Комментарий Александра Серкова на Евангелие от Матфея. 5 — глава (2 часть)
21 Вы слышали, что было сказано еще в древности: ”Не убивай”; если же кто убьет, тот ответит перед судом.
22 Я же говорю вам: всякий, гневающийся на брата своего [напрасно], ответит за это перед судом; кто же обзовет брата пустым человеком, тот ответит перед Синедрионом; а кто скажет: “Ты безмозглый”, того ждет геенна огненная.
23 Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вдруг вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя,
24 Оставь там дар твой у жертвенника, иди примирись с братом, и лишь потом вернись и принеси свой дар.
25 Если случится, что противник поведет тебя на суд, уладь все по дороге, иначе дело дойдет до того, что он отдаст тебя судье, а судья даст указание начальнику тюрьмы, и тебя непременно посадят.
26 Говорю тебе точно: не выйдешь ты на свободу, пока не выплатишь весь долг до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что было сказано: “Не нарушай супружеской верности”.
28 Я же говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину похотливым взглядом, тот уже нарушил супружескую верность в сердце своем.
29 Если же ты хотя бы одним глазом открываешь вход греху, вырви его и выбрось вон. Не лучше ли лишиться одного члена тела, чем всему телу быть брошенным в геенну?!
30 И если правой рукой ты грешишь, отруби ее и отбрось от себя. Для тебя будет гораздо лучше, если погибнет часть тела, нежели все тело окажется в геенне.
31 Также сказано было: ”Тот, кто разводится с женой, обязан дать ей свидетельство о разводе”.
32 Я же говорю вам: кто разведется с женой, кроме причины блуда, тот подает ей повод быть соблазненной; и кто женится на разведенной, тот также повинен в грехе прелюбодеяния.
33 И еще вы слышали, что было сказано в древности: “Не нарушай клятвы своей и выполняй все, в чем ты поклялся Господу”.
34 Я же говорю вам: вообще не клянитесь: ни небом, потому что оно — престол Бога;
35 Ни землей, потому что она – подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя;
36 Ни головой своей не клянитесь, ведь вы не можете хотя бы один волос сделать белым или черным.
37 Да будет ваше “да” действительно “да”, а если “нет”, то да будет ”нет”; а все остальное — от лукавого.
38 Вы слышали, что было сказано: “Глаз за глаз, зуб за зуб”.
39 Я же говорю вам: не противьтесь злому. Если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и левую;
40 И если кто захочет судиться с тобой ради нательного белья, отдай ему и верхнюю одежду.
41 А если кто принудит тебя идти с ним римскую милю, пройди с ним две.
42 И если кто попросит у тебя что-либо, дай ему. И не отказывай тому, кто просит в долг.
43 Вы слышали, что было сказано: “Люби ближнего своего и ненавидь врага своего”.
44 Я же говорю вам: любите врагов своих, [хорошо отзывайтесь о проклинающих вас, делайте угодное питающим к вам отвращение и] молитесь за тех, кто [оскорбляет и] преследует вас.
45 Только так вы будете сыновьями Отца своего Небесного, потому что по Его воле солнце всходит и над злыми и над добрыми; и дождь проливается как для праведных, так и для нечестивых.
46 Если вы любите тех, кто вас любит, какая в этом заслуга? Разве не так же поступают и сборщики налогов?
47 И если вы приветливы только с приятелями, что в этом особенного? Разве язычники поступают иначе?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Содержание второй части главы:
- Первая моральная норма. Мир превыше всего (21-26 ст.).
- Вторая моральная норма. Супружеская верность (27-30 ст.).
- Третья моральная норма. Жизнь без развода и без повода к разводу (31-32 ст.).
- Четвертая моральная норма. Да или нет, а остальное от лукавого (33-37 ст.).
- Пятая моральная норма. Непротивление злу (38-42 ст.).
- Шестая моральная норма. Любовь к врагам (43-48 ст.).
- Первая моральная норма. Мир превыше всего (21-26 ст.).
В словах Христа мы видим власть и авторитет. Если раввины ссылались на авторитет закона, то Христос мог заявить: «Я же говорю вам…». И таких «Я же говорю вам» здесь шесть, и после каждого такого Его заявления следует моральная норма. Если это заметили мы, то слушающие Иисуса также не могли не заметить, что Он говорил от Своего собственного авторитета. Что Христос хотел показать в этих шести главных моральных нормах? Он фрагментирует внешнюю, показную праведность, которая была к тому же наслоена экстремистскими элементами, от чистоты моральной нормы. «Пустую шелуху» от отметает, а норму поведения расшифровывает, расширяет и возвеличивает.
Начинает Он с гнева. Чем заканчивается чаще всего гнев? Приведу один Библейский пример:
42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;
43 И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран,
44 И поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,
45 Пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? (Быт.27:42-45).
Видите, каково последствие ярости и гнева? Благо, что Иаков скрылся от гнева брата до тех пор, когда гнев и ярость его ни утихли. Поэтому Христос берет мысль об убийстве в самом корне, который разрастается внутри человека, переполняет его, и вполне может закончиться убийством. Христос предупреждает: «Я же говорю вам: всякий, гневающийся на брата, ответит перед судом». Говоря о суде, Христос переплетает понятие о суде Божьем с понятием о суде земном. За убийство человек ответит, как перед судом земным, так и перед судом небесным. А за гнев? Будет ли земной суд судить человека за гнев? Нет. Тем более, гнев человек может скрыть, не дать ему внешнее проявление, но Богу все известно. Поэтому, если суд земной может наказать только за результат гнева, то Бог в состоянии коснуться корня зла и судить человека за сам гнев. Человек не всегда реализует свой гнев в убийство, но с враждой в сердце он может прожить всю жизнь, и в конце концов так и уйти в могилу с этой горечью.
Гнев может реализоваться еще в словесной перебранке, которая тоже имеет разную степень тяжести. Сказавший брату своему: «Ты пустой человек», — может отделаться земным судом; а вот за слова «ты безмозглый», земным судом можно и не отделаться, сказавшего эти весьма обидные слова ждет еще и геенна огненная. О, сколько здесь есть непонятного. Идет ли речь буквально только о словах «пустой человек» и «безмозглый человек», или эти слова приведены как пример? А что такое «геенна огненная», которая ждет того, кто распускает свой язык в адрес другого человека? И еще интересный вопрос может возникнуть: а оправдывается ли какой-либо гнев? Может существует какой-то святой, не греховный гнев? Или любой гнев это грех? Это все интересные и к тому же весьма насущные вопросы. Давайте разберем все эти непонятные выражения и понятия.
