Кто является избранным Божьим народом?
Евреи пытаются не замечать в своем Писании язычников, уверовавшие язычники пытаются не замечать в еврейском Писании евреев. Неправы обе стороны. Где же истина? Можно ли сказать, что избранный народ до Иисуса формировался по национальному признаку?
Что такое «еврей»? Либо потомок Евера (Быт.10:25), либо «перешедший реку» [Евфрат]. Ни один другой потомок Евера евреем не назван, только Авраам (Быт.14:13), что склоняет нас ко второму варианту. «Еврей» — не национальность Авраама. По крови Авраам — арамей (Втор.26:5), т. е. сириец. Евреем он назван за свою готовность отвергнуть идолопоклонство, пренебречь удобствами оседлого образа жизни и ждать обещанного ему наследства — потомка и земли: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его и дал ему Исаака» (Ис.Нав.24:2-3).
Авраам стал предком целого ряда народов, однако только малый процент его потомков наследовал имя «еврей». Это 12 сыновей Иакова и их слуги. От Авраама, среди прочих, произошли измаильтяне (а от Измаила, среди прочих, — Кедар, Дума (их именами названы важные стоянки кочевников в пустыне); эдомитяне (а от Исава — от его брака с дочерью Измаила — феманитяне и кениззеи; также иевусеи, амаликитяне, хорреи); от брака Авраама с Хеттурой — мадианитяне.
Со времени исхода из Египта слово «еврей», обозначавшее кочующее племя, практически уступает место оседлому, государственному «израильтянин». Израилем Господь назвал Иакова, чьи сыновья дали начало 12 племенам Божьего народа. Ни еврейские патриархи, ни Израиль также не были этнически однородной группой. Союзниками Авраама были аморреи (Быт.14:13), он, как позже Исаак, заключил мирный договор с герарским царем и принял благословение от Мелхиседека. Жители ханаанейского (Быт.10:12, 12:6, 34:2) города Сихема предложили Иакову сформировать с его людьми единый народ и приняли его веру, совершив обрезание. Патриарх Иуда взял жену из ханаанеев, а Хира Одолламитянин был его поверенным лицом. Иосиф был женат на дочери египетского жреца.
Если Авраам, чья семья при его жизни насчитывала до десятка человек, «вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать» (Быт.14:14), то мы можем предположить, что когда в Египет переходило 70 физических родственников Иакова, то с такой же долей слуг это племя могло выставить более двух тысяч одних взрослых воинов. Если же эти воины имели в среднем пять-семь детей (а сам Иаков вдвое больше), то это количество возрастает минимум до 13.000 человек. Становится понятно, откуда за четыре поколения жизни в Египте Израильский народ смог взять 600.000 взрослых воинов (Чис.2:32). Как и при жизни Авраама, Израиль времени исхода никак не мог быть исключительно еврейской группой. Добавим сюда «множество разноплеменных людей», вышедших с ними (Исх.12:38), и увидим, что доля физических потомков Авраама в этом конгломерате народов еще уменьшилась.
Слово «израильтянин», как и «еврей», исторически указывало на этническое происхождение, но приобрело гражданский и религиозный смысл идентичности, с которой не рождаются, но которую приобретают: сначала через обрезание (то ли в младенчестве, то ли в результате личного решения), потом через принесение жертв (что рано или поздно должен был совершать сам взрослый человек).
На примере многих народов, упомянутых в Библии, мы видим, что Бог никогда не был скован в Своем провидении вопросами крови и происхождения. Задолго до Петра существовали все основания воскликнуть: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34-35).
Показателен в этом отношении пример Моисея. Дочь фараона спасла его от смерти и усыновила, открыв ему дорогу к наивысшим постам в египетском царстве. Убежав из Египта, Моисей остановился в селении Рагуила, священника мадиамского, чье имя Иофор (в переводе «выдающийся»), возможно, было титулом. Иофор дал ему в жены свою дочь Сепфору. Когда Господь призвал Моисея вернуться в Египет, он взял с собой жену и обоих сыновей. Затем случилось странное происшествие:
Исх.4:24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. 25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26 И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию.
