Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 6
1. Помочь понять взаимосвязь между обетованием о спасении и законом.
2. Помочь ощутить разницу между нашими отношениями с Богом, основанными на Его обещании благодати, и отношениями, построенными на соблюдении закона.
3. Побудить принять обетование благодати через веру, извлекая пользу из закона.
I Закон и вера
Прочитаем текст Писания:
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию (Гал 3:15–18).
Когда дело касается христианской веры, кажется, что обетование и закон — две противоположные идеи. Обетование — это невесомые слова, Закон — это договор, связывающий обе стороны. Какое отношение друг к другу вообще могут иметь эти две концепции?
Мы неспособны видеть связь между обетованиями и законом, потому что этот грешный, несовершенный мир затуманивает наше понимание того, что такое обетования. Не видя различия между человеческими обещаниями и Божьими обетованиями, мы не воспринимаем серьезно ни те, ни другие. Вместо этого мы сосредоточиваем свое внимание на законе — что можно, а что нельзя делать христианам. Закон — вещь надежная и внушающая доверие, а обетования — нет. Во всяком случае, нам так кажется.
Однако вас когда-нибудь интересовало, почему Бог обещал Аврааму жизнь, которую даже представить невозможно (см. Быт 12:2-3), прежде чем были написаны Десять заповедей? Тот факт, что до момента, когда Бог дал закон Израилю, было еще 430 лет, дает возможность предположить, что Его обетования так же (или даже более) важны, как и постановления, которые Он повелел нам соблюдать. По сути, как говорится в Гал 3:17, «Бог заключил завет с Авраамом, пообещав соблюдать его. Закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не может изменить это соглашение и лишить силы обетование Божье, данное Аврааму» (пер. с англ. New Century Version Bible/NCV). Как в таком случае нам, христианам, помочь остальным людям увидеть, что закон и обетования находятся в согласии друг с другом? Как нам дать им понять, что обетования ведут к закону, а закон в свою очередь указывает на обетования? Можно применить два простых способа.
- Укажите людям на радугу, как на доказательство надежности Божьих обетований. Еще до того, как Бог обещал сделать Авраама отцом множества народов, Он сотворил радугу в качестве напоминания о том, что Ему можно доверять. В Числ 23:19 сказано даже, что «Бог не человек, чтоб Ему лгать… Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?». Мы можем доверять тому, что Бог обязательно исполнит обещанное, и этот факт ничто никогда не сможет изменить, даже закон.
- В качестве примера неразрывной связи между обетованием и законом используйте историю об испытании веры Авраама из Быт 22. Обетование Божье, данное Аврааму, отменило поручение, которое Бог повелел ему исполнить. Это яркий пример силы, которую имело обетование тогда и которой не лишилось и сегодня. Закон не может наделить жизнью, а обетование способно это сделать (см. Гал 3:21-22). Все, что Бог просит нас сделать, то есть все, к чему призывает нас Божий закон, не имело бы смысла без Его обетований, указывающих нам путь.
Что такое «завет»? Греческое слово «диаф`ики» обычно в НЗ и в папирусах «завещание» или «завет», значение односторонне сформулированного плана или соглашения, которое другая сторона может принять или отвергнуть. Какие обетования получил Авраам? Завет включал в себя нечто о сыне, который будет его наследником (Быт 15:4), обладание буквальным земным Ханааном (Быт 15:18), перспективу стать великим народом (Быт 12:2; 15:5), обетование о рождении Мессии (Гал 3:16) и преимущество быть избранным орудием для провозглашения спасения народам земли (Быт 12:3; Гал 3:8, 14). Эти обетования были повторены Аврааму при различных случаях на протяжении почти половины столетия.
Главное содержание завета Божия с Авраамом заключало в себе пришествие Мессии и спасение людей. Все другие обетования были дополнением к этому. Великие благословения были приготовлены для избранного народа, если они будут сотрудничать с Богом, но к большому несчастью, они упустили возможность поступить так. Поэтому они лишились своей роли, как инструмента небес для спасения мира. Однако Бог отверг их неудачу в полноте времени, когда Мессия пришёл на землю, как сын Авраама.
