Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 5. Умножающиеся проблемы
В жизни Божьих последователей происходит великая борьба. Иеремия много пострадал, так как его со всех сторон окружало зло. Религиозные лидеры преследовали его, и наступил момент, когда пророк, точно так, как и Иов, проклял день своего рождения. В то же время хранить молчание было невыносимо, он не мог угасить огонь, горящий внутри него. Иеремия должен был продолжать проповедовать. Размышления этой недели сосредоточены на убедительной силе Слова Божьего и на том, что мы не можем оставаться равнодушными к Божьему призыву, какие бы последствия нас ни ожидали.
Памятный текст к этому уроку гласит:
«Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною» (Иер.20:7).
Рассмотрим урок в трех аспектах:
I Проклиная свою жизнь
Прочитаем текст Писания:
7 Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
8 Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
10 Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; «заявите, говорили они, и мы сделаем донос». Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему».
11 Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется.
12 Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое
13 Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев. —
14 Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!
15 Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его.
16 И да будет с тем человеком, что с городами, которые разрушил Господь и не пожалел; да слышит он утром вопль и в полдень рыдание
17 за то, что он не убил меня в самой утробе — так, чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ее оставалось вечно беременным.
18 Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии? (Иер.20:7-8,10-18).
Читая эти слова, проникаешься осознанием того, что призвание на пророческую деятельность не освобождает пророка от страданий. Мы видим, как проблемы у Иеремии по нарастающей увеличивались, и нам раскрыта его внутренняя борьба и победа над страданиями. Он молча рыдает, неся на себе тяжкое бремя прегрешений народа Божьего и мужественно терпя страдания за призыв говорить от имени Бога, принятый им.
Вполне понятно, что наши ограниченные человеческие возможности часто заставляют нас сомневаться в себе, как в случае с Иеремией. Мы боремся со своей уверенностью в себе, думая, что скажем что-то не то и не так. Мы виним свой ограниченный словарный запас, свои неудовлетворительные навыки в ораторском искусстве, недостаточные знания, страх перед публикой. Мы боимся потерпеть неудачу, выполняя поручение нашего Творца. Мы просто не верим, что Бог открыл в нас что-то удивительное и хочет с нашей помощью продвигать Свое дело. Он желает вылепить из нас полезный сосуд и отправить вперед, как когда-то Иеремию, призывать людей вернуться к Нему. Почему бы нам не позволить Ему сделать это? Мы должны, подобно Иеремии, разжечь «огонь, заключенный в костях», — страстное желание всегда петь Ему хвалу, рассказывать о Его благости и возвещать Его евангелие любви как верующим, так и неверующим.
Борьба Иеремии относительно его пророческого служения названа его «Гефсиманией», так как 20-я глава является заключительной главой «исповеданий Иеремии». Хотя Бог предупреждал его, Иеремия чувствовал себя посмешищем, потому что весть, которую он провозглашал, заключалась в словах: «Жестокость и воровство!» Когда стало практически невозможно исполнять Божественное повеление — проповедовать Божью весть, Иеремия впал в отчаяние и проклял день, в который родился. Эти страдания переживал и Иов, который чувствовал давление великой борьбы, когда сатана пытался поставить под сомнение верность Иова Богу (см. Иов 3:1–12).
Горько жалуясь на свою судьбу, пророк Иеремия изливает перед Богом все свое отчаяние. О, у него нет больше сил служить Богу, он не в состоянии более укорять своих сограждан и предсказывать им погибель! Иеремия как бы спорит с Богом, жалуется на то, что Господь, Который, конечно же, сильнее его, «увлек» (в значении «уговорил», «убедил») его, и он вынужден подчиняться Его, а не своей воле.
И, вот, стоит ему лишь рот открыть, как он становится объектом насмешек, издевательств, прямого насилия (стих 8). Иеремия рассказывает Богу о своей напряженной внутренней борьбе (не напоминает ли она о борьбе патриарха Иакова с Ангелом?). «Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я, как ни пытался, не смог угасить его», — признается он. Господь, избравший его «Своими устами», победил.
