Перевод текста и комментарий Александра Серкова — Евангелие от Матфея 9 глава (1 часть)
Тогда Он, войдя в лодку, переправился назад и пришел в Свой город.
2 И вот принесли Ему на постели парализованного. Видя их веру, Иисус сказал разбитому параличом: «Воспрянь духом, дитя! Прощаются тебе грехи твои».
3 Тогда некоторые из книжников помыслили: «Да, Он же богохульствует!»
4 Иисус, узнав их помыслы, сказал им: «Зачем допускаете злым мыслям гнездиться в сердцах ваших?
5 Что легче, сказать: “прощаются тебе грехи твои” или сказать: “встань и ходи”?
6 Но Я докажу вам, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». И, обратившись к парализованному, сказал: «Встань, возьми постель свою и иди домой!»
7 Он встал и пошел в дом свой.
8 Видевшие это, в трепетном волнении стали прославлять Бога, давшего такую власть людям.
9 Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидящего на месте для сбора податей, звали его Матфей. И говорит ему: «Будь Моим последователем». Матфей встал и пошел за Ним.
10 Как-то случилось, что Он возлежал в доме, и вот туда пришли многие сборщики податей и другие грешники; и возлежали они с Иисусом и Его учениками.
11 Когда фарисеи увидели это, с возмущением обратились к ученикам Его: «Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и с грешниками?»
12 Услышав их недовольство, Иисус сказал им: «Не здоровые нуждаются во враче, а имеющие слабость.
13 Уходя, поразмышляйте и уясните, что значат слова Писания: “Милость хочу, а не жертву”. Я ведь пришел для того, чтобы призвать не праведников, а грешников [к покаянию]».
14 Тогда подходят к Нему ученики Иоанна и спрашивают: «Почему мы и фарисеи [часто] постимся, Твои же ученики не постятся?»
15 И сказал им Иисус: «Неужели гости на свадьбе станут скорбеть, когда жених с ними? Придут же дни, когда отнят будет от них жених, тогда и будут поститься.
16 Никто же не латает поношенную одежду грубой необработанной тканью, в противном случае заплата из грубой ткани сядет и потянет на себя старую, и разрыв станет еще больше.
17 Также никто не наливает свежевыжатое вино в старые бурдюки, иначе бурдюки лопнут — и вино выльется, и бурдюки пропадут. Напротив, свежевыжатое вино наливают в новые бурдюки, тогда сохраняется то и другое».
18 Когда Иисус еще говорил, подошел к Нему некто из начальствующих и, упав перед Ним на колени, стал умолять Его: «Дочь моя сегодня скончалась; но Ты приди и возложи на нее руки, чтобы она ожила».
19 Встав, Иисус пошел за ним вместе со Своими учениками.
23 Когда пришел Он в дом начальника и увидел флейтистов и толпу шумящую,
24 То сказал им: «Покиньте это место, ведь девочка не умерла, она спит». Над Ним лишь посмеялись.
25 Когда всех выгнали, Иисус вошел в комнату, взял девочку за руку, и она воскресла.
26 И прошел слух об этом по всей земле той.
Содержание первой части 9 главы:
- Обвинение Иисуса в богохульстве (1-8 стихи)
- Обвинение Иисуса в безнравственности (9-13 стихи)
III. Обвинение Иисуса в нарушении общепринятых религиозных норм (14-17 стихи)
- Воскрешение дочери начальника (18-19, 23-26 стихи)
- Обвинение Иисуса в богохульстве (1-8 стихи)
Не долго Иисус находился в земле Гадаринов. Кажется, что прибыл Он туда только для того, чтобы исцелить одержимых демонами. Евангелизация жителей того города не получилась, Его попросили удалиться, и Он отправился обратно в Свой город, то есть, в Капернаум. Если выразиться современным языком, то Капернаум стал штаб-квартирой Иисуса во время Его служения (ср. Мар.2:1; Мф.4:13) после того, как Он столкнулся с неверием жителей Назарета, города Его детства, которые отвергли Его.
