Субботняя школа «Книга Откровение» с Денисом Медведевым. Урок 6. Запечатленный Божий народ
С течением времени все богословские концепции неизбежно претерпевают изменения. Постоянные волнения в адвентистской среде вокруг пророчеств Даниила и Иоанна Богослова заставляют более внимательно исследовать эти книги. Поэтому и детали, относящиеся к 144000 из седьмой главы книги Откровение с течением времени приобретали новые истолкования. В данной работе будут последовательно проанализированы позиции, представленные в самом первом комментарии на Книгу Откровение, написанном адвентистом, а именно в комментарии Урии Смита, затем Библейском Комментарии Адвентистов Седьмого Дня, взгляды нескольких известных адвентистских богословов и, наконец, самая современная позиция, одобренная Комитетом по Даниилу и Откровению, которая представлена в статье «Запечатленные святые и скорбь» (автор – Битрис С. Нилл). Путем сравнения всех этих истолкований будет выяснено, насколько радикально отличаются взгляды различных групп внутри Церкви и существует ли у этих взглядов достаточно широкий общий знаменатель. Особое внимание мы обратим на следующие вопросы:
- К какому периоду времени следует отнести исполнение видения о 144 000?
- Каково значение этого числа: буквальное или символическое?
- Что подразумевается под Израилем — этнические евреи, или христианская Церковь (состоящая из евреев и неевреев, верующих во Христа)?
- Каково значение списка колен (если оно рассматривается)?
- Каковы отличительные особенности этой группы?
- Каково соотношение этой группы с другими группами людей, упоминающимися в книге Откровение?
- Урия Смит
Урия Смит относит 144 000 к своему поколению. Правда, последовательность его рассуждений сложновата. [5, 470] Он использует письмо Иакова и Рим. 11:17-24, где двенадцатью коленами Израиля названа христианская Церковь. Используя символизм Нового Иерусалима, он показывает, что эта церковь состоит из иудеев и христиан.[5, 470]
Прямое утверждение относительно буквальности или символичности самого числа у Смита отсутствует.
Смит замечает, что в списке колен есть свои отличительные черты. Он упоминает мнение комментаторов, которые объясняют пропуск Дана «его наибольшей склонностью к идолопоклонству» [5, 471], однако окончательного суждения не выносит.
Смит утверждает, что великое множество из 9 текста это – «именно 144 000» . [5, 472] поэтому он уделяет внимание описанию этой группы, хотя подробных комментариев и не дает.
- Библейский Комментарий АСД
Комментарий АСД относит появление 144 000 ко времени последнего испытания: «… описание ужасных событий, предшествующих второму пришествию ( описанные в шестой печати – М. Д.) не дало указания о том, что кто-нибудь переживет их. После драматического вопроса «кто может устоять?» седьмая глава прерывает нить повествование о печатях с целью предоставить ответ».[2, 780] Излагаются два взгляда на значение числа 144 000. Сторонники буквального значения этого числа «указывают на то, что перечисление может иметь значение, которое использовано в подсчете чудесным образом насыщенных пяти тысяч, в котором были учтены только мужчины без женщин и детей (см. Мф. 14:21)»[2, 783]. Те же, кто утверждает, что число 144 000 следует понимать символически, аргументируют это тем, что «видение явно символично и так как остальные символы не истолкованы буквально, нет никакой нужды в том, чтобы таким образом истолковывать это»[2, 783]. «…принципиальной вестью этого отрывка является не представление буквального числа запечатленных, но распределение запечатленных среди колен духовного Израиля».[2, 783]
Израиль тоже является не буквальным, а символическим. «Те, кто настаивают на том, что 144 000 – буквальные евреи, оспаривая положение Христиан как духовного Израиля, не могут согласовать это с разделением на двенадцать различных колен. Действительно, если «сыновей Израиля» следует понимать как буквальных, по какой причине не понимать так же буквально 5-8 тексты и гл. 14:1-5? Несмотря на факт, что евреи давно потеряли свои различия в коленах, все же фантастически ничтожная вероятность точного действительного числа тех, кто является искупленным из каждого колена – но ни одной души из Дана – и провозглашение того, что все они – девственники (гл. 14:4) становится слишком натянутой, чтобы быть достойной доверия. И, естественно, если 144 000 – не буквальные евреи, но фигуральные Израильтяне, духовный Израиль, Христианская Церковь, то разделение колен и другие детали – также фигуральные, и сложности исчезают».[2, 783, 784]
Однако в Комментарии АСД при изложении различных взглядов на значение деталей в списке колен не выносится окончательное суждение: «настоящее перечисление начинается с Иуды, возможно по причине того, что Христос пришел из колена Иуды… …возможно, Дан исключен по причине репутации этого колена как склонного к идолопоклонству».[2, 783] (Курсив мой – М. Д.)
