Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 3

09-04-2017, Комментариев нет

Мы продолжаем изучать книгу «I послание Петра». В этом уроке в основном мы рассмотрим первые 12 стихов 2 главы.

I Живя как христианине

Прочитаем текст Писания:

1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,

2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;

3 ибо вы вкусили, что благ Господь (1Петр 2:1-3).

Вторую главу автор начинает резюмирующим словом «Итак» и выдвигает ряд увещеваний для тех, которые должны были пережить рождение свыше, упомянутое в 1Петра 1:23-25. Он конкретно перечисляет пять грехов, которые, если не исчезнут из речей и взаимоотношений верующих, будут приводить к разделениям между ними. Давайте поговорим об этих грехах.

Злоба — Греческое слово «как`иан» буквально означает «недоброжелательство», даже «подлость», что очень влияет на сепаратизм членов церкви.

Коварство – Греческое слово «д`олон», т. е. преднамеренный обман, бесчестность, предательство, измена, хитрость, коварство.

Лицемерие – Греческое слово «гипокр`исис» означает «показное благочестие и притворная любовь»; или другими словами «играть фальшивую роль», «говорить одно, а делать другое».

Зависть – Греческое слово «фт`онус» — недовольство на почве вечных обид.

Злословие (каталали`ас) — лживые сведения, распускаемые за спиной у других, клевета.

Рассмотрев эти негативные качества плотского христианина, сразу же давайте проанализируем себя: есть ли эти негативные качества у нас? Часто ли они проявляются? Они нам нравятся или мы их ненавидим в себе? Ничто из перечисленного не должно иметь места в жизни рожденных свыше. Повинуясь слову Божьему, верующие должны полностью порвать со своим прошлым.

Петр хотел, чтобы его читатели так же жаждали духовной пищи, как жаждут младенцы материнского молока. После того, как верующие отбросят прочь нечистые желания и побуждения, у них возникнет потребность в благотворной духовной пище, благодаря которой они станут расти духовно. По своему буквальному значению греческое слово «`адолон», переведенное здесь как «чистое», противоположно слову «д`олон», переведенному в 1 стихе как «коварство».

Слово Божие не содержит в себе никакого обмана; не должны обманывать и дети Божии. Но, очистив сердца свои и разум, должны они подходить к Слову, предвосхищая обещанное им, и быть преисполненными желания возрастать духовно. Так же, как и в случае с физическим ростом, рост духовный требует определенной духовной тренировки и соответствующего питания. В 1Петр.2:1–3 Петр говорит о том, что христианину нужно должным образом упражняться и питаться, чтобы расти духовно. Представьте следующие ситуации:

  1. Человек не занимается физическими упражнениями и неправильно питается, возможно, целыми днями просиживая в кафе быстрого питания. В конце концов, у него развивается ожирение, и он не может даже двигаться. В духовном отношении это означает питать разум тем, что совершенно не соответствует принципам, данным Богом, пока человек не окажется полностью захвачен грехом.
  1. Человек питается хорошо, но физической нагрузки нет. В духовном плане это равносильно тому, что он будет лежать на диване и читать Библию, не применяя ее истины на практике.
  1. В третьем случае человек трудится целый день. Если перенести этот пример в духовную сферу, это означает, что он проводит огромное количество времени в церкви, принимая участие в самом разном христианском служении. Однако этот человек не уделяет времени Богу и не питается Словом Божьим, соответственно, он лишен питания.

Прочитав эти три варианта развития событий, нам следует задуматься. Как христиане, мы призваны упражняться духовно. Начнем с того, что мы должны любить друг друга (см. 1Петр 1:22). В связи с этим необходимо очистить свою душу, чтобы силой Духа стать послушными истине и любить друг друга от чистого сердца. Во-вторых, нас призывают учиться духовному служению и провозглашать свидетельство Христа (см. 1Петр 2:5,9). Для этого требуется развитая духовная мускулатура и много духовной силы. Чтобы жить христианской жизнью, нам нужно составить памятку, перечислив в ней свои приоритеты.

Планируйте. Следует определить цели и задачи, которые мы ставим перед собой. Библия побуждает нас: «Да даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит» (Пс 19:5).

