За гранью трехмерного измерения или Бог в неприступном свете

07-02-2017, комментарий 41

Александр СерковЭту тему я предлагаю в помощь тем, кто проводит уроки субботней школы. Много негативных нюансов появляется в соцсетях, подрывающих здравый смысл толкования богословского понятия о триединстве Божества.

Самая главная ошибка некоторых богословов в отношении Бога заключается в том, что у них слишком иррациональный подход к этому весьма важному вопросу. Почему такое происходит?

Да, действительно, нам людям, обитающим в среде трехмерного измерения, трудно и даже невозможно понять природу обитателей других миров в совершенно ином измерении.

АНГЕЛЫ

Давайте начнем с ангелов. Я не думаю, что кто-то не верит в то, что ангелы существуют, в отличие от нас, в другом измерении. Это очевидно, они рядом с нами, но мы их не видим, не слышим и не сталкиваемся с ними, потому что нам невозможно их осязать, они в другом измерении. Это точно так, как вокруг нас всюду находятся радиоволны, теле и интернет волны. Мы их не видим, не ощущаем, но они есть и прямо с нами. Стоит только включить специальный прибор и все эти волнообразные импульсы оживают.

Но вполне ли мы осознаем факт существования разных сфер измерения на практике? Как мы представляем передвижение ангелов от Бога к нам людям и обратно? На практике у нас получается чуть ли не так, как видел во сне Иаков передвижение ангелов. Помните, что ему было показано во сне? Читаю:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12).

Мы так и представляем? — лестница до самого неба и ангелы идут: одни туда, другие обратно. Я не думаю, что вы представляете это буквально. Не знаю, как это воспринял Иаков, какое у него осталось представление о реальном передвижении ангелов, но ему было показано именно так, как он мог это понять в масштабах цивилизации его времени. А вот Илия вознесся на небо уже на колеснице. Мы читаем:

11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4Цар.2:11).

Как это вы себе представляете? В самом ли деле Илия путешествовал на небо на огненной колеснице с огненными конями и в сопровождении вихря или так Бог дал увидеть Елисею? Если кто-то считает, что это так и было, потому что об этом написано в Библии, то пусть он подсчитает, прибудет ли Илия в пункт назначения хотя бы к концу тысячелетнего царства, которое еще не наступило, если он двигается хотя бы со скорость современной ракеты?!

Вот в том-то и вся проблема, что мы пытаемся измерять всё своим трехмерным восприятием. И мы тогда в недоумении, как это ангелы могут так скоро прийти нам на помощь, если в момент острой нужды их потребуется больше, чем один ангел хранитель, который постоянно с нами? Ведь такое может случиться. Мы читаем:

«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53).

И как быстро ангелы пребудут на нашу землю к нам? Вмиг. О чем это говорит? Что это далеко за пределами нашего понимания, которое весьма ограничено. Как-то Петр Леонидович Капица в своих философских размышлениях предложил такой вариант быстрого передвижения с неба на землю и обратно. Он взял длинный шланг, скрученный в рулон и говорит: «Таракану предстоит с одного конца шланга пройти путь в другой конец расстоянием в 100 метров. Но он может сократить это расстояние, если прогрызет шланг в соприкосновении его с концом этого же шланга, и сразу же окажется в конце пути. Что-то виткообразное возможно существует во Вселенной, и путь можно как-то сократить». Но это философский подход к сокращению пути, на самом деле все гораздо проще на пути от человека к Богу, и от Бога к нам.

Приведу пример. Одним нажатием на клавишу мышки я вдруг оказался на инаугурации президента Америки Трампа. И Трамп, будучи в Вашингтоне, оказался у меня в комнате, прямо на моем мониторе он положил руку на две Библии и в моей комнате на весь дом произносил свою речь. Это что, чудо? Да, нет, к этому мы уже привыкли, ничего здесь особенного для нас уже нет. И не нужно было мне ни на огненной колеснице с огненными конями и подгоняемый вихрем добираться в Америку, ни срезать путь через Аляску, я нажал клавишу и расстояние преодолено почти в миг.

А как в отношении разных измерений ангелов и людей? Неужели современный научный прогресс не учит нас, что ангелы не крыльями машут, чтобы летать с неба на землю и обратно?! Они просто в другом, отличном от нашего, измерении, и подчинены другой закономерности, познать которую нашим трехмерным представлением просто невозможно.

А как обстоит дело с Богом и Его обитанием во Вселенной, Им же созданной? А может Он вообще вне сотворенной Им Вселенной? Может Его сфера обитания за пределами материальной Вселенной? Вот мы сидим перед монитором своего компьютера. Мы в одном измерении, а то, что происходит перед нами, то, что мы видим, слышим – в другом. Мы видим, слышим ну, и все…ни поговорить, ни за руку поздороваться мы не можем с тем, кто перед нами на мониторе. Сегодня человек изобрел уже трехмерное видеоизображение, и нас не удивит, если на мониторе нашего компьютера в скором будущем мы будем смотреть в трехмерном изображении съезд Ген. Конференции. И это даже не говоря о голографии будущего. Для тех, кто не знаком с понятием, что такое голография, поясняю: «Это набор технологий для точной записи, воспроизведения и переформирования волновых полей оптического электромагнитного излучения, особый фотографический метод, при котором с помощью лазера регистрируются, а затем восстанавливаются изображения трехмерных объектов, в высшей степени похожие на реальные». Но ни в голографии, ни на мониторе с трехмерным изображением мы не можем попросить: «Дорогой друг, налей, пожалуйста, стакан воды и подай мне с монитора». Мы в разных измерениях. Что можем мы предпринять для того, чтобы пообщаться с теми, кого видим на мониторе? Нам надо быть в одном измерении. Что мы можем предпринять, чтобы попасть в другое измерение? В нашем общем измерении заснять ролик, как мы общаемся и поместить его в компьютер, и мы окажемся вместе с друзьями в том двухмерном измерении.

К чему я подвел эту мысль? Подобно тому, как мы находимся в другом измерении по отношению к радио, теле и интернет волнам, которые вокруг нас и которые без специального прибора невозможно ни видеть, ни слышать, ни осязать, так и Бог обитает по отношению к нам совершенно в другой сфере, в ином измерении. И с ангелами мы в разных измерениях. Много мы знаем об ангелах? Ровно столько, сколько нам открыто. А как нам открыты ангелы, буквально или символически? Можем мы нашим трехмерным восприятием познать физиологию ангела: состав его тела, конфигурацию, метод его передвижения? Нам это невозможно. Это равносильно тому, если пиксел картинки на нашем мониторе удивляется: как это пикселы на видеофайле умудряются двигаться и как-то у них все это движение сопровождается еще и звуком.

Но Богу надо было как-то дать нам людям информацию о служении ангелов и о присутствии их среди нас. Как это сделать? Только через символы. И как в символе представлен нам ангел? Красивое человекообразное существо, но оно ни мужского, ни женского пола. Ангел как-то летает, и он представлен нам крылатым. А некоторые ангелы, которые ближе к Богу, имеют даже по шесть крыльев. И из чего состоят эти крылья? Из перьев? Возможно ли было людям объяснить некое существо, которое передвигается с большой скоростью от престола Бога и обратно без помощи крыльев? Люди знали один метод полета, как это происходит у птиц. А вот о серафимах мы читаем:

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:2).

Вы буквально так и представляете себе серафимов? Представьте себе со стороны Бога, перед Которым они находятся: двумя крыльями закрывают лицо, двумя – ноги; это фактически сплошной крылатый щит, ни они Бога не видят, и перед Богом одни крылья. И еще у них есть два крыла, которыми они, взмахнув, летают. Если кто-то именно так представляет серафимов, как дано было увидеть пророку в видении, именно буквально так, а не в символе, советую прочитать еще одно описание, это описание Христа на небе:

12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:
14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:12-16).

Неужели Христос буквально нарядился в огненно-снежно-медно-золотые одежды, поставил семь светильников и, взяв в рот острый с обеих сторон меч, расхаживает среди светильников? Как вы это представляете, в реальности это происходило либо происходит или это Иоанну было дано символическое видение? Я вижу последнее.