И пророк, мученик своего призвания, остается прикованным к Богу Всемогущему, осознавая свою слабую человеческую душу. Но не сопряжена ли для него эта «капитуляция» перед Господом с дающим облегчение сознанием: верность Богу и в мучительных испытаниях несравненно лучше прекращения этих испытаний ценой забвения Бога?
В стихе 10 Иеремия продолжает свою исповедь. Он говорит об угрозах ему, которые раздаются вокруг, о готовящихся на него доносах, о том, что те люди, которые еще совсем недавно дружественно к нему были расположены, стараются уловить его, ищут повода для отмщения.
Иеремия верит, что Господь сильный ратоборец, и что Он на его стороне и не даст гонителям его одолеть его. Эта вера временами дает испытывать ему душевный подъем (стихи 11-13), однако, вот она снова — полоса душевного упадка, которому пророк не в силах противостоять (стихи 14-18).
Бог, казалось бы, настигает Иеремию внезапно, пытаясь вновь окрылить его веру. Может быть, при мысли, что да, отмщение его врагам и посрамление их не за горами, но ведь какой страшной ценой: Иерусалим, этот горячо любимый им город, будет разрушен, и тяжело пострадают все иудеи, братья его. Отчаяние Иеремии достигает высшей точки, он между двух огней, один огонь жжет его кости и сердце, другой гложет его сознание при мысли о неминуемой участи народа, и это не говоря уже о том, что народ не принимает его вести, и тем более, желает его уничтожить: и вот он проклинает день своего рождения, сетуя на материнскую утробу за то, что она не стала ему гробом, проклинает и того гипотетического человека, который первым пришел к его отцу и принес весть о рождении сына. Метафора и образы этого проклятия весьма созвучны с теми, что находим в книге Иова (Иов. 3:1-13); они служат формой выражения беспредельной скорби, и в качестве таковой может рассматриваться характерный для древневосточной литературы поэтический прием.
Но здесь в этой книге есть два интересных момента: 1) в этой (20 главе) мы читаем о последнем исповедании Иеремии, когда он указывает на то, что примирился с Божественным огнем, заключенным в его костях, и 2) в следующей главе мы читаем, что царь Седекия посылает политических и религиозных лидеров к Иеремии с просьбой обратиться к Богу как к последней надежде перед лицом приближающегося вавилонского войска. Весть Иеремии вдруг снова оказалась необходимой.
II В колодах, но с огнем в костях
Прочитаем текст Писания:
1 Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии,
2 то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем.
3 Но на другой день Пасхор выпустил Иеремию из колоды, и Иеремия сказал ему: не «Пасхор» нарек Господь имя тебе, но «Магор Миссавив».
9 И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер.20:1-3,9).
Кто такой Пасхор, о котором здесь идет речь? Исследователи полагают, что Пасхор, сын Имера принадлежал к 16-ой священнической череде (1Пар. 24:14). Должность, которую он занимал, это наблюдение за порядком на всей территории храма, была весьма важной. Пасхор, по всей вероятности, приписывал себе и пророческий дар (Стих 6), и в Иеремии, следовательно, помимо всего прочего, видел соперника. В состоянии приступа ярости Пасхор ударил Иеремию и заковал в деревянные колодки, установленные у тех храмовых ворот, которые носили название Вениаминовых. Ворота эти названы еще «Верхними».
На протяжении суток оставался Иеремия скованным. Это было своего рода как стоять у позорного столба: пророку, сердце которого разрывалось от боли за слепых соотечественников, надо было до дна испить чашу унижения.
Освобожденный из колодок, Иеремия не побоялся высказать в лицо своему врагу то, что говорит об Иудее Господь, и повторил пророчество о вавилонском нашествии, разграблении Иерусалима и Иудеи и отведении их в плен, где умрет и будет похоронен сам Пасхор.
