Богословские корни адвентизма
Стоит ли эту тему поднимать вообще? В последние годы на страницах независимых изданий появился ряд антитринитарных публикаций. В них следуют утверждения, что на раннем этапе Церковь АСД придерживалась антитринитарных взглядов в понимании сущности Бога. Они в чем-то правы. Оппоненты Церкви АСД утверждают, что якобы у Е.Уайт не было твердой позиции по данному вопросу, и что она не оказала должного влияния на взгляды пионеров Церкви, и только после ее смерти Церковь изменила свою позицию в учении о Троице. Более того, факт принятия церковью учения о Троице наши оппоненты расценивают отступничеством Церкви АСД. Они считают, что для того, чтобы сегодня Церковь АСД была верной и истинной — ей необходимо возвратиться к вере адвентистских пионеров, т.е. принять их арианские взгляды. Для осуществления этой задачи они делают все возможное, чтобы совратить неискушенных в этом вопросе. Они всеми силами ищут древние публикации Урия Смита, поднимают все высказывания Джоунса и Ваггонера. Они рассылают друг другу какие-то копии из подлинных писем Е. Уайт. Поэтому, я считаю, что поднимать эту тему надо. Этим арианским взглядам в церкви места нет.
В результате распространения подобных еретических взглядов в последние годы в некоторых местах нашим оппонентам удалось совратить членов Церкви АСД, которые, приняв это учение, также начинают восстать против церкви и ее учения.
Цель этой статьи показать, что Е.Уайт никогда не одобряла антитринитарной позиции, и ее высказывания не носили арианский характер, хотя в самые первые годы становления Церкви, она на эту тему просто умалчивала. Но потом она заговорила об этом, что для многих показалось действительно весьма революционным. Как следствие, — Церковь при ее содействии встала на путь принятия учения о Триедином Боге.
Действительно, на раннем этапе развития Церкви доктрина о Триединстве Божества не принималась однозначно. До полного принятия этого учения Церковь прошла через нелегкий путь переосмысления этого непростого для понимания вопроса.
На основании ряда публикаций можно считать, что с 1844 до 1888 годы большинство адвентистских пионеров не принимало доктрину о Троице, поскольку они считали ее непоследовательной, небиблейской, противоречащей здравому смыслу, папской или просто нехристианской.
Говоря о том, были ли адвентистские пионеры антитринитаристами (унитаристами), по крайней мере, необходимо отметить, что их убеждения были основаны на определенных гипотезах:
1) Бог един и не может разделиться на отдельные личности.
2) Было время, когда Иисус Христос не существовал.
3) Христос получил Свою власть и силу от Бога и поэтому был Ему подчинен.
4) Дух Святой не является третьей Личностью Божества, а только силой или влиянием Бога или Христа.
Вот в этот ранний период от Церкви АСД откололся Чарльз Рассел и основал новое движение «Сторожевая башня», которое потом было переименовано в «Свидетели Иеговы». И вот с этим наследием пионеров Адвентизма СИ и остались в понимании природы Божества.
Ошибка адвентистских пионеров состояла в том, что они пытались постичь Бога на рациональном уровне. А ведь Бог человеческим разумом непостижим. Мы ровно настолько можем постичь Бога, насколько Он нам открылся в Им созданной природе и в Священном Писании. В понимании теологии Божества им мешал буквалистский подход к Библии, вот почему учение о триедином Боге не имело для них никакого здравого смысла. Также следует отметить, что в эпоху зарождения Адвентистского движения были весьма популярны арианские взгляды на Бога, и многие адвентисты были подвержены этому влиянию. К сожалению, потребовались годы, прежде чем церковь пришла к библейскому пониманию триединого Бога.
На протяжении многих лет влиятельные адвентистские пионеры, такие как Иосиф Бейтс, Урия Смит, Джеймс Уайт и другие придерживались антитринитарной позиции.
Что послужило причиной такого разрозненного понимания природы Божества пионерами Адвентизма? Следует не забывать, что в новое движение они пришли из различных протестантских деноминаций. Присоединившись к Адвентистской Церкви, они не могли сразу отказаться от всех своих прежних взглядов. Будучи утверждены в своих прежних взглядах, они привнесли их в учение развивавшегося движения.