Первоначально обетование о потомстве указывало вперёд в буквальном смысле на Исаака, но заключительное и полное исполнение во Христе. В этом провозглашении, что Христос был в особом смысле «семенем», обещанным Аврааму, Павел не исключает линии потомков через Исаака (см. Гал 4:23), ни его духовных потомков через Христа (см. гл. 3:29). Таким образом, обетование встретило своё наивысшее, но не исключительное исполнение во Христе.
II Вера и закон
Прочитаем текст Писания:
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим 3:31).
И вот последний вопрос, поставленный апостолом в 3 главе: «Итак мы уничтожаем закон верою?» В ответ звучит характерное для Павла категоричное «никак» (ми г`энито) — «да не будет этого!»; «да не совершится!». И затем, в развитие своей мысли, он добавляет: «но закон утверждаем». Павел до этого говорил о том, что праведность Божия проявляется независимо от закона (гл. 3:21), и что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Понимая, очевидно, что его слова могут создать у некоторых людей ложные впечатления о том, будто вера уничтожает принцип закона, он и здесь ставит риторический вопрос и тут же даёт на него категорически отрицательный ответ. Несомненно, Павел развенчал представление Иудеев о законе, как о средстве достижения праведности, а также разрушил их убеждения в том, что язычники должны следовать тем же путём. Однако закон в его истинном значении не только не отменён, но напротив, ещё более утверждён через оправдание, которое Бог предлагает всем грешникам.
Фактически, словами «закон утверждаем» Павел говорит, во-первых, о законе как о принципе, во-вторых, как видно из контекста данной главы, о том законе, который был возвещён в Писании ВЗ. Он уже приводил свидетельства ВЗ о том учении, которое стало известно, как учение НЗ (21 ст.). Теперь он убеждает нас в том, что закон рассматривается, как откровение Божьей воли и вечных принципов нравственности, который полностью оправдан и утверждён Евангелием о праведности через веру в Иисуса Христа. Иисус пришёл на нашу землю возвеличить закон и явить Своею жизнью совершенное послушание. Христиане, как Его последователи, могут посредством укрепляющей благодати Божьей также быть послушными закону. План оправдания через веру показывает нам, что Бог высоко чтит Свой закон, и ради Него Он принёс искупительную жертву. Если оправдание через веру упраздняет закон, тогда не было бы никакой необходимости в искупительной смерти Христа с тем, чтобы освободить грешников от их грехов и примирить их с Богом.
Более того, искренняя вера включает в себя полную готовность исполнять волю Божию в жизни посредством послушания закону. Истинная вера, основанная на чистосердечной любви к Спасителю, может привести только к послушанию. То, что Христос претерпел столько страданий из-за нарушения нами закона Божия, должно больше всего побуждать нас к послушанию. Мы не желаем следовать по тому пути, который приводит наших земных друзей к несчастью. Подобно этому мы можем лишь ненавидеть те грехи, которые причинили так много страданий самому лучшему Другу всех людей. Одно из самых замечательных свойств плана спасения состоит в том, что, давая грешнику возможность оправдаться верою, он в то же время энергично побуждает его к послушанию.
План оправдания через веру ставит закон на его законное место. Назначение закона заключалось в том, чтобы открыть человеку его грех (20 ст.) и указать ему на великое мерило праведности. Тот грешник, который всматривается в закон, видит не только свой грех, но и отсутствие в себе добрых качеств, а его вера и любовь побуждает его к послушанию Божию. Авторитет и назначение закона Божия — вот тот вопрос, который будет оспариваться в последнем сражении, которым окончится великая борьба между Христом и сатаной. Последний великий обман, который сатана станет внушать всему миру, состоит в том, что ныне не обязательно повиноваться всем заповедям Божиим. Однако мы читаем:
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр 12:17)
12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса (Откр 14:12).
