Волхвы, бегство, избиение и возвращение: Комментарий Александра Серкова на книгу Матфея
Мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Обратим наш взор в этой теме на 2 главу. Что мы в ней находим, какое повествование? Эта глава раскрывает нам:
1 Волхвы с востока (1-12 стихи).
2 Бегство в Египет (13-15 стихи).
3 Избиение младенцев (16-18 стихи).
4 Возвращение из Египта (19-23 стихи).
А теперь об этом по порядку.
Волхвы с востока (1-12 стихи).
Сразу же с первых слов давайте определимся со временем в истории: когда родился Иисус? Дата Его рождения варьирует между 8 г. до Р. Хр. и 3 г. после Р. Хр. Как-то парадоксально все это выглядит, не так ли? Христос родился до или после Своего рождения. Все как-то странно. Но эта проблема решаема, и очень просто. История такова:
Набожный Дионисий Малый, приступая к выполнению поручения папского канцлера, отказался от летоисчисления по эре Диоклетиана, Римского императора, который был одним из наибольших врагов христианства, и ввёл исчисление годов от рождения Иисуса Христа. Сопоставляя евангельские сообщения с историческими документами, он пришёл к заключению, что Иисус Христос родился 525 лет тому назад — в 754 году от основания Рима, и предложил считать этот год первым годом христианской эры.
До этого летоисчисление велось сначала от основания Рима, затем римские правители издавали указы, чтобы летоисчисление шло от начала их правления. К дням Дионисия шла эра Диоклетиана. Такое исчисление лет вызывало большие трудности, особенно когда вопрос касался исторических фактов. Да и вообще, Рим стал уже христианским. Предлагая установить новую эру, Дионисий исходил из того что было бы более правильно считать годы от рождения основателя церкви, то есть от Христа.
У Дионисия не было твердых оснований для определения года рождения Иисуса Христа. За исходную выходную посылку составления Вечной Пасхалии он взял не дату рождения Иисуса Христа, а дату иудейской пасхи в 754 году от основания Рима по юлианскому календарю. Именно с этой даты составлялась Пасхалия в Александрийской церкви, этой датой в своей Пасхалии оперировал знаменитый святой Кирилл Александрийский. Александрийская церковь тогда считала, что Иисус Христос родился в пятницу, в день иудейской Пасхи 8 апреля 754 года. Эта дата была близкая к евангельским рассказам о рождении Иисуса Христа. Близкая, но не точная. Александрийцы, а за ними и Дионисий Малый в своих расчетах опирались на сообщение Евангелия от Луки.
Считаясь с сообщением Евангелия от Луки и Пасхалией Александрийских патриархов, Дионисий Малый допустил, по крайней мере, две ошибки. Одна ошибка состояла в том, что в римской арифметике того времени не было ноля, и Дионисий вынужден был обозначить рождение Иисуса Христа реальным числом «Год Один». Но Иисусу Христу исполнится «Один год» только через 12 месяцев. Таким образом, в летоисчисление, которое начинается от года рождения Иисуса Христа, Дионисий Малый поневоле ошибочно прибавил один год. Эту ошибку закрепил Беда Достопочтенный, который предложил свой вариант счёта годам до рождения Иисуса Христа. В предложении Беды Достопочтенного первый год до Р. Х. совпадает с первым фактическим годом рождения Христа. Но один год до рождения Христа и один год после рождения Христа дают в общем счёте 2 полных года, а не О лет, как то было задумано Дионисием и Бедою.
Существенная же ошибка автора нашего летоисчисления состояла в том, что он не учел других рассказов и свидетельств ранних деятелей христианской церкви о времени Иисуса Христа. А в его время, во время Дионисия Малого, евангельские рассказы о рождении Иисуса Христа обросли сетью праздничных обрядов, которые опирались не на рассказы Луки, а Матфея. Правда, по евангельским рассказам любого евангелиста, или всех их вместе взятых, установить дату и день рождения или смерти и воскресения Иисуса Христа просто невозможно. Богословы высокой научной квалификации вследствие тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы дату рождения Иисуса Христа относят между 8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В целом же, церковные историки сошлись на дате 4 года до нашей эры, как дате рождения Иисуса Христа.
Учитывая невозможность подсчета точной даты, мы удовлетворимся примерной датой рождения Христа, среднеарифметической. Средняя между спорными датами все же не 4 год, а 3 год до Р. Хр.
Но это и не так важно, знать весьма точную дату рождения Христа. Возможно, Бог специально допустил, чтобы люди не очень-то уделяли внимание датам вместо самого Иисуса Христа.
Где родился Иисус? Матфей свидетельствует, что в Вифлееме. Вифлеем означает буквально: «Дом хлеба». Раньше, в более древние времена этот небольшой город носил название «Ефрафа» или «Ефрата». Это название берет свое происхождение от реки Ефрат. Значение почти одно и то же, что и Вифлеем: «Плодородие».
