Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок — 4
В среде христиан всегда велись споры по поводу концепции спасения. Продолжаются они и сегодня. Если не в одну крайность мы впадаем, то в другую: не в фанатизм, так в либерализм. Цель этого урока осветить вопрос оправдания и спасения на основании послания Римлянам.
I Дела закона
Прочитаем текст Писания:
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим.3:19-20).
В самом сердце христианской веры лежит идея о том, что люди, какими бы смертными и хрупкими они ни были, могут вступить в отношения с живым Богом. Изучая вопрос оправдания, мы не могли не заметить, что эта идея выражена целым рядом метафор и образов, таких как «спасение» и «искупление». К периоду позднего средневековья, один из образов стал рассматриваться как особенно важный — образ «оправдания».
Термин «оправдание» и глагол «оправдывать» стали обозначать «вступление в правильные отношения с Богом», или, возможно, «стать праведным в глазах Божьих». Доктрину об оправдании стали рассматривать как вопрос о том, что должен сделать человек, чтобы быть спасенным. Как указывают источники того периода, к этому вопросу стали все чаще обращаться на заре XVI в. Возникновение гуманизма вызвало особый интерес к сознанию отдельной личности и новое осознание человеческой индивидуальности. Это повлекло за собой возобновление интереса к доктрине об оправдании — вопросу о том, как могут люди, как индивидуумы, вступить в отношения с Богом. Как может грешник надеяться на это? Вопрос этот больше всего интересовал Мартина Лютера как богослова и стал доминирующим на раннем этапе Реформации.
Почему возникла необходимость поднять Лютеру именно этот вопрос? Говорят же: чем выше человек поднялся, тем больше тенденции к его падению. Почему возникали революции в политическом мире? Накал во взаимоотношениях между рабочими и работодателями достигал своего апогея, и пролетариат восставал и свергал буржуазный класс. Что происходило во времена Лютера? Какого отрицательного апогея достигла к тому времени церковь? Дела закона стали гарантом спасения. Но теперь не вопрос обрезания крайней плоти стоял на повестке дня. О, гораздо более изощренным стал механизм спасительной машины. Заработал механизм финансово-расчетного отмывания грехов, и при том, не только совершенных в прошлом, но и потенциальных грехов в будущем.
Как вам эта картина? За деньги можно было купить место в раю. Финансово-расчетная система решала проблемы находящихся в аду в вечных муках. Можно было мучимому оформить непродолжительный отпуск от мук ада или совсем его оттуда высвободить, все решалось в зависимости от толщины кошелька родственников или друзей умершего. Как можно классифицировать этот метод спасения? Спасение делами.
Ко дням Лютера эта системы была на пике своего извращенного состояния. Что мог сделать простой народ? Ничего. Им недоступно было Писание. Для революционных свершений нужен крепкий лидер. Для реформационных переворотов лидером оказался Лютер. Он разоблачил систему спасения делами. Кстати, если у фарисеев дней Христа и Павла были свои законы и правила, у церкви дней Лютера – свои. Все эти установления были рассчитаны сначала запугать простой неграмотный народ вечными муками в аду, затем предложить систему, как избежать этой кары. Весь упор был на дела, а дела в основном вращались вокруг денег.
Для иудеев во дни Павла Закон не был неким талисманом, к которому иудеи могли обращаться или не обращаться, в зависимости от своего желания. Нет, они «состояли» «под законом» и, значит, были ответственны перед Богом. Действие закона таково, что «заграждаются всякие уста (буквально – «умолкают»), и весь мир становится виновен пред Богом» (буквально – «обязанным дать Богу ответ»). Никто из людей не может сказать в свою защиту: «Я не подвластен греху», потому что закон, провозглашающий Божии принципы и правила, обнаруживает неспособность людей жить по ним и, значит, их неспособность освободиться от греха.