Но и теперь у Иисуса пошло не все так гладко, как хотелось бы, оппозиция начала давать о себе знать и давить со всех сторон. Разбирая восьмую главу, мы увидели, что вдруг шторм начался на море, и это грозило смертью как для Иисуса, так и для Его учеников, но, благодаря совершенному чуду, они были спасены. Иисусу грозила встреча с одержимыми бесами, этой встречи все избегали, слишком опасно было с ними встречаться, но Христос остался невредим при этой встрече, а одержимые были исцелены. Чем могла обернуться гибель свиней? Но по воле Иисуса ничего не случилось.
В этой главе мы увидим четыре оппозиционных выпада против Иисуса. Против Него выдвигают четыре обвинения, которые также могли настроить толпу, которая способна была бы причинить немало бед: Его обвиняют в богохульстве, в безнравственности, в нарушении общепринятых религиозных норм и в союзе с дьяволом. В этой части главы мы рассмотрим три обвинения, и четвертое рассмотрим во второй части. Чем могли окончиться эти обвинения? Давайте посмотрим, чем все же все закончилось. Начнем с обвинения Иисуса в богохульстве.
Иисус исцелил парализованного, и что самое главное, Он простил ему грехи. И вот, книжники обвиняют Его в богохульстве, потому что Он претендовал на то, что присуще только одному Богу. Богохульство означает оскорбление, клевета против Бога, кощунство с чьей-либо стороны. Хотя кощунство – это глумление, надругательство над кем-чем-нибудь почитаемым, над святыней, но Христос совершил большее преступление, как казалось книжникам, потому что Он присвоил Себе власть Самого Бога. Противники не маскируются, у них совершенно отсутствует какая-либо толерантность, они ставят Иисуса ни во что. В их глазах Он простой плотник, и Сам Сын плотника, берущий на Себя прерогативы Бога. Хотя мы знаем, что Иисус и есть Божественная Личность, но Его враги этого не признавали. Да, решительное заявление Иисуса действительно было бы богохульством, если бы Он был простым человеком, но Он доказал Свою Божественность, как воплотившийся Сын Бога.
Давайте рассмотрим теперь само чудо исцеления. Парализованного принесли Иисусу на постели. У кого было больше веры, у больного или у тех, кто принес его? Принесли бы его друзья Иисусу, если бы у них не было веры в Его исцеляющую силу? Нет, конечно. Они бы и больного убеждали в том, что эта затея бесполезна. А как вам такая мысль? Не кажется ли вам, что обращение Иисуса к больному само по себе какое-то странное: «Прощаются тебе грехи твои»? Что хотел этим сказать Иисус? В то время среди людей Востока бытовала такая концептуальная идеология, что причиной для болезни является грех, и чем обширней болезнь, это свидетельство большего греха. Отсутствие болезни, по их мнению – признак правильных отношений с Богом. И что следовало из таких представлений? что надо для того, чтобы получить выздоровление? Надо искать прощение греха, и это в первую очередь. Раввин Ами говорил: «Без греха нет смерти, и без какого-нибудь преступления нет боли и мук». Раввин Александр говорил: «Больной не встанет от своей болезни до тех пор, пока его грехи не будут прощены ему». Раввин Чийя бен Абба говорил: «Ни один больной не исцелится от болезни до тех пор, пока ему не прощены все грехи его». Видите, как все у них было взаимосвязано. Вполне возможно, что этот парализованный действительно был грешником. А кто может, анализируя свою жизнь во время тяжелой болезни, не чувствовать за собой каких-либо прегрешений? Неужели мы вполне уверены в своей безгрешной жизни? Что делает Христос в этом случае? В первую очередь Он дает больному чувство убежденности в том, что ему прощены все его грехи. А внутреннее успокоение – это уже путь к нормальному функционированию всех органов тела, а значит – к выздоровлению.