Я слышал от одного видного проповедника описание размера ангела. Он заявил, что ангелы размером со спичечную головку, потому что мы читаем, что в одного человека вместился целый легион (шесть тысяч) ангелов. Он поделил массу человеческого тела на шесть тысяч и получил массу тела одного ангела, ведь они все находились в человеке. Вот только он не учел, что их могло быть не один, а три легиона. Тогда по его подсчетам параметры ангелов еще уменьшатся. А из Марии Иисус изгнал семь бесов. Им уже просторней было находиться в Марии, если учесть такое вычисление размеров ангелов. Вы такое объяснение слышали? Я слышал. Это одно и то же, если попытаться определить размер лошади, поделив параметры легкового автомобиля, имеющего мощность сто пятьдесят лошадиных сил, на сто пятьдесят. Наверно при таком подсчете лошадь должна быть размером с наперсток. А если подсчитывать размер лошади по спортивной машине? Мы придем к выводу, что лошадь размером с маковое зерно. Благо, что лошадей мы знаем, мы их видим, потому что мы с ними в одном измерении; а вот об ангелах, которые вообще в другом измерении, нашей фантазии нет границ, и особенно если у нас слабовато со здравым смыслом, тогда приходим мы к самым нелепым выводам.

Давайте теперь обратимся к нам людям в нашем измерении и противопоставим себя Богу в Его измерении. Если мы об ангелах знаем не больше, чем нам они открыты в образах, что мы вообще знаем о Боге? Не больше, чем пиксел нашего монитора знает о Вовочке, сидящем перед монитором и тем более о тех, кто создал сам компьютер. Ну, все-таки, что-то мы знаем о Боге? Немного знаем, а знаем мы то, что нам открыто, и при том открыто в образах. Открыв Библию, мы читаем самые первые слова о Боге:

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Потом мы читаем:

«И сотворил Бог человека» (Быт.1:27).

Это что-то вроде: сказал пиксел пикселу: «В начале сконструировал человек компьютер, потом изобрел нас пикселов и поместил нас в монитор компьютера». Много пикселы знают о человеке? Может они спорят, рассуждая о человеке примерно так, один пиксел заявляет: «Человек – это огромный-огромный пиксел, он настолько огромный, что заполняет собой примерно квадратный сантиметр в самом центре монитора, и, если ему понадобится, он может даже к нам добраться; а нам до него добрать вообще невозможно, это можно осуществить только путем желания в надежде когда-то с ним встретиться». Другой выводит свою гипотезу: «Не обязательно ему быть очень большим, он может быть такой же, как мы, только он такой яркий, блестящий, что мы, если его увидим, сразу исчезнем.

Чем наше представление о Боге отличается от представлений пикселов о человеке? Кто-то представляет Бога огромным человекообразным Существом: с ногами, руками, головой, глазами, ушами, ну, точно таким, как человек, ведь Он видит, слышит, разговаривает, только Он большой, и главное – Бог имеет какую-то сверхъестественную силу. Кто-то, возражая ему, заявляет: «Не обязательно Ему быть очень большим, мы же читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). И написано также: Не прибавь и не убавь. Значит Бог точно такой, как Адам, и по конфигурации, и по размеру, но только Он Всемогущий».

Отчего все это происходит, вся эта примитивная мыслительная интерпретация Бога? Далеко ли мы ушли от умозаключений пикселов? Вся наша проблема в том, что о Боге мы строим концепцию, исходя из образов, которыми Бог открывается нам. А может ли Он открыться иначе? Никак. Мы читаем: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4:12). Вы верите этим словам? Я верю, потому что это просто невозможно. Может пиксел видеть человека? Можем мы видеть радиоволны обычными нашими глазами без соответствующих приборов? Тоже нет. Мы в разных измерениях. По отношению к нам Бог в другом измерении, мы – низшие, а Бог — Творец. Бог может нас знать, даже проникнуть в наши мысли, мы же в сферу Бога проникнуть не можем. Точно так, как человек может разобрать автомобиль до последнего болтика, а потом собрать его, заменив все негодные детали, но поменяться ролями автомобиль с человеком не может.

Как Бог открывает Себя человеку? Так как мы не можем увидеть Бога в Его измерении, Он открывается нам в символах, доступных для нашего понимания. Он использует символы, образы, сравнения. И притом пророки, которым Бог открывался в символе, для описания использовали те слова, которые у нас в обиходе. У нас нет специальных Божественных слов. И мы начинаем тогда Бога «рисовать» в своем сознании и воображении, исходя из символов. Вот самый примитивный вопрос, который мне задавали: «О Боге мы читаем: есть Отец, есть и Сын, а где же мать?» Представляю, что было бы, если бы две Личности Божества были бы открыты нам не в образе «Отца» и «Сына», а в символе «Отца» и «Матери». Сколько было бы приземленных толкований о Боге!

СИМВОЛЫ БОГА

Давайте посмотрим, в каких символах открылся нам Бог. Я не буду в Писании выискивать все-все символы, нам достаточно рассмотреть лишь некоторые из них, чтобы убедиться в том, что Бог нам через пророков не в онлайн был показан, а в том или ином образе. Например, мы читаем:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13).

Давайте попробуем представить эту картину как буквально происходящее в Божественном измерении. Во-первых, фигурируют здесь облака. Это что, у Бога в Его измерении присутствуют облака, а значит и дождь идет иногда? Нет, просто люди представляли местонахождение Бога где-то на облаках. И атеисты рисовали бога, как старенького дедушку (как и Даниил видел в видении «Ветхого днями»), сидящим на облаках и из лейки поливающим дождик на землю. Возможно Иакову не трудно было представить буквальную лестницу, как ему было показано в видении, которая, хоть и невидима, но стоит, опершись об облака, на которых обитает Бог, и какой-то километр-полтора, да еще при помощи крыльев, ангелы спускаются и поднимаются по этой лестнице. Или читаем мы такое место Писания, это та же седьмая глава Даниила:

9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

Вы можете представить это буквально? «поставили престолы (очень роскошные кресла)»; дальше описан «Ветхий днями», у Которого особая одежда, особая прическа и весьма загадочный пламенный престол на пылающих огненных колесах, и огненная река проходила пред Ним. Потом сели судьи и раскрылись книги. Это что, Даниилу по телемосту была показана реальная сцена суда, или это символическое видение? Читая дальше сюжет этого видения, у нас не остается никаких сомнений считать, что все это лишь символы:

11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

Вы можете представить буквально исполнившуюся сцену описанного? «рог говорил»; «зверя убили прямо на глазах Даниила»; тело зверя перемололи (в мясорубке) и сожгли на огне. Если кто-то хочет верить в это буквально, верьте, я с вами полемизировать не буду. И аргументы у вас сильные: это написано в Библии, и Даниил свидетель тому. Люди доказывают о существовании загробной жизни, о существовании рая и ада на основании слов, сказанных самим Христом в притче о богаче и Лазаре, и их переубедить почти невозможно, потому что они не могут отличить историю от притчи, образы от реальности.

Мы читаем констатацию Павла:

«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16).

«В неприступном свете». Здесь греческое слово «апроситон» — неприступный, недоступный, недосягаемый. Естественно, Его обитание в ином, отличном от нашего, измерении, и поэтому Он для нас недосягаем, недоступен.

Что Богу приходится совершать, чтобы предстать перед человеком? Ему надо явиться в нашем материальном трехмерном измерении. Не знаю, каким образом Он приходил к Адаму до грехопадения; как Он являлся Иакову, мы читаем только:

9 И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль (Быт.35:9-10).

Но вот к Аврааму Он приходил так:

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли (Быт.18:1-2).

Бог и два ангела явились в образе обычных людей. А как иначе они могли бы предстать перед человеком? Либо в каком-то образе, либо такими существами, как человек. Но не всегда Бог представал перед человеком в образе человека, Он являлся и в символе. Моисею Он явился в образе горящего, но не сгорающего куста. Израильтян Он вел по пустыне в образе столпа облачного и огненного.

ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА ЛЮДЯМ

Почему Христос воплотился в человеческую плоть? Мы говорим: «Чтобы быть ближе к нам». Да, это одна из причин. А как Он мог иначе общаться с нами людьми? Как Он мог явить Божественный характер? Только живя в теле, подобном нашему. Он вошел в наше трехмерное измерение и стал как мы.