Итак, закон ни для кого не является средством оправдания в глазах Божиих (сравните 3:28). Да и не с этой целью он был дан. А дан он был для того, чтобы посредством него люди могли осознать свою греховность («законом познается грех»).
II Праведность Бога
Прочитаем текст Писания:
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:21-23).
Как мы можем понять этот текст?
Словами «но ныне» Павел подчеркивает резкий контраст между тем, что было сказано ранее, и тем, о чем он будет говорить теперь. Выше он уже говорил о том, что все люди, без исключения, нуждаются в праведности (Рим. 1:18 по 3:20), а теперь он начинает рассказывать эту тему под другим углом зрения с положительной стороны. В предыдущем, 20 стихе, он начал развивать эту мысль и написал: «делами закона не оправдается никакая плоть». И тут же продолжает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда (т. е. праведность) Божия».
То, что Павел говорит о Божией правде или праведности, было уже известно из Ветхого Завета. Выражение «закон и пророки» часто относится ко всему Ветхому Завету, при этом под словом «закон» нужно понимать первые пять книг Ветхого Завета, а под словом «пророки» — все остальное. В четвертой главе Павел иллюстрирует эту истину примером из Закона (Авраам — Быт. 15:6 сравните с Рим. 4:1-3,9-23) и из Пророков (Давид — Пс. 31:1-2; сравните Рим. 4:4-8). Таким образом, между Ветхим и Новым Заветами нет никакого противоречия.
Праведность Божия открылась независимо от закона, то есть, праведность Божия, которая явилась совершенно независимо от принципа, изложенного в законе (во всем Пятикнижии Моисея) и от понятия людей о послушании через исполнение закона, как средство достижения праведности. Вот так греховности человека, в его тщетных попытках достичь праведности делами закона, Павел противопоставляет праведность Божью, которую Он дарует всем, имеющим веру в Иисуса Христа. Основной смысл церемониального закона состоял именно в том, чтобы показать человеку, что он может получить оправдание не через послушание нравственному закону, а через веру в грядущего Искупителя.
Интересно отметить, что все преимущества, которыми евреи обладали в прошлом, теперь утратили силу, потому что сейчас Бог предлагает оправдание перед Ним всем грешникам, а не только евреям и принявшим иудаизм, однако также на основании их веры в Иисуса Христа, только теперь уже не грядущего, а совершившего искупительную жертву. Поскольку все люди равны в глазах Божиих, будучи «под грехом», то и спасение предлагается всем на одном и том же основании — через веру в Иисуса Христа или посредством веры в Него. Хотя некоторые считают, что было бы правильным перевести это выражение словами не «веру в Иисуса», а «веру Иисуса», так как, по их мнению, здесь имеется в виду вера самого Иисуса, Его верность Богу, Его Святая жизнь и совершенный характер, которые предлагаются как щедрый дар каждому, кто примет Его. Больше того, Его вера означает Его твёрдость и непоколебимость во время страдания на кресте, когда Он добровольно умирал за людей, как Искупитель мира.
Хотя со счетов не стоит сбрасывать и «веру Иисуса Христа» и нашу «веру во Христа». В процессе оправдания участвуют две стороны веры. Вера Иисуса даёт Богу возможность явить Себя праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим. 3:26). Вера Иисуса, это тот канал, через который верующий получает благословение и оправдание. И следует подчеркнуть, что праведность мы получаем не как награду за нашу веру во Христа, а скорее благодаря нашей вере во Христа. Когда любовь и признательность побуждают верующего полностью отдаться милости и воле Божьей, тогда он получает оправдание, то есть, ему вменяется праведность Божия. И когда он ежедневно развивает в себе доверие, послушание и любовь по отношению к Богу, тогда его вера возрастает, позволяя ему всё более и более утверждаться в дарованной ему праведности.
