Субботняя школа с пастором Александром Серковым Урок — 4. Обличение и наказание
В этом уроке мы рассмотрим испытания Иеремии, чье служение, казалось, состояло только из обличений и мести: он обличал, руководители мстили. Мы увидим борьбу Иеремии с собственным чувством несостоятельности и бесполезности его пророческой деятельности.
Памятный текст к этому уроку гласит:
«Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя» (Иер.17:14).
Приступим к разбору урока в его трех основных частях.
I Если…, тогда…
Прочитаем текст Писания:
18 Господь открыл мне, и я знаю; Ты показал мне деяния их.
19 А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось».
20 Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
21 Посему так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души твоей и говорящих: «не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших»;
22 посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода.
23 И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их (Иер.11:18-23).
Есть так называемая следственно-причинная связь или закономерность: «если…, тогда…». Если моторное масло в автомобиле менять вовремя не будешь, это приведет к быстрому износу и поломке. Если пойдешь этим путем, то будет то-то и то-то, а если другим пойдешь, ожидай это. Мы читаем:
«Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. И будешь клясться: „жив Господь! “в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться» (Иер. 4:1-2).
В чем был корень проблемы израильтян, по словам Иеремии? Здесь тот же принцип «если…, тогда…». Он сказал им: «Обрежьте себя для Господа и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (ст.4). Бог говорил им, что если они отвратятся от зла и посвятят заново свои сердца Ему, тогда Он удержит Свой гнев, воспылавший по причине их грехов.
Но народ не поверил пророку, а значит — самому Богу. Народ поверил лжепророкам, которые говорили, что Бог не пошлет меч на Иудею из-за их грехов. Они отвергли призывы Бога отказаться от мерзостей и вернуться к Нему (Иер. 4:1). Не желая признавать, что отреклись от Бога, люди с раздражением отнеслись к совету и обличению, высказанным Иеремией. Они излили свой гнев на пророка Божьего, который был пред ними «как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер.11:19). Отвергшие Бога иудеи говорили: «Отторгнем его от земли живых» (ст.19). И проблема отречения израильского народа от Бога, и реакция людей на тех, кто возвещает о Божьем призыве к изменению, являются общими для всех. Апостол Павел сказал Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).
Иисус дает чудесное обещание членам церкви в Смирне, которые пострадали за веру в Него: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Это обетование звучало и для Иеремии. Оно относится ко всем, кто не отвергает своего Бога даже во время гонений.
Особенный заговор против пророка мы наблюдаем в Анафофе. Анафоф, расположенный в пяти километрах к северо-востоку от Иерусалима, был родным городом Иеремии, и, вероятно, этот опыт был одним из худших переживаний Иеремии, когда односельчане выступили против него и решили отравить его. Теперь пророк сетует на собственную горькую судьбу. На его пророчества и призывы одуматься народ отвечает все нарастающей враждебностью. Бог открыл этот заговор об отравлении Иеремии и послал весть суда жителям Анафофа, провозгласив, и это мы читаем в 23-м стихе: «И остатка не будет от них». Они были приговорены к полному истреблению в вавилонском плену.
Тем не менее в этой истории можно обнаружить интересный постскриптум. В Неем.7:27 мы встречаем 128 жителей Анафофа, перечисленных среди тех, кто вернулся из изгнания. Они стоят среди представителей Остатка, тех, кто решил отказаться от комфорта в Вавилоне и вернулся в Иерусалим, чтобы восстановить храм и город. Это еще раз подтверждает закономерность «если…, тогда…».
Конечно, миссия Иеремии не была легкой. Возможно, некоторые испытывают особое удовольствие, указывая людям на их грехи, но большинство людей согласятся, что эта работа очень непривлекательна, особенно из-за реакции, которая может быть спровоцирована их словами. Хотя некоторые, услышав слова обличения, раскаиваются и стремятся к преобразованию, но, как правило, происходит все наоборот, особенно если слова обличения резкие и серьезные. В самом деле, подобно словам других пророков, весть Иеремии была резкой и серьезной!