ПРИШЕСТВИЕ УТЕШИТЕЛЯ

Прочитаем текст Писания:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16).

Здесь явно фигурируют три Личности: «Я», «Отец» и «другой Утешитель». Как некоторые богословы ни пытаются укоротить этот список, хотя бы до двух, но от факта никуда не уйдешь. А дело здесь вот в чем: кому-то показалось, что Дух Святой представлен слишком неодушевлённой Личностью. Давайте рассмотрим выдвигаемые аргументы. «О Духе сказано, — говорят некоторые богословы, — как о чем-то вообще беспредметном: то Он изливается на кого-то, то наполняет дом, а то какими-то пламенными языками представлен». И заявляют тогда по-детски несмышлёно: «Личность не может изливаться». А что здесь удивительного? А Бог разве не являлся в несгораемом кусте, в столпе облачном и огненном, в образе тумана во Святом святых? Символы – они и есть символы. Христос тоже представлен в образе зарезанного Барашки, в образе Льва из колена Иуды. Ну и что здесь удивительного? Бог — не куст горящий, не — столп; Христос не молодой баран и не лев; и Дух Святой – не ветер, не огонь, не елей. Это все символы.

Говорят, что «Дух» – не удачное название, это не соответствует древнееврейскому слову «руах». Да нет, очень даже соответствует. Давайте вникнем в этимологию этого слова. Древнееврейское «руах», а греческое «пнэума» — переводится как «ветер, дыхание, дуновение, воздух». Все эти значения относятся к тому, что невидимо для человеческих глаз, и подразумевают силу в действии. Значение этого слова имеет и переносное значение, это и жизненная сила, которая действует в земных созданиях, и сила, которая исходит из символического сердца человека и побуждает его говорить или поступать тем или иным образом, и вдохновленные высказывания из невидимого источника, от духовных личностей, и действующая сила Бога через одну из Божественных Личностей. Но в этом случае добавляется еще Святой и Божий – «Дух Святой» или «Дух Божий». Какова этимология слова «дух». Да, если любого мальчика остановить на улице и спросить его: «Что ты представляешь под словом дух?» Естественно, он начнет рассказывать о каких-то приведениях. И любой словарь слово «дух» описывает в этом же ключе привидений и кошмаров. Но Дух, Божественная личность, названа не просто Духом, но с добавлением «Святой» или «Божий». Вот теперь спросите любого человека на улице: Что такое «Дух Святой?». О привидениях говорить он уже не станет.

Но среди христиан есть такие, которые считают, что это не личность, а что-то вроде Божьего ветерка. Почему так происходит? Они берут буквальное значение древнееврейского слова «руах» и древнегреческого «пнеума» и говорят, что личность не может быть ветром, дыханием, дуновением, воздухом. И даже заявляют, что вместо Дух Святой надо перевести «святой ветер»; и тогда богодухновенность и личностные характеристики этого термина утратят свое значение. Хочу сказать, что термин «дух» как раз и отражает значение и древнееврейского и древнегреческого слов, так как корень этого слова «ду», от которого происходят слова «дуть», «дуновение», «воздух».

Почему Дух Святой изображен таким символом, символом ветра? Мы не можем втиснуть Духа Святого в какие-то рамки. Подобно ветру, который мы не видим, не знаем, откуда и куда он движется, так и Дух Святой не видим. Но, подобно тому, как присутствие ветра мы можем определить по его действиям, так и Дух Святой мы определяем по Его действиям, изменяющим нас и преобразующим в Божий образ и подобие. Но символическое название личности нисколько не влияет на статус самой личности. Слово «Бог» само по себе тоже не несет в себе что-то сверхъестественное. Это корень, от которого происходят слова: «богач», «богатство». И слово «Господь» — означает в первом значении просто «господин». Так что само название Божественных Личностей в первом значении может означать совершенно не то, что мы вкладываем в это слово. Поэтому не стоит удивляться таким выражениям, как «Бог», «Господь», «Дух». У нас нет специальных потусторонних слов, поэтому всему тому, что находится за гранью нашего трехмерного измерения, мы даем название, выбирая наши человеческие слова. И слово «ангел», которое мы произносим по-русски, это еврейское слово «малеак», так и греческое — «ангелос» имеют значение «посланник». Все так условно, все символично, потому что мы и с ангелами, и с Богом в разных измерениях.

Так что, находясь в одном измерении, будем довольствоваться той информацией о Боге, которую мы имеем. И не будем опираться на символы, которыми представлен нам Бог, как на критерии Его сущности и природы. А что нам больше всего надо понять? Характер Бога. Христос явил характер Бога вполне, находясь с нами в нашем теле и в нашем трехмерном измерении.

ТРИ В ОДНОМ

Говоря о Боге, как об одном или едином, и в то же время, как о тройственном или другими словами – «три в одном», нашим умом это трудно воспринимается, а кто-то вообще запутался в этой математике и «заблудился» в количестве всего трех цифр. Не помогают такие аналогии, как единая СЕМЬЯ, состоящая из нескольких человек, СОВЕТ из нечетного количества членов совета. Все равно наши оппоненты продолжают заявлять: написано «Бог един есть». Да, но в то время речь не шла о природе Бога вообще, в отличие от многих богов, которым поклонялись язычники, Бог един. Нет ни двух, ни трех живых Богов, есть один Бог в трех Личностях. И не три лица у одного Бога, а Бог триедин. Говорят, что нет таких слов в Библии, как «Триедин», или «Троица». Да, мы не против, таких слов в Библии нет. В Библии много чего нет. Библия – не справочник, выдающий нам готовые рецепты или какие-либо формулировки, или словосочетания или просто слова с заложенным в них окончательным значением. Поэтому написано: «Исследуйте Писание…». А исследовать – не значит вычитывать готовые формулы.

Мы имеем один текст Писания, который дает нам еще одну аналогию множества в одном. Я его цитирую:

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: На таковых нет закона» (Гал.5:22-23).

Скажите, сколько плодов Духа вы здесь насчитали: девять, восемь, семь или другой вариант? Хотя апостол Павел перечисляет девять различных аспектов этого плода, тем не менее это один плод, который следует рассматривать как единое целое. Слово «плод» стоит в единственном числе, и этим подразумевается, что упомянутые качества образуют некое единство, и все составляющие его должны быть присущи христианину, живущему под контролем Духа. Вы заметили, как тесно все переплетено: Бог – три в одном; плод Духа – девять в одном.

Еще одна особенность прослеживается в Триедином Боге. Создается впечатление, что Отец Небесный — самый главный из трех, хотя они все равны, но каждый выполняет свою функцию. Почему у нас возникает тенденция принимать некую подчиненность одной Личности другой? Причиной этому являются такие выражения, как «послал», «пошлю». Да, для выхода из кризиса во Вселенной и для спасения человечества, Христос добровольно подчинился Отцу, а Дух Святой Отцу и Сыну. Но в понятиях Неба, это подчинение не несет отрицательный характер. Христос выразил дух неба следующим образом: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк 10:43). Понимаете, у Бога совсем по-другому построены взаимоотношения, совсем не привычные для нас. Вот и получается, наши оппоненты заявляют: Христос подчинен Отцу, значит Он не Божественная Личность. Логичен такой вывод? Нет. Давайте проведем аналогию. Допустим, президент, премьер министр и министр иностранных дел посовещавшись, приступили к выполнению намеченного ими на совещании. Естественно, не скажешь же, что министр иностранных дел послал премьера на выполнение задания. Все может произойти наоборот. А президент может дать поручение тому и другому. И что теперь, от этой подчиненности только президент является человеком, а премьер министр и министр чем-то являются меньшим, чем человек? Они что, от того, что подчинены, стали мухами? Нет. А почему возникает у нас сомнение в Божественности Духа Святого и Христа на основании подчиненности? Разве в России троевластие? Разве у нас три власти? А если учесть всех министров? Их много, но власть одна и единая. А когда-то при партократии говорили, что народ и партия – едины. И что?

