Любовь или порядок?
Некто сказал: «Любить людей легко, непросто находить в этом удовольствие».
Сегодня многие говорят о любви. Возможно, читатели также любят говорить о любви. В лексиконе автора, это, пожалуй, тоже не самое редкое слово.
Если задать вопрос о любви всезнающему «дядьке Гуглю», то он с щедростью выдаст «на-гора» более 82,5 млн. ссылок. А на запрос «Составляющие любви» вы найдете, по меньшей мере, несколько сотен тысяч ответов.
Не секрет, что за пределами христианского «ковчега» — Церкви, любовью называют все, что угодно. Наши сограждане вкладывают в это понятие отношения внутри «ячейки общества», связи «на стороне», а также как определение чувства к известным людям и богатым странам. Люди любят хруст валюты, престижные шмотки; любят крутые «тачки» и отдых на дорогих заморских курортах; всерьез любят западную (или другую, главное, поэксцентричней) культуру, шикарные рестораны и даже нездоровую фастфудовскую еду. «Я це люблю!» — читаем мы на билбордах. Дети и подростки взахлеб любят колу, «сникерсы» и леденцы «чупа-чупс».
Увы, совмещены, казалось бы, не сочетаемые понятия — «торговля» и «любовь». Это породило такие устойчивые выражения, как «продажная любовь» или «любовь за деньги».
А уж сколько «любови-моркови» в «мыльных» сериалах — слезливой, несчастной, потерянной, страстной, обретенной, безответной, «кумедной» и прочее, прочее, прочее. Все эти «любови» утопили понятие об Истинной Любви, размыли это слово и превратили его в «медь звенящую или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Складывается такое впечатление, что человечество изо всех сил силится заполнить свою внутреннюю пустоту высокопарными словами. Возможно, надеясь на то, что ее, эту пустоту, можно заговорить или зашаманить. Однако вакуум не заполняется напыщенностью. Скорее даже наоборот: слова, брошенные бездумно, заученно и просто потому, что «так надо» — порождают не что иное, как пустозвонство.
Дырка на дырке
Но ведь в Церкви, скажете вы, все иначе — любовь для христиан имеет совсем другой, сокровенный смысл. И, главное, она здесь еще есть. Это, безусловно, так. Впрочем, сегодня и в домах Божьих возникает серьезная опасность в этом плане.
Обесценить любовь и размыть ее очертания можно, как показывает практика, не только легкомысленными шлягерами или дешевыми кинолентами. К сожалению, сегодня в христианских церквях, как и за ее пределами, слово «любовь» звучит будто бряцающе-лязгающий бубен — так же громко, и так же настырно. О Божественной любви к человеку и о любви друг ко другу с кафедры говорят подчас так приторно и так часто, что от оглушительно-леденящих слов тело покрывается «гусиной» кожей.
От многократного — к месту и не к месту, — употребления это слово истерлось, будто изрядно поношенные носки — в штиблетах еще ничего, но стоит снять обувь — дырка на дырке, пятки светятся. Собственно поэтому, сегодня так одиноко не только на шумных светских тусовках, где только то и делают, что говорят о любви, и не у экранов телевизоров, переполненных «любовными грезами», но все чаще и чаще в молитвенных домах.
Теоретически-то мы с вами, христиане, подкованы неплохо, знаем всё об искренней, жертвенной, снисходящей к ближнему любви. Хорошо усвоили, что такая любовь и называется-то по-особому, — «агапэ». Нам хорошо знакомо это слово. Многие из нас могут наизусть прочесть тексты из Священного Писания, где говорится о всепоглощающей и всепрощающей любви.
Но отчего же тогда, когда мы говорим об этом, наши слова нередко остаются пустым звуком? Почему от них веет холодом? Где или в чем кроется причина? Возможно, это происходит от того, что струн наших сердец еще не коснулся Главный Настройщик? Или мы не до конца понимаем то, о чем говорим? Так что же такое Истинная Любовь, любовь-агапэ? На чем она основана? Каковы ее составляющие?
Эти вопросы мне не безразличны. Надеюсь, волнует эта тема и вас.
Не секрет, что для многих современных христиан любовь к Богу определяется еженедельными посещениями домов молитвы, а любовь к ближним, — в обходительной вежливости, приятном тоне, спокойных речах, такте, в улыбках и прочих внешних признаках. Безусловно, все это имеет место быть. Куда ж без христианской этики? И все же…
Оплачено жизнью
Немного отвлечемся и поговорим о менее приятных вещах, а именно о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Статистика утверждает, что львиная доля причин ДТП — недисциплинированность водителей и пешеходов.
А теперь, порассуждаем над тем, во зло или во благо людей были созданы правила дорожного движения? Пронизаны ли эти предписания любовью к людям или они сочинены корысти ради кого-то из авторов?