Комментаторы считают, что Сепфора противилась обрезанию сыновей, чего Господь не мог допустить. Ведь Моисей, перед которым стояла задача провести титанические реформы, должен быть безупречным евреем в глазах израильтян. А главным признаком родства с Авраамом, напомним, было обрезание. Такое поведение Сепфоры трудно понять, ведь Иофор в Писании предстает хранителем веры в Бога Авраама, приносившим жертвы по всем правилам. Неужели он или его дочь умудрились забыть об обрезании?
В следующий раз Писание упоминает семью Моисея уже после того, как Израиль оказался в Синайской пустыне: «И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией» (Исх.18:5). Видимо, Моисей не рискнул брать с собой жену и детей, оставив ее в доме отца. Это было некрасивое действие, потому что в те времена в доме отца проживали женщины незамужние, разведенные или вдовы. И приветствие Иофора содержит скрытый намек на то, что такое долгое забвение жены и детей аналогично разводу: «и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына ее с нею» (Исх.18:5).
Это был официальный визит на высшем уровне.
Исх.18:7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер. 8 И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и с Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь. 9 Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян. 10 и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; 11 ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над [Израильтянами]. 12 И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом.
Этот пассаж проливает свет на специфику веры и служения семьи Рагуила-Иофора. С одной стороны, Моисей принимает его со всеми почестями и признаёт законность приносимых Иофором жертв, приобщая к этой трапезе Аарона и старейшин Израиля. Также Моисей принимает совет Иофора, делегируя рядовым израильтянам часть судейских полномочий. С другой стороны, вера Иофора имела и недостатки, которые он был способен признавать. То, что он «ныне узнал», что «Господь велик паче всех богов», может указывать на то, что и его семья постепенно скатывалась к многобожию. Возможно, по этой причине и обрезание перестало там быть нормой. Моисей сделал всё, чтобы история исхода убедила Иофора в превосходстве Господа над иными богами. Затем Иофор вернулся в свою землю.
Не будем забывать, что Моисей прошел подготовку к службе при дворе фараона. Весьма вероятно, что он до конца дней выглядел как египтянин: изображения и мумии Древнего Египта показывают, что египтяне своим чиновникам не только брили лица, но и удаляли волосяные мешочки на лице, навсегда делая их безусыми и безбородыми. Теперь в израильском лагере появилась и семья этого экс-египетского принца: мадианитянка и ее дети.
Год спустя Бог закончил дарование Закона, и Израиль отправился в Ханаан. Здесь мы неожиданно узнаём, что в израильском лагере находился еще один мадианитянин — сын Иофора Ховав. Он сообщает о своей готовности вернуться в свою землю, но Моисей предлагает ему стать проводником израильтян в известных Ховаву местах Синайской пустыни. Об уходе Иофора сказано, о Ховаве такого мы не читаем, что позволяет предполагать, что Ховав в составе Израиля отправился в Ханаан.
Вскоре иноплеменники подбили израильтян требовать мяса (хотя их стада шли вместе с ними). Всеобщее нытье так вывело Моисея из равновесия, что он начал просить у Бога смерти. Господь напомнил Моисею о принципе Иофора: если ноша тяжела, избери больше помощников. «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» (Чис.11:25). Проявленная Моисеем слабость и новое разбавление его управления Израилем дали повод для наибольшего кризиса в истории исхода из Египта.
Сестра Моисея, пророчица Мариамь, и его брат (теперь первосвященник) Аарон выступили против Моисея, пытаясь снизить влияние его семьи и помешать его сыновьям возглавить Израиль, когда (ныне восьмидесятилетнего) Моисея не станет. Мариам обвиняла младшего брата в женитьбе на… ефиоплянке (в оригинале кушитке — буквально «черной женщине»). Куш — это потомок Хама, а Сепфора — мадианитянка, семитка, родственница Авраама. Первая претензия здесь расовая. Мариам грубо исказила генеалогию Сепфоры. Вторая претензия — внешность: сама загоревшая до черноты под пустынным солнцем, Мариам поставила Сепфоре в вину ее предположительно смуглую кожу. Хотя никогда в библейской истории особенности внешности (в частности, цвета кожи) не играли никакой роли в отношениях Бога с человеком. Третья претензия — этническая: попытка возложить всю вину за текущий кризис на иноплеменников. Господь защитил Сепфору (а с нею и прочих неевреев в Израиле), проявив немалое чувство юмора: Он на семь дней поразил Мариам проказой, выбелив таким образом ее кожу.
