Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 10. Христос, закон и заветы
Приступая к очередному уроку, нам предстоит увязать воедино: Христа, закон и заветы. Урок так и называется: «Христос, закон и заветы».
Христос и закон – это нам уже понятно. Мы эту увязку уже делали. А вот что из себя представляет завет? С заветом у нас много недопонимания, я думаю. Все, что мы знаем, это: Ветхий и Новый завет. И когда нас спрашивают: А что это такое? Мы отвечаем: Ветхий Завет – это первая часть Библии, а Новый завет – это остальная часть Библии. И понятия: Новый и Ветхий мы также, как мне кажется, не представляем в правильном и истинном свете. Нам порой кажется, что Ветхий, это просто древний по времени, а Новый, это тот, который дан сравнительно недавно. Но так ли это? Временем ли измеряются эти два понятия или качеством?
Вообще, что такое завет? По словарю Ожегова это: Наставление, совет последователям, потомкам. С этим заветом другая сторона может согласиться, а может и отвергнуть, может исполнять его, а может и игнорировать.
Памятный стих гласит так:
«И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:15).
Вот здесь вновь мы читаем о двух заветах: завет первый и завет новый.
Впрочем, давайте углубимся в это понятие и подробно поговорим на эту тему.
Воскресенье. Радуга обетования
Давайте прежде всего уясним библейское понятие завета. Библия включает в понятие завета не только одностороннее обещание, но и двустороннее соглашение, основанное также на взаимных обещаниях А при чем тут тогда: Ветхий и Новый завет в смысле частей Библии? Если быть точными, в наших Библиях на титульном листе не написано: ВЕТХИЙ и НОВЫЙ ЗАВЕТ. Открывая Библию, мы читаем: БИБЛИЯ книги священного писания ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА. Некоторые пытаются реформировать этот вопрос и заявляют, что неправильно называть части Библии Ветхим и Новым заветом. Но сами же невольно возвращаются к этим названиям. Дело в том, что есть вещи, которые логически неправильные, но исторически мы уже иначе не представляем себе то или иное название. Например: мы говорим: Солнце, село, солнце встало, закатилось. Астрономически это неправильно, солнце не садится, на встает, не закатывается. Но не будем же мы говорить каждый раз, что земля настолько провернулась по своей оси, что уже скоро не будет видно солнце. Мы говорим: солнце садится и это литературная норма, хотя астрономически это неверно. То же самое и с Библией. Мы говорим: Ветхий завет, имея ввиду первую часть Библии и говорим: Новый завет, подразумевая Евангелия, послания апостолов и Откровение. Пусть в смысле завета будет это не правильно, но так исторически уж сложилось и в таком выражении нет ничего осудительного, как и в случае с солнцем.
Теперь поговорим о том, как Бог дал обетование сразу после потопа. Это одно из первых обетований. Бог учредил радугу после Потопа, которая отразила Божье обетование о том, что всемирного потопа больше не будет. В Писании еврейское слово beriyth переводится русским словом «завет». Оно чаще всего используется, чтобы описать соглашение между человеком и Богом. Семья Ноя в ковчеге проявила глубокую веру в то, что появится сухая земля. Когда семья Ноя вышла из ковчега, Бог дал им еще одно заверение Своей милости, была поставлена радуга на небе в знак того, что всемирного потопа больше не будет.
О чем думаем мы, когда сегодня видим радугу? Когда мы видим это Божье знамение, мы получаем уверенность в Божьих обетованиях, и не только связанных с потопом. Нам каждый день предоставляется возможность доверять Богу среди наших стихий и неприятностей жизни. Мы не должны забывать, что Божьи обещания настолько же достоверны, как радуга после дождя. Богу не свойственно лгать. Если Он говорит, то так оно и есть! Мы станем лучше понимать Его обетования, когда лучше поймем природу Его завета и получим более полный образ Его верного характера. Радуга – прекрасное напоминание о данном Им обещании. Это напоминание о том, что нам Бог верен так же, как Он был верен Ною и его семье.
Понедельник. Обетование завета
На чем основываются заветы? Они зиждутся на обетованиях. Поэтому эти определения: «завет» и «обетование» тесно переплетены между собой. Обетование можно назвать еще условием исполнения завета. Приведу Библейский пример:
43 И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери — мои дочери; дети — мои дети; скот — мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?
44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель.
50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами (Бытие 31 глава).
Мы видим здесь, как был заключен союз, договор или завет. При заключении завета были даны какие-то обетования или обещания, какие-то условия этого договора. Сегодня это присутствует при заключении трудового соглашения, где расписываются обязанности работодателя и рабочего и каждый подписывается под текстом обязанностей и в случае нарушения этого договора одной из сторон, договор может быть расторгнут.
Но это мы говорили о мелких бытовых договорах. Писание раскрывает нам более масштабные договоры или заветы, заключенные между Богом и человеком. Возьмем для примера завет, данный Аврааму, который касался не только его, но и всех его потомков, а в конечном итоге и всего человечества:
18 И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт.22:18).
