Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Стремящийся прощать

05-05-2013, 1 комментарий

Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на очередном уроке субботней школы.

Мы приступаем к изучению еще одной весьма интересной по своему содержанию книге из малых пророков, книге Ионы. Сразу же хочется отметить: Кто такой Иона? В самой книге о нем много описаний мы не найдем. Да и неважно это. Есть, конечно, одно упоминание об Ионе в 4 Цар.14:25 «Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера».

Личность такая была, значит перед нами не сомнительный рассказ, а исторические события. Однако приключения Ионы настолько необычны, они полны странными происшествиями и ироническими поворотами. Настолько они контрастируют с видениями, предсказаниями и предупреждениями других малых пророков, что некоторые считают эту книгу всего лишь комическим рассказом.

Некий скептик спросил как-то верующую бабушку: И ты веришь этой Библии?

— Конечно, верю, — последовал ответ.
— И тому ты веришь, что кит проглотил Иону? На что старушка ответила: «Если бы в Библии было написано, что Иона проглотил кита, я и этому поверила бы. Для Бога нет ничего невозможно!»

И хотя четвертая книга Царств ничего не говорит о миссии Ионы в Ниневии, там другая цель. В книге Царств описываются цари и их дела, но книга Ионы начинается со слов:

«И было слово Господне к Ионе сыну Амафиину» (Ионы 1:1).

Все совпадает: и имя и отчество, это тот самый Иона, не одноимёнен, да и Иисус провел параллель между Ионой и Собой, заявив, что Он «будет в сердце земли три дня и три ночи» точно так, как Иона был в чреве кита столько же времени.

В Месопотамии бытовали легенды о ките. Ниневитяне поклонялись дагону – наполовину человеку, наполовину рыбе. Исаия, возможно, описывал хорошо знакомое легендарное создание, когда говорил о «левиафане, змее изгибающемся» и «чудовище морском» (Ис. 27:1). Монстр, послушный Богу, служит персонификацией смерти.

Иона должен был возвещать: «Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Число сорок напоминает число лет, которые израильтяне странствовали в пустыне и число дней, которые Христос провел, будучи искушаем тоже в пустыне. Поэтому это число представляет время испытаний. Бог знал, что Иона не захочет, чтобы Он предоставил ниневитянам подобный срок. Почему же тогда он послал Иону в Ниневию? Эта короткая история затрагивает много вопросов. И сегодня она продолжает привлекать наше внимание и ставить под сомнение наши предвзятые представления о Боге и Его намерениях относительно нашего мира.

Памятный стих:

«Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:9-10).

При каких обстоятельствах были сказаны эти слова? Вся вторая глава это молитва Ионы, благодарственная молитва за чудесное избавление его от неминуемой смерти. Стих выше восьмой свидетельствует об этом очень ярко:

«Когда изнемогла во мне душа моя, и я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего».

Давайте теперь по порядку.

Озаглавим тему за понедельник:

Бог любит всех и заботится обо всех

Иона 1;3 главы и 4:2.

История Ионы показывает, что Бог заботится о людях. Иона знал, как Бог относится к израильтянам, народу Божьему. Он милостив, сострадателен, медлен на гнев и полон любви. Но Иона что-то не понимает. Он не желает это принять. Это то, что Божья любовь распространяется и на неверующих, включая врагов Израиля – ниневитян.
Подумайте, как Бог относится и к самому Ионе израильтянину. Несмотря на его непослушание, Бог спасает его, дает ему второй шанс и терпеливо убеждает его в необходимости спасения ниневитян. В самых сложных обстоятельствах Бог дает узнать о себе капитану корабля и морякам через шторм, через исповедание Ионы и усмирение моря. Эти люди настроены положительно, и потому Бог слышит их.

Тем не менее, Ионе неприятно, что ниневитяне также являются объектом Божьей любви, милости и сострадания. Книга Ионы существует не для того, чтобы показать порочность ниневитян, но показать их покаяние, Божье прощение и спасение от уничтожения.