Христос заявил о Себе: «Я и Отец – одно» (Ин 10:30). И что, теперь надо считать, что Отец сначала проявил Себя в Сыне, а потом в Духе? А такие заявления есть. Вы слышали? Я слышал. Но Христос предложил и ученикам быть едиными с Ним и друг с другом. А как быть здесь? Вот в том-то и дело, не надо отвергать третью Личность Божества, Которая наставляет нас на всякую истину, тогда мы не будем блуждать в богословских дебрях.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (41):

  • Юрий Тимошенко

    |

    Благодарю Вас, братья, за цитаты и комментарии. Это интересная тема. Но, все же, есть сейчас более важная, связанная напрямую с вопросами поклонения и спасения. Это тема уроков заканчивающегося квартала. Темы полностью прочитаны, и я бы очень хотел, чтобы оставшееся время мы посвятили плодотворному активному обсуждению уроков (согласитесь – отмалчивание в наше время бессмысленно и даже опасно, т.к. остаться «в тени» перед Господом нет возможности ни у кого). А также, чтобы, подводя итог, здраво и рассудительно сделали для себя вывод о пути своей веры. Я заканчиваю изучение уроков и свои вопросы поставлю.

    Божьих Всем благословений и возрастания в Его Святом Духе Истины.


  • По делу

    |

    Польза от этого всего должна быть одна -это христо подобный характер.А ваш характер сейчас напоминает характер Евы которая простые вещи попутала получив вредный всем дар сатаны и радуется что никто другой таким не нужным даром не обладает(((


  • саша

    |

    Бог только вменяет на Свою праведность, но не наделяет ею. Поэтому до явления Иисуса Христа мы остаемся в своей греховной природе. И чтобы вытеснить нечистый дух из нас, Христос должен быть в нас, — в нашем храме.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Сделав анализ уроков квартала, я записал много вопросов, связанных с путаницей понятий Духа Божьего, Духа Господнего и Святого Духа, как третьей Личности Божества; с искажением смысла контекстов и др. Но, поскольку я не получил ответ на предыдущий пост, то, думаю, эти вопросы мало кого интересуют. Поэтому, предлагаю к рассмотрению понимание темы, которое Бог открыл мне при изучении 12-го урока. Возможно, изложение «сыровато», но я постарался выделить главное.

    Ключевыми в понимании действий и самой сути Святого Духа для меня стали фразы из последних уроков школы – об Утешителе/Духе Истины, который Господь обещал послать Своим ученикам, и о залоге Духа, Который имеет от Бога верующий человек. Кто Они?

    О Духе Утешителе известно, что Он :

    — не прийдет, пока Господь будет в миру, но прийдет по молитве Господа к Отцу.

    — придя в мир, обличит его о грехе, правде и суде; наставит учеников Господа на всякую истину и возвестит будущее; прославит Господа, т.к. будет свидетельствовать о Нем; (греч. «обличать» – значит: «1. разоблачать, обнаруживать; 2. обличать, укорять, обвинять, порицать» – вариант 1651 (по Стронгу) говорит о справедливом обличении с целью приведения к осознанию и исповеданию вины);

    — будет вместе с учениками Господа свидетелем Ему перед людьми;

    — исходит от Отца (т.е. пребывает постоянно с Отцом).

    Господь Иисус, как и Бог Отец, все делает открыто. Поэтому, Он сразу выполняет обещание и молит Отца об освящении Своих учеников: «17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. 18 Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. 19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. 20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан.17:17-21). Вот цель, которую должно достичь освящение учеников, а через них – всех уверовавших в Господа по их слову посредством Духа истины – Духа Слова Правды от Бога (греч. «истина» — «правда, истина, верность, истинность, правдивость, искренность»). К этому призывал Господь и в Своих проповедях: «33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33), «6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся … 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное…» (Матф.5:6, 10).

    А какой залог Духа имеет человек?

    В 12-м уроке предложен следующий вариант понимания: «… христианин переживает «залог» совершенного триумфа и победы, который поведёт его ко входу к Небесам». Но, как же тогда быть с призывами «возрастать в духе», «пламенеть духом», стремиться быть святыми, как Небесный Отец и т.п.? В Послании к римлянам Павел пишет о «начатке Духа», Который имеют верующие (греч. «начаток» — «начаток, первый сбор или лучшая доля (плодов)»). В своих контекстах слова «залог» и «начаток» могут означать одно: Бог наделил человека неким духовным даром из Своей сокровищницы благодатных даров. Для чего? Я предполагаю, что, все-таки, не для переживания триумфа, а для духовного роста человека – его становления, как праведного человека и совершения «в полный возраст Христов».

    Что это за духовный дар, который помогает человеку становиться праведным?

    В Библии об этом сказано много. Вот, например, 2 текста.

    «47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. 49 И слово Господне распространялось по всей стране. 50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. 51 Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. 52 А ученики исполнялись радости и Духа Святаго» (Деян.13:47-52).

    В Деян. 15:7-9 сказано: «7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15:7-9).

    Из этих и многих других подобных высказываний видно, что исполнением Святым Духом называется процесс обретения этого начатка /залога Духа от Бога, который включает в себя, прежде всего, обретение знаний о Боге и о Его Царстве. Эта важная мысль хорошо отражена в первых 9-ти главах притч Соломона, где дано понимание страха Господнего и даны призывы усвоить азы праведной жизни человека.

    Кроме того, в Своих притчах Господь показал, что просто иметь любой духовный дар от Бога – недостаточно для Его учеников: дары Бога нужно умножать и развивать (притча о десяти девах, притча о талантах) в реальной жизни. Да, нам известно, что вера без дел мертва и знания без их реализации – бессмысленны («9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами», Фил.4:9). Поэтому, подъем по «лестнице Петра» есть путь духовного возрастания, приводящий к Царству Господа Иисуса (2Петр.1:3-11, также Матф. 25-46).

    Из вышесказанного, думаю, можно сделать вывод, что Начатком/Залогом Духа, пребывающим в верующем человеке, являются некие начальные знания о Боге, о Божьем Царстве и Его устоях; о характере, воле и могуществе Творца и т.д. А также – это некий набор духовных даров Бога человеку, выражающихся в понимании Слова, помощи (духовной силой, испытаниями, …) в обретении рассудительности, терпения, доброты, любви, кротости, смиренномудрия и других умений и добродетелей, которые стимулируют человека в труде и молитвенных постоянных отношениях с Богом к дальнейшему росту и познанию Правды Небес.

    Почему верующему человеку дан начаток, а не полнота знаний и других духовных даров?

    Потому, что, во-первых, в достижении Небесного Царства человек должен приложить собственные усилия для своего роста: это воля Бога (Лук.16:16). А во-вторых, люди просто не готовы принять весть Истины в Ее полном объеме. Полнотой Истины обладают наш Бог Отец и наш Господь Иисус. Этой полнотой будем обладать и мы в Господе, когда достигнем духовно зрелого возраста в Нем.
    ……………

    Такое понимание сути и роли Святого Духа отрицает Его Личностную сущность, уступая приписываемую Ему роль исконному Его Хозяину — Богу Вседержителю, Который истинно производит «хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:12,13), вкладывая в сердца Свою волю (2Кор.8:16). Который «силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело … 10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. 12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; 13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. 15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (2Кор.9:8,10-15)».

    И поэтому, воздавая славу Богу и Господу, я говорю:

    Слава добрая и во веки Отцу Небесному – Богу Всемогущему, великому и крепкому, Владыке Вседержителю Вселенной, Родителю и Богу духов и всякой плоти, Творцу Бытия и Вечности, Богу человеколюбивому, долготерпеливому и многомилостивому. И Его Святому Духу – Духу Любви, Духу Истины и Премудрости, Духу Благословений и благодатных духовных Даров, Духу Утешителю, Которым живет под солнцем весь мир и человек, носящий Его и Господа святой образ и подобие, Духу Мира, Творчества и Устройства.

    Слава Господу Иисусу Христу – нашему Царю и Первосвященнику, Святому Родителю и Искупителю нашему из уз греха и вечной смерти, Святому Брату и Верному Другу, Святому Учителю и Наставнику, Единому Праведному Судие и Ходатаю, истинно Богу человеколюбивому, долготерпеливому и многомилостивому, как и Отец наш небесный, и истинно Человеку Святому и Праведному. И Духу Его Святому – Духу Любви, Духу Благодарения, и Истинного Поклонения Небесному Отцу, Духу усыновления и удочерения, Духу Святого Служения Вседержителю Вселенной.

