Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 1. Кризис на небесах

27-12-2015, комментариев 29 Просмотров: 454

Урок - 1Мы приступаем к новой теме в Новом году. Эта тема самая обширная из всех тем в субботней школе, которые были у нас на протяжении всего существования адвентистской церкви. Это практически сжатый материал целой серии книг (пять книг) Эллен Уайт под общим названием «КОНФЛИКТ ВЕКОВ». Мы начнем с грехопадения на небе и закончим новым небом и новой землей. Но будем мы эти темы проходить не по книгам из «Конфликта веков», а по Библии. Итак,

Урок – 1. Кризис на небесах

Автор этого пособия с изумлением пишет: «Каким-то образом (мы не знаем до конца почему) грех зародился в сердце прекрасного Божьего творения. Этот факт стал отправной точкой в событии, которое мы называем великой борьбой. Одно нам точно известно: будучи людьми, мы вовлечены в эту борьбу. Никто из нас не может уклониться от участия в ней» (Дэвид Таскер, секретарь Южно-Тихоокеанского дивизиона).

В прошлом году в IV квартале, изучая уроки субботней школы, мы тоже коснулись вопроса о кризисе. Но тот кризис был сравнительно локальным по отношению к кризису глобальному, о котором мы будем говорить в этом квартале. Но у этих кризисов есть нечто общее, их что-то объединяет. Если в кризисе народа Израильского Бог избирал пророков, через которых Он пытался вызволить народ из его кризиса, то для решения кризиса глобального Он «послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Эпиграф к этой теме подобран, на первый взгляд, неудачный. Я процитирую его:

«Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:10).

Кажется, куда торопиться выдвигать резюмирующую мысль, разрешающую весь конфликт веков, мы же приступаем только к теме возникновения и самого начала этого кризиса. Я приведу пример, после чего, мне кажется, у нас сомнения развеются в отношении правильности подобранного эпиграфического памятного текста.

Попала как-то одной пожилой супружеской паре в руки Библия. Они никогда не имели ее и не знали вообще, о чем там речь. Каждый вечер она стали читать по несколько глав с самого начала. Читают они о том, как молодая пара в достатке и счастье жила в раю. Потом стало происходить что-то тревожное с ними и с их потомками. Ужас охватывал читающих: потоп, огонь с неба на целые города, кровопролитные войны, люди совершенно отступили от Бога, в храме Божьем стали приносить жертвы языческим богам, вплоть до того дошли, что детей стали приносить в жертву. Во дни судей каждый делал то, что ему казалось правильным. Жена заявила мужу: «Нет, дальше читать я не хочу, мне кажется, что все они будут уничтожены, и даже Бог не сможет решить эту проблему человечества». На какое-то время они отложили чтение Библии. Но вот однажды любопытство мужа побудило его заглянуть в последние главы Библии, и к своему удивлению он стал читать, и зовет жену: «Иди скорей, послушай, что здесь написано». И с воодушевлением он читает: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:9-10). И они решили вновь продолжить читать Библию. «Мы теперь знаем, — заявили они, — что для человечества не все было потеряно».

Чтобы нам не разочароваться печальными событиями первой темы и не отбросить вообще это пособие в сторону, мы имеем утешительный памятный текст, я повторю его:

«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:9-10).

Рассмотрим данный урок в двух аспектах:

I Война на небе

Прочитаем текст Писания:

7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола (Откр.12:7-13).

В этом тексте описывается изначальный кризис, который произошел сначала на небе, а после распространился на нашей земле. И с тех пор наша планета вовлечена в битву между добром и злом; это самая великая борьба, которая когда-либо происходила во Вселенной, борьба между добром и злом, борьба между Христом и сатаной. В этой борьбе Божий народ словно овцы среди волков, но утешение в том, что мы имеем Пастыря, поэтому мы имеем уверенность в победе во Христе, и все это благодаря тому, что Он низринул сатану с неба (Лк.10:18), а также пришел на землю, чтобы победить захватчика Его территории.

«И произошла на небе война»: такими словами Иоанн вкратце говорит об истории великой борьбы между Христом и сатаной, начиная с момента ее возникновения и до того, как Христос на кресте одержал победу, и о ходе всей борьбы на земле до окончательного завершения времени. И это короткое, сжатое описание является основой, на которой и развиваются все дальнейшие события борьбы во все времена до окончания истории борьбы и те средства, с помощью которых церковь одержит окончательную победу.

В тексте, который мы прочитали (Откр.12:9-11), Иоанн особенно останавливается на моменте борьбы в связи со смертью Христа на кресте. Однако, хотя Иоанн главным образом останавливается на той высшей точке, которой достигла борьба, когда Христос висел на кресте, все же нужно правильно понимать слова «произошла на небе война», как относящиеся к времени до творения нашей земли, когда началась вражда дракона. В то время он и ангелы, которые поддерживали его, были изгнаны с неба (2Петр.2:4; Иуды.6). Верные же ангелы не понимали тогда полностью всего происходящего, но, когда сатана таким низким образом пролил кровь Христа, тогда он и был окончательно и безвозвратно изгнан из небесного мира. С тех пор его действия были ограничены.

Кто такой Михаил, о Котором идет речь в тексте, как о главном герое в борьбе с сатаной? В переводе с греческого это выражение будет означать — «кто подобен Богу». К имени Михаила относится определение «один из первых князей» (Дан.10:13). «Князь великий» (Дан. 12:1). И также как «Архангел» (Иуды 9).

И иудейская литература описывает Михаила как самого главного среди ангелов, как истинного представителя Бога и сравнивает Его с ангелом Иеговы (см. Талмуд, Мидраша Раввина).