Начнем с геенны. Уж очень нам хочется поскорей узнать, что это за страшилка такая? Только Матфей пишет о геенне семь раз (Мф. 5:22,29,30; 10:28; 18:9; 23:15,33), не говоря уже о других евангелистах. Обратимся к истории возникновения этого выражения. В греческий язык оно пришло как транслитерация еврейского словосочетания «гэй вэн hином) – буквально долина сына (потомка) Еннома. Об этой долине мы читаем в книге Иисуса Навина:
«Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рефаимов к северу» (И. Нав.15:8).
И Иеремия пишет об этой долине:
«И выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которые скажу тебе» (Иер.19:2).
Видите, это реальная долина на юго-западе Иерусалима. Но чем знаменательна она? Мы читаем о царе Ахазе:
3 И он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых;
4 И приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом (2Пар.28:3-4).
Видите, царь Ахаз ввел языческий обычай сжигать младенцев Молоху на возвышенности Тофет в долине Еннома во дни Исайи. Манасия, внук Ахаза, возобновил этот обряд, который его отец отменил. Мы читаем:
1 Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме,
2 И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
3 И снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему,
4 И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно;
5 И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня.
6 Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его» (2Пар.33:1-6).
И Иеремия пишет о мерзостях, совершавшихся в этой долине:
33 Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления,
34 И в доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя его.
35 Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду (Иер. 32:33-35).
Иосия же, благочестивый царь «осквернил Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» (4Цар.23:10). И вот Бог предупредил народ, что долина Еннома однажды станет местом, где будут «лежать трупы народа»:
32 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
33 И будут трупы народа сего пищей птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их (Иер.7:32-33).
6 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения (Иер.19:6).
33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его (Ис.30:33).
Вот на базе этих мест Писания, да еще и в вперемешку с высказываниями греческих философов, у Иудеев сложилось эсхатологическое представление о месте, где будет Бог уничтожать всех нечестивых, а уничтожать Он будет их огнем; вот они и называли это место «Геенна огненная». Христос использует эти представления людей о месте наказания и говорит, что того, кто скажет, что «ты безмозглый» — ждет геенна огненная.
Почему слово «безмозглый» так страшно употреблять, а вот сказать «пустой человек» — менее страшно? Чтобы это понять, надо увидеть то, что стоит за этими словами, какое они имеют значение. В греческом мы имеем два слова: Одно из них ???? рака, другое — ???? — морэ. Чем они отличаются?
Слово ???? рака произошло от еврейского (а евр. от арам.) ??? рэк и имеет значение «пустой». Значение при переводе «пустой» и не больше. Но что значит «пустой человек»? Это как новенький компьютер и новая в нем операционная система, но нет там ничего: ни песен, ни проповедей. Это нормально для маленького ребенка не иметь еще базы данных, которые имеет взрослый человек. Но когда уже усы растут, а в голове до сих пор пусто, это уже балбес, бестолковый, неотесанный человек, обалдуй. У него мозги есть, но он их не развивает.
Другое слово, которое употребил Матфей, это ???? — морэ. А вот значение этого слова уже «безмозглый». Если сравнить с компьютером, то в нем стоит самая первая операционная система для персональных компьютеров MS-DOS. Эта система была очень несовершенной по сравнению с новыми операционными системами. В той системе не было тех возможностей, которые мы имеем сегодня. Безмозглый (???? — морэ) — это самое обидное слово, оно цепляет за самое живое, это даже не умственно отсталый, у него не то, что «не хватает ума», он совершенно безмозглая балванка, MS-DOS в первом поколении или вообще «ZX Spectrum», программирование на котором совершалось на языке «Basic». Назвать современный компьютер «ZX Spectrum», это одно и то же, что назвать человека безмозглым, не способным вообще мыслить. Это унижает не только достоинство человека, но и затрагивает Бога, создавшего человека и умиравшего за него. Человек, унизивший достоинство брата таким образом, будет предан смерти. И если он, как негодяй, не попал на свалку геенны огненной там возле Иерусалима, а сегодня не попал за такие слова на скамью подсудимых, то в геенне огня вечного ждет его вторая смерть.
Но Христос не оставляет этот вопрос в пессимистическом тоне, Он говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вдруг вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь там дар твой у жертвенника, иди примирись с братом и лишь потом вернись и принеси свой дар». И это – лучший выход из сложившейся конфликтной ситуации. В худшем случае, жертва будет Богом не принята, и обиженный, оскорбленный до предела человек подаст в суд. И вот он ведет тебя на суд, возможно уже с привлечением правоохранительных органов. Здесь есть еще один шанс — утрясти дело до суда. Сегодня тоже есть такая возможность составить примирительный договор. Что это будет стоить? Во всяком случае, это намного лучше, чем быть в заключении, уж, там-то точно ничего не заработаешь, чтобы рассчитаться с врагом за причиненный ему моральный ущерб.
Нам предстоит разобрать еще один нюанс: может ли быть такой гнев, который Бог оправдывает? Или другими словами, оправдано ли такое понятие, как праведный гнев? Возьмем случай со Христом, а потом сделаем вывод:
12 И вошел Иисус в храм и выгнал оттуда всех: и продавцов, и покупателей; и опрокинул столы менявших валюту и прилавки торговавших голубями.
13 И говорит им: «Написано: “Дом Мой будет назван домом молитвы”, а вы превратили его в притон грабителей» (Мф.21:12-13).
14 И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин.2:12-17 синод. пер.).
Возьмем еще слова ап. Павла:
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26).
Что хотел сказать этими словами ап. Павел: гневаясь, вы уже грешите, или гневаясь, не выходите за рамки, чтобы ваш гнев не перешел в грех? Сопоставляя этот текст с тем, что сделал Христос в храме, к какому выводу мы придем? Либо Христос, выгоняя продавцов и покупателей, не проявлял никакого гнева, либо Он гневался, но этим не согрешил? Гневался Христос когда-либо или нет? Мы читаем такой эпизод:
5 С негодованием Иисус бросил на них Свой пристальный взгляд и сокрушаясь об их огрубелых и бесчувственных сердцах, сказал больному: «Протяни свою сухую руку!» И протянул он ее, и рука стала здоровой, как и другая (Мк.3:5).