Безусловно, нарушившему эти законы, заплатившему приличный штраф или понесшему тюремное наказание, такие требования не принесли радости. В тоже время благодаря этим правилам каждый день, каждый час, каждое мгновение сохраняется чья-то жизнь.
Недаром расхожее выражение гласит: «Каждый параграф правил дорожного движения написан чьей-то кровью или оплачен чьей-то жизнью».
Я часто слышу от горячо любимых мною собратьев и всегда соглашаюсь с ними, что главным воззрением христианства есть любовь. ДА, И АМИНЬ!
Однако в последнее время приходится также слышать и то, что порядок и дисциплина здесь абсолютно ни при чем. Они не являются, мол, приоритетными принципами христианства. Они никоим образом не связаны с Божьей любовью. Но так ли это на самом деле?
Совокупность совершенства
Необходимо признать, что слово «дисциплина» действительно отсутствует в самой Библии, что немного затрудняет постижение сути вопроса. В то же время к близким по смыслу, можно смело причислить такие замечательные библейские слова и словосочетания, как «мир», «послушание», «почитание», «смирение», «долготерпение», «покой», «служение людям», «воздержание», «отсутствие своего «я».
Христианская дисциплина — это также честность в отношениях с Богом и людьми, уважение друг друга, взаимопомощь и взаимовыручка. Собственно, христианская дисциплина — это подчинение определенным законам и правилам, при этом, заметьте, — Божьим.
Если суммировать все упомянутые выше библейские характеристики, относящиеся к Божественному миру (то есть, порядку или дисциплине), то можно заметить, что Божий порядок (или же дисциплина) соответствует важнейшему качеству Создателя, собственно, на котором и основано христианство. Для того, чтобы еще раз убедиться в этом, обратимся к Святому Письму и рассмотрим известные каждому верному христианину слова.
Итак, Первое послание апостола Павла Коринфской церкви, 13 глава, с 4 по 8 стих:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».
А в 3-й главе своего письма к колоссянам, в 14-м и 15 стихах «апостол язычников», как называл себя Павел, ставит особые акценты:
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».
Как видно из текстов, дисциплина (или мир и порядок) и любовь это не взаимоисключающие, а взаимосвязанные понятия. Более того, апостол утверждает, что любовь есть совокупность всех совершенных христианских добродетелей, включая мир (или порядок). Ведь они являются плодами Святого Духа и вложены в наши сердца самим Христом.
Обусловлено Законом
«Бог есть любовь» — это известное определение записано в первом послании апостола Иоанна в 4-й главе в 8-м и 16-м стихах.
Многим хорошо известны также и слова, внесённые апостолом Павлом в 14-ю главу, 33-й текст Первого послания коринфской церкви:
«…Бог не есть [Бог] неустройства, но мира (или порядка – прим. автора). Так [бывает] во всех церквах у святых».
Есть ли противоречия в двух приведенных цитатах?
Никак. Ибо Божий порядок, Его законы и есть проявление Божьей любви.
Когда Бог творил Вселенную, Он заложил абсолютно в каждую часть Своего творения упорядочение и последовательность. Луна, Земля, планеты Солнечной системы, звёзды, галактики — все они подчинены определённым законам, определенному порядку. Предусмотрено все до мелочей: с какой скоростью и куда двигаться, по какой траектории — весь этот мега-гигантский уникальный «механизм» бесперебойно функционирует тысячелетиями. Известная христианская писательница и великий мыслитель Э. Уайт, как-то заметила:
«Все небесные звезды подчинены закону и влияют одна на другую ради выполнения воли Божьей. Движение всех их обусловлено одним законом» (Э. Уайт, 9-й том «Свидетельства для Церкви»).
Глядя и на Его земные творения, сотворенные с Любовью и во имя Любви, мы также во всём видим порядок. Есть ли что-то новое, к примеру, в информации, что организм человека — это слаженная система, а каждый его орган работает согласно определенным законам? Абсолютно ничего: сегодня это аксиома, не требующая доказательств.
Беспорядок — основа беззакония
В отвержении же Бога и Его правления, Его правил, Его установлений и порядка берет начало беззаконие. Из Писания мы узнаем, что беззаконие и грех — практически одно и то же. Библия заявляет об этом недвусмысленно:
«Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7).
«Законом познается грех» (Рим. 3:20).
«Жало же смерти — грех; а сила греха — закон» (1 Кор. 15:56).
«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).
Но есть некто, кто не согласен с этими словами, кто пытается вложить в наши умы обратное. И этот некто — сатана (дьявол, лукавый). А кто, как не сатана и его приспешники лжесвидетельствуют, пытаясь обвинить Господа в отсутствии любви, называя Творца и Спасителя тираном. Любопытно, и за что же? Да именно за все те же, действующие ради Истинной Любви, вселенские Законы! Постоянно и вероломно подрывая авторитет Закона, сатана пытается низвергнуть Божие правление, Божий порядок и даже самого Бога.
