Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 10. Разрушение Иерусалима
На Ямайке есть такая пословица: «Если ты не слушаешь, тебе придется почувствовать». Вот об этом наш урок.
Памятный стих гласит: «Заботьтесь о благоденствии города, в который Я изгнал вас, и молитесь о нем Господу, ибо его благоденствие принесет благоденствие и вам» (Иер.29:7).
Рассмотрим урок в трех аспектах (Использую тексты перевода Кулакова).
I Двойная игра.
Прочитаем текст Писания:
1Седекия, сын Иосии, которого Навуходоносор, царь вавилонский, поставил царем в Иудее, царствовал после Иехонии, сына Иоакима.
2Но ни Седекия, ни слуги его, ни народ Иудеи не прислушивались к слову Господа, которое Он возвещал через пророка Иеремию.
3Царь Седекия велел Иегухалю, сыну Шелемий, и священнику Софонии, сыну Маасей, пойти к пророку Иеремии и попросить его: «Помолись о нас Господу, Богу нашему».
4Иеремия в то время беспрепятственно ходил среди народа, он еще не был заключен в тюрьму.
5Когда войско фараона вышло на помощь из Египта, об этом узнали халдеи, осаждавшие Иерусалим; они сняли осаду и отошли от города.
6Тогда и было слово Господне пророку Иеремии:
7«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Скажите царю иудейскому, отправившему вас ко Мне вопросить Меня: „Войско фараона, вышедшее вам на помощь, возвращается назад, в Египет, на свои земли.
8А халдеи, что ныне отступили, вернутся сюда и будут воевать против этого города, захватят его и сожгут огнем.
9Так говорит Господь: „Не обманывайте себя, думая, что халдеи непременно уйдут от вас. Не уйдут они!
10Даже если вы перебьете всё войско халдейское, что вышло сражаться с вами, и у них останутся одни лишь раненые в шатрах, то и тогда эти раненые встанут и сожгут город огнем»» (Иер.37:1-10).
Эти десять стихов являются обращением Иеремии к Седекии. В центре событий стоит здесь Седекия, последний царь Иудеи, которого возвел на трон — как своего вассала — Навуходоносор (4Цар. 24:15-17).
В те темные дни Иудея, как никогда, нуждалась в сильном и благочестивом правителе. Седекия, к несчастью, не отвечал ни тому ни другому требованию. Вследствие чего ни сам он, ни приближенные его, ни народ в массе своей не слушали слов Господа, которые, предупреждая соплеменников о надвигающейся гибели, стремился донести до них пророк Иеремия.
И все-таки в один из тех дней Седекия послал делегацию своих сановников к Иеремии, прося молитвы его Господу за иудеев. Это, очевидно, совпало по времени с известием о том, что войско фараона выступило из Египта. Когда весть об этом дошла до халдеев, они отступили от Иерусалима. Седекия и его окружение, решив, что обстоятельства всерьез изменились в их пользу, искали теперь Господней поддержки для еще большей гарантии.
Они надеялись, что Иеремия «уговорит» Господа даровать победу Египту, а вавилонян из Палестины изгнать, надеялись, что-теперь-то пророк, всегда раздражавший и пугавший их и народ, заговорит наконец в утешительном ключе. В этом сказывался все еще свойственный иудеям языческий подход к Божеству; язычники, как известно, не церемонились со своими богами, добиваясь от них положительных для себя ответов, а от служителей их, жрецов, — радующих слух обещаний.
Однако ответ свыше, прозвучавший из уст Иеремии, не был тем, какого ожидал царь. «Войско фараоново… возвратится… в Египет», — заявил пророк. Из Книги Пророка Иезекииля узнаем, что фараон был разбит вавилонянами (Иез. 30 глава). А Халдеи снова придут, чтобы взять и сжечь «город этот». Это произошло бы даже в том случае, продолжал Иеремия, если иудеи разбили бы вражеское войско и в нем остались бы только раненые. Он таким образом ясно дал понять своим соплеменникам, что руками Халдеев против них воюет Сам Господь.