В своей книге Движение предначертанное Богом Л. Фрум приводит имена адвентистских пионеров, указывая их прежнюю религиозную принадлежность. До своего прихода в адвентистское движение ее пионеры состояли в различных протестантских деноминациях:
Баптисты – 9 человек, включая Уильяма Миллера.
Методисты – 11 человек, включая И. Литча и Елену Гармон.
Пресвитериане-конгрегационалисты – 2.
Конгрегационалисты – 3.
Христианский союз – 5, включая Джосефа Бэйтса и Джеймса Уайта.
Епископалы – 1.
Протестанты-методисты – 1.
Христиане – 2 и другие.
Таким образом, вышедшие из различных деноминаций адвентистские пионеры принесли в учение нового движения свои прежние взгляды.
Помимо других истин, они не полностью понимали учение о сущности Божества в трех Личностях. И эта истина для них была великой тайной. Понадобилось много лет, пока Церковь пришла к полному пониманию этого учения, благодаря откровениям вестницы Божьей Елены Уайт.
Что мешало ускоренному принятию трех Личностей Божества?
Неправильное, искаженное представление о триединстве. С одной стороны, они не могли представить себе Бога в трех лицах, это что-то вроде языческого трехлицого бога Януса. С другой стороны они не могли представить трех Богов. Сегодня нас многие обвиняют в том и в другом, до конца не зная истинное наше Библейское понятие о триединстве Бога. Бог не Один, Он – Един. И в то же время не три Бога, а Один Бог в трех Личностях.
Пионеры Адвентизма так и представляли, и им так и казалось, что доктрина о Троице – это учение о трех богах. По этому поводу Джон Лофборо писал: «Если Отец, Сын и Святой Дух, каждый является Богом, то, стало быть, существуют три бога (Лофборо, Ревью энд Геральд, ноябрь 5, 1861, 184). Формально – логически он справедливо отвергал тритеизм – языческое представление о божестве. До конца не разобравшись, во что, в самом деле, мы веруем, наши оппоненты обвиняют нас в этом же, что мы, якобы, приняли языческое представление о Боге.
Пионеры Адвентизма также неверно понимали вопрос предвечного существования Христа. Об этом также высказывался Урия Смит. Как и другие, он неверно трактовал тексты Священного Писания, называющие Христа Сыном Божиим. Например, в своих размышлениях о книгах Даниила и Откровение на текст Откр.3:14, где сказано, что Христос был «началом создания Божьего», он трактовал, что Христос имел начало Своего существования. Некоторые желают иметь эту книгу Урия Смита, да и других пионеров Адвентизма, и им кажется, что они будут иметь все козыри против Триединства Божества. Вот они все козыри здесь. Я еще раскрою и понятие пионеров о Личности Святого Духа. Но потом мы посмотрим роль Елены Уайт, которую она сыграла в формировании понимания сущности Триединого Бога.
Да, адвентистским пионерам тяжело было принять и тот факт, что Дух Святой является третьей Личностью Божества. Им тяжело было понять ряд библейских текстов, поскольку они толковали их буквально. Они считали, что поскольку Священное Писание описывает различные особенности и функции Духа Святого, такие как «излиться на всякую плоть», «излиться в сердце», «наполнить дом»… — то это не позволяет Ему (Духу Святому) быть Личностью. В понимании Урии Смита Дух Святой не принимал бы в Писании различные формы (голубя, огненных языков или «семи Духов»), если бы Он был Личностью. Он также утверждал, что поскольку Дух Святой назван то Божьим то Христовым Духом, Он не может быть личностью. Урия Смит еще писал: «Есть много выражений относительно Духа Святого, которые показывают, что Его нельзя считать Личностью».(Урия Смит, Ревью энд Геральд 23 март,1897). Он писал также: «Но уважая этот Дух, Библия использует выражения, которые не могут гармонично сочетаться с идеей о том, что Он является Личностью как Отец и Сын» (Урия Смит, Ревью энд Геральд 14 нояб. 1854).
Вот почему так много охотников на труды Урия Смита. Их желание – опереться на эти труды как путник на свой посох. Но эти пионеры заблуждались и потребовалось немало времени, для того чтобы прийти к правильному пониманию различных аспектов учения о сущности Божества. И здесь нужно помнить о роли Елены Уайт, которая оказала значимое влияние в понимании этих сложных вопросов.
