Вопрос служителю: Раав соврала, а Иаков одобряет ее поступок? Получается, что можно лгать во благо?
Светлана спрашивает: «Как это? Раав соврала, а Иаков одобряет ее поступок? Получается, что можно лгать во благо?», Иакова 2:25.
Ответ: Здравствуйте Светлана!
Спасибо за Ваш вопрос.
Давайте прочтём из послания Иакова интересуемый нами текст:
Иак 2:25: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»
В данном тексте автор послания ссылается на ветхозаветнюю историю в которой проявляет себя Раав.
Библейская история нам говорит о том, что Бог повелел Иисусу Навину покорить город Иерихон.
Для этого вождь Израиля посылает туда разведчиков, которые останавливаются в доме у местной жительницы Раав.
И дальше мы читаем о двух действиях этой женщины в одной библейской истории:
Нав 2:1-6: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.»
В первом прочитанном отрывке мы видим, что Раав обманывает воинов, не выдаёт соглядатаев и спасает им тем самым жизнь.
Является ли этот её поступок грехом? Конечно да, так как любая ложь (даже «благая») исходит от диавола.
Ин 8:44: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.»
Сатана отец всякой лжи, даже, когда нам кажется, что ложь оправдана.
Почему же тогда Иаков пишет про Раав, как об оправданной Богом?
Так же и ап.Павел перечисляя героев веры, упоминает её поступок:
Евр 11:31: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.»
Ответ кроется во второй части исследуемой нами истории про Раав:
Нав 2:8-11: «Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;»
Здесь мы видим веру этой языческой женщины в Бога Израилева. Она уверена, что Бог отдаст Иерихон евреям, потому что Его намерения ничто не остановит.
Имея эту веру Раав спасает еврейских соглядатаев.
Именно за эту веру и превозносит её Иаков и Павел в своих посланиях. Не за обман, а за веру в истинного Бога.
Могла ли она поступить честно?
Конечно могла. Для Бога не составило-бы труда спасти своих людей от воинов царя Иерихона. Но она выбрала иной путь и библия правдиво всё описала.
Но главный её подвиг проявился в вере в Бога Израилева. Если бы все жители Иерихона верили, как Раав, то не было бы кровопролития и Израиль мирно бы вошёл в Иерихон.
С уважением пастор Александр Петренко.