Нас может смутить имя иудейского царя на то время, Матфаний это был или Седекия? Это одно и то же лицо. Дело в том, что Навуходоносор в 597 г. до н. э. воцарил Матфанию («дар Яхве») и переименовал его в Седекию («справедливость Яхве»). В четвертый год своего царствования (594–593 гг. до н. э.) Седекия отправился в Вавилон (Иер.51:59). Это событие перекликается с 3-й главой книги Даниила, кроме того, что Седекия не находился среди верных Богу мужей. Он пытался объединиться с Египтом против Вавилона (Иер.37:6–10; 38:14–28), что стало причиной последней вавилонской агрессии и разрушения Иерусалима.
37-я глава книги Иеремии начинается с обнадеживающих слов. Седекия отправляет делегацию к Иеремии, чтобы пророк помолился Богу о народе. Существует еще одно предположение, что он сделал это для того, чтобы высмеять Иеремию. Складывается впечатление, что Седекия пытался вести двойную игру. Он не хотел полностью подчиняться Богу. Искренность делегации ставилась под сомнение, потому что по крайней мере один из них, Иегухал, был среди тех, кто искал возможности умертвить Иеремию, о чем мы читаем в следующей главе. В 588 г. до н.?э. пришел фараон, чтобы поддержать Иудею, восставшую против вавилонян. Вавилоняне временно отступили от Иерусалима. Ответ Иеремии царю Седекии, казалось, противоречил происходящим событиям: вавилоняне вскоре вернутся и сожгут город. С помощью яркой гиперболы Иеремия показал, что не существует возможности спастись и надежда на Египет не оправдает себя.
Видите, как получается, Седекия вел двойную игру. Он поклялся быть союзником Навуходоносора, но в тайне от него заключил соглашение с египтянами. Двойная игра – это очень опасная игра, в конце концов случится так, как в той пословице: «Если ты не слушаешь, тебе придется почувствовать». И если Иудеи не молились о благоденствии своего родного города Иерусалима, а надеялись на свою мощь и на мощь язычников, то им пришлось молиться о благоденствии Вавилона, в который они были отведены, чтобы теперь хотя бы в плену жить тихо и мирно.
Одна женщина говорила: «Ребенком я мечтала о том, чтобы ни от кого не зависеть, с нетерпением ожидая того дня, когда я стану взрослой и необходимость слушаться родителей уйдет в прошлое». Но здесь можно вспомнить еще одну поговорку: «Ты можешь сейчас не понимать, но позже скажешь спасибо своим родителям, потому что родители всегда хотят детям своим самого лучшего». Осознав это, мы лучше начинаем понимать, насколько сильнее желает нам добра Бог.
II Не заставить замолчать Божьего пророка
Прочитаем текст Писания:
1Шефатия, сын Маттана, Гедалья, сын Пашхура, Иегухаль, сын Шелемии, и Пашхур, сын Малкий, слышали, как Иеремия обратился ко всему народу с вестью:
2«Так говорит Господь: „Всякий, кто останется в городе, погибнет от меча, голода и морового поветрия, а тот, кто выйдет за ворота и сдастся халдеям, не погибнет — собственная жизнь достанется ему в награду».
3Так говорит Господь: „Город же этот непременно будет отдан войску царя вавилонского, и тот захватит его»».
4Тогда вельможи сказали царю: «Этот человек должен умереть, ведь от его речей опустятся руки у воинов, что еще остались в этом городе, и у всего народа, когда он скажет им такие слова; этот человек не о благополучии народа печется — он зла ему желает».
5Царь Седекия ответил: «Вот он, в вашей власти, и царь не может вам противостоять».
6Они схватили Иеремию и бросили его в колодец царского сына Малкии, что был выкопан во дворе стражи. Иеремию спустили туда на веревках, а в колодце том не было воды, только грязь, и в этой грязи Иеремия увяз (Иер. 38:1-6).
Мы видим, что, находясь в помещении дворца стражи, Иеремия пользовался некоторой свободой и мог говорить с людьми, приходившими на царский двор. Он не упустил этой возможности: до всякого, кто хотел его слушать, он доносил слово Божие. Не удивительно, что это стало известно четырем высокопоставленным слугам царя. Шефатия, сын Маттана, нигде более не упоминается. Гедалья мог быть сыном того Пашхура (Пасхора – синод. пер.), который поднял на Иеремию руку (Иер. 20:1-3). Иегухаль, сын Шелемии, прежде был послан царем к Иеремии с просьбой помолиться об иудеях и Иерусалиме Богу. Пашхур, сын Малкии, упоминался в 21:1-2; его Седекия посылал вопросить Иеремию при первом нападении Навуходоносора на Иерусалим. Содержание того, о чем говорил Иеремия, передано в 38:2-3; оно соответствовало его прежним увещаниям и предсказаниям: оставшиеся в Иерусалиме погибнут, и только те, кто сдастся вавилонянам, останется жив. Всякая надежда отстоять столицу — тщетна, потому что Господь сказал, что город этот предан будет в руки войска царя Вавилонского непременно.
