Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 8
Цель этого урока понять значение десятины. Нам предстоит разобраться в ряде щепетильных вопросов, возникающих в соцсетях в отношении десятины. А главное, мы должны будем увидеть, что десятина способствует выполнению Божьей миссии в мире, или, иными словами, десятина является средством для проповеди Евангелия.
I Совместная поддержка миссии
Прочитаем текст Писания:
10 Принесите все десятины… (Мал.3:10 часть 1).
Для этой части урока этого фрагмента достаточно. Как понять это выражение: «Принесите все десятины»? Относится ли слово «все» — к глаголу «принесите»? В таком случае речь шла бы о том, что кто-то десятины не приносил, а кто-то приносил, и призыв обращен к тем, кто не возвращал Богу Его часть; и тогда значение этой части стиха было бы: «все, без исключения, приносите десятины».
Можно было бы на этой мысли остановиться, так, как и сегодня есть тенденция к утаиванию многими десятины, беря на вооружение лазейки-оправдалки, мол, это нас не касается, так как мы живем в Новом Завете, а это было учреждено в Ветхом Завете для Израильтян, чтобы поддерживать материально левитов. А сегодня левитов нет, пасторы не левиты, пусть идут на стройку и работают, а ночью пусть занимаются пасторской деятельностью; Павел ведь работал своими руками, делая палатки. И это еще не все, за этим следует закономерность: чем больше желаний обкрадывать Бога, тем больше оправданий и причин для этого.
Хотя в этом фрагменте текста мысль не лишена смысла, в общем-то, это постановление касается всех, но основная концепция контекста относит слово «все» не к глаголу «принесите», а к дополнению «десятины». Но тут возникает новый вопрос: «Все десятины» — это что? Первая, вторая и третья десятины? И «опять-двадцать пять» — новые лазейки. «Знаете, — говорят, — вы все-равно неверны Богу в десятине, потому что, если уж отдавать десятину, то надо отдавать все десятины (первую, вторую и третью). А вы не отдаете ни вторую, ни третью десятину, а мы все три не отдаем, значит мы перед Богом квиты». Да, так смачно еще оправдывают себя, мол, мы лучше десятину отдадим бедным. Но это только на словах, а на деле – ни Богу, ни бедным.
Да, вопрос второй и третьей десятин поднимается в соцсетях. Позвольте просветить вас в отношении второй и третьей десятин. Израиль был религиозным государством. Что это значит? Ему нужны были законы гражданские и религиозные. Вот как раз десятина (первая десятина) относилась к религиозному законодательству; а вторая и третья – к государственной социальной структуре. Неимущим (вдовам, сиротам, бедным) нужна была социальная поддержка. Бог предусмотрел для их социальной защищенности вторую и третью десятины. Когда устраивались праздники, тогда на десятину (вторую и третью) совместно с богатыми могли порадоваться у предложенного стола и бедные.
Что мы имеем сегодня? Народ Божий не живет отдельным государством, а разбросан по всему миру в государственных не церковных структурах. Церковная первая десятина осталась, никто ее не отменял; а функцию второй и третьей десятин взяло на себя, вольно или не вольно, государство. Соцобеспечение совершает именно оно. За какие средства? За десятины (вторую и третью, которые были в Израиле, а сегодня они существуют в каждом государстве), в виде налогов (подоходных, земельных и так далее). Как в Израиле, государстве, которое было религиозно-гражданским, так и сегодня государство выплачивает пособии и пенсии по старости, по инвалидности, по многодетности и тому подобное.
Значит, в словах «принесите все десятины» — речь не идет о том, чтобы принести все (первую, вторую и третью) десятины; на вторую и третью десятины придет без Библейского напоминания квитанция, и по почте вы так и так отправите деньги за налог. А вот в тексте речь идет о первой десятине. Но почему тогда «все десятины»?
«Все десятины» или «полную десятину». Это означает, что когда израильтяне возвращали десятину, многие из них утаивали ее часть, возвращая десятину частично. Но, к сожалению, в данном месте Синодальный перевод не совсем точен. Вот другие переводы:
10 Принесите всю десятину в дом хранилища (перевод Макария Кассиана).
10 Десятину сполна принесите, в хранилище храмовое возвратите ее (перевод Кулакова).
Нужна ли эта десятина Богу? В определенном смысле да, она нужна для поддержания миссии. Но Бог мог бы и без денег обойтись, а вот те, кто выполняет миссию церкви, нуждаются в поддержке; и здесь нужна именно совместная поддержка.
