Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 7. Иисус, Святой Дух и молитва
Лука чаще других евангелистов говорит об отношении Иисуса к Духу Святому. Он видит практическую их взаимосвязь; и он же показывает важность молитвы в жизни и миссии Иисуса. Вот об этом в основном этот урок.
К этому уроку мы имеем памятный текст:
9 Поэтому и вам Я говорю: «Просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучите – и откроют вам,
10 Потому что, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит; кто стучит, тому открывают (Лук.11:9-10 перевод автора).
Рассмотрим урок в трех аспектах.
I Иисус и Святой Дух
Прочитаем текст Писания:
14 Исполненный силой Духа, возвратился Иисус в Галилею, и слух о Нем распространился по всей стране.
15 И учил Он в синагогах, и все прославляли Его.
16 И пришел Он в Свой родной город Назарет, где вырос; и в субботу, как обычно, пошел в синагогу. И вот Он встал, чтобы читать из Священного Писания.
17 Ему подали свиток пророка Исайи. Он развернул его, нашел нужное место и начал читать:
18 «Дух Господа Бога на Мне, потому что Господь помазал Меня нести радостную весть нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и заключенным открытие тюрем…» (Лук.4:14-18 перевод автора).
Исполнилось ли это в жизни Иисуса? Был ли Дух Святой на Нем? Это произошло при крещении. Все четыре евангелиста описывают сошествие Святого Духа на Иисуса во время Его крещения. Возьмем текст из евангелия от Луки:
22 И раздался голос с неба, провозгласивший: «Ты Сын Мой возлюбленный, на Тебе Мое благоволение!» (Лук.3:22 перевод автора).
Эта связь не прерывалась всю жизнь, она была и до крещения. При крещении было видимое свидетельство, подтверждающее истинность Божества Иисуса. Лука тут же, начиная с 23 стиха и до 38 стиха подтверждает и истинность Его человеческой природы, раскрывая Его родословную линию, возводя ее к Адаму и к Богу. Заметьте, если Матфей начинает свое Евангелие с родословной Иисуса, то Лука отложил Его родословную к моменту, когда Иисус принял на Себя жизненную миссию.
Лука часто пишет о том, как в жизни обычных людей пересекается работа Сына и Духа. Ангел сказал Марии, что на нее сойдет Святой Дух, и она станет избранным сосудом для рождения Сына. Немного позже, когда беременная Мария пришла к Елизавете, та почувствовала, как в ней взыграл ребенок, и исполнилась Святого Духа. Когда родители вместе с младенцем Иисусом пришли в храм, чтобы принести жертву, Симеон исполнился Духа и произнес пророческое благословение.
Личная встреча Иисуса с теми людьми, которые приняли Его как своего Спасителя, всегда сопровождалась силой Святого Духа. Иисус Своим служением дал нам ключ от сокровищницы небес, из которой мы можем черпать силы для победы над искушениями и для преодоления препятствий в служении. Молясь по Его примеру, мы можем получить силу Святого Духа.
Кроме того, связь между Христом и Святым Духом стала очевидной в Назарете, где Христос публично объявил: «Дух Господа Бога на Мне, потому что Господь помазал Меня нести радостную весть нищим…» (Лук.4:18). Эта проповедь предусматривала распространение Евангелия во всех его аспектах — искупление от греха, исцеление больных, восстановление сокрушенных сердцем, провозглашение освобождения узников, открытие глаз слепым и воскрешение мертвых.
Близость Христа со Святым Духом в пустыне преподает нам две важные истины: три Личности Божества соединены вечными узами, и это особенно очевидно в деле поражения сатаны и спасения человечества. Во-вторых, жизнь человека может быть победоносной и полностью посвященной Богу, только если мы знаем Священное Писание и живем согласно Слову Божьему. Это справедливо в любом случае — испытываем ли мы голод и нищету, или сталкиваемся с привлекательными и сверкающими соблазнами, которые может предложить мир, или даже находимся перед лицом испытания истинности Божьих обетований. Жизнь в послушании Духу — это жизнь, связанная с Христом и, следовательно, победоносная. Лука рассматривает весь христологический вход в историю — от воплощения Иисуса до Его вознесения и распространения церкви — как Божественное чудо, осуществленное и руководимое Святым Духом.
