Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 1. Кризис на небесах
Мы приступаем к новой теме в Новом году. Эта тема самая обширная из всех тем в субботней школе, которые были у нас на протяжении всего существования адвентистской церкви. Это практически сжатый материал целой серии книг (пять книг) Эллен Уайт под общим названием «КОНФЛИКТ ВЕКОВ». Мы начнем с грехопадения на небе и закончим новым небом и новой землей. Но будем мы эти темы проходить не по книгам из «Конфликта веков», а по Библии. Итак,
Урок – 1. Кризис на небесах
Автор этого пособия с изумлением пишет: «Каким-то образом (мы не знаем до конца почему) грех зародился в сердце прекрасного Божьего творения. Этот факт стал отправной точкой в событии, которое мы называем великой борьбой. Одно нам точно известно: будучи людьми, мы вовлечены в эту борьбу. Никто из нас не может уклониться от участия в ней» (Дэвид Таскер, секретарь Южно-Тихоокеанского дивизиона).
В прошлом году в IV квартале, изучая уроки субботней школы, мы тоже коснулись вопроса о кризисе. Но тот кризис был сравнительно локальным по отношению к кризису глобальному, о котором мы будем говорить в этом квартале. Но у этих кризисов есть нечто общее, их что-то объединяет. Если в кризисе народа Израильского Бог избирал пророков, через которых Он пытался вызволить народ из его кризиса, то для решения кризиса глобального Он «послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Эпиграф к этой теме подобран, на первый взгляд, неудачный. Я процитирую его:
«Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:10).
Кажется, куда торопиться выдвигать резюмирующую мысль, разрешающую весь конфликт веков, мы же приступаем только к теме возникновения и самого начала этого кризиса. Я приведу пример, после чего, мне кажется, у нас сомнения развеются в отношении правильности подобранного эпиграфического памятного текста.
Попала как-то одной пожилой супружеской паре в руки Библия. Они никогда не имели ее и не знали вообще, о чем там речь. Каждый вечер она стали читать по несколько глав с самого начала. Читают они о том, как молодая пара в достатке и счастье жила в раю. Потом стало происходить что-то тревожное с ними и с их потомками. Ужас охватывал читающих: потоп, огонь с неба на целые города, кровопролитные войны, люди совершенно отступили от Бога, в храме Божьем стали приносить жертвы языческим богам, вплоть до того дошли, что детей стали приносить в жертву. Во дни судей каждый делал то, что ему казалось правильным. Жена заявила мужу: «Нет, дальше читать я не хочу, мне кажется, что все они будут уничтожены, и даже Бог не сможет решить эту проблему человечества». На какое-то время они отложили чтение Библии. Но вот однажды любопытство мужа побудило его заглянуть в последние главы Библии, и к своему удивлению он стал читать, и зовет жену: «Иди скорей, послушай, что здесь написано». И с воодушевлением он читает: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:9-10). И они решили вновь продолжить читать Библию. «Мы теперь знаем, — заявили они, — что для человечества не все было потеряно».
Чтобы нам не разочароваться печальными событиями первой темы и не отбросить вообще это пособие в сторону, мы имеем утешительный памятный текст, я повторю его:
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:9-10).
Рассмотрим данный урок в двух аспектах:
I Война на небе
Прочитаем текст Писания:
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола (Откр.12:7-13).
В этом тексте описывается изначальный кризис, который произошел сначала на небе, а после распространился на нашей земле. И с тех пор наша планета вовлечена в битву между добром и злом; это самая великая борьба, которая когда-либо происходила во Вселенной, борьба между добром и злом, борьба между Христом и сатаной. В этой борьбе Божий народ словно овцы среди волков, но утешение в том, что мы имеем Пастыря, поэтому мы имеем уверенность в победе во Христе, и все это благодаря тому, что Он низринул сатану с неба (Лк.10:18), а также пришел на землю, чтобы победить захватчика Его территории.