II Десятина в Новом Завете и ее предназначение
Теперь мы планомерно подошли к цели десятины, для какой цели она учреждена? И является ли она актуальной также и сегодня?
Прочитаем два текста Писания:
«Чтобы в доме Моем была пища…» (Мал.3:10 часть 2).
«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13-14).
Павел говорит, что Христос «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Греческое слово текста ди`этаксэн – «повелел», словарная форма этого же слова — диат`ассо – «повелеть» можно перевести по-разному: «установить», «предназначить», «повелеть», «приказать», «назначить». Слово «назначил» или «установил» — наиболее подходящее в данном случае. Такое средство обеспечения проповедующих Евангелие было назначено Богом. Приводу два других перевода этого текста:
14 Так и Господь установил, чтобы возвещающие Благую Весть от нее и жили (перевод Кулакова).
14 Точно так же Господь заповедал, чтобы те, кто проповедуют благовестие, получали всё необходимое для жизни от этих проповедей (совр. перевод).
Здесь мы видим глагол «установил» и даже «заповедал» — «сделал это заповедью». Вот видите, как обстоит дело, а говорят, что в Новом Завете нет повеления о десятине. Все, предлагающие альтернативные варианты, обнаружат, что Священное Писание выступает в пользу именно этого средства. Сам Христос одобрял и поддерживал его, более того, Он велел так поступать.
Прочитаем еще один текст:
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей (1Тим.5:17-18).
Излагая тот же самый принцип Тимофею, Павел цитирует оба Завета. Вот тексты, которые он цитирует:
4 Не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор.25:4).
10 Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Матф.10:10).
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом (Лук.10:7).
Христос подтверждает принцип обеспечения питанием служащих Ему. Но вы скажете: «Здесь же не сказано именно о десятине». Да, но зато в Ветхом Завете сказано о десятине, в Новом надо было только подтвердить основу соцобеспечения служащих Богу, а процентовка остается та же со дней Авраама. Таким образом, возвращение десятин — это не только человеческий механизм поддержания евангельского служения, но и установленный Богом способ приближения Царства.
Многие, оправдывая свое обкрадывание Бога, приводят в пример апостола Павла, он, мол, работал своими руками, делая палатки. Да, какое-то непродолжительное время, в перерыве между миссионерскими путешествиями, он делал палатки. А остальное время? Он же не делал палатки днем, а ночью совершал путешествие и Евангелизацию языческого мира. О, до нас тогда весть о Христе не дошла бы. Давайте прочитаем еще один текст из посланий Павла:
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 Ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии (2Кор.11:7-10).
Вокруг Павла крутились враги, которые выискивали на него компромат. Пользовался ли он поддержкой церкви, его обвиняли в тунеядстве; совершал ли безмездное служение, обвиняли тоже. Павел представляет размышление о проблеме, поставленной критиками относительно его безмездного служения для Коринфян. Он предварительно написал им на эту тему, излагая ясно принципы, которые она включает в себя (1Кор. 9:4-18). В согласии с принципами, уже изложенными Христом и Священным Писанием, он провозгласил своё право на материальную поддержку, которую имели право получать и другие апостолы (Матф. 10:7-10; Лук. 10:7-8). Но он добровольно отказался от этого права, чтобы сделать очевидным, что он не руководствовался корыстолюбивыми побуждениями (Деян. 20:33; 2Фес. 3:8-9).
Его враги, однако, воспользовались и этим случаем, его самопосвящением, чтобы опровергнуть его побуждения и истолковать его, как доказательство, что он, таким образом, молчаливо признавал, что он не является истинным апостолом. Одним словом, всегда были те, кто не в одном, так в другом обвинит служителя, они и во Христе находили к чему придраться.
Да, Павлу приходилось трудиться, делая палатки, чтобы уплатить свои издержки, потому что в его дни были такие же враги, как и сегодня, которые выступали против того, чтобы служитель посвятил себя целиком на проповедь Евангелия.
III Божьи благословения
Возвращаемся к тексту Малахии:
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф (Мал.3:10-11).
Говорят: «Так это же не срабатывает! Тот, кто возвращает десятину, разве богаче живет, чем тот, кто ее не возвращает?» Это щепетильный вопрос. С одной стороны, хотелось бы заявить, что вопрос благословения имеет не одно, а два аспекта, и тут же переключиться на духовный аспект Божьих благословений, раскритиковав благословения в материальном плане. Но через пророка Малахию открытым текстом Бог говорит о «пожирающих», которым Он запретит истреблять плоды. В таком случае, те, кто говорит, что этот принцип не срабатывает – правы. А как же быть тогда? Что мы им ответим? Давайте проникнем в этот вопрос до глубины его изнаночной стороны.