Правильно расставьте приоритеты. Определившись с планом, мы сможем расставить приоритеты так, чтобы убедиться в том, что мы выполним поставленные перед собой задачи.  Затем следует просить Бога, чтобы Он даровал нам Святого Духа, Который покажет, чего нам на данный момент действительно важно добиться как христианину.

Посвятите время и силы исполнению своих планов.  Помня о времени и усилиях, потраченных на воплощение планов в жизнь, мы сможем не отступать от задуманного и искать водительства Божьего, чтобы довести дело до конца.

II Живой камень

Прочитаем текст Писания:

4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены (1Петр 2:4-8).

Интересное выражение «живой камень». Петр ищет аналогию со строительством храма. Только храм строили из буквальных камней, и в основе здания был краеугольный камень, а словосочетание «живой камень» говорит о строительстве духовного дома, Краеугольным Камнем которого является Иисус Христос.  Мы получаем нашу духовную сущность от Христа, живого Камня, избранного и драгоценного краеугольного Камня. Как живые камни, вытесанные в одной каменоломне (см. Ис 51:1), мы должны созидать дом духовный для того, чтобы приносить в качестве святого священства духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. По Своей милости Бог избрал нас для Себя, чтобы мы были царственным священством и святым народом, возвещающим совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Это заявление о завете напоминает Исход 19:5-6, обеспечивая преемственность между Божьим народом Ветхого завета и народом Нового завета. Мы видим здесь как Петр использует Ветхозаветные цитаты, находя в них аллюзию.

Петр прибегает фактически к этой метафоре, призывая верующих к практической святости в жизни. Его читатели, очистив себя, подготовились к святому служению. Не младенцы более, они должны были и впредь возрастать сообща, чтобы приносить духовные жертвы, как это подобает избранному «царственному священству» (стих 9).

Словосочетание «приступая к Нему» — не следует понимать в значении первоначального обращения грешника ко Христу, чтобы получить спасение. Речь тут о личном и повседневном общении христианина со своим Господом. Первым шагом на пути осуществления практической святости и является это общение верующего с Иисусом Христом, «живым камнем». Если в 1:3 автор послания говорил о «живом уповании», а в 1:23 «о живом слове», то в этом тексте он говорит о Христе как о «живом камне».

В последующих стихах Петр развивает эту метафору. «Камень-Христос» имеет жизнь в Самом Себе и в состоянии давать ее другим. Люди при желании могут входить в личное, практически ощутимое общение с этим «живым Камнем» и могут находить в этом утешение.

Верующие, однако, не только созидают Церковь, но и служат в ней — как «святое священство», «приносящее духовные жертвы». Все верующие — священники (1Пет 2:9; Евр 4:16; Откр 1:6), и потому в своем общении с небесным Отцом не нуждаются они ни в каком другом посреднике, кроме Иисуса Христа. «Духовные жертвы», о которых здесь говорится, — это прославление Бога и совершение добрых дел; такие жертвы угодны Богу (Евр 13:15).

III Божий народ завета

Прочитаем текст Писания:

9 Но вы — род избранный… (1Петр 2:9).

Эту ободряющую часть своего послания апостол заканчивает призывом к практической святости. Он напоминает своим читателям, что, в отличие от тех, кто не покоряется Богу и оставлен Им, они — народ избранный. Об избрании мы уже говорили, что избранными стали те, кто принял Христа своим Спасителем. И вот Петр снова ссылается на Ветхий Завет, а именно на Ис 43:20. «Избранный народ» — выражение, которое в Ветхом Завете употреблялось только по отношению к Израилю, теперь применяется и к верующим евреям, и к верующим язычникам.

Завет между Богом и Его избранным народом относится ко времени пророков.  Начался он с Авраама, а затем перешел на Иакова, Исаака и Моисея. Это было обязательством между Богом и Его народом, которое люди должны были соблюдать в течение всех следующих поколений. Они руководствовались этим заветом во всех сферах своей жизни, и это отличало их от остальных народов. Бог сказал Аврааму: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1).