Что касается особенностей данной группы, то комментарий АСД выводит их путем анализа значения терминов «печать» и «запечатление».[1]
Печати в древнем мире использовались приблизительно с тем же значением, что и сегодня: «… они удостоверяли авторство документа, указывали на принадлежность объекта, на котором была поставлена печать, или охраняла предметы… …концепция наложения Божьего знака восходит к видению Иезекииля о человеке с инструментом писца, которому было приказано «поставить знак на челах людей, которые вздыхают и скорбят обо всех мерзостях, совершающихся в» Иерусалиме… …концепция запечатления также используется в других обстоятельствах. Павел отнес это выражение к опыту принятия Святым Духом в соединении с обращением и крещением (см. 2 Кор. 1:22; Еф. 1:13; 4:30). Иисус говорил о себе как о запечатленном Отцом, несомненно, в отношении удостоверение Отца о Нем через Святого Духа и Его крещение (см. Иоанн 6:27) ».[2, 782]
После рассмотрения значения запечатления в Ветхом и Новом Завете, составители комментария переходят к изложению символизма запечатления в иудейской эсхатологической мысли. Анализируя Псалмы Соломона, они приходят к выводу: «Евреи таким образом воспринимали знак праведности как свою защиту от опасностей времени прихода Мессии».[2, 782] «…настоящий отрывок указывает на запечатление Божьего народа, которое делает его способным устоять в течение страшного времени потрясения, предваряющего второе пришествие».[2, 782]
«Похожим образом настоящий отрывок указывает на запечатление Божьего народа, которое делает его способным устоять в течение страшного времени потрясения, предваряющего второе пришествие (см. Откр. 7:1). Как в древние времена печать на объекте удостоверяла его принадлежность, так и печать Божья на Его народе провозглашает, что Он принял Его как Свой собственный».[2, 782]
- Взгляды различных богословов Церкви АСД
3.1. Ганс Ларонделл.
Повествование о запечатленных, согласно Ларонделлу, является отвеном на вопрос «кто может устоять?», заданный в Откр. 6:17.[7, 141].Первое, что следует отметить в истолковании Ларонделла, это его замечание, что концепция запечатления уходит своими корнями в Ветхий Завет и самое важное значение здесь имеют история Исхода, в которой условием жизни первенца является своеобразная «печать» на дверях. Также он упоминает видение из девятой главы Книги пророка Иезекииля об ангелах, которые должны совершить возмездие над Иерусалимом. В этом видении присутствует ангел с прибором писца, которому поручено сделать знак на челах людей «скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях», совершающихся в Иерусалиме.[7, 142]«Апокалипсис Иоанна применяет более широкое, относящееся к концу времени исполнение видения суда Иезекииля в главе 7 к запечатыванию 144 000 тысяч верных Израиля, которые выживут в день гнева… … в последнем кризисе истории спасения» .[7, 143]Таким образом Ларонделл относит появление 144 000 к концу времени.
Относительно буквальности или символичности самого числа 144 000 Ларонделл склоняется к последнему: «Если мы воспримем разделение на 12 колен, каждое из которых насчитывает 12 000 израильтян, как символ всемирной Церкви 12 апостолов Христовых, то и число 144 000 следует подобным же образом понимать как олицетворение вселенского Израиля Божьего…».[7, 143]. Из этой же цитаты становится ясно, что Ларонделл считает эту группу не этническим Израилем, а христианской Церковью.
Ларонделл уделяет достаточно большое внимание значению последовательности колен в списке Иоанна: «Перечень 12 колен в Откр. 7 уникален и совершенно очевидно символичен. Первой в нем упоминается Иудея – явно, чтобы подчеркнуть, что Христос является главою нового Израиля (см. Откр. 5:5, 6). Далее, в нем опущено колено Дана и заменено коленом Манассииным, входящим в колено Иосифово (Откр. 7:8), чтобы сохранить число 12. Этот символический пропуск можно объяснить тем, что, с точки зрения евреев и ранних христиан, Дан олицетворял идолопоклонство и что из Дана возник Велиар или антихрист… …отсутствие упоминания колена Дана также имеет мессианское значение» .[7, 143, 144]
Ларондел проводит параллель между 144 000 и великим множеством из Откр. 7:9 и дает им такие характеристики: «Во-первых, это христиане, будь они из евреев или из язычников, поскольку они верят в искупительную кровь Христа как Агнца Божьего. Во-вторых, все они пережили «великую скорбь», или время преследований. Различие между видением ангела от востока, запечатывающего остаток, и видением о великом множестве состоит в том, что это разные части исторического процесса» .[7, 145]
3.2. Жак Дюкан.