Да, текст содержит обетование с благословением, и, при том, благословение здесь обещано как духовное, так и материальное. Но есть одно «но…», и его следует непременно учесть: не надо «вагон ставить впереди паровоза» и «телегу впереди кобылы». Не следует ставить благословение впереди десятины. Нас Бог благословляет, а нам Он доверил возвращать Ему Его долю. И это мы обязаны выполнять, не опираясь на дальнейшие благословения. В дальнейшем насколько благословит, от того снова и возвратим Ему Его часть. А те благословения, которые мы уже имеем, от них десятую часть и возвращаем. Его дело – благословить, а наше дело – возвратить десятую часть. Вот и вся эта простая арифметика.
Когда Израильтяне жили отдельной страной, Бог вполне мог благословить землю обильным урожаем. Он продемонстрировал это в Египте: семь лет посылал обильный урожай, а затем, в контрасте, семь лет неурожайных, показав этим, что все в Его власти. Если бы весь народ был верным Богу в возвращении десятин, Бог и землю Израиля благословлял бы. Им обещано было даже, что шестой год принесет обильный урожай, да такой, что седьмой год можно просто отдыхать: не пахать, не сеять, и урожай не собирать, целый год можно путешествовать по языческим странам и свидетельствовать им о Боге Яхве. Но так не происходило с седьмыми годами, почему? Да, потому что весь народ обкрадывал Бога.
Что было бы сегодня, если бы отдельных членов церкви, которые регулярно возвращают в сокровищницу Божию десятую часть, Бог стал бы очевидно благословлять обильным урожаем? Например, прошел град по всей области, а огороды членов АСД он миновал; все травят картофель от колорадского жука, а он все равно пожирает ботву, и урожая мало; а вот у членов АСД (и то, не у всех, а только у тех, кто возвращает десятину), жук десятой дорогой обходит их огороды, они даже не окучивают картофель, а урожай «с картофелины – десять». Что было бы тогда? Люди толпами стояли бы в очереди на крещение, пасторы не успевали бы их крестить, да все несут и несут в сокровищницу деньги, и их уже просто девать некуда… размечтались? А Богу такие деньги и не нужны. Почему? «Телега впереди кобылы». Бог желает, чтобы мы радовались, что деньги, возвращенные в сокровищницу Бога, послужат благословением для Его дела, а не из желания разбогатеть, отдавая десятую часть». У нас, в таком случае, впереди корысть, а сзади – любовь и преданность Богу. Возвращение десятины не означает, что десятина становится так называемой компенсацией, услугой за услугу. Такого не будет — вернул десятину и можешь идти на небо. Скорее, благодарное сердце, пребывающее в мире с Богом и просто желающее поклоняться Ему, используя дар десятины, показывает, что готово к жизни на небе.
IV Место хранилища десятин
Прочитаем текст Писания:
«Принесите все десятины в дом хранилища» (Мал.3.10).
Где находится хранилище десятин Божьих? Это интересный вопрос, и он тоже щепетильный. Кто-то считает, что его собственный кошелек неплохо может содержать Божьи деньги, да и распоряжаться, как ему кажется, он может ими так, как ему заблагорассудится. И снова прикрываются бедными, я, мол десятину лучше бедным отдам. Обычно не говорят: «Я отдаю бедным», потому что могут поинтересоваться: «Приведи пример, кому ты даешь». Нет, говорят: «Я лучше отдам десятину бедному». Постоянно в будущем времени, и так оно остается только в будущем. Верующие сегодня весьма догадливыми стали, смекалки – хоть отбавляй. А то, мол, эти пасторы, за что они деньги получают, скажет один раз в субботу проповедь, и все тут. А предложи тому же казнокраду стать пастором, он заявит: «Ага… у меня дети, кто их кормить будет?» Все люди знают, что работа пастора не только в проповеди один раз в субботу заключается, но ищут повод, чтобы уберечь Божьи деньги у себя и в дом хранилища их не передать.
А где же он, этот дом хранилища? Во дни Авраама священник Мелхиседек принял десятину. Во дни Иакова нет информации, кому он отдавал десятину. Во дни народа Израильского было помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений. Мы читаем:
11 И приказал Езекия приготовить комнаты при доме Господнем. И приготовили.