Освобождающее ярмо: миф или реальность
Извините, остановит пытливый читатель, ну а нам, верующим людям, — венцу Божьего Творения, так ли уж обязательно подчиняться всем без исключения Божьим правилам? Бог-то Всепрощающий, Он ведь нас так любит! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).
Давайте, еще раз откроем Святое Письмо. Тексты из Евангелие от Иоанна, 14-й главы, 15-го стиха поясняют:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
Говоря другими словами, — если любите, то наверняка сделаете то, о чем прошу…
Легко ли исполнить это повеление Христа, и сколь тяжелы для нас, людей, Божьи правила, Его дисциплина?
Если наши сердца пока в сомнениях, и они молчат касательно данного вопроса, то об этом мы можем прочитать в Святом Евангелие от Матфея, в 11 главе и в 29 и 30 стихах. Сам Господь, Иисус Христос говорит, обращаясь к нам:
«…возьмите иго (ярмо или хомут – прим. автора) Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Вот, как! Оказывается, Божий порядок и дисциплина — иго Христа, — на самом деле не тяжелы, они прекрасны и приносит людям покой. Правда, это действует при одном условии, когда наши сердца впряжены в Христово иго самим Иисусом.
Наказывая любит
Согласно иудейскому взгляду дисциплина не только выражение любви, но ее отсутствие — выражение ненависти. Как не вспомнить в этой связи слова, записанные в книге Притч, в 13-й главе, 24-м тексте:
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».(Здесь под словом «розга» подразумеваются все формы дисциплины).
Красной нитью эта мысль прослеживается и в Писаниях Нового Завета.
Из обращения ап. Павла к Евреям 12:6,7, находим:
«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?»
Может быть, одна из самых трагических человеческих историй, описанных в Библии, а именно во второй книге Царств — это мятеж Авессалома против царя Давида, своего отца. Что могло привести к такому искажению человеческой природы? Мидраш (раздел Устного Закона) толкует, что отец, который не приучает ребенка к дисциплине, «направляет его на плохие пути, и постепенно тот возненавидит своих родителей». Давид ни в чем не ограничивал любимого сына, поощряя и прощая все его выходки. Именно поэтому Авессалом вырос гордым (ещё при жизни Авессалом поставил себе памятник в царской долине), испорченным и развращенным юношей.
Эпилог
…Миссионерские вести, пение псалмов, субботняя школа, проповедь — все! Служение окончено. С радостью и облегчением все расходятся по своим домам. Как часто можно заметить, что люди, находящиеся в церкви, безразличны друг другу. Их не тянет на сближение, они не испытывают друг к другу ни малейшей симпатии. Вежливо приветствуют собратьев, учтиво расстаются, избегая при этом прямых взглядов, а то и просто забывая поздороваться или попрощаться…
Оно и понятно, мы все — подранки. Мы все искалечены грехом, заражены ядом нелюбви. Мы инвалиды. Многие, если не большинство из нас, не имеют даже самого малого представления о человеческой любви, не говоря уже о любви Божьей. Поэтому мы неискренне, но любезно улыбаемся. Сильно жмут маски, чувствуется усталость, и хочется, как можно быстрее их сорвать. Скорее домой, в логово!
Истинную любовь-агапэ невозможно изобразить или сыграть. Этот плод не поддается модификации. Его нельзя создать при помощи звонких призывов, цветастых, как бабий сарафан, проповедей или за счет пусть даже самых щедрых пожертвований. Ведь плод Любви может появиться только там, где его взращивают, применяя определённые правила, поддерживая порядок, и приглашая при этом Святого Духа на «грядки». Потому что настоящий плод, как и любой культурный злак не может расти в хаосе. Он нуждается в тщательном уходе. Он требует от нас совместных усилий и организованности.
Хочется засучить рукава и что-то поменять, изменить прямо сейчас, сию минуту. И как первый шаг в этом направлении, начну с себя — обещаю не произносить слово «любовь» всуе, просто так. Ручаюсь не говорить его только потому, что так принято. Обязуюсь вспоминать его только тогда, когда об этом заговорит мое сердце, обретшее такой микроклимат и порядок, при котором действительно станет созревать нежнейший плод, именуемый Агапэ, а не что-то декоративное и пошлое, как рекламная любовь к фастфуду.
Аркадий Коваль
От наших спонсоров:
Международная служба доставки цветов "Гранд Флора" поможет вам подарить любовь близкому человеку издалека. Цветы с доставкой по России и даже по всему миру, доставка букетов прямо в руки, прекрасные и стильные цветочные букеты для ваших родных, друзей, коллег и любимых. Гранд Флора - теперь купить цветы просто!