«И произошла на небе война»: такими словами Иоанн вкратце говорит об истории великой борьбы между Христом и сатаной, начиная с момента ее возникновения и до того, как Христос на кресте одержал победу, и о ходе всей борьбы на земле до окончательного завершения времени. И это короткое, сжатое описание является основой, на которой и развиваются все дальнейшие события борьбы во все времена до окончания истории борьбы и те средства, с помощью которых церковь одержит окончательную победу.
В тексте, который мы прочитали (Откр.12:9-11), Иоанн особенно останавливается на моменте борьбы в связи со смертью Христа на кресте. Однако, хотя Иоанн главным образом останавливается на той высшей точке, которой достигла борьба, когда Христос висел на кресте, все же нужно правильно понимать слова «произошла на небе война», как относящиеся к времени до творения нашей земли, когда началась вражда дракона. В то время он и ангелы, которые поддерживали его, были изгнаны с неба (2Петр.2:4; Иуды.6). Верные же ангелы не понимали тогда полностью всего происходящего, но, когда сатана таким низким образом пролил кровь Христа, тогда он и был окончательно и безвозвратно изгнан из небесного мира. С тех пор его действия были ограничены.
Кто такой Михаил, о Котором идет речь в тексте, как о главном герое в борьбе с сатаной? В переводе с греческого это выражение будет означать — «кто подобен Богу». К имени Михаила относится определение «один из первых князей» (Дан.10:13). «Князь великий» (Дан. 12:1). И также как «Архангел» (Иуды 9).
И иудейская литература описывает Михаила как самого главного среди ангелов, как истинного представителя Бога и сравнивает Его с ангелом Иеговы (см. Талмуд, Мидраша Раввина).
Согласно объяснениям Мидраша Раввина Михаил был тем ангелом, который защищал Израиль от обвинений сатаны. При тщательном исследовании всех ссылок о Михаиле в Священном Писании мы можем сказать только одно, что это не кто иной, как наш Господь Спаситель Иисус Христос (Дан.10:13. ср. с Иуд.9).
А кто такой «великий дракон», который ведет борьбу с Михаилом? Сам текст дает объяснение – это дьявол или сатана.
Мы знаем, хотя бы из книги Иова, что до креста сатана имел доступ к небесным существам, хотя и с ограничениями, как «князь мира сего» (Ин.12:31; Лк.4:6), но не как житель неба. Однако выражение «низвержен» подтверждает его окончательное изгнание, что произошло после распятия Христа, как наш Господь и Сам сказал:
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин.12:31-32).
II Падение Люцифера
Прочитаем текст Писания:
11 И было ко мне слово Господне:
12 Сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки (Иез.28:11-19).
О ком здесь говорится: о человеке или об ангеле? Это интересный вопрос. Давайте внимательно рассмотрим этот обширный текст, о ком же здесь все-таки идет речь?
Текст начинается словами: «Плач о царе Тирском и скажи ему…» (12 ст.). На первый взгляд кажется, что речь идет о человеке, о царе могущественной цивилизации Средиземноморья. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем детали, которые никак не вписываются в представление о человеческой личности. Давайте выявим эти моменты:
1) В этом же 12 стихе, в котором говорится о царе Тирском, тут же говорится нечто, что никак не может относиться просто к человеку, пусть даже и к царю: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты». Такими качествами, как «печать совершенства» и «полнота мудрости» не обладает ни один человек. Мы – люди, по своей природе несовершенны. Об этом ясно говорит Священное Писание:
«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»! (Еккл.7:20).
2) Читаем дальше: «Ты находился в Едеме, в саду Божием» (13 стих). Из повествований Библии мы читаем только о двух личностях из людей, кто был в Едеме, в саду Божием, — это Адам и Ева. Ни царь Тирский и вообще никто другой в Едемском саду не был, так как после изгнания первой пары из Едема, вход туда был запрещен.