IIМолитвенная жизнь Иисуса
Прочитаем текст Писания:
21 В то время, когда Иоанн крестил народ, крестился и Иисус. После крещения Он молился, и во время молитвы открылось небо и снизошел на Него Дух Святой в виде голубя (Лук. 3:21 перевод автора).
Заметьте, что только Лука отмечает, что Иисус молился, когда вышел из воды. Это свойственно для Луки, который так точно упоминает о молитвах Иисуса, подчеркнуть и в данном случае эту подробность. Первое, что сделал Христос после Своего крещения, — остался в одиночестве, чтобы побыть в молитве и общении со Своим Отцом. Ему необходимо было время, чтобы обдумать предстоящий путь. Он мог видеть крест, ожидавший Его впереди, но расстояние до креста не должно было ни затуманить Его взор, ни исказить цель, ради которой Он пришел. Итак, в течение 40 дней Он позволил Своей душе бороться, затем успокоиться и укрепиться. Душа, находящаяся в общении с Богом, — это проклятие для дьявола.
Победа Христа в конфликте с сатаной показывает, насколько близкими были Его взаимоотношения с Отцом (Лук.4:1-2). В то время как осознание Своей миссии помогало Ему оставаться сосредоточенным на этом направлении, опора на Слово Божье и постоянное общение с Ним через молитву обеспечило Иисусу основание для того, чтобы отогнать лукавого. Именно Его личные и непрерывные отношения с Отцом поддерживали Его в каждой житейской битве. Как человек Иисус использовал силу молитвы, чтобы поддерживать связь с небесным Источником силы.
Таким образом, перед каждой большой вехой Своей жизни — будь то избрание Двенадцати, Преображение, борения в Гефсимании или смерть на кресте (Лук.6:12-13; 9:28–36; 22:39–46; 23:46), — Иисус прибегал к молитве, чтобы получить силу и руководство Своего Отца. Это было одной из примечательных и выдающихся черт Христа, что Он молился часто и сердечно. На протяжении Своей земной жизни Иисус часто говорил, что «Сын ничего не может творить Сам» (Иоан.5:19). Чудесные дела, которые Он совершал, были сделаны с помощью Отца (см. ЖВ 143). Слова, которые Он говорил, исходили от Отца (Иоан.8:28). Прежде, нежели прийти на эту землю, Иисус знал каждую деталь плана Своей жизни, но «живя среди людей, Он шаг за шагом был руководим волей Отца» (см. ЖВ 147). План Его жизни открывался Ему день за днем (см. ЖВ 208).
Ученики неоднократно были свидетелями молитвы Иисуса. Они были поражены, услышав, как Он молился, находясь в такой тесной связи со Своим небесным Отцом. Его молитва отличалась от молитв религиозных руководителей того времени, в действительности – от всех молитв, которые они слышали. И вот однажды они просили Его: «Научи нас молиться». Вот как это произошло:
«Как-то раз молился Иисус в уединенном месте. Когда Он закончил молитву, один из Его учеников сказал Ему: “Господь, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников”» (Лук. 11:1 перевод автора).
И тогда Иисус дал образец молитвы, это знаменитая молитва: «Отче наш». Позвольте процитировать эту молитву в моем переводе. Дело в том, что уже самое первое слово в этой молитве ушло в архаизм. Звательный падеж до реформы языка 1918 года числился седьмым в русском языке. В наше время выражения с использованием звательного падежа трактуются как устаревшие, архаичные и чаще всего встречаются в литературе: Владыко, человече, брате, отче, сыне, старче. «Чего тебе надобно, старче?» — это пример звательного падежа.