Современная медицина согласна с тем, что ум влияет на физическое состояние тела, и что у человека не может быть здорового тела, если его разум болен. Великий французский врач Поль Турьней привел следующий пример:
«Один мой друг-коллега в течение нескольких месяцев лечил одну девушку от анемии, но все бесполезно. В конце концов, он решил послать ее к участковому врачу района за разрешением для направления в санаторий. Через неделю девушка принесла ответ участкового врача. Он дал такое разрешение, но добавил: “При анализе крови у меня никак не получаются приведенные вами цифры”. Мой друг, несколько раздражённый таким замечанием, взял еще раз кровь на анализ и поспешил в свою лабораторию; было совершенно очевидно, что показатели крови вдруг изменились. “Если бы я до этого не проверял показатели при каждом посещении больного, – сказал мой друг, – я мог бы подумать, что ошибся”. Он вернулся к больной и спросил ее: “Произошло ли в вашей жизни что-нибудь необычное со времени вашего последнего посещения?” “Да, – сказала она, – я вдруг смогла простить человека, к которому испытывала зависть, и я сразу же почувствовала улучшение!” Изменилось ее отношение, изменилось ее душевное расположение, и одновременно изменился сам состав крови. Ум ее был исцелен, и тело тоже было на пути к исцелению» [1]
Человек, которому Иисус простил грехи, знал, что он грешник, и потому, что он был грешником, он был убежден в том, что Бог – его враг; и потому, и, естественно, чувствуя в Боге своего врага, он был парализован и болен. Как только Иисус принес ему прощение Божье, он почувствовал, что Бог больше не враг ему, а друг, и потому он исцелился. Но фарисеи все свое внимание перебросили с исцеленного больного на Иисуса, Который в их глазах оскорбил Бога. Иисус не пытается даже спорить с ними, Он ставит перед ними риторический вопрос логического содержания: «Что легче сказать: “прощаются тебе грехи твои”, или сказать: ”встань и ходи?”». Логика и мышление того времени подсказывают, что никакой больной не может встать прежде, чем ему не будут прощены его грехи. Если, по слову Христа, больной человек встал и пошел, это являлось неопровержимым доказательством того, что грехи его прощены. Этим Иисус доказал еще истину о том, что физическое здоровье и мир с Богом идут рука об руку.
Анализируя повеление Иисуса «Встань, возьми постель свою и иди домой!» — мы видим в этой фразе три глагола: «встань», «возьми» и «иди». Первый глагол сопряжен с двойным действием: действие веры больного, он не должен сначала удостовериться в том, что исцелен, он верой начинает вставать и тут же параллельно происходит действие Бога – его исцеление, и больной встает. Так случилось с парализованным. О чем говорят остальные два глагола? «Возьми постель свою» — это действие уже исцеленного человека. Что Иисус хотел сказать этим повелением? Сюда постель твою принесли твои друзья, да и тебя на этой постели. Почему? Потому что ты этого сделать не мог. Теперь ты вполне можешь ходить, так иди же; и постель свою ты сам можешь нести, так неси же ее, не напрягай друзей, вы теперь равны в силе и возможностях. А что хотел сказать Иисус повелением идти домой? Добрая новость, тем более новость о выздоровлении, а особенно о прощении грехов, должна прийти домой, к самым нашим близким. А потом, естественно, эта весть разойдется и дальше, не только от исцеленного, но теперь уже и от его домашних, которые не смогут удержаться, чтобы не похвалиться этой вестью с соседями и коллегами по работе.
Как народ отреагировал на это чудо? Они в трепетном волнении стали прославлять Бога, или, другими словами, ими овладел благоговейный страх. Это не был панический страх, это не был испуг, как при раскате грома и блеске молнии, которая может не только блеснуть, но и поразить. Они были в изумлении, как такое могло произойти, и их охватил страх благоговения перед величием Неба за соделанное чудо. Народ славил Бога за то, что Он наделил этого человека такой силой. Они не видели Божественность, они видели только человечность Иисуса. А оппозиция старалась вообще сам факт чуда не замечать, они искали, как бы скомпрометировать Иисуса, и что-то всегда находили в Нем, как им казалось, не то.
Это мы рассмотрели первое оппозиционное проявление по отношению к Иисусу, которое мы раскрыли в этой главе.