Жак Дюкан также относит появление запечатленных святых к концу времени. Это заметно из того, что, как и Ларондел, Дюкан считает Откр. 7 ответом на вопрос «кто может устоять?» [3, 68].
Сходство между взглядами Дюкана и Ларонделла выражено еще и в том, что Дукан так же придает большое значение мотиву Исхода и видению Иезекииля[3, 68, 70] (см. выше).
Дюкан считает, что 144 000 представляют собой не этнический Израиль, а духовную организацию[3, 71]. Он также утверждает, что само число носит не буквальный характер: «их число, составленное из 12×12 – симвллично. Число 12 является числом завета между Богом и Его народом (4, число земли, ×3, число Бога)… …во время Иоанна, конечно, записи о принадлежности к большинству колен исчезли при разрушении храма… …таким образом Израиль не мог быть упомянут здесь в буквальном смысле».[3, 71].
Согласно Дюкану, 12 000 человек в каждом колене означают наличие 12 боевых подразделений. Еврейское «слово elef (тысяча) (выделено автором – Д. М.) применяется к колену, толпе, клану, или даже полку… …упорядоченность списка – как марширующей армии – усиливает выражение полноты и совершенства. Слово ochlos, переданное в т. 9 как «множество», также значит «армия». И действительно, 9 и 10 тексты описывают побеждающую армию. Белые одежды и пальмовые ветви были частью ритуала празднования военной победы».[3, 71]
В своей книге Дюкан также показывает сходство 144 000 с мучениками, которые описаны в пятой печати: «Это «весь Израиль», о котором мечтал апостол Павел (Рим. 11:26), «полное количество тех, кто спасены», как было сказано в пятой печати (Откр. 6:11)… неполная группа из пятой печати и 144 000 – это один и тот же народ».[3, 71]
3.3. Ранко Стефанович.
Согласно Стефановичу 144 000 символически представляют «истинных и верных последователей Иисуса Христа последнего времени как Израиль Божий».[6, 262](Курсив мой – Д. М.). Само число должно, «конечно же, принято как символическое».[6, 256]
Так же как и Дюкан, и Ларонделл, Стефанович (ссылаясь на Паулина!) упоминает об Исходе и видении Иезекииля.[6, 255] Кроме этого, вслед за Дюканом он истолковывает тысячи как боевые единицы, также используя как основной аргумент семантику соответствующего еврейского слова.[6, 256]
На странице 257 своей книги «Откровение Иисуса Христа» в подтверждение символичности колен Израиля Стефанович, во-первых, указывает на исчезновение десяти колен ко времени Иоанна, а во-вторых, приводит сводную таблицу различных списков колен, которые встречаются в Библии, с целью показать уникальность списка в Откр. 7.
Стефанович также не обходит вниманием отсутствие в списке колен Дана и Ефрема. «Дан и Ефрем пропущены, а колена Иосифа и Левия включены, несмотря на то, что Ветхий Завет не упоминает колено Иосифа. В действительности Иосиф, любимый сын Иакова, принял двойную долю наследства посредством того, что его два сына, Манассия и Ефрем, стали главами колен. В Израиле в действительности было скорее тринадцать колен, а не двенадцать. Тринадцатым коленом было колено Левия, священное колено, которое никогда не получало удел. Колена Дана и Ефрема в Ветхом Завете изображены как отступившие. В своей предсмертной речи своим сыновьям Иаков сказал о Дане как о «змее на дороге, аспиде на пути, который жалит ногу коня, так что его всадник падает назад». (Быт. 49:17). В период судей колено Дана снискало себе плохую славу (Суд. 18:27-31). Во период разделенной монархии Дан стал одним из центров идолослужения, которое соперничало с Иерусалимским храмом. (3 Цар. 12:29-30; 4 Цар. 10:29). Интересное упоминание о Дане находится у Иеремии: (Иер.8:16). Эти тексты были понимаемы последующими раввинами как относящиеся к Антихристу, который должен был придти из колена Дана.