Здесь Марк применил слово ???? орги, корень этого слова тот же самый, что и в Матфея: «гневающийся» (на брата). Это слово переводится — гнев, негодование, ярость. В чем же тогда дело? Дело в том, что бывает гнев на человека, а есть гнев и против беззакония. Есть такой поучительный вывод по данному вопросу: «Христиане, которые не возбуждаются к негодованию чрез проявление грехов и несправедливости, могут быть нечувствительны к некоторым фактам, которые должны бы их интересовать. Праведное негодование имеет наиболее важное название в поощрении людей в борьбе против зла. Иисус не гневался в силу любых личных оскорблений, но чрез лицемерный вызов к Богу и несправедливости, причинённые другим (см. Мк. 3:5). Законный справедливый гнев направлен против несправедливого действия, без враждебности к грешнику. Необходимо быть в состоянии отделить эти два понятия, это есть наиболее важное христианское достижение. [1].
Таким образом, давайте не будем забывать слова ап. Павла: «Гневаясь, не согрешайте». Гневаясь на поступки беззаконные, не следует перебрасывать гнев на беззаконников, в таком случае стоит вспомнить, что и мы порой не лучше по своей греховной натуре, а Христос умер и за нас, и за тех людей, которые совершают явное провокационное беззаконие. Иисус осуждает всякий эгоистический гнев. Баркли пишет: «Следует хорошо помнить, что тот не может называться христианином, кто выходит из себя из-за причиненной ему личной обиды». Поэтому, ненавидя грех, давайте будем, по примеру Христа, любить грешника.
- Вторая моральная норма. Супружеская верность (27-30 ст.).
Бог сотворил все для человека, а затем Он создал и самого человека. На шестой день, посмотрев на все, что Он сотворил, Он мог констатировать: «Весьма хорошо». Говоря о человеке, мы видим, что именно его Бог сотворил особенно прекрасным, как физически, так и интеллектуально. Говоря о физическом теле, Бог наделил человека особой пропорциональностью и красотой. Особенно женщина, как прекрасный пол, имеет своеобразную привлекательность. Бог дал тягу одного пола к другому, это необходимо мужу и жене для поддержания любви. Но печаль человечества в том, что всё до неузнаваемости извращено. Сегодня даже само слово «любовь» настолько опошлено, что им называют извращенное удовлетворение своих страстей. А ведь половая близость Богом предусмотрена как кульминация чистой неизвращенной любви.
Говоря о супружеской верности, Христос заглядывает в корень этой проблемы. Если убийство имеет свой корень, подталкивающий на это действие, то супружеская измена начинается, как Вы думаете, с чего? Если мы скажем, что с вожделенного взгляда, то это так, но и не совсем так, что-то стоит еще впереди. Говоря о гневе, вы не задумывались, почему гнев не возникает у человека всегда и против каждого человека? Почему Христос к каждому человеку не приходил с плеткой? Почему Иоанн Креститель не всякого называл гадёнышом? А почему мужчина смотрит на женщину с вожделением? Почему очень большой процент измен происходит с секретаршами? А в расчет мы не берем мини-юбки, лосины, декольте? Одним словом, если гнев бывает по причине провокации, то вожделение приходит тоже в большинстве случаев от провокационного кокетливого поведении и слишком откровенной одежды противоположного пола. Одна многодетная женщина, не стесняясь говорила: «Я чувствую себя даже как-то ущемленно, если мужчины, проходя или проезжая мимо, не обращают на меня внимание. Чтобы они обратили внимание, многие женщины, зная тонкие, изощренные запросы мужских глаз, делают все, чтобы им нравиться. Вроде бы они ни на что больше и не рассчитывают, только нравиться мужчинам, и всё тут. Но печаль в том, что женщина должна нравиться (для того Бог и дал ей прекрасное грациозное тело) – не всем подряд, а одному мужу. Вот где зарыт корень зла супружеской неверности. В первую очередь объект искушения, потом вожделенный взгляд. Но, с другой стороны, мужчина не оправдается ни перед женой, ни перед Богом тем, что вокруг него столько объектов искушения, которых даже побольше, чем самих мужчин; они и на улице, и в интернете, и хуже всего, если и в церкви.
Что кроется за этим выражением «кто смотрит на женщину похотливым взглядом»? Как понять это выражение, и как можно этим нарушить супружескую верность в сердце? Невозможно мужчине не видеть женщину, которая проходит мимо, но в чем суть греха? Греческое слово переводится «желать (горячо), стремиться, хотеть (сильно)». Само слово ???????? эпифимео не несет в себе негативный оттенок. Христос тоже очень желал (????????) есть пасху прежде Своего страдания вместе с учениками (см. Лк. 22:15). Поэтому, обращаясь к нам, мужчинам, скажу я так: пожалуйста, ???????? эпифимео свою жену, а на женщин, проходящих мимо нас, давайте будем смотреть не ????????, не пристальным, а общим взглядом.
А что делать, если мужчина поддается все же искушению? Какой совет дал Христос? «Если же ты хотя бы одним глазом открываешь вход греху, вырви его и выбрось вон». Да и руку за одним отруби. Что-то я не вижу одноруких и одноглазых. Здесь либо все святые, либо слова Христа имеют какое-то другое значение. Скажу я вам так: глаза, руки, ноги и другие члены тела подчинены сознанию, и прелюбодеяние – это продукт внутреннего желания. А внутренние греховные желания приходят извне через рецепторы восприятия. Они приходят не только от созерцания напрямую женщины, они возбуждаются и от чтения книг, просмотра непристойных фильмов. Иисус осуждает человека (не только мужчину, но и женщину) за то, что он использует свои глаза, а потом и руки для того, чтобы возбудить свои желания, и находит удовольствие и наслаждение в этом запрещенном грехе. Язык Христа вообще очень символичен, Он может вдруг предложить пить Свою кровь или есть плоть; то Он вдруг предлагает храм разрушить и обещает его построить за три дня. Но мы же не понимаем все это буквально, это символы, а за всеми этими символами стоит что-то реальное. Так и здесь, Христос не предлагает выкалывать глаза и рубить руки, вы думаете, слепой не имеет вожделений, как зрячий, а однорукий не станет использовать другую руку для того, чтобы грешить? Христос предлагает с корнем вырубать греховные привычки, выкалывать пороки, которые гнездятся в сознании и в сердце. И это касается не только мужчины, но и женщины. Украшаясь и соблазнительно одеваясь, женщина также грешит в сердце своем, и этим нарушается супружеская верность.