    Да будет так ныне и во веки веков. АМИНЬ!

    PS Представление Святого Духа Бога в виде третьей Личности Божества уничижает руководящую роль Бога и посредническую миссию Иисуса Христа, нивелирует (т.е. стирает различия) понятия Духа Божьего и Духа Господнего, как Они представлены в Библии, «распространяет» поклонение истинному Богу, к которому призывает Господь, и на Дух, о поклонении Которому в Писании нет ни единого слова подтверждения (а это возможно только в случае, если Он не является той Личностью, какой Его пытаются представить, наделяя, как Личность, качествами воли, самобытности, творчества, а также правами водительства, заступничества, всеведения и т.п., подменяя тем самым действия Самого Бога и Его Сына – нашего Господа Спасителя.

    Учение о Троице осуществляет попытку разрушить иерархию отношений, установленную Богом.

    И пусть в Ваших глазах, Александр Федорович, я буду нерадивым учеником, плохо усваивающим материал и имеющим ложные взгляды, но и в этом случае у меня к Вам просьба. Несмотря на все мои недостатки, я люблю Бога и в знак благодарности ищу постичь Его Правду о Царстве Небес. Как и Вы, учитель и богослов со стажем, я тоже хочу иметь добрую совесть перед Ним и Господом. Поэтому, можно сказать, подводя итог изучения темы о Святом Духе, я прошу помочь мне дать Ему ответ (желательно в форме прямой речи к нашему Судие, как в Судный день) на вопрос:

    Почему я поклоняюсь Святому Духу, как Личности, если Он (Господь) учил поклоняться только Богу?


  • Александр Серков

    |

    Юрию Тимошенко:

    PS Представление Святого Духа Бога в виде третьей Личности Божества уничижает руководящую роль Бога и посредническую миссию Иисуса Христа, нивелирует (т.е. стирает различия) понятия Духа Божьего и Духа Господнего, как Они представлены в Библии, «распространяет» поклонение истинному Богу, к которому призывает Господь, и на Дух, о поклонении Которому в Писании нет ни единого слова подтверждения (а это возможно только в случае, если Он не является той Личностью, какой Его пытаются представить, наделяя, как Личность, качествами воли, самобытности, творчества, а также правами водительства, заступничества, всеведения и т.п., подменяя тем самым действия Самого Бога и Его Сына – нашего Господа Спасителя.

    Юрий, Вы просто не читали темы уроков, которые были здесь изложены, потому что Вы пишите сейчас свою позицию без учета тех аргументов, которые были предоставлены. Вообще-то обсуждение ведут не так. Надо прочитать тему, скопировать из нее конкретную цитату и, если Вы с ней не согласны, ставьте свои контраргументы.

    Учение о Троице осуществляет попытку разрушить иерархию отношений, установленную Богом.

    Иерархия не разрушена: Отец, Сын и Святой Дух.

    И пусть в Ваших глазах, Александр Федорович, я буду нерадивым учеником, плохо усваивающим материал и имеющим ложные взгляды, но и в этом случае у меня к Вам просьба. Несмотря на все мои недостатки, я люблю Бога и в знак благодарности ищу постичь Его Правду о Царстве Небес. Как и Вы, учитель и богослов со стажем, я тоже хочу иметь добрую совесть перед Ним и Господом. Поэтому, можно сказать, подводя итог изучения темы о Святом Духе, я прошу помочь мне дать Ему ответ (желательно в форме прямой речи к нашему Судие, как в Судный день) на вопрос:
    — Почему я поклоняюсь Святому Духу, как Личности, если Он (Господь) учил поклоняться только Богу?

    Я не сомневаюсь в Вашей искренности, но искренность и истина – разные вещи. Ученики Христа тоже искренно ждали, что вот-вот наступит земное царство Христа, но разочаровавшись, и это уже прямая их речь, заявили: «А мы думали…». Поэтому молитесь, чтобы в прямой речи Судье в судный день не пришлось сказать: «А я думал…».

    И никто во всех 12 уроках не учил поклоняться Духу Святому, поклоняйтесь Богу, а Бог – это три Личности Божества. Примите Дух Святой как Личность, и Он наставит Вас на истину и Христа возвеличит от «просто хорошей Личности» до «Божественной Личности». А то, что Иисус учил поклоняться только Богу, Он Себя не исключал из Божественных Личностей, хотя на время земной жизни добровольно унизил Себя пред Отцом. Юрий, если Вы искренне ищите истину, с молитвой прочитайте цикл моих проповедей о триединстве Божества или прослушайте их, они все на этом сайте есть в рубрике «Проповеди Александра Серкова». Вот адрес: http://www.asd.in.ua/archives/1188311473


  • Юрий Тимошенко

    |

    Благодарю за ответ. Да, последние Ваши проповеди я прослушать не успел. Благодарю за ссылку. Уроки же я изучал внимательно, поэтому, если Вы не возражаете против обсуждения – предоставлю по очереди все мои вопросы.

    Примите Дух Святой как Личность, и Он наставит Вас на истину и Христа возвеличит от «просто хорошей Личности» до «Божественной Личности».

    Неужели из моих постов Вы не поняли, что Господа Иисуса я принимаю именно как Божественную Личность? Цитата из предыдущего поста: «Слава Господу Иисусу Христу – … истинно Богу человеколюбивому, долготерпеливому и многомилостивому, как и Отец наш небесный, и истинно Человеку Святому и Праведному…»

    И никто во всех 12 уроках не учил поклоняться Духу Святому, поклоняйтесь Богу, а Бог – это три Личности Божества.

    Цитата из урока №8:

    «Хаттон в своей книге, посвященной теме триединства Божества, пишет: «Мы превозносим и благодарим Святого Духа за то, что Он пребывает с нами и в нас. Мы любим нашего замечательного Советника и Друга и надеемся в вечности познакомиться с Ним еще ближе».

    Как Вы думаете, благодарение с превознесением относится к поклонению или это что-то другое? В моем понимании речь в цитате идет именно о поклонении, равном Богу.

    Иисус поклонялся Богу и молил Его о ниспослании Его Святого Духа к Своим ученикам, чтобы они, приняв учение Евангелия, крепко держались Его и неповрежденным домыслами распространяли в мире. Как же можно переносить акцент поклонения с Небесного Отца на Его Святой Дух, представляя, к тому же, Его отдельной Личностью? Господь сказал сатане: «…написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи…». Что на это ответить Господу на Суде?

    Возможно несколько утрируя, процесс обучения и спасения Богом человека я уподобляю процессу обучения в нашей средней школе. В ней директор, как человек грамотный, квалифицированный, со стажем работы и умелый организатор, подобно Богу обеспечивает жизнедеятельность школы, задавая тон и ритм учебному процессу и создавая при этом соответственно своему характеру атмосферу общения. У него есть помощник – завуч школы, как Господь осуществляющий непосредственное участие в организации и ведении учебного процесса. Учителя школы, подобно пророкам, несут свет знаний ученикам, а классные руководители, как пасторы Церквей, заботятся о воспитании и контролируют успеваемость, т.е. правильное понимание подаваемого материала учениками. И мы – ученики школы – с благодарностью и уважением смотрим на этих людей за их труд, помогающий нашему становлению и росту, как личностей. В своем почитании мы выражаем благодарность директору, завучу и учителям школы.

    Католический догмат о третьей Личности Божества предлагает в этот круг почитаемых лиц внести еще … дух директора школы (мы, ведь, имеем свой дух?), т.е. атмосферу образовательного процесса созданного им. И при этом эту атмосферу предлагается воспринимать, как еще одного организатора учебного процесса, который вместе с завучем школы обладает правами директора школы.

    Мне такой подход непонятен и кажется более, чем странным: кому нужно такое завуалированное понимание поклонения Богу?


  • Александр Серков

    |

    Юрию Тимошенко:

    Неужели из моих постов Вы не поняли, что Господа Иисуса я принимаю именно как Божественную Личность?