Ап. Павел объясняет характер завета, заключенного с Авраамом.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию (Гал.3:16-18).
Видите, как в Аврааме исполнилась масштабность на все человечество? От Авраама Христос и через Христа и через духовный Израиль условия завета распространяются на все человечество.
Великие благословения, конечно, были приготовлены для избранного народа, если они будут сотрудничать с Богом, но к большому несчастью, они упустили возможность поступить так. Поэтому они лишились своей роли, как инструмента небес для спасения мира. Однако Бог отверг их неудачу в полноте времени, когда Мессия пришёл на землю, как сын Авраама.
В конечном итоге цель завета с Авраамом была достигнута через Христа и духовный Израиль. А цель Божия была такова, чтобы народ Его был светом миру.
Вторник. Условия завета
При заключении завета или договора со стороны Бога были даны обетования или обещания. А что требовалось со стороны человека? Выполнение условий завета.
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя (Быт.17:1-2).
Естественно, принципы непорочности были известны Аврааму. Мы читаем:
«За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).
Когда Бог заключал завет с Израилем, Он лично написал на каменных скрижалях условия построения взаимоотношений. Эти требования, выраженные в Десяти Заповедях, должны были формировать основу Божьего вечного завета со всеми людьми. Недаром скрижали с десятью заповедями называются еще «скрижалями завета» (см.Втор.9:9). Фактически, десять заповедей Божьего закона не препон, мешающий жить тем, кто вступил в завет с Богом, нет, напротив, эти заповеди, как выражение любви человека к Богу и человека к человеку даны для блага вступившим в завет со своим Господом.
Бог все предусмотрел и для случая нарушения этого завета со стороны человека. Он должен был принести жертву для получения прощения своего греха.
Среда. Христос в законе и в заветах
Давайте начнем с того: Кому был дан закон на горе Синай, неужели только евреям? А разве до Синая не было закона? Нет, закон существовал всегда, хотя в письменном виде его и не было. Закон Божий является основанием Его правления. Когда мы читаем Быт.4:7, то узнаем, что «у дверей грех лежит» и ждет Каина. Здесь грех, конечно, персонифицирован. Откуда Каин знал, что такое грех? Мы видим, что он знал и прекрасно понимал, что можно, а чего нельзя. «Грех есть нарушение закона» (1Ин.3:4). Какой же закон мог нарушить Каин? Все тот же.
Об Аврааме мы уже читали, что он соблюдал повеления Божии, уставы и законы Его. Эти примеры свидетельствуют о том, что закон существовал всегда, а на Синае он был дан в письменной форме. Вот в том лишь и разница.
В книге Бытие мы видим Бога в роли нашего Творца. Из истории грехопадения мы узнаем, что в Нем находится наша надежда. Мы видим Его милосердие, когда Он дает наставления Ною о том, как построить ковчег для его семьи и животных, чтобы они могли спастись от уничтожения развращенных людей, которое Он запланировал. Господь дал Аврааму знак завета. В жизни потомков Ноя и до дней Моисея мы видим, что Бог твердо придерживается правосудия и милости ко всем. Этот пример знамений, обещаний и заветов из Писания дает нам твердое основание. Но изменились ли Божьи отношения с Его народом с течением времени?
Может что-то изменилось с увеличением знания, количеством технологий? Может глядя на насилие в мире, мы искушаемся мыслью, что что-то у Бога изменилось? Сегодня мы слышим такие заявления, что кто-то имеет лицензию на убийство определенного количества людей. Может Бог изменил условия завета и разрешил нам, дал какую-то лицензию на грех? Ну, не так чтобы свободно грешить, а какое-то количество раз может можно? Нет, мы читаем текст Писания:
6 Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6).
К сожалению, мы изменяемся, а иногда настолько, что даже забываем о Боге. Как мы читаем в Иеремии 2:32:
«А народ Мой забыл Меня…».
Хотя Иеремия и говорил о буквальном Израиле своих дней, эту весть можно отнести и к Израилю духовному. Как Божьему народу, нам надо постоянно взирать на Голгофу и размышлять, почему Иисус решил умереть за нас.
Ко времени Иисуса иудеи утратили правильное понимание Божьего закона. Когда Иисус начал служение, Он произнес мощную проповедь, которую мы сегодня называем Нагорной. Хотя эта проповедь состоит из множества наставлений Израилю и нам, естественно, здесь мы можем обратить особое внимание на два момента: во-первых, Иисус объясняет Божий закон народу (Мф.5:17–19), и во-вторых, Он объясняет влияние греха на наше сердце (ст.21–28).
