно отметить более чем одно предыдущее посещение Галат. Общепринято считать, что о первом из двух предыдущих посещений есть упоминание. Согласно одной теории это могло быть посещение, отмеченное в Деян. 13:14 по 14:21. Однако это не может быть принято в расчёт относительно этого путешествия, принимая во внимания, что Павел в это время был в плохом состоянии здоровья. Согласно другой теории, это должно быть путешествие, описанное в Деян. 16:1-6. Краткость сообщения о последнем путешествии разрешает предположить о его болезни в это время.

Несчастье Павла могло дать извинение Галатам, чтобы относиться к нему с презрением. В древние времена несчастье обычно рассматривалось как прямое наказание от Бога за какой-либо великий грех (см. Деян. 28:4). Они не могли предоставить Павлу более благосклонного приёма. Их милостивое гостеприимство не оставило желать чего-либо лучшего.

V Говорить истину

Прочитаем текст Писания:

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? (Гал.4:16).

Галаты с самого начала приняли Павла с радостью, поздравляя друг друга с тем, что апостол проповедовал у них. Их признательность ему не знала границ; они готовы были собственные глаза отдать Павлу. Некоторые видят в этом месте указание на то, что апостол страдал болезнью глаз (что это и было его «жало в плоть», о котором он говорит во 2-Кор. 12:7), но судить об этом с уверенностью все-таки нельзя. Возможно, Павел просто выразился здесь фигурально, желая сказать, как высоко ценили его галаты, — они отдали бы ему даже то, что было для них самым ценным.

Однако все с тех пор изменилось. Они уже не думали с радостью о встрече с ним. Скорее они вели себя и чувствовали так, как если бы Павел был их врагом — и это только потому, что он говорил им истину. Как же они были непостоянны! Они обратились против Господа, против Евангелия благодати и против Божьего посланника, который принес им весть об оправдании по вере.

Эмоциональные призывы — одна из отличительных характеристик апостола Павла. На фоне того, что многие служители Евангелия не решаются делать призывы в проповедях, страстные призывы Павла сильно выделяются. Конечно, на эмоциях можно играть, как на инструменте, и многие религиозные лидеры виртуозно овладели этим мастерством. Однако Павел говорит здесь совершенно искренне.

В Гал.4:16 Павел рискует своей крепкой дружбой с верующими в Галатии, направляя их взоры на Христа сквозь густой туман законничества. «Вы сердитесь на меня только потому, что я говорю вам правду?» — так звучали бы его слова сегодня.

Обращение Павла к коринфской церкви во 2Кор.1:2 звучит куда более эмоционально. Оспаривается его пасторский авторитет, но Павел пишет: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (2Кор.2:4). Обращения Павла пронизаны любовью к тем, кого он хотел привести к Христу, что делает эти обращения эффективными.

Заключение

Забота Павла о благополучии галатов была настолько велика, что язык его послания стал менее поучительным и более заботливым. Богословские моменты определенно присутствовали, но более всего Павел старался ободрить верующих. Он изменил свой подход, и теперь его послание было больше похоже на речь пастора, а не бизнесмена. Фактически Павел дал возможность галатам, а заодно и нам увидеть Бога в более реальном свете. Например, умоляя их подражать ему так же, как он Христу (см. Гал.4:12; 1Кор.11:1), Павел доказывает галатам, что Бог любит их еще сильнее его и что Он ни перед чем не остановится ради спасения Своего народа.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (7):

  • саша

    |

    Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
    (Деян.21:20)

    Ревнители закона Моисеева, тоже самое, что и уповающие на закон, тоже самое, что и утверждающиеся на законе. Для таких Христос напрасно умер. И вот эти «верующие во Христа» уговаривают Павла принести в жертву животное, для очищения.


  • саша

    |

    Александр написал, — Из-за того, что члены церкви придавали закону настолько большое значение, Павлу пришлось постоянно повторять истину о том, что спасение по благодати никак не связано с его соблюдением.
    Бог вменяет нам Свою праведность, по нашей вере что Бог силен исполнить обещанное, и естественно Бог нас видит, как исполнителей закона. И поэтому мы своею верой утверждаем закон. Нелепо утверждать, что закон не нужен


  • саша

    |

    Александр написал, — Павел доказывает галатам, что Бог любит их еще сильнее его и что Он ни перед чем не остановится ради спасения Своего народа.

    Бог всех долготерпит, ожидая покаяние, — изменения направления мыслей. Бог примирил с Собою весь мир, а не часть людей. Но, только просящие милости спасутся. Ожесточенные сердцем люди не захотят просить милости.


  • Александр Серков

    |

    Нелепо утверждать, что закон не нужен

    Закон нужен, но не для спасения, он нужен — потому что мы спасены.


  • саша

    |

    32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
    (Рим.11:32)

    Спасутся все, кто попросит милости…..А кто не попросит?


  • саша

    |

    Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения.
    (2Кор.5:19)

    Бог примирил весь мир с Собою, а не только избранных.


  • саша

    |

    те которые неправедным путем, то есть верою воспользовались богатством своего Хозяина, кто верою приписал себе Его заслуги, те будут приняты в вечные обители.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"