III Цель закона
Прочитаем текст Писания:
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (Гал 3:19-25).
Прочитав этот текст, у нас сразу же возникает ряд вопросов, и притом, самых серьезных. Давайте их обозначим:
О каком законе идет речь в словах: «Для чего же закон»? О нравственном или о церемониальном?
Если он дан после, и, если ап. Павел включает в это понятие нравственный закон, то неужели его не было до Синая?
Тогда в чем заключается преступление людей, живших до Синайского законодательства? ведь, где нет закона, там нет и преступления.
Если речь идет и о моральном законе, то, получается, он дан до пришествия семени, то есть, Христа; и что, после «пришествия семени» он уже не нужен?
Мысль о законе, как о детоводителе, вообще-то сложная для понимания, трудно разобраться, какой закон был детоводителем ко Христу, церемониальный или моральный? Если моральный десятисловный закон ведет нас ко Христу, то почему Павел пишет, что «он был…»? Видите, сколько вопросов, и нам на них предстоит ответить на уроке субботней школы, потому что их обязательно кто-то задаст.
Самая главная ошибка в современном христианстве заключается в том, что считают, будто люди до смерти Христа спасались через соблюдение закона, а со смертью Искупителя началась эра спасения по благодати через веру. Да, эта искаженная модель спасения по делам была в сознании иудеев, но это не Божья концепция спасения. Бог имел лишь одно средство спасения людей, от Адама и дальше — через жертву нашего Господа. Поэтому цель Павла в тексте Гал 3:19-25 прежде всего показать всем Иудеям и тем, которые были склонны к Иудейской точке зрения, в том числе и Галатам, что они не на верном пути понимания вопроса о спасении. Он раскрывает им истинную цель как церемониального, так и нравственного закона.
Это было у Синая, когда Бог буквальным образом призвал народ Израильский к Себе и сделал их особенным народом. Отличительным знаком этого первоначального опыта при Синае было провозглашение Израилю великого нравственного кодекса, который должен был быть постоянным образцом их жизни. Плюс к этому:
а) гражданские уставы, которые были как истолкования и применение нравственного кодекса к Иудейскому положению и
б) определенные уставы, которые должны были регулировать символическими, обрядовыми жертвами и приношениями, которые указывали на великую жертву Христа.
Господь сказал Израильтянам у Синая, что, если они будут послушны всем Его законам, они будут вкушать блага земли и останутся Его народом навсегда. Ошибкой Израиля была мысль, что они смогут сами собой иметь такое послушание, и поэтому их надежда на принятие Богом и получение их наследства всегда лежала в их собственных усилиях соблюдать этот закон. Заметьте, на условии послушания зависело не спасение для вечности, а земные благословения.
И второе, что необходимо помнить, если мы правильно поняли 19-25 ст., оно заключается в следующем: Павел определенно провозгласил Галатам, что ещё задолго до Синая Авраам получил наследство просто, веруя обетованию Божию, и он выразительно прибавил, чтобы иллюстрировать главную предпосылку своего послания, что спасение достигается только через веру и что ничто, случившееся «четыреста тридцать лет после» Авраама, не могло изменить условий, на которых ему было гарантировано наследство. Рассуждение Павла суммировано в словах: «если по закону наследство, то уже не по обетованию» (18cт.).
Теперь, согласно всех этих крайностей Иудейской точки зрения, рассуждение Павла, кажется, сделало бессмысленной и бесцельной страшную драму у горы Синай — великий кодекс законов и провозглашение Бога, что они будут вкушать блага земли. Другими словами, читатели Павла могли прямо спросить, «для чего же тогда закон?». Предвидя этот вопрос, он поясняет: «Он дан после…». Спрашивается, зачем был дан закон, если завет с Авраамом был достаточным для спасения? Ответ: «по причине преступлений». Разница между временем до Синая и после него не заключается в отличии относительно существования закона Божия, но касательно ясного откровения о нём, — у Синая было конкретное представление нравственного закона на двух каменных скрижалях и других законов в «книге закона».