- Третья моральная норма. Жизнь без развода и без повода к разводу (31-32 ст.).
Во дни Христа развестись с женой было очень просто, для этого достаточно было одного неправильного действия со стороны жены. Я бы сказал, что это быстрей был повод, чем причина. А повод можно найти в любом случае, а если его трудно найти, можно к этому спровоцировать. Нас удивляют вот эти нормы развода: дай разводное свидетельство, и жена свободна. Как Бог смотрел на это, ведь в плане у Него не было такого свободного расторжения брака и создания нового? Однажды именно с этим вопросом и подошли к Иисусу фарисеи. Давайте прочитаем этот случай:
3 И подошли к Нему фарисеи, искушая Его; и спросили: «По любой ли причине может мужчина развестись со своей женой?»
4 «А разве вы не читали, — ответил Иисус, — что в начале сотворил Творец мужчину и женщину?»
5 И прибавил: «Поэтому оставит человек отца и мать и объединится с женой своей, и двое станут единым целым телом.
6 Так что их уже не два разрозненных человека, а один монолит из двух существ. Поэтому: Что Бог соединил, человек да не разлучит!»
7 «А куда же тогда девать слова Моисея: “Если разводишься с женой, дай ей свидетельство о разводе и отпусти ее”», — парировали фарисеи.
8 И сказал им Иисус: «Моисей позволил вам разводиться с женами из-за вашего жестокосердия и упрямства, но такого установления вначале не было.
9 Говорю же вам: кто разведется с женой по любой причине, кроме супружеской неверности, и женится на другой, тот грешит; и женившийся на разведенной также грешит грехом супружеской измены».
10 И говорят Ему тогда ученики: «Если такова супружеская обязанность, лучше вообще не жениться!» (Мф.19:3-10).
Да, интересно стоял вопрос, это смутило даже учеников. Получается, женясь, уже думаешь с ней развестись, если она чуть что не так. А жениться, чтобы быть верным жене до смерти, это и в голову не вмещалось израильтянину, получается так. Во всяком случае, к такому выводу можно прийти из слов учеников: чтобы жениться на всю жизнь и до самой смерти не разводиться, лучше тогда совсем не жениться. А фарисеи, заметьте, не пришли искать совета у Христа, как укрепить брак и семью, чтобы не было разводов, а пришли искать совет, по какой причине можно развестись с женой? Они с удовольствием читали слова из книги Второзаконие:
1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего (Втор. 24:1).
Но почему было разрешено давать разводные письма? Что, Бог во все времена меняется или как-то применяется к людям? А вот, оказывается, и приходится применяться Ему, как временный вариант до лучших времен, когда можно будет привести их все же к осознанию того, что было вначале. И разводное письмо, это фактически лучший вариант из того, что было до разводных писем. Вот некоторая историческая справка:
«Один историк сказал, что одной из главных причин гибели античной цивилизации был низкий статус женщины. Одной из причин низкого положения брака у греков было то, что они не видели ничего предосудительного во внебрачных связях, а наоборот, считали это нормальным и общепринятым явлением, которое нисколько не дискредитирует человека, а составляет неотъемлемую часть повседневной жизни. Великий афинский оратор и политический деятель Демосфен изложил такие общепринятые нормы жизни: ”Для наслаждения у нас есть куртизанки; наложницы – для каждодневного сожительства; у нас жены, чтобы они рождали нам законных детей и были верными попечителями наших домашних дел”. Позже, когда греческие идеи проникли в Рим и разрушили нравственность римлян, римский оратор, писатель и политический деятель Цицерон сказал: ”Если кто-нибудь полагает, что молодым людям должна быть запрещена любовь куртизанок, то он слишком строг и суров. Я не могу отрицать этот принцип, но он противоречит не только нормам своего времени, но и обычаям и послаблениям наших предков. Когда этого не делали? Когда кто-нибудь находил это нехорошим? Когда отказывали в этом? Когда было противозаконным то, что законно сегодня?” Цицерон так же, как когда-то Демосфен, ссылается на то, что внебрачные отношения – обычная и общепризнанная вещь. [2] И если внебрачные отношения — обычная и общепризнанная вещь, то и женщина имела низкий статус, не больше, чем вещь. Женщина всецело находилась под властью сначала отца, а потом мужа; у нее не было абсолютно никаких прав. «Женщина не могла ни под каким предлогом развестись со своим мужем, а муж мог развестись с ней под любым предлогом». [3]
Развод с разводным письмом, это фактически смягчающий вариант, потому что до этого жену могли просто выгнать, и она не имела права выйти замуж. Этот развод по разводному свидетельству нужно было допустить в древние времена, потому что жестокий муж, которому жена была подчинена, как рабыня, и который мог даже убить ее, лучше пусть даст ей разводное письмо и отпустит. С разводным письмом она могла устроить свою семейную жизнь. Но и это не идеальный вариант, и этот закон был не совершенен, но он был как лучший из того, что было ими же установлено раньше. И вот настал момент, когда Христос поставил все на свои места, так как было установлено в самом начале:
32 Я же говорю вам: кто разведется с женой, кроме причины блуда, тот подает ей повод быть соблазненной; и кто женится на разведенной, тот также повинен в грехе прелюбодеяния (Мф.5:32).
Во всяком случае, Иисус разрешает развод, если одна сторона в браке нарушила супружескую верность, но заметьте, Он разрешает, но не повелевает разводиться. Он за сохранение семьи.
- Четвертая моральная норма. Да или нет, а остальное от лукавого (33-37 ст.).
Речь идет о клятве, можно ли клясться или нет. Здесь также Христос исправляет древние перекосы. В древности было сказано: «Не нарушай клятвы своей и выполняй все, в чем ты поклялся Господу», а Христос заявил: «Вообще не клянитесь». Что Христос вложил в эти слова? Относится ли это к судебной клятве?