Один из постулатов книги Ионы состоит в том, что есть только один истинный Бог. Иона свидетельствует морякам о том, Кто есть Бог: «Я…чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу» (Иона1:9). Здесь Бог изображен как действующий Творец мира природы. Он держит под контролем жизнь и смерть. Шторм утихает, и это спасает жизнь капитана и моряков. Несмотря на то, что Иона был брошен в открытое море во время шторма, и его поглотило морское животное, Бог спасает и его. Бог прощает ниневитян, и их жизнь спасена.

В рассказе Ионы Бог избавляет всех, кто призывает Его имя. Иона, Божий пророк, нуждается в избавлении от смерти, потому что намеренно не послушался Бога. Еще находясь в ките, Иона говорит: «К Господу воззвал я в скорби моей. И он услышал меня; из чрева преисподней я возопил. И ты услышал голос мой» (Ионы 2:3).

Во время шторма капитан и моряки оказались заложниками чужого греха. Но они взывают к Богу в этих страшных обстоятельствах, и Он отвечает им.

Ниневитяне, известные своей жестокостью, каются и обращаются к Богу за освобождением.

Находясь в трудностях из-за наших собственных поступков или по вине других, мы можем быть уверены, что если мы помолимся Богу, Он ответит и нам.

Это трудно понять, но Бог может передумать предреченное горе. Иона предполагал, что Бог может изменить Свое решение о наказании ниневитян: «О, господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей?

Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2).

Господне освобождение от греха и разрушения, как правило, является приглашением людям к ответной благодарности. Но какова реакция Ионы? – гнев. Что стало причиной этого гнева? Как и у нас, порой, Его мотивы, вероятнее всего, были смешанными. К счастью, спасение других не зависит от нашего прощения. Иисус приглашает нас прощать других в ответ на то, что Он прощает нас.

Вместо того чтобы радоваться тому, что Божья благодать простила покаявшихся ниневитян, он позволяет своей эгоистичной и греховной гордости выставить себя обиженным. Так как его предсказание не исполнилось, он думал, что его посчитают ложным пророком. Для него репутация имела большее значение, чем все души в ассирийской столице. Он мог также считать, что знание Господа о будущем могло быть дискредитировано в среде язычников из-за этого не исполнившегося пророчества.

Милость Божья по отношению к ниневитянам разгневала Иону. Божественная милость пощадила его собственную жизнь, когда он ослушался. Но он возревновал, когда Бог проявлял такую же милость к другим.

Вторник

Что происходит, когда Бог меняет Свое решение?

Иона 4:1-2

«Иона сильно огорчился этим и был раздражен.И молился он Господу, и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:1-2).

Когда Иона узнал о намерении Всемогущего пощадить город, который, невзирая на свое нечестие, во вретище и пепле раскаялся в грехах своих перед Господом. Он, казалось, должен был первым возрадоваться проявлению чудесной благодати Божьей. Однако на самом деле он весьма встревожился, что теперь его сочтут за лжепророка. Озабоченный своей репутацией, Он утратил из вида бесценность душ, находящихся в нечестивом городе.

Эллен Уайт сравнивает реакцию Ионы на Божью милость с той, которая достигла некоторых верующих в 1844 году. Вот что она пишет: « Нью Берри, штат Нью-Гемпшир, мне было показано видение о некоторых событиях относительно великого разочарования 1844 года.