    Я писал Вам, опираясь на Ваши высказывания, из которых можно прийти именно к тому, что Иисус — не Божественная Личность. Ваши слова были выделены жирным шрифтом. Цитирую их:

    «Почему я поклоняюсь Святому Духу, как Личности, если Он (Господь) учил поклоняться только Богу?»

    Из Ваших слов «только Богу» — можно понять, что из списка тех, кому мы можем поклоняться, выпадают две Личности, как Святой Дух, так и Христос.

    Дальше Вы приводите цитату из моего поста и ставите вопрос:

    Хаттон в своей книге, посвященной теме триединства Божества, пишет: «Мы превозносим и благодарим Святого Духа за то, что Он пребывает с нами и в нас. Мы любим нашего замечательного Советника и Друга и надеемся в вечности познакомиться с Ним еще ближе».
    Как Вы думаете, благодарение с превознесением относится к поклонению или это что-то другое? В моем понимании речь в цитате идет именно о поклонении, равном Богу.

    Если Иисус «не почитал хищением быть равным Богу», потому что Он – Божественная Личность, то почему Святой Дух не имеет право принимать не только благодарение, но и превозношения, которые можно отнести и к поклонению?! Если Иисус призывал людей поклоняться Богу, то Он в слово «Бог» включал не только Отца, но и Сына, то есть Себя, и Духа Святого. Да, Иисус Сам, добровольно унизив Себя до уровня Человека, поклонялся Отцу, но это не умоляет Его Божественную природу.

    Дальше Вы приводите пример с директором, завучем, учителями и учениками в школе. И затем пишите:

    Католический догмат о третьей Личности Божества предлагает в этот круг почитаемых лиц внести еще … дух директора школы (мы, ведь, имеем свой дух?), т.е. атмосферу образовательного процесса созданного им. И при этом эту атмосферу предлагается воспринимать, как еще одного организатора учебного процесса, который вместе с завучем школы обладает правами директора школы.
    Мне такой подход непонятен и кажется более, чем странным: кому нужно такое завуалированное понимание поклонения Богу?

    Дело в том, что Вы прослушайте все же серию моих тем. Не повторяться же мне все с начала, чтобы у Вас ничего странным не казалось. Я объясняю в одной из тем, что дух, как собственная воля, имеет каждая Личность Божества, но Дух Святой имеет еще одноименное название «Дух Святой», но это нельзя ассоциировать с духом Отца, как Его собственной волей. Если Вы хотите серьезно понять этот вопрос, прослушайте все же все мои темы о триединстве Божества. Я Вас не тороплю, по мере возможности и по мере свободного времени.


  • Дмитрий

    |

    Александру:

    Бог – это три Личности Божества

    Ваше откровенное язычество ничего, кроме сожаления к вам, не вызывает… (((

    9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
    10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
    11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

    Расскажите, пожалуйста, что это за личности: Дух Божий, Дух Христов и как они «связаны» с Духом Святым?
    И почему в этих стихах Дух Христов отождествлен со Христом?
    Кто этот «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса»?


  • Юрий Тимошенко

    |

    Из Ваших слов «только Богу» — можно понять, что из списка тех, кому мы можем поклоняться, выпадают две Личности, как Святой Дух, так и Христос.

    Мы речь ведем о поклонении Святому Духу. Поэтому я Вам привел слова Господа, которые в пустыне Он сказал искусителю. Свое отношение к Господу я показал в своем славословии Ему. Да, Он заслуживает поклонения и Бог об этом открыто говорит: «6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). К этому поклонению у меня вопросов не возникает. Но, в отношении Святого Духа такого поклонения в текстах Библии я нигде не нахожу. Поэтому, на Ваш совет «… молитесь, чтобы в прямой речи Судье в судный день не пришлось сказать: «А я думал…» я бы хотел знать (если это, конечно, для Вас не личная тайна), а что Вы скажете Господу на вопрос, почему Вы поклонялись Святому Духу, если в прямой речи Бога и Господа, записанного в Библии, объектами поклонения выступают только Они?

    Если Иисус «не почитал хищением быть равным Богу», потому что Он – Божественная Личность, то почему Святой Дух не имеет право принимать не только благодарение, но и превозношения, которые можно отнести и к поклонению?!

    Потому, что, стоит вопрос о Святом Духе, как о Личности (в отличие от Господа, в Божественности Личности Которого сомнений нет).

    Если Вы хотите серьезно понять этот вопрос, прослушайте все же все мои темы о триединстве Божества. Я Вас не тороплю, по мере возможности и по мере свободного времени.

    Я обязательно найду время. А пока, чтобы не вдаваться в длинные рассуждения, прошу дать ответы по конкретным цитатам, приводимым Вами в уроках и имеющим непонятное для меня толкование (2-й и 4-й уроки).

    В уроке 4 есть объяснение Личности Святого Духа:

    «Но камнем преткновения является то, что одна из Личностей Божества названа: «Духом Святым», «Духом Божиим», «Свой Дух», «Дух Иисуса». О, это так созвучно с индивидуальным духом каждой Личности Божества. Но это не одно и то же. И путаница этих терминов и привела к стольким ложным толкованиям. В текстах, в которых говорится, например, «Дух Христа» или «Дух Божий», это не означает разум, чувства или эмоции каждого из Них, — Это Тот, Кто сам — Индивидуум и имеет Свои чувства и эмоции.

    По этой цитате у меня возникает сразу несколько вопросов:

    — Скажите, пожалуйста, на основании каких текстов Писания делается заключение, что Дух Христа и Дух Бога не означают личностных качеств Господа и Бога? Ведь сказано: «10 А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:10,11);

    — На каком библейском основании качества и деяния Духа Господа Христа и Духа Небесного Отца приписываются некоему «общему» Духу, наделенному Их качествами?

    — Зачем Богу создавать столько терминов? Не проще ли было в Своих обращениях к человеку говорить просто – «Наш Святой Дух»?

    Исходя из приведенного Вами понимания сути Святого Духа логично, конечно, делается вывод (урок 2):

    — что Дух Святой ( «руководит рождением Младенца» и «наставляет Господа в Его служении» (а я и до сих пор считаю, что этим занимается Небесный Отец посредством Своего Духа);

    — что «в 31 главе раскрыто, как Бог пребывал среди них (т.е. строителей святилища) Духом Святым, Который исполнил строителей силой и мудростью для совершения работы…» (хотя текст ясно говорит словами Бога: «1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; 3 и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством…», Исх.31:1-3);

    — и что, конечно, мы должны «постоянно просить Святого Духа наполнять нас…» Потому, что «Когда мы чего-то не можем достичь, нам следует призывать Святого Духа, пар` аклитос, и Он будет находиться рядом, чтобы «Дух истины наставлял нас» (Ин.14:17).

    Где в Библии есть заповедь о прошениях к Святому Духу?

    Я ее не встретил нигде. Но написано: «12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. 13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. 14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. 15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:12-15)

    «16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан.15:16). Также, в Иоан.16:23, Иоан.16:26-30, …

    Ведь, в уроке 5 совершенно правильно говорится, что: «Мы должны исполняться Святым Духом каждый день. Во время Своего пребывания на земле Иисус постоянно находился в общении с Отцом. Больше всего Он нуждался в наставлениях, получаемых от Отца, а Святой Дух помогал Ему совершать дела. Каждое утро после часов, проведенных с Богом, Он приходил вновь к людям, чтобы являть им небесный свет. Ежедневно Он получал новое крещение Святым Духом»… «Для того, чтобы поддерживать свою связь с Отцом и Иисусом, в течение дня мы должны молиться и размышлять над Словом Божьим».


  • саша

    |

    Ис.9:6 Ибо
    младенец
    родился нам —
    Сын дан нам;
    владычество
    на раменах
    Его, и
    нарекут имя
    Ему: Чудный,
    Советник,
    Бог крепкий,
    Отец
    вечности,
    Князь мира.


  • саша

    |

    Противно смотреть, как люди головой бьются в закрытую дверь. Ну, не открыта вам до конца природа Бога, чтобы пощадить ваш хилый мозг. Чего добиваетесь?