Мы не должны сбрасывать со счетов, что в столетиях, предшествовавших Синаю, патриархи Божии обладали познанием нравственного закона, который был написан в их сердцах, и, таким образом, сознавали высокий моральный Божий образец поведения (см. Быт 17:9; 18:19; 26:5). Они также были знакомы в начальном виде с законами о жертвоприношениях. Однако, на протяжении долгого периода рабства в Египте, где они пребывали среди мрачного язычества и наиболее испорченной безнравственностью, они почти утеряли в своем сознании моральный Божий стандарт и самые элементарные понятия о жертвах. И тогда люди оказались в таком состоянии, что стали нечувствительными ко греху, потому что только посредством «закона» мы имеем познание о грехе. В другом месте Павел говорит, «я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим 7:7).
Когда Бог вывел израильтян из тьмы и осквернения Египта, Его первый контакт с ними был в провозглашении морального закона, который является мерилом Его правления, и ознакомление с церемониальными установлениями, предназначенными, чтобы ясно представить обетованную жертву нашего Господа. Закон «был дан после по причине преступлений» (Гал 3:19), «так что грех посредством заповеди становится крайне грешен» (Рим 7:13). Израильтяне, к великой печали, приспособились к грубой точке зрения Египтян, и только посредством Божьего морального закона возможно было определённо представить их сознанию положение, что они грешники и посему нуждаются в спасении. Также и церемониальные установления были представлены в ясных деталях, и потому Израильтяне могли видеть предначертанный путь Божий, чтобы спасти их от грехов их.
Нам очень интересно, о каком законе идет речь в 24 стихе? Мы читали: «Закон был для нас детоводителем ко Христу». Это полная узаконенная система, состоящая из морального, церемониального и гражданского кодекса. Павел иллюстрирует эту систему детоводителем. Детоводитель – это не учитель, а тот, кто отводит ребенка к учителю, он что-то вроде опекуна. У греков он назывался педагогом, он сопровождал ребенка в школу, охранял его от зла, предохранял от шалостей и имел право даже наказывать.
Роль педагога представлена подходящей иллюстрацией. «Закон» служил педагогом или попечителем избранного народа в ВЗ времена и подобно ему была вручена их моральная подготовка. Его функция была приводить ко Христу, и время его существования – до времени пришествия Христа. Вся узаконенная система, включая и моральный закон, была детоводителем ко Христу. Фактически нарушенный закон Божий вел ко Христу через символ – жертвоприношение.
А сегодня является ли закон детоводителем ко Христу? Святые люди прежде Синая имели моральный закон, написанный в их сердцах, и знали, по крайней мере, элементарные принципы относительно церемониальной системы. Когда Бог освободил израильтян из Египетского рабства, Он реально представил все эти законы, чтобы они могли видеть чрезвычайную греховность греха, как она открыта в Декалоге, и средства, через которые Бог намеревался спасти их от греха, как они раскрыты в церемониальном служении.
А когда пришел Христос, что произошло с детоводителем? Что касается церемониальных законов, они прекратились по истечении определённого пророческого срока, потому что жертва Христа заняла место жертв животных, и, таким образом, законы, предписывающие эти жертвы, пришли к своему концу. Что касается гражданских законов, они потеряли своё значение по той простой причине, что Израиль прекратил своё существование, как нация или государство, и духовный Израиль занял его место. Что касается морального закона, он не представлен более на двух каменных скрижалях, как нечто отдалённое от человека. Вместо этого, те, которые «оправданны верой» (24 ст.) во Христе, стали новым творением во Христе Иисусе (2Кор 5:17) с законом Божиим, написанным в их мыслях и сердцах (Евр. 8:10). И, таким образом, «праведность» [или «требования»] закона» «исполнились» в нас (Рим. 8:4). Павел поступил правильно, употребив наглядное изображение, провозглашающее, что мы больше не находимся «под руководством детоводителя».
