Зачем прощать
Если есть что-то непростительное на свете, так это неумение прощать. Французский писатель Ажар Эмиль.
Ажар Эмиль не первый, кто заявил о необходимости прощать. Первое упоминание мы все же находим в древнейшем литературном источнике, который есть у человечества – это в Священном Писании, в Евангелии от Матфея 18 главе 21-22 стихах сказано: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» и дальше Иисус продолжает, говоря притчу, которую мы и будем разбирать.
Тему прощения мы наблюдаем во всем Священном Писании, в общем-то, как во времена Ветхого Завета, так и сегодня, люди нуждаются в том, чтобы прощать друг друга, люди нуждаются в том, чтобы быть прощенными. Сегодня, когда существует большая суета, человеческие амбиции и жажда власти, мы нуждаемся в прощении. Мы нуждаемся в том, чтобы научиться прощать. Мир несправедлив, но это не значит, что мы должны подстраиваться под него, мы должны побеждать и побеждать прощая.
«Однажды одного человека община подвергла церковному наказанию, но он считал, что наказан несправедливо, ибо «не был виноват ни в чем». Чтобы отомстить своим обвинителям, он ушел из Церкви и предался греховной жизни. Он не хотел ничего больше знать ни о Церкви, ни об Иисусе. Он пал на самое дно и так и не обрел счастья.
Внутренняя боль терзала его, он денно и нощно страдал от чувства вины. Однажды мы с ним разговорились:
— Зачем ты это делаешь, если чувствуешь себя несчастным? — спросил я его.
— Они наказали меня несправедливо, поэтому, чтобы их наказание было справедливым, я хочу дать им реальное основание, — ответил он.
Он не был счастлив. Те, кто его обвинял, о нем больше не вспоминали; он был единственным, кто страдал, мучился, чья душа кровоточила, постепенно умирая.
В одно прекрасное утро он понял, что не смог простить, потому что никогда не понимал, как Господь прощает его. И он обратился к Иисусу, ощутил покой, дать который может только Господь, и возвысился до того, чтобы найти своих обидчиков и сказать, что любит их. Чудо произошло. Буря закончилась».
Прощение – это освобождение! Освобождение себя! И польза от прощения – в первую очередь нам самим.
По словам, знаменитого писателя Клайва Льюиса: «Каждый скажет, что прощение – вещь замечательная… пока не дойдет до того, чтобы на самом деле простить кого-либо».
Как мы и говорили в начале, мы будем рассуждать над притчей Иисуса Христа, которая иллюстрирует важность прощения. Она записана в Евангелии от Матфея 18:23-35.
Данная притча раскрывает сущность проповеди Христа о Божьем Царстве!
Иисус затрагивает многие вопросы, записанные в 18 главе Евангелия от Матфея: кто великий в Царстве Божьем; так же об искушении согрешить; здесь же и притча о Заблудшей овце; о наставлении, как обличать грех в собрании; о мере прощения и притча о немилосердном заимодавце, притча над которой, мы с вами будем рассуждать.
Христос рассказывает притчу о царе и его слугах, управлявших делами его царства, хорошая иллюстрация для сравнения с Царством Небесным. Поскольку эта притча отражает отношение Господа к нам и надлежащее отношение человека к своему ближнему, «царь» представляет некого иного, как Христа.
Царство сравнивается не просто с царем, а со всей последовательностью его действий, записанных в стихах этой притчи.
Царь намеревался проверить счета своих рабов, чтобы рассчитаться по ним. Рабы – это вероятно всего чиновники его. В греческом тексте используется слово «doulos», которое имеет и другие переводы, например, как: сборщик податей и другие чиновники.
Некоторые из этих служащих ведали огромными суммами денег, принадлежавших государству. Когда царь проводил очередную ревизию, к нему привели одного из таких людей. Оказалось, что он задолжал в казну государя громадную сумму – десять тысяч талантов.
Талант измерялся в золоте, серебре и меди. 10 тысяч талантов = 225 тонн или в среднем в зависимости от металла 10 тысяч талантов = 60 млн. Динариев. Оплата в день оставляла 1 динарий. Представьте себе этот долг. Это просто немыслимо большая сумма средств и ее надо отдать. Рабу пришлось бы работать 164 года, только для оплаты долга.
Конечно, нужно понимать, что это сумма очень велика. И смысл здесь в том, что эту сумму просто невозможно вернуть.
Царь продает их в рабы. Все же со стороны царя, это был акт мести и жестокости, продав слугу в рабство и всю его семью и все его имущество, вряд ли это покрыло бы всю сумму долга (Мф. 18:25).
Мы понимаем, что человек оказался в очень сложном положении. Сумма долга настолько велика, что ему не посильно его погасить.
В древности на самом деле до недавнего прошлого, даже в странах Запада должник мог быть заключен в тюрьму. На востоке должник вместе с семьей мог быть продан заимодавцем в рабство. В этом случае должник и его семья должны были заплатить все. По условиям закона Моисеева Еврей мог продаться или быть «проданным» в рабство, но только на время (см. на Исх. 22:3; Лев. 25:39, 47). Далее закон оберегал такого должника от жестокого обращения (см. на Исх. 21:2, 20; Втор. 15:12, 15, 16).
