Книга Есфирь между герменевтикой и ассимиляцией
«Как добиться того, чтобы, читая Писание, толковать его и понимать не так, как приучили это делать великие мастера Греции, а так, как того хотели и требовали от своих читателей те, которые передали нам через Книгу книг то, что они называли словом Божьим?» Лев Шестов, «Афины и Иерусалим»
Библия содержит в себе бесспорные пласты информация и смысла. Процесс исследования в области библейской экзегезы можно сравнить с деятельностью горно-обогатительного производства. Первое: прежде чем извлечь из любой породы ценные ископаемые, ее нужно подвергнуть определенной обработке (дробление, разделение на фракции, и т.д.). Следующий шаг — постепенное очищение, пока не будет достигнуто максимальное обогащение руды. В конечном итоге добытчик получает необходимое для него вещество, и это зависит от тщательности и методов очистки от породы. Усилия упорного и профессионального работника будут вознаграждены почти стопроцентной очисткой ценного минерала или металла, при этом достичь абсолютной очистки пока не удается никому.
Современная герменевтическая и экзегетическая наука стремится, как и в определенном смысле — горнодобывающая промышленность, достичь оптимальной очистки текста от «породы» языковых, культурных и мировоззренческих наслоений и стереотипов. При этом интерпретатор должен обладать всеми методами толкования, культурными, историческими, языковыми и интеллектуальными ресурсами, а также быть добросовестным в исследовании.
Постиндустриальная эпоха представляет нам другой подход в литературоведении, который непосредственно повлиял на библейскую герменевтику. Постмодернистская концепция, которая является определяющей в современной литературе, утверждает, что что-либо можно рассматривать как текст, в том числе — и библейский текст. Важным фактором в этом подходе является то, что акцент переместился с документа на его исследователя. Таким образом, наука больше не ставит целью найти первоначальный смысл в документе. Вследствие этого текстологические поиски приобретают иное особое значение, которое является актуальным именно для исследователя. Конечно, мы не отрицаем важность различных подходов к тексту, в том числе — и понимание его как насущного послания современности, или идеи соавторского прочтения как созидание нового, отличного от авторского замысла. Однако нам не следует забывать, что все дальнейшие поиски должны учитывать первостепенное значение и смысл текста, и постоянно сверять с ним собственные метаинтерпритации.
Ценность текста, в частности Библии, заключается в его неизменности относительно исследователя. Методы преодоления препятствий, стоящих между исследователем и текстом, постоянно совершенствуются. Это, своего рода, процесс сближения с посланием, более того — с самим его автором. Оптимальной целью этого сближения является растворение в тексте, слияние с автором и возможность почувствовать переживания и осознать мысли первого. И только таким образом можно стать соавтором книги или послания. Погрузившись в первичный водоворот смысла, исследователь стремится вынырнуть с новым пониманием и методом постижения древних букв Священного Писания.
В толковании Библии важно учитывать связи, существующие в произведении независимо от исследователя, и которые он должен постигнуть и растолковать. Нет нужды упоминать различия между пониманием и объяснением документа, ведь целью данного эссе является рассмотрение интерсубьективних связей, а не герменевтические исследования.
Книга Есфирь, в отличие от других книг Библии, ни разу не упоминает Бога и Закон, религиозные обряды и молитвы. Трудно отнести ее к литературе религиозного жанра, — скорее всего, она по содержанию напоминает книги нравоучительного жанра.
Персонажи книги отличаются не тщательным исполнением заповедей или верностью Богу и послушанием Закону, а героизмом и самоотдачей в желании спасти свой народ. Поэтому эта книга имеет еще и патриотический оттенок. Как выжить в условиях тотальной опасности со стороны враждебно настроенных народов? Как не поддаться влиянию ассимиляции? Как сохранить собственную самобытность и умело интегрироваться в общество, в котором, по ряду исторических обстоятельств, пришлось жить? Именно на эти вопросы и отвечает книга Есфирь.
