Иудейский суд на службе церкви
Суд, судейство является одной из центральных тем Писания. И более всего в установлении справедливости на (Небесном) суде нуждается Бог, оболганный сатаной.
«Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (Рим.3:4) многие переводы подают так: «над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь» (Кулаков); «Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде над Тобой» (IBS и Живой перевод Нового завета); «Так что ты праведен в своих словах и победишь, когда тебя будут судить» (Перевод Нового мира); «That thou mightest be justified in thy sayings, and mightest overcome when thou art judged» (KJV).
Но из всей этой грандиозной темы христиане выбирают единственный стих: «Не судите, и не судимы будете» (Мф.7:1). И толкуют его в том смысле, что если я не буду давать оценку действиям других, Всевышний закроет глаза на мои грехи. Или хотя бы на часть из них.
Однако само творение человечества связано с необходимостью рассудить небесный конфликт Михаила-Христа и Его ангелов, воевавших против дракона-сатаны и ангелов, совращенных его ложью (Откр.12:7-12). Апостолы говорят, что спасеным надо будет вынести приговор ангелам (1Кор.6:3), нечестивому миру (1Кор.6:5, Откр.20:4, 12), двенадцати коленам Израиля (Мф.19:28).
В древнем Израиле судейством вообще называлось управление как таковое. Судьями именовали пророков, военачальников, царей.
У царя и священника есть эксклюзивные зоны влияния. У царя — война, у священника — Святилище. Но тот и другой призваны совершать правосудие (по-английски justice, юстиция по-латински) на основании Божьего Закона.
Своим советом Иофор децентрализировал еврейское правосудие (Исх.18). Теперь любой израильтянин, направивший свой ум на изучение Божьего Закона, мог войти в число старейшин своего селения и вершить правосудие (Авраам и сыны хеттовы, Вооз, муж добродетельной жены в Прит.31).
Старейшины после рассмотрения дела выносили решение, которое должна была поддержать и применить община (Лев.24:16).
Визникла система: советы старейшин при синагогах и Синедрион — «великое собрание» ученых в Иерусалиме. После возвращения из вавилонского плена Синедрион формировался из священников и знати (Езд.7:25-26, 8:29, 9:1, 10:8-17, Неем.5:7-13), позже туда вошли книжники — образованные простолюдины — и потеснили аристократию. В Деян.23:6 синедрион состоит из саддукеев (священников) и фарисеев (образованных мирян).
Судейский опыт фарисея-апостола Савла-Павла, ученика члена Синедриона Гамалиила, лег в основу дисциплинарного права ранней церкви.
В 1Кор.5-6 Павел отвечает на насущный вопрос церковных администраторов всех времен: как поддерживать порядок в общине? Приводит два случая, на примере которых преподает принципы религиозного правосудия в христианскую эру. В первом говорится о нарушении седьмой заповеди — сожительстве с мачехой. Во втором, кажется, нарушили восьмую заповедь: верующие обратились в римский суд из-за имущественного спора (1Кор.6:7-8).
Как и в предыдущие эпохи, в христианскую эру народ Божий призван поддерживать правосудие в своей среде. Так евреи должны были силой общественных структур направлять своих соотечественников к соблюдению Божьего порядка. С одной стороны, христиане не имеют права диктовать свои принципы нецерковным кругам, с другой, они не могут закрывать глаза на явные нарушения Божьего Закона своими собратьями.
Вот список таких нарушений: «я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5:11). Слово «остается» указывает на постоянный характер действия. Грех таких людей не нужно выискивать — он у всех на виду. Кроме рассматриваемых случаев блуда (разврата) и лихоимства (присвоения чужого имущества, т.е. воровства), здесь находим поклонение идолам (вторая заповедь), злоречие (ругань или — в ряде переводов — клевету, т. е. нарушение девятой заповеди), пьянство и нечестность (варианты перевода: грабительство, мошенничество, вымогательство, аферы, жульничество). Всё это нарушения не только Десятисловия, но и других заповедей Божьего Закона. Например, предостережение против пьянства содержится во Вт.21:20-21.
Когда древний Израиль был независимым государством, высшей мерой для преступников Закона была смертная казнь. После вавилонского плена евреи жили среди языческого окружения, и Ездра вводит такую меру, как отлучение от общества переселенцев (Ездр.10:8). Эта мера превратилась в отлучение от синагоги (Ин.9:22), когда смертная казнь стала исключительным правом римской власти.
Церковь не является государственным образованием, поэтому и здесь высшая мера — исключение из общины. К ней надо прибегать, когда факт нарушения заповеди оказывает негативное влияние на общину. Исключение из общины могло повлечь смерть или болезнь виновного (Деян.5, 1Кор.11:30). Но такое решение суверенно принимал Бог.
Что делать с исключенным? Буквально: есть с ним вместе или нет? Разве не фарисеи обвиняли Иисуса в том, что Он общается с грешниками и ест с ними (Лк.15:2)? Не пытается ли в 1Кор.5:11 бывший фарисей Павел склонить церковь к законничеству?
Иисус явил полноту милости и принятия, потому что был полнотой Божества, универсальной и окончательной Жертвой и не искушался злом (Иак.1:13) от приближавшихся к Нему грешников. А мы не таковы. Но и отвержение Иисуса Его современниками влечет большее осуждение, чем отказ людей слушать евангелие из наших уст. Поэтому община должна продемонстрировать свое осуждение греха, будучи всегда готовой вернуть в свои ряды грешника, который твердо стал на путь исправления (2Кор.2:3-11). Но если человек упорствует в открытом нарушении Божьего Закона, у церкви не должно остаться с ним ничего общего. В том числе общей трапезы. Его отлучают от участия в Вечере Господней — средоточия церковной жизни (Ин.13:8).
Павел утверждает, что принципы иудейского суда остаются в церкви:
А) надо принимать немощного в вере, идущего к свету Божьего Слова, в расчете на его исправление по мере становления в истине.
Б) но если член общины отворачивается от света истины к мирской тьме, с ним нельзя общаться, с ним нельзя есть (провозглашая тем самым родство и общность). Его надо исключить из общины, подвергнув опасности быть пораженным Господом.
В) обиженному стоит простить обидчика.
Г) но нельзя церкви для решения внутренних, основанных на вере, делах обращаться в светский суд. 1) потому что церковь лишится духовного авторитета в глазах мира, 2) потому что меч государства (насилие, уголовное право) нельзя применять для достижения задач церкви, 3) потому что уголовное право является атрибутом государства, а церковь не является государственным образованием. Оно — посольство Небесного Царства.
Максим Балаклицкий