Субботняя школа с пастором Александром Серковым Урок — 12. Павел: миссия и весть
Этот урок фактически является продолжением прошлого урока. Мы коснемся вопроса миссии и вести ап. Павла. Памятный текст раскрывает скромное заявление Павла, которым он поделился с христианами, находящимися в Филиппах. Я цитирую его:
«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил.3:12-14).
Давайте об этом поговорим подробно.
I Мастер метафор
Прочитаем текст Писания:
«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1Тим.6:12).
Выражение «подвизайся добрым подвигом веры» является одной из сильных метафор, которые мы исследуем на этой неделе. Метафора, или образное выражение, помогает нам увидеть более красочное описание; придает дополнительный смысл сообщению.
Павел умело прибегает к метафоре, и он неоднократно сравнивает христианскую жизнь с атлетическими соревнованиями, с которыми были знакомы жители Малой Азии. Победа была результатом определённой настойчивости и непреклонного самообладания. Как только начиналось соревнование в скорости бега, там не было времени смотреть по сторонам или раздвоенного мышления, ни один из бегущих не останавливался на полпути, вполне отдаваясь этому состязанию скорости бега, как только он мог бежать.
Перед лицом всех конкурирующих религий мира, христианин защищается Евангелием двумя способами — через постоянную христианскую жизнь и через умелое, логическое представление христианской истины, и Павел призывал христиан продолжать подвизаться, чтобы восхитить награду «вечную жизнь».
Павел здесь противопоставляет награду, воздаваемую тем, которые открыто стремились к освящающей жизни, с возмездием «бедствием и пагубой» (9 cт.), для тех, которые превратили материальное обеспечение в цель их энергии и времени.
Апостол с этими словами метафоры обращается к Тимофею. Наставляя его, он придаёт главное значение надёжному, заслуживающему доверия, христианскому характеру, как пригодности для служения в церкви. Знакомство с учениями церкви очень важно, но это познание не в состоянии возместить сомнительную репутацию. Наиболее привлекательным доказательством для христианства не является неопровержимая логика, но благоухание христоподобной жизни. Искренние искатели истины не заинтересованы лишь теорией, толкованием, но действием мировоззрения в жизни, которое в состоянии разрешить их проблемы и помочь им победить их слабости. Когда люди, далекие от Христа, увидят, что Евангелие изменяет эгоистичных, тщеславных, приспособляющихся людей, — в добрых, самоотверженных христиан, — они будут приведены ко Христу посредством Евангелия. Трагическая несовместимость для служителя — пытаться реформировать других, если он сам лично ещё не возрождён силою Бога. Тот, кто должен учить доброте и любви, должен прежде всего быть примером этих качеств в своей собственной жизни. Проповедь Евангелия фактически замедляется или ускоряется жизнью живущих исповедников христианства.
С другой стороны, успешный руководитель церкви будет не только жить примерной жизнью, но будет также обладать проницательностью, тонкостью понимания Священного Писания. Святой Дух не может благословить труды тех, которые трудятся ради душ, и в то же время преднамеренно пренебрегают основательным изучением Слова Божия. Он предлагает Тимофею заниматься этим постоянно. Нам также следует иметь в своей жизни привычку – оставаться верными этим основным принципам истинного христианского опыта.
А вот еще некоторые из самых ярких христианских образов, которые записаны в посланиях Павла. Например,
«Посему ты уже не раб, но сын» (Гал.4:7).
Какой прекрасный способ выразить свободу и чувство зависимости от Бога, данные нам через Христа!
В Послании римлянам Павел использует метафору человеческого тела, чтобы описать Церковь:
«Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5).
Этот красочный образ помогает нам лучше понимать, как функционирует Церковь под водительством Бога. Павел употребляет эту метафору еще в одном случае более подробно. Прочитайте эту метафору в1Кор.12:12–26 (там он также сравнивает функцию частей тела с деятельностью отдельных членов единого тела церкви Божией). Некоторые метафоры Павла являются непривычными для нас: он сравнивает себя с женщиной, находящейся в муках рождения (Гал.4:19), и с матерью, кормящей молоком младенца (1Кор.3:1-2).
Однако наиболее сильные метафоры Павла описывают спасение. Он использует образные выражения, сравнивая спасение с усыновлением (Рим.8:15), примирением (Рим.5:10), оправданием (Гал.2:16), освобождением (Рим.6:18), замужеством (Рим.7:2–4), искуплением (Ефес.1:7), наследством (Рим.8:17).