Мы были дома у брата Морзе, который твердо верил, что Христос придет на нашу землю в 1844 году. Мне было показано разочарование, посетившее брата Морзе. Он не мог объяснить промедление Господа. Оглядываясь назад, он объявил свой прошлый опыт ошибкой, и назвал все заблуждением, фанатизмом, как сделали и многие другие. Он был в замешательстве. Он потерялся и пал духом, ничего не делая для того, чтобы ободрить или укрепить веру других…

Разочарование брата Морзе было похоже на разочарование Ионы. Господь дал Ионе весть, которую желал донести до людей: «Проповедуй весть, которую Я дал тебе, говорит Господь». Предсказанное событие не произошло. Но весть предупреждения, тем более, была от Бога…

Мне было показано, что брат Морзе, вместо того чтобы чувствовать себя несчастным и раздраженным, как Иона, должен был испытывать чувство глубочайшей благодарности, что Христос не пришел на нашу землю в 1844 году и не уничтожил нечестивых. По своей милости и любвеобильной доброте Он дал им еще время для того, чтобы они могли раскаяться в своих грехах и приготовиться к Его пришествию» (Рукописи 6, 1876.)

Среда.

Бог есть любовь, а любовь желает прощать

Мы можем найти сходство с Ионой в том, что он был таким же невосприимчивым, как временами бываем и мы, когда дело касается понимания того, насколько сильно любит нас Бог. Поэтому мы можем прислушаться к ответу Бога Ионе, как будто Он обращается лично к нам.

Бог хотел, чтобы Иона поверил в возрождение. На самом деле Иона понимает характер Бога: «Ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2). Почему же тогда, видя Божью любовь в действии, Он настолько возмущен? Хотя он в теории и знает о Божьем характере, но в реальности Его не понимает. А мы можем по-настоящему «постичь, что есть широта и долгота, высота и глубина любви Христовой»? Знаем ли мы по-настоящему стоящую выше всякого познания любовь Его?

Кажется, что религия Ионы касалась только его. Суд над Ниневией сделал бы его проповедь сильнее, если бы его проповедь исполнилась. Иона не столько не хотел проповедовать, сколько он не хотел Божьего прощения для язычников. Но Бог есть любовь, а любовь желает прощать. Иона, спасенный из морских глубин, должен был это понять.

Реакция Ионы на прощение Ниневии напоминает нам притчу о брате блудного сына. «Разве я ничего не заслужил за свое послушание»? — жалуется он, как если бы любовь отца к его брату была меньше любви к нему. Мало быть посвященными евангелистами, если мы заранее смотрим на новообращенных как на христиан-практикантов, а не принимаем их от всего сердца как братьев и сестер во Христе. Если уж на то пошло, они нас могут многому научить, например – доверию, вере и изменениям в жизни, а также тому, как воспринимать истину с открытым сердцем.

Четверг

У нас нет права гневаться на Божью любовь

Писание повествует о ряде личностей, которые были близки к Богу, но все же были на Него рассержены.

Иеремия:

15 О, Господи! Ты знаешь [все]; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание.

16 Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф.

17 Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования.

18 За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Иеремия сердился на Бога, потому что его преследовали люди, которым он проповедовал. Поэтому он обвинял Бога во лжи: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою»? (Иер.15:15-18).

Затем и Иов. После тяжких страданий он заявляет, что хотел бы никогда не рождаться и бросает Богу вызов: «Оставь, отступи от меня» (Иов.10:20).

Иона тоже сердился на Бога, но несколько по другой причине. Бог дал ему повеление проповедовать о спасении ниневитянам, а вместо того, чтобы послушаться, он убегал, спорил с Богом, а затем желал себе смерти.

Мы не знаем точно причины гнева Ионы. Возможно, он рассердился из-за того, что Ниневия была врагом Израиля, и вдруг Бог помиловал ее. Или потому что он чувствовал, что его пророческий авторитет будет поставлен под сомнение покаянием Ниневии?! Хотя, в конечном счете, у Ионы были проблемы с Божьей любовью.

И дело не в том, что любовь истощилась. Его злило, что любовь Божья распространяется на всех, даже ниневитян. И этим, казалось Ионе, обесцениваются особые отношения, которые были у него и израильтян с Богом.

Бог отвечал на гнев, направленный на Него, по-разному. Иеремии он предложил покаяться и выполнять свою работу.

«На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним» (Иер. 15:19).