Почему Бог через пророка пророчил народу Своему вавилонский плен? Это Божий умысел или Его несостоятельность воспротивиться мощи земных правителей? Нет, Бог любит Свой народ вечной любовью. И, подобно реакции Осии на поступки неверной ему Гомери, Он всегда готов простить и принять Своих покаявшихся детей (Ос. 3). Бог не собирается оставлять Свой народ в пучине греха. Напротив, Он взывает к нам во время нашего ежедневного общения с другими христианами, на богослужениях и через пророческие вести, звучащие в Его Слове. Эти вести передают нам большие и малые пророки. В каждой истории мы видим согласованные усилия пророков, раскрывающих грех в попытке привести к покаянию. В книге Иеремии рассказывается о том, как «брачные» узы между Богом и Израилем были повреждены, и неоднократно звучит призыв к примирению. Вот в этом и заключается Божья цель по отношению к народу, и ради этого примирения Он допустил вавилонский плен.
Хотя для спасения душ пророческий призыв к примирению жизненно необходим, он порой может столкнуться с сопротивлением. Как и Иеремию, нас тоже могут «посадить в колодки» за то, что мы говорим истину о нарушении в следовании доктринам. Буквально, конечно, нас в колодки сегодня никто не посадит. Нашими «колодками» могут быть: «снисходительное» отношение некоторых духовных лидеров, недостаточная поддержка членов нашей церковной общины или притеснение со стороны и верующих, и неверующих. Какими бы ни были «колодки», Бог готов освободить нас от уз, как Он сделал это для Иеремии (Иер.20:3). Освободив от оков, Он призывает нас посвятить себя служению Ему (Матф.28:19). Когда Он призовет нас, наша уверенность может поколебаться. Мы очень быстро можем сослаться на недостаточный опыт, чтобы, подобно Ионе, избежать выполнения своего религиозного долга служить Ему. Но Иеремия являет собой чудесный пример того, как можно использовать свой юный возраст, чтобы провозглашать слово Божье. Давайте не будем говорить, что мы всего лишь дети, неспособные нести весть, или что страх парализовал нас (Иер.1:7-8). Через нас говорит Господь (Иер.1:9). Он дает нам понимание и помогает внести свою лепту, служа во славу Его Царства. Будучи взрослыми, но все же еще молодыми людьми, мы призваны писать, говорить, рассказывать и петь о Его славе и чудесных благословениях, которые Он излил на нас, хотя мы этого и не заслуживаем.
Интересно подметить, какова история потомков Пасхора. Не смотря на то, что Бог через Иеремию провозгласил приговор Пасхору, который говорил о его вавилонском рабстве и смерти, а также рабстве и смерти всех его друзей; однако, подобно мужам Анафофа, 1 247 потомков Пасхора, спустя много лет, во времена Неемии, восстанавливают стены в новом Иерусалиме после изгнания. Бог отменил приговор и сохранил остаток даже среди потомков Пасхора (Неемия 7:41).
С новым энтузиазмом продолжая наше христианское путешествие, мы должны, подобно Иеремии, зажечь духовный «огонь, заключенный в костях» и перешедший в сердце. Невзирая на трудности в пути, мы не должны отказываться от своего желания обрести спасение. Испытания и невзгоды могут время от времени появляться в нашей жизни, но Иисус Навин призывает нас: «Будь тверд и мужествен» (Нав.1:9), а Павел желает, чтобы мы хвалились «скорбями» (Рим.5:3), так как они помогают нам быть неутомимыми, терпеливыми и стойкими. Огонь, заключенный в костях и в сердце, несомненно, укрепляет нашу стойкость во время испытаний.
Позвольте предложить пару способов, помогающих поддерживать духовный огонь, заключенный в наших костях и в нашем сердце:
Каждый день изучайте Слово Божье. Ежедневное чтение Библии — это величайшее оружие против происков дьявола. В Слове содержится великая сила.
Просите о водительстве Святого Духа. Присутствие рядом с нами Духа Святого является гарантией того, что нас ждет изменение и обновление, что мы будем готовы трудиться в Царстве Божьем.
Совет для учителя субботней школы во время проведения урока в день субботний:
Помочь понять реальность великой борьбы в страданиях и боли, которые человек испытывает на этой земле, будучи христианином.
Помочь ощутить «горящий огонь, заключенный в костях», который побудил Иеремию продолжать следовать по Божьему пути несмотря на преследования.