3) В конце 13 стиха сказано: «…приготовлено было в день сотворения твоего». Кто был сотворен из людей? Только двое – Адам и Ева. Остальные из людей были не сотворены, а рождены. А Иезекииль описывает здесь именно сотворенное существо.
4) 14 стих открытым текстом повествует о нем: «Ты был помазанным херувимом». Что означает слово: «херувим»? Это ангел. Это один из чинов ангельских. Это самый высший ангельский чин. Обращаюсь к словарю русского языка: ХЕРУВИМ: в христианской религии – ангел высшего чина [Греч. ???????? из др.-евр.].
Таким образом, здесь очевидно, что речь идет не о царе-человеке, хотя и взят его образ, но говорится об ангельском, духовном существе, и притом об ангеле высшего чина.
5) 15 стих дает нам еще одну деталь, показывающую, что здесь повествуется не о царе Тирском: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». О людях мы подобное не читаем. О человеке сказано: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Со времени грехопадения Адама и Евы ни один человек на земле не рождается совершенным и свободным от беззакония, а здесь описывается существо, которое было совершенным, и лишь позже беззаконие стало частью его.
Вот эти пять деталей свидетельствуют о том, что пророк Иезекииль, движимый Духом Святым, рассказывает об ангеле, духовном существе, херувиме.
Но почему пророк упоминает здесь о царе Тирском? Потому что правитель Тира в своей жизни, своих поступках и своем характере был похож на того древнего херувима. Этот метод сравнения не чужд и современному литературному приему, и разговорной речи. Мы иногда называем какого-либо человека Иродом, либо Иудой или Фомой. И наши мысли сразу же ищут аналогию, мы же не понимаем, что это буквальный Ирод, мы хорошо знаем, что это дядя Ваня или Гришка, соседский хулиган. Мы понимаем, что это всего лишь аналогия.
Подобным же образом, находясь под Божественным вдохновением, пророк Иезекииль, говоря о царе Тирском, сравнивает его с помазанным херувимом. Поэтому мы имеем удивительную возможность заглянуть в область духовных реалий и узнать, как появился дьявол и бесы (его сторонники), читая образ якобы царя Тирского.
Что мы можем узнать из этого описанного Иезекиилем текста о природе помазанного херувима?
Во-первых, из 13 стиха мы узнаем, что этот херувим является сотворенным существом, и этот факт очень важный. Термин «сотворен» означает: «не имеет жизни сам в себе». Это означает, что для продолжения своего существования эта личность нуждается в постоянной силе, исходящей от Жизнедателя, от Творца. 18 и 19 стихи как раз и описывают начало и конец этого существа-херувима: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки».
Во-вторых, сказано, что этот херувим помазан. Этот термин в Священном Писании означает «отделенный на особое служение». Помазывали царей, пророков, судей, священников и первосвященников.
Далее описание этого помазанного херувима представлено как описание первосвященника. Частью первосвященнической одежды были драгоценные камни (Исх.28:15-21), так же мы читаем и описание целого ряда камней, которые были частью одеяния помазанного херувима: «искусно усаженные в гнездышках» (Иез.28:13). А в стихе 18 упоминаются святилища, за которые он был ответственен. Этот херувим, принадлежащий к высшему ангельскому чину из всех сотворенных Богом, был помазан на священническое служение, а значит, являлся самым главным ангелом во всей Вселенной.
Таким образом, мы ответили на вопрос, кем был этот ангел. Давайте теперь выясним, где он находился. В 13 стихе в самом начале сказано: «Ты находился в Едеме, в саду Божием». Это очень интересная констатация. Давайте вспомним тех, о ком упоминается в Библии, в частности в книге Бытие из присутствующих в Едемском саду. Какие персонажи нам описаны там? Господь, Адам, Ева и змей. Остальные животные были там лишь в далеко общих эпизодах. Древний змей, который, как говорит книга Откровение, есть не кто иной, как дьявол и сатана! Но в тексте говорится, что герой, о котором мы говорим, находился еще в каком-то другом Едеме, в небесном. Что не менее важно, в этой же самой 28 главе Иезекииля говорится о том, что он был сброшен на землю. «И Я низринул тебя как нечистого с горы Божией» (16 ст.); а в 17 стихе читаем: «Я повергну тебя на землю». Таким образом, о сатане говорится, что он находился в Едеме, и он был низвергнут на землю.