Согласно объяснениям Мидраша Раввина Михаил был тем ангелом, который защищал Израиль от обвинений сатаны. При тщательном исследовании всех ссылок о Михаиле в Священном Писании мы можем сказать только одно, что это не кто иной, как наш Господь Спаситель Иисус Христос (Дан.10:13. ср. с Иуд.9).

А кто такой «великий дракон», который ведет борьбу с Михаилом? Сам текст дает объяснение – это дьявол или сатана.

Мы знаем, хотя бы из книги Иова, что до креста сатана имел доступ к небесным существам, хотя и с ограничениями, как «князь мира сего» (Ин.12:31; Лк.4:6), но не как житель неба. Однако выражение «низвержен» подтверждает его окончательное изгнание, что произошло после распятия Христа, как наш Господь и Сам сказал:

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:31-32).

II Падение Люцифера

Прочитаем текст Писания:

11 И было ко мне слово Господне:
12 Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки (Иез.28:11-19).

О ком здесь говорится: о человеке или об ангеле? Это интересный вопрос. Давайте внимательно рассмотрим этот обширный текст, о ком же здесь все-таки идет речь?

Текст начинается словами: «Плач о царе Тирском и скажи ему…» (12 ст.). На первый взгляд кажется, что речь идет о человеке, о царе могущественной цивилизации Средиземноморья. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем детали, которые никак не вписываются в представление о человеческой личности. Давайте выявим эти моменты:

1) В этом же 12 стихе, в котором говорится о царе Тирском, тут же говорится нечто, что никак не может относиться просто к человеку, пусть даже и к царю: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты». Такими качествами, как «печать совершенства» и «полнота мудрости» не обладает ни один человек. Мы – люди, по своей природе несовершенны. Об этом ясно говорит Священное Писание:
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»! (Еккл.7:20).

2) Читаем дальше: «Ты находился в Едеме, в саду Божием» (13 стих). Из повествований Библии мы читаем только о двух личностях из людей, кто был в Едеме, в саду Божием, — это Адам и Ева. Ни царь Тирский и вообще никто другой в Едемском саду не был, так как после изгнания первой пары из Едема, вход туда был запрещен.

3) В конце 13 стиха сказано: «…приготовлено было в день сотворения твоего». Кто был сотворен из людей? Только двое – Адам и Ева. Остальные из людей были не сотворены, а рождены. А Иезекииль описывает здесь именно сотворенное существо.

4) 14 стих открытым текстом повествует о нем: «Ты был помазанным херувимом». Что означает слово: «херувим»? Это ангел. Это один из чинов ангельских. Это самый высший ангельский чин. Обращаюсь к словарю русского языка: ХЕРУВИМ: в христианской религии – ангел высшего чина [Греч. χερουβιμ из др.-евр.].

Таким образом, здесь очевидно, что речь идет не о царе-человеке, хотя и взят его образ, но говорится об ангельском, духовном существе, и притом об ангеле высшего чина.

5) 15 стих дает нам еще одну деталь, показывающую, что здесь повествуется не о царе Тирском: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». О людях мы подобное не читаем. О человеке сказано: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Со времени грехопадения Адама и Евы ни один человек на земле не рождается совершенным и свободным от беззакония, а здесь описывается существо, которое было совершенным, и лишь позже беззаконие стало частью его.

Вот эти пять деталей свидетельствуют о том, что пророк Иезекииль, движимый Духом Святым, рассказывает об ангеле, духовном существе, херувиме.

Но почему пророк упоминает здесь о царе Тирском? Потому что правитель Тира в своей жизни, своих поступках и своем характере был похож на того древнего херувима. Этот метод сравнения не чужд и современному литературному приему, и разговорной речи. Мы иногда называем какого-либо человека Иродом, либо Иудой или Фомой. И наши мысли сразу же ищут аналогию, мы же не понимаем, что это буквальный Ирод, мы хорошо знаем, что это дядя Ваня или Гришка, соседский хулиган. Мы понимаем, что это всего лишь аналогия.

Подобным же образом, находясь под Божественным вдохновением, пророк Иезекииль, говоря о царе Тирском, сравнивает его с помазанным херувимом. Поэтому мы имеем удивительную возможность заглянуть в область духовных реалий и узнать, как появился дьявол и бесы (его сторонники), читая образ якобы царя Тирского.

Что мы можем узнать из этого описанного Иезекиилем текста о природе помазанного херувима?

Во-первых, из 13 стиха мы узнаем, что этот херувим является сотворенным существом, и этот факт очень важный. Термин «сотворен» означает: «не имеет жизни сам в себе». Это означает, что для продолжения своего существования эта личность нуждается в постоянной силе, исходящей от Жизнедателя, от Творца. 18 и 19 стихи как раз и описывают начало и конец этого существа-херувима: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки».

Во-вторых, сказано, что этот херувим помазан. Этот термин в Священном Писании означает «отделенный на особое служение». Помазывали царей, пророков, судей, священников и первосвященников.

Далее описание этого помазанного херувима представлено как описание первосвященника. Частью первосвященнической одежды были драгоценные камни (Исх.28:15-21), так же мы читаем и описание целого ряда камней, которые были частью одеяния помазанного херувима: «искусно усаженные в гнездышках» (Иез.28:13). А в стихе 18 упоминаются святилища, за которые он был ответственен. Этот херувим, принадлежащий к высшему ангельскому чину из всех сотворенных Богом, был помазан на священническое служение, а значит, являлся самым главным ангелом во всей Вселенной.