Здесь есть интересная добавка, не просто Вифлеем, а Вифлеем Иудейский. Как в России – Ростов на Дону, а это значит, что есть другой Ростов. Так и Вифлеем, кроме Вифлеема Иудейского был еще Вифлеем Галилейский, город около 12 км. северо-западнее Назарета.
Район Вифлеема Иудейского, в котором родился Иисус, преизобиловал фруктовыми деревьями и злачными нивами. Это была основная житница Иудеи. Холмы и долины были покрыты виноградниками, смоковницами, масличными рощами. Эти места знакомы нам из книги Руфь, когда Руфь собирала колосья на поле Вооза. Здесь Давид охранял отцовские стада. Здесь же Самуил помазал Давида царем. И эта местность ознаменовалась тем, что здесь родился Иисус.
Это произошло, когда царем Иудеи был Ирод Великий.
Чем же ознаменовалось рождение Младенца Иисуса?
Пришли волхвы. Пришли они естественно в столицу Иудеи, в Иерусалим с конкретным заявлением: Где родившийся Царь Иудейский? Да, это было шокирующим известием для царя. Вообще цари во все времена ревниво относились ко всем соперникам, они их устраняли всевозможными методами. Не обошлось без этого и теперь.
Услышав весть о рождении Царя Иудейского, встревожился сам царь и весь Иерусалим с ним. А Иерусалим-то что встревожился? Разве жители Иерусалима не рады рождению царя, разве они не читали о Нем в Писании? Да нет, читали. На вопрос царя: «Где должно родиться Христу»? — Во-первых, раскрыто то, что сам царь знал, что должно родиться какому-то царю, во- вторых, первосвященники и книжники, не задумываясь, ответили: «В Вифлееме Иудейском»; и как доказательство своим высказываниям привели слова из пророчества Михеи 5:2:
«И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
Весть радостная. Обещанный Мессия рожден, казалось бы, радуйтесь люди, ликуйте книжники, первосвященники, вот Он обещанный, долгожданный и родившийся Избавитель Израиля. Хотелось бы ожидать развязку событий такую, что несметные толпы народа во главе со священниками идут в Вифлеем разыскивать Младенца, чтобы поклониться Ему. Но молчок. Ни слова радости, восхищения.
Можно предположить, что народ встревожился, зная пылкий нрав Ирода, который зарекомендовал себя уже убийствами некоторых членов своего семейства, которых он подозревал в заговоре против него. Римский император Август говорил, что безопаснее быть свиньей Ирода, нежели его сыном. И теперь весь Иерусалим встревожился, так как от Ирода мог очень легко выйти приказ казнить всех подозреваемых в заговоре, а это могли быть сотни и даже тысячи людей. Ирод себя еще покажет, дав приказ убивать младенцев в Вифлееме.
Мы видим, что как только Иисус родился, люди по своему отношению к Нему разделились на три группы. Рассмотрим эти три отношения.
1. Отношение Ирода — отношение ненависти и враждебности. Ирод страшился, что этот Младенец вторгнется в его жизнь, затем на его место в жизни, что отнимет его власть и влияние; и поэтому первая реакция Ирода была — уничтожить Младенца.
И сейчас есть люди, которые с радостью уничтожили бы Иисуса Христа, потому что видят в Нем Того, Кто мешает их жизни. Они хотят жить своевольно, не считаясь ни с чем, а Христос обличает их поступки, и поэтому они готовы убить Его.
2. Во-вторых, отношение первосвященников и книжников — отношение полного безразличия. Сам факт рождения обетованного Помазанника Божия их нисколько не тронул. Они были настолько погружены в храмовый ритуал и обсуждения закона, что совершенно не обратили на Иисуса никакого внимания. Он для них ничего не значил.
Многие и ныне настолько поглощены своими делами, что Иисус Христос не имеет для них никакого значения.
3. Отношение мудрых волхвов — отношение восхищенного поклонения; желание положить к ногам Иисуса Христа благороднейшие дары, которые они могли принести.
Совершенно очевидно, что, когда человек осознает любовь Божью в Иисусе Христе, это тоже должно поразить его; он должен воспылать любовью и славить Бога.
Матфей продолжает раскрывать тайные замыслы Ирода, который хитростью хотел выведать: где родившийся Царь Иудейский? Я мол, тоже хочу пойти и поклониться ему. И если бы не откровение свыше, волхвы по своей наивности пошли бы и известили Ироду место, где родился Иисус.