  • саша

    |

    Христос, это и есть Бог Отец. Только Бог жалеет ваш немощный разум и не открывает Свою природу до конца. И от знаний, наша праведность не ущемляется.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Восьмой урок посвящен очень важному вопросу – духовным дарам Бога человеку. Этими дарами мы живем, познаем, возрастаем и совершаемся в полный возраст нашего Господа Иисуса Христа. Кто наделяет нас этими святыми дарами?

    Из урока следует, что:

    — Эти дары имеют одного Автора: «Но нас интересует сейчас первая часть стиха: «Дары различны, но Дух один и тот же». Плод Духа и дары Духа имеют одного Автора».

    Кто этот Автор?

    Святой Дух ?: «Каково предназначение даров, которыми Дух Святой наделил нас христиан? Чтобы проповедь Евангелия продолжалась вплоть до Второго пришествия Христа. Хотя Дух щедро наделяет дарами каждого члена христианской церкви, сами дары очень сильно отличаются друг от друга».

    Бог Отец?: «Бог уже наделил нас дарами. Нужно только, чтобы Святой Дух (Бога) помог нам определить эти дары и развивать их, чтобы мы принесли в своей жизни плод Духа».

    Господь Иисус?: «Будучи христианами, мы представляем тело Христово, показывая, что Он уже пребывает в каждом из нас. Однако важно, как мы представляем Христа миру. Иисус знает каждого из нас и уже наделил нас духовными дарами в соответствии со Своим выбором«.

    И все-таки Бог Отец?: «Это подразумевает, что не нам решать, какими духовными дарами нам обладать. Бог уже знает, что для нас лучше. Поэтому, не надо стремиться иметь дары, которыми наделены другие верующие. Нам нужно лишь использовать имеющийся у нас дар и взращивать плод его действия в нашей жизни для всеобщей пользы христианского сообщества.
    Когда каждый из нас сможет использовать свой духовный дар, люди увидят целостный образ Христа, потому что мы являемся Его представителями. Бог, Источник наших духовных даров, готов довести начатое Им дело в каждом из нас до конца с помощью Своего Сына Иисуса Христа».

    И далее вывод:

    «Павел говорит, что благодать Христа обеспечила право даровать нам дары. Однако именно Святой Дух распределяет их среди членов Церкви. Те, кто принял Иисуса Христа своим личным Спасителем и верит в Него, будут исполнены Духом Святым и наделены духовными дарами, «как Ему угодно» (1Кор 12:11). Распределение даров является прерогативой Бога. Видите, как тесно все переплетено и взаимосвязано в Божестве в деле спасения человека. Отец – источник, а Дух Святой, благодаря заслугам Христа, наделяет христиан духовными дарами«.

    Однако, низведение роли Бога Отца до уровня просто Поставщика духовных даров уничижает Его, как Владыку – Вседержителя Вселенной. Ибо, испытывая (познавая) сердца людей, и, предузнав их, отбирая для Господа, Бог – Источник всяких благ и даров – по Своей воле наделяет их этими дарами. Конфликта в вопросе не будет, если под Святым Духом понимать Святой Дух Всемогущего Бога, а не «третью Личность, обладающую своей волей».

    Об этом говорится:

    — в притче о талантах («14 Ибо [Он (т.е. Господь Иисус) поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (Матф.25:14,15), … 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий (здесь неудачный перевод. Более правильный – «крепкий, сильный» (Плутарх), «строгий, неумолимый» (Аристофан) или «непреклонный» (Эврипид)), жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью…» (Матф.25:24-27)

    «34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…» (Матф.25:34)

    А также в Посланиях Апостолов:

    «3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах…» (Еф.1:3)

    7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. 11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей, 12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. 13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в его, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его. (Еф.1:7-14)

    «11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матф.7:11)

    «16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Матф.19:16,17)

    «37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал (т.е. «наделил, определив выполнение определенной миссии») Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян.10:37,38)

    — «7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян.15:7-9)

    «32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его (не это ли Дух Утешитель?), могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян.20:32)


  • саша

    |

    а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
    (Рим.5:5)

    Бог дает дар любви, тем, кто имеет надежду на спасение.
    Можно иметь надежду, если человек решает, что спасение зависит от его действий?
    Может ли человек все сделать правильно без ошибок?


  • Юрий Тимошенко

    |

    Цитата из проповедей А.Серкова «Христология в Новом Завете»:

    «Вывод 1»: «О чем это говорит? Все – Христос и Христос. А, может, на этом основании отвергнем Святой Дух, о нем же здесь не говорится?! Ну, тогда надо заодно и Бога Отца отвергнуть. О Нем тоже здесь не говорится, все только о Христе! Мы же этого не делаем. И правильно поступаем…».

    Да, иудеи хорошо знали Бога Отца и учить поклоняться Ему их не нужно было. Но, текст. Матф. 28:19 касается не поклонения Богу и Господу Иисусу «вообще». Этот текст говорит о формуле, которая являлась (согласно текста) заповедью и должна была быть обязательной к исполнению учениками Господа. Однако, это повеление не выполнялось нигде и никогда до Никейского собора. По крайней мере, письменных источников об этом нет. Или я неправ?

    Может формулы крещения у Апостолов вовсе не было? Нет, напротив, формула крещения была и Апостолами она соблюдалась очень ревностно: «Во имя Господа Иисуса Христа».

    Что касается учения о Святом Духе, то здесь у меня вопросы: почему доктрину о Святом Духе, как Личности Церковь АСД признала официально только в 90-х годах прошлого столетия? Почему эта доктрина не находит полного понимания в Церкви? Почему неосознанно появляется чувство вины, когда читаешь ясные стихи Писания, не согласующиеся с учением о Личности Святого Духа? Почему, ощущая угрызения совести, должен молча соглашаться с этим учением в ущерб недвусмысленным требованиям Библии?

    Вы допускаете возможность фальсификации греческих текстов? Я не исключаю, что во времена организации и становления христианских Церквей у кого-то поднялась рука «исправить» тексты Евангелия: ведь нестыковки греческих переводов, например, с синодальными текстами, как и между самими греческими переводами – это известный факт. А исправить апостольские послания и труды учеников – еще проще.

    Я придерживаюсь мнения исследователей, которые считают, что «Дидахе» («Учение Господа через Апостолов») претерпела корректировку содержащихся в ней текстов, т.к. содержит ныне используемые в католической вере ложные учения (н-р, пост перед крещением, троекратное обрызгивание вместо полного погружения, обязательный пост на четвертый и шестой день недели и т.д.). Поэтому, «Дидахе» в настоящее время не может считаться авторитетным основанием истинной веры.

    А чтобы разбираться в вопросах веры, я стараюсь, прежде всего, понять Дух каждой книги Писания и Дух Слова в целом, чтобы различать: что исходит от Отца и является истинным, а что является результатом человеческой мудрости.

    Евсевий Кесарийский, которого называют «отцем церковной истории» за его труд «История Церкви», был сторонником учения о Троице. Поэтому, более, чем непонятно, почему в его трудах ДО Никейского собора 325 г. не содержится ни одного упоминания о Троице: в 7 местах его трудов есть указание «Идите и делайте учениками все народы… и научите их соблюдать…»; в 17 — «Идите и во имя Мое делайте учениками все народы… и научите их соблюдать…». И лишь ПОСЛЕ Никейского собора у него в 5-ти местах его трудов появляется формула крещения из Матф. 28:19: «Идите и делайте учениками все народы и крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа и научите их соблюдать…». Почему такое отличие во взглядах? Исследователи допускают, что эта запись вполне могла быть сделана не Евсевием, а другим каким-то автором и поэтому особого значения этим трудам не придают.

    И как бы там ни было, но факт остается фактом: никто из Апостолов не соблюдал тринитарной формулы – ни при крещении, нив приветствиях и обращениях к братьям Церкви. Книги «Деяния апостолов» и «Евангелие от Иоанна» (помимо остальных книг Писания) ясное тому подтверждение.