Таким образом, мы ответили на вопрос, кем был этот ангел. Давайте теперь выясним, где он находился. В 13 стихе в самом начале сказано: «Ты находился в Едеме, в саду Божием». Это очень интересная констатация. Давайте вспомним тех, о ком упоминается в Библии, в частности в книге Бытие из присутствующих в Едемском саду. Какие персонажи нам описаны там? Господь, Адам, Ева и змей. Остальные животные были там лишь в далеко общих эпизодах. Древний змей, который, как говорит книга Откровение, есть не кто иной, как дьявол и сатана! Но в тексте говорится, что герой, о котором мы говорим, находился еще в каком-то другом Едеме, в небесном. Что не менее важно, в этой же самой 28 главе Иезекииля говорится о том, что он был сброшен на землю. «И Я низринул тебя как нечистого с горы Божией» (16 ст.); а в 17 стихе читаем: «Я повергну тебя на землю». Таким образом, о сатане говорится, что он находился в Едеме, и он был низвергнут на землю.

Давайте еще глубже проникнемся этим понятием, где же все-таки находился этот херувим, когда говорится о нем, что он был в Едеме и повергнут теперь на землю. Ну, тот Едем, упоминание о котором было связано с падением Евы и Адама, находился на земле, а о херувиме сказано, что он был низвергнут с неба.

Обратите внимание еще на одну не маловажную деталь, о которой мы читаем в 14 стихе: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять». Вот это слово – «осенять» — очень важно. Оно показывает на местоположение этого херувима. Давайте откроем текст Евр.9:5 «…а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище…». Слово «осенять» означает «находиться над»; в английском языке – «overshadow», т.е. бросать тень сверху. На что бросали тень эти ангелы? Написано: «…херувимы славы, осеняющие очистилище». В данном случае описывается ковчег завета, который находился во Святом Святых святилища. Крышка этого ковчега завета была сделана таким образом, что из нее выдавались два херувима, и между ними, как описывает Священное Писание, видимым образом являлась Божья Слава, Божье присутствие.

Святилище, которое Бог повелел сделать Моисею, было устроено по образу небесного святилища (см. Евр.8:5). Оно образно представляло небесную реальность, показывало Божий престол. Вокруг этого престола, вблизи Бога находятся херувимы. Именно там присутствовал тот, о котором говорит пророк Иезекииль: «Ты был поставлен, чтобы осенять». Он был поставлен, чтобы быть в непосредственной близости с Богом – там, где Владыка всей Вселенной видимым образом являет Себя всем сотворенным существам. Большую близость к Богу представить невозможно.

«Ты был на святой горе Божией». Где находится эта гора Божья, согласно Священному Писанию? Упоминание о ней мы встречаем в книге пророка Исаии, в 14 главе 13 стих: «…а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера». «Святая гора Божия» — она находится на небе. Мы снова видим, что речь идет о небесной реальности.

И, наконец, последняя деталь: «…ходил среди огнистых камней». А где еще упоминаются огнистые камни? Иезекииль рассказывает нам о них в 1 главе своей книги, стихи 4,5,13:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их, как у человека; и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня».

Во 2 главе, стих 1, говорится о том, что же Иезекииль увидел: «Такое было видение подобия славы Господней». Иезекииль увидел славу Божью, престол Божий. Этот престол окружен херувимами, а внутри – горящие угли, огнистые камни. Помазанный херувим находился в центре Вселенной, в самом центре Божьего существования. И из окружающих Бога херувимов он был самым главным.

И почему бы не жить в таком великолепии, в такой славе, обладая такими способностями и таким высоким статусом?! Но все же что-то случилось. Почему произошло грехопадение во Вселенной?

Давайте проанализируем все детально. Какова была первая проблема, первое отклонение от нормы мирного сосуществования херувима во взаимоотношениях с Творцом?

Если вы ответите: «Гордость», то это будет не верно. Да, о гордости в тексте упоминается, но не в первую очередь.

1 проблема:
«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Первая проблема, которая нарушила гармонию, — это беззаконие. Слово «беззаконие» является переводом древнееврейского слова עַוְלָתָה «авэлатаh» и означает «беззаконие, нечестие, несправедливость». А само понятие неправедности, несправедливости и греха, как очень точно и удачно передает русский синодальный перевод, связано с понятием закона. Если нет закона, тогда нет и понятия о праведном или неправедном. Если нет закона, тогда неизвестно, что является и что не является грехом.

Итак, проблема началась с отношения к Божьему закону. Именно закон, воля Божья является главным элементом, против которого восстал помазанный херувим. Очень важно также подчеркнуть, что сказано «доколе не нашлось в тебе…»; то есть, вначале описываются не действия или слова этого существа, но его внутреннее состояние. Слово Божие говорит: «в тебе», внутри тебя. Эту мысль мы еще встретим в этом отрывке.

16 стих продолжает описание этого вируса: «…от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Какой торговлей мог заниматься помазанный херувим? Что он мог там продавать? Слово «торговля» является переводом древнееврейского слова רְכֻלָּתְךָ «рэхулатэха», которое не ограничивается значением «торговля». Оно имеет значение и «обязанности», «движение», «деятельность». В таком случае можно было бы перевести этот стих так: «от обширности деятельности, от обширности обязанностей, от обширности оборота твоего внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Этот херувим был поставлен над многим. Его владения простирались на всю Вселенную, и он стал считать себя исключительным существом во Вселенной и потому полагал, что ему разрешено то, что другим запрещено. Но прежде чем какие-либо признаки начали проявляться видимым образом, бунт и восстание против закона Божьего происходили внутри.