Кто такие волхвы? Это слово на русском языке мы сегодня не употребляем. На греческом оно звучит ????? – магос. И означает: маг, волхв, мудрец, жрец, толкователь снов, звездочет, астролог, прорицатель. Но я думаю, это еще ничего нам не говорит, такой широкий спектр значений. Те волхвы, о которых здесь говорится, не были ни волшебниками, ни фокусниками. Это были мудрецы философы, государственные советники. Советниками они были потому, что были людьми эрудированными, они познавали все науки востока, они изучали также Еврейские Писания и обратили внимание на слова Валаама: «Восходит звезда от Иакова» (Числ.24:17). Они вероятно изучали пророчества Даниила и пришли к выводу, что Пришествие Мессии близко. И вот появилась странная неизвестная звезда. Если описано, что во сне им было откровение не возвращаться к Ироду, это наталкивает на мысль, что подобное откровение они могли иметь не впервые. Возможно, во сне они имели откровение и повеление идти за звездой в поисках Мессии.
Что интересно, звезда привела их не сразу в Вифлеем, она привела их в Иерусалим. В этом есть что-то. Весь город встревожился, а жаль, ему представилась возможность возрадоваться. Но столичный город встревожился. Звезда теперь повела их дальше и привела в Вифлеем прямо к месту, где находился Иисус.
Почему встревожился народ, почему вожди Иудейские не приняли весть волхвов? Что за этим кроется? Подобное, не наблюдается ли сегодня? Я вам скажу так: в то время, да и в наше тоже люди смотрят не на аргумент вести, а на то, от кого весть пришла, какую богословскую степень имеет вестник, какой чин, какую должность он занимает в церкви. На погоны смотрят в первую очередь, и если звездочек на погонах мало, весть и рассматривать не будут.
Вожди Иудеи были оскорблены сознанием того, что мудрецы были не из их среды, не из их высшего сословия, и умышленно отказались верить. Они не могли вместить в своем сознании факт, что Бог мог их обойти и весть послать через людей чуждых их народу. Равнодушие книжников и священников тоже насторожило Ирода: а не заговор ли здесь, не готовится ли что-то против его жизни?! Во всяком случае вся эта обстановка и сообщение волхвов встревожили Ирода. Он хотел хитростью выведать точное место рождения Иисуса и убить его.
Волхвы пришли и нашли Младенца и родителей, которые были теперь уже не в хлеву, а в доме. Естественно, наплыв людей исчез, все разъехались, и место освободилось в доме. Не меньше сорока одного или сорока двух дней уже прошло со дня рождения Младенца. Аргумент здесь простой. Сорок дней женщина должна сидеть дома по обряду очищения от родов при рождении мальчика. После сорока дней Иосиф и Мария с Младенцем посетили Иерусалим. Это посещение, очевидно, случилось прежде посещения волхвов, ибо после их посещения Иосиф и Мария вряд ли осмелились бы ехать в Иерусалим. Кроме того, они оставили Вифлеем и направились в Египет почти сразу же после посещения волхвов.
Придя, волхвы падши поклонились Младенцу. Они понимали, что это Тот, ради Которого они так долго путешествовали. Пришли они естественно не с пустыми руками. Те дары, которые они принесли, пригодились родителям Иисуса в их скитании, так как они вынуждены были бежать не домой, а в Египет.
Имеет ли какой-то смысл эти разнообразные дары, которые принесли волхвы? Возможно, и не имеет, может это просто то, что было самое ценное в те времена. А может какое-то значение и имеет.
Золото — это царский дар. Римский философ-стоик Сенека говорил, что в парфянском царстве никто не смел приблизиться к царю без подарка. Если золото — царь среди металлов — это дар царям.
Ладан — это дар священнику. Благовонный ладан использовали при богослужении в Храме и для жертвоприношений.
Смирна — это дар тому, кто должен умереть. Смирну употребляли для бальзамирования тела умершего.
Если придать этим дарам такое значение, то уже у колыбели Младенца было предсказано, что Иисус Христос будет подлинным Царем, истинным Первосвященником и, в конечном счете, величайшим Спасителем людей.
Бегство в Египет (13-15 стих)
Когда ангел во сне дал повеление Иосифу бежать в Египет, Иосиф, безусловно, повиновался, и вероятно в ту же ночь покинул Вифлеем. Египет был уже вне досягаемости Ирода. От Вифлеема до границы с Египтом было примерно 160 км. В Египте в то время жило немало Иудеев, поэтому они могли какое-то время без всякого подозрения находиться в этой стране.
Но вскоре после убиения младенцев в Вифлееме от весьма мучительной и отвратительной болезни Ирод умер.
Избиение младенцев (16-18 стихи).