В других славянских языках, например, в украинском языке звательный падеж существует до настоящего времени и называется «кличний відмінок»: сестре, Дороше, Дніпре, весно.
Вот молитва: «Отец наш». Я возьму молитву по Матфею, текст по сути один и тот же:
9 Молитесь же так: «Отец наш Небесный, да будет почитаемо имя Твое!
10 Да наступит Царство Твое! Да будет воля Твоя повсюду, как на Небе, так и на земле!
11 Посылай нам ежедневно необходимое питание.
12 Прости нам вину нашу, как и мы простили виновным перед нами.
13 В искушении дай нам не упасть и от коварного лукавства избавь нас» (Да пребудет вовек Царство Твое и сила, и слава! Аминь) (Матф.6:9-13 перевод автора).
Последняя фраза этой молитвы особым образом коснулась Иисуса Христа. В Гефсиманском саду Он столкнулся с ужасающим бременем греха, и Его человеческая природа сжалась от осознания строгих требований справедливости. Твердое основание молитвы и доверия Божьей силе — вот что помогло Иисусу остаться верным Своей миссии.
42 «Отец, прошу Тебя, если будет на то воля Твоя, избавь Меня от этой чаши страданий. Впрочем, пусть все сбудется так, как Твоей воле угодно, а не Моей!» (Лук. 22:42 перевод автора).
Мы не сможем получить победу для вечности своими собственными силами. Это возможно, только если мы покорим свою волю воле Отца.
III Наша молитвенная жизнь
Наставляя учеников и показывая им пример, Иисус ожидал, что они будут вести молитвенную жизнь, если пожелают вкусить благость Бога, быть активными участниками в Его миссии и успешно вести повседневную борьбу с ложью сатаны.
Какую молитвенную жизнь следует вести нам? Как стоит нам относиться к молитве: «Отец наш Небесный?» Читать ли ее слово в слово или что-то можно к этим словам добавить? А может это модель, образец молитвы или некий план, как нам следует молиться?
Видите, молитва начинается с обращения. Некоторые претендуют на то, чтобы в молитве обязательно произнести слово: «Иегова», иначе, как они считают, молитва до Бога не дойдет. Христос учит начинать с простого обращения: «Отец». По модели этой молитвы затем идет прославление Бога, воздание Ему почестей, желание чтобы дух неба был также и на земле. И только потом мы излагаем свои просьбы, и особенно не надо забывать о том, что надо попросить прощение у наших ближних. Вот по этому образцу мы можем излагать свою молитву, своими словами благодарения и почтения Бога излагать свои нужды.
Евангелие от Луки содержит описание некоторых общих принципов молитвы, которые дал Иисус, а также образец молитвы и некоторые качества, которые должны характеризовать молитву. Общие принципы, которыми следует руководствоваться христианину в своей молитвенной жизни:
Молитесь за своих врагов (Лук.6:28);
Молитесь о Божьем деле во всем мире (Лук.10:2);
Молитесь о духовном мужестве (Лук.18:1);
Молитесь с покаянием и смирением (тексты 10–14);
Молитесь во всякое время (Лук.21:36);
Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лук.22:40,46).
В соответствии с примером из молитвы Иисуса, в центре нашей молитвы должны быть слова: «Не моя воля, но Твоя да будет». Когда это произойдет, естественным образом последуют составляющие содержательной молитвы: благодарение, постоянная зависимость от Бога, настойчивость, покаяние, смирение и так далее.
Что такое вообще: Молитва? Это своего рода «прямая линия с Небом». Вот некоторые свойства молитвы:
Открыть сердце Другу. В молитве мы открываем наше сердце Богу как Другу. Это необходимо не потому, что Богу неизвестно, кто мы такие, но для того, чтобы помочь нам принять Его. Молитва приближает не Бога к нам, а нас к Богу.