Все эти образы или метафоры, описывающие спасение, приоткрывают дверь к пониманию истины о спасении. Если мы сосредоточимся только на одном высказывании, то не сможем увидеть широкое понимание темы о спасении через другие метафоры. Например, образы искупления и оправдания имеют определенный смысл для людей, погрязших в римской системе законов. Представляя благую весть об Иисусе, как и Павел, мы должны заботиться о том, чтобы наши высказывания были понятны людям. Вы помните, как Христос, говоря о Царстве Божьем, использует целую коллекцию метафор, таких как Царство Небесное подобно сети, сокровищу в поле, закваске и др., то есть, Он применялся к людям, которые слушали Его, чтобы им было понятно то, что Он говорит.
Но это только теория. А как быть с практикой? Мне буквально сегодня задали вопрос:
«Вот в Библии пишется, что надо простить своих врагов, а я не могу простить. И как мне быть?»
Видите, каково наше практическое благочестие. Мы действительно сами по себе ничего не можем. Но Павел разрешает эту проблему. Он пишет:
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).
Но как быть, если нет сил и желания простить, надо обратиться за этой укрепляющей силой Иисуса Христа. Вот совет Христа:
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:4-5).
Это тоже метафора. Постоянное пребывание в живой связи со Христом, есть главное условие для возрастания и принесения плодов. Случайного внимания к вопросам религии недостаточно. Один день, усердствуя, а другой, пренебрегая духовными вопросами – такие действия не принесут духовных сил. Пребывать во Христе означает, что душа ежедневно общается с Иисусом Христом и живет Его жизнью. Вот пример прощения Христом Своим врагам:
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лук. 23:34).
Стефан, один из последователей Христа, показал практическое благочестие. Смотрите, как прекрасна эта история христианского миссионера:
«Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой.
И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:55-60).
«Не вмени им греха сего». Савл слышал эти слова. В то время его целью было получить высшее одобрение от фарисеев, и он был страстно увлечен своей миссией. Тогда гонения христиан достигли своего пика, и Савл был их главным участником. И вот он слышит что-то невероятное от того, убиение которого он одобрял и даже санкционировал. Кто его знает, был бы Савл готов к перемене так скоро, если бы ни этот случай?! Вот что значит в нашей миссионерской деятельности «прощать врагам своим».
II Нужно идти к людям
Прочитаем текст Писания:
«Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость!» (1Кор.1:22-24).
Часто, когда мы думаем о нашей миссии для общества, мы стараемся найти методы, которые привлекут их в Церковь. Мы имеем в виду такие инструменты, как интригующая проповедь, вдохновенная музыка или дружелюбие членов Церкви. Мы приглашаем людей на особые церковные мероприятия, которые, как мы думаем, будут для них привлекательными.
Да, все это крайне необходимо, но мы не должны забывать о том, что главная идея миссии — идти к людям туда, где они находятся, вместо того чтобы ожидать, пока они придут к нам. Христос показал нам пример в Своем служении воплощения, когда Он сошел с небес и «обитал с нами» (Иоан.1:14).
Апостол Павел, следуя примеру Иисуса, идет к людям. Он путешествовал по всему известному на тот момент миру, встречаясь с людьми на площадях, улицах, в ареопаге. Он знал, что эффективное служение начинается с посещения людей, преподнесения вести согласно их знаниям и опыту. Лишь после этого следует их вести туда, где Иисус хочет, чтобы они были.
В библейском отрывке, который мы исследуем в этом разделе, Павел говорит, что он проповедует «Христа распятого» иудеям и язычникам. Он также адаптирует свою весть для определенной аудитории. Например, в Деян.14 мы читаем о посещении Павлом и Варнавой языческого города под названием Листра, там упоминается, что они не один раз говорили о распятом Христе. Однако немного ранее, общаясь с иудеями, Павел не говорил о смерти и воскресении Христа (Деян.13:31–39). Настало время делиться вестью о распятии Христа с язычниками, но прежде ему нужно было провести некоторую духовную работу среди них.
Апостол Павел выполнял миссию, которая заключалась в том, чтобы рассказать окружающим, что сделал для него Иисус. С каждым днем эта весть становилась все ярче и конкретней. Он не подрывал авторитет иудаизма и не боролся с чиновниками, но своим образным учением открывал Евангелие в доступном и значимом свете для каждого, кто его слушал. Павел проповедовал двум большим группам, — грекам и язычникам, как идолопоклонникам, с одной стороны, и иудеям. Он с гордостью говорил о своей принадлежности как к греческой, так и к еврейской культуре, поэтому он сделал концепцию спасения простой и универсальной для неверующих. Следуя примеру Иисуса, Который учил в притчах, Павел выражал свое свидетельство с помощью образных сравнений, которые касались практических тем. Римлянам он заявил, что не оценивает человека по принадлежности к какой-либо нации: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1:16).