Фарисеи клялись на каждом шагу, по поводу и без повода, эти слова вырывались у них уже как заготовленные стереотипы, и это было обычаем во всем израильском обществе. Они очень боялись божиться или клясться Богом, потому что в таком случае клятву надо исполнять уж точно. Так что они придумывали? Они заменяли слово «Бог» другими словами и клялись тогда Небом, землей, Иерусалимом, своей головой, а мысленно думали: «Я же не Богом клянусь, а значит не обязательно это исполнять». Хорошая лазейка? Они на всё находили свои лазейки: и в соблюдении субботы, и в почитании родителей, и в отношении измены своим женам. Помните, когда они приволокли к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии? А что же они мужчину-то с ней вместе не привели? Для него у них была оправдательная лазейка. Вот так у них было и с клятвой. Но вот Христос заявил:
34 Я же говорю вам: вообще не клянитесь: ни небом, потому что оно — престол Бога;
35 Ни землей, потому что она – подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя;
36 Ни головой своей не клянитесь, ведь вы не можете хотя бы один волос сделать белым или черным.
37 Да будет ваше “да” действительно “да”, а если “нет”, то да будет ”нет”; а все остальное — от лукавого.
Христос не имел в виду торжественное заверение, высказанное, например, в суде, как подтверждение истинности сказанного, как свидетельство того, что человек видел или слышал. Он говорит о повседневном клятвопреступлении, в котором призывает человек имя Бога или заменяющие слова, чем он бесславит и хулит имя Бога. В этом смысле Он сказал: «Не клянись вообще». Пусть слова твои будут «да» или «нет». Мы обязаны жить так, чтобы люди в наших словах «да» или «нет» не сомневались.
- Пятая моральная норма. Непротивление злу (38-42 ст.).
Здесь Христос поднимает четыре конкретных элемента непротивления злу. Давайте их разберем.
«Глаз за глаз, зуб за зуб» или «подставь и левую щеку»? Что это, образный язык или что-то реальное, как некий образец, по которому мы должны непременно поступать? Глаз за глаз, зуб за зуб, это еще не все, что перечислено в книгах Исход, Левит и Второзаконие. Там еще сказано: «руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб, перелом за перелом, душу за душу». Это так называемый закон возмездия, который в основном применялся в судебных разбирательствах. Это фактически гражданский закон и образец, по которому суд наказывал виновного. Но буквально ли выкалывали глаза, ломали руки, выбивали зубы? Этого не делают даже дикари. О, в Израиле было бы столько много калек, во всяком случае, в два раза больше, чем их было на самом деле.
Сегодня гражданский суд тоже выносит приговор согласно причиненному ущербу или адекватно тому ущербу, который нанес виновный кому-либо. Обругал кого-то – иди на 15 суток. Похулиганил – посиди годик –два. Ограбил по крупному, посидишь еще больше. Рецидивист — можешь и на электрический стул попасть. Видите, не буквально «зуб за зуб», а наказание по заслугам. Могут присудить выплачивать пособие за нетрудоспособность тому, кого человек изувечил, и платить медицинское обслуживание и стоимость лекарства. Это более реально и рационально, чем колоть глаза и ломать руки по принципу взаимности.
Но помимо судебного разбирательства, в выражении «глаз за глаз, зуб за зуб» народ стал усматривать еще и личную месть. А месть – это нескончаемая борьба. И вот Христос заявил: «Тебя ударили в правую щеку, подставь левую». Если «глаз за глаз» — не буквально, это судебное разбирательство с адекватным возмездием, то почему бы «подставь другую» — было бы буквальным повелением? Если у древних была месть, то Христос учил чему? «Не противься злому, не ищи мщения за причиненное зло, прощай обидчика». Хорошо сказал по этому поводу Лопухин в толковании Евангелия от Матфея: «Кратко же и ясно принципиальное учение Спасителя можно выразить так: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно».
Второй элемент непротивления злу. «И если кто захочет судиться с тобой ради нательного белья, отдай ему и верхнюю одежду». Здесь тоже быстрей всего заложен символический смысл, нежели буквальная отдача верхней одежды. Иисус призывает не принимать ответных мер против обидчика. Под отдачей верхней одежды может быть заложен смысл того, что за маленькое зло воздай большим добром.
То же самое и в отношении римской мили (1472 метра). А это уже третий элемент непротивления злу. Хотя в этом примере было и буквальное, что происходило в Иудее, которая была практически оккупирована Римом, но здесь что-то мы можем извлечь и для себя. Когда я некоторое время жил в Узбекистане, я помню, как в сезон хлопкоуборки останавливали межрайонный автобус и всех пассажиров заставляли собрать определенную норму хлопка. Что-то подобное было и в Иудеи во дни римской оккупации. Римский солдат мог остановить любого еврея и принудить его поднести какой-либо груз. Больше мили нести он не имел права принуждать, это была норма. Поэтому, встреча с римскими воинами была не очень-то желательной, и мужчины старались обходить их десятой дорогой. С Симоном Киринеянином так и случилось. Он был в толпе, когда Христос изнемогший под тяжестью креста упал, солдаты подозвали Симона и принудили его нести крест Иисуса.
Словами: «Если кто принудит тебя идти с ним римскую милю, пройди с ним две» — Христос хотел сказать: если твой начальник или государственный чиновник принудит тебя что-то сделать бесплатно, делай это охотно и без ропота, помня о долге и обязанности служить другим.
Четвертый элемент заключается в словах: «И если кто попросит у тебя что-либо, дай ему. И не отказывай тому, кто просит в долг». И естественно, не давай деньги в рост.
Таким образом, Иисус в яркой восточной манере излагает правила: христианин не будет негодовать, он не будет искать мести за оскорбление, он не будет настаивать на своих правах, на ущемлении прав человека, он всегда будет помнить о долге оказать помощь другим. Вот эти четыре определения непротивления злу: «подставь другую», «отдай и верхнюю одежду», «иди две мили» и «дай ему», хотя они и характеризуют палестинское противление злу, но этот вопрос касается и нас, живущих в 21 веке, и за пределами Палестины. Вопрос стоит нам лично: насколько мы соответствуем нормам этих требований?
- Шестая моральная норма. Любовь к врагам (43-48 ст.).
Если в пяти предыдущих моральных нормах не было слова «любовь», хотя это подразумевалось, то шестая моральная норма, как кульминационная, содержит в себе непосредственно это возвышенное слово. И не только любовь к ближним, но любовь и к врагам также.
43 Вы слышали, что было сказано: «Люби ближнего своего и ненавидь врага своего».
44 Я же говорю вам: любите врагов своих, молитесь за тех, кто преследует вас.