Вера, если так можно выразиться, это рука грешника, которую он простирает для того, чтобы получить милостивый дар от Господа (гл. 5:15). Бог готов дать нам этот дар, но не как награду за наши добрые дела, а исключительно благодаря Своей бесконечной любви к нам. От нас зависит только принять этот дар. И мы сможем его получить, но только лишь через веру.
Поскольку все люди унаследовали через Адама греховную природу (как язычники, так и евреи), то все они сделались грешниками. Нет никакого основания считать, что евреи чем-то отличаются, и что они обладают привилегиями, выводящими их из-под Божьего осуждения (2:12-21; 3:1).
Люди не только подвержены действию греха и совершают его, но все они «лишены славы Божией». Греческий глагол в этом выражении употреблен в форме подчеркнуто продолжающегося действия, так что эту фразу можно было бы перевести как: «находятся в состоянии отчужденности от славы Божией». Другими словами, ни один из людей не может ценой собственных усилий удостоиться причастности к славе Божией. Единственно возможный путь получения праведности — это путь, который открывается через веру в Иисуса Христа. Посредством этой веры, люди вновь приходят в правильные взаимоотношения с Богом (гл. 3:7), получают от Него новое возрождённое сердце и, таким образом, делаются способными через веру жить в послушании Его закону.
III По Его милости
Прочитаем текст Писания:
24 Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:24).
В этом тексте имеются три слова, которые мы не употребляем в бытовой речи, это сугубо богословские термины. Давайте разберем их. Это: «оправдание», «благодать» и «искупление».
Слово «оправдание» применяется еще, кроме богословия, в судебной практике. Человек подозревается в преступлении, но за отсутствием улик его оправдывают. Мы же обычно применяем это слово по отношению к грешникам. А наличия улик против нас достаточно. Оправдание в богословском смысле имеет совершенно иную основу. Мы получаем оправдание не потому, что у нас не нашлось греха, а потому, что со стороны Бога по отношению к нам была проявлена милость.
Чтобы понять и оценить оправдание, а значит и спасение, мы должны осознать, что такое грех и как мы стали грешниками. Ответ приводит нас в Едемский сад. Сотворив Адама и Еву, Бог наделил их свободой нравственного выбора. Они имели возможность повиноваться или не повиноваться своему Создателю. Их выбор, к сожалению, был фатальным — они злоупотребили своей свободой и не послушались Бога. Нарушив волю Божью, Адам и Ева принесли этой земле смерть. Однако Бог, движимый любовью к Своим детям и моральной ответственностью за них, еще до сотворения земли предусмотрел план спасения (см. Ефес.1:4; 2Тим.1:9).
Оправдание возможно только благодаря любви Бога к Своим детям и заботе об их благополучии в этом мире. По Своей благодати Он стремится дать грешникам шанс восстановить с Ним отношения. Вечная жизнь возможна только в союзе с Богом, потому что Он — единственный источник жизни во Вселенной. Оправдание по вере в Бога дает человеку свободу от греха и наказания за него.
Мартин Лютер нашел ключ к тайне праведности. Послание римлянам открыло ему глаза на чудо спасения. Он понял, что никогда и никому не удастся сделать его праведным, добродетельным или счастливым, потому что такова греховная человеческая природа. Праведность можно обрести только посредством искупления. В Послании римлянам дается объяснение: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:23-24).
Только Сам Бог может вернуть человечеству утраченную праведность. Иисус Христос, Сын Божий, был принесен в жертву ради искупления человека и ради того, чтобы наделить его истинной праведностью. Каждый, кто хочет быть праведным, сможет достичь этого только верой и никогда — делами. В этом и заключается благая весть спасения. Только с помощью Иисуса мы сможем освободиться от проблем этого мира и жить праведной, свободной и счастливой жизнью.