Давайте еще глубже проникнемся этим понятием, где же все-таки находился этот херувим, когда говорится о нем, что он был в Едеме и повергнут теперь на землю. Ну, тот Едем, упоминание о котором было связано с падением Евы и Адама, находился на земле, а о херувиме сказано, что он был низвергнут с неба.
Обратите внимание еще на одну не маловажную деталь, о которой мы читаем в 14 стихе: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять». Вот это слово – «осенять» — очень важно. Оно показывает на местоположение этого херувима. Давайте откроем текст Евр.9:5 «…а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище…». Слово «осенять» означает «находиться над»; в английском языке – «overshadow», т.е. бросать тень сверху. На что бросали тень эти ангелы? Написано: «…херувимы славы, осеняющие очистилище». В данном случае описывается ковчег завета, который находился во Святом Святых святилища. Крышка этого ковчега завета была сделана таким образом, что из нее выдавались два херувима, и между ними, как описывает Священное Писание, видимым образом являлась Божья Слава, Божье присутствие.
Святилище, которое Бог повелел сделать Моисею, было устроено по образу небесного святилища (см. Евр.8:5). Оно образно представляло небесную реальность, показывало Божий престол. Вокруг этого престола, вблизи Бога находятся херувимы. Именно там присутствовал тот, о котором говорит пророк Иезекииль: «Ты был поставлен, чтобы осенять». Он был поставлен, чтобы быть в непосредственной близости с Богом – там, где Владыка всей Вселенной видимым образом являет Себя всем сотворенным существам. Большую близость к Богу представить невозможно.
«Ты был на святой горе Божией». Где находится эта гора Божья, согласно Священному Писанию? Упоминание о ней мы встречаем в книге пророка Исаии, в 14 главе 13 стих: «…а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера». «Святая гора Божия» — она находится на небе. Мы снова видим, что речь идет о небесной реальности.
И, наконец, последняя деталь: «…ходил среди огнистых камней». А где еще упоминаются огнистые камни? Иезекииль рассказывает нам о них в 1 главе своей книги, стихи 4,5,13:
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их, как у человека; и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня».
Во 2 главе, стих 1, говорится о том, что же Иезекииль увидел: «Такое было видение подобия славы Господней». Иезекииль увидел славу Божью, престол Божий. Этот престол окружен херувимами, а внутри – горящие угли, огнистые камни. Помазанный херувим находился в центре Вселенной, в самом центре Божьего существования. И из окружающих Бога херувимов он был самым главным.
И почему бы не жить в таком великолепии, в такой славе, обладая такими способностями и таким высоким статусом?! Но все же что-то случилось. Почему произошло грехопадение во Вселенной?
Давайте проанализируем все детально. Какова была первая проблема, первое отклонение от нормы мирного сосуществования херувима во взаимоотношениях с Творцом?
Если вы ответите: «Гордость», то это будет не верно. Да, о гордости в тексте упоминается, но не в первую очередь.
1 проблема:
«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Первая проблема, которая нарушила гармонию, — это беззаконие. Слово «беззаконие» является переводом древнееврейского слова ????????? «авэлатаh» и означает «беззаконие, нечестие, несправедливость». А само понятие неправедности, несправедливости и греха, как очень точно и удачно передает русский синодальный перевод, связано с понятием закона. Если нет закона, тогда нет и понятия о праведном или неправедном. Если нет закона, тогда неизвестно, что является и что не является грехом.