Вообще, это центр Нагорной проповеди Иисуса. А в центре повествования древние излагали самую главную суть. Если в книге Откровение Иоанн самую главную суть изложил в 12 главе, где в великой борьбе встретились добро и зло, то Матфея в центральной части Нагорной проповеди помещает две противоположности: враг христианина и отношение христианина к врагу. Любовь к врагу – это кульминация, наивысшая точка любви. Это любовь Божия, которой Он возлюбил мир, отвернувшийся от Него и утопающий в пороках зла и греха. Наше отношение к ближним и к врагам такое, как высказался один мальчик: «Если меня дядя катает на машине, он хороший, я люблю его, а если дядя меня не прокатит, я ему колесо шилом проколю, он плохой дядька». Христос сказал:
46 Если вы любите тех, кто вас любит, какая в этом заслуга? Разве не так же поступают и сборщики налогов?
47 И если вы приветливы только с приятелями, что в этом особенного? Разве язычники поступают иначе?
А какой идеал нашей любви?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Что включает в себя понятие любви в данном случае? Как я могу любить врагов, неужели также, как детей, жену, внуков? Неужели я буду скучать, тосковать по фарисеям современным, которые ходят по пятам, чтобы поставить мне подножку? Что интересно, Христос любил всех, но фарисеев не позвал почему-то пободрствовать с Ним в Гефсимании. Он не позвал даже всех учеников, а избрал из них троих. И из этих троих Он любил больше всех одного Иоанна. Чтобы понять значение любви, о которой Иисус говорит по отношению к врагам, надо разобраться вообще со значением этого слова на греческом языке. Русское слово «любовь» настолько универсальное, что порой удивляешься такому контрасту значения этого слова. Как страшно, похабно, исковеркано звучит слово любовь, когда заявляет молодая девушка: «Я вчера познакомилась с парнем, и мы с ним всю ночь занимались любовью». Как после этих слов о такой «любви» читать «Бог есть любовь»? На греческом в этих случаях стояли бы два разных слова. Давайте значению этого слова на греческом языке уделим особое внимание, потому что от него зависят многие библейские понятия.
«В Древней Греции понятие любви, делилось на 7 составляющих элементов: агапе, филео, эрос, сторге, людус, прагма, маниа. И каждый элемент — это лишь одна из сторон любви, которая не должна вытеснять остальные…
Агапе
“Агапе” означает ”Божья любовь” или ”безусловная любовь”. Любовь агапе – самоотвержена, она отдает себя, не ожидая ничего взамен. Солнце в одинаковой мере сияет и прекрасным садовым цветам и сорняку, потому что такова природа солнца. Оно не может не сиять.
Агапе означает служить другому. Она осуществляется посредством воли и не полагается на чувства, и основана она на выборе. Когда человек делает выбор — любить и следует своему решению. Это — деятельная, а не эмоциональная любовь. Она концентрируется на делах, а не на чувствах. Агапе — это чувство любви независимо от того, достоин ли объект любви этого чувства. Агапе не ставит условий также, как безусловная Божья любовь. Это чувство, основанное на разуме и решительном волевом выборе.
Обычная человеческая любовь зависит от красоты или положительных личностных качеств ее объекта. В противоположность этому агапе не зависит от красоты, она независима и свободна.
Человеческая любовь основывается на чувстве нужды. Ощущая свою бедность и пустоту, она заставляет человека привязываться к тем, кто им нужен. Зато, преизобилующая сама в себе, агапе не испытывает нужды. Апостолы говорили, что Бог любит нас не потому, что мы нужны ему, но потому что Он есть агапе.
Влюбленные любовью-агапе думают не о самих себе, а о партнерах, и о том, что они могут для них сделать. В отношениях этого типа больше духовности, чем физической близости. Они построены на бескорыстной самоотдаче («Любимый, все тебе отдам! Будь счастлив, даже если не со мной!»). Агапе полна жертвенности и самоотречения, построена на снисхождении и прощении. Это любовь не ради себя, а ради другого. У древних греков агапе считалась не только любовным чувством, но и идеалом гуманной любви к ближнему, предвосхищением альтруистической христианской любви.
Любовь-агапе имеет особенно важное значение для тех, кто старается спасти свой брак и совместно восстановить потерянную любовь. Из всех аспектов любви, агапе можно немедленно вводить в свою брачную жизнь, потому что она осуществляется посредством воли и не полагается на чувства.
Отношения, строящиеся на любви агапе, сильны, истинны и долговечны, потому что они не зависят от физической или чувственной любви.
Брак, в котором существует любовь агапе, может пройти через все испытания! Агапе сохраняет брак нерушимым, когда другие естественные проявления любви слабеют.
Эрос
Эрос — страстная физическая любовь. Любовь — увлечение, любовь — страсть. В ней большое значение имеет внешность и физическая привлекательность партнера. Отношения развиваются очень быстро. Сексуальное влечение очень велико. Если эрос взаимен, то партнеров тянет к друг к другу как магнитом. Сильно выражено стремление к полному физическому обладанию партнером. Любовники, обуреваемые эросом, искренне полагают, что они созданы друг для друга.
Любовь-эрос связана с тем, что приятно нашим физическим телам и угождает нашим желаниям. Слово «эротика» произошло от «эрос», которое обозначает физическую любовь. Эрос имеет отношение к чувственному типу любви, основанной на служении себе и самоудовлетворении. Эрос хочет получить все для себя. Эрос хочет взять, а не дать. Эрос может пожертвовать желаниями и интересами другого человека, чтобы удовлетворить свои.
Любовь-эрос зависит от красоты или положительных личностных качеств ее объекта. Мы, как правило, дружим с теми, кто нам симпатичен. Мы влюбляемся в того, кто красив, счастлив, умен и привлекателен, и отворачиваемся от безобразного, слабого, невежественного человека. В противоположность этому агапе не зависит от красоты или каких-либо других положительных качеств ее объекта.
Эрос не означает лишь собственные чувственные удовольствия, оно также содержит идею стремления соединиться с возлюбленным, желание обладать им.
Эрос — это также нечто романтическое, страстное и в то же время сентиментальное. Это чувство любви, которое испытывает каждый влюбленный человек. Это чувство воспето в стихах, о нем сложены песни. Это чувство восхищения, изысканного удовольствия. Это любовь — нежная, сильная, прекрасная, и в то же время, мучительная, потому что это всепоглощающее чувство.
Если мать любит своего ребенка, ее любовь — это тоже часто большей частью — эрос. Так же дело обстоит и с любовью-зависимостью детей к родителям, любовью друзей друг к другу, а также взаимной любовью мужчины и женщины.