Согласно еврейскому закону, человек мог быть продан в рабство только за кражу. А продажа жены вообще запрещалась. Иисус берет пример не из еврейской среды, чтобы подчеркнуть суровость закона. И огромность долга, и чудовищность наказания призваны потрясти воображение слушателей.
Далее следует в 26 стихе раскаяние слуги. Обычный на востоке обычай выражения высшей чести и уважения по отношению к людям, идолам и к Богу – это упасть на колени, некоторые пишут, что возможно не просто на колени, а именно лицом на землю.
Дети, когда провинились в чем-то, как они поступают? Они так нежно подходят к родителям, говорят хорошие и добрые слова, чтобы избежать наказания. Слуга подобно ребенку, умоляет родителей не наказывать его. Неблагодарный должник просил своего государя о милости, он не представлял реальную величину свою долга. Он надеялся, что как-то сам справится со своим долгом.
Сейчас, также, как и тогда, люди хотят и пытаются собственными делами заслужить благословение Божье.
После покаяния, мы видим, что в 27 стихе (Мф. 18:27) происходит прощение. Как и большинство родителей, Господин этого слуги был тронут сочувствием к нему и освободил его, и простил ему долг. Отпустил – на языке оригинала «позволил ему уйти свободно». Царь простил долг, аннулировал его, сказав ему: «Что он может уйти и ему не нужно будет платить то, что он должен».
Образно этот «долг», как нам известно обозначает перечень грехов, свидетельствующих против нас. Подобно должнику притчи мы совершенно не состоятельны и долга уплатить не можем. Но при нашем искреннем покаянии Бог освобождает нас от долга.
Сострадание царя к должнику – это проявление той самой благодати, о которой мы часто поем в гимнах, это то прощение, о котором мы говорили в начале.
Способность прощать – необходимое условие стабильных взаимоотношений. Прощение освобождает нас от груза вины и позволяет позитивно взаимодействовать с другими людьми.
Все прекрасно. Слугу отпустили, он довольный, что избежал не только заключения, но прощен огромный долг идет дальше. Это мы читаем в 28 стихе: «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен».
Пошел ли он искать этого человека, или же встретил его случайно, мы не знаем; это и не имеет значения для урока данного в притче.
По сравнению с первым долгом, второй был незначителен. Долг первого слуги царю, был в 500 000 раз, больше чем долг второго слуги ему.
«Схватив его душил» — можно понимать двойственно. Это было совершено одним действием или двумя. Он схватил его за горло или схватив его в начале за горло, а потом начал душить. Выберете драматическую ситуацию, все же это здесь играет большую роль, чем экзегетическая работа над этими словами. И говорил ему: Заплати мне деньги, которые ты должен мне».
Ох, в порыве гнева и эмоций, так и хочется не только душить, а еще приговаривать: «Ненавижу тебя, никчемного человека! Сколько же можно мне трепать нервы?». Мне кажется это мы. Когда стоим в пробке или в очереди или при других обстоятельствах. Не хватает нам спокойствия и смирения в трудные минуты, да?
Дальше должно произойти прощение, ведь мы уже встречали подобную ситуацию, но этого не происходит. меня складывается вопрос: «Видел ли просящий вернуть долг, в упавшем себя или ярость, злость, гордыня и тщеславие закрыли ему глаза. Закрыли глаза на то, что он делал сам, немного раньше. С Гораздо другой суммой долга.
Просивший был неумолим. Этот безжалостный заимодавец был непреклонен в своем требовании уплаты. Такое жестокосердие едва постижимо. Его самолюбие, которое ослепило его так, что он не видел размеров его собственного долга, и не постиг величия уделенной ему милости, побудило его поступить безжалостно со своим товарищем.
Он попросту сказал: «Нет не сделаю этого я».
«И пошел, и бросил его в тюрьму».
Ну что, подушил, применил физическое насилие, оскорбил. Что бы еще мне сделать, только бы не простить?
Так мы думаем?
Конечно нет. Мы не продумываем этот план, мы сгоряча берем и делаем, мы вообще не думаем. О каком прощении может идти речь?
Мф. 17:31: «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее».
«Товарищи должника» — другие слуги (чиновники) царя, привыкшие, скорее всего покрывать друг друга в случаях извлечения небольшой выгоды за счет господина их царя, поступок первого слуги, очевидно, считали уже невозможным стерпеть.
Написано: Они «Сильно опечалились» — Они были в шоке, они были очень удивлены. Эта история показалась им ужасна, но она должна была показаться и ужасной ученикам Иисуса, поскольку в Палестине не было принято заключать в тюрьму за долги.
Они были возмущены и не могли молчать. Они пошли к царю и все ему доложили. Т. е., они доложили обстоятельства дела полностью и подробно.
Что делает царь? Он, недолго думая подзывает того слугу, которому он простил долг. «Лукавый — злой» — означает – никчемный, ни на что негодный человек или совершенный негодяй. И сказал: «Ты просил меня простить тебя, и потому я отменил твой долг».