Обвинение князей против пророка могли бы быть приняты с обычной, гражданской точки зрения: своими словами он и в самом деле, как будто бы подрывал «патриотический дух» в защитниках города. Но князьям, принадлежавшим к теократическому обществу, нельзя было по-светски трактовать понятие измены. Пророк, возвещавший народу волю Божию, не должен был восприниматься как предатель. Не должен был, но именно так воспринимался ими. Сановники потребовали смерти для этого человека, и бесхарактерный Седекия подчинился их воле, хотя в стихе 5 ощущается звучание в его словах ноты недовольства ими.
На царском дворе имелся водоем, сделанный по приказу Малхии, одного из царских сыновей. Обычно такие водоемы (у Кулакова это «колодец», а в Синодальном переводе «яма») высекали в скальной известняковой породе, на которой был построен город Иерусалим, и затем штукатурили. Они предназначались для сбора в зимние месяцы дождевой воды, которой пользовались в засушливое летнее время. Упомянутые выше сановники решили поместить Иеремию в этот водоем Малхии, который был настолько глубок, что его пришлось опустить туда на веревках.
Вероятно, по причине продолжительной засухи воды в водоеме не осталось, а была только грязь, в которую и погрузился Иеремия. Теперь жизнь его действительно оказалась в опасности. Он мог захлебнуться в жидкой грязи, да и смерть от голода и от переохлаждения угрожала ему самым непосредственным образом. Кроме того, судя по тому, что читаем в Плач. Иер. 3:52-54, находились озлобленные против Иеремии люди, которые швыряли камни в яму, где он сидел.
Какой вывод мы можем сделать из этих событий? Пророка избили, заключили во дворе стражи, но он все равно проповедовал. Его весть требовала безусловного подчинения вавилонской армии, которая окружила город. Это бы сохранило многие жизни, которые не стали бы «добычей» (буквально «трофеем»). Это была единственная надежда. Но, заточив Иеремию в глубоком водоеме, чиновникам казалось, что его голос теперь умолкнет. Это был, конечно, простой способ избавиться от Иеремии, избегая пролития невинной крови (Втор.19:10–13). Этот метод избавления от человека говорил о том, что обвинители в действительности не верили в собственные обвинения, так как они знали, что прольют невинную кровь, если убьют пророка. В любом случае, Иеремия попал в отчаянное положение, и смерть казалась неизбежной. Но Божий вестник должен был передать другие послания, поэтому помощь вскоре пришла.
Книга Иеремии — это уникальное отражение образа Бога, говорящего через людей. В этой книге Иеремия пророчествует о Божьем осуждении и о Его мольбе, обращенной к Своему народу, принять Его любовь и оставить свои грехи. В истории Иеремии изображена наша упрямая грешная природа. Многие из нас достаточно хорошо знают о том, что Бог презирает нечестие, мы знаем и о Его планах для нас. И в то же время все мы постоянно готовы хотя бы на одно мгновение открыто сделать выбор в пользу греха. Таким образом, мы призываем на свою голову осуждение, о котором говорит Иеремия. Мы редко склонны проводить связь между нашим пренебрежительным отношением к заповедям Божьим и своей небрежностью в целом. Наоборот, мы приписываем все свои недостатки и грехи влиянию своей испорченной человеческой природы. Мы полагаем, что не можем не делать плохого.
И все же Иеремия был решительно настроен выполнить то, что Бог хотел от него. И за это его побивали камнями, проклинали, запугивали, заключали в темницу и заковывали в цепи (Иер.40:1–3).
Сегодня наши отношения со Словом — лучшее воплощение истории Иеремии. То, когда, как и почему мы читаем свою Библию, показывает, какие у нас отношения со Христом. Хотя мы не побиваем камнями, не проклинаем и не угрожаем своей Библии в буквальном смысле, которая обличает нас и наставляет на верный путь, откровенное пренебрежение ее учением противоречит Божьим планам для нашей жизни, один из которых — делиться Его Словом с другими (Рим.5:4–9).
