Субботняя школа «Книга Даниила» с Владимиром Ярошем. Урок №6 «От высокомерия к гибели»
Название прошлого урока «от гордости к смирению» как бы перекликается с названием этого: «от высокомерия к гибели». Высокомерие и гордость – это, фактически, одно и тоже. 4 и 5 главы книги Даниила показывают, что от гордости есть два пути с разными пунктами назначения. Если Навуходоносор выбрал первый путь (смирение), то его внук Валтасар выбрал второй – погибель. Следовательно, путь смирения ведет к жизни, спасению.
Почему же Валтасар не воспользовался тем же путем, что и его дед? Не знаю, но можно поразмышлять над этим вопросом, ведь так или иначе речь идет о спасении или погибели. Миллиарды людей сегодня стоят на развилке этих дорог. Может, те, кто выбирает путь погибели, не понимают, что делают? Тогда за что их судить? Ведь и Христос молился Отцу о тех, кто распинал Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Таким, кто не понимает, я думаю, справедливость и милость Божия даст столько шансов, сколько потребуется для того, чтобы человек все-таки понял и сознательно сделал свой выбор. Вопросов много на эту тему. Как Бог сможет разрешить такую задачу? Ведь когда часы истории пробьют конец времени благодати, как сделать так, чтобы в этот момент все полностью понимали, от чего они отказываются? В это время будут дети и молодежь, которые еще недостаточно опытны, а также будут старики, мыслительные способности которых уже ограничены. Будут те, кто слышал Евангелие издавна и многократно, и те, кто только совсем недавно с ним соприкоснулся. Как сегодня все не одинаковы в своем осознании, так я представляю людей перед концом. Что же произойдет, что все, кто выберет путь погибели, сделают этот шаг совершенно осознанно? Трудно мне это представить. Как можно сознательно «нажать кнопку своего уничтожения»? Это же самоубийство! В психиатрии людей, склонных к суициду, признают больными, держат на учете и лечат. Если это болезнь, неужели для таких у Бога нет особенного подхода?
Тем не менее, Библия свидетельствует, что с этим Бог справлялся во все времена, и люди будут «безответны» (Рим.1:20), т.е. мои вопросы о справедливости не прозвучат на их устах. Никто не скажет: «Я не понял». В конце отрывка Рим.1:16-32 написано: «они знают», и при этом не только «делают», но «делающих одобряют». Тогда я их не понимаю. Почему они идут на это (погибель) осознано?
Вавилон в осаде. Уже этот факт должен был сильно тревожить царя некогда великой державы. Это уже явный признак того, что Вавилон уже не тот, что был во времена Навуходоносора. Раньше огромные территории контролировались империей. Если кто-то неправильно станет «дышать» даже в отдаленных уголках царства, то будет сразу же уничтожен. А здесь уже дело дошло до того, что уже сам царь сидит, как в тюрьме, в стенах своей столицы. Значит, все остальное уже не в его власти. Это последние судороги империи. И Валтасар, и его окружение, наверное, это понимают. Тогда что значит этот пир? Я подозреваю, что это из классики: «помирать, так с музыкой»! Т.е. когда уже нет никакой больше надежды, опьянение и разгул являются бегством от безысходности, от страхов и тревог. Но, все же, наверняка, были варианты. Например, если бы он обратился к Даниилу, прося у него помощи и совета от Бога, то неплохой вариант для него нашелся бы всегда. Да, царство уже будет Мидо-Персидским, но жизнь свою и своей семьи, и своих слуг, можно было бы как-то сохранить. Богу все возможно. Ведь Даниила же не тронули, и многих оставили на своих постах служить в интересах новой власти. Но оценочная Всевышним «легкость» Валтасара в том и заключалась, что в отличие от Навуходоносора, он не захотел смириться перед Царем Вселенной. Не посчитал нужным обратиться за помощью. Смирение «прибавляет Божьего веса», а гордость лишь пустая оболочка, мыльный пузырь.
Валтасар решил осознано погибнуть царем, на меньшее он не был готов. Но его дерзость пошла дальше нежелания просить о помощи – он делает вызов Богу, когда приказывает принести священные сосуды из иерусалимского храма и пить из них со своими наложницами. Женщина в багряном из Откр.17 гл. – апокалиптическое отражение этого древнего события. Бесовский мир знает, что немного ему остается времени Откр.12:12, поэтому «гуляет по полной», устремляясь в погибель и увлекая за собой как можно больше обольщенных. А дети Божьи в смирении уповают на вечное спасение в Господе.
Когда Рука писала царю приговор, можно ли было еще что-то изменить? Если нет, зачем же пишет? Дан.5:5-9 Это явление сильно напугала царя. Я бы тоже испугался. Думаю, он быстро протрезвел. Мудрецы опять бесполезны. Либо не знают, либо боятся расстраивать царя. Даниил к тому времени уже старец лет 80. Разговор Валтасар с ним ведет без почтения «ты ли один из пленных сынов Иудейских…?» «Дам тебе цепь золотую, багряницу, третьим будешь в стране». На что он рассчитывает еще? Власть раздает, думает, что можно все купить. Да и какая тут уже власть? Точно не понимает сейчас цену вопроса. Даниил отвечает ему без страха, прямо: «Дары свои оставь себе» Дан.5:17-28. Своими словами этот отрывок можно перефразировать так: «Дед твой Навуходоносор при своем величии смирился и прославил Бога Всевышнего, а ты нет. Ты пустое место и тебе пришел конец». Как после этого Даниилу еще дали подарки? Не знаю. Но Валтасару таки пришел конец. Не подарки надо было давать, а пасть на колени перед Богом Даниила и просить о прощении, может, тогда что-то и пошло бы по-другому.
В общем, что я о Валтасаре, тут о себе теперь подумать надо. А сколько я вешу на весах Божьих?
Пастор Владимир Ярош
Комментарии (1):
гость
| Ссылка на комментарий
сколько я вешу на весах Божиих? — грешный я человек.