Адвентистские пионеры, пришедшие в Адвентистское движение, должны были сформулировать учение нового движения. На протяжении 1848-1850 гг. проходили, так называемые, субботние конференции, на которых и происходило доктринальное становление нового движения. Следует отметить, что на этих конференциях изучались отличительные доктрины Адвентистского движения. Они должны были определиться, какие доктрины их отличали от других протестантских деноминаций и обусловили зарождение нового движения. Среди этих отличительных доктрин были такие как: учение о служении Иисуса Христа в небесном святилище, роль закона Божьего, важность субботнего дня, видимое и личное Второе пришествие Христа, тысячелетнее царство имеющее место после Второго пришествия Христа, бессознательное состояние мертвых. Стоит здесь заметить, что в период доктринального становления, когда рассматривались отличительные доктрины Адвентистского движения, доктрина о сущности Бога не рассматривалась, так как она не отличала новое движение от традиционного понимания учения о Троице в большинстве протестантских церквей.
Роль Е. Уайт в субботних конференциях велика. Она писала, что наш народ не знает о том, как пионеры Церкви прилежно исследовали Священное Писание на субботних конференциях. Они искали истину, словно сокрытое сокровище. До поздней ночи, а иногда и всю ночь они проводили в молитве и исследовании истины. Е. Уайт говорила, что когда они во время исследований приходили в ситуацию, когда они больше не могли понимать некоторые библейские тексты, Дух Божий сходил на нее, и она получала пояснение текстов посредством посылаемых ей видений от Бога.
Как раз в это время зарождения нового Адвентистского движения, когда неадекватные взгляды о Боге угрожали прочно укорениться в учение церкви АСД, стала неоценимой роль Елены Уайт. Благодаря открытиям, которые Бог посылал ей, Церковь пришла к пониманию этого учения. Ее высказывания были как раз ответом на все ошибочные понимания Адвентистских пионеров. Там, где они неверно понимали Библейские тексты, она привела их к правильному пониманию Священного Писания.
Мы не можем согласиться с Рольфом Похнером, который считает, что в ранний период становления Церкви Елена Уайт разделяла арианские взгляды адвентистских пионеров. Он считает, что первое заявление о сущности Триединого Бога из под пера Е. Уайт вышло только в 1897 году, но, в самом деле, уже в 1850 году в первом издании книги «Ранние произведения» она пишет о божественности Христа, второй Личности Божества (E. White, Early Writings, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1945, 54).
Давайте теперь подойдем непосредственно к высказываниям Е. Уайт и посмотрим, как она ответила на все ложные взгляды Адвентистских пионеров. Но об этом в следующей теме.
Александр Серков
Комментарии (12):
Др.
| Ссылка на комментарий
Если сатана принимает вид ангела света, и более того, если его ангелы могут принимать формы и подделывать голоса живущих когда-то людей..то по вышеизложенной логике они не могут быть личностями.
Так, мысль пришла.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Да, так понимал когда-то Урия Смит.
андрей к.
| Ссылка на комментарий
А евреи тоже ошибались,не считая Дух Господень личностью?А христиане тоже получается блуждали триста лет,пока язычники не научили их соблюдать день солнца и триаду своих богов?да адвентисты стали всемирной церковью ,и получают истину от ‘высших братьев’,а настоящие адвентисты исследовали БИБЛИЮ.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Свидетели Иеговы – возрожденное в наши дни арианское течение, которое отвергает Божественность Иисуса Христа и личность Святого Духа. Кроме этого свидетели не признают десять заповедей Закона Божьего и не принимают причастие. Как нам реагировать на визиты и уличные контакты бруклинских адептов, да и их посещения наших сайтов?
Итак, к вам постучались или остановили на улице два человека. Узнать их не трудно – журналы в руках выдают. Так как первым делом стоит вопрос Троицы, то попросите их открыть Библию и прочесть Деян. 13:2, где написано следующее: “Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их”. Путь прочтут со своей библии, в которой они внесли изменение в те места Священного Писания, где написано о Божественности Иисуса Христа, но Деяния 13:2 каким-то образом не успели отредактировать. Спросите их – кто обратился к апостолам? Бог Отец или Святой Дух? Этот вопрос приведет в смущение ваших собеседников, ведь Святого Духа они не считают личностью, что, как видим, противоречит библейскому учению.