Читаем 17 стих:
«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость свою».

Здесь выявляется такая закономерность: если кто-либо начинает идти против закона Божьего, то Божьи дары, красота и мудрость приводят к гордости и тщеславию. Вот что произошло дальше: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои» (18 стих).

Вновь в Синодальном переводе используется слово «беззаконие», но в оригинале употребляется другое слово — древнееврейское «авонэйха». Да, оно означает и беззаконие, но это слово имеет еще значение «нечестие, вина». Это уже следствие несправедливости, неправедности, греха. И вновь понятие вины или нечестия связано с Божьим законом. Итак, «множеством беззаконий твоих в неправедной деятельности твоей ты осквернил святилища твои». Это то, что об истории грехопадения мы узнаем из 28 главы книги пророка Иезекииля.

Давайте обратимся еще к одному пророчеству на эту тему, это книга пророка Исаии.

В 14 главе говорится также о царе, о царе Вавилонском, но также здесь описание какое-то таинственное и также, похоже, что речь идет не о человеке, а о каком-то ангеле.

Вот 4 стих:
«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!»

И далее возьмем стихи 12-15:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Мы вновь сталкиваемся, как и в книге Иезекииля, с вопросом: «О ком здесь идет речь, о человеке или об ангеле»?

Существует мнение, что 14 глава книги пророка Исаии вообще не имеет отношения к небесной духовной реальности. Действительно, вначале этой главы говорится о песне на царя Вавилонского, т.е. о человеке. Но, так же как и у Иезекииля, у пророка Исаии мы обнаруживаем элементы, которые никак не вписываются в рассказ о человеческой личности.

Давайте посмотрим на 12 стих этой главы: «Как упал ты с неба…». Может ли это относиться к человеку? Нет! Для того чтобы упасть с неба, нужно там находиться. Но, насколько нам известно из истории, ни один царь Вавилонский на небо не поднимался, ни на спутнике, ни на самолете, тем более к престолу Бога, как мы увидим дальше.

В 12 стихе описываемое существо названо словом «денница». В современном русском языке оно не употребляется, а потому для нас непонятно. «Денница» является переводом древнееврейского слова הֵילֵל «hэйлэл» и на русском означает дословно «светящийся, светоносный, несущий свет, или яркая утренняя звезда». Поэтому «денница» — это тот, кто несет свет. В нашем употреблении на русском языке есть такое слово «Люцифер». Мы часто употребляем его. И хотя мы часто употребляем это слово, но как ни странно, в русской Библии его нет. Оно пришло в богословскую русскоязычную литературу из латинского языка и состоит из двух латинских слов, которые означают «нести» и «свет». Поэтому и значение слова «Люцифер» — несущий, излучающий свет.

Такое описание может относиться к Вавилонскому царю? Вряд ли! А вот существо, с которым мы познакомились в 28 главе книги Иезекииля, действительно излучало свет. Значит и здесь вновь речь идет все о том же помазанном херувиме. А поскольку характер и действия царя Вавилонского были схожи с характером и действиями помазанного Люцифера, о нем говорится именно в этом контексте.

Давайте посмотрим, что же с ним произошло.

«…а говорил в сердце своем…» (Ис.14:13). Слово «в сердце» переведено с древнееврейского בִֽלְבָבְךָ «виилэвавэха», которое означает «внутренний мир, разум, воля, сердце». Фраза «говорил в сердце своем», таким образом, означает «промысливал, внутри себя проговаривал, в разуме своем лелеял мысль». Эта фраза говорит о том, что вначале он вслух никому не рассказывал о своих истинных намерениях. И Библия дает нам уникальную возможность заглянуть во внутренний мир помазанного херувима и повествует о том, какие замыслы, скрытые для окружающих, были у него внутри. Чего он хотел, каковы были его мотивы, к чему он стремился? Бог знал его все помыслы и приоткрыл нам завесу с его намерениями.

И вот в 14 стихе этой же 14 главы Исаии дана очень четкая констатация: «…буду подобен Всевышнему». Подумать только, помазанный херувим, восстав против закона Божьего и возгордившись, захотел иметь такой же статус, как у Бога. Но как это сделать? Он прекрасно понимал, что он является творением! В нем нет жизни в самом себе и нет творческой силы для того, чтобы сотворить ангелов, которые могли бы поклоняться ему как богу. Не являясь творцом, он не мог сотворить ни одного существа во Вселенной. Единственный путь, как стать подобным Богу, и этот путь он проработал в своем сознании, заключался в следующем. Он говорил внутри себя: «…выше звезд Божиих поставлю престол свой».

Что такое «звезды»? Что они означают? В книге Откровение, 12 глава, стихи 4,7,8 и 9, об этом говорится очень ясно и конкретно: звезды Божии – это ангелы. Помазанный херувим намеревался возвести себя на уровень Бога и пригласить ангелов служить себе как богу. Как Бог восседал на престоле, так и он захотел восседать на престоле. Он думал, что если ему удастся соблазнить ангелов Божиих, то он достигнет своей цели, станет подобным Всевышнему.

Здесь важно отметить еще один нюанс относительно Синодального перевода Библии. В 13 стихе сказано:
«…сяду на горе в сонме богов». Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе? Откуда взяться множеству богов? К сожалению, эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание בְּהַר ־ מוֹעֵד «беhар моаэд», означающее «гора собраний», а слова «сонм богов» в подлиннике отсутствуют. Таким образом, там, где к Богу собираются все ангелы, все сотворенные существа, он возмечтал установить свой престол, чтобы ангелы поклонялись ему вместо Бога.