- Обвинение Иисуса в безнравственности (9-13 стихи)
Начинается эта история с того, что, продолжая Свой путь, Иисус увидел одного из сборщиков подати, которого звали Матфей. Иисус призвал его стать Его последователем. Матфей не отказался, он встал и тут же пошел за Ним. Вряд ли это была первая встреча Матфея с Иисусом. Может напрямую они и не имели встреч и душевных разговоров, но Матфей, по всей видимости, слышал наставления Иисуса, видел Его добродетельную руку, исцеляющую, воскрешающую и кормящую голодных. Иисус импонировал на него Своей обаятельностью, и сам Иисус это знал и был уверен, что Его призыв не останется безответным. Читая другие Евангелия, мы узнаем, что Матфей имел еще и другое имя Левий. Это не значит, что он был священником или левитом. У иудеев часто было по два имени, одно иудейское и другое греческое, которые обычно им давали при рождении.
Но призванием Матфея эта история с ним не заканчивается. Дело в том, что Матфей устроил ужин, на который позвал Иисуса с учениками, и, естественно, своих бывших коллег по работе. Вот тут-то и начались недовольства со стороны фарисеев, которые с возмущением обратились к ученикам Иисуса с вопросом: «Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и с грешниками?» А что, сборщики податей, или как их звали мытарями, не люди что ли, что с ними и есть нельзя? Нам трудно понять отношение фарисеев к мытарям, если мы до конца не знаем их профессию. Давайте рассмотрим, чем же занимались в то время мытари, какова структура их профессии?
Оккупировав Иудею, естественно, римляне обложили их налогом. Было установлено законом три больших налога: земельный, по которому человек должен был платить правительству 1/10 зерна и 1/5 вина и фруктов натурой или деньгами; подоходный налог, составлявший 1% доходов человека; и персональный налог, который должен был платить каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет. Эти налоги были установлены законом и не могли быть использованы сборщиками для личного обогащения.
Но были и другие налоги, в частности, таможенные пошлины. На все импортируемые и экспортируемые товары налагалась пошлина в размере от 2.5% до 12.5%. И вот это (от 2.5% до 12.5%) давало возможность лавировать, как перед народом, так и перед правительством. А знал ли народ в то время, не имея СМИ, какое имеем сегодня мы, сколько должен мытарь взять с них денег? Нет конечно, сборщики действовали по своему собственному усмотрению, по обстоятельствам и исходя из зажиточности налогоплательщика. Нужно было платить налог также и за проезд по большим дорогам, по мостам, за въезд на базарные площади, в города и в гавани. Матфея Иисус призвал с места сбора подати, это было в Капернауме, а Капернаум находился недалеко от Галилейского озера. По мнению многих комментаторов Матфей был именно сборщиком таможенного налога. Место, где он сидел у сбора пошлин, было между владениями тетрарха Филиппа и тетрарха Ирода. Налоги, должно быть, взимались с приезжающих из Сирии и Иудеи.
Должность сборщика налогов доставалась не просто так, ее покупали местные жители. Одно время даже были аукционы, на которых продавали эти выгодные должности взимать налог с народа. Было за что ненавидеть этих людей с такой профессией? Конечно. С одной стороны, они были на службе у оккупантов, а с другой – они обогащались за счет народа. А они иначе не могли поступать, их обязанностью было выплатить определенную сумму, да еще была и система взяток для того, чтобы удержаться на этой должности; а все, что было свыше того, оставалось у мытаря, как его зарплата. Так что – чем больше взял, тем лучше, но не для народа, конечно. Поэтому мытарю в таком случае с совестью считаться не приходилось. Во дни Иисуса сборщиков налогов было немало и, несмотря на то, то их все ненавидели, что даже сборщики налогов стали символом зла и эксплуатации, все же выгодная работа брала верх над всеми этими неприятностями со стороны народа. Мытарей не приветствовали ни в синагоге, ни в иудейском обществе за их презрительную работу.
Матфей, возможно, был из тех, кому эта профессия была не по душе, но он ничего поделать не мог, уже был повязан в эту систему. Возможно, он даже позавидовал ученикам Христа, видя их деятельность, не связанную с осквернением совести. Когда Иисус пригласил его стать Его штатным учеником, Он тут же встал и последовал за Ним, оставив, хотя и прибыльную, но аморальную и нечистоплотную работу, будто он этого призыва только и ждал. Возможно так оно и было.