По возможности представьте им библейское основание для принятия причастия. Ведь известно, что тех, кто участвует в причастии, принимая символы плоти и крови — хлеб и вино, Иисус воскресит при Втором пришествии. Немаловажным есть и вопрос отношения свидетелей к десяти заповедям Божьим, ведь нелогично называется Божьим именем, и при этом отрекаться от Его Закона.
Продолжив беседу, поинтересуйтесь у свидетелей библейским основанием названия их организации. Если они процитируют вам текст: “А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог” (Ис.43:10-12), то укажите им на контекст – ведь речь в данном случае не о свидетелях Иеговы, живущих в 21 веке, а об израильском народе времен пророка Исаии. Но если они откроют Новый Завет — Деян.1:8: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”, то сразу же переспросите – чьими свидетелями они являются? Считают ли они Иисуса Христа вечносущим Богом, Иеговой? Этот вопрос не просто поставит их в немного затруднительное положение, но даст возможность поразмыслить над прочитанным стихом.
Во время беседы покажите свидетелям, что вы умеете отделять человека от его взглядов, что цените их, как людей и искренне желаете им добра. Кто знает – может как раз встреча с вами заставит их пересмотреть свои взгляды?
Уважаемый Андрей, я не знаю, кто Вы по вероисповеданию, во всяком случае, реплика ваша не «острая», а даже наоборот.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения
спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,-
что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные
Божии ради отцов.Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.Для язычников весть прошла.Е.Уайт говорили что Израиль никогда не востановиться.Самое главное она не знала.Сейчас евреи начинают принимать своего Машиаха.И без всяких языческих заблуждений,о троице,правильно соблюдая 1-заповедь.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Истинного Машиаха надо было не убивать, а принять как Божественную личность. Им и сегодня путь открыт для принятия Христа. А «свои Машиахи» были, есть и еще будут. Э. Уайт верно писала, что Израиль никогда не восстановится. Его время закончилось, как нация. Сегодня только индивидуально каждый может спастись, и евреи тоже, и только через Христа, и только через Божественную личность Христа, а не через своих Машиахов.
Они все 10 заповедей очень хорошо соблюдают, и субботу в том числе, даже палец о палец в субботу не стукнут. Но спасение только во Христе, и при том в Божественном Христе.
Михаил
| Ссылка на комментарий
братия, в неведении о тайне сей,- чтобы ВЫ НЕ МЕЧТАЛИ О СЕБЕ,-
что ОЖЕСТОЧЕНИЕ произошло в Израиле ОТЧАСТИ, ДО ВРЕМЕНИ пока войдет ПОЛНОЕ ЧИСЛО ЯЗЫЧНИКОВ .А ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь НЕПОСЛУШНЫ ДЛЯ ПОМИЛОВАНИЯ ВАС , чтобы и сами они были помилованы.
Михаил
| Ссылка на комментарий
В одной из своих книг о реформистах Дымань раз утверждал, что адвентисты для католиков открыли познания о личности Духа Святого. Хочу обратить внимание адвентисткой братии, что Истина не проходит эволюционный путь развития. Не может быть, что бы, в даном случае АСД, проповедовала вначале ложь, и вдруг наступило прозрение и начинает проповедовать Евангелие!
Руслан
| Ссылка на комментарий
Не спорьте о вопросах которые не применяете в практической жизни.Какое вам дело до того одна там личность божества или 2 или 3 или 4…?Кому от этого плохо или хорошо?
Андрей
| Ссылка на комментарий
Какой тривиальный ответ…
юра
| Ссылка на комментарий
Серков правильно написал, тут только добавить, — но он не до конца имел то свидетельство, которое имел Павел, и пишет так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.1:7,8). Здесь речь идёт о двух Пришествиях.
Вы чувствуете, что ваш дом там, вы чувствуете, что вы странники и пришельцы Но вы должны лично получить свидетельство от Самого Бога.
И поэтому веры в то, что это произойдёт, у вас достаточно, теперь ждите, ждите теперь явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы в день Второго Пришествия вы оказались неповинны.
по делу
| Ссылка на комментарий
Какая рапзница?