Первый раздел начинается с описания банкета, который устроил царь Артаксеркс (Ахашверош) в честь своих слуг и народа. Это начало книги настраивает читателя на определенное настроение. Богатство, могущество и власть царя, весь пафос нарратива, связаны с неизвестным ощущением чего-то сокрытого, опасности. Автор, замечательный писатель, знал, как создать прекрасный вступление к книге и очаровать читателя. Вместе с этим пышным описанием он вносит определенное напряжение в сюжет, ожидание чего-то угрожающего. Важно подчеркнуть, что царь преподносится как положительный персонаж, который, как щедрый хозяин, устраивает пир для слуг и народа, и даже учитывает их обычаи. Чувствуется определенная параллель с царем Соломоном, который тоже устраивал такие пиры для своих слуг и народа (1 Цар. 8:65-66,10:1-29). Автор стремится показать, что Ахашверош такой же, как и Соломон, богатый и положительный, хотя и язычник. Затем рассказ переходит к приказу царя: царице Астинь (Вашти) показать свою красоту. Сразу бросается в глаза имя Вашти (евр. — мой стыд). Рассказчик словно хочет подсказать, что даже у царей не все так безоблачно в браке. Проблемы супружеских отношений не зависят от статуса в обществе и от богатства. Все, что на первый взгляд кажется отличным, не является таким в действительности. Это такой тонкий намек на царя Давида, который тоже вроде отличный воин, любимец народа, даже угоден Богу, но не уважаемый собственной женой (1 Цар. 18:5,12,14; 2 Цар. 6:14-16). Глава заканчивается тем, что пьяный царь пожелал похвастаться красотой Вашти, и был сильно разочарован ее отказом прийти в зал и продефилировать собственную красоту. В состоянии гнева он лишает ее трона и приказывает, чтобы каждый муж был хозяином над своей женой, а потом объявляет конкурс на место новой царицы. Чрезвычайно интересным является упоминание о непослушании Вашти, ведь в условиях Востока, где женщина вообще не имела никаких прав, тем более считалась вещью, проявить такую ??смелость и не поплатиться головой, было неслыханным. Автор как бы указывает, что эта книга является скорее притчей, и намекает на общество, где власть мужа над женой должна подтверждаться законом государства, безусловно, напоминает греческие государства-полисы. Еще одним положительным качеством царя является его поведение на пиру. Он не проявляет пренебрежение к другим религиям в состоянии опьянения, в противоположность тому, как это сделал Валтасар (Дан. 5:1-3).
Второй раздел рассказывает о подготовке девушек из всех народов к конкурсу на право быть женой царя, а также победу в нем Гадассы — воспитанницы Мордехая. Описание Есфири очень напоминает описания красоты Сарры, Ревекки и Рахили (Быт. 12:14, 24:16, 29:17). Это свидетельствует, что автор намеренно сравнивает ее с ними, показывая как внешнюю, так и внутреннюю красоту Есфирь. Также рассказчик сравнивает Мордехая с Саулом, будто намекая, что тот происходит из знатного рода царя Саула. Вся эта глава будто противоречит другим книгам подобного жанра. Описывая Мордехая и Есфирь, автор вообще не упоминает их отношение к Торе и благочестие, считая это несущественным. В частности кажется странным, что евреи носят имена вавилонских богов Иштар и Мардука. Все эти признаки указывают на непрерывный процесс ассимиляции в иудейской среде диаспоры Мидо-Персидской империи. Аспекты получения властных позиций со стороны Есфирь как царицы и Мордехая как защитника царя, предстают условиями, при которых народ понемногу перестает отождествлять себя с народом. Неудивительно, что идея избранности вообще здесь не упоминается. Стремление почерпнуть что-то или достичь чего-то в чуждом окружении приводит к утрате позиций в собственной значимости и забвении особенностей собственной миссии по отношению к другим народам.
Третий раздел стремится косвенно показать, к чему может привести ассимиляция, и как ее избежать. Отношения, сложившиеся между царем и Мордехаем, очень не понравились Аману. Фактически это намек на то, что всегда будут существовать люди, завидующие евреям, и даже если те скрывают свою самоидентичность, им не удастся полностью раствориться в окружении другого народа. Нужно помнить о том, что всегда будут такие люди, как Аман, — это и есть ответом на то, как уберечься от ассимиляции. Важно увидеть параллель между проживанием евреев в Персии (в книге Есфирь) и в Египте. Если в Египте всем было известно, кто такие евреи, и это не спасло их от политических преследований (Исх. 1), то в Персии их скрытый образ жизни тоже не спас от опасности быть уничтоженными.