Сегодня христианам нравится считать, что они свободны от закона, что они спасены независимо от того, что они делают или не делают. И все же в Новом Завете мы видим, что Иисус обращает внимание на Свой универсальный неизменный закон и исправляет неверные представления, которые тогда исповедовались многими людьми. Сложно поверить, но сегодня многие все еще не понимают роли, которую должен играть в нашей
жизни Божий закон. Они заявляют, что в ветхом завете Бог дал закон Израильскому народу, а Христос смертью Своей отменил его. Но неужели между Богом и Христом есть какое-то разногласие? В Мал.3:6 мы читали, что Бог не изменяется, а в Евр.13:8 написано, что Иисус неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» — пишет Павел.
Так что Христос и Бог едины и их действия как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена солидарны.
Четверг. Христос – наш посредник
Читаем тест:
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр.9:11-15).
Многие века Божий народ держался знамений, обетований и заветов, которые Господь заключил с ними. Все Его обещания можно увидеть в жизни Иисуса Христа, Спасителя. Он также является нашим Первосвященником в небесном святилище. Согласно Посланию к евреям Иисус не только наш Первосвященник, но и Посредник. Посредник — это тот, кто ведет между сторонами переговоры, подобно адвокату, который представляет своего подзащитного в суде. Когда мы читаем девятую главу Послания к евреям, становится очевидно, что автор хочет, чтобы мы видели связь между первым заветом и новым заветом в контексте земного и небесного святилища.
Мы понимаем, что земное святилище, сделанное человеком, является образом небесного сделанного Богом, где Иисус сейчас ходатайствует за нас. Как Его избранный народ, а также потому, что Он — Бог и человек, мы можем с уверенностью приходить к Нему. Он понимает наши греховные сердца и может вместо нас общаться с Отцом. Потому нам нечего бояться, ведь Иисус представляет нас в небесном святилище.
Интересная существует закономерность: Если бы человек мог соблюсти закон Божий, данный Адаму после грехопадения, сохраненный в ковчеге Ноем и соблюдаемый Авраамом, не было бы нужды для учреждения обрезания. И если бы потомки Авраама соблюли завет, символом и знаком которого было обрезание, они бы никогда не погрязли в идолопоклонстве и не пострадали бы, попав в Египет. Не было бы нужды Богу провозглашать закон на Синае и записывать его на каменных скрижалях, а затем подтверждать его определенными указаниями в речах Моисея.
Так как мы нарушили закон, Бог разработал план нашего спасения не по критерию нашего соблюдения закона, а по Своей благодати через Иисуса Христа.
Пятница. Не я, но Христос
Читаем текст:
20 И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:20).
Божьи законы, заветы и обетования подобны детоводителям и зеркалам. Учитель помогает нам проходить через проблемы до тех пор, пока концепции не «сработают» и мы не сможем самостоятельно понимать их. Зеркало помогает нам видеть изъяны, трещина ли это на губе или прыщ на лбу.
Текст Гал.3:24 говорит о законе как о «детоводителе ко Христу». Прежде чем пришел Христос, примером того, как жить, подобно «бегущему» за спасением, был закон
(детоводитель). Это был способ сохранить нас до пришествия Христа, до тех пор, пока
Евангелие не «сработало» в нас и мы не стали самостоятельно откликаться верой.
В Иер.31:31–34 мы читаем о Боге, ведущем Свой народ за руку подобно детоводителю из Египта. Он продолжает, говоря:
«Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его» (ст.33). Это подобно тому, как Он сказал бы нам: «Это когда вам не нужно будет больше заставлять себя повиноваться Моим законам, потому что они теперь стали частью вас. Теперь вы уже не под руководством детоводителя».
Раньше нас направлял закон, а теперь мы водимы Духом (Гал.5:16, 18). Гал.5:22-23 говорит нам о плоде Духа, который мы можем произвести под Его руководством. Другими словами, мы теперь живем всеми теми знаниями, которые дал нам наш наставник; и замечательно, что это не наши заслуги. Мы не живем по какому-то закону, который мы выучили и теперь пытаемся сами соблюдать. Дух все это в нас совершает.
Закон, как зеркало, со всей очевидностью показывает нам, что на самом деле мы не праведны перед Богом, мы нуждаемся во Христе. Однако закон, как и зеркало, не может исправить наших проблем. Как говорит Павел: «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал.3:21).
Если мы будем продолжать жить с Духом Божьим, отражение в зеркале начнет меняться. Больше мы не будем видеть себя, но Христа перед нами и внутри нас. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Библии записаны истории, пророчества и свидетельства, которые убеждают нас верить в Бога. Когда Иисус пришел на землю, Он исполнил завет, учрежденный в Едеме и подкрепленный опытами патриархов и пророков. Мы с нетерпением ждем Его возвращения для исполнения нового завета, согласно которому Он приготовил для нас место и снова придет, чтобы забрать нас к Себе (Ин.14:1–3). Верой мы усваиваем обещание этого завета. Затем сила Святого Духа меняет нашу жизнь, чтобы мы приносили христоподобный плод (Гал.5:18–23).
Пастор Александр Серков