Что же произошло на самом деле? Удалось ли ему осуществить свой коварный план? Об этом мы читаем в 12 главе книги Откровение.

«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4).

Вот так разворачивались события, связанные с кризисом на небесах.

Пастор Александр Серков

Рубрика: Библейские исследования, Церковь и общество


Комментарии (29):

  • Юрий Тимошенко

    |

    , все же нужно правильно понимать слова «произошла на небе война», как относящиеся к времени до творения нашей земли, когда началась вражда дракона. В то время он и ангелы, которые поддерживали его, были изгнаны с неба (2Петр.2:4; Иуды.6). Верные же ангелы не понимали тогда полностью всего происходящего, но, когда сатана таким низким образом пролил кровь Христа, тогда он и был окончательно и безвозвратно изгнан из небесного мира. С тех пор его действия были ограничены.

    Здесь, наверное, описка или я неправильно понял: до творения нашей земли падших ангелов изгонять еще было некуда. Они были изгнаны позже. И еще: дракон не «пригласил», а «увлек» и «поверг» третью часть звезд-ангелов на землю (по их желанию или уже без него). И исходя из Откр.12/4 его целью было с помощью привлеченных ангелов противостать Пришествию Господа и Его прямому контакту с людьми. Ведь о плане спасения он был хорошо осведомлен. Окончательное же изгнание состоялось после крестной смерти Иисуса Христа.


  • Юрий Тимошенко

    |

    «…сяду на горе в сонме богов». Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе?

    Возможно ли, чтобы эти слова были заимствованы из слов Иисуса в Иоан.10/35? Или Пс.81/6?


  • Александр Серков

    |

    Юрию Тимошенко:

    Здесь, наверное, описка или я неправильно понял: до творения нашей земли падших ангелов изгонять еще было некуда.

    Юрий, Вы рассуждаете так, будто во Вселенной только престол Божий и земля и больше ничего нет. Я процитирую Вам из книги «История спасение», а Вы поразмыслите:

    «Так на небе началась война. Сын Божий, Князь неба и Его верные ангелы вступили в борьбу с мятежным Люцифером и его сторонниками. В этой открытой борьбе победил Сын Божий с верными Ему ангелами, а сатана и его сообщники были изгнаны с неба. Тогда все небесное воинство воздало хвалу и поклонилось справедливому Богу. На небе не осталось ни малейшего следа восстания. Вновь наступил порядок, мир и согласие. Небесные ангелы скорбели о судьбе тех, кто прежде разделял с ними безмятежную радость и счастье и кого теперь так недоставало на небе.
    [20]
    Отец посоветовался с Сыном относительно немедленного осуществления Своего намерения сотворить человека для обитания на земле. При этом было решено, что прежде, чем наделить его бессмертием, необходимо испытать его верность. Если человек выдержит определенное Богом испытание, то впоследствии станет равным ангелам. Он будет пользоваться милостью Божьей и свободно общаться с ангелами, а они с ним. Бог не хотел лишать человека свободы воли и выбора.
    [21]
    Глава 2. Творение
    (Книга Бытие 1)
    Отец и Сын приступили к осуществлению Своего великого и удивительного замысла — сотворению нашего мира» (конец цитаты).

    Вы уловили хронологию событий? Грехопадение, изгнание, затем творение земли. Разве кроме нашей земли некуда было его изгонять?

    И еще: дракон не «пригласил», а «увлек» и «поверг» третью часть звезд-ангелов на землю

    А кто говорит, что дракон «пригласил»?

    «Возможно ли, чтобы эти слова были заимствованы из слов Иисуса в Иоан.10/35? Или Пс.81/6?

    Слова, записанные в Исаии, 14 главе, гласят так (в Синодальном переводе):
    «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис.14:13).
    Исаия никак не мог заимствовать эти слова из слов Иисуса. А Иисус цитировал слова, записанные в Пс.81:6. Исаия потенциально мог бы цитировать эти слова из Псалма 81:6, но в оригинале, в рукописях Ис.14:3 этих слов в отношении богов нет, эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание בְּהַר ־ מוֹעֵד «беhар моаэд», означающее «гора собраний».


  • Юрий Тимошенко

    |

    В заимствовании слов я имел в виду переводчиков, которые могли, исходя, например, из Пс.81/6, сделать логическое предположение об участниках собрания на Божьей горе, применив это предположение и в Ис.14/13.


  • Александр Серков

    |

    Др(у):

    А куда еще можно?

    Во-первых, на вопрос вопросом. Во-вторых, если во всей Вселенной существует только престол Божий и наша земля, то он какое-то время был в вакууме. Вот теперь я имею право поставить Вам еще вопрос: «Правильный вывод я сделал или нет?»


  • Др.

    |

    Вот теперь я имею право поставить Вам еще вопрос: «Правильный вывод я сделал или нет?»

    Я думаю, что не совсем правильный.
    Вы должны предположить, что во вселенной было какое-то особое место для изгнания.
    А иначе какое же это изгнание?
    Фактически, изгнание от лица Бога могло произойти только в то место, где лица Бога не видно.
    Т.е на Землю, причем уже после грехопадения.

    Могу предположить, что речь шла только лишь о лишении сатаны его положения, но опять-таки, какое же это изгнание?
    Изгнание могло произойти только после появления открытого греха. Только тогда могло появиться место, куда можно было бы сатану изгнать.