Точно так же Ефрем стал у пророков символом отступления и идолопоклонства Израиля. (Ос. 4:17; 8:9, 11; 12:1; ср. 2 Пар. 30:1, 10). Псалмопевец описал Ефрем как тех, кто «обратились назад в день брани; они не сохранили завет Божий и отреклись ходить в законе Его» (Пс. 78:9, 10). Во время Исаии колено Ефрема объединилось с Сирией против Иудеи (Ис. 7:2-9), и, таким образом, встал на сторону врагов Божьего народа. Скорее всего, Иоанн пропустил Дана, как и Ефрема из списках колен и включил колено Левия, которое не считалось одним из двенадцати колен в Ветхом Завете. Представляется ясным, что Церковь в видении Иоанна – не буквальный Израиль. В Новом Завете Христианская Церковь – новый и истинный Израиль Божий… …обладатель всех привилегий и обетований, прежде данных Ветхозаветному Израилю» .[6, 258]
Печать, согласно Стефановичу это «невидимый знак, отличающий верный Божий остаток от остального мира и дающий особую защиту Духа Святого во время последнего кризиса».[6, 260]
3.4. Мервин Максвелл.
Из всех рассматриваемых нами источников труд «God cares» Мервина Максвелла проявляет наибольшую сдержанность в отношении 144 000. Из контекста книг можно понять, что появление 144 000 следует отнести к последнему времени, однако главный вопрос, волнующий Максвелла – буквальное или символическое значение имеет число 144 000? Рассмотрев различные сложности, связанные с буквальным пониманием (ассимиляция десяти колен во время плена, необычный порядок в списке колен Иоанна, явная символичность числа 12 и т. д.) он приходит к выводу: «Проблема исчезает, если 144 000 принять не как в действительности возрожденный буквальный Израиль… …но как символ духовного Израиля Христа, Его истинной Церкви». [4, 212, 213]
- Современная позиция
В определенном смысле статья, представленная в Симпозиуме по Откровению, может считаться суммированием обобщением всего материала, наработанного адвентистским богословием за всю историю его существования.
Относительно времени исполнения видения о 144 000 Нилл утверждает: «…первое видение Откровения 7 рисует рабов Бога около наступления скорби (символизируемых 144,000, тексты 4-8)». [1, 262]
«Число 144,000 (12×12×1000) основывается на приоритетности числа 12. число предполагает совершенную полноту, равновесие, так же как и огромное множество запечатленных. 12 это число древнего Израиля составленного из 12 колен. Это также число церкви, основанной на 12 апостолах. Новый Иерусалим, сконструированный для того, чтобы представить и Ветхо и Новозаветный Израиль, имеет 12 ворот с именами 12 патриархов и 12 оснований, содержащих имена 12 апостолов.(21:12-14, ср.Еф.2:20-21)…» [1, 262]- таким образом, автор предполагает, что число144 000 несет символическое значение.
Относительно национальности представителей 144 тысяч в статье говорится: «…все, кто входят в жемчужные ворота, будут приписаны к колену, возможно, на основании характера (смотри Быт.49 для предварительного описания их свойств). Смешивание колен и апостолов в конструкции города подразумевает единство Божьей Церкви, иудеев и язычников объединенных в одно (Еф.2:14, 18-22). Таким образом, число 144,000 должно быть понимаемо как символ единства, совершенства и полноты Божьей Церкви – полной, потому что количество утверждено свыше(6:11).» [1, 262]
Достаточно много внимания уделено значению списка колен: «Список колен Иоанна отличается от любого другого в Писании(7:5-8). Имена не даны в соответствии возрасту, статусу или материнской линии (ср. Быт. 35:22-26). Иуда занимает лидерскую позицию, несомненно, по причине того, что Иисус представлен как «Лев из колена Иудина» (Откр.5:5). Дан пропущен, возможно, потому, что Данов характер – змея, кусающая ноги лошади (Быт. 49:17), и потому, что Дан стал центром идолослужения в Северном Царстве. (3 Цар.12:29-30). Эти грехи были, конечно, общими для всего Израиля. В невдохновленном иудейском писании Дан ассоциируется с грехом и сатаной. Для компенсации изъятия Дана из списка, Иоанн вставляет Манассию, хотя он должен был быть включен в Иосифа. Впечатляет то, что имя Иосифа символизирует колено Ефрема, потомков его младшего сына». [1, 262, 263]
Относительно отличительных черт этой группы интересен анализ значения имени Израиль. «Имя Израиль напоминает ночь борьбы Иакова с ангелом и новое имя, которое было дано ему, «потому что ты боролся с Богом и с людьми и превозмог» (Быт.32:8) Израиль, таким образом, является подходящим именем для святых в Откровении, часто называемых победителями (2:7,5:12,21:7). Израиль Божий все побеждает – грех внутри и врага снаружи». [1, 261, 262]
Позиция относительно тождественности 144 000 и «великого множества» так же остается неизменным: «Таким образом, первое видение Откровения 7 рисует рабов Бога около наступления скорби (символизируемых 144,000, тексты 4-8), и второе – великое множество пришедшее от нее (тексты 9-14)». [1, 263]
Краткие выводы.
