Кто наши «отцы церкви»?
Далеко не все дети Авраама образовали израильский народ — из восьми сыновей только потомки Исаака, а из двоих сыновей Исаака — только Иаков, не Исав. Евреем становятся, принимая обрезание и принося жертвы. Обрезание ребенка — выражение веры родителей, участие в храмовых обрядах — выражение личной веры человека.
Но израильский народ всегда состоял не только из генетических потомков Авраама. Как язычник присоединялся к Израилю? Согласно Исх.12, он должен был быть обрезан и вкусить пасхального ягненка. Это обращение включало в себя не только религиозное, но и национальное и этническое измерение.
Обращение моавитянки Руфи показывает нам, что язычнице нужно было отказаться от своего народа и своей религии: «народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь1:16).
Принявшему обрезание язычнику также нужно было забыть о своих предках и исповедовать Авраама своим приемным отцом. Вот что он (независимо от своего генетического происхождения) должен был говорить на храмовом празднике первого снопа: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед» (Вт.26:5-9).
В результате в Иерусалиме во время сошествия Святого Духа на апостолов собрались «Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне?» (Деян.2:5-11). Среди иудейских паломников там были как этнические евреи, так и прозелиты (обрезанные неевреи). Трудно сказать, какие из этих названий обозначают место проживания этих людей, а какие национальность. Последние два наименования указывают на греков с острова Крит и арабов. И если арабы имели генетическую связь с Авраамом через Измаила, то греки роднились с ним разве что через Ноя.
Ранняя церковь не собиралась разрывать этой связи с иудейской традицией. Единственный документ, выработанный общим решением ранней церкви и вошедший в библейский канон, гласит: «Не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян.15:19-21). Последний аргумент значит, что апостолы планировали и в дальнейшем использовать опирающийся на Пятикнижие и книги Ездры и Неемии механизм обращения язычников через религиозное образование в синагогах. Затем апостолы излагали бы им мессианские пророчества в уже изученных этими язычниками священных книгах.
Апостол Павел также отождествляет обратившихся в христианство коринфских язычников с опытом исхода из Египта: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:1-6).
Как мы знаем, в истории всё случилось иначе: взаимный разрыв синагоги и церкви привел к тому, что оставшиеся без системного наставления из Писания язычники стали вводить в церкви свои привычные порядки, и на полторы тысячи лет воцарилась богоборческая власть «малого рога». В итоге всё Средневековье книги Моисея и пророков по-прежнему преподавали в синагогах, но отрицали мессианство Иисуса, проклинали и изгоняли из своей среды евреев, обратившихся в христианство. Раввины критиковали взгляды иудео-христиан и запретили рассчитывать пророчество о 70 седминах из Дан.9, а церковь издавала указы о репрессиях в отношении христиан, решивших посещать синагоги. Христианские владыки сгоняли евреев в гетто, лишали их человеческих прав, церковь проповедовала ярый антисемитизм и языческие доктрины под видом христианства и регулярно подстрекала своих последователей к погромам «жидов-христопродавцев». Стоит ли удивляться, что миллионы людей свято верят, что «синагога и церковь никогда не имели и не должны иметь ничего общего» и что Иисус, внезапно появившийся «то ли из Греции, то ли из Тибета», создал совсем другую религию?
Надежным аргументом против таких взглядов является Откровение апостола Иоанна. В этой книге христианский Остаток всегда изображается верным наследником опыта древнего Израиля.
Здесь Иисус предстает в одежде иудейского священника, совершающего ежедневное служение рядом с семисвечником в первом отделении Храма. Также Он выглядит как облеченный славой Господь в видениях пророков Исаии и Иезекииля. Иисусу в книге Откровение принадлежат все титулы Бога Авраама, Исаака и Иакова, которые встречаются у Моисея и пророков.
К христианам Иоанн прилагает Божьи обещания, данные древнему Израилю. Собирающихся, чтобы читать, слушать слова пророчества и соблюдать написанное, Иисус сделал царями и священниками. Это центральная мысль первой половины книги Откровение.