Следующий раздел показывает весь трагизм народа, который остается один на один с врагами, и попытки Мордехая повлиять на свою воспитанницу, чтобы добиться от царя аудиенции. В этом отрывке автор сравнивает Есфирь с Иосифом, который также спас свою семью от голода. Интересна реакция Мордехая на опасность. Когда у Моисея возникает подобная ситуация, он пытается с помощью силы и военной стратегии призвать народ к восстанию, хотя это и не удается. Однако позднее Бог все же выводит Свой народ с помощью Моисея. В других библейских историях (Гедеон, Самсон, Давид) судьи и цари воюют с врагами, не прибегая к дипломатии, а полагаясь на Бога. Но в книге Есфирь мы видим другое поколение евреев, которое понимает тщетность такого способа решения проблемы, и прежде всего ищет поддержки у царя как гаранта закона и справедливости. Очень интересно просматривается сходство Мордехая и Йосефа. Слова «кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14) очень напоминают слова Иосифа о своей миссии в Египте: «Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 27:20). Только в словах Мордехая нет намека на помощь Бога, — скорее он говорит о счастливом случае. Все действия Есфирь, описываемые автором, напоминают классические действия мудрых женщин древности: Авигея, Ревекка и Фамарь, только тактика Есфири превосходит их: она знает, чем очаровать мужчину. Красота и изысканные блюда — вот путь к освобождению собственного народа. Далее мы видим параллель с Иосифом в почитании Мордехая царем: процессия и возгласы в честь избрания Мордехая перекликаются с книгой Бытия.
Мы намеренно пропустили персонаж Амана. Автор стремится вывести его родословную из рода Амалика, называя его потомком Агага — царя, убитого Самуилом. Он словно хочет указать нам, что Аман обречен уже и потому, что это Божье повеление относительно его рода (Втор. 25:17-19), и не только потому, что он порочен и заслуживает смерти. Вообще просматривается идея о добром царе и его плохом окружении, и царь не знает истинных намерений своих приближенных советников. Так что, если дойти до самого царя и иметь «своих» в царский доме, а еще лучше — родственницу-царицу, можно решить любую проблему. К сожалению, позже история подтвердит ошибочность этого вывода: народ не спасли родственные связи, ни вера в царя во времена крестовых походов и Холокоста.
Смерть Амана еще раз подтверждает мысль, что враг не имеет права на помилование. В древних историях преступные правители постоянно получают предупреждение от Бога через пророков (фараон, цари Ахав, Седекия и Валтасар), и не раскаиваются, за исключением Навуходоносора. Однако Аман умирает, так и не получив весть от пророка, — слишком много предупреждений написано в Библии, чтобы не обратить внимание на них. Историей об Амане автор показывает, что антисемитизм не может быть помилован, потому что это сознательный шаг человека, направленный на уничтожение еврейского народа. Это не поступок неосведомленного и бессознательно ошибающегося человека, но такого, который вопреки уроку библейской истории и здравому смыслу, стремится истребить евреев только потому, что завидует им.
Следующие разделы рассказывают об истории спасения народа и установления праздника Пурим четырнадцатого Адара. 14 Нисана, как и 14 Адара — Песах и Пурим — празднуют победу над врагом. Параллель очевидна еще и в том, что герои Мордехай и Моисей тождественны в своих ролях спасателей, Аман и фараон — в ролях врагов еврейского народа.
Книга содержит важное послание и предупреждение для современного поколения еврейского народа. Основными тезисами книги является идея, что антисемитизм нельзя искоренить, игнорируя его. Враг очень часто бывает грамотным и высокопоставленных человеком во власти, и одними ожиданиями нового Моисея народ себя не спасет. Только совместными усилиями всех своих представителей он сможет преодолеть врагов и завоевать достойное отношение окружающих народов к себе и привлечь их в собственное лоно.
Ассимиляция — это не выход из проблемы антисемитизма, ею антисемитизм не преодолеть. Она является еще одной проблемой, ведь за этим стоит потеря своего особого бытия в мире. Ею невозможно уничтожить антисемитизм, но можно исчезнуть самим в результате ассимиляции. Высшая цель Израиля — соблюдение моральных ценностей, данных ему Богом. Сбалансированное продвижение народа к единству и осознание своей избранности Богом поможет еврейскому народу не ассимилироваться, не потерять собственного достоинства, неповторимости и жизни.
Аарон Шац