12 И перенесли туда приношения, и десятины, и пожертвования, со всею точностью (2Пар.31:11-12).
Сегодня хранилищем является церковная конференция.
Еще один щепетильный вопрос: От чего отделять десятую часть? Здесь тоже есть лазейки-отмазки. Говорят, Бог через Моисея повелел отделять десятину только от скота и от сельхозпродуктов. Мне кажется – это не верно, хотя буквально текст свидетельствует именно так. Скажу вам нечто, у евреев менталитет не такой, как у нас. Им только дай намек, они уловят контекст. Нас проповедующих сегодня учат во время проповеди конкретно, да еще два раза, озвучить текст Писания, который мы собираемся процитировать. И получается, когда мы читаем текст, люди листают свои Библии и ищут этот текст. Христос так не делал, произнося Свои наставления, Он не озвучивал, из какого свитка он цитирует и на каком сантиметре от начала. Он просто цитировал текст или говорил: «Как читаешь…»; «Древним было сказано…» и цитировал какой-либо фрагмент текста, а слушающие восстанавливали в своей памяти полный контекст.
Так и с десятиной: представьте себе, что было бы, если бы в законе о десятине были бы перечислены все профессии, и бывшие во времена Израильского народа, и профессии вплоть до наших дней. Это был бы такой талмуд, который за всю жизнь не изучить. Фарисеи так и делали с законом, они разложили его по «атомам», что можно, а чего нельзя. В каждой заповеди есть концепция, и есть дополнения, применимые для конкретной обстановки. Например, четвертая заповедь. Ее концепция: день субботний посвяти Богу. А все остальное, типа: «вывел тебя из земли Египетской» — это дополнение. В заповеди о десятине – концепция: отделяй десятую часть от твоей прибыли. Для примера приведены две самые распространенные отрасли прибыли в Израиле: скотоводство и земледелие. Если бы Моисей перечислил все профессии того времени, мы бы все равно сегодня заявили бы: «А мою профессию Моисей не указал, значит я могу не возвращать Богу Его часть».
V Десятина и спасение по вере
Прочитаем текст Писания:
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 Потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.4:19-24).
Это фундаментальная истина – спасаемся мы не делами (соблюдением закона, возвращением десятины), а исключительно благодатью по вере. Но и тут христиане накаляют свои страсти по этому вопросу, и вновь бьются клинки о клинки в духовной баталии. Одни заявляют, что мы спасаемся по благодати, нам теперь закон вообще не нужен. Это уже не говоря о десятине. А соблюдающие закон заявляют, что десятина осталась в Ветхом Завете, она нужна была только тогда, когда на земле был храм. А Авраам и Иаков – вообще спонтанно, вот так вот просто, решили, да и отдали, и именно десятую часть, и никакого со стороны Бога на это повеления не было. Да, все очень мягко постелено, и многие идут этими устланными тропами.
Но, давайте проследим истинный путь, ведущий к оправданию. Самый первый пример мы находим в истории об Авраме (он еще не был тогда Авраамом) после победы, которую он одержал в битве за освобождение своего племянника Лота. Аврам отдал Мелхиседеку десятую часть всей военной добычи. Охотно отдав Богу часть полученного, Аврам тем самым выразил признательность за дарованное благословение. В Писании нет никакого свидетельства о том, что Аврам принес ее по требованию священника. Нет и информации, что этот институт был установлен Богом. И вообще нет написанного, чтобы Бог давал Аврааму какие-либо законы. Но, тем не менее, мы читаем:
«За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).
Видите, при скудости информации, мы имеем какое-то основание считать, что законы были даны народу древности еще до Синая, но они были в устной форме. Вот еще один пример:
3 Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 А на Каина и на дар его не призрел (Быт.4:3-5).
Мы тоже до этих событий не находим в Писании повеления Бога приносить кровные жертвы. Но Бог не призрел на бескровную жертву Каина. О чем это говорит? О том, что эти повеления были, и были они в устной форме. Разве все в Писании опишешь? Вообще, не всегда текст Библии является справочником. Многое мы не находим в Библии то, что хотели бы прочитать. И допотопный мир Бог уничтожил за что-то. А за что, если Закон был дан только на Синае? Вот в том-то и дело, что информация о воле Божьей была с самого начала, но только в устной форме.