Что именно в учении о праведности по вере люди так неправильно понимают? Могут ли Десять заповедей внести ясность в этот вопрос? В Рим.3:28 Павел заявляет, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Это утверждение во многом неправильно понимается. Некоторые люди относятся к спасению слишком легкомысленно, полагая, что вера в Иисуса подразумевает свободу делать все, что захочется. Кто-то яростно обвиняет Павла, считая его лжеапостолом, самозванцем который превращает христианство в религию без всяких правил. В связи с этим некоторые христиане отказываются от трудов Павла и принимают только Евангелия. Это крайнее заблуждение.
Второе слово — это «благодать». Что оно означает? В общих чертах оно выражает чувство симпатии и расположения к другому человеку, которое можно передать такими словами, как доброта, благоволение, добрая воля. Так Иосиф обрёл благоволение, буквально, благодать в очах фараона. Ученики, проповедуя Евангелие, находились в любви всего народа, то есть, пользовались в его глазах благодатью (Деян. 2:47). Когда Иисус был ещё младенцем, благодать Божия была на Нём (Лук. 2:40).
Как выражение благоволения, слово благодать также употребляется в значении дар, оказанная милость, благо или благодеяние. Так Иудеи, придя к Фесту, просили его оказать им милость, буквально, благодать в отношении Павла (Деян. 25:3). Павел говорит о дарах, которые церкви собирали для бедных в Иepycaлиме, употребляя при этом слово дары, в буквальном значении благодать (2Кор. 8:4, 6, 7,19).
Во всех перечисленных значениях слово благодать полностью соответствует тому же слову и с теми же значениями, употребляемыми в других греческих произведениях. Но особый оттенок имеет это слово в Новозаветных Писаниях, а более всего в посланиях Павла, где оно выражает обильную спасительную любовь Божию к грешнику, проявленную в Иисусе Христе. Поскольку люди согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23), то, очевидно, такое благоволение и такая любовь по отношению к rpeшнику со стороны Бога совершенно не заслужена. Люди возмутились и стали против Бога (гл. 1:21, 30, 32), извратили Его истину (18, 25 ст.), стали поклоняться зверям и пресмыкающимся (23 ст.), оскверняли Его образ в своих телах (21 ст.), стали хулить Его имя (гл. 2:24) и даже пренебрегать Божественным долготерпением (4 ст.) Наконец, они убили Его Сына, посланного Им для их спасения. Однако, несмотря на всё это, Бог продолжает проявлять к людям Свою снисходительность и любовь, ожидая, не приведёт ли Его благость их к покаянию (Рим. 2:4).
Это благость Божья в её особом значении, в каком она употребляется в Новом Завете. Это просто благоволение Божие к тем, кто может заслужить Его одобрение. Это Его безграничная, всеобъемлющая, преобразуемая любовь по отношению к грешным мужчинам и женщинам. Это благая весть, открытая в Иисусе Христе, она есть сила Божия ко спасению (гл. 1:16). Благодать является не просто Божьей милостью и желанием даровать прощение, это — действенная, преобразующая сила, направленная на спасение человека (Ин. 1:14).
Третий термин «искупление». Греч, апол`итросис, буквально, выкуп или освобождение путём выкупа. Это греческое слово состоит из двух частей «апо» и «литросис» от родственного «лутрон», что значит выкуп. Слово «лутрон», часто встречающийся термин в папирусных рукописях для обозначения цены рабов, отпускаемых на свободу. Этот термин выражает свободу от рабства, плена и всякого другого зла и включает в себя незначительную цену или выкуп.
Новый Завет ясно учит, что ради нашего спасения был заплачен выкуп или цена. Сам Иисус говорит, что Сын Человеческий пришёл отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45). Павел говорит о Христе как о предавшем Себя для искупления всех (1Тим. 2:6). О христианах сказано, что они искуплены (2Пет. 2:1) или куплены дорогою ценою (1Кор. 6:20). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13). Таким образом, наше оправдание в известном смысле не было даром, так как оно было оплачено достаточно дорогой ценой: страданием и смертью Христа. Но с другой стороны, оно предлагается нам даром, так как оно оплачено не нами, а самим Сыном Божиим.