Побудить принять решение реагировать позитивно, когда мы сталкиваемся с сопротивлением, сохраняя в памяти полную картину Божьего плана. Можно задать вопрос и поразмышлять о нем: Как во свете великой борьбы объяснить, почему мы испытываем страдания и переживания?
III Выполнима ли миссия?
Повсюду в этом году пестрят рекламы фильма «Миссия невыполнима». Это уже пятый фильм приключенческого боевика режиссёра Кристофера Маккуорри, начиная с 1998 года. Я эти фильмы не смотрю, но меня заинтересовала реклама именно его названием. Надо же, уже пятая серия фильма выпущена, и все «Миссия невыполнима». Может когда-то выйдет фильм: «Наконец-то миссия выполнена» ?!
Так часто бывает, что Божий план для нашей жизни и следование этому плану кажутся сценарием фильма «Миссия невыполнима». Будучи одним из Божьих пророков, Иеремия знал, насколько трудным может стать подчинение своей жизни Его воле. Пророка постоянно преследовали и почти убили. Окруженный людьми, жаждущими его смерти, Иеремия решил взять дело в свои руки, с полным доверием Богу, хотя было время, когда он на какое-то время замолчал.
Мы с вами сегодня тоже слишком часто сталкиваемся с проблемами, пытаясь выполнить Великое поручение, записанное в Матф.28:19-20. В мире, где, кажется, всеобщим девизом является фраза «надо приспосабливаться», мы призваны отличаться от остальных и, в свою очередь, призывать других измениться. Все это, конечно, может закончиться тем, что нас поднимут на смех, как и Иеремию. Именно поэтому многие из нас замолкают и отчаянно пытаются соответствовать окружающему обществу. Однако Иеремия обнаружил, что не может долго молчать. Хранить молчание оказалось труднее, чем стоять, не сгибаясь, под грузом насмешек тех, кого он пытался предупредить. Пророк провозглашал истины, которые являются ключом к успешному служению. Слово Божье горело в его сердце. Мы ясно видим, что Иеремия понимал, как важны в жизни молитва и изучение Слова Божьего.
Когда мы встречаемся с трудностями на пути, вера в Бога напоминает нам, что Он любит нас и, несмотря на обстоятельства, держит все под контролем. Наша вера напоминает нам, что Его намерения о нас — во благо, чтобы дать нам будущность и надежду (Иер.29:11). Иеремия был призван предупредить народ о грядущем уничтожении. Мы же призваны нести людям благую весть о спасении. Наш жизненный путь напоминает движение маятника, что заставляет нас беспокоиться о том, как наше благовествование может повлиять на нас самих. Будут ли нас примечать или насмехаться над нами? Как бы то ни было, христианин, твердо держащийся за свою веру в Бога, знает, что в наших сердцах горит надежда, надежда на пришествие Господа. У нас есть вера, которую только Христос может даровать, — вера в обетования Его Слова.
Так как со времен древней Иудеи прошло уже более двух тысяч лет, а в культурном и социальном плане мир изменился до неузнаваемости, нам трудно понять все, что происходило во времена пророка Иеремии. Читая Библию, особенно суровые предупреждения и угрозы, многие люди представляют себе Бога жестоким, придирчивым и мстительным. Однако такое впечатление — это результат поверхностного чтения Писания. Внимательный исследователь Библии увидит, что Ветхий Завет открывает то же, что и Новый, а именно: Бог любит все человечество и желает его спасти, но Он не заставляет нас сделать выбор. Если мы принимаем решение поступать неправильно, игнорируя Его мольбы к нам, мы вольны поступать так. Мы просто должны помнить не только о последствиях, но и о том, что мы были предупреждены о них заранее.
В Иер.18:11–17 мы находим, как Господь увещевает Свой народ отвратиться от злых дел. В 11-м стихе сказано: «Итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». А в стихе 12 Господь говорит, что Он уже знает, что они не будут слушать Его предупреждения и призывы, но будут и дальше поступать «по упорству злого своего сердца» (стих 12). Затем Господь говорит, как Он поступит в ответ на их непослушание. Это одно из многих мест в Библии, которые показывают, что Божье предвидение нашего выбора ни в коей мере не ущемляет свободу этого выбора. В конце концов, зачем Господу умолять их обратиться от своих злых дел, если они не могут выбрать повиновение Ему? С другой стороны, зачем наказывать за непослушание, если они не могут ослушаться Его? Это интригующие вопросы.