Трагедия заключалась в том, что противостояние, с которым столкнулся Иеремия, исходило от тех людей, которых Господь пытался спасти. Господь желал избавить их от грядущей катастрофы. Проблема заключается, однако, в том, что люди часто не хотят слышать то, что они должны услышать, потому что данная весть открывает их греховные и порочные желания.
А вы знаете, что пророк – это одна из трудных работ в мире. Хотели бы вы быть пророком? Эта профессия не слишком популярна в наши дни. Обличая людей во грехах и предсказывая им неминуемую гибель, денег не заработаешь. Однако именно в этом и заключалась работа Иеремии, и порой думаешь, что он предпочел бы лучше быть фермером, пожарным или еще кем-нибудь.
В его время находились пророки, избравшие более легкий путь. Их предсказания были светлыми и оптимистичными. Такие пророчества поднимали людям настроение так же, как когда им говорят, что на фото в социальной сети они замечательно получились.
Но у Иеремии не было подобных пророчеств. Он открывал людям глаза на их греховность и призывал покаяться. Он должен был передавать нелицеприятные вести всему населению. Начав упрекать всех и каждого, вы вскоре будете сидеть в школьном кафетерии в полном одиночестве. Но в случае с Иеремией все было намного хуже простой непопулярности. Люди планировали убить его (Иер. 11:18–23).
Именно поэтому браться за работу пророка нужно только в том случае, если вы к этому призваны. Эллен Уайт была призвана обличать народ, и как результат, многие ее сегодня отвергают точно так, как и пророка Иеремию. Поэтому мы должны всерьез обеспокоиться тем, как мы откликаемся на пророческую весть, или, говоря другими словами, как мы реагируем на людей, говорящих правду. Хотим ли мы дружить с теми, кто честно указывает нам на наши ошибки? Или мы предпочитаем общаться с людьми, которые помогают нам не замечать свои недостатки, с людьми, которые говорят умирающему больному: «Ты замечательно выглядишь!»
Услышать правду — это дар. Но принять его могут лишь те, кто по-настоящему кроток и смирен. «Периодически люди спотыкаются о правду и падают, но большинство затем встают и спешат дальше, как будто ничего не случилось», — сказал Уинстон Черчилль.
Мы помним Иеремию как «большого» пророка. Пра-пра-правнуки людей, пытавшихся убить его, сегодня чтят его имя. Как скоро мы начнем ценить по достоинству тех, кто говорит нам правду, если мы вообще начнем их ценить?
II У Бога есть для нас план
Прочитаем текст Писания:
1 Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться.
2 И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться.
3 Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами.
4 Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших (Иер.4:1-4).
Не оставлял Бог народ Свой никогда, даже тогда, когда все отвернулись от Него. Он увещевал, наставлял, посылал пророков для обличения, предлагал конкретные действия для выхода из создавшейся ситуации. Так Он поступал всегда. Но, вместо того, чтобы внять этим предостережениям, люди выбрали путь отвержения Бога. Вся библейская история, начиная от Адама и Евы, совершивших первый грех, до отвержения Иисуса, показывает нам, насколько опасно отворачиваться от Бога. Как мы можем избежать подобной ошибки в своей жизни? Следующие шесть правил помогут нам:
Решительно настройтесь быть смиренным. Иеремия предупреждал людей: «Надменность сердца твоего» обольстила тебя (Иер. 49:16). Воспитывая в себе кроткий, способный к учению дух, мы можем смело взглянуть истине в лицо и совершить необходимые изменения.
Поощряйте несущего весть, не надо в него «стрелять». Иеремия должен был передать несколько резких советов людям, но они не оценили его старания. Вместо этого они решили убить пророка (Иер.11:19). Важный шаг в стремлении избежать отвержения — быть открытым к мудрости богобоязненных людей.
Обращайте внимание на предупреждения Бога. Читайте в Библии то, что Он хочет сказать вам. Его искренние призывы к Своему народу — быть кроткими, оставить гордость, отвернуться от греха и эгоизма, любить Бога и других — не менее важны и в наши дни.
Не смотрите на лица. Иеремия жаловался: «Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?» (Иер.12:1). Это происходит часто, но люди будут наказаны за грехи, в которых не раскаялись. Как Бог и обещал: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:10).