Молитва помогает нам жить во свете Его присутствия. Мы имеем преимущество открыть свои сердца, чтобы Христос озарил их светом Своего присутствия. Братья и сестры, давайте повернемся лицом к свету. Установим подлинные, личные взаимоотношения со Христом, чтобы самим стать источниками возвышающего, возрождающего влияния. Пусть наша вера будет сильной, чистой и твердой. Пусть благодарность Богу наполнит наши сердца. Пробуждаясь утром, давайте будем преклонять колени у своей постели и просить Бога дать нам силы для выполнения повседневных обязанностей и победы над искушениями. Будем просить Его помочь нам отразить в нашем служении привлекательность Христа. Будем просить Его помочь нам произносить такие слова, которые вселят в окружающих надежду и мужество и приблизят нас к Спасителю.
Молитва приносит свежесть в духовную жизнь. Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа: мы должны постоянно черпать от Него, заимствуя у Него живой хлеб, сшедший с небес, черпая из источника всегда свежего, всегда раздающего свои обильные богатства. Если мы имеем Господа всегда пред нами, позволяя нашим сердцам изливаться в благодарении и прославлении Его, мы будем иметь постоянную свежесть в нашей религиозной жизни. Наши молитвы примут форму разговора с Богом, как если бы мы говорили с другом. Он будет говорить Свои тайны нам лично. Часто к нам будет приходить радостное сознание присутствия Иисуса. Часто наши сердца будут гореть в нас, когда Он приблизится, чтобы сообщаться с нами, как Он делал это с Енохом. Когда это сделается истинным переживанием христианина, в его жизни будет видна простота, смирение и унижение сердца, которые показывают всем, с кем он сообщается, что он был с Иисусом и научился от Него.
Молитва является и обязанностью, и преимуществом одновременно. Те, кто заявляет о своей любви ко Христу, но не осознали взаимоотношений, существующих между ними и Богом, они не осознают, каким огромным преимуществом и какой необходимостью для нас являются молитва, покаяние и следование наставлениям Христа.
Испытывали ли вы когда-либо трудности в молитве? Иногда тяжело понять, о чем нужно говорить с Богом. Это все потому, что мы часто не понимаем, Кто Он и чего Он желает. И мы впадаем в уныние, потому что считаем, что наша жизнь слишком сложная даже для Бога и что Он слишком далек от нас. Еще сложнее понять, что с нами пребывает и отвечает на наши молитвы Божественная Личность, Святой Дух. Как мы можем общаться с этим Духом? Как этот Дух может слышать нас? Как мы можем быть уверены, что мы Ему не безразличны?
Каждый день у нас должно быть время, чтобы молиться и слушать Бога. Без этого мы не сможем полагаться на Божьиобетования. Не ставьте перед собой цель молиться, например, в течениецелого часа. Это только отобьет у вас всякое желание молиться. Начните с пятнадцати минут. Приготовьте список просьб, которые вы хотели бы выразить Богу. При этом будьте открыты, когда Бог будет вкладывать в вас Свои мысли для молитвы.
Будьте настойчивы. Мы не всегда получаем ответ на молитву сразу. Бог дает нам время, чтобы мы научились верить, что Он делает все, как нужно. Всегда просите, чтобы исполнилась Божья воля. У Него всегда есть лучший план.
Обращайте внимание на то, как растет ваше желание проводить больше времени с Богом. Как изменилось ваше отношениек Нему? Когда ваша молитва стала похожа на разговор с другом? Когда вы начали в молитве говорить то, что действительно у вас на сердце?
Ваша молитвенная жизнь будет такой, какой вы захотите ее видеть. Когда мы говорим о времени для молитвы, не можетбыть что-то правильно или неправильно. Главное — разговаривать с Богом ежедневно. А Он хочет исполнить желание вашего сердца, потому что вы Его дети.