IV Праведность Христа
Прочитаем текст Писания:
25 Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим.3:25).
В этом тексте мы встречаем греческое слово, имеющее большое значение: «гиласт`ирион». Оно переведено как «умилостивление». Данное слово очень важно для правильного понимания служения Христа, которое Он совершает ради грешников. Христос удовлетворил требования Божьей справедливости. Благодаря этому Бог может даровать раскаявшемуся грешнику прощение его грехов. Давайте рассмотрим это слово, чем его действие так важно для нас.
Слово «умилостивление» стоит в сочетании еще с одним словом «жертва умилостивления». «Которого Бог предложил в жертву умилостивления» — читали мы. Что означает в русском языке слово «умилостивить»? По словарю Ожегова: Умилостивить — склонить к милости, к милосердию. Вот только по тексту не совсем понятно, кто кого склонил к милости, к милосердию. И кто был таким немилосердным, что его надо было каким-то действием склонить к милосердию. Тень падает на Бога Отца.
Дело в том, что слово «гиласт`ирион» имеет такое значение, которое на русском одним словом не передать. Это может означать и «искупительная жертва», и «очистительная жертва». Кузнецова, например, этот текст перевела: «Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему». А в переводе РБО мы читаем: «Своей жертвенной смертью принёс им отпущение грехов через их веру». Однако есть и переводы, в том числе и Синодальный, в которых стоит «жертва умилостивления».
Это важное слово «гиласт`ирион» уже давно обсуждается многими толкователями и разъясняется ими по-разному. Кажущаяся трудность не только в обнаружении точного значение греческого термина, он в разных текстах Писания имеет разные оттенки значения, хотя все они одного направления. В Новом Завете «гиласт`ирион» встречается лишь в двух местах: в данном стихе, разбираемом нами и в Евр. 9:5, где ясно указывается на ту часть ковчега, которую принято называть престолом милости, это золотая крышка ковчега. Над этой крышкой совершалось кропление крови в день искупления (Лев. 16:14-15), благодаря чему кающийся грешник получал прощение. Поскольку эта церемония наиболее священна из всех Иудейских церемоний, она служила прообразом искупительной работы Христа. Поэтому правильное понимание значения слова «гиласт`ирион» как занимающего центральное место в прообразной церемонии искупления, помогает нам уяснить употребление Павлом этого слова относительно жертвы Христа.
Итак, мы видим из Рим. 3:25 более широкий смысл значения слова «гиласт`ирион» — смерть Иисуса на кресте, это средство очищения (от грехов), искупления (от рабства греха), умилостивления и примирения. Однако с каким бы оттенком это слово не употреблялось, оно во всех случаях означает, что посредническая смерть Иисуса Христа оплатила вину греха и сделала возможным прощение и примирение для всех, кто имеет веру во Христа. Это, разумеется, не даёт никакого повода считать, что жертва Христа подобна языческим жертвам и была принесена для того, чтобы умилостивить оскорблённого Бога и добиться у Него снисхождение к грешнику. Искупление через Христа было совершено не для того, чтобы вызвать любовь к тем, которых раньше Он ненавидел, но оно было совершено ради того, чтобы засвидетельствовать любовь, которая уже существовала в сердце Божьем.
В тексте есть еще одна весьма важная информация: «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Каково значение этого выражения?
Цель, которую преследовал Бог Отец в смерти Иисуса Христа, была в том, чтобы явить людям Свою праведность, (т. е. собственную праведность Бога, которая соответствовала бы понятным людям правовым нормам) «в прощении грехов, соделанных прежде». Ап. Павел афинян тоже призывал:
30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян.17:30).