Трудно понять, как некоторые могли прийти к заключению, что Павел здесь провозглашает упразднение морального Закона. До тех пор, пока дети Божии будут иметь новое сердце и мысли, Божественный закон в живых характерах будет запечатлён.
IV Превосходство обетования
Еврейское слово b’rit (бэрийтий), переводящееся как «завет», означает «договор» или «соглашение». Для подтверждения того, что две стороны пришли к соглашению о взаимных обязательствах, использовали животных. Их убивали, разрезали пополам и, положив на землю друг напротив друга, проводили посередине черту. Заключившие договор проходили между половинами животных, демонстрируя свою готовность соблюдать завет. Таким образом, b’rit (бэрийтий) олицетворял собой пролитую кровь.
В Быт 15 мы читаем как Бог просит Аврама убить телицу, козу, овна и двух птиц и разложить их соответственно. Бог в виде дыма как из печи и пламени огня прошел между рассеченными животными и заключил с Аврамом завет, пообещав ему землю от реки египетской до Евфрата.
Среди множества заветов, о которых рассказывается в Библии, два вида выделяются особо — условный и безусловный. Если обе стороны обязаны были сделать что-то, имеющее отношение к завету, он считался условным. Если же одна сторона обещала сделать что-то для другой стороны независимо от действий последней, завет был безусловным. Когда Бог повелел Авраму выйти из земли его, это обетование было условным. В случае послушания Бог благословил бы его. Божье обетование о пришествии Мессии из рода Давида было безусловным. От Давида ничего не требовалось для того, чтобы Бог исполнил Свое обещание.
В еврейском языке Десять заповедей называются скрижалями завета. Закон (это еще одно название заповедей) связан с заветом. Он — часть завета. Закон и завет не противостоят друг другу. Хотя основанием одного является вера, а для другого главное — дела, они одинаковы. Сам Христос говорит, что пришел исполнить слова закона и пророков. Другими словами, Он пришел исполнить Десять заповедей и/или завет. Этот безусловный завет, заключенный Богом со Своим народом, должен был пройти подтверждение пролитой кровью. Таким образом, он был скреплен смертью Христа, ставшей символом того, что Бог соблюдает Свою часть договора. Этот завет был подписан одним только Богом.
Павел пишет: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал 3:29). Поэтому мы, подобно Исааку и всему иудейскому народу, имеем право на благословения, являющиеся следствием заключения завета. Благодаря своей вере Авраам был признан праведным перед Богом. Таким образом, именно вера соединяет нас со Христом, оправдывает в глазах Божьих и делает полноправными наследниками завета.
Заключение
Итак, в Числ 23:19 мы читаем, что «Бог не человек, чтобы Ему лгать». Когда Он обещает что-либо, это исполняется, потому что Слово Божье вещественно само по себе. Пример этому мы находим в истории Творения, описанной в книге Бытие, когда Бог вызывал несуществующие прежде объекты, и они появлялись. В других примерах Бог произносит, обещает или называет что-либо, но оно не появляется сразу. Так было с обетованием, которое Господь дал Аврааму. Позже, спустя 430 лет, появился закон. Отменил ли он в таком случае Божье обетование? Ответ прост: нет! Обещание, данное Аврааму, исполнилось сразу же, как было произнесено Богом. И это обетование по-прежнему актуально и для нас сегодня. Все, что нам нужно, — это вера. И тогда обещанное Богом Аврааму станет и нашим. Нужно лишь верить, что мы оправданы благодатью Его и унаследуем вечную жизнь независимо от дел закона, так как все, что обещает Бог, исполнено!
Пастор Александр Серков
Комментарии (1):
По делу
| Ссылка на комментарий
Чем руководствовался Христос когда в субботу исцелял ?Он руководствовался общественно полезностью.Это и есть дух закона и всякий кто руководствуется общественно полезностью оправдан верой в то что делает полезное для общества как и Христос.