Субботняя школа «Братья мои…» с Владимиром Ярошем. Урок №5 Глас пророков
1Цар.8:10-18; Ам.5:10-15; Мих.6:8; Быт.19:1-13; Иез.16:49; Ис.1:15-23
Памятный стих: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).
Основная идея: Бог непрестанно изливает благодать на Свой народ, и ожидает от него, чтобы тот жил в этой благодати, проявляя заботу друг о друге. Но людям пораженным грехом эгоизма, свойственно искаженно понимать Божью любовь и они вместо того, чтобы дарить эту любовь другу другу, напротив, стремятся к угнетению слабых. Они становятся равнодушными к нуждающимся в помощи своим собратьям. Бог не оставляет свой народ во тьме и посылает им вести к исправлению путей, ведущих их к погибели. И передает Он свои послания через посвященных и преданных Ему людей, называемых пророками. Они имеют Божье видение и переживания о своем народе. Это придает им силы жертвенно возвещать обличающие вести, чтобы обратить свой народ от погибели к жизни по милости Божьей.
Кто такие пророки? В Новом Завете пророк означает «глашатай», «вещатель». Часто означает «предсказатель будущего». (энцикл. Брокгауза стр.79). В Ветхом Завете есть несколько слов, раскрывающих действия пророков: НАБИ (вещатель, глашатай, призванный), РОЭ, ХОЗЕ – прозорливец, провидец, ясновидец (1 Цар. 9:9; 2 Цар. 24:11; Ам. 7:12). Это дает нам возможность увидеть разные оттенки слов, описывающих пророков. Общий смысл этих слов: пророки – люди, имеющие особое видение чего-либо, данное им Богом с целью возвещать это в народе.
Т.о., пророки это те, кто призван Богом к определенной особой цели:
- Возвещать или провозглашать волю Бога;
- Возвещать будущее (в отдельных случаях);
- Освещать проблемы
- Призывать к покаянию
Воскресенье. Повторяющийся призыв к справедливости.
1 Цар. 8:7-18
Несмотря на то, что Самуилу (и Богу) не понравилось требование народа о царе, который был бы судьей в Израиле, «как у прочих народов», он подчиняется решению Бога «послушать голоса народа во всем, что они говорят, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
Самуил прежде, чем поставит им царя, предостерегает их о последствиях такого выбора. Господствовать теперь будут не Божья, но человеческая справедливость, которая часто превращалась в несправедливость. Удивительно, но Бог и его пророк принимают неправильный выбор народа. Именно такая система государственного устройства привела в последствии к падению царства и через 400 лет к ассирийскому и вавилонскому плену. Даже после выхода из Вавилона они уже никогда не были независимым государством, а находились под патронатом Персии, Греции и Рима, который их окончательно развеял как государство. А падение заключалось в идолопоклонстве и тотальной социальной несправедливости. И Цари не только не смогли с этим не справиться, но и были зачастую проводниками такого падения. Пророкам Божьим при царях было не сладко, многие из них за свое пророческое служение были замучены казнены этими же царями. И Бог соглашается с требованием народа, зная все наперед – почему?
Понедельник. Амос.
Ам. 7:14-15, Ам. 1:3-2:3, Ам. 2:4-5; Ам. 3:9-11; Ам. 4:1-2; Ам. 5:10-15; Ам. 8:4-6; Ам. 5:24; Ам. 9:11-15
Амос пророчествует Божье наказание на соседние народы за их жестокость, проявленную по отношению к Израилю. Но потом переходит и на сам Израиль. В народе Божьем совершаемые преступления перешли в системные: коррупция, продажность судей, взяточничество, не только пренебрежение социально незащищенными, но и угнетение их – все это вызывает справедливое негодование Божие к руководителям Израиля и ко всему народу, погрязшему в этих грехах. Если они не покаются, другие народы будут орудием Божьего возмездия для них.
Вторник. Михей.
Мих.6:8; Мих.2:8-11; Мих.3:8-12; Мих.7:18-20
Народ развращен. Справедливости нет во власти, все покупается и продается. Что касается морали, людям нравятся проповеди и поучения священников, которые льстят слуху, потакают их развращению. За это Сион будет разорён.
Михей говорит: «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его» (Мих.3:8)
Кто-то должен провозглашать правду, и тот, кто это делает, выполняет пророческое служение. Главная задача пророка, не предсказывать будущее, как многие так понимают, но возвещать Божье слово, возвращать народ к Нему, к покаянию и прощению. Он вместе с обличением указывает на Божью милость и благодать –показывает выход и надежду (Мих.7:18-20).
Среда. Иезекииль.
Быт.19:1-13; Иез.16:49; Иез.34:2-4,7-16; Иез.47:13-48:29
Иез. 16:48-50 открывает нам причину поведения грехов Содома, описанных в Быт. 19:1-13. Грехи социальной несправедливости привели их к мерзостям в их образе жизни, за что и были уничтожены. Пророк, обличая народ, говорит, что они поступают хуже Содома. Что же их может ожидать, если они не обратятся?
Иез. 34:2-16 Иезекииль смело обличает лидеров народа, называя их пастырями неверными. Это пастырство относится и к духовной и к светской власти. Пасти, значит заботиться о стаде, а они пасли самих себя – заботились только о себе и народ страдал от такого пастырства. Бог теперь лишает их этого служения через нашествие более сильных и жестоких чужеземных царей. Детей этих пастырей увели в плен, а многих убили. Теперь Бог будет пасти свой народ. Иез. 47,48 показывает путь исцеления – поток живой воды от Святилища. Только живущие по Слову получают свой удел.
Четверг. Исайя.
Ис.1:15-23; 3:13-15; 5:7-8; Ис.59:14,20; Ис.9:6-7; 11:1-5; 42:1-7; 53:4-6.
То, что народ обычно говорит на кухне, пророк возвещает на экранах телевизора, в интернете, на площадях (Ис.59:14). Только пророк в отличие от кухонных не исполнен зла, он скорее исполнен любви и сострадания к своему народу и к его руководителям, он молится за них и делает все, чтобы отвернуть от них погибель и повернуть людей к Богу.
Вот и Исайя здесь не исключение. Он также, как и другие пророки, смело обличает социальные грехи народа, возвещает наказание, но -также и говорит о пути, по которому можно прийти к спасению. В вымоленные Езекией годы жизни, родился Манасия, который жестоко убил Исайю. Интересно, видел ли свою участь пророк, когда возвещал 15 лет жизни Езекии?
Слава Господу, что Он никогда не оставлял Свой народ. И Слава Ему за тех преданных и смелых мужчин и женщин, которые не молчали, видя страшные беззакония, творящиеся в их народе!
Сегодня мы живем в последнее время. А как мы реагируем на социальную несправедливость, окружающую нас? Что мы можем сделать со своей стороны? Пророк это не профессия, а призвание. К чему призвана сегодня Церковь? К чему призван сегодня ТЫ (Я)?
Пастор Ярош Владимир