    «17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». (Лук.18:17)

    «8 … Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8)


  • Василий Мельник (перевод Ю.Т.)

    |

    01/03/2017 в 10:06 | Ссылка на комментарий

    Статья интересная и полезная уже тем, что автор пытается выйти за рамки традиционно-консервативной концепции толкования библейских текстов. Восприятие текстов Библии в буквальном смысле часто приводит к странным казусам. В проповедях уважаемых богословов нередко слышим такое, буквально: «Если мы, христиане, Бога Отца легко представляем, как уважаемого деда с бородой, то облик Духа Святого не поддается нашему представлению». Или вот другое, еще интереснее. Пастырь общины на высказывание: «Мы находимся в материальном мире …» — удивленно спрашивает: «А что такое материя? Такого слова в Библии нет…»
    К сожалению, подобные «перлы» — не единичные случаи, а скорее системное явление. И это проблема не отдельно взятой конфессии. Дело в том, что все без исключения религии на протяжении веков глухой стеной отграничиваются от науки. Религиозные поводыри и богословы-исследователи не желают знать, что такое энергия, материя, что такое вибрация и как она взаимодействует с материальным миром, что такое кванты, кварки и прочее, — потому что этих слов не имеется в Библии.
    Пастор Серков пытается преодолеть стереотип религиозного мышления и в некоторых моментах ему это удается, но церковный догматизм берет верх и не позволяет сказать «Б», когда сказано «А».
    Так, поразмыслив над инаугурацией президента Америки, автор спрашивает (на языке оригинала): «А как обстоит дело с Богом и Его обитанием во Вселенной … (…) … Может Его сфера обитания за пределами материальной Вселенной? Вот мы сидим перед монитором своего компьютера. Мы в одном измерении, а то, что происходит перед нами, то, что мы видим, слышим — в другом».
    Нет, уважаемый пастор Александр: и монитор, и то, что в мониторе, и то, что нам невидимо – молекулы, атомы, протоны, нейтроны, теле- и радиоволны и мы с вами – все находится в одном трехмерном материальном пространстве. Для того, чтобы материя (и наши души в том числе) могли выйти за пределы материального пространства, они должны изменить свою вибрацию. Человек за проживание в Божьем Свете поочередно находится в двух различных средах: в потустороннем с высокими вибрациями, и в материальном земном с низкими и сверхнизкими вибрациями. Самую высокую вибрацию имеет Бог.
    Для каждой среды формируется особое тело, поэтому и читаем: «… есть небесные тела и тела земные» (1Кор.15:40). «20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все» (Фил.3:20,21). Но это тема отдельного исследования. Мы же вернемся к выше упомянутой статье.
    Уважаемый пастор, упрекнув атеистов за «дедушку на облаках», сам же впадает в доктринальные дебри, представляя Бога тем же самым «дедушкой», только не на облаках, а в «сфере обитания», а значит – в соответствующих апартаментах: на золотом или бриллиантовом троне и тому подобное …
    «Бога не видел никто» (Ин. 4:12). Апостол имеет в виду Бога Отца, потому что перед этим текстом читаем: «Любовь Божия к нам явилась тем, что Бог Сына Своего Единородного (правильно Единосущного В.М.) послал в мир, чтобы мы получили жизнь через Него». Поэтому, пророки в своих видениях видели не Бога Отца, а Сына в облике Бога нашего Мира. Об этом очень образно описывает пророк Исаия.
    Подавляющее большинство богословов-исследователей представляют процесс творения Богом Вселенной как схоластический, одномоментный. Вот Бог где-то в «сфере обитания» посидел, подумал и решил немного «потворить». «Вначале сотворил Бог небо и землю … (…) … И назвал Бог свет «день», а темноту «ночь». И был вечер, и было утро — день первый Быт. 1: 4-5 «. И вот этот текст на полном серьезе воспринимается буквально в земном измерении, глухо не принимая во внимание то, что в «день первый» не было ни Земли, ни Солнца, и поэтому такого измерения как секунда, минута, час и день не существовало даже у Бога. Текст Библии: «у Бога один день, как тысяча лет» этими горе богословами объявляется аллегорическим, неким художественным вымыслом пророка.
    До тех пор, пока религиоведы совместно с религиозными вожаками не определятся четко и однозначно с Сущностью Божественного (Богом Отцом), приняв во внимание фундаментальные научные исследования и здравый смысл, наработанный тысячелетиями человеческого бытия нынешней расы человечества, до тех пор ошибочно принятые религиозные доктрины будут висеть на плечах истины тяжелым бременем, искажая Слово Божие.
    Это в равной степени касается и Сущности Бога Отца — не является изуверством, когда Бога Отца начинают расчленять на три части?! Не лучше ли оставить его в покое и поклоняться в покорности Такому, как Он есть: изначально Всемогущему, Безграничному, Недосягаемому и Невидимому?
    И в той же мере и силе поклоняться Его Сыну, Творцу нашего Мира, Богу нашему Иисусу Христу?
    Бог Отец руководит Вселенной Своим Духом и присутствует в каждой частице Своей Вселенной.
    Этим же Духом управляет нашим Миром, который Он создал, Сын Бога Отца – Иисус Христос. Этот Дух Присутствует ОДНОВРЕМЕННО в каждой точке нашего мира, поэтому Он не может быть лицом. «Односущий» — это значит «Вышедший из лона Отца». Поэтому и говорит Иисус Иоан.10:30: «Я и Отец — одно». И там же 5:26: «Ибо как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
    «Я и Отец — одно» — не значит одну Сущность. Если примитивно, то можно сказать так: Есть океан воды и из этого океана мы набрали ведро (гигантское) воды. И в океане и в ведре вода одинакова. Но это уже разные субъекты. Сын вышел из лона Отца — и Они есть Одно. Но, «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
    Бог Отец — не летающий старичок и не мудрее из мудрых обладатель, управляющий, сидя на золотом троне. Бог Отец — это Вечное Сознание, неизмеримое по Грандиозности, отнюдь не антропоморфное ( «Бог есть Дух Ин. 4:24), заполняющее все Всемирное пространство в Его Обители. Он действительно — Бесконечный. Поэтому никаким образом нельзя сесть справа или слева Бесконечного второй и третьей Личности … Можно войти в Его лоно и выйти из Его лона, но нельзя сесть рядом. «Никто Бога никогда не видел, — Единородный (правильно Односущий В.М.) Сын, сущий в лоне Отца, Он явил» Иоан.1:18. Апостолу не сказано, что Сын видел Отца, а сказано, что «в лоне Отца явил». А что обнаружил? Обнаружил (осознал), что находился в лоне Отца, а в определенное время вышел из лона Отчего для выполнения миссии создания нашего мира. Теперь же, когда вышел из лона Отца — стал обособленной Божией Сущностью человекоподобного вида и в полной и абсолютной связи с Отцом. «Разве ты не веришь, что Я — в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин.14: 9). «Я — Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня вы не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Сказанное Иисусом не означает, что с этого момента ученики физически вошли в Сущность Иисуса ли Он в их. Вот, в Евангелии ап. Иоанна 17:18 читаем: «Да и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня».Таким образом имеем Два Свидетеля, а не три в одном!.. «Один-то Бог, един и посредник между Богом и людьми — человек Христос Иисус …». Как уже было выше сказано, Бог Отец управляет Вселенной Своим Духом, а Сын Его – Односущный Бог и Творец – управляет созданным Им Миром тем же Духом Божьим, которым обладает в той же мере, что и Бог Отец. «Сказав это, Он (Иисус) дунул, и говорит им: «Примите Духа Святаго» (Иоан.20: 22). Бог Отец действительно Бесконечный! .. Он — не человек, и не может быть в человеческом виде. И на сам конец: Нужно осознать и признать, что к реальному познанию Бога Отца — способны не все индивидуумы: познание Сущности Бога Отца доступно зрелым по интеллектуальным и этическим критериям подвижникам. Все остальные должны совершенствоваться в образовании, накапливать достаточно разносторонних знаний, чтобы не закатывать глаза под лоб при слове «материя», а понимать и с верой воспринимать Божий Мир чрезвычайно сложный и обширный, что человек это не кавелок, слепленный из мяса и костей, — а такой же сложный субъект Божьего мира, как и Сам Божий мир. «Кто имеет уши — да слышит».
    С уважением и любовью. В.М.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"