Иисус вернет христианский Остаток к дереву жизни в Эдеме, воскресит вместе с праведниками прошлого, накормит сокровенной манной (чей там отец странствующий арамей?), даст им власть над язычниками, обещанную царю Соломону, облачит в белые одежды священников, внесет их имена в книгу жизни (перепись израильского народа в книге Числа), сделает столпами в Божьем Храме, повяжет на их лбы золотую пластинку с Божьим именем и посадит с Собой на царском престоле. 144.000 праведников, получивших на лоб печать Бога живого, описываются как остаток древнего Израиля — по 12.000 от каждого из 12 израильских племен.
После Голгофы Иисус снимает семь печатей со списка спасенных — той самой книги жизни. Он теперь имеет право воскресить тех, кто со времен Адама надеялся на грядущее спасение Господне. Перед снятием седьмой печати начинается День искупления, обозначенный семикратным звуком трубы. Это последний шанс присоединиться к Божьему Остатку, а уже входящим в его число — исследовать свою жизнь, согласовав ее с волей Всевышнего.
А лжехристианам, не желающих по приходе в церковь оставить языческие убеждения и практики, достается гнев Иисуса. Им адресованы семь язв, напоминающих десять египетских язв, обращенных против египетских богов (Исх.12:12). То есть книга Откровение приравнивает лжехристиан к язычникам — врагам библейского Бога. Вот что этим людям дороже Голгофской жертвы: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр.9:20-21). Их вина состоит не в отвержении Иисуса — на словах они все христиане. Но их жизнь не соответствует заповедям Божьим.
Затем показано открытие книги, запечатанной пророком Даниилом. Этим актом Господь снова призывает Свой народ пророчествовать о событиях конца времени. После этого завершающего свидетельства и седьмой трубы День искупления оканчивается, и наступает пришествие Иисуса, несущего спасение Своему народу и возмездие нечестивым. Храм Божий открывается, и работа искупления завершена. Человечество разделено на две несмешиваемые части — спасенных и обреченных на уничтожение.
Центральная часть книги Откровение — 12-14 главы — излагает небесное измерение Божьего плана спасения. Показывает, почему Иисус всё сделает именно так.
Здесь Божий народ, как в пророческих книгах, изображен в виде Божьей супруги. Это древний Израиль в снах Иосифа: его отцом (солнцем) является Иаков, матерью (луной) Лия и Рахиль, а двенадцать звезд — их сыновья. Целью древнего Израиля было рождение Мессии — небесного Младенца. У Божьей супруги есть враг — красный дракон, он же змей, дьявол и сатана. Удивительным образом Младенец избегает драконьих зубов, возносится к Богу и восседает на Его престол. А Божья супруга прячется в пустыне на 1260 лет правления богоборческой силы. Народ Божий до рождения Мессии (Израиль) и после (Церковь) называется одинаково — Божьей женой.
Чтобы объяснить эти чудесные события, повествование поднимается в Небеса, к престолу Всевышнего. Здесь дракон противостоит великому князю, архангелу Михаилу, который в книге Даниила совершает воскресение мертвых. Михаил побеждает, и дракон изгнан на Землю. Обнаружив, что Младенец недосягаем для его зубов, дракон-сатана начал преследовать жену — Божий народ. Этот верный Остаток сохраняет Божьи заповеди, не считая их относящимися «только к евреям», и исповедует веру в Иисуса — а не в деву Марию, сонм святых заступников и заслуги церкви.
В ответ на такую верность дракон выводит двух зверей — одного из моря, другого из земли — которые должны силой заставить всю землю забыть о Младенце и Его служении в Небесном Святилище и поклоняться дракону-сатане и его учениям.
Но усилия этой лжетроицы напрасны: мы видим, что Иисус и 144.000 запечатленных невредимыми стоят на храмовой горе Сион. Запечатленные поют «как бы новую» песнь.
Но Иисус не просто спас Своих людей от зубов дракона и двоих зверей. Он контратакует, посылая трех ангелов. Первый ангел осуждает попытки сатаны заменить собою Бога-Творца. Второй ангел сообщает, что Господь отвергает попытки смешать в поклонении Ему библейские и языческие элементы. Третий ангел провозглашает смертный приговор тем, кто не отвергнет ложную форму поклонения, навязанную сатаной. Три эти темы составляют содержание второй половины книги Откровение.
Оканчивается этот ультиматум грешному миру повтором формулы Божьего Остатка: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14:12). Никакого противопоставления. Полное единство заповедей и веры.