Когда десять из двенадцати разведчиков стали отговаривать Израиль воевать за Ханаанскую землю, Господь осудил весь народ, а не одних иноплеменников. Все старше двадцати лет независимо от своей национальности должны были погибнуть в пустыне. Вот откуда происходит выражение «новый Израиль».
Сорок лет спустя победы Израиля над заиорданскими царями убедили народы, населявшие Ханаан, что физической силой израильтян не одолеть. Моаво-мадианская коалиция наняла пророка Валаама, чтобы проклясть Израиль. Искушенный мздой, Валаам трижды пытался это сделать, и вместо этого трижды благословил Божий народ. Тогда враги применили иную тактику.
Чис.25:1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, 2 и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. 3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. 4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. 5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору. 6 И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания.
Оргии с моавитянками перешли в оргии ритуальные и поклонение идолам этих народов. Как в случае с золотым тельцом, Моисей запустил судебное разбирательство. Как будто виновных нашли, а поражение (эпидемия?) продолжалось. Фраза «некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку» напоминает судьбу самого Моисея. Он также пришел к братьям своим «из ниоткуда», чтобы на сорок лет скрыться «в никуда», а затем привести к ним жену-мадианитянку. Внук Аарона прошел за этой сладкой парочкой в их спальню и пронзил обоих одним ударом копья. «И прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» (Чис.25:8-9). Это крупнейшая потеря живой силы в истории исхода из Египта. Ни одно сражение с участием израильтян не унесло сравнимого количества жизней.
Чис.25:14 Имя убитого Израильтянина, который убит с Мадианитянкою, было Зимри, сын Салу, начальник поколения Симеонова; 15 а имя убитой Мадианитянки Хазва; она была дочь Цура, начальника Оммофа, племени Мадиамского.
Дочь знатного мадианитянина выполняла свою миссию — лечь в койку к начальнику израильского колена и склонить его к поклонению своим богам. Она знала, что таким образом отвратит израильтян от живого Бога и навлечет на них Его гнев.
Чис.31:1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.
Последнее задание, которое дал Моисею Бог — это организовать военный поход против других потомков Авраама. Против народа, к которому принадлежали его жена, тесть, шурин.
Внешность или цвет кожи не имеют никакого значения в деле Божьем, но убеждения и поступки человека решают всё. В Израильском народе патриотизм состоял не в готовности любой ценой поддерживать своих (по крови или по другим признакам), но в стремлении исполнить волю Божью. Среди мадинанитян были Иофор и Ховав, но был там и Цур. Была среди них Сепфора, была и Хазва. Всех их родство с Авраамом обязывало помнить о Боге их праотца. Иофор стоял на границе многобожия, Сепфора противилась обрезанию сына, Ховав думал остаться на том духовном уровне, где был и раньше. Все они отозвались на призыв Всевышнего. Всем пришлось пересмотреть свои убеждения и поступки. А Цур послал свою дочь выполнить роль храмовой блудницы, которая своими чарами лишит израильтянина защиты его Бога. В тот же день она погибла в объятиях своего любовника, а ее отца поразили израильтяне во время карательного похода.
Неужели в одном народе был возможен такой плюрализм? Начальники мадиамские обучали своих дочерей разврату в религиозно-политических целях, а мадиамский священник Иофор у них на глазах служил живому Богу?
Возможно, не совсем так.
Исх.2:16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. 17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их. 18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? 19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец.