Во Второзаконии рассказывается о том, какие великие дары Бог приготовил тем, кто принимает Его любовь, чья вера в Него непоколебима, кто следует Его повелениям. Поэтому даже когда Его народ переживает гонения, Бог остается с ним и дарует вечную жизнь (30:6–10). Так было во времена Израиля. Ничего не изменилось и сегодня. Библия, не стесняясь, в подробностях описывает наше несовершенство, наше падение, неизбежное разрушение и смерть, подобно тому, как Иеремия возвещал об этом иудеям. Священное Писание не только указывает нам на явные пороки, но и возлагает на нас ответственность за них, предварительно открыв нам Божьи планы на нашу жизнь. Когда мы не изучаем Слово Божье и не применяем Его в своей жизни, мы становимся рабами греха, от которого Бог так жаждет освободить нас. Это происходило с иудейским народом, когда люди впали в идолопоклонство, а Иеремия неустанно пророчествовал им неминуемую гибель, если они отвергнут Божьи заповеди.
Будучи грешниками, мы подвержены склонности к плотским желаниям, которые не в силах преодолеть одной только верой в Бога и Его вечные принципы. Его бесконечная любовь обещана тем, кто принимает спасение, дарованное в Сыне Его, а затем делится Его любовью с людьми, не знающими о ней. Иеремия рискнул всем, чтобы поведать об этих принципах всему Израилю. Так и мы должны с готовностью делиться своим знанием с миром, в котором живем.
III Слова надежды
Прочитаем текст Писания:
1Письмо, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима оставшимся в живых старейшинам, что пребывали в изгнании, а также священникам, пророкам и всему народу, уведенному Навуходоносором в плен из Иерусалима в Вавилон.
2Случилось это после того, как царь Иехония, царица-мать, царедворцы, вельможи Иудеи и Иерусалима, ремесленники и кузнецы были уведены из Иерусалима.
3Доставили это письмо пленникам Эльяса, сын Шафана, и Гемарья, сын Хилкий, которых Седекия, царь иудейский, послал в Вавилон к Навуходоносору, царю вавилонскому. В нем было написано:
4«Так говорит Господь Воинств, Бог Израиля: „Всем изгнанникам, которых увел Я в плен из Иерусалима в Вавилон.
5‘Стройте дома и живите в них, разбивайте сады и вкушайте плоды их.
6‘Женитесь — и пусть родятся у вас сыновья и дочери, жените сыновей своих и выдавайте замуж дочерей — пусть и у них родятся дети. Плодовитыми будьте, чтобы не уменьшался народ!
7Заботьтесь о благоденствии города, в который Я изгнал вас, и молитесь о нем Господу, ибо его благоденствие принесет благоденствие и вам“.
8Так говорит Господь Воинств, Бог Израиля: „Пусть не обольщают вас пророки и гадатели, живущие среди вас. Не доверяйте снам, которые им снятся.
9Ибо от Моего имени пророчествуют они ложь; не посылал Я их“, — это слово Господне.
10Так говорит Господь: „Как только минуют семьдесят лет, отведенные Вавилону, Я вступлюсь за вас, исполню то доброе, что обещал, и верну вас в родные места.
11″Потому что Я знаю, Мне одному известен замысел Мой о вас, — говорит Господь. — Благоденствие определил Я для вас, а не беду, чтобы были у вас будущее и надежда.
12″Когда вы обратитесь ко Мне, придете и будете Мне молиться, Я вас услышу.
13″Когда вы станете искать Меня, то найдете, если пожелаете того всем своим сердцем.
14″Буду Я рядом с вами, — говорит Господь, — верну вас из плена, соберу вас, рассеянных среди народов, отовсюду, куда Я изгнал вас прежде, — таково слово Господа, — и верну Я вас в те места, откуда изгнал вас» (Иер.29:1-14).
Речь здесь идет о письме, которое Иеремия послал тем примерно 10 тысячам иудеев, которые были уведены в Вавилон вместе с царем Иехонией; это произошло в 597 г. до Р. Х. (4Цар. 24:8-17; Иер. 22:24-27). Пророк воспользовался случаем и отправил это письмо с иудейскими послами (стих 7), которые везли дань Навуходоносору. Здесь мы можем заметить, как Иеремия совершал служение в Иерусалиме, так теперь его весть достигала иудеев и в Вавилоне.