Какую же «как бы новую» песню поют спасенные? Это «песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца» (Откр.15:3). Их верность опирается на опыт иудейского остатка и опыт Голгофы.
Оканчивается книга величественным описанием новой Земли, где Божья столица названа Новым Иерусалимом в противовес земному Иерусалиму, к моменту написания книги уже разоренному войсками Тита. На воротах этого города «написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр.21:12, 14). Это описание опирается на виде?ние очищенной израильской земли, данное пророкам Исаии и Иезекиилю, и оканчивается заявлением: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.21:14).
Писания апостолов не оставляют сомнений: отцами церкви должны быть не Василий Великий или Августин Аврелий, а иудейские праведники прошлого, о которых повествуют Моисей и пророки. Их опыт, помноженный на опыт Голгофы, приведет Божий Остаток последнего времени к великому торжеству — участию в воскресении праведных и вечной жизни на новой Земле.
Максим Балаклицкий
Комментарии (22):
Др.
| Ссылка на комментарий
И кто же эти иудейские праведники прошлого, о которых повествует Моисей и пророки? (По поводу отцовства см. Мф.23:9 )
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
в Мф.23:9 Иисус оспаривает власть фарисеев, а не необходимость Церкви опираться на опыт иудейских праведников от Авраама до Малахии.
никто ж не спорит о том, что Иисус открыл Небесного Отца. но я показал массу мест (и вся книга Откровение об этом), где народ завета всех времен показан единой традицией, реализацией единого плана Божьего спасения — вечного Евангелия. это я и хочу показать.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
статья плотная…ничего не скажешь хорошее введение в откровение….но извините отцы церкви сформировали канон,евсевий кесарийский составил список канона по простой статистики цитирования нового завета отцами церкви……я лично думаю,что Христос принес совершенно новую религию….так как сам Христос практически иудеем не был,ведь вы же не назоветерусским ,человека у которого папа негр,а мама русская……и поэтому в новомзавете в посланиях два главных героя ,это авраам,который евреем не был и Христос,и много примеров неевреев .например :раав блудница,корнилий,хананеянка…..вообще томного факторов об этом свидетельствует,немного попозже напишу…
потом вопросы ересей.значения нашей воли в спасении,это все отцы церкви,так ,что стоит ли их бросать в утиль\….при том книга откровения многими считалась второканонической и книги откровения сохранилось,только 270 манускриптов в отличии от тысяч нового завета и по ней было много споров и авторство спорное и тд.
Др.
| Ссылка на комментарий
А фарисеии на чей опыт опирались, не тех же самых праведников?
Иисус о фарисеях сказал «берегитесь их закваски». Т.е. их образ мышления Богу не угоден.
О Себе же Он сказал «один у вас учитель», о Боге-Отце — один у вас Отец.
По делу
| Ссылка на комментарий
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
еще раз: Иисус критиковал евреев, уповавших на свое плотское происхождение от Авраама. но речь идет об опыте ветхозаветных праведников, среди которых, конечно же, были не только физические потомки Авраама (см. первое предложение второго абзаца моей статьи).
романец владимир
| Ссылка на комментарий
.
Рим.4:11 И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:
(Флм.1:10)
Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
(1Иоан.2:1)
сдесь мы видим нарушение принципа не называть ни кого отцом,вот буквализм,это страшная ересь,которая просто окутала своими миазмами церьковь….получается нельзя называть детям своих родных родителей отцами??…отцы ЦЕРКВИ…имеется ввиду ,что отцами ониявляются не прихожан,а самой структуры и являются отцами в чисто историческом,а не духовном смысле……..нужно посмотреть все конекты этого отрывка в евангелии,и спросить кому адресованно повеление? ученикам или всем людям? тогда станет понятен текст евангелия…к сожалению вырваные из контекста «золотые стихи библии «..являются бактериями буквализма и пользы приносят мало…..это народное ,наше русское богословие к сожалению…..а как же наш отец по вере авраам??
романец владимир
| Ссылка на комментарий
это место в центере полемики Христа с фарисеями и 23 глава это глава о фарисеях…..и в данном времени,когда фарисеи называли себя учителями и отцами………естественно ученики не могли себя называть учителями и отцами на фоне фарисеев….когда эти звания себя дискредитировали ,лицемерной религией книжников…
Др.
| Ссылка на комментарий
Максим,
Речь в статье идет не об этническом происхождении, как я понял.