Для сравнения: ранее Писание упоминает о священнике Мелхиседеке. Так тот, на минуточку, еще и царь города Салима. У священника Иофора сами дочери ходят черпать воды, чтобы поить овец своего отца. Это говорит об их трудолюбии — так же ходила к колодцу внучка Нахора, брата Авраама (Быт.24:15), хотя именем Нахора назван и тот город (Быт.24:10), и даже поклонявшийся идолам Лаван называет Господа Богом Авраама и Богом его предка Нахора (Быт.31:53). Пасла овец своего отца и дочь Лавана Рахиль. Избранный царем Саул ходил за волами в поле (1Цар.11:5). Дочери Иофора пасут его стада. Значит, его семья сама зарабатывает себе на хлеб. Не очень похоже на положение богатого жреца общеплеменного культа.
Важно другое: пастухи той земли обижали дочерей Иофора, из-за чего те вынуждены были последними поить своих овец. И когда чужак (!) защитил его дочерей от произвола пастухов, Иофор так обрадовался этой новости, что велел немедленно позвать прибившегося «египтянина» в свой дом и радушно принял его. Здесь Иофор скорее похож на диссидента, изгнанника в собственной стране. Его единоплеменники уже вовсю поклонялись идолам, а его семья подвергалась дискриминации, возможно, стоя перед перспективой изгнания. Иофор очень похож на человека, руководствующегося не национальными, а этическими и мировоззренческими ценностями.
Какую же роль исполняли иноплеменники в Израиле? На первый взгляд, они были чем-то вроде бесплатного приложения. Ведь своего имени у них не было: на нагруднике у первосвященника были вырезаны имена двенадцати израильских племен. И всё. Никаких мадианитян.
Названия племен также выполняли роль инклюзивную, куда мог примкнуть обрезанный иноплеменник. Что-то вроде современного понятия политической нации, когда, скажем, китаец может получить украинское гражданство. Или географического адреса или прописки, когда в одном городе проживают люди разных национальностей.
Пример такого иноплеменника — кенезеянин Халев из колена Иудина (Чис.13:7, 32:12). Этнически Халев происходил из одного из тех племен, чьи земли Бог обещал отдать потомкам Авраама (Быт.15:19). Однако этот человек появляется в Писании как старейшина (!) одного из крупнейших племен в Израиле. Его от колена Иуды направляют разведать Ханаанскую землю. Только он и Иисус Навин позитивно отозвались о Ханаане и выразили уверенность, что Господь отдаст Израилю обещанную землю. Только эти два человека — кенезеянин и еврей — пережили сорокалетний отсев взрослых свидетелей исхода из Египта и вошли в Ханаан. Позже гаваонитяне стали помощниками левитов, обслуживая работу Святилища, а аммонитяне и хетты вошли в личную гвардию царя Давида.
Ис.56:6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, 7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Столетиями позже исхода из Египта ассирийская армия увела в плен десять из двенадцати израильских племен, откуда они никогда не вернулись. Вскоре оставшиеся племена Иуды и Вениамина отправились в вавилонский плен. Оттуда в Ханаан вернулась горстка потомков депортированных израильтян. С тех пор львиная доля верующих в Бога Авраама жила за пределами Израиля. Из-за того, что племя Вениамина фактически растворилось во многочисленном племени Иуды, появилось третье обозначение представителей Божьего народа — «иудей». И оно опять-таки обозначало и потомков Авраама, и примкнувшим к ним язычников: «И ели сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все отделившиеся к ним от нечистоты народов земли, чтобы прибегать к Господу Богу Израилеву» (Ездр.6:21). В религиозном, а не национальном смысле употребляет слово «иудей» и Лука:
«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. …Иудеи [обрезанные на восьмой день — М.Б.] и прозелиты [обращенные в зрелом возрасте], критяне [греки] и аравитяне [арабы]» (Деян.2:5, 10-11).
У Бога есть избранный народ и всегда был. Вот только происхождение, национальность, кровь или внешность в формировании этого народа никогда не играли определяющей роли. Имеет значение не то, от кого ты родился, а какие решение принимаешь. Бог избирает Себе народ из тех, кто откликается на Его избрание. Понятия «еврей», «израильтянин» и «иудей» настолько же инклюзивны и несводимы к национальному измерению, как и слово «христианин», которое первоначально обозначало верующих в мессианство Иисуса иудеев, бежавших из Иерусалима в Антиохию от преследований со стороны единоверцев.
Максим Балаклицкий