    А впервые это произошло лишь на Земле, и до этого это все было чистое теоретизирование. Бог говорит — вот, хорошо весьма! а сатана говорит — нет, я не доволен. Понимаете?
    Сатана никогда и ни в чем не ослушивался Бога, он просто открыто выражал свое несогласие с Ним, Он не нарушал никаких законов и не делал никакого греха.
    И когда Бог говорил ему что-то делать, то сатана делал это, не мог не делать.

    Но это не помешало ему ввести в открытый грех людей. В результате чего Бог сделал Землю греховным изолятором, поскольку Его присутствие на Земле означало бы смерть для всего живого. Вот именно туда сатана и мог быть изгнаным — это то место, где Бога нет.
    Но даже и после этого сатана открыто и не стесняясь приходил на советы Бога на небесах (см.1гл. Иова).
    И самое интересное, он был там принимаем и с ним говорили, соглашаясь с его претензиями.


  • Др.

    |

    Выше написанное относится к цитате Вайт.

    А сейчас относительно вашего урока.

    Следующие мысли.
    Почему было два херувима?
    И почему один из них был осеняющим, т.е. бросающий тень? Тень от чего, кстати, от какого источника?
    Почему, в конце концов, одного из них не пригласили в совет Бога? Жалко, что ли, было пригласить? пусть бы посидел себе, послушал..

    Когда Бог решил начать творить, Он должен был сделать следующие вещи.
    Первое — определить Себя в новой вселенной.
    Второе — определить, что такое творение, т.е. все то, что не является Богом.
    Третье — определить способ общения, коммуникации между Собой и всем остальным творением, которое Богом не является.

    Как Бог определил себя, мы знаем — «В начале было Слово и Слово было у Бога..»
    Затем он определил и способ коммуникации, что логично, поскольку это нужно было сделать до начала творения — «..и Слово Было Бог»
    Как Бог определил творение, читаем там же — «Все через Него начало быть и без Него ничего не начало быть, что начало быть».

    Далее в тексте мы читаем о том, чем является Слово Бога для творения.

    Далее нам следует взглянуть на земное святилище, чтобы понять, каким образом происходило общение между Богом и Его творением.

    Имелось два херувима.
    Один Был Словом Бога.
    Другой был словом творения.

    Один был частью Бога.
    Другой частью Бога не являлся.
    По положению (по Божьему определению) он не был равен Богу, и потому о нем сказано, что он бросал на Бога тень.
    Буквально никакой тени на Бога он бросать не мог — нет во вселенной никакого источника света, который мог бы затмить свет Бога. Это образное выражение, говорящее от об отношениях между Богом и твоернием.

    Итак, Бог через свое Слово (первого херувима) передавал Свою волю творению. Творение же передавало свои желания Богу через второго херувима, говорящего от имени творения.
    Оба херувима внешне были совершенно идентичны.

    Пока между Словом Бога и словом творения был мир и гармония, и во вселенной был порядок и изобилующее счастье.
    До той поры, пока в творении не появилось желание быть настолько близко к Богу, чтобы самому стать Богом. Слово творения вознамерилось улучшить Божье мироустройство, стать еще счастливее, стать частью Бога и быть в Божьем совете.
    Так возник конфликт между волей Бога и волей творения.

    Поскольку Бог уже определил, какие отношения должны быть во вселенной, Он не принял желания части творения стереть границы между Богом и творением.
    Поэтому воплотить свое желание «слово творения» могло только своими усилиями и своим собственным путем.
    Но открыто противостать воле Бога творение не могло, поэтому этого нужно было добиваться в тайне от всего остального творения.
    Так во вселенной появилась тайна беззакония.

    Бог, зная внутренние помышления каждого сотворенного существа, знал и о планах второго херувима. И через Свое Слово убеждал его оставить свои планы ради мира и покоя вселенной.
    Но второй херувим не внял уговорам. И когда в конце концов во вселенной появился открытый грех, тогда Бог вынужден был отправить «слово творения» от своего престола.

    Связь между творением и Творцом прервалась. Отныне Бог отгородил Себя от всех, о чем символически говорит нам земное святилище. Никто не мог войти туда.
    При этом Бог знал и знает обо всем, что происходит во вселенной. Но доступ к Нему возможен только через веру в Его Слово.

    Вспомните, какое горе было во всей вселенной, когда никто не мог подойти к Богу и попросить свиток со словами Бога!
    И какая радость была у всех, когда к Богу был подведен закланый Агнец, Его собственное Слово, в качестве представителя творения!

    Удивительное дело совершил Бог — Он ответил на желание второго херувима, но совершил это не так, как хотел этот зерувим, но так, как Он Сам посчитал нужным:

    » И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое!»
    «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.»
    «Сидящий на престоле будет обитать в них.»
    «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.»
    «Се, творю все новое!»


  • Александр Серков

    |

    Др(у):

    Я думаю, что не совсем правильный.

    Исходя из предпосылки, что если «во Вселенной существует только престол Божий и наша земля», то я пришел к правильному выводу. Другого варианта ответа не может быть. Но неправильность здесь заключается в том, что предпосылку я специально дал неправильную, она исходит из того, что здесь предлагают.

    Вы должны предположить, что во вселенной было какое-то особое место для изгнания.
    А иначе какое же это изгнание?

    Вот Вы как раз и предлагаете вариант изоляции – какая-то вселенская пустыня.

    Фактически, изгнание от лица Бога могло произойти только в то место, где лица Бога не видно.
    Т.е на Землю, причем уже после грехопадения.