Вы знаете, чем отличается патриот от националиста? Патриот любит свою страну, а националист ненавидит другие страны, которые считает своими врагами. Иудеи были больше националистами, чем патриотами свое страны. Римлян они ненавидели, а мытарей – еще больше за то, что они состояли на службе у их врагов. А как они отнеслись к Иисусу, Который так лоялен был к мытарям, что сидел с ними за одним столом и ел с ними? Не трудно понять их ненависть, хотя разделить их понимание и чувства мы не хотели бы.
А кого они считали грешниками? В Палестине были в основном две группы иудеев: ортодоксальные иудеи, это те, кто строго соблюдал закон в строжайшем исполнении всех мелких деталей; и те, кто не был так щепетилен к мельчайшим деталям. А мельчайшими деталями могли быть: регулярные посты, которые больше были показными; особая точность в отношении десятины, которую отдавали чуть ли не с каждой травинки в огороде. Ортодоксальные иудеи отличались еще тем, что они постоянно осуждали других за то, что они не соблюдают все мелочи, которые, им казались, были самыми важными в их жизни. Мы к этому вопросу еще подойдем и увидим, как Иисуса осуждали за то, что ни Он, ни Его ученики не постятся столько, сколько они. Ученики Иоанна также не были свободны от этой щепетильности.
Что мы понимаем под словами Иисуса: «Уходя, поразмышляйте и уясните, что значат слова Писания: “Милость хочу, а не жертву”. Я ведь пришел для того, чтобы призвать не праведников, а грешников [к покаянию]». Иисус предложил обвинителям один текст Писания из Ветхого Завета, а именно из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6:6). Он предложил им не быть однобокими богословами, не опираться на какие-то отдельные постулаты Торы, а рассматривать Тонах во всей его полноте. В частности, почему им надо было напомнить этот текст из книги Осии, они что ли сами не знали о нем, и не могли следовать и этим наставлениям Бога через пророка?! Беда фарисеев была в том, что, хотя они с большой точностью выполняли обряды иудаизма, сердца их были черствыми, холодными и безжалостными. Их жизнь радикально отличалась от действий Иисуса, Который был милостив ко всем грешникам, и к мытарям в том числе, что ортодоксальным фарисеям было не приемлемо. Мы видим, как логично защищался Иисус, Он заявил, что во враче нуждаются не здоровые, а больные. Что Он этим хотел сказать? Что как раз мытари и грешники нуждаются в выздоровлении от их духовной болезни, вот к ним Иисус и стремился, и Он достигал их сердец. Многие грешники стали Его последователи, и сам Матфей, оставив свою прибыльную работу, взялся за перо, и мы имеем это Евангелие, написанное им, и теперь как раз его и изучаем.
III. Обвинение Иисуса в нарушении общепринятых религиозных норм (14-17 стихи)
Вопрос встал теперь о посте:
14 Тогда подходят к Нему ученики Иоанна и спрашивают: «Почему мы и фарисеи [часто] постимся, Твои же ученики не постятся?»
Помните, фарисеи и саддукеи, враждовавшие между собой, объединились против Христа, это событие произойдет перед самым Его распятием. Дьявол объединяет враждующие партии против Иисуса. Теперь мы видим – ученики Иоанна консолидируются с фарисеями против учеников Иисуса. «Мы и фарисеи постимся, а Твои ученики не постятся». По другим Евангелиям, и фарисеи присутствовали здесь с учениками Иоанна, может даже они подстрекали их к провокационным вопросам. Поводом ко всем этим обвинениям был недавний ужин в доме Матфея. Видимо фарисеи и ученики как раз в это время постились. Что толку от их поста, если постясь, они шпионили за Иисусом и Его учениками, и вот материал для обвинения готов.