Итак, проблема началась с отношения к Божьему закону. Именно закон, воля Божья является главным элементом, против которого восстал помазанный херувим. Очень важно также подчеркнуть, что сказано «доколе не нашлось в тебе…»; то есть, вначале описываются не действия или слова этого существа, но его внутреннее состояние. Слово Божие говорит: «в тебе», внутри тебя. Эту мысль мы еще встретим в этом отрывке.
16 стих продолжает описание этого вируса: «…от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».
Какой торговлей мог заниматься помазанный херувим? Что он мог там продавать? Слово «торговля» является переводом древнееврейского слова ??????????? «рэхулатэха», которое не ограничивается значением «торговля». Оно имеет значение и «обязанности», «движение», «деятельность». В таком случае можно было бы перевести этот стих так: «от обширности деятельности, от обширности обязанностей, от обширности оборота твоего внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».
Этот херувим был поставлен над многим. Его владения простирались на всю Вселенную, и он стал считать себя исключительным существом во Вселенной и потому полагал, что ему разрешено то, что другим запрещено. Но прежде чем какие-либо признаки начали проявляться видимым образом, бунт и восстание против закона Божьего происходили внутри.
Читаем 17 стих:
«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость свою».
Здесь выявляется такая закономерность: если кто-либо начинает идти против закона Божьего, то Божьи дары, красота и мудрость приводят к гордости и тщеславию. Вот что произошло дальше: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои» (18 стих).
Вновь в Синодальном переводе используется слово «беззаконие», но в оригинале употребляется другое слово — древнееврейское «авонэйха». Да, оно означает и беззаконие, но это слово имеет еще значение «нечестие, вина». Это уже следствие несправедливости, неправедности, греха. И вновь понятие вины или нечестия связано с Божьим законом. Итак, «множеством беззаконий твоих в неправедной деятельности твоей ты осквернил святилища твои». Это то, что об истории грехопадения мы узнаем из 28 главы книги пророка Иезекииля.
Давайте обратимся еще к одному пророчеству на эту тему, это книга пророка Исаии.
В 14 главе говорится также о царе, о царе Вавилонском, но также здесь описание какое-то таинственное и также, похоже, что речь идет не о человеке, а о каком-то ангеле.
Вот 4 стих:
«Ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!»
И далее возьмем стихи 12-15:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».
Мы вновь сталкиваемся, как и в книге Иезекииля, с вопросом: «О ком здесь идет речь, о человеке или об ангеле»?
Существует мнение, что 14 глава книги пророка Исаии вообще не имеет отношения к небесной духовной реальности. Действительно, вначале этой главы говорится о песне на царя Вавилонского, т.е. о человеке. Но, так же как и у Иезекииля, у пророка Исаии мы обнаруживаем элементы, которые никак не вписываются в рассказ о человеческой личности.
Давайте посмотрим на 12 стих этой главы: «Как упал ты с неба…». Может ли это относиться к человеку? Нет! Для того чтобы упасть с неба, нужно там находиться. Но, насколько нам известно из истории, ни один царь Вавилонский на небо не поднимался, ни на спутнике, ни на самолете, тем более к престолу Бога, как мы увидим дальше.
В 12 стихе описываемое существо названо словом «денница». В современном русском языке оно не употребляется, а потому для нас непонятно. «Денница» является переводом древнееврейского слова ?????? «hэйлэл» и на русском означает дословно «светящийся, светоносный, несущий свет, или яркая утренняя звезда». Поэтому «денница» — это тот, кто несет свет. В нашем употреблении на русском языке есть такое слово «Люцифер». Мы часто употребляем его. И хотя мы часто употребляем это слово, но как ни странно, в русской Библии его нет. Оно пришло в богословскую русскоязычную литературу из латинского языка и состоит из двух латинских слов, которые означают «нести» и «свет». Поэтому и значение слова «Люцифер» — несущий, излучающий свет.