    Вдумайтесь в то, что Вы пишите: Во-первых, от Лица Божьего никто, никогда и никуда во всей Вселенной скрыться не может. Мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138:7). Во-вторых, если дьявол был изгнан на нашу землю после грехопадения, то кто соблазнил Еву у дерева познания добра и зла?

    Бог говорит — вот, хорошо весьма! а сатана говорит — нет, я не доволен. Понимаете?

    Нет, не понимаю, я не слышал этих слов от сатаны и никто из пророков об этом мне не сообщил. Поэтому я это не понимаю.

    Сатана никогда и ни в чем не ослушивался Бога, он просто открыто выражал свое несогласие с Ним, Он не нарушал никаких законов и не делал никакого греха.

    Бедненький Люциферчик! «Никогда ни в чем не ослушивался Бога», «он не нарушал никаких законов и не делал никакого греха» — и Бог взял и изгнал его. За что? Только за то, что «он просто открыто выражал свое несогласие с Ним». Ну, конечно, он не прелюбодействовал, он не крал, но только позавидовал, и вдруг захотел… цитирую: «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис. 14:13-14). Вы хотите сказать, что это пустяки, что это не грех?

    И когда Бог говорил ему что-то делать, то сатана делал это, не мог не делать.

    Вы сводите вопрос греха к концепции: «делать, не делать»? Нет, грех – это гораздо больше, чем «делать не делать». Это отношения с Богом.

    Но это не помешало ему ввести в открытый грех людей. В результате чего Бог сделал Землю греховным изолятором, поскольку Его присутствие на Земле означало бы смерть для всего живого. Вот именно туда сатана и мог быть изгнаным — это то место, где Бога нет.

    Я о Вас, Андриан, был гораздо большего мнения. Я думал, что Вы Писание знаете гораздо больше.

    Но даже и после этого сатана открыто и не стесняясь приходил на советы Бога на небесах (см.1гл. Иова).
    И самое интересное, он был там принимаем и с ним говорили, соглашаясь с его претензиями.

    Потому что окончательно изгнан он был с неба только после смерти Христа, а до этого он имел гостевой доступ как представитель нашей планеты, поэтому он не стеснялся, и по тому же с ним говорили и соглашались с его претензиями.


  • Александр Серков

    |

    ДР(у):

    Выше написанное относится к цитате Вайт.

    Да, а Вы – антивайтник? Поэтому у Вас такие не собранные мысли, которые обсуждать дальше нет смысла.


  • Др.

    |

    Поэтому у Вас такие не собранные мысли, которые обсуждать дальше нет смысла.

    Таки да, закончен 😀


  • Др.

    |

    Начало, впрочем, было хорошим, презентация в высоком духе, но в конце обсуждения плотское почему-то перевесило..жаль


  • Александр Серков

    |

    Др(у):

    Вы не обижайтесь, но за истину я буду стоять до конца.


  • Александр Серков

    |

    По делу(у):

    А Вам я посоветовал бы на свою «скрипку» натянуть остальные три струны. Вы не Паганини, чтобы постоянно (уже не один год) играть на одной струне: «решаетесь жить с Богом всегда». Неужели комитет 1888 года Вас больше ни чему не научил?


  • Александр Серков

    |

    По делу(у):

    Что конкретно вы предлагаете?

    Расширить лексикон слов и поток свежей мысли в духе времени. Неужели Вы считаете, что мы не «решаемся жить с Богом всегда»? Это сухая богословская теорема. Вы предложите что-то более живое, свежее, практичное и «по делу».


  • По делу

    |

    Как же я мог расширить если вы вот только после многомесячных моих запросов пришли косвенно к мысли что нужно растолковать мысль о жизни с Богом всегда.И то я не уверен что у вас хватит терпения рассмотреть сей важный вопрос.Похоже вы считаете что прекрасно в этом разбираетесь и у вас есть более важные темы.И так как вас понимать ?У вас есть более важные темы ? Или может быть вы достаточно полно решили эту проблему ?


  • Александр Серков

    |

    По делу(у):

    В рубрике «Субботняя школа» я не выхожу за рамки темы, которую изучает народ Божий по всей земле. Специальные темы публикуются в другой рубрике. Если у Вас есть что-то дельное на тему: «решаемся жить с Богом всегда», изложите в виде самостоятельной темы и предложите для публикации. Если Вашу тему одобрят модераторы, то мы ее почитаем.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Юрий, Вы рассуждаете так, будто во Вселенной только престол Божий и земля и больше ничего нет…
    Грехопадение, изгнание, затем творение земли. Разве кроме нашей земли некуда было его изгонять?

    49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? (Деян.7:48,49)

    Все небо – это сколько? Земля с ее природой и живыми существами – много или мало значит для Вселенной (сатана, н-р, Бога упрекал: «6 …что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Евр.2:6) ?

    Мы знаем, что небеса населены непадшими мирами. Что все творенья Божьи, имеющие чистые помыслы и святые цели, наделяются от Творца Его Святым Духом и обретают духовное зрение, дарующее способность видеть Божью славу (Деян.7/55). Падшие существа не могут не погибнуть при виде славы Бога – в этом правда Истины небес (Пс.5/5-7). Поэтому, чтобы сохранить их жизнь на судный день, Бог лишает их возможности видеть Его славу – т.е. «связывает узами адского мрака» (2Пет.2:4; Иуд.1/5,6) — и где-то помещает их, отделяя от общения с остальными небожителями (по пророчеству Е.Уайт о том, что «сатана и его сообщники были изгнаны с неба» и что «На небе не осталось ни малейшего следа восстания»). Где и в каком состоянии они находятся – от нас это сокрыто, т.к. это не имеет отношения к нашему спасению. Нам известно, что, готовясь к крестной смерти, наш Господь сказал, что ныне князь мира будет изгнан с небес. Возможно, при этом вместе с ним были перемещены на землю и все отступившие от Бога ангелы. Для нас это также сокрыто, но известно, что диавол и часть (если не все) совращенных им ангелов находятся на нашей планете (н-р, Откр.12/4) и пребудут до времени второго воскресения – воскресения осуждения.