Как можно увидеть из вышерассмотренных источников, в вопросе относительно 144 000 Церковь проявляет удивительную последовательность и постоянство. Различия среди отдельных богословов наблюдается только в деталях. В частности это касается аргументации. Однако общие Богословские выводы относительно стабильны:
- 144 000 – это верный Богу народ во время последнего кризиса.
- 144 000 – это символическое число, указывающее на полноту народа Божьего и его участие в эсхатологической войне.
- Под Израилем подразумевается Божья Церковь, состоящая из евреев и язычников, верующих во Христа.
- Необычность списка колен также имеет символическое значение.
- Эта группа запечатлена Духом Святым как верный Богу народ, отражающий Его характер, хранящий Его заповеди и находящийся под Его особой защитой во время кризиса.
- Великое множество из Откр. 7:9 – это 144 000 после кризиса. Они получили право пребывать у Божьего престола благодаря своей победе.
[1] Так же как и практически все источники, которые анализируются в этой части работы.
Пастор Денис Медведев
Комментарии (34):
Юрий
| Ссылка на комментарий
Матф.20:18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
гость
| Ссылка на комментарий
4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники;
это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу,
5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
(Откр.14:4,5)
в обоих случаях о духовной непорочности как считают некоторые толкователи?
но как утверждают что жена — это церковь,
то «не осквернились с женами» — не осквернились с церквями?
тонкий намек на экуменизм? ))
или таки в первом случае о безбрачии?
экуменисты ощущают дисонанс и развоение в толкованиях? ))))
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
«12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матф.19:12).
Из текста следует, что это, скорее, физиологическая непорочность.
Здесь – духовная непорочность, которая в сочетании с физиологической непорочностью формирует совершенный священнический образ служителя Божьего.
Жена из 12-й главы вмещает в свой образ, как Новозаветную Церковь, так и всех Ветхозаветных святых и праведных (Евр.12:22-24), и является, в противовес жене-городу Вавилону (матери блудниц) из 17-й главы, Святым Небесным Иерусалимом, описанным в 7-й и 21-й главах Откровения (матерью всех святых Гал.4:26).
Юрию Тимошенко:
| Ссылка на комментарий
а что по вашему в духовном смысле значит таки «жены» во множ.числе?
в подстрочнике указано значение:
номер Стронга 1135
1 . женщина (взрослая, замужняя
или незамужняя, вдова, мать;
употр. как уважительное
обращение);
2 . жена, супруга.
Юрий Тимошенко
| Ссылка на комментарий
Писание – мудрая Книга. И определять значения слов в ней возможно только (!) исходя из контекста. Пример – слово «мать», применяемое, как в прямом обычном смысле (Еф.6:2; Иоан.19:26,27), так и в духовном понимании источника доброго или злого, праведного или грешного, … (Марк.3:33-35; Гал.4:26; Откр.17:5).
«Жена» в Писании также применяется в нескольких значениях. О духовном значении этого слова хорошо сказал в своих наставлениях апостол Павел в Послании к Ефесянам (см. Еф.5:17-31) и добавить что-то к этому мне сложно. Если интересует конкретный текст «с множ. числом» – пишите.
Обличитель
| Ссылка на комментарий
Надо же, уже и сюда пролез и сразу культурным стал. Сними уже свою маску хамелеон!
обличителю:
| Ссылка на комментарий
вы кому адресовали свои слова?
смахивают на то что вы кого то воображаемого вами собеседника путаете с местными богобоязненными и воспитанными комментаторами!
Обличитель
| Ссылка на комментарий
Адресовано вам
Юрий
| Ссылка на комментарий
первое, что хочет Господь сделать — порвать с пленом. Это значит удалить из нашей души страх, наполнить сердце любовью и радостью. Пока в нас присутствует страх, Господь не может нам помочь