В Древней Греции – эрос обожествляли, потому что эрос сильнее человеческой воли. Он является причиной такого чуда, как рождение детей. Эрос созидает семьи и делает людей друзьями. Эрос — содержит в себе могучую силу. Как нечто таинственное и могущественное эрос считался в Древней Греции источником всей жизни. Волна эмоций, общая для всего человечества, эрос, подобно стремительному потоку из разрушенной плотины, сносит все препятствия человеческой воли и мудрости.
Хотя любовь-эрос — мощная сила, влекущая людей друг к другу, этому аспекту любви нужна помощь, потому что такая любовь изменчива и не может сама собой продолжаться всю жизнь. Эрос хочет обещать, что его отношение будет вечным, но сам по себе он не может сдержать этого обещания.
Филео
Филео — чувственная и нежная любовь. Греческий глагол «филео» подразумевает привязанность или дружбу в душевной сфере. Её часто называют «братской любовью». Этот вид любви тесно связан с нашими чувствами и эмоциями и является ключевым во влюблённости. Такая любовь простирается гораздо дальше просто физической любви, потому что она проникает глубоко в наши чувства. Филео — это чувство нежности по отношению к возлюбленному, но всегда ожидание ответного чувства.
Любовь филео проявляется в общительности друг с другом, в обмене советами, дружбе. Филео создает чувство неразлучной дружбы, близкие взаимоотношения. В такой любви, люди делятся мыслями, чувствами, отношениями, планами и мечтами — самым интимным, чем они не будут делиться с другими. Они также проводят время сообща и разделяют общие интересы. Разумеется, для полного наслаждения в любви-филео — требуется участие обоих супругов.
Брак без филео не может быть удовлетворительным, даже при проявлении страстных чувств в спальне. Одного только страстного эроса в постеле — недостаточно, чтобы отношения были удовлетворяющими и интересными, нужен обмен чувствами — филео. Только при наличии филео, брак будет несомненно интересным и вознаграждающим. Именно благодаря этой любви многие вступают в брак и надеются жить после этого вместе — долго и счастливо.
Проблема с этой любовью состоит в том, что она сосредоточена на чувствах, эмоциях, а те в свою очередь ненадёжны. Многие браки разрушаются из-за одного прискорбного факта: «Я тебя больше не люблю!» Без поддержки агапе — филео не может надежно удержать людей в отношениях, когда филео слабеет.
Сторге
Сторге — любовь-привязанность, которая проявляется как удобные, привычные взаимоотношения. Она состоит из естественных чувств расположения и сознания принадлежности друг к другу. Эта любовь является также чувством, которое существует между родителями и детьми, или братьями и сестрами.
Сторге — более спокойное чувство, чем эрос или филео, вырастающее из привязанности и дружбы на базе сходства личностей, взглядов на жизнь, общих интересов. Возникает она постепенно — не как удар стрелы, а как медленное вызревание цветка. Это теплая и надежная любовь-дружба («Любимый, ты мой лучший друг!»). Партнер уверен в том, что всегда найдет в любимом понимание и поддержку.
Любовь-сторге — как семейный очаг — «место, где вас принимают, и не надо иметь заслуг, чтобы приходить туда» (Роберт Фрост). Любовь сторге в браке восполняет нашу общую нужду быть частью тесного круга, частью семьи, где люди заботятся и проявляют искреннюю преданность друг ко другу. По сравнению с отношением холодного мира, любовь сторге дает нам чувство эмоционального убежища, постоянства и надежности. Сторге — само доверие, это терпеливое чувство, предполагающее умение ждать и прощать.
Брак, в котором отсутствует такая любовь — подобен дому с протекающей крышей. А там, где присутствует сторге — создается атмосфера уверенности, в которой все остальные аспекты любви могут безопасно жить и развиваться.
Людус
Людус — любовь, похожая на игру, ее никогда не принимают всерьез. Хотя влюбленные любовью людус, в большинстве и не желают причинять боли другому, тем не менее часто обижают партнера. Порой они бывают эгоистами, ведь на первом месте — собственное желание получить удовольствие от этой игры, а не мысли и чувства другого человека. Поэтому любовь такого типа бывает не прочь закрутить отношения с несколькими партнерами сразу. Людус — гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены. «Мне нравится играть в любовь со всеми», — вот ее девиз.
Тот, чья любовь состоит единственно из этого элемента, как бы играет в любовь. Его цель — выиграть, причем выиграть как можно больше, потратив как можно меньше сил. В людусе нет ни глубины чувств, ни настоящей преданности, ни тревоги за себя и любимого человека. Человек, «играющий» в любовь, ищет обычно кратких ощущений. Он живет мгновением, редко заглядывает в будущее. У него нет ревности, нет собственнического отношения к возлюбленному. Он не распахивает перед ним душу и не ждет от него того же.
Те, кто подчинен в любви элементу людус, хотят радостных, легких, беззаботных отношений, их отпугивает более серьезная привязанность. Для них прежде всего важна их собственная независимость. У такого человека легкое отношение к телесным радостям: они для него не высшая цель, а часть игры, он не вкладывает в них душу. Его больше влечет удовольствие от игры, чем ее результаты.
Легкомысленный людус, иногда может стать прелюдией более глубокого эроса.
Прагма
Прагма — прагматическая любовь, реалистические и приземленные отношения. Их традиционно называют «любовью по расчету». Это спокойное, благоразумное чувство. Если в любви-маниа царят чувства, подчиняющие себе разум, то в прагме царит разум, и чувства покорны ему. Здесь рядом с влечением, эмоцией, страстью, всегда стоит верный страж — сознание.
Настоящий прагматик не полюбит того, кто недостоин любви. Любовь для него — дело и головы, и сердца.
Прагматические любовники часто хорошо знают, чего они хотят от партнера, и ставят ему «условия», которые должны соблюдаться. Любовь, в которой преобладает один лишь элемент прагма — строится на товарно-денежном обмене, на получении определенного статуса, на обмене выгодами, на исполнении определенных обязанностей друг по отношению к другу. Например, респектабельный и состоятельный мужчина «покупает» любовь молодой и красивой женщины. А женская красота и юность, в свою очередь, выгодно обмениваются на социальный статус мужчины и его экономический успех.