Иеремия должен был примириться с тем, что ему необходимо постоянно передавать весть о суде, а также с продолжительным и иногда жестоким сопротивлением, которое он испытывал. Христианская весть до сих пор считается непопулярной. Мы наблюдаем различного рода сопротивления. Нам следует понимать суть этого конфликта в контексте великой борьбы, которая в последнее время будет еще ожесточеннее.
Вспомните случай, когда вы пережили сильное сопротивление из-за ваших убеждений. Как вы себя вели и что необходимо делать в подобной ситуации? Иногда жизнь нам кажется слишком тяжелым бременем. Испытывали ли вы такие переживания, когда думали о том, что лучше было бы вам вообще не родиться? Как понимание сути великой борьбы помогает нам справляться с подобными чувствами?
Вам когда-нибудь приходилось чувствовать, как проблемы давят со всех сторон, как темные тучи отчаяния окутывают вас, и даже Сам Бог куда-то исчез? Если да, то запомните, вы не одиноки. В Библии написано, как некоторые сыновья и дочери Божьи пытались побороть свой страх, отчаянье и сомнения даже после того, как стали свидетелями действия удивительной силы Божьей, изливавшейся на мир через них. Иеремия, как и Исаия до него, был призван Богом нести весть народу израильскому во времена великого отступничества. Подобно Моисею, он сомневался, что его служение будет плодотворным, но подчинился Господу, Который со всем могуществом использовал пророка в продвижении Своего дела.
Как можем мы в наш XXI век противостоять атакам со стороны секуляризованного мира, который отступил от Бога? Позвольте предложить Вам несколько способов выдержать эту приливную отступническую волну:
Молитесь. Иеремия уделял время и ходатайственной молитве за Израиль, и личной молитве. Одним из неотъемлемых и крайне важных элементов молитвы является раскаяние. В эпоху, когда вокруг господствует ложь и скептицизм или просто религиозный формализм, мы легко можем пасть жертвой «хитросплетенных басней» (2 Пет.1:16). Однако Писание напоминает нам, что Бог не изменяется (Мал.3:6). Он отвечал на молитвы в древние времена, Он ответит нам и сегодня.
Упражняйте свою веру. Ап. Павел предупреждает нас, что без веры угодить Богу невозможно. Вера без дел — мертва (Иак.2:17). Вера требует действий, порой даже вопреки обстоятельствам.
Возвещайте Его Слово. Христос поручил нам нести благую весть Евангелия людям. Какой бы трудной ни казалась эта задача, долг каждого христианина — распространять Его истину. По сути, если мы являемся по-настоящему обращенными христианами и движимы Святым Духом, делиться Благой вестью с другими будет для нас радостью. Мы почувствуем, что нами, как и Иеремией когда-то, движет огонь, заключенный в костях (Иер. 20:9). Мы должны решительно следовать Божьей воле, даже если это значит, что мы подвергнем свою жизнь большому риску.
В конце концов, Его Слово обещает нам обитель на новой земле, если мы позволим Его воле направлять нас. Если мы будем воплощать эти рекомендации в жизнь, Святой Дух даст нам силы для великой работы, которую Бог поручил каждому из нас. Давайте не забывать о том, что мы становимся ближе ко Христу не ценой своих собственных усилий, а подчинением Ему всей своей жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль Иеремии в последние дни свободы Израиля заключалась в том, чтобы призвать народ к покаянию. Так и наша задача сегодня в том, чтобы передавать другим благую весть о возвращении Иисуса. Для этого в нас должен гореть «духовный огонь». Молясь, упражняя свою веру и делясь Божьим Словом с остальными людьми, мы можем зажечь и поддерживать в себе этот огонь. Конечно, мы можем сомневаться в своих способностях, но давайте всегда помнить, что Бог будет вести нас. Мы не должны молчать, живя в окружении людей, которые напуганы и жаждут обрести надежду.
Пастор Александр Серков