В Ветхом Завете этот договор был подтвержден кровью жертвоприношений и всесожжений (см.  Исх 24:8), а в Новом Завете — кровью Христа. Иисус упомянул об этом во время последней Вечери, сказав: «Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:28). Таким образом, это означает, что, когда мы принимаем Христа, Его кровь спасает нас независимо от нашего происхождения. В Нем и язычники, и иудеи имеют равные возможности приобщиться к Его избранному народу.

IV Царственное священство

Прочитаем текст Писания:

9 …царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1 Петр 2:9-10).

После избавления евреев из египетского рабства Бог через Моисея напомнил народу израильскому о том, что они должны делать. Бог желал, чтобы израильтяне примирились с Ним, послушались голоса Его и стали жить в завете. Другими словами, завет был связующим звеном между Богом и Его избранным народом. Благодаря ему народ израильский точно знал, чего ждет от людей Бог.

Придя на землю, Христос завершил процесс примирения, начавшийся на горе Синай. Всякий, кто принимает Христа и верит в Него, приобщается к священству Царя. Кровь Христа, пролитая на Голгофе, является новым заветом, который соединяет христиан с Небесами (см. 1Кор 11:25).

Если кто-то когда-нибудь спросит вас, чем верующие отличаются от неверующих, вы можете ответить словами Петра из следующего отрывка: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Петр 2:9-10). В этом отрывке Петр перечисляет благословения и преимущества, благодаря которым верующие занимают в этом мире особое положение. Некоторые из наших преимуществ сегодня подобны тем, что имели израильтяне, а некоторые отличаются от того, что было у них.  В своей жизни христианам часто приходится страдать. Такие известные библейские персонажи, как Стефан, Иоанн и Павел, сталкивались с серьезными проблемами, совершая служение по распространению вести Христа.

Однако Петр указывает своим читателям на преимущества и благословения, которые они обрели, будучи избранным народом, и которые в конечном счете отделяют их от остального мира.  Мы, верующие, должны знать, насколько драгоценными и особенными являемся для Бога. Даже сталкиваясь в этом мире с проблемами, гонениями и страданиями, мы полностью подчиняем свою жизнь воле Божьей. Наше призвание — явить миру любовь Христа.

Петр обращается к избранным Божьим, чтобы побудить верующих сосредоточить все свои усилия на их особом христианском долге. И сегодня наша роль как христиан остается прежней. Мы можем испытать или не испытать страдания и гонения, но мир все равно будет считать нас другими. Истинному верующему чужд образ жизни этого мира. Петр называет верующих избранным народом в соответствии с тем, что Библия говорит о древнем Израиле (см. Втор 7:6).

Божьим избранным народом теперь является церковь верующих. Это не означает, что мы лучше других. Но у нас есть Его спасающая благодать. Мы получили эту незаслуженную милость благодаря смерти Христа. Бог избрал нас, чтобы мы обрели спасение во Христе и могли жить с Ним и вечно наслаждаться Его присутствием.

Бог избрал израильский народ Себе во владение.  В ответ Он ожидал полного послушания. Израильтяне должны были соблюдать заповеди и передавать их следующим поколениям. Если бы они смогли оставаться непорочными в глазах Божьих, другие народы сочли бы их образ жизни привлекательным и приняли бы истинного Бога. Следуя Божьим заповедям, евреи стали бы светом для окружающих народов. Бог превознес бы их над другими. Восхваляя и прославляя Его, они возвеличили бы и себя.

Положение избранного народа и обязанности, связанные с этим статусом, идут рука об руку.  Бог может возвеличить нас и одарить величайшими почестями. Однако Он призывает нас восстать и сиять так, чтобы другие могли увидеть Его в нас. Принимая Христа как своего Спасителя, мы подтверждаем, что будем ходить пред лицом Божьим, следовать Его заповедям и возносить Всевышнему хвалу.

Мы ценны в очах Божьих. Сторублёвая купюра не теряет своей ценности, даже если выглядит старой, рваной и грязной. Этот мир может не считать нас, христиан, особо важной величиной, но в глазах Божьих мы неизменно ценны. Петр убеждает своих читателей в том, что для Бога они драгоценны, и какой бы ни была их предыдущая жизнь, они теперь принадлежат к царственному священству. Неважно, насколько темным было наше прошлое или в каком смятении мы находимся сейчас, — принимая Христа, мы становимся Его драгоценным владением.