Такое описание может относиться к Вавилонскому царю? Вряд ли! А вот существо, с которым мы познакомились в 28 главе книги Иезекииля, действительно излучало свет. Значит и здесь вновь речь идет все о том же помазанном херувиме. А поскольку характер и действия царя Вавилонского были схожи с характером и действиями помазанного Люцифера, о нем говорится именно в этом контексте.
Давайте посмотрим, что же с ним произошло.
«…а говорил в сердце своем…» (Ис.14:13). Слово «в сердце» переведено с древнееврейского ??????????? «виилэвавэха», которое означает «внутренний мир, разум, воля, сердце». Фраза «говорил в сердце своем», таким образом, означает «промысливал, внутри себя проговаривал, в разуме своем лелеял мысль». Эта фраза говорит о том, что вначале он вслух никому не рассказывал о своих истинных намерениях. И Библия дает нам уникальную возможность заглянуть во внутренний мир помазанного херувима и повествует о том, какие замыслы, скрытые для окружающих, были у него внутри. Чего он хотел, каковы были его мотивы, к чему он стремился? Бог знал его все помыслы и приоткрыл нам завесу с его намерениями.
И вот в 14 стихе этой же 14 главы Исаии дана очень четкая констатация: «…буду подобен Всевышнему». Подумать только, помазанный херувим, восстав против закона Божьего и возгордившись, захотел иметь такой же статус, как у Бога. Но как это сделать? Он прекрасно понимал, что он является творением! В нем нет жизни в самом себе и нет творческой силы для того, чтобы сотворить ангелов, которые могли бы поклоняться ему как богу. Не являясь творцом, он не мог сотворить ни одного существа во Вселенной. Единственный путь, как стать подобным Богу, и этот путь он проработал в своем сознании, заключался в следующем. Он говорил внутри себя: «…выше звезд Божиих поставлю престол свой».
Что такое «звезды»? Что они означают? В книге Откровение, 12 глава, стихи 4,7,8 и 9, об этом говорится очень ясно и конкретно: звезды Божии – это ангелы. Помазанный херувим намеревался возвести себя на уровень Бога и пригласить ангелов служить себе как богу. Как Бог восседал на престоле, так и он захотел восседать на престоле. Он думал, что если ему удастся соблазнить ангелов Божиих, то он достигнет своей цели, станет подобным Всевышнему.
Здесь важно отметить еще один нюанс относительно Синодального перевода Библии. В 13 стихе сказано:
«…сяду на горе в сонме богов». Сразу же возникает вопрос: Почему именно «богов» стоит во множественном числе? Откуда взяться множеству богов? К сожалению, эта фраза является искажением текста оригинала, потому что там употребляется словосочетание ?????? ? ?????? «беhар моаэд», означающее «гора собраний», а слова «сонм богов» в подлиннике отсутствуют. Таким образом, там, где к Богу собираются все ангелы, все сотворенные существа, он возмечтал установить свой престол, чтобы ангелы поклонялись ему вместо Бога.
Что же произошло на самом деле? Удалось ли ему осуществить свой коварный план? Об этом мы читаем в 12 главе книги Откровение.
«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4).
Вот так разворачивались события, связанные с кризисом на небесах.
Пастор Александр Серков
Комментарии (29):
По делу
| Ссылка на комментарий
Тимошенко.Ну слава Богу коли так!))И так что может быть важнее вопроса полной победы над грехом?И чем это таким важным вы собрались заниматься коли у вас это не решено и даже напротив считается не своевременным и не горящим ?И более того вы обозвали этот вопрос паникёрством?А ну ка что ваш бог об этом говорит?
Др.
| Ссылка на комментарий
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др(у):
То, что Вы приводите в тексте, это сатана сказал Богу уже гораздо позже, чем тогда, когда Бог сказал: «Весьма хорошо». Ко дням Иова это «весьма хорошо» было уже «весьма плохо».
Др.
| Ссылка на комментарий
Вы специально это или что? я же просто пример отвлеченный привел..8)