Речь идет о том, кто является для нас примером и наставником.
Примеры ветхозаветних праведников хороши в каком-то смысле, но у нас нет полного описания их жизней, мыслей и дел.
Но даже если бы и были, мы не можем делать их своими отцами, поскольку Новый завет предлагает нам рождение свыше и получение наставления от самого Бога через Святый Дух.
Новозаветние праведники и подвижники веры также не могут быть нашими отцами, как и верхозаветние (т.е. в каком-то смысле они могут быть примером, как Павел говорил «подражайте мне в том, как я подражаю Христу»).
К примеру, реформаторы оставили нам замечательные примеры веры, но и они также не стремились быть нашими отцами, а обращали всех исключительно к слову Божьему.
Ну а поскольку Слово Божье — Христос — не предлагает нам никаких других наставников, кроме Себя самого, то и вопрос «кого выбрать в отцы», получается, не имеет смысла — «один у вас Отец».
То, что Павел называет себя отцом верующих, ничего не говорит — это он сам так считает, и скорее всего это просто образное выражение, а другие же его отцом нигде не называют.
В Библии, по крайней мере, таких примеров нет.
Да и он сам никого не призыват называть его отцом.
Поэтому я бы не переводил внимание читателей с новозаветних отцов на ветхозаветних (которые и не отцы), а указал бы читателям на Христа, как на окончательный пример для подражания и послушания.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
одним словом джизас…..это уже немного приелось ,но это очень обобщенно….
во первых павел говорит,что авраам отец верующих….
отцы церкви пришли к выводу о божественности Христа,отвергли пелагеанство,который цвете буйным цветом сейчас,если опрашивать верующих,разоблачили монтанизм,который проявляется иногда,гностицизм,но он очень хороше маскируется,пришли к выводу о троице…..приняли истину о существовании сатаны и демонов,троица,реформаторы писали под вдохновение от трудов августина,в частности лютер и др.разоблачили маркиона,то бы мы сейчас имели бы евангелия без чудес…вопрос не в том как мы называем вопрос,как можно отвергать отцов,если мы пользуемся их исследованиями и трудами,мы пользуемся основанием ,которое положили они….
это все равно,что сказать матери и отцу,это не вы меня родили,а это воля Божья,что бы я родился и все что вы мне дали доброго,это от Бога и это ваша святая обязанность…
Др.
| Ссылка на комментарий
На этом сайте в основном все об Иисусе, и если какому-то троллю это не нравится, пусть он идет себе в другое место — из-за него никто ничего менять не будет.
По делу
| Ссылка на комментарий
Романцу .Там же вроде ясно сказано что это не должно быть между братьями христианами.А то что апостолы всё же назывались не могло быть ошибкой апостолов?Иначе слова Христа теряют смысл вроде.Против чего боролся Христос давая это наставление?
романец владимир
| Ссылка на комментарий
извините этот стих взят из проповеди Христа ,о фарисеях и взят как противопоставление желанию фарисеев ,называтся учителями и отцами,это локальная проблемма того времени,это говорит,что он многое демонстративно не делал,что делают фарисеи,в частности ,ради спасения фарисеев Он они не назывались учителями и отцами…
но далее павел называет отцом авраама и сам называет себя духовным отцем онисима,то есть вне общества фарисеев,которые дискредитировали термин отец,это вполне нормально….
если постоянно повторять джизас ,джизас,это еще ничего не говорит…..если нет элементарных плодов ,таких,например,как вежливость,комуникабельность,воспитанность,сколько не повторяй слово джизас ,ничего от этого хорошего не будет….
за словом джизас очень много других слов.одним словом не отпишешся,это в сектах можно сказать джизас и заплакать и сказать аминь…..
а церкви всегда много вопросов…
и вы злостно проявляете антихристианские черты…..не смотря на все обличения…..
романец владимир
| Ссылка на комментарий
а может и не ясно,а может это между апостолами только ,как раз и не ясно .
романец владимир
| Ссылка на комментарий
9. 1Кор.4:15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
10. Евр.13:7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
11. Евр.13:17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
12. Евр.13:24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
сдесь павел называет вполне спокой всех насмтавниками,может потому,что евангелие от матфея еще не было опубликуовано во время павла и он не смог его прочитать…
Др.
| Ссылка на комментарий
Не сатане судить о христианах. Есть у них судья Христос, перед Ним они и будут отчитываться.