Мф. 17:33 «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?». Этот стих является, по сути, ключом ко всей притче: те, чьи грехи простил Бог, обязаны в свою очередь простить грехи, совершенные другими против них. Царь говорит: «Я простил тебя. Что же тебе следовало сделать? Тебе следовало помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя. Слово помиловать указано в стихе два раза, что говорит о чрезвычайной важности этого слова.
Царь просто был видимо ошарашен такой наглостью со стороны слуги. Он был очень сердит, рассержен, разъярен. Он приказывает своим слугам отвести его к палачам – открыто говоря. И не просто палачам, а искусным – так как они совершали пытки.
Далее звучит фраза подобная записанной в 30 стихе: «Доколе не заплатит всего, что должен мне», при этом дополняется пытка, а вырваться то трудно, долг велик, весьма велик. Человека просто замучают пытками. Он не сможет вернуть долг. Это просто невозможно. Он умрет. Он не простил, он заслуживает смерть, так говорит Писание.
Тот, кто отказывается простить других, этим самым отвергает надежду на получение прощения для себя. Здесь большой урок в этой притче — безграничная разница между жестокосердием и бессердечием человека по отношению к своему ближнему, и долготерпением и милостью Бога к нам.
Прежде, чем мы приступаем к осуждению других или к взысканию от них «полагающегося, как по справедливости», было бы хорошо прежде подумать, как Бог поступал с нами в сходных обстоятельствах, и как мы хотели, чтобы с нами поступали другие. В виду бесконечной милости Бога к нам, нам подобным образом следует оказывать милость другим.
Вы хотите, чтобы Бог так же поступил и с вами? Спрашивайте себя об этом каждый раз. Вы хотите оказаться в Царстве Божьем — прощайте.
Ошибкой в вопросе Петра (Мф. 17:21-22 стихи) был вид самого прощения, он имел в виду «прощение», не идущее от сердца, а механическое, юридическое, основанное на понятии о достижении праведности через дела. Как тяжело было Петру постичь новые понятия о прощении от сердца, порожденном любовью к Богу и ближнему!
Как было подчеркнуто, объявлено Спасителем в нагорной проповеди, характер поступка определяет его мотивы. Итак, показные, добрые дела, сделанные ради получения почета от людей, ничего не стоят на небе.
Слова прощения, хотя также важны, но они не имеют решающего значения в очах Божиих. Именно расположение сердца придает словам смысл, который без соответствующего расположения отсутствует. Притворное прощение, вызванное обстоятельствами или скрытыми целями, может обмануть того кому оно приносится, но не Того, Кто видит сердце. Искреннее прощение, является важной стороной христианского совершенства.
Эта притча о Божьем Царстве – как и другие места Священного писания – призывает нас «поступать с другими так, как поступил с нами Бог». Такое действие предполагает размышление и действие: размышление над Божьим характером и практический отклик на то, что Бог уже сделал для нас.
С приходом Царства – зло неизменно выявляется, называется своим именем и побеждается.
У Бога нет пыток и палачей. Притча преподает нам два главных урок: «О необходимости милосердия и прощения и о том, как серьезно Бог относится к преступлениям против милости и прощения».
Притча предостерегает против всякого злоупотребления благодатью.
Матфей преподносит учение Иисуса так, чтобы подчеркнуть, насколько серьезно христианское сообщество должно относиться к вопросам послушания и греха – по возможности, тактично, но всегда серьезно, даже если ради этого придется начинать все сначала и какое-то время к упорствующим грешникам относится так, словно они неверующие. Одновременно с этим Матфей говорит о больших усилиях в смирении и прощении.
Если мы вынашиваем обиду и дух непрощения, а затем в молитве просим Бога простить нас, как прощаем мы сами, то на самом деле не просим Бога о прощении, ибо «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Каждый раз, прощая кого-то, вы передаете капельку воды из того сосуда, который Бог уже дал вам. Это значит, что при любых обстоятельствах, нашей главной целью должно быть прощение и примирение.
«Господь прощает всегда и все и призывает прощать всем, как и Он Сам, а кто не будет поступать как Он в прощении, тот будет осужден.»
Прощайте…и будете прощены.
«Господи! Помни не только людей доброй воли, но и тех, кто принес в сей мир зло. Но при этом забудь обо всех страданиях, причиненных ими. Помни лишь о благе, достигнутом через эти страдания. Помни о сплотившем нас чувстве товарищества и верности, о смирении и мужестве, о великодушии и благородстве наших сердец, взращенных на этих страданиях. А когда мучители наши предстанут пред твоим судом, пусть все наши добродетели послужат для них оправданием и прощением».
Эта надпись, была найдена в концентрационном лагере Равенсбрюк, в 1945 г.
Прощение преображает человека. Прощайте во что бы то ни стало.
Бакалаврант богословия Олег Попескул
Комментарии (1):
по делу
| Ссылка на комментарий
Что значит прощать?Это согласиться что тот ,кого вы прощаете может ещё спастись и вы сделаете со своей стороны всё возможное для этого.А вот как сделать всё возможное отдельная тема)))