В Деян. 13:16–26 мы находим призыв Павла к иудеям, в котором он напоминает им о Божьей верховной власти. Он говорит, что Бог избрал их Своим народом, вывел их из египетского рабства и создал из них великую нацию. Вспоминая историю их духовного странствования, начиная с пустыни и до дней царя Давида, он хотел вдохновить их и побудить к действиям. Таким образом, Павел увековечил символическое наследие, иудейскую линию родословия Иисуса Христа, Спасителя.
К сожалению, иудейские старейшины приложили усилия, чтобы нарушить планы Павла по обращению греков к Евангелию. Иудеи имели на них большое влияние, поэтому народ разделился. Некоторые поддерживали евреев, в то время как другие стояли на стороне апостолов. В конце концов иудеи и греки, которые шли у них на поводу, потребовали от правителей города арестовать Павла и Варнаву. Несмотря на это, миссия, провозглашенная Самим Иисусом, продолжала осуществляться.
В Ефес. 6:10–18 Павел сравнивает военные доспехи с духовным оружием, необходимым нам для борьбы за истину. Он говорит, что эта броня не похожа на ту, что используют в мире в военных действиях. И он уверен, что это могущественное всеоружие исходит от Бога, против Которого не устоит ничто и никто. Важно заметить, что Павел утверждает:
«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12).
Он направляет наши мысли к духовной борьбе, открывает нам духовное оружие и побуждает нас воспользоваться им, потому что его нам дает Сам Господь, чтобы мы могли одержать победу над врагом.
III Как нам стать миссионерами
Сегодня любое предприятие ищет самый эффективный метод рекламирования своего товара или сферу услуг. Но метод миссионерского предпринимательства остается таким же, каким он был и во дни ап. Павла. Надо только его хорошо усвоить. Запомните одно крылатое выражение, оно вам поможет стать эффективным миссионером:
«Если вами движет любовь к Богу, то людская неблагодарность не остановит вас в служении ближним» (Oswald Chambers, “Determination to Save,” My Utmost for His Highest, February 23, 2014, http://utmost.org/classic /the-determination-to-serve-classic/).
Павел, один из первых христианских миссионеров, всегда помнил о своей цели — нести Евангелие спасения людям, живущим в его время.
А что занимает наше внимание? Какие у нас цели? Сегодня мы чаще, чем когда-либо, слышим: «Что ты собираешься делать всю оставшуюся жизнь?» Или: «А у тебя есть какие-то цели?» Эти и многие другие вопросы нам часто задают наши доброжелательные родители, сверстники, друзья и учителя. И если мы покопаемся в своих воспоминаниях, то обязательно вспомним, как кто-то говорил нам: «Ты должен поставить перед собой какую-то цель, иначе ничего не достигнешь!» Благодаря тому, что Павел ставил цели, будучи руководим Богом, мы до сих пор можем читать о его успехах.
Итак, вы услышали подобное замечание, прочитали разные книги о целеустремленности. Однажды вы даже попробовали применить один или два совета, описанные там, но ни один из них в вашем случае не подействовал. Вы поняли, что поставить цель — это не просто записать ее в какой-то блокнот. Цели требуют действий, изменения мышления, упорства и, самое главное, доверия Христу. Именно так действовал Павел, и именно так можем действовать и мы.
Если мы пытаемся достичь намеченной цели без Христа, то легко можем потерять ее из виду. Павел довольно скромно оценивал свои достижения в христианской жизни. Он писал: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил. 3:12). Он говорит о себе как о «главном грешнике» (1 Тим. 1:15). Но Господь очень ценил Павла. Самая высокая цель, к которой только может стремиться человек, это сделать Христа центром своей жизни. Цитируя Фил. 3:12–15, Э. Уайт пишет: «В этих текстах содержится обетование: даже если нас одолеют сомнения и трудности, мы не будем оставлены одни» (White, Manuscript Releases, vol. 10, p. 161).
Эллен Уайт призывает нас не создавать стереотипы в нашей миссионерской работе, но адаптировать методы свидетельства, делая их более творческими (Евангелизм, с. 106).
Она советовала: «В работе с этими душами следует проявлять величайшую осторожность. Будьте всегда начеку. Не преподносите слушателям с самого начала сложные аспекты нашей веры, вызывающие наибольшие споры; в противном случае вы затворите уши тех, для кого эти истины являются новым откровением» (Евангелизм, с. 141).