Я считаю, что Аврам не спонтанно принес десятину Мелхиседеку. Это была система, Богом установленная, но выплыла она только тогда, когда описан особый случай в жизни Аврама. То же самое и с Каином; если бы он не убил Авеля, то и не упомянуто было бы, что у него не оказалось веры, проявленной в делах. Он пытался оправдаться перед Богом своими заслугами, без пролития крови, которая символизировала кровь Христа. А Иаков, не меньше и не больше, а именно обещал дать Богу десятую часть из всего, чем Его Бог благословит. Слишком маловероятно, чтобы это было случайным совпадением: не пожертвую Тебе много скота, как он послал в дар Исаву, когда тот шел ему навстречу, а именно «десятую часть». Вероятней всего, что это была система, Богом установленная. Но гипотезу я не желаю превращать в аксиому.
«Но на что шла десятина в то время?», — слышим мы сегодня в соцсетях. А вы думаете, Мелхиседек, как священник, не имел священнослужителей? То же самое можно сказать и о царе. Кого назовут царем, если у него нет подданных в его царстве? А Мелхиседек был и царем, и священником. Так что, не следует задавать нелепые вопросы, вроде: «А куда Мелхиседек расходовал десятину Авраама?» Или: «Ну, у него же не было левитов!». Или даже такие вопросы я слышал: «Так неужели Авраам и все его люди каждую субботу приходили к Мелхиседеку слушать проповеди?» Все та же парадигма, все та же подоплека: «Пастор получает деньги только за то, что по субботам говорит проповеди».
Приношение десятины указывало не на дела, а на поклонение. И Бог, и Аврам уже испытывали взаимную радость от общения друг с другом, это ясно видно из благословения священника. Аврам уже доверился Богу и знал о Его исполнившихся обетованиях. Подобное активное доверие называется верой, и эта вера росла в сердце Аврама, пока не излилась в даре десятины от военной добычи (это в случае, если это была единственная десятина в его жизни, что мало вероятно). Бог даровал ему победу и военные трофеи в изобилии. Ничто из этого не было получено усилиями Аврама, потому что, если бы Бог не вмешался, битва была бы проиграна. Все, что у Аврама было по возвращении с войны, являлось даром от Бога. Побуждаемый верой, Аврам отдал Богу (через Мелхиседека) приношение, показывая свою благодарность за то, что Господь с его помощью освободил жителей Содома от напавших на них врагов. Мы читаем:
«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3).
Бог вменил Авраму это в праведность, Он оправдал его. Человека облекли в Божью праведность и вернули ему образ Божий, по которому он был сотворен. Он был готов к жизни на небе. Добровольный дар десятины просто стал внешним показателем веры, наполнявшей сердце Аврама.
Мы читаем заключительный Библейский текст:
7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод (Иер.17:7-8).
Кто один может даровать нам истинную надежду? Господь Бог. Это не означает, что никому никогда нельзя верить. Просто никто из грешных людей неспособен стать полностью достойным доверия. Наши намерения могут быть превосходными, но в этом и заключается трудность. Иеремия (17:9) напоминает нам, что самые лучшие намерения могут быть перечеркнуты лукавством, поселившимся в нашем сердце. Мы снова возвращаемся к тому, что нам нужна истинная надежда, к тому, что Богу необходимо знать, действительно ли мы доверяем и подчиняемся Ему. Когда мы возвращаем десятину без просьб и ожиданий, в качестве акта поклонения, это показывает, что мы приближаемся к благословению, ведущему к оправданию. Наша честность по отношению к самим себе указывает на то, что мы научились определять, стоим ли на пути, ведущем к небесам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В культуре современного общества распространен образ мышления, известный как «Евангелие процветания». Смысл его заключается в том, что, если человек добросовестно приносит Богу десятины и пожертвования, он гарантированно получает в ответ финансовые благословения. Однако не следует возвращать Богу приношения только из желания получить от Него что-то в ответ. Кроме того, не стоит этого делать, надеясь таким образом обрести спасение. Движущим фактором должна стать любовь к Нему, желание поклоняться своему Создателю и воспевать дар вечной жизни, который мы получили через Сына Его Иисуса.
Для христиан десятина — это вопрос, который решается лично между человеком и Богом. Еще от сотворения Бог дал людям свободу выбора. Он не желает, чтобы Его дети следовали за Ним из страха или чувства долга. Поэтому Он позволяет нам делать либо правильный, либо неправильный выбор.
Верность в десятине — это демонстрация нашей уверенности в том, что Бог верен Своим обещаниям. Разве можно сказать лучше: «Ты дал мне свободу выбора. Я доверяю Тебе, Боже мой, свою жизнь, финансы, все, что у меня есть»?
Пастор Александр Серков