Так что идите себе бегайте с автоматом по Харькову, обличитель самозванный.
А если вам захочется еще что-то сказать в мой адрес, то просто вспомните аббревиатуру КСНТ и может передумаете говорить, если вдруг озарение найдет.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
это смешно…спасибо….да ясфотографировался с учебным автоматом,который разбирали по очереди все желающие,попросил ,чтоб сфотографировали,а что за абревеатура,я вообще не пойму,что это такое??…проясните пожалуйста…
то есть если за мной есть что то то меня можно обзывать не стесняясь…….это в духе вашего христианства без плодов Духа…….вы бы могли меня обличить и указать на мои проступки,а вы сразу пошли оскорблениями,это как римские солдаты,они знали,что за то что они будут бить Христа им ничего не будет и оторвались по полной…..аналогия полная…
вы сами покажите своей вежливостью,что вы настоящий христианин…..Христос знал,что Петр его предал,но Он не обзывал его и не гневался на его…….берите пример со Христа…
КСНТ—а что такое КСНТ…это вообще что то загадочное,это вообще компромат наверное вообще…..
романец владимир
| Ссылка на комментарий
просто ваше богословие похоже на одну историю
девочка плачет и побегает к папе .
папа ,папа ,написано,что фломастер смывается и я начала смывать его тряпкой и на листочке образовалась дырка.
а папа говорит: доченька,так он с руки или с ткани смывается,а не с бумаги!!!
вот к чему приводит буквализм ВОТ НАПИСАНО,ЧТО НИКОГО НЕ НАЗЫВАЙТЕ ОТЦОМ а какой контекст? в каком смысле?? и кому это сказано?? мало интересует и что уйма мест,когда апостолы назывались и отцами и учителями и наставниками….и обида на тех кто не имеет буквалистского подхода…
романец владимир
| Ссылка на комментарий
я вздумал вас еще обличить,может я и сатана,но кто Христов,а кто не Христов —определить можно легко….
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
(Матф.7:15-20)
По делу
| Ссылка на комментарий
Романцу.А вы не думали что этим высказыванием Христос хотел предотвратить иерархию в церкви.Конечно могут быть какие то административные должности, но никто в церкви не может сказать что он может устанавливать догмы или давить чужое мнение авторитетом основанным на годах пребывания в церкви или на основании того что он занимает какую то должность.Ибо как выяснилось во времена Христа никто из богословов с первой волной не пришёл ко Христу.Даже Павла чуть ли не силой пришлось обращать.А на счёт наставников может быть и не удачный перевод, хотя если использовать в узком смысле в значениях как например читающий или говорящий проповедь или обративший из язычников ,то такое ещё возможно мне кажется .Кроме того мы знаем, что первоапостольская церковь начала быстро деградировать и я думаю ,что в таких высказываниях и проявлялась зачастую недостаточная обученность или понимание роли христианина .Ибо каждый христианин должен быть способен преподавать то что ему недавно или давно открыл Бог и быть такого не может что так называемый рядовой не знал бы или не умел бы эффективно бороть козни сатаны или похоти плоти и поделиться этим опытом хотя бы и с уже опытными и с большим стажем собратьями и даже оказаться более мудрым в данном случае среди них.
романец владимир
| Ссылка на комментарий
Рим.12:7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении;
отец переведено—везде как отец одним словом,учитель —другое слово,но оно так же применялось ко Христу,а наставник другое слово,но оно применялось в пророчествах о мессии….
я думаю можно заочно называть учителями и иерархия всегда была и в ВЗ и НЗ ,возможно нельзя требовать к себе обращение,типа ваше преосвященство или учитель или наставник,отец ….Христос осуждал того кто требует к себе в обращении прилагательные типа учитель или наставник,а заочно можно человека называть учителем или отцом,ведь ни кто в общинах не обращается с титулами ,как отец или учитель…..тем более написано НЕ НАЗЫВАЙТЕСЬ не написано не называй кого то ,а написанно не называй себя и не требуй к себе таких титулов…
По делу
| Ссылка на комментарий
Думаю дело всё же не в названии а в отношениях