Интересно еще отметить, что Божья весть снова расходится с мнением большинства. Ложные пророки в Вавилоне предсказывали неминуемое возвращение из изгнания, но под Божественным водительством Иеремия повторил пророчество о 70-летнем рабстве, которое впервые было провозглашено в 605 г. до н.э. (см. Иер.25:11-12).
Ученые спорят о датах исполнения пророчества. Но если проанализировать цепочку событий в конце существования Вавилонской империи и возникновение Мидо-Персидской империи (изданный Киром указ в 538 г. до н.?э., медленная реакция иудеев, долгое путешествие назад в Иерусалим и т.?д.), тогда можно назвать 605–535 гг. до н.?э. тем отрезком времени, в рамках которого исполнилось это пророчество.
Иеремия убеждал изгнанников, ссылаясь на то, что такова воля Господа Саваофа, не отчаиваться, но и не предаваться иллюзиям: плен будет не короче человеческой жизни, он продлится целых 70 лет (стих 10). Но все это время иудеи должны жить верой в грядущее освобождение и очищать свои души покаянием, искупая грех богоотступничества.
Послание Иеремии к иудеям-переселенцам было шокирующим: в ожидании того дня, когда Господь, Который переселил их в Вавилон, «посетит» их, чтобы возвратить на место их (стих 10), им следует жить нормальной жизнью в чужой для них стране: они должны были строить дома, возделывать сады, жениться, рождать детей, в общем, продолжать жить. Это был мудрый совет. Впереди их ожидали годы изгнания, и Бог призывал людей к покаянию, и к тому, чтобы быть свидетелями в Вавилоне, и чтобы к тому моменту, когда закончатся семьдесят лет плена, было немало народа, который, по возвращении в Иерусалим, мог бы его восстанавливать.
Им не только не следует уповать на то, что Вавилон скоро придет в упадок, но, напротив, пусть они заботятся о благосостоянии того места, куда переселил их Господь, и даже молятся Ему о нем. Это как раз наш памятный стих. Потому что отныне их благополучие будет зависеть от благополучия Вавилона! И пусть они не верят своим пророкам, которых Господь не посылал, и разного рода гадателям: и те, и другие обманывают их.
Хотя Бог, казалось бы, не обязан заботиться о тех, кто оставил Его, Он милостиво продолжает работать с ними. Когда люди изгоняют Бога из своей жизни, Он не перестает быть Богом. Что еще важнее, Он не перестает быть их Богом. Иеремия сообщает весть о неминуемом переселении, и, хотя людям говорят о 70 годах плена, они также слышат и весть, полную надежды. Господь говорит, что, когда истечет время, отведенное на жизнь в плену, Он вернет их назад в землю обетованную. Он также клянется, обещая народу процветание (Иер.29:11-12). Хотя израильтяне были переселены из своей земли, Бог был рядом с ними. Он выведет их и возродит их. Зная Свои планы для этого народа, Он оберегал их и в плену.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какой вывод мы можем сделать для себя из данного урока?
Бог хочет, чтобы мы усердно трудились и верно распоряжались Его благословениями, и тогда они умножатся (Иер.29:4–8). Он хочет, чтобы мы искали мира там, где Он поселил нас. Даже в плену, в испытаниях и бедах Его желание, чтобы мы молитесь за тех, кто вокруг нас. Делая добро и делясь Божьей любовью, мы найдем мир (Иер.29:7). Итак, ищите Бога всем сердцем своим и всей душой. Будьте искренни! Богу известно все. Он знает, когда вы умоляете о спасении и не можете сами решить проблему. Когда вы подчините Ему свою жизнь, Он поведет вас вперед (Иер.29:13).
Мы должны исследовать знамения, указывающие на время, в которое мы живем. Теперь нам нужно молиться самым усердным образом, чтобы быть готовыми к серьезным событиям, предшествующим великому дню Божьего Пришествия. Израильтян, согласно этой темы, ожидали дни плена в Вавилоне, а мы живем в такое время, когда время нашего духовного Вавилона закончилось, и нам звучит призыв: «Выйди из Вавилона». Иеремия нес весть своему народу, а нам следует нести весть людям, живущим сегодня: «Приготовьтесь к встрече с Господом!»
Пастор, Александр Серков