В этих трех стихах описан самый зверский поступок Ирода. Его гордость и тщеславие до крайней степени были оскорблены тем, что волхвы не вернулись, обратно пошли другой дорогой. Он почувствовал, что его оставили осмеянным. Он воспринял это как доказательство его предположений о заговоре против него, и в ярости своей дает приказ избить всех младенцев в возрасте до одного года. Да, да, до одного, а не до двух лет, как мы читаем в тексте. Дело в том, что по принятому на востоке счету, ребенок считается уже годовалым при его рождении. Таким образом, были убиты мальчики в Вифлееме и в его пределах возрастом от одного года и меньше по нашему понятию. Это такой возраст, который легко определить. Ребенка до одного года определить можно по тому, что он фактически только начинает ходить. Ребенок, который только начинал ходить, его убивали. Я не думаю, что там сверяли возраст по как-либо документам.
Что же это за Рама, о которой здесь упоминается? Почему плач не в Вифлееме, а в Раме? И причем тут Рахиль, которая плачет о детях своих? Давайте разберемся с этим парадоксом.
Матфей строит аллюзию на текст Иеремия 31:15. Этот текст, кажется, не имеет никакого отношения к избиению младенцев Иродом, однако, давайте посмотрим. Иеремия говорит вот о чем: он рассказывает о жителях Иерусалима, уводимых на чужбину. На их печальном пути они проходят мимо города Рамы, а в Раме была похоронена Рахиль (1 Цар. 10,2), Рама находилась немного на северо-запад от Иерусалима, в уделе Вениамина; и Иеремия поэтическим образным языком рисует Рахиль, плачущую, даже во гробе, о судьбе, выпавшей ее народу. Но Матфей и здесь усматривает связь Ветхого и Нового Заветов.
Возвращение из Египта(19-23 стихи).
Пришло время, и умер Ирод. После его смерти царство было разделено. Римляне доверяли Ироду и позволяли ему управлять значительной территорией, но Ирод хорошо понимал, что ни одному из его сыновей они не дадут такую же власть. И поэтому он поделил свое царство на четыре части и в своем завещании отдал две части Архелаю и по одной — Антипе и Филиппу.
Но смерть Ирода не решила всех проблем. Архелай был плохим царем и недолго оставался на своем престоле. В сущности, он начал правление с попытки превзойти Ирода и приказал перебить три тысячи самых влиятельных людей страны. Совершенно очевидно, что даже теперь, когда Ирод был мертв, было все еще опасно возвращаться в Иудею, где на престоле был жестокий Архелай, и потому Иосиф был направлен в Галилею, где царствовал более умеренный Ирод Антипа.
Иосиф поселился в Назарете, и там, в Назарете вырос Иисус. Не надо считать, будто Назарет был маленькой, спокойной и тихой гаванью, стоявшей в стороне от жизни.
Назарет лежит в горной лощине на юге Галилеи. Но стоило лишь подняться на окружающие город холмы, и уже с запада взору открывались голубые воды Средиземного моря и суда, отправлявшиеся во все концы тогдашнего мира. А на равнине, простиравшейся до берега моря, взору открывалась, прямо у подножия холма, дорога из Дамаска в Египет — сухопутный мост в Африку. Это была одна из величайших караванных дорог тогдашнего мира.
Чем еще Галилея была особенная? В Галилее не было больших городов. Народ главным образом жил в деревнях и небольших селениях. Преимущественно жители Галилеи занимались сельскохозяйственным трудом, и, как правило, они были неграмотными. И жители более цивилизованной, и естественно развращенной Иудеи презирали галилеян за их деревенщину и неграмотную речь.
В этой теме стоит еще выяснить: Почему Христос назван Назареем? Был ли Он Назореем в буквальном смысле этого слова?
Назорей — здесь, вероятно, значит то же, что и Назарянин, т. е. уроженец или житель Назарета, и не больше. Вот аргумент:
Вот что должен был придерживаться назорей:
«Объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу,
то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;
во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» (Числ.6:2-4).
Но о Христе мы читаем, что Он не был назореем в том плане, что мы читаем в книге Числа:
«Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Матф.11:19).
Дело в том, что Назорей происходит от евр. Nazir «назорей» означающего «отделенный». Более вероятный корень здесь nazar, из которого произошло nezer, «отпрыск», «побег» или «росток». Nezer переведено «Отрасль» в Исаии11:1, это определенное Мессианское пророчество. Поэтому возможно, что слово «Назарет» произведено от корня nezer, и что пророчество об Иисусе как об «Отрасли» может относиться к тому факту, то Он вырос в селении Назарет. Поэтому не Иисус был Назореем, а Он вырос в селении, которое само по себе имеет корень названия от назорея. Вот такая здесь игра слов.
На этом заканчивается вторая глава. В следующей теме мы рассмотрим служение Иоанна Крестителя и крещение Иисуса.
Всего вам доброго в познании этого удивительного Евангелия от Матфея.
Пастор Александр Серков.