Как пророки привлекали внимание людей к своей вести?
Библейские пророки применяли два основных подхода: предсказания будущего и чудотворение. В этих условиях их внешность не всегда играла центральную роль.Например, сын священника Захарии (по-нашему молодой олигарх) Иоанн, прозванный Крестителем, одевался и вел себя как хиппи: вместо брендовых одежд носил верблюжью шерсть и кожаный пояс, ел кузнечиков и дикий мед, из престижного района ушел в пустыню, где на берегу реки выступал перед приходившими к нему зеваками.Использовал приемы культурного шока (учил о национальной катастрофе как Божьем суде, отказал религиозной верхушке в крещении, назвав их змеиным отродьем), хеппенинга (опускал людей в мутную воду в знак религиозно-морального обновления жизни, требовал публичного признания в компрометирующих поступках). Приобретал учеников. Обращался ко всем прослойкам общества: народным массам, религиозным лидерам, силовикам, не жалел и элиту. Отрицал свое мессианство.
Публично обличил царя в женитьбе на чужой жене, за что ему отрубили голову. Такой поступок обеспечил ему широкую известность, симпатии населения и репутацию страдальца за правду.
Другой пророк, Иисус, имел низкое происхождение: родной отец неизвестен, злые языки поговаривают, что Его мать нагуляла ребенка по молодости, но пожилой благочестивый плотник Иосиф, по-видимому, из жалости к девушке решил «накинуть платок на чужие рты» и женился на Марии, пожертвовав ради ее своим добрым именем.
Иисус поднялся за счет образования, хотя диплома не имел. Утверждал, что Его учителем был Сам Бог.
В 30 лет бросил отцовский бизнес, крестился от вышеназванного Иоанна (это дало Ему раскрутку) и подхватил учеников Иоанна накануне его ареста. Так Он сформировал основу Своего движения.
Позиционировал Себя как раввина (учителя Божьего Закона), но не консультировал как юрист, а сосредоточился на общественной деятельности. Основал Свою школу «Царство Божье», путешествовал с проповедями по провинциям Галилеи и Иудеи, собирая общественную поддержку. Делал ставку на чудеса (исцелял больных, воскрешал мертвых, умножал пищу) и яркие выступления: предсказывал разрушение иудейской столицы Иерусалима и ее Храма, называл Себя исполнением древних пророчеств, заявлял, что оппоненты захотят Его убить, но обещал воскреснуть из мертвых на третий день.
Как и Иоанн, троллил общественные авторитеты: царя обозвал лисой (в Библии это символ зла и разрушения), религиозных лидеров — побеленными гробами, высказывал симпатии презираемым социальным группам: женщинам, в том числе легкого поведения, налоговикам, мигрантам, инвалидам, беднякам, одержимым.
При этом общался со всеми, принимал приглашения от высокопоставленных лиц посетить званые ужины, где также устраивал неожиданные сцены (позволил падшей женщине публично распустить волосы (эротический жест), устроить Ему массаж стоп с применением эфирных масел и поцелуями ног, объясняя такой экстравагантный ход формой подготовки Его тела… к похоронам). Лично не носил денег, но ученикам позволял принимать пожертвования от богатых покровителей типа жены управителя царского дворца. Среди Его учеников были представители всех слоев общества: религиозные террористы, рыбаки, налоговики (в том числе бывшие бандиты), экс-проститутки, торговцы, чиновники, римские офицеры…
Подогревая общественное мнение, двигался к столице Иерусалиму. Там настроил против Себя всю элиту, но Его уверенность в Своей правоте завоевала симпатии отдельных лиц и в религиозном суде Синедрионе, и римского прокурора Пилата, и царя Ирода. Однако Он отказался защищать Себя на сфабрикованном судебном процессе, но напротив, демонстративно помог выдвинуть против Себя обвинение в том, что Он приравнивает Себя к Богу.
Пошел на бичевание и распятие, где молился за Своих врагов. Его ученики разбежались. Умер рекордно быстро. В этот момент два авторитетных богача рассекретились в качестве Его последователей, оказали Ему царские почести при погребении и положили Его в родовую гробницу одного из них. Его враги опечатали гробницу и приставили римскую стражу.
Несмотря на эти меры, наряд лучшей армии в мире допустил, что камень оказался отвален, а тело Иисуса исчезло. Разбежавшиеся было ученики вдруг стал стали утверждать, что видели Иисуса воскресшим и вознесшимся на Небо. Уверенность в этом утверждении овладела ими настолько, что они публично присоединились к предшествующему утверждению Иисуса, якобы древние пророки предсказывали Его рождение, жизнь, смерть и воскресение, и радикализировались на глазах: их не смогли остановить угрозы, аресты и репрессии вплоть до смертной казни.
Спустя полтора месяца уже весь Иерусалим обсуждал эти новости. На следующий массовый праздник ученики сумели убедить скептическую массу паломников, что на них сошел Святой Дух и дал им, галилейским провинциалам, возможность мгновенно овладеть многими иностранными языками. Слышавшие их носители этих языков неожиданно согласились с этим заявлением, сочли новое умение апостолов чудом и 3000 человек в один день приняли крещение в знак веры в мессианство Иисуса.
Это малая часть того, что делали библейские пророки, чтобы привлечь общественное внимание. Для этого в первую очередь нужно знать будущее и уметь воскреснуть на третий день. В общем, «ничего сложного».
Максим Балаклицкий