Признайте свои грехи. Бог умолял людей: «Возвратись… ибо Я милостив. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего» (Иер. 3:12-13). Когда мы признаем, что согрешили и отступили от Бога, перед нами открывается возможность для духовного роста.
Поднимите глаза к небу. У Бога были чудесные планы для иудейского народа. Он хотел, чтобы они стали «благословением для народов мира» (Иер. 4:2) «как дерево, посаженное при водах», и «лист его зелен…, и оно не перестает приносить плод» (Иер. 17:8). И все же Он с грустью сказал им: «Лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе» (Иер. 17:4).
У Бога и для нас есть чудесные планы, если только мы позволим Ему вести нас к их осуществлению. Бог предлагал народу Своему план, но народ отвергал его. И вот пророк сетует на это обстоятельство, он разочарован в безвыходности. Если рассмотреть главы 11-20 за один присест, то мы найдем в них шесть «признаний Иеремии», которые изложены в виде причитаний и выражают его внутреннюю борьбу, которую он испытывал, будучи призван на пророческое служение. Часто стенания превращаются в жалобы, когда он испытывает последствия сопротивления злу. Тем не менее, в своих стенаниях он обращается к Тому, Кому мы должны доверять все свои жалобы, а именно к Богу.
Вот, например, в 12 главе, 1-6 стихи мы видим аллюзию на 72 Псалом, где задается извечный вопрос: «Почему благоденствуют нечестивые?» Всемогущий с любовью ответил на вопль Иеремии посредством двух риторических вопросов (Иер.12:5), которые, отражая действительность, указывали на худшее, что ожидало Иеремию в будущем. Тем не менее оба образа также даруют обетование, что Бог даст силу Иеремии «состязаться с конями» и ориентироваться в сложных ситуациях, которые напоминали джунгли, подобно зарослям в долине реки Иордан.
Во времена пророка Иеремии перед иудеями стояла одна основная проблема. Они жили в состоянии отречения. Их предки вышли из Египта, чтобы получить во владение землю обетованную. Каждому колену израильскому Бог дал в наследство свой удел и благословил их. Но когда Господь призвал Иеремию на пророческое служение, Его народ отвернулся от своего Бога и поклонялся богам языческих племен, которые жили вокруг. Иеремия говорит о «столбах и жертвенниках», которые они построили, на которых возносили приношения. Они приносили жертвы языческим идолам и воскуряли благовония перед Ваалом (Иер.11:17), тем самым отрекаясь от Бога, Который изливал на них Свои щедрые благословения.
Проблема отречения усугублялась тем, что иудеи слушали лжепророков, которые возвещали ложь именем Бога (Иер.14:14). Бог говорил с народом через Иеремию и сказал: «Мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их» (Иер.14:12). Но они не послушали, поэтому Бог велел Иеремии перестать молиться за этих людей. Когда они постились, Он не слышал их молитв и не принимал их приношений. Народ отверг Бога, поверив лжепророкам, которые говорили, что ни меч, ни голод не грозят земле (Иер. 14:15). Грехи народа были написаны «железным резцом» и начертаны алмазным острием на скрижалях их сердец (Иер.17:1). Оставив своего Бога, израильтяне оставили и «наследие», которое Бог даровал им (Иер.17:4). Живя в состоянии отвержения Бога, они лишились Божьих благословений и защиты, и в результате стали служить своим врагам в чужой земле. Пророчество о мече, голоде и моровой язве должно было исполниться несмотря на все слова лжепророков. Жители Иудеи претендовали на то, что являются особым народом Божьим, но своими действиями они отвергли Его.
III Избери путь, по которому идти
Христос сказал однажды:
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лук.11:23).
А Иеремия пишет:
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.
9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его (Иер.17:5-10).
Эти строки, в которых несчастному человеку, надеющемуся на себе подобных, противопоставляется человек благословенный, который надеется на Господа, звучат как короткая поэма. Под человеком, который навлекает на себя проклятие, потому что плоть делает своею опорою, удаляясь сердцем от Господа, Иеремия, вполне вероятно, подразумевал царя Иоакима, который его упорно не слушал, но весьма «уповая» на помощь египтян, склонен был к участию в заговорах против халдеев.
