Сила рядовых верующих

20-05-2014, Комментариев нет

Наше размышление начнем с неприметной заповеди о назорействе (Чис.6:1-12). Признаки назорейства — запрещение есть виноград, нестриженая голова и запрет касаться мертвого тела — сходны с обязанностями священников. Но главная трудность — непроясненная цель назорейского посвящения. Ведь святым можно было стать и без назорейства. Вся Тора — это инструкция по освящению.

В Ветхом завете находим двоих назореев — Самсона и Самуила. Оба — судьи. Но зачем им назорейство, не ясно. Остальные 12 судей в израильской истории не названы назореями (хотя судейство Деворы намекает на назорейство, равно доступное и женщинам). Остальные судьи были зачастую духовнее и успешнее в судействе, чем Самсон. При этом Самсон прикасался к мертвому телу (труп льва, из которого он взял мед, трупы филистимлян, с которых снял одежды в счет разгаданной загадки), но Бог отступил от него, лишь когда срезали его косы.

Зачем Самуилу назорейство? Чтобы судить народ? Но он левит (1Пар.6:28), а Тора вовлекает священников в судопроизводство. Он и пророк (1Цар.3:20). Амос (Ам.2:11-12) ставит назореев на уровень пророков, показывает, что назореев было больше, чем Самсон и Самуил, и что им грешники противились им так же, как пророкам.

Оба судьи свое назорейство не избирали. Самсона от чрева матери (еще одна параллель с пророком — Иер.1:5) назореем назначил Бог, Самуила — его мать. И были оба назореями всю жизнь, а не на время. Возникает ощущение, что не так много было желающих стать назореями. И Бог потому описывает лишь этих двоих, что хочет выставить пожизненное назорейство как образец.

С новозаветными назореями вопрос более сложный. Назван назореем только Иисус, причем многократно. Отдельные признаки назорейства имеют Иоанн Креститель и апостол Павел. Обо всех трех сказано, что Бог от чрева матери призвал их исполнить Его волю (Лк.1:15, 35, Гал.1:15).

Иисуса Матфей называет назарянином — выходцем из города Назарета. Иисус пил вино (Пасхальная вечеря) и неоднократно прикасался к мертвецам (сын вдовы в городе Наин, дочь Иаира, начальника синагоги).

Родителям Иоанна Крестителя, как и родителям Самсона, ангел сказал, что Иоанн «не будет пить вина и сикера» (Лк.1:15). Но Иисус добавил, что Иоанн также не ел хлеба (Лк.7:33), что заповедью не предписывалось. Был ли Иоанн назореем?

Павел остриг голову в Кенхреях по обету (Деян.18:18). Обет роднит это действие с обетом Анны, обещавшей посвятить в назореи сына Самуила. Похоже, стрижка головы по обету — окончание срока назорейства Павла. Возможно, таких сроков было несколько. От вина Павел считал нужным отказываться не ради заповеди, но чтобы не соблазнить немощного в вере (Рим.14:21).

Зачем Иоанну Крестителю и Павлу назорейство? Крестителя Христос назвал величайшим из пророков. Зачем носителю такого титула назорейство? А вот Павлу назорейство нужнее всего. Он и не левит, а служил Богу. Почему бы раввину не подчеркнуть свое посвящение и святость? Не ходил с Христом, а апостол. Тут любые аргументы идут в ход.

Цель назорейства — исцелить разрыв народа Божьего на левитов и всех остальных. Этот разрыв случился из-за того, что у горы Синай Израиль сделал золотого тельца. Но на призыв Моисея отделиться от идолопоклонства откликнулось только колено Левия.

До поры судейство было единственным способом вовлечь нелевита в служение. Судья и позднее царь, чтобы осуществлять судопроизводство, должен был освоить иудейское законодательство — Тору.

«Когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля» (Втор.17:18-20).

Добросовестный судья обучался у левитов Закону и способам его применения. И левиты были обязаны предоставить такую возможность (Чис.10:9-11, ср. 1Цар.2:12-13).

По-настоящему эта заповедь начинает работать аж после вавилонского плена. Во исполнение повеления священникам учить народ Торе священник Ездра основывает движение книжников, объединяющее левитов и мирян не в Храме, но в синагоге (Неем.8:1-8).

И это движение в межзаветный период изменило мир и лицо Божьего народа, заложив основу христианства как реформированного Иисусом и Павлом иудаизма.

Павел — настоящий назорей: книжник, нелевит, активист, миссионер. Создатель сети христианских общин на базе синагог. Символ новозаветного служителя: рядовой верующий с авторитетом апостола.

Иудео-христианство первоапостольской церкви также было исполнением заповеди о назорействе. Эту заповедь исполняют в силу свободного избрания, а не рождения в левитском племени. Ее исполняют, придя в совершеннолетний возраст. Эта заповедь уравнивает служебные полномочия мужчин и женщин, священников и рядовых верующих. В этом состоит дух новозаветной структуры народа Божьего: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:28-29).

В новозаветную эру и в иудаизме, и в христианстве хранителями Слова Божьего были рядовые верующие. На заре новозаветной эры саддукеи — храмовая верхушка — превратили, подобно сыновьям Илия, свое служение в средство самообогащения и политических игр. В Ветхом завете Бог отверг священство сыновей Илия и призвал на служение назорея Самуила. В Новом завете Мессия отверг священство саддукеев и построил Свою церковь на основе движения книжников — рядовых иудеев, самым успешным из которых стал фарисей Павел.

Вскоре и церковь отступила, заменив Слово Божье человеческими преданиями, отделив, вопреки Божьему замыслу, священников от рядовых верующих. Исследователи говорят, что «в период Средневековья христианство (не только как религия, а и как система культурных ценностей) в полном объеме была доступна лишь духовенству» (Історія релігії в Україні / За ред. проф. П. Яроцького. Т. 5. — К.: ТОВ “Світ знань”, 2002. — C. 6), мало затрагивая широкие массы населения. И тогда Бог воздвиг протестантизм — движение рядовых верующих. Ни иудейские книжники, ни христиане-протестанты не избежали грехов и заблуждений. Однако оба религиозных движения сохранили свои части Священного Писания — Тору и Евангелие. Многим протестантам приходилось заплатить за это своей жизнью. К сожалению, гонителями и врагами Библии чаще всего были христианские священники. Сыновья Илия, вместо того чтобы учить народ, его «отвращали от жертвоприношений Господу» (1Цар.2:17). И христианские священники, отступив от Божьей правды, отвращали народ от Его Слова.

У иудеев и протестантов руководитель общины — не священник, подобный ветхозаветным левитам, а рядовой верующий, которому коллегиальным решением доверяют функции учительства и администрирования на основании его личных качеств. Всеобщее священство — главное отличие протестантского вероучения от католичества и православия.

Бог хочет видеть Свой народ единым: иудеев и христиан, левитов и назореев, мужчин и женщин. Желает, чтобы все верующие были «царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Именно поэтому после неприметной заповеди о назорействе идет текст благословения, которое левиты-священники должны были призывать на всех сынов Израилевых: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис.6:24-26). Цель священника — левита в Ветхом завете и профессионального служителя в Новом завете — вовлечь в служение рядовых верующих, всю общину, весь народ Божий. Чтобы на всех верующих пребывало Господне благословение.

Максим Балаклицкий


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"