Для того, чтобы понять и фарисеев, и учеников Иоанна, надо знать, что из себя представлял пост в первом столетии нашей Эры среди иудеев. Он занимал очень важное место, особенно в жизни набожного еврея. Фарисеи практиковали пост два раза в неделю (по понедельникам и четвергам). Ученики Иоанна тоже придерживались этой традиции, они также пытались показать свою набожность. Вот представьте себе: все набожные постятся, а ученики Иисуса пируют, да еще с кем? с мытарями и грешниками. Во свете традиции того времени их можно понять. Но Иисус открывает им глаза на истинную суть набожности. С одной стороны, Он поясняет, что грешники как раз и нуждаются в том, чтобы с ними общались, они и так были унижены в глазах этих «набожных», и чувство общественной ущемлённой жизни довлело над ними, Иисус же дал им свободу от этого гнета. Он не даром заявил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). С другой стороны, Иисус на примере разъяснил ученикам Иоанна, кто может поститься, а кто – нет. Настанет время, и ученики Его будут поститься, когда Жених будет отнят от них. Он хотел оторвать их мысли от закоренелой формы – (два раза в неделю, по понедельникам и четвергам) — к осмысленному посту, к посту по нужде, а не по какому-то выработанному шаблону. Иудеи придерживались сухой формальной религии, не обдуманной, не осмысленной, а значит пустой.
Ко всему этому Иисус привел пример с латанием поношенной одежды и с вливанием свежевыжатого вина в старые бурдюки:
16 Никто же не латает поношенную одежду грубой необработанной тканью, в противном случае заплата из грубой ткани сядет и потянет на себя старую, и разрыв станет еще больше.
17 Также никто не наливает свежевыжатое вино в старые бурдюки, иначе бурдюки лопнут — и вино выльется, и бурдюки пропадут. Напротив, свежевыжатое вино наливают в новые бурдюки, тогда сохраняется то и другое».
Что хотел сказать Иисус этими двумя афоризмами? Во-первых, что случилось бы, если бы кто-то все же попытался это сделать? Лоскут новой необработанной ткани, пришитый к старой осевшей одежде, начал бы стягиваться и потянул бы общий материал и порвал бы его, и дыра стала бы еще большей. А если влить свежее вино в старые бурдюки, и когда оно станет бродить, начнут выделяться газы и станут давить на старую, огрубелую, потерявшую свою эластичность кожу, и тогда бурдюки, естественно, лопнут, и пропадут и бурдюки, и выльется вино.
Это мы проанализировали, что именно произошло бы, если бы кто-то решился залатать новым лоскутом старую одежду и налил бы для хранения свежевыжатое вино в старые бурдюки. Но вопрос стоит еще так: для чего Иисус привел эти афоризмы? Чем они связаны с постом? Первый пример более понятен: какая может быть печаль и какой пост, когда жених вместе со своими друзьями на свадебном пиру? А к чему здесь заплаты и бурдюки с вином? Иисус хотел сказать, что невозможно втиснуть новую весть Евангелия в старые, жесткие, потерявшие всякую эластичность надуманные формы религиозной обрядности. Учение Иисуса несовместимо со старыми путями иудаизма. Новому учению нужны новые средства для его осуществления. Иисус хочет сказать, что христианство решительным образом будет полностью новым без примеси фарисейской закваски. Иисус хорошо понимал, что Он пришел к людям с новыми идеями и с новым понятием истины, и Он также хорошо понимал, насколько трудно довести новую идею до понимания людей. И вот Он нарисовал две картины, понятные каждому иудею.
Как применить эти идеи нам, живущим в 21 веке? В современных условиях это значит, то мы должны быть достаточно эластичны, чтобы быть способными принимать и усваивать новаторские идеи, например, проведение уроков по изучению Библии, новые методы личного служения окружающим людям и так далее. Ведь жизнь не стоит на одном месте ни в каких отраслях. Если она прогрессирует в машиностроении, в медицине, в электронике, неужели наши методы должны оставаться на одном уровне наших дедов? Почему бы сегодня эффективно не использовать, например, интернет? А автомобили, поезда, самолеты нам даны неужели только для того, чтобы ездить на курорты?
- Воскрешение дочери начальника (18-19, 23-26 стихи)
Сопоставляя случай, связанный с воскрешением дочери начальника с повествованиями об этом же у других евангелистов, нам становится непонятным: к моменту, когда начальник (согласно другим евангелистам это был Иаир – начальник синагоги) излагал просьбу Иисусу, девочка умерла или находилась при смерти? Каждый евангелист по-разному описывает этот момент. Быстрей всего она была еще жива, когда отец поспешил к Иисусу, но была ее жизнь на волоске. Придя к Иисусу, Иаир не был уверен, что она еще жива, но конкретно не знал, умерла она или нет. Поэтому, в то время, как евангелисты пишут, что она умирает, Матфей сообщает: «Дочь моя сегодня скончалась». Иаир пришел к Иисусу с просьбой о воскрешении дочери.