Вереск, растущий в пустыне, или в степи (стих 6), страдает от недостатка влаги. В окончании стиха 6 подразумеваются сильно засоленные почвы вокруг Мертвого моря (земля бесплодная, необитаемая). Все это негативные метафоры человека, «чье сердце удалено от Господа». Тот же, чье упование — Господь, уподобляется дереву, посаженному при водах (сравните с Пс. 1:3).
При правлении Давида и Соломона народ набирал силу, потому что соблюдал Закон Божий. Но вот дальнейшие цари, входя на престол, начинали прославлять и возвышать себя. Они забывали, что полностью зависят от Бога. Это еще один критерий на ответ к вопросу: почему Бог допустил народу попасть в плен? Бог должен был показать им то, что объекты их упования не способны их защитить и спасти. Ни боги, к которым они обратились и служили которым, ни соседние державы не способны были их защитить, когда Бог допускал, чтобы их порабощали. Вне Бога нет истинного пути, и израильтяне должны были это усвоить.
Бог долго их терпел, призывая к покаянию. Но они отказались даже слушать Его, тогда Бог явил Свои суды, показывая людям, насколько они слабы без Него.
Союзы, заключенные израильтянами с язычниками, окружавшими их, привели к потере осознания себя как избранного народа Божьего. Нечестивые дела тех, с кем они вступили в запрещенный союз, оказали на израильский народ свое пагубное влияние. Приобщение к суете мира сего заставило их забыть свою первую любовь и ревностное служение Богу. Отказавшись от преимуществ жизни с Богом ради прибыли, они получили только разочарование, и многие души были потеряны. Все, кто ищет силы мира сего, отвернувшись от живого Бога, испытают то, что пережил израильский народ. Люди, забывшие Всемогущего, источник всякой силы, и вступившие в союз с теми, кто в мире, полагаясь на них, ослабели нравственно, как и те, кому они доверились.
Бог обращается с мольбой и заверениями к тем, кто совершает ошибки. Он жаждет показать, в чем они не правы, и привести их к покаянию. Но если они отказываются смирить свои сердца пред Ним, если они стремятся возвыситься над Богом, Он будет говорить с ними через Свои суды. Никакое подобие близости к Богу, никакие заверения в существовании связи с Ним не будут приняты от тех, кто упорно продолжает бесчестить Его, принимая помощь и силу этого мира.
Бог прибегал и к другому методу, чтобы вернуть народ на истинный путь. Прочитаем текст Писания:
1 Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия.
2 Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме.
3 Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы.
4 Так как почва растрескалась от того, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы (Иер. 14:1-4).
Засуха была одним из ветхозаветных проклятий, которым Господь угрожал народу в случае его неповиновения Ему (Лев. 26:18-19; Втор. 28:22-24). У Иеремии о действии этого проклятия мы можем прочитать в 3:3 и в 12:4, хотя не известно, имелась ли там в виду какая-то одна засуха или несколько их, поразивших Иудею в ее последние годы. Здесь, вероятно, говорится об отсутствии весеннего, или позднего (как его называли), дождя, от которого зависел весь урожай года. Плачет Иуда, на городских площадях, при воротах, понуро сидят на земле измученные жаждой иудеи, облаченные в знак траура в черные одежды — так могут быть расшифрованы образы в стих 22. Ворота… распались (скорее, расселись, покосились) — символ состояния людей, сидящих на площади. Земля «почернела» от их траурных одежд. Вопль поднимается от Иерусалимских ворот. Запасы воды в городе иссякли, и вельможи посылают слуг своих за водою — как полагают, к колодезю Иакова, находившемуся южнее Иерусалима: обычно вода сохранялась там и в засуху. Но посланные не находят воды и там и, охваченные отчаянием, возвращаются с пустыми сосудами, покрыв свои головы в знак печали. Отвергнувшие «источник воды живой» (2:13), остались без воды, питающей их землю и тела. Почва растрескалась… земледельцы в унынии.