    если во всей Вселенной существует только престол Божий и наша земля, то он какое-то время был в вакууме.

    Ответ на это предположение – у Господа, и сейчас обсуждать его не имеет смысла: кто может сказать точно, что из себя представлял (и представляет) престол Бога?

    Др.

    Сатана никогда и ни в чем не ослушивался Бога, он просто открыто выражал свое несогласие с Ним, Он не нарушал никаких законов и не делал никакого греха.

    1. Начало жизнедеятельности херувима: 15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иез.28:15)
    2. Факты отступничества, содержащие — прямое указание на нарушение нравственных законов, как внутренних устоев, существом, утрачивающим свою святость:
    16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил (Иез.28:16)
    17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; (Иез.28:17)

    3. Логичный вывод Бога: 18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; (Иез.28:18)

    Почему было два херувима?
    Имелось два херувима.
    Один Был Словом Бога.
    Другой был словом творения.
    Один был частью Бога.
    Другой частью Бога не являлся.

    Это предположение или утверждение? Источник информации? Говорить об Иисусе (ведь именно Его подразумевает Иоанн в своем Евангелии), как о сотворенном херувиме – безрассудство, граничащее с нарушением второй заповеди.
    И вообще, кто утверждает, что на небесах сотворено было Богом только два херувима? Дайте ссылку на источник. Если нет, то вопрос не по адресу. Эти ответы – у Бога. Давайте отложим их до встречи с Ним.

    Буквально никакой тени на Бога он бросать не мог — нет во вселенной никакого источника света, который мог бы затмить свет Бога. Это образное выражение, говорящее об отношениях между Богом и творением.

    Не понятно, о каких именно отношениях между любящим Богом и Его твореньем говорит это «образное выражение»? И если даже образно все творенья Божии, «не равные Богу», будут бросать на Него тень – грустно, наверное, будет во Вселенной.

    Итак, Бог через свое Слово (первого херувима) передавал Свою волю творению. Творение же передавало свои желания Богу через второго херувима, говорящего от имени творения.

    Это Ваша фантазия, Др.
    А если предположить, что оба херувима выполняли роль свидетелей небес? И вся информация, которая передавалось Богом для Его творений, а от них обратно, проходила через них и становилась достоянием гласности и носила характер объективности? Ведь, во-первых, херувимы – лучшие ангельские представители, а во-вторых, договоры проводятся при собрании двух-трех свидетелей:
    «16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матф.18:16);
    «1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2Кор.13:1) ).


  • По делу

    |

    Серкову .Перестаньте фарисейничать.У нас одна тема :Как научиться жить всегда без греха .Всё остальное средства для этого.Вы не имеете никакого морального права запрещать кричать уведомляющему о пожаре когда этот пожар действительно есть.Все остальные изыскания просто не своевременны.


  • Юрий Тимошенко

    |

    Уверен, что у Вас, деловой человек, также нет никакого морального права сеять панику и мешать готовиться ученикам Школы к действиям «на пожаре».


  • По делу

    |

    Тимошенко .Вы как всегда со «шпилькой » или готовы отвечать за сказанное ?


  • По делу

    |

    Тимошенко.Ну слава Богу коли так!))И так что может быть важнее вопроса полной победы над грехом?И чем это таким важным вы собрались заниматься коли у вас это не решено и даже напротив считается не своевременным и не горящим ?И более того вы обозвали этот вопрос паникёрством?А ну ка что ваш бог об этом говорит?


  • Др.

    |

    Нет, не понимаю, я не слышал этих слов от сатаны и никто из пророков об этом мне не сообщил. Поэтому я это не понимаю.

    8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
    9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?


  • Александр Серков

    |

    Др(у):

    То, что Вы приводите в тексте, это сатана сказал Богу уже гораздо позже, чем тогда, когда Бог сказал: «Весьма хорошо». Ко дням Иова это «весьма хорошо» было уже «весьма плохо».


  • Др.

    |

    «Весьма хорошо». Ко дням Иова это «весьма хорошо» было уже «весьма плохо».

    Вы специально это или что? я же просто пример отвлеченный привел..8)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитировать) - выделите текст в окне курсором и нажмите одну из кнопок форматирования. Более подробно об этом читайте на странице "Помощь".
Если Вы желаете исправить свой комментарий или удалить его - напишите нам в редакцию.
Запрещается размещать комментарии через прокси-сервера, с целью скрыть свои данные.
Запрещается размещать комментарии с использованием множественных фиктивных имен с целью создать видимость участия в обсуждении группы людей. Постоянные псевдонимы допускаются.
Запрещается размещать в комментариях URL ссылки на статьи, размещенные на сайтах враждебных к Церкви АСД или призывающих к расколу, независимо от изложенного там материала.
Если, по Вашему мнению, какой-то комментарий является оскорбительным или унижающим Вас или Ваши религиозные верования, или является таковым в отношении других читателей - напишите нам в редакцию. Мы рассмотрим этот вопрос, и если нужно, примем меры.
© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2016
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH. Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)
или с мобильного: Life (093) 50-157-80, МТС (066) 707-000-5, Киевстар (098) 707-000-5.