Павел очень сбалансированно подходит к вопросу закона и благодати. Как можно рассказать такие вечные истины, как весть о субботе или состояние умерших, чтобы не вызвать споры? Этот нюанс мы также должны учитывать, неся людям весть спасения.
Другие впадают в другую крайность, чтобы не создавать нежелательные неудобства, они решили никогда не переключать тему разговора на свидетельство о нашей вере. Как мы можем найти баланс между двумя крайностями? Это серьезный вопрос в нашей миссионерской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Павел — это прекрасный образец того, как преобразующая сила Иисуса Христа помогает Его детям нести Слово Божье. На его примере мы также видим, как мы можем использовать уже существующие у нас таланты в новом преобразованном направлении. Сначала сила и рвение Павла были направлены на уничтожение христиан. Но после встречи со Христом на пути в Дамаск он посвятил свои силы и целеустремленность на дело Евангелия Иисуса Христа. Он «смело проповедовал во имя Иисуса» (Деян. 9:27). Если бы Павел жил в наше время, он наверняка был бы активным христианином, служителем Иисуса. Мне кажется, он использовал бы все возможные средства для распространения Евангелия, даже такие, как Twitter, Facebook и YouTube. И я призываю вас делать то же.
Пастор Александр Серков
Комментарии (5):
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Один атеист на работе рассказывал об одном т.н. миссионере (в кавычках).Приходил баптист в баню и «2 часа грузил всех присутствующих разговорами о Боге.все устали его слушать ,злились а он хоть бы что.В парилку люди приходят отдохнуть а не проповеди слушать».Другой пример.Встретил своего одноклассника ,страстного коллекционера.Я тоже люблю старинные вещицы.Он мне пол часа рассказывал про монеты,я тоже говорил.Потом он САМ заговорил о Боге,зная ,что я христианин.мы говорили о Боге минут 15 и разошлись(мне надо было на почту до закрытия.В конце он сказал:»Люблю с тобой поговорить».Но говорил я с ним о коллекции не как предлог к миссионерству а потому что мне это было интересно.А вышло так ,что мы еще и о Боге поговорили.
Петров А.
| Ссылка на комментарий
Александр Федорович,спасибо за СШ.Мне кажется СШ больше напоминает проповедь(что не плохо само по себе),но изучение наверно предполагает больше вопросов и размышлений над ними.Впрочем вопросов хватает и в урочнике.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Петрову А.
Александр, я с Вами согласен. Но вопросы и ответы можно разыграть, если есть два-три человека. Я один, у меня монолог, и я комментирую тему данного урока, а не провожу урок субботней школы, что невозможно сделать виртуально. Я мог бы в таком случае ставить вопросы и сам же на них отвечать, но это тоже был бы монолог (самопостановщик вопроса и самоответчик на него). Если Вы что-нибудь полезное почерпнули в этом монологе, как информационная база, так как я стараюсь не дублировать материал урочника, тогда на субботней школе в субботу, на базе всего, что Вы почерпнули: и в урочнике, и здесь, и у других комментаторов, — Вы обязательно проводите урок в форме вопросов и ожидайте от членов субботнего класса ответы, и потом корректируйте ответы, дополняйте их, так как Вы имеете базу на данную тему урока шире и больше, чем те, кто заглянул только в урочник. Желаю Вам успешного проведения урока субботней школы у себя в церкви.
Александр Таран
| Ссылка на комментарий
Большое спасибо за регулярные комментарии. И именно за выходящие за рамки урочника. Следуя вместе с размышляющими на темы уроков, имея возможность прервать чтение, поразмышлять самому, сравнив с мыслями других коммениаторов есть возможность рассмотреть в течении недели урок не только многократно, но и многообразно 🙂 и хотя не на все комментарии, включая и Ваши, читатели пишут отзывы и благодарности- подобно Павлу не останавливайтесь! Ваш труд очень востребован и используется в личных размышлениях. Благословений Вам!
Александр Таран
| Ссылка на комментарий
Большое спасибо за регулярные комментарии. И именно за выходящие за рамки урочника. Следуя вместе с размышляющими на темы уроков, имея возможность прервать чтение, поразмышлять самому, сравнив с мыслями других коммениаторов есть возможность рассмотреть в течении недели урок не только многократно, но и многообразно 🙂 и хотя не на все комментарии, включая и Ваши, читатели пишут отзывы и благодарности- подобно Павлу не останавливайтесь! Ваш труд очень востребован и используется в личных размышлениях. Благословений Вам!