Читая дальше 14 главу, мы видим, как пророк обращается к Богу от их имени: они признают вину свою, и что отступничество их от Иеговы — великий грех, но да простит их Господь ради имени Своего, которое наречено на них как на Его народе! Да дарует им дождь их Спаситель, единственная их истинная Надежда. В дни скорби они сознают, что чужие «боги» не в силах «разрешить уз» засухи (стих 22).
Иудеи в отчаянии от того, что Он, имеющий силы спасти, не отвечает им, «держится» с ними, как чужой, как путник, лишь проходящий землею этой, до которой ему нет дела. Человек изумленный в этом контексте, очевидно, подразумевает того, кто, будучи чем-то застигнут врасплох, лишается силы действовать. В их воплях, возносящихся к небу, которые пророк «воспроизводит» в своей молитве, отчаяние и надежда сменяют друг друга: И однако же Ты, Господи, посреди нас… не оставляй нас.
Но в Иер. 14:10-12 ответ Господа звучит пугающе: Он не примет молитв тех людей, которые «бродят» путями зла, не пытаясь удержаться от его соблазнов (стих 10), Он не примет ни неискренних жертвоприношений их ни их молитв, ни молитв Иеремии за них. Но безжалостно станет истреблять их — не только мечем войны, но и жаждой и голодом, как теперь. Бог видел, что народ каялся не искренне, они не столько желали оставить грех, сколько жаждали от Бога снова иметь воду и блага для жизни, чтобы продолжить свой греховный образ жизни.
Мучительный долг лежал на пророке — дать понять этим страдающим людям, что Бог «не щадит» их, наносит им удары именно потому, что любит их. Но если кто и был способен убеждать других в этой истине, так это Иеремия, вся жизнь которого являла подтверждение ее. Он ли не любим Богом? И он ли не страдает изо дня в день — не только потому, что лишен любви и тепла близких, гоним и ненавидим теми, которых любит, но и потому, что, возвещая им грозные и осуждающе слова, сильнее их самих болеет их болью. Он возвещает им наказание, и порой это звучит в его устах как проклятие, приближающее это наказание. Но тут же он не может удержаться от слов утешения и возвещения надежды, которые в нем самом питаются уверенностью: «Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами!»
Да, единственный путь, дающий исцеление души, это путь с Богом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из урока этой недели мы узнали, что, несмотря на верность Бога Своему народу, израильтяне отвернулись от Него. Хуже того, они отвергали истину о том, в каких отношениях с Богом находятся. Он умолял их вернуться к Нему, но израильтяне отказались, чувствуя себя «довольно хорошо» и в той ситуации, в которой находились. Сколько раз Бог протягивал к нам руки, обещая возрождение и обретение разных благ, но мы и так чувствовали себя «довольно хорошо»? Мы должны позволить Ему войти в наше сердце, чтобы иметь возможность вернуться к Нему!
Пастор Александр Серков
Комментарии (2):
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Александр федорович,в урочнике после темы за воскр.такой вопрос:»как научиться больше полагаться на Господа?какие существуют пути для того….»Можно ли развить эту тему?обычно на такой вопрос есть стандартный якобы ответ-больше читать и молиться……..
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову Александру:
Христос тоже дал весьма стандартный образец молитвы «Отче наш…». Это шаблон, который каждый облекает в свои слова по мере нужды и причины для благодарности. В вопросе «как научиться больше полагаться на Господа?» — также есть стандартный ответ, и Вы правильно пишите об этом — «больше читать и молиться», но это слишком стандартный ответ. Не просто читать много для пополнения знания о том, что пишут авторы Библии, не просто молиться о своих нуждах, надо иметь с Богом общение, как Енох. Надо иметь опыты услышанных молитв. Чем больше опытов, тем больше будем Ему доверять. Чем больше общаешься с человеком, который имеет положительные качества характера, тем больше ему доверяешь. А Бог всегда с положительными качествами. Господь сказал: «Испытайте Меня…». Хотя в данном тексте из пророка Малахии речь идет о десятине и приношениях, но это один из тех критериев, когда мы можем испытать Бога. Но опыты услышанных молитв мы можем иметь в разных аспектах нашей жизни, и чем мы больше их имеем, тем больше будем полагаться на Господа. И это нам очень пригодится, особенно во время гонений последнего времени.