Для прагматиков очень важен разумный расчет, причем далеко не всегда эгоистический, а зачастую житейский. В семье прагматик сознательно руководит своими чувствами, может хорошо относиться к близким: помогает им раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь. Прагматики стараются все планировать и могут, скажем, отложить брак до того, как перейдут на другую работу, закончат учебу, родят ребенка. С тех же позиций они смиряются и с сексуальными проблемами. Девиз прагмы — как можно более полная совместимость и ответственное отношению к браку — как к общему бизнесу.
Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков: они могут быть и довольно тусклыми, и по-настоящему добрыми и надежными — этим прагма похожа на сторге. У привязанности-прагмы есть преимущество: со временем прагма не ослабевает и не остывает, а наоборот, может делаться теплее, душевнее.
Маниа
Маниа — любовь-одержимость (от греч. «мания», — болезненная страсть). Маниа — любовь-тревога, любовь-тоска. Это очень эмоциональная любовь, похожая на езду на американских горках. Любовники, одержимые манией, всегда колеблются между «адом и раем», между ангелами и бесами, между восторгом и отчаянием.
Это чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее, несущее вечную неуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие, оно не выносит разлуки. Такая любовь берет человека в плен, подчиняет его себе. Маниа редко оказывается по-настоящему счастливой; это пессимистическая, саморасшатывающая любовь, ее питают люди, у которых недостаточна энергия светлых чувств.
Такое чувство встречается обычно у неуравновешенных людей, которые обращены в себя и полны внутреннего разлада. У таких людей обычно заниженная самооценка, ими часто правит ощущение неполноценности, скрытое или осознаваемое. Они излишне тревожны, ранимы, от этого у них случаются психологические срывы или сексуальные трудности. Неуверенность в себе делает их чувство воинственным, собственническим, ими может править болезненный эгоцентризм.
Этот стиль напоминает стереотип «романтической любви». Это необузданная страсть, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и огромная зависимость от объекта влечения («Любимый, без тебя я умру!»). Этот стиль любви — главный поставщик статистики самоубийств на почве неразделенной любви. Любовь-маниа также может вызвать изломанную, болезненную любовь-ненависть. [4]
Вот теперь, рассмотрев семь видов любви, мы имеем полное понимание значения этого слова. Яркий пример мы имеем в Библии, когда два значения любви, как игра слов, применяются в одном эпизоде. Я прочитаю текст Писания:
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих (Ин.21:15-17).
На русском языке ничего не понятно, потому что везде стоит слово «любовь». Давайте обратимся к оригиналу, и мы увидим здесь игру слов. Первый раз Иисус спрашивает Петра: «ты Меня любишь (?????? – агапе) больше, нежели они?» Христос берет агапе, любовь по принципу, из уважения, из чувства, основанного на разуме и решительном волевом выборе. Петр отвечает: «Ты знаешь, я Тебя люблю не агапе, не по принципу, я тебя люблю ????? – филео, я привязался душой к Тебе. Второй раз Иисус снова спрашивает Петра, пытаясь вызволить из него, до конца ли он понимает, что говорит, он снова спрашивает: «Любишь ли ты меня агапе»? Петр вновь утверждает, что он любит Иисуса не только агапе: «Господи, — повторяет Петр, — Ты же знаешь, что я филео Тебя». Тогда Христос третий раз спрашивает Петра и теперь уже не говорит о любви агапе, Он теперь спрашивает: «Петр, ты уверен, что ты Меня действительно филео»? «Да, Господи, Ты знаешь, что я Тебя филео». Вот такая здесь игра слов, которую в русском языке уловить нет никакой возможности.
Когда Иисус сказал: «Любите врагов ваших», здесь глагол «любите (агапате) от слова любовь (агапе). А что у нас означает любовь агапе? Агапе означает служить другому. Она осуществляется посредством воли и не полагается на чувства, и основана на выборе. Когда человек делает выбор — любить и следует своему решению. Это — деятельная, а не эмоциональная любовь. Она концентрируется на делах, а не на чувствах. Агапе — это чувство любви, независимо от того, достоин ли объект любви этого чувства. Агапе не ставит условий также, как безусловная Божья любовь. Это чувство, основанное на разуме и решительном волевом выборе. Иисус не требует к врагам филео, чувственной нежной любви, мы врагов и не сможем полюбить так, как любим детей, внуков, лучших друзей, братьев, сестер.
Итак, мы словно по лестнице поднимаемся все выше и выше на самый верх добродетели. Начиная с того, чтобы не причинить никому никакой обиды, мы движемся дальше. Если нам кто-то причинил обиду, нам не следует воздавать взаимно обидевшему нас. Мало того, следует оставаться спокойным и не проявлять даже гнев против него. И это еще не все, а как насчет того, чтобы даже подставить ему другую щеку? И не просто не проявлять к нему ненависти, а любить врага, воздавать ему добром за зло и молиться о нем. Вот это имел в виду Иисус, наставляя народ.
Пастор Александр Серков
- Комм. АСД http://soteria.ru/s2421/5/.
- Баркли. Комм на Матфея.
- Там же.
- http://blog.i.ua/user/243354/1334843/
Комментарии (1):
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Аминь.
«4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Прит.22:4)
«13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу»(Прит.8:13)
«23 Страх Господень [ведет] к жизни, и [кто имеет его], всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Прит.19:23)
Соблазн – важный источник искушения, но не определяющий фактор на пути к развращенной жизни. Важнее наличие и состояние в человеке его «внутреннего (духовного) человека». И, как минимум, два фактора здесь влияют на поведение человека: эгоизм человека, концентрирующий внимание его на удовлетворении своего «я», и равнодушие к окружающим. Стремление к удовлетворению своих желаний и безразличие к судьбам других людей, с которыми сталкивается человек, лежат в основе его похотливых действий. В более широком смысле – это люди, не имеющие уважения и любви к Божьим творениям, каковыми являются и сами. И Божья заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» для них – пустой звук. Поэтому, взращивание и воспитание в себе духовных устоев под водительством Святого Духа, есть путь гарантирующий защиту от искушений окружающего нас мира. И тогда в окружающих нас людях мы будем видеть красоту Божьего творения, а не объект вожделений. Е.Уайт писала: «В нас должна быть вода из живого источника, источника воды, текущей в жизнь вечную и смывающей эгоизм плотского сердца… Красота Его творений, будучи выражением Его любви, должна приносить радость нашим сердцам» (Ревью энд Геральд, Сентябрь, 22, 1885).