Возвращаясь к памятному тексту: «Просите, и дано будет вам», звучит так, будто Бог — торговый автомат. Но молитва — это нечто большее. Давайте посмотрим на стихи, которые записаны немного раньше:
5 И сказал им тогда Иисус: «Предположим, что у кого-то из вас есть друг. И вот вы приходите к нему посреди ночи и говорите: “Друг, одолжи мне три хлеба,
6 Потому что только что пришел ко мне знакомый с дальней дороги, а мне нечего предложить ему поесть”.
7 И изнутри вы слышите в ответ: “Не беспокой меня. Я уже запер дверь, детей уложил спать, да и сам лег, поэтому не могу встать и дать тебе то, что ты просишь”.
8 Истинно говорю вам: «Если он сразу не встанет и не даст вам хлеба, как подобает настоящему другу, то по настойчивой вашей просьбе он все равно вынужден будет встать и удовлетворить вашу просьбу» (Лук. 11:5–8, перевод автора).
В молитве нужна настойчивость. Мы не можем однажды помолиться и думать, что этого достаточно. Иногда необходимо просить снова и снова. Продолжайте стучать. Продолжайте просить. Продолжайте искать ответы. Когда мы едем в дальнюю поездку, мы берем с собой карту. Но она принесет нам мало пользы, если мы заглянем в нее только один раз. Нам нужно сверяться с ней перед каждым поворотом и перед каждым изменением направления, иначе мы потеряемся в пути. Тот же принцип работает и в наших отношениях с Иисусом. Мы должны продолжать просить о водительстве, если хотим достичь небес.
Вспомните, как в детстве, видя игрушку в магазине, мы начинали мечтать о ней как о самой лучшей в нашей жизни. Мы просили родителей купить ее. Как мы это делали? Просили всего один раз? Скорее всего нет. Мы проявляли настойчивость, и в конце концов они покупали нам эту игрушку или спокойно объясняли нам, почему они не могут это сделать.
Однако в молитве нам не следует уподобляться капризным детям, выпрашивающим что-либо, хотя иногда мы очень похожи на таких детей. Нам нужно быть настойчивыми и терпеливыми. Продолжайте просить. Продолжайте искать ответы. Продолжайте стучать, и в конце концов вы получите ответ. Возможно, Бог ответит не так, как мы ожидаем, но Он знает, что для нас лучше. Он даст нам именно то, что нужно, потому что Он — наш Друг.
Пастор Александр Серков.
Комментарии (1):
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Каждую субботу я начинаю слушать «субботние беседы» (на которых засыпаю) потому,что у ОВ..нет ничего стоящего.Потом смотрю урок Герасимова.нахожу там несколько полезных мыслей,но всё таки его урок вызывает отторжение по причине резкости его суждений.и только читая уроки АС чувствую себя дома так сказать .Потом Смотрю урок Юнака.Последние 2 составителя наших СШ являются самыми ценными(для меня)
Обязанность молиться я понимаю как возможность дать Богу действовать.Допустим никто не молиться о урегулировании конфликта в Донбассе.Если христиане не молятся,то сатана может Господу сказать:»Не мешай моим планам в этом регионе.Тем более из твоих никто тебя об этом не просил».Если же христиане молятся то по их просьбе Бог как Отец должен вмешаться в эти события по просьбе своих детей.Думаю,что в молитве христиане должны затрагивать текущие события.по этой причине.Помню перед тем как американцы пришли в Авганистан там приговорили к смерти и заключению.12 или 17 протестантов которые занимались бездомными детьми в Кабуле.Им поставили в вину детские Библии в приюте.Я молился ,чтобы Бог защитил своих детей,которые заботились о тамошних детях.Наверное молились и другие и.Через 2 недели европейские силы и США вошли в эту страну и потребовали отпустить миссионеров без всяких условий,что и произошло.Видимо нет обязанности молиться за себя.За себя есть необходимость молиться,а обязанность молиться связана с ближними.