Но тут же возникает вопрос: почему же Бог не всегда наказывал грех в предшествовавшие времена? Означает ли это, что Он не всегда и не вполне праведен? Прежде Павел сказал, что Бог терпел (по-гречески буквально «откладывал» наказание), желая привести людей к покаянию (Рим. 2:4). Теперь же становится понятной и другая истина — Бог долготерпел потому, что предусмотрел смерть Иисуса Христа — в умилостивление за грехи людей. Потому-то и свидетельствует долготерпение Его о милости и милосердии Его, отнюдь не о том, что Он не всегда и не вполне справедлив.
Перед Богом стояла дилемма: как удовлетворить присущую Ему абсолютную справедливость и вытекающую из нее необходимость наказать грешное человечество и — одновременно явить людям Свои милость, любовь и милосердие, вновь возвратив к Себе эти мятежные, отпавшие от Него создания. Решение дилеммы было найдено в жертвенной смерти Иисуса Христа, воплотившегося Божьего Сына, и в принятии верою жертвы Его каждым из грешников. Смерть Христа, которая несла в себе «отмщение» за грех мира, удовлетворила присущую Отцу справедливость, потому что в Сыне грех был осужден, «оплачен» и, значит, Бог справедлив; одновременно она дает Богу возможность каждого грешного человека, который уверует, объявлять праведным.
Заключение
Итак, все Писание пронизано одной мыслью — Бог с нами. Он не оставляет Своих детей. Бог пытается донести до нас эту весть через самых разных людей, одним из которых является Павел. Апостол использует более специфические термины, но суть остается той же — Бог любит Своих детей. Он желает им добра. Он не просто существует, Он находится рядом с нами. Он желает быть частью нашей жизни. Совершая наше спасение, Бог не только освобождает нас от грехов. Он возвращает нас домой, делает нашу жизнь целостной, учит жить заново, возвращает в нашу жизнь Свои мечты и делает их реальностью. Вот что такое благодать.
Пастор Александр Серков
Комментарии (6):
А Петров
| Ссылка на комментарий
Мы часто говорим о Св.духе как личности.И это так..Про Отца и Сына и закон все более менее ясно в уроке.А какова роль Св.Духа в умилостивлении и оправдании,рокаянии?Существуют миллионы баптистов,кальвинистов и прочих любящих Отца и Христа почему они глухи к голосу Св.Духа дарующего понимание истины?
А.Петров
| Ссылка на комментарий
Почему то что было актуально для времени Лютера не производит впечатления на нынешних верующих ортодоксальных церквей?
саша
| Ссылка на комментарий
Разум заполненный церковными догмами не подпускает Духа Святого к себе и к сердцу.
По делу
| Ссылка на комментарий
Саше.Разве у вас нет догм?
саша
| Ссылка на комментарий
По делу, ваше имя сразу показывает вашу значимость. Вы По делу значит и говорите по ДЕЛУ. Но я бы такое имя сменил бы.
Все просто, для тех кто не по делу, кто неразумен в этом мире, кто считает себя первым грешником в этом мире, кто нищий духом и рассчитывает только на милость, то такие люди имеют веру малых детей, для этой категории людей Бог открывает просторы для познания истины, и и как раз эта категория, как пластилин, лепи, что надо из него.
Сразу надо отметить, что знания полезны для человека, когда они опускаются на 30 см. ниже головы, так говорил Христос.
Другие же после 25 летнего служения утверждают,что Царство Бога силою берется, или того хуже доказывают, что вера без дел мертва. Кто эти люди, эти люди засохшая глина.
Но, Бог всех долготерпит, и тех кто примет истину отбросив догмы и тех , кто с догмами костылями не расстанется.
Смотрите, ведь эти люди обмануты собственным умом, их ум выдает одну программу, так как не пластилин. А Бог, для всех опускает барьер спасения еще ниже. Но, и тут пластилин спасется, а глина погибнет.
Да виновен сатана, но и хозяин разума виновен, что позволил, своим же очень умным разумом обмануть себя.
По делу
| Ссылка на комментарий
Саше .Конечно хорошо что вы заботитесь и о других людях , но не плохо бы и вашу проблему решать пока возможно.