Иисус не отказал ему в его просьбе, Он сразу же направился к дому этого начальника. Говоря об Иаире, мы видим его веру. Но глубока ли была его вера? В других случаях, например, в случае с сотником, просящий верил, что Иисусу достаточно сказать только слово, но Иаир верит больше в сенсорное исцеление, то есть, через непосредственное Его присутствие рядом с умершей, Его молитва и прикосновение через возложение рук.
Давайте уясним, кем был этот начальник синагоги. Это не маловажная личность в обществе. Он был избираем из старейшин. Он не был ни проповедником, ни богословом (в нашем понимании), он был блюстителем порядка во время богослужения. В его компетенцию входило назначать тех, кто будет во время служения молиться и читать из Торы текст, то есть, проповедовать. Другими словами, это был администратор синагоги.
Я не думаю, что начальник синагоги не испробовал все имеющиеся средства для исцеления дочери, но все оказалось безрезультатным. Осталось только в крайнем отчаянии обратиться к Тому, к Которому не очень-то и хотелось обращаться, так как он был начальником синагоги, одним из столпов иудейской ортодоксальной религии. Он был из тех, кто презирал и даже ненавидел Иисуса и рад был бы Его смерти. Но любовь к дочери заставила его преодолеть все преграды и пойти за помощью к Тому, Которого ненавидел, потому что идти было уже некуда.
И вот вся процессия подошла к дому этого начальника. Что сразу бросилось в глаза и резало слух пришедших? Все увидели флейтистов и услышали шум толпы. Посмертный ритуал был настоящим столпотворением. Все ритуалы у них были расписаны до самых мелочей: как следует разрывать одежду, до каких пор. Семь дней надобно ходить в разорванной одежде, потом слегка можно разрыв уменьшить, зашив слегка часть отверстия и так ходить еще в течение тридцати дней. После чего можно было одежду окончательно зашить. Рекомендации были и для женщин, как им разрывать одежду, чтобы не обнажить грудь: она в своей комнате разрывала нижнюю одежду на груди, потом разворачивала ее, чтобы передняя часть была на спине, а затем публично рвала верхнюю одежду. Это в отношении разрывания одежды.
А какой был ритуал, связанный с плачем? Для этого существовали профессиональные плакальщицы. У. Томсон в книге «Земля и книга» описывает плакальщиц, которые существуют на востоке еще сегодня: «В каждом городе и в каждой общине есть женщины, чрезвычайно искусные в этом деле. За ними всегда посылают и держат наготове. Как только входит новая группа сочувствующих и выражающих соболезнование, эти женщины изливают громкий плачь, чтобы вновь пришедшие могли еще проще пролить свои слезы со скорбящими. Эти женщины знают всякие подробности каждого человека, и немедленно, без всякой подготовки, начинают свой плачь, в котором приводят имена их недавно умерших родственников, задевая, тем самым, чувствительную струну в сердце каждого, и, таким образом, каждый оплакивает своего умершего, и зрелище, которое в противном случае было бы трудным или вообще невозможным, совершается просто и естественно».
И вот, представьте себе весь этот шум и гам: игра нескольких флейт, искусственные рыдания нанятых плакальщиц, душевный и естественный плач родственников. Все это можно назвать одним словосочетанием: «шум и гам», так как причитания по умершему в доме скорби совершалось непрерывно.
И вот в эту возбужденную от истерики толпу вошел Иисус. Он повелел, чтобы помещение освободили, мотивируя тем, что девочка не умерла, она спит. Это, конечно, вызвало со стороны толпы презрительные насмешки в адрес Иисуса. Но Иисус, тем не менее, вошел в комнату, в которой лежала девочка, взял ее за руку, и она воскресла. По рассказам Матфея, это первый случай воскрешения.
- Комментарий Баркли