Желая показать Иову его страдания в перспективе, Бог направляет размышления этого мужа страданий на Его удивительную силу, проявленную в творении всего сущего (см. Иов.38-41главы).

В случае с Ионой Бог просто спросил: «Разве есть у тебя право так гневаться?» (Иона 4:4; совр. перев.)

Мы можем гневаться на несправедливость, царящую в этом мире или расстраиваться из-за Божьего молчания и видимого отсутствия заинтересованности, однако у нас нет права гневаться на Божью любовь.

Пятница

Многогранная Божья любовь

Божья любовь священна, она святая, безусловная, безмерная, неописуемая, непредсказуемая, удивляющая и вечная. Иона испытал все эти грани Божьей любви, но он не мог представить, что Божья любовь может простираться намного дальше него и его народа. Иона знал, что Бог любит и его и народ Свой возлюбленный, но он не понял как Господь может любить тех других людей. Те люди – с другим цветом кожи, наречием, культурой, репутацией, социальным и экономическим положением, религией и уровнем образования. К сожалению, спасенный из морской пучины Иона так и не понял, «что есть широта и долгота, высота и глубина любви Христовой… стоящую выше всякого познания любовь» (Ефес.3:18-19 пер. Кулакова).

Но это так обстояло дело с Ионой. А как обстоят наши дела? В этом году мы празднуем 150 – летие нашей церкви. Как мы будем отмечать этот юбилей: статистикой? Нашими территориальными достижениями? Желанием излития Святого Духа? Или глубоким искренним покаянием? Нам триумф праздновать рано. Чем мы лучше ниневитян? Названием христиане? Церковью АСД? Христос, грядущий, на что будет смотреть: на название или на характер? Кого Он не извергнет из уст на суде и будет их Ходатаем: самодовольных, гордых, не имеющих ни в чем нужды или принявших у Него дары благодати? Нам есть над чем задуматься, а над собой в первую очередь.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Субботняя школа

Комментарии (1):

  • Елена Володченкова

    |

    Очень плодотворно прошел сегодня урок в нашем классе. Участники субботней школы извлекли несколько уроков из этого небольшого повествования:

    — если Бог призывает на служение, а мы отказываемся, то убегаем от Него, подобно Ионе, и подвергаем свою жизнь опасности;

    — Бог отвечает на молитвы язычников, когда те в смирении обращаются к нему, у Него нет лицеприятия (спасенные моряки, раскаявшиеся ниневитяне). Бог любит всех людей, в Нем нет ни расизма, ни национализма, ни предвзятости;

    — когда нас постигают бури, и проблемы, словно огромные киты, поглощают нас, не надо ждать, пока небо с овчинку покажется и колотиться в своих проблемах, а сразу взывать к Богу, не надеясь на свои силы. Ионе понадобилось три дня провести в чреве кита, чтобы «вспомнить о Господе». Неужели он надеялся выбраться оттуда самостоятельно?!!

    — когда мы совершаем миссионерское служение, не надо переживать о результатах и о своей репутации, а предоставить это все Богу. Когда мы всецело доверимся Ему, Он Сам позаботится о результатах. Кто может похвастаться таким результатом евангельской кампании — 100%-ое покаяние большого города? Если Бог не совершит такого чуда, человеку это не под силу.

    — при всем своем упрямстве и непоследовательности, Иона знал Бога. Он не просто верил, он знал, что Бог милосердный и сострадательный и сожалеет о бедствии; он знал, что Бог спасающий, даже находясь внутри кита, он знает, что еще увидит Господа, он знал, что Ниневия будет спасена, потому что Бог любит спасать. Значит у Ионы были очень близкие отношения с Богом, раз он так знал своего Господа. И потому Господь не отвергает Своего пророка, не угрожает ему, не наказывает за упрямство, а терпеливо и наглядно учит.

    — мы не вправе указывать Богу, что делать, потому что Он — Бог и знает конец от начала. Нам нужно развивать близкие отношения с Ним и полностью Ему доверять.

    Очень назидательный урок.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"