Ответственность, ранее возлагавшаяся исключительно на один народ — Израиль, теперь возлагается на Церковь. На горе Синае Бог повелел Моисею сказать народу: «вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх 19:6). А теперь верующие названы: род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел. Петр называет верующих «священством святым» (1Петр 2:5) и «царственным священством» (2:9, сравните Откр 1:6).

Выражение «люди, взятые в удел» — это вольный перевод греческого «ис пэрип`иисин», что буквально означает «для спасения» или «для сохранения»; в греческом оригинале это выражение стоит также в Евр 10:39: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души («ис пэрип`иисин псих`ис» — «для спасения души»).

Бог избрал Себе верующих с той целью, чтобы они возвещали Его совершенства другим людям. Верующие-священники должны жить так, чтобы свойства и качества их Небесного Отца видны были в их жизни. Ведь они — свидетели славы и милости Бога, Который призвал их «из тьмы в чудный Свой свет».

V Воздавая хвалу

Прочитаем текст Писания:

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1Петр 2:11-12).

Апостол сердечно обращается к своим читателям: возлюбленные. Тех, кого любит Бог, он призывает жить подобно странникам и пришельцам, тем, которые живут не в своей стране. Это сравнение верующих со странниками основано на том, что истинный дом христиан — не на земле, а на небе, а потом снова на земле, но уже обновленной. Как мир отвергает христианские ценности, так и христиане должны отвергнуть безнравственность и греховные похоти, которые господствуют в мире.

Слово «удаляться» буквально означает «держаться от чего-то вдали» или «удерживаться». Верующие должны бороться с греховными мирскими влечениями и похотями, которые восстают на душу (Иак 4:1). Ведь стратегия демонов в той реальной духовной войне, которая не прекращается на земле, — в том, чтобы каждому верующему наносить удары именно по слабым его местам.

Верующие должны «удаляться» или «удерживаться» от плотских похотей не только ради своего духовного благополучия, но и для того, чтобы эффективным было их свидетельство перед неверующими. Говоря о том, что не должно быть в 11 стихе, апостол в 12 стихе говорит о том, как быть должно. Примерный образ жизни верующих сам по себе обличает мир в его грехах (Мф 5:16). Апостол говорит в этом стихе о «добродетельной жизни» и о «добрых делах», подчеркивая, что и образ жизни христиан, и дела их должны быть «добрыми». Несмотря на сплетни недоброжелателей и их лицемерные обвинения, «добрые дела» верующих в состоянии прославить Бога и привлечь к Нему других людей. Христиане являются среди этого морально вырождающегося мира остатком без пятна и порока. Они избегают всякое соприкосновение со злыми привычками и обычаями, то есть, именно то, что отличает их как странников и пришельцев в этом мире. Они стоят в стороне от его унизительных удовольствий и посвящают себя духовным вопросам.

Да, остатки греховных наклонностей продолжают упорную борьбу даже после того, как человек принял крещение и заключил завет с Богом. Борьба происходит внутри в мыслях христианина до тех пор, пока благодать Христа не сделает его невосприимчивым к «похотям плоти», которые восстают на душу.

Надо учесть, что за нами наблюдают люди. Влияние христианского характера на необращенных будет свидетельствовать о превосходстве христианского жизненного пути. Терпение, трудолюбие и добропорядочная жизнь истинного христианина стоят впереди, отмечая контраст с более или менее недисциплинированными привычками необращенных вообще.

Заключение

Итак, возможность следовать за Иисусом — это преимущество, высшее призвание. Откликаясь на призыв следовать за Ним, мы вступаем в иную реальность и принимаем новый, требующий усилий образ жизни. Не все в нашей жизни идет гладко, но мы стали частью Божьей семьи и имеем прямой доступ к Создателю и Правителю Вселенной. Однако эти благословения нам даны не только ради нашей выгоды или святости. Для тех, кто нас окружает, мы стали представителями Божьей семьи, Царства Божьего. Мы передаем им